Нравственное воспитание школьников через проектную деятельность
методическая разработка (3 класс) на тему

Мавлеткулова Альмира Шамситдиновна

 

Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром. Это подготовит ребят к вступлению во “взрослую” жизнь, с ее нормами и требованиями, привьёт им оптимистическое восприятие жизни, сделает их коллективистами, стремящимися сделать нашу землю еще лучше.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нравственное воспитание школьников через проектную деятельность

Мавлеткулова Альмира Шамситдиновна

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №1 ЗАТО Межгорье Республика Башкортостан

Проблема нравственного воспитания остаётся сегодня очень актуальной. Груз проблем, доставшихся на долю нашего времени, очень тяжёл. Конец 2-го тысячелетия был ознаменован экологическими катастрофами, влекущими за собой разрушение экологического равновесия в физическом и нравственном здоровье  людей. Ужасными проявлениями социальных и экономических катаклизмов является  возросшая детская преступность, цветущая пышным цветом и трудно искореняемая наркомания, алкоголизм.

Следствием этого   выступают бездуховность,  переоценка ценностей, потеря нравственных ориентиров подрастающего поколения и, следовательно, общества в целом.

Источником нравственных знаний является прежде всего жизненный опыт людей. Из поколения в поколение передавались советы, наставления потомкам, как жить в мире и согласии, избегать зла и несправедливости.

        Вопросы о решающей роли нравственного  воспитания  в развитии и формировании личности осознавались и ставились в обществе с давних  пор.         Воспитанию нравственных чувств в истории русской, советской и прогрессивной зарубежной педагогики всегда уделялось большое внимание. В трудах К.Д.Ушинского отмечается, что дети рано начинают чувствовать доброту и справедливость со стороны взрослых, сверстников и чутко реагируют на различные проявления недоброжелательности к ним.

Под «нравственным воспитанием» понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него

 нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности,

гражданственности, патриотизма) ;

- нравственного облика (терпения, милосердия, кротости) ;

-  нравственной позиции (способности к различению добра и зла,

   проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению

   жизненных испытаний)

Говоря о нравственном воспитании, необходимо отчетливо представлять себе, что жизнь и общество вкладывают в понятие «нравственность» и  «воспитание»

В словаре Ожегова мы можем прочитать, что нравственность — это «правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, проявляющихся в его поведении, поступках».

«Воспитание — это постепенное обогащение ребёнка знаниями, умениями, опытом, это развитие ума и формирование отношения к добру и злу, подготовка к борьбе против всего, что идёт вразрез с принятыми в обществе моральными устоями».

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества.

«Родной край, его история,» – писал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, – «основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества».

Общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров. А есть эти ориентиры там, где хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории.

Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованию. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника.

Ребенок школьного возраста, особенно в начальной школе, наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. А вот недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью.

Нравственное воспитание младшего школьника происходит главным образом и прежде всего в процессе обучения.

Урок – место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. Разнообразие предметов даёт возможность каждому ребёнку проявлять в учении сильную сторону своей индивидуальности.

На уроке постоянно возникают определённые деловые и нравственные отношения между учащимися. Решая общие познавательные задачи, поставленные перед классом, учащиеся общаются между собой, влияют друг на друга.

В образовательный процесс нашей школы № 1 успешно вошел такой вид воспитательной работы, как проектная деятельность. Метод проектов относят к педагогическим технологиям 21 века как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире постиндустриального общества

Проекты предполагают совместную работу   обучающихся и родителей, что помогает налаживанию отношений в семье, воспитанию взаимопомощи, уважительного отношения младших к старшим членам семьи.

Я считаю, что именно в проектной деятельности младшие школьники осуществляют поиск решения личностно значимых проблем, основываясь на интегрированных знаниях, метапредметных умениях, субъектном опыте, способностях.

В проектной деятельности у обучающихся систематизируются нравственные знания, происходит становление их нравственных чувств, совершенствуется опыт нравственного поведения

Несколько слов о тех проектах, над которыми я и мои ребята работали

в прошлом учебном году с точки зрения нравственного воспитания.

  Первый проект назывался «Моя малая Родина».

Здесь мы совместили учебную и  внеурочную деятельность, т.к. уже на 16 стр. учебника  «Окружающий мир» была тема- проект «Моя малая Родина».

 Предварительно на первом родительском собрании я рассказала родителям об этом новом виде деятельности для первоклассников- проектной деятельности, какую помощь могут оказать родители детям при работе над проектами.

Обсудив с детьми данную тему, проведя беседу о нашей малой Родине, я в доступной форме объяснила детям, что такое «проект» , как работать над ним. И уже на следующий урок дети стали приносить готовые работы. Самым интересным пунктом работы над проектом для детей стала защита своих проектов. С интересом, непринужденно ребята рассказывали о своей малой Родине (о городке, в котором они живут, о тех местах, где побывали со своими родителями летом), показывали фотографии, рисунки. И я поняла, что дети принимали непосредственное участие в работе над этим проектом.

Следующий проект, над которым мы с ребятами работали, был посвящен Дню Матери. Выходом этого проекта был утренник, где ребята говорили о своих мамах.

При работе над проектом «Моя семья» я предложила детям составить рассказ о своей семье, воспользоваться фотографиями из семейного альбома или просто нарисовать свою семью. Выходом этой работы стало участие ученика нашего класса Гайсина Шамиля в школьной научно-практической конференции, где он занял первое место.

Еще один ученик нашего класса Шаяхметов Азат принял участие в научно-практической конференции, где он выступил с проектом « Русская матрешка-символ Российского государства» и занял первое место в школьной и городской научно-практической конференции.

Я считаю, что эти проекты, над которыми мы с детьми работали, действительно способствуют нравственному воспитанию обучающихся.

              Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь. Призовем ли мы их к Свету или оставим во тьме неведения? От этого зависит наш завтрашний день. Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Очень хочется, чтобы детство наших детей было счастливым. Взгляните на детские рисунки. Там всегда нарисовано большое оранжевое солнце, синее-синее небо, густая зеленая трава. Удивительное восприятие мира у наших детей!   И нам, взрослым, важно найти гармонию

между нашей взрослой успокоенностью и ребячьей взволнованностью, чтобы не погасли искорки доверия и взаимопонимания в глазах наших детей.

Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром. Это подготовит ребят к вступлению во “взрослую” жизнь, с ее нормами и требованиями, привьёт им оптимистическое восприятие жизни, сделает их коллективистами, стремящимися сделать нашу землю еще лучше.

Список литературы

1.Адамова А.Г. Духовно-нравственное воспитание младших школьников – М, 2008.

2.Безрукова В.С. Проективная педагогика – Екатеринбург, 1995.

3.Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка

4.Полянина Н.Б. Проектная  деятельность в начальной школе – Ростов н/Д  2010

5.Ушинский К.Д. Труд в его психическом и воспитательном значении //

6.Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. Т.2 – М., 1988

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно - нравственное воспитание школьников через внеурочную деятельность..

Мы живем в сельской местности, где низкий уровень культуры, кроме клуба и библиотеки ничего нет. Это сказывается на развитии способностей, уровне знаний и кругозоре детей. Сегодня от школы зависит - к...

Духовно-нравственное воспитание младших школьников через проектную деятельность

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Школа ...

Проектная работа по методической теме «ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

В своей публикации я поделилась опытом работы по проектной деятельности в 1-4 классах....

Воспитание экологической культуры младшего школьника через проектную деятельность.

Острота современных экологических проблем выдвигает перед школой задачу большой экономической и социальной значимости: воспитание молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природ...

Экологическое воспитание и образование младших школьников через проектную деятельность в условиях реализации ФГОС нового поколения.

Обобщение педагогического опыта по экологическому воспитанию младших  школьников через проектную деятельность в сельской малокомплектной школе....

Духовно-нравственное воспитание младших школьников через проектную деятельность.

quot;Духовно-нравственное воспитание младших школьников через проектную деятельность."...