Духовно - нравственное воспитание школьников через внеурочную деятельность..
статья на тему
Мы живем в сельской местности, где низкий уровень культуры, кроме клуба и библиотеки ничего нет. Это сказывается на развитии способностей, уровне знаний и кругозоре детей. Сегодня от школы зависит - каким человеком станет в будущем ребенок - добрым или злым, высокоморальным или безнравственным, честным или преступником. Раскрытию способностей ребенка, ранней профориентации и духовно- нравственному воспитанию спсобствует именно внеурочная деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dukhovno-_nravstvennoe_vospitanie_v_shkole.docx | 22.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Духовно-нравственное воспитание школьников
во внеурочной деятельности.
Учитель начальных классов
МБОУ «Мотызлейская ООШ»
Устимкина Татьяна Алексеевна
Проработав в школе более 20 лет, я могу с уверенностью сказать, что школа даёт хорошее общее образование, но ребенок не может только учится, он должен еще и развиваться как личность, уметь жить в социуме. Но мы живем в сельской местности, где низкий уровень культуры, кроме клуба и библиотеки ничего нет. Это сказывается на развитии способностей, уровне знаний и кругозоре детей, что часто ведет к заниженным требованиям к получаемому образованию. Простейшие арифметические подсчёты показывают, что не менее 150 дней в году ученик свободен от школьных занятий. Но ребёнок никогда не бывает свободен от самого себя. И мы, взрослые, не имеем права лишать ребёнка возможности предпочесть среду, где он может проявить себя и овладеть способами разумной жизни. А также не всегда можем предоставить ребенку занятие по его интересам. Причин этому много:
- У нас нет возможности посещать театры и музеи.
- Многим не позволяет отправить ребенка в музыкальную школу или в спортивную секцию в район материальное положение.
- Взрослые заняты работой, и не могут сопровождать детей и т.д.
Сегодня в большей степени от школы зависит, каким человеком станет в будущем ребенок – добрым или злым, высокоморальным или безнравственным, честным или преступником.
Но ребенку нужно не только общее образование очень важное и значимое, но развитию личности, раскрытию его способностей, ранней профориентации и духовно-нравственному воспитанию способствует именно внеурочная деятельность.
Что такое внеурочная деятельность? Внеурочная деятельность - это «…образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы ОУ (прежде всего личностных и метапредметных).
Цель внеурочной деятельности в нашей школе: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций. Сегодня в нашей школе есть все условия для духовно-нравственного воспитания детей через внеурочную деятельность.
Внеурочная деятельность в нашей школе ведется по 5 направлениям:
1. Спортивно-оздоровительное: кружковая работа, организация походов, экскурсий, «Дней здоровья», подвижных игр, «Весёлых стартов», школьных спортивных соревнований; проведение бесед по охране здоровья; применение на уроках игровых моментов, физ.минуток; проведение «Уроков здоровья» и др.
2. Общекультурное направление: кружковая работа, организация экскурсий, выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся; проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи; участие в конкурсах, выставках детского творчества.
3. Общеинтеллектуальное направление: кружковая работа, предметные недели; библиотечные уроки; конкурсы, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые игры и др.; участие в научно-исследовательских конференциях на уровне школы, района; разработка проектов к урокам.
4. Духовно-нравственное направление: кружковая работа, встречи с ветеранами ВОВ и труда, «Уроки мужества»; выставки рисунков; тематические классные часы; оказание помощи ветеранам ВОВ и труда; фестивали патриотической песни.
5. Социальная деятельность: кружковая работа, проведение субботников; работа на пришкольном участке; разведение комнатных цветов; акция «Спаси дерево», «Помоги птицам», «Кормушка» и др.
Я хочу рассказать о работе кружка «Юный краевед». Главной целью работы является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой родной край, село (его традиции, обряды). Кружок данной направленности - разновозрастной. С удовольствием его посещают как учащиеся начального звена, так и среднего звена. В работе кружка практикуюся виртуальные экскурсии «Старая Куриха – частичка жизни преподобного Серафима Саровского», «Дивеево – обитель Преподобного Серафима Саровского», «Нижний Новгород и его достопримечательности» и другие , встречи с жителями села и, конечно же, создание проектов.
На занятиях кружка мы изучаем историю своего района, села.
В прошлом году вместе с детьми разработали социальный проект «Исчезнувшие деревни Вознесенского района». Цель данного проекта -восстановление памяти об исчезнувших деревнях и поселках Вознесенского района, участвуем во Всероссийском проекте «Исчезнувшие деревни России».
Официальные встречи, разговоры, переписка, социологический опрос – все это позволяет детям приобрести на практике навыки общения в социуме. Особенно интересными для детей являются встречи со старожилами села.
Рассказы, записанные со слов жителей, мы оформляем в альбомы. По старым фотографиям знакомимся с традициями и обычаями, народными костюмами села.
Несколько лет ведет работу по данному направлению учитель русского языка и литературы Никонова М.В. Дети, под руководством Марии Васильевны собрали большой фольклорный материал: праздники, обряды села Мотызлей, а также материалы по истории Храма. Со своей работой Мария Васильевна вместе с детьми участвовала в конкурсе «Юный исследователь» и заняли 1 место.
Исследование истории родного края способствует воспитанию бережного отношение к памяти о прошлом. Благодаря кропотливой работе учащиеся, родители, общественность узнают историю родного края.
Педагоги школы развивают творческие способности учащихся – многие дети сочиняют стихи. Так при подготовке материала о единственном ветеране ВОВ, ветеране педагогического труда Сергушкине В.А., которому исполнилось 90 лет, ученица 7 класса Устимкина Елена сочинила стихотворение «Признание потомков». Мы планируем составить сборник стихов учащихся нашей школы, в который войдут стихи Фоломкиной Оксаны, Колотухиной Ксении, Устимкиной Елены, а также выпускников нашей школы прошлых лет. Дети со своими работами участвуют в различных конкурсах и занимают призовые места. В районном этапе областного конкурса исследовательских работ «Моя семья в истории страны» работы Устимкиной Елены и Леонтьевой Татьяны заняли первое место в номинациях «Нет забытых деревень» и «Семейная реликвия». В областном конкурсе «Экология и права человека на благоприятную окружающую среду» Устимкина Елена со стихотворением «Чтобы жизнь была прекрасной» получила диплом и поощрительный приз –музыкальный центр, а Юнчина Ксения грамоту и новогодний подарок. Стихи и сочинения детей о своем селе были отправлены на областной конкурс «С малой Родины начинается Россия», «Моя Нижегородская губерния». Дети были награждены грамотами.
Бесспорным является факт, что первоначальное формирование духовности и нравственности ребенок получает в семье. Именно в семье формируется главное – вера и благочестие, а школа призвана только помочь родителям, но не заменить их.
Для достижения этих целей в нашей школе проводятся совместные воспитательные мероприятия с родителями, классные часы, родительские собрания, праздник День матери, мероприятия приуроченные к 8 марта, конкурсы сочинений и рисунков и т.д.
Начиная с первого класса, дети вместе с родителями создают проекты «Моя семья», цель которых направлена на изучение своей родословной, истории своей семьи. Грибкова Ю.И. разработала паспорт проекта «Моя семья». В прошлом учебном году Ширяева М.В. проводила открытое внеклассное мероприятие «Моя семья» с учащимися 5 класса.
Большая работа проводится и по экологическому воспитанию: акции «Сделай мир чище», субботники, классные часы, акции «Кормушка», «Домик для певца» и многое другое.
В своем выступлении я коротко рассказала о том, как духовно-нравственное развитие и воспитание обучающих нашей школы интегрировано в основные виды деятельности: внеурочную, внешкольную и общественно-полезную.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на ...
Духовно-нравственное воспитание во внеурочной деятельности школьника
Выступлеие на областном семенаре...
Мои принципы и приемы работы на занятиях по духовно-нравственному направлению во внеурочной деятельности.
Данная статья содержит ответы на вопросы: какие принципы и какие приемы можно использовать при организации работы по духовности на кружках и внеурочке....
Мастер — класс «Реализация программы духовно — нравственного воспитания через внеурочную деятельность»
Распространение опыта работы учителя начальных классов по реализации программы духовно-нравственного воспитания через внеурочную деятельность....
Материалы краевой научно-практической конференции "РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ЧЕРЕЗ ВНЕУРОЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Поиск, инновации, опыт"
В сборнике публикуются материалы краевой научно-практической конференции, посвященной обсуждению актуальных проблем духовно-нравственного воспитания. Авторы работ рассматривают различные проблемы и пу...
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации в сфере образования. Д...