Воспитание патриотизма через краеведческую деятельность
методическая разработка

Григорьева Татьяна Викторовна

Данный материал содержит разработанную учителем пронрамму по патриотическому воспитанию в начальной школе 1-4 классы. Представлены формы и методы работы учителя в данном направлении, календарно-тематическое планирование для каждого класса. Показана совместная работа учителя с городским краеведческим музеем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitanie_patriotizma_cherez_kraevedch._deyatelnost.doc185 КБ

Предварительный просмотр:

                                

Тема  «Воспитание патриотизма через краеведческую деятельность»

Из опыта работы

учителя начальных классов

МАОУ СОШ № 9 г. Боровичи

 Новгородской области

Григорьевой Татьяны Викторовны

высшая квалификационная категория

Педагогический стаж: 33 лет

г. Боровичи

2018

                                                     Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы                                                 переменить Отечество или         иметь другую историю,                                                       кроме истории наших предков

                                                                                                     (А. С. Пушкин)

В настоящее время в обществе отмечается повышенный интерес к возрождению духовности, изучению культуры своего народа, истории страны, малой Родины.

Чем полнее глубже содержательнее будут знания детей, об истории родного края, тем сильнее будет их душевная привязанность к родной природе и земле, и тем действеннее будет любовь к своему народу.

Корни человека - в истории и традициях его народа, в прошлом родного края. Из поколения в поколение передаются вечные ценности: трудолюбие, честность, справедливость, чувство национального достоинства, дружба между народами. У любого народа, должны быть четыре корня, как четыре матери: родная земля, родной язык, родная культура, родная история.

Федеральный закон РФ "Об образовании в Российской Федерации" в качестве основных принципов государственности политики и правового регулирования отношений в сфере образования определяет воспитание взаимоуважения, гражданственности, патриотизма.

В послании Президента Российской федерации В. В. Путина Федеральному собранию РФ сказано: "общеобразовательное учреждение должно воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности, таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Сегодня тема любви к Родине, и ответственности за будущее народа приобретает особое значение. Воспитание патриотизма является одним из основных направлений деятельности по духовно-нравственному воспитанию.

Мощным средством воспитания будущего гражданина - патриота является краеведение, организованное на научной основе.

Краеведческая деятельность устанавливает связь между школой и жизнью, знакомит ребёнка с родным краем, способствует познанию патриотических и духовно-нравственных традиций народа. В этом основа патриотического воспитания.

Краеведение в школе может проводиться как на уроках, так и во внеклассной или внешкольной работе.

Мы не сумеем развить у ребёнка любовь к Родине, не пробудив у него любви к деревьям, цветам, тишине и покою отчего дома. Нам не воспитать в школьнике любовь к народу, не научив его любить окружающих: своих сверстников и взрослых.

Любовь и преданность Родине начинается признательности матери, отцу, бабушке, с ощущения сердечного тепла, которым окружён ребёнок, с его переживаниями, рожденными красотой родных мест. Возможности патриотического воспитания подрастающего поколения, заложенные в краеведческой деятельности, будут реализованы при целенаправленной и систематической работе педагога.

В своей педагогической практике я использую программу "Я познаю мир", совместно составленную с городской библиотекой.

Пояснительная записка

Данная программа рассчитана на учащихся 1-4 классов и направлена на интеллектуальное развитие и возрастание самостоятельности учащихся.

В современной начальной школе детская книга (художественная, научно-популярная) является предметом специального изучения в системе уроков - чтения. Усилить воздействие книги, как средства познания окружающего мира, источника знаний и эмоциональных впечатлений, развивать познавательный интерес школьников – вот задачи, которые мы ставим, совместно работая с детьми. Большую роль в стимулировании познавательного интереса учащихся отводим работе с научно-популярной детской книгой.

Опрос учителей, индивидуальные беседы со школьниками, изучение библиотечных формуляров подтверждают необходимость вовлечения младших школьников в работу с научно-популярной книгой, начиная с первого класса.

Так с работниками городской библиотеки мы составили программу с первого класса и назвали её «Я познаю мир».

Цель – воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.

Задачи:

-формировать в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, всего живого;

- развивать чувство сопричастности к жизни природы и общества;

- формировать личностные качества культурного человека – доброта; терпимость, ответственность;

- воспитывать любовь к своему городу, к своей Родине;

- развивать интерес к познанию самого себя и окружающего мира;

- формировать экологическое и эстетическое поведение в природной и социальной сфере.

Программа рассчитана на 9 часов в год, одно занятие в месяц. Продолжительность занятий 45 минут.

Формы и методы работы

На занятиях используются визуальные, игровые и практические методы работы: видеофильмы, таблицы, рейды, наблюдение и анализ, работа с литературой, дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, экскурсии, учебные прогулки, творческие задания, проблемные ситуационные тренинги, «круглые столы», конкурсы.

Формы педагогического контроля

Соревнования, зачёты, тесты, выставки.

Учебно-тематический план

План мероприятий 1 класс (по программе «Школа России»)

Срок проведения

Тема

Форма проведения

сентябрь

Меж двух столиц мой городок

Час краеведения

октябрь

Река, вода, снег, лёд

Игра-викторина

ноябрь

Что у нас под ногами

Познавательный час

декабрь

Там на небе голубом

Познавательный час

январь

Листики и хвоинки

Игра- путешествие

февраль

Сад на подоконнике

Беседа с элементами викторины

март

Ох уж эти кошки

Конкурсная программа

апрель

Мошки, птички и слоны: все на свете нам нужны

Игра-путешествие

май

Что растёт на клумбе

Познавательно-развлекательная беседа

2 класс (по программе «Школа России»)

Срок проведения

Тема

Форма проведения

сентябрь

У природы нет плохой погоды

Познавательный час

октябрь

Правила поведения и их возникновения

Урок вежливости

ноябрь

Стены Древнего Кремля

Час истории

декабрь

Наступили холода, это к нам пришла зима

Игра-путешествие

январь

Синеокая Ока

Игра-путешествие

февраль

Домашний друг- он самый лучший

Беседа с элементами викторины

март

Знать обязан гражданин, важный номер  01

Беседа

апрель

Космос таинственный и загадочный

Познавательный час

май

Лесные опасности

Экологический час

3 класс (по программе «Школа России»)

Срок проведения

Тема

Форма проведения

сентябрь

Стоял на крепкой ножке, теперь лежит в лукошке

Беседа с элементами викторины

октябрь

Не болейте никогда

Познавательный урок

ноябрь

Вода – наша спутница всегда

Познавательный час

декабрь

«Потомство моё прошу брать мой пример» (А.В. Суворов)

Час истории

январь

Игры выстроились в ряд все они на зимний лад

Игра по станциям

февраль

По знаменитым странам мира

Игра-путешествие

март

Таинственный дар земли

Час интересного сообщения

апрель

Что такое деньги

Час истории

май

Не шалите на дороге, берегите руки, ноги

Игра по станциям

        

4 класс (по программе «Школа России»)

Срок проведения

Тема

Форма проведения

сентябрь

Екатерина Великая

Час истории

октябрь

Славные символы России

Час истории

ноябрь

Книгопечатное чудо

Час истории

декабрь

Наша Новгородская земля

Игра по станциям

январь

Отечества умножить славу (В.М. Ломоносов)

Час истории

февраль

Путешествие в эпоху средневековья

Рыцарский турнир

март

Нас так много на земле, но мало во вселенной

Экологический час

апрель

Страна, открывшая путь в космос

Беседа с элементами викторины

май

Войны священные страницы навеки в памяти людской

Обзор книг

Содержание программы

Определено образовательной программой и программой дополнительного образования «Мир вокруг нас» с учётом способностей и интересов учащихся и их творческих возможностей.

В программе выделяются следующие темы: «Природа», «Жизнь города», «Здоровье и безопасность», «Общение», Путешествия», «Страницы всемирной истории».

Первоклассники учатся задавать вопросы об окружающем мире. Учебное содержание выстраивается по схеме: мир живой природы, растения, животные, мир людей и созданных им предметов, наше здоровье и безопасность, экология.

Во втором классе выделяются несколько содержательных линий. Первая – ознакомление с природой, где предусмотрено формирование важных природоведческих понятий: природа живая и неживая, дикие и домашние животные. Вторая – знакомство с жизнью общества на примере своего города. Третья – включает вопросы, связанные с безопасной жизнедеятельностью ребёнка, и нацелена на формирование соответствующих умений и навыков.

В третьем классе систематизированы и последовательно рассматриваются природные компоненты (воздух, вода). Дети получают представления об обществе, его устройстве, взаимосвязях между человеком и обществом, обществом и природой. Материал представлен в форме путешествий по странам.

В четвёртом классе в центре внимания находится Россия – её природа, история. При этом дети получают представление об истоках современных экологических проблем и способах их решения. Дети изучают свой край – как часть большой страны.

Прогнозируемые результаты

Прогнозируемый результат: сформированный на этапе начального образования школьник-читатель.

Очень важно для нас, проводя такие мероприятия включать каждого школьника в активный, самостоятельный познавательный процесс.

Привлечение читательского опыта школьников, использование возможностей научно-популярных книг являются важной особенностью организации обучению и формированию основ читательской самостоятельности. Такие мероприятия приносят детям неоценимую пользу. Они с удовольствием воспринимают предлагаемый материал и с охотой стараются почитать по данной теме больше книг. После таких занятий у них пробуждается желание как можно больше узнать о реальном окружающем мире.

Отбор фактического материала определяется его доступностью для учащихся данного возраста. При отборе учебного материала руководствуемся следующими критериями:

1.литературное произведение должно по своей ёмкости отвечать программным требованиям;

2.содержание текста строится на точном, научном материале;

3.познавательный материал произведения должен быть доступен детскому возрасту, восприятию, занимательный;

4.новые познания должны опираться на жизненный опыт ребёнка, на его предыдущим знания.

Условия реализации программы

 Обучение происходит в учебном зале, в котором оборудованы уголки безопасности и оснащенном наглядными пособиями, плакатами, макетами игр.

1 раз в месяц по данной программе мы посещаем библиотеку и проводим совместное мероприятие.

С древних времён патриотизм в России всегда становился одним из главных приоритетов. Он поддерживался народными сказками, былинами, песнями, сказаниями, где добро всегда побеждает зло, а герои справедливы и сильны духом. Через фольклор русский народ из поколения в поколение передавал сою любовь к Родине. Вот почему так важно знакомить детей с этими произведениями не только на уроках чтения и классных часов, а и во внеурочной деятельности, посещая городскую библиотеку, музей, горницу в Доме Народного Творчества. У школьников формируется чувство гордости за исторические прошлые страны. При этом сам краеведческий материал на уроках использовать фрагментально: в тексте на уроках русского языка, в заданиях по математике, в беседах на литературном чтении, истории, окружающем мире.

В ходе краеведческой деятельности советую ребятам наблюдать за птицами, собирать гербарии, чтобы потом школьники могли использовать свои наблюдения на уроках литературного чтения, окружающего мира, демонстрируя с помощью информационно-компьютерных технологий и своих презентациях различные виды растений и животных края.

Всем классом принимали участие в Программе Боровичи-03. Стали активными участниками Слёта птиц. Детьми с родителями было изготовлено 19 скворечников и развешаны около школы. Теперь школьная аллея полна щебетанием птиц. Зимой систематически развиваем кормушки, ведём подкормку птиц.

Постоянно принимаем участие в областном конкурсе "Страна Див". Прошлый год 14 учащихся были награждены дипломами участников.

В соответствии с требованиями ФГОС НОО в курсе окружающий мир ребятам также даются сведения о государственных праздниках Конституции Российской Федерации, правах ребёнка, государственных символах России: флаге, гербе, гимне. Этот учебный материал имеет большое значение для патриотического воспитания учащихся, а использование ИКТ этих тем, делает учебный процесс более интересным и познавательным.

Большое внимание в краеведческой работе уделяется экскурсионной деятельности. Экскурсии на предприятия, в музей, прогулки, туристические поездки по Новгородской области помогают учащимся лучше узнать родной край.

Вместе с тем         ИКТ (информационно-компьютерные технологии) позволяют ребятам совершать путешествия, не покидая стен школы. Благодаря фото и видеосюжетам школьники могут почерпнуть много интересного и познавательного о самых удалённых уголках края и всех предприятиях области.

Ведь известно, что пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. Поэтому чувство любви к родине следует пробуждать с детства, тогда яркие, незабываемые впечатления останутся в детской памяти на всю жизнь. Благодаря тесному сотрудничеству с музеем и проводя на базе его уроки ИЗО, технологии, литературного чтения, каждый ребёнок может узнать для себя что-то новое, интересное, проявить индивидуальные особенности, творчески реализовать себя.

Зарождаясь из любви к своей малой Родине, патриотические чувства, пройдя целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознания к своему Отечеству (Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации). В решении задач патриотического воспитания большое значение имеет музей. Музей - это дверь в прошлое и окно в будущее. В прошлом учебном году мы дали 5 уроков на базе городского краеведческого музея по сетевому договору, а нынче запланировали 10.

Он является важным элементом социализации, во взаимодействии с которым создаются условия для духовно-нравственного развития и воспитания. Наши дети гордятся с тем, что живут в городе с удивительной, интересной историей, что их личная история и история их семьи являются частью истории родного края.

2018-2019 гг.

1. ИЗО. «Представление о связи архитектуры с природой. Архитектурные памятники региона, их история» 1час, 3 класс.

2. ИЗО. «Ведущие художественные музеи России и своего региона» 1 час, 3 класс.

3. ИЗО. «Промыслы и ремесла в Боровичском уезде.» 1 час, 3 класс.

4.Технология. «Создание проекта народный костюм» 1 час, 3 класс.

5. Технология. «Современный информационный мир. Работа с доступными источниками информации. Книги, музеи, интернет, видео (практическая работа)» 1 час, 3 класс.

6. Технология. «Информационные технологии. Книга как древнейший вид графической информации (практическая работа)» 1 час, 3 класс.

2019-2020

1. Окружающий мир 4 класс - «Что такое культура. Ценности культуры. О чём рассказывают летописи»

2. Окружающий мир 4 класс - «Творчество писателей»

3. Окружающий мир 4 класс – «Творчество композиторов и художников»

4. Окружающий мир 4 класс - «Искусство России ХХ века»

5. Окружающий мир 4 класс – «Произведения художников России»

6. Окружающий мир 4 класс - «Особенности народной архитектуры разных регионов земли, зависимость народной архитектуры природных условий местности. Фотосъёмки архитектурных сооружений»

7. ИЗО 4 класс - «Представление о народном декоративном орнаменте, создание своего орнамента с использованием элементов орнамента конкретного региона (народности). Передача на плоскости и в объёме характерных особенностей предмета»

8. ИЗО 4 класс - «Роспись силуэтов предметов быта (утвари) по мотивам народных орнаментов». Объяснение сходства и различий в традициях разных народов (в сказках, орнаменте, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом).

9. ИЗО 4 класс - Проведение под руководством взрослого исследования по материалам народного искусства своего региона. Создание композиции «Мы под радугой живём в стране мастеров».

10. ИЗО 4 класс – «Представление о народном декоративно-прикладном искусстве. Нахождение особенного в каждом виде народного искусства».

Многие годы в качестве классного руководителя я тесно сотрудничаю с музеем. Благодаря этому сотрудничеству, я поставила цель в краеведческом образовании создать условия для духовно-ценностной и практической организации ученика в окружающем микромире города, края, содействовать общему развитию ребёнка. Организация достижения этой цели обусловлена, прежде всего, возрастными познавательными возможностями детей.

Работа по краеведению проходит в два этапа: 1-краеведческий курс, который способствует осознанию ребёнком важности окружающего микромира; 2 - в достижении целей краеведческого образования - внедрение краеведения в различные учебные дисциплины.

В младшем школьном возрасте начинается длительный процесс познания тех нравственных ценностей, которые лежат в основе патриотизма.

В связи с этим я представляю программу "Наш город и мы". По этой программе я работаю, привлекая и родителей.

Цель программы:

- создать условия для воспитания школьников города в духе патриотизма;

- сформировать у ребёнка социально-активную направленность в работе;

- привить им духовно-нравственные качества и сориентировать детей на путь творчества и саморазвития.

Задачи:

- развивать у детей активную жизненную позицию, используя различные формы деятельности;

- воспитать в них любовь к родине, родному краю, традициям русской  культуры;

- благотворительные акции

- музыкально-литературные праздники;

- выставки детских творческих работ;

- викторины;

- конкурсы и игровые программы;

- мероприятия, посвященные знаменательным датам;

- поздравительные акции;

- уроки мужества;

- часы поэзии и песен военных лет;

- конкурсы рисунков;

- встреча с ветеранами;

- смотр строя и песни;

- конкурсы чтецов;

- проекты Олимпийские чемпионы

- Герои Советского Союза - наши земляки.

Программа работы по краеведению "Наш город и мы" разработана для следующих задач:

- сформировать у учащихся начальной школы знания по истории родного края, города, о культурных, политических и экономических особенностях;

- воспитать у детей интерес к познанию и сохранению культурных ценностей своего народа;

- способствовать развитию чувственного опыта учащихся.

Актуальность программы заключается в необходимости формирования патриотических чувств младших школьников в современных условиях расширяющегося информационного пространства и создания предпосылок для их исследовательской деятельности. Создание данной программы рассчитано на учащихся начальной школы. Темы занятий из года в год повторяются, только углубляется материал и усложняются формы работы. При этом широко используются местные ресурсы: краеведческий музей, культурные учреждения и предприятия города, памятные места. Курс программы рассчитан на четыре года обучения.

Применяю в работе:

- уроки-лекции

- уроки-встречи

- викторины

- конкурсы

- экскурсии по городу в парки и музеи

- походы.

На основе увиденного учащиеся готовят сообщения, проекты, доклады. Важная составляющая краеведения элементарная поисково-исследовательская деятельность, проводимая учащимися в соответствии с заданием или инструкций учителя.

Ожидаемые результаты:

Учащиеся должны получить знания по краеведению, определить место и значение родного города в развитии Новгородской области, России и овладеть следующими умениями и навыками:

- самостоятельно подбирать литературу по теме;

- работать в читальном зале библиотеки;

- выступать с докладом и сообщениями;

- работать в семейных архивах;

- анализировать и синтезировать необходимую информацию;

- сравнивать и обобщать факты.

Содержание программы

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Форма проведения

1-й класс

"Наш город" 1 класс

5 ч

Улицы нашего города

1 ч

рисунки

Памятные и исторические места

1 ч

экскурсии

Профессии людей, занятых на производстве, в строительстве, сельском хозяйстве, на транспорте

1 ч

устный рассказ

Название моего города

1 ч

история

Предприятия города, района, области

1 ч

экскурсия

"Природа и мы"

6 ч

Природа моего города

1 ч

посещение парков

Наблюдение за птицами нашего края

1 ч

рисунки, рассказы

Охрана птиц зимой

1 ч

практическая деятельность по изготовлению кормушек

Растения и животные лесов, полей, лугов, родного края

1 ч

рисунки, лепка, прогулка, сообщения

Водоёмы родного края

1 ч

рисунки, лепка, прогулка, сообщения

6.

Дары леса

1 ч

экскурсия

2-й класс

"Наш город"

8 ч

О чём говорят названия улиц

поисковое задание

Посещение зрелищных учреждений

кинотеатры, цирк, выставки

Альбом (устный журнал). Знай и люби свой город

рисунки, сочинения, мини-доклады

Боровичи-малая Родина

литературно-музыкальный вечер

Основные достопримечательности города: памятники, парки и др. Главная площадь города

рисунки, экскурсии по городу

Транспорт города. профессии людей, работающих на транспорте. Правила поведения в транспорте

беседа, прогулки, по отдельным местам города

"Природа и мы"

8 ч

Ядовитые растения края

беседа

Местные лекарственные травы, правила их сбора

викторина

В подводном царстве

экскурсия на реку

Птицы нашего края

конкурс рисунков

Однодневный поход "Зимние забавы"

наблюдение в природе, подвижные игры на свежем воздухе

Закаливание организма в разное время года

беседа, загадки, игры

Природа и наше здоровье

выставка фотографий

Исчезающие виды птиц нашей области

составление "Красной книги"

3-й класс

"Наш город"

9 ч

Исторические места города, посёлка, микрорайона

прогулки, экскурсии

Промышленные предприятия города

заочная экскурсия по городу, фронтальная беседа

Новые стройки города

выставка фотографий

Знай, люби и гордись своим краем

урок-практикум

Выявление экологической ситуации в городе, сопричастность каждого к будущему города

экскурсия по городу

Особенности, назначение и зависимость от изменений в природе сезонного труда людей своего города

рисование

На пути духовного возрождения христианство в Боровичах

беседа, экскурсия, экскурсия в храм, монастырь

Знаменитые земляки

поисковое задание

Великая Отечественная война в истории моего города, области, моей семьи

составление альбома памяти, практическая работа, индивидуальная работа

"Природа и мы"

7 ч

Экологическая тропа. В лес за здоровьем!

прогулка-экскурсия, наблюдения за изменениями в природе, беседа о лекарственных и ядовитых растениях нашего кря

Охрана растений и животных. Некоторые виды, включённые в "Красную книгу" нашей страны, а также другие охраняемые виды данной местности

обзор литературы по данной теме, беседа, экскурсии, сообщения

Крупные реки и города Новгородской области

заочное путешествие

Роль заповедников, охраняемых растений и животных

беседа

Природа родного края

урок-практикум

Тайны леса

выставка фотографий

Что растёт на территории школы

тесты

4-й класс

"Наш город"

9 ч

Малая Родина

сочинение

Мы - дети разных народов, Родина у нас одна

утренники, праздники

Знакомство с духовной жизнью края

экскурсия по святым местам, пешие прогулки

Мы хозяева своей страны

рисунки

Особенности труда людей моего города

устный рассказ, сообщение

Знакомство с произведениями литературы и искусства авторов нашего края

экскурсия в библиотеку, сочинение

Творчество писателей и поэтов нашего города, края

обзор периодической печати по теме, индивидуальные сообщения, чтение художественной литературы, беседа по прочитанному, экскурсия в городской музей

Коренные жители города

беседа

  9.

Земляки-герои Великой Отечественной войны

поисковое задание, чтение "Книги памяти"

"Природа и мы"

6 ч

Экскурсия в тепличное хозяйство города

экскурсия, беседа

Пропаганда правил по охране природы

утренник, выпуск газет, листовок, памяток, плакатов

Практическая деятельность по оздоровлению окружающей среды

экологический десант в парк, озеленение пришкольного участка

Я строю дом в лесу

творческая игра

Местные полезные ископаемые

сбор образцов

Овощные и злаковые культуры родного края

викторина

Проведенные формы работы с детьми способствуют активизации познавательного интереса к краеведению, формированию осознанного отношения к ценностям родного края, воспитанию гражданских чувств и прежде всего любовь к родному городу. ИКТ активно внедряется в образовательный процесс, пополняется копилка материалов по различным разделам учебно-воспитательной деятельности, центром которой является патриотическое воспитание. Компьютерные технологии помогают сегодня проводить воспитательную работу на современном уровне.

Д. С. Лихачёв писал "Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знанию о них, приучает их интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Это самый массовый вид науки; в сборе материалов могут участвовать и большие учёные, и школьники. Краеведение -прекрасная школа воспитания гражданственности". Эти слова как нельзя лучше говорят о роли краеведческой работы и воспитании патриотов своей родины, а в конечном итоге граждан своей страны.

Педагогическое взаимодействие школы и семьи в патриотическом воспитании способствует развитию у учащихся патриотических качеств и умению организоваться в социальный и культурной жизни общества. В качестве форм работы с семьей по патриотическому воспитанию выделяю:

- родительские собрания

- проведение совместных внеклассных мероприятий

Отдельно выделяю работу по краеведческой деятельности.

Мероприятия, организованные совместно с родителями, способствуют сплочению членов семьи, воспитанию у ребёнка чувства гордости за свою семью, осознанию им своей принадлежности к определённой социальной группе (ты - член семьи).

Взаимодействие детей с родителями на разных этапах краеведческих исследований способствуют бережному отношению к традициям и  их сохранению, помогает укреплению связей между поколениями.

Семьи принимают участие в проведении:

- Кто такие наши предки? (беседа)

- Мои семейные обязанности? (ролевая игра)

- Золотые руки моей семьи. (выставка)

- Я горжусь своей семьей. (собрание)

- Мой дом, моя крепость. (занятие)

Совместно с родителями представляют историю самой дорогой вещи своей семьи. Если невозможно принести в класс, то могут нарисовать, сфотографировать. Рассказывают историю появления памятной вещи в семье, и событиях, связанных с ней.

Анкетирование родителей может вносить коррективы в план внеурочной работы по краеведению.

Результаты внеурочной деятельности по направлению патриотического воспитания, отражаются в альбоме, куда помещаются рисунки, фотографии, сочинения детей и родителей.

В процессе этой работы у учащихся формируются эмоционально-положительное отношение к тем местам, где они родились, живут; развивается умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, возникает желание узнать больше о своём крае, стремление заботиться о его процветании.

Большую роль во внеурочной деятельности по изучению родного края играют пешеходные прогулки по улицам, экскурсии на предприятия, участие в культурно-просветительских мероприятиях, посещение памятных мест. Они позволяют учащимся получить яркие впечатления о своей малой родине, ближе познакомиться с её достопримечательностями, улицами, жилыми домами, общественными знаниями, узнать об их истории и современном культурном значении.

По названиям улиц можно изучать историю своей страны. Так одна из улиц носит название .....

Во время экскурсий по родному городу внимание учащихся обращается на поэтичность и благозвучность названий многих улиц.

Во время экскурсий расширяются знания учащихся о содержании труда работников социальной сферы и его значения для местных жителей.

При этом школьники учатся ориентироваться на улицах города, осваивают правила дорожного движения, нормы поведения в общественных местах.

Очень важный момент-подведение итогов экскурсий. Учащиеся отражают свои впечатления в сочинениях, рисунках, отчётах.

Результатом работы - коллективная работа - рукописная книга: "Что такое малая Родина".

Реализация в краеведческой работе направлений: ...

начинается с посещения музея, экспонаты которого будут изучать на протяжении всех лет обучения в школе.

Традиционными являются тематические экскурсии ...

После каждой экскурсии ученики делают записи о своих впечатлениях. По итогам посещения проводятся мини-викторины по содержанию экскурсий, причём вопросы могут составить сами дети.

Осуществление краеведческой работы в тесной связи с общественно важными событиями, календарными праздниками повышает её социальную значимость.

Ко Дню защитника Отечества приурочено занятие-

Ко Дню Победы-

К Масленице-

К Новому году-

К Дню космонавтики-

К Рождеству-

Участвуя в подготовке и проведении этих мероприятий, школьник изучают значительный объём материала краеведческой направленности и активно прощаются к нашим местным и российским традициям.

Реализация ещё одной содержательной линии краеведческой работы - "Мы и природа"- предусматривает изучение природы родного края, развитие экологического мышления во время прогулок и экскурсий в природу, через практическую деятельность учащихся (заготовка корма для птиц, подкармливание в зимнее время, развешивание кормушек).

На занятиях, которые проводятся после практических работ и экскурсий, систематизируются и обобщаются полученные на них знания, делаются важные выводы, экологического характера, принимаются решения, связанные с подготовкой и проведением мероприятий по защите и охране родной природы.

Осуществление краеведческой работы в рамках направления ... "Мы и природа" связано с выполнением индивидуальных и групповых заданий исследовательского характера. Например:

-исследовать чистоту воздуха;

-изучить состояние растительности в тех районах города, где живут учащиеся.

Предусмотрено создание плакатов, рисунков, написание мини-сочинений, свода правил поведения в различных природных сообществах, разработка экологических проектов.

Формы по краеведению (конкурсы, олимпиады, выставки творческих работ, фото коллекция).

Для активизации познавательной деятельности учащихся при изучении краеведческого материала подготовлены презентации:

Хорошим приёмом привлечения родителей к краеведческой работе с детьми является использование презентацией при проведении родительских собраний.

Результаты краеведческой работы систематически отражаются в классном уголке. Учащиеся и родители в местных газетах следят за выпуском в них материалов краеведческого характера. Они собирают такой материал и выступают с сообщениями на уроках по окружающему миру, литературе, чтению, технологии, ИЗО.

Классный уголок оформлен снимками с замечательными видами нашего города.

Осуществление краеведческой работы во внеурочное время располагает большими возможностями для патриотического воспитания учащихся. Краеведческие знания помогают по новому взглянуть на привычные вещи. Они (учащиеся) стремятся ещё больше узнать о своей семье, городе, крае, стране.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание патриотизма через знакомство с национальными традициями мордовского народа в условиях поликультурной образовательной среды.

Выступление на Всероссийской научно-практической конференции с международным участием "Образование и воспитание младших школьников в условиях поликультурного региона"...

Воспитание патриотизма через краеведение во внеурочной деятельности «Мар-Кюель- мой родной край»

     Осуществление патриотического воспитания предполагает использование различных средств обучения: уроков, внеклассных работ, практических работ, исследовательских работ, бесед, интервью, экскурсии,...

Нравственное воспитание школьников через проектную деятельность

Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром. Это подготовит ребят к вступлению во “взрослую” жизнь, с ее нормами и требования...

Духовно - нравственное воспитание школьников через внеурочную деятельность..

Мы живем в сельской местности, где низкий уровень культуры, кроме клуба и библиотеки ничего нет. Это сказывается на развитии способностей, уровне знаний и кругозоре детей. Сегодня от школы зависит - к...

Воспитание патриотизма через историческое наследие и русскую поэзию

В данном методическом пособии собран материал о городах героях Великой Отечественной Войны и стихотворения об этих городах русских поэтов 20 века. Данная работа позволяет глубже познать историю и лучш...

Развитие у младших школьников активной гражданской позиции и патриотизма через внеурочную деятельность совместно с различными организациями нашего города.

В статье говорится, как через внеурочную деятельность прививать чувство патриотизма, воспитывать личность с активной жизненной позицией....

Статья "Патриотическое воспитание младших школьников через краеведческую деятельность"

В статье рассматриваются направления и формы организации краеведческой работы с младшими школьниками. Авторы представляют опыт работы по реализации задач патриотического воспитания через проведение со...