классный час "Блокадный хлеб"
классный час (3 класс)
Предварительный просмотр:
Классный час по теме «Блокадный хлеб»
Цель:
Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.
Задачи:
Классный час на тему"Блокадный хлеб".
Тема: «Блокадный хлеб»
Цель: Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну.
Задачи:
- Дать элементарные сведения о Великой Отечественной войне, её причинах и бедах, которые она принесла.
- Формировать представление о блокаде, о трудностях блокадного города.
- Воспитывать чувство сострадания, сопереживания людям, попавшим в беду.
- Воспитывать уважение и благодарность защитникам Отечества, гордость за свой народ, любовь к Родине.
- Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к людям
Ход классного часа
Орг.момент.
-Приветствие
-Доброе утро ребята
Шестнадцать тысяч матерей
Пайки получат на заре -
125 блокадных грамм
С огнем и кровью пополам.
О, мы познали в декабре:
Не зря "священным даром" назван
Обычный хлеб, и тяжкий грех
Хотя бы крошку бросить наземь.
Таким людским страданьем он,
Такой большой любовью братской
Для нас отныне освяща
Нас хлеб несущий ленинградский
-Ребята, как вы думаете почему сегодняшний классный час мы начали с такого стихотворения?
-Да ребята,
2 слайд
В ночь на 22 июня 1941 года фашистская Германия без объявления войны напала на Советский Союз (так называлась раньше наша страна). И в нашей стране началась Великая Отечественная война.
3 слайд
Летом, в начале войны никто не думал, что Ленинград окажется в блокаде,(карта, на что это похоже? (круг, кольцо). Так и говорили: «Кольцо вокруг города сомкнулось». Еще это кольцо называют блокадой.
4 слайд
Очень рано грянули морозы. Наверное, никогда еще не было так холодно. Всю зиму в домах не было отопления, воды и света. Поэтому больших запасов продовольствия в городе не было. А с начала войны еды стало требоваться больше, ведь в Ленинград приходили беженцы с захваченных врагом районов. Еды не хватало. Были введены карточки.
Давайте сделаем круг, который напомнит нам кольцо блокады, а потом подойдем друг к другу поближе, обнимемся и согреем друга своим теплом
А я для вас прочту стихотворение:
Фанерой забито наше окно
В городе тихо, очень темно
Звук самолетов слышен,
Низко летят над крышей.
Тихо одними губами,
Шепчу понятное маме:
«Мама мне страшно,
Мама 125 и больше не грамма».
Свой хлеб разрезает мама
И делит его пополам.
5 слайд
Карточки - бумажные талоны на которых указывалось положенное количество продуктов, каждому человеку.
Вот такой кусочек хлеба выдавали жителю блокадного Ленинграда на целый день (показ). И все, больше ничего — только вода, за которой ходили на Неву. Из последних сил везли воду домой, ведь там ждали те, кто уже совсем не мог ходить. Город погрузился в тишину, темноту, холод и голод.
6 слайд
Блокадный хлеб был не такой, как мы едим сейчас. Его стали выпекать с примесями ячменной, овсяной, соевой муки. Добавляли даже бумагу. Чтобы не умереть с голоду люди ели овощные очистки, которые обычно выбрасывают. Научились готовить лепешки из горчицы, суп из дрожжей, котлеты из хрена. Выгребали из - под снега коренья кормовой свеклы, кочерыжки от капусты, которые остались после сбора урожая. Но скоро и это стало роскошью.
7-8-9 слайд
Как только лед окреп, по Ладожскому озеру была проложена трасса. 13 ноября 1941года по ней отправился спешно собранныйконно- транспортный батальон. Лошади не кормлены, многие еле тянут даже пустые сани. Часть повозок провалилось под лед, но первые десятки тонн муки были доставлены. Автоколонны полуторок шли по льду под постоянными бомбежками, поэтому дорогу по Ладожскому озеру сначала прозвали «Дорогой смерти».
10-11-12-13 слайд
Ленинградцы не сдавались. В окруженном городе, под обстрелом, измученные голодом и холодом, они продолжали работать и учится.
Когда сошел лед, хлеб стали перевозить на баржах. В январе 1944 года наши войска перешли в наступление. 18 января 1944 года блокада была прорвана, а 27 января Ленинград был полностью освобожден от блокады.
Многие здания в освобожденном городе были разрушены. Давайте попробуем их восстановить.
Игра «Разрезные картинки».
14-15-16-17-18 слайдГосударственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда.
19 слайд «Памятник, установленный полуторке» во Всеволожске.
20 слайд «Разорванное кольцо» — мемориал, входящий в Зелёный пояс Славы, расположен на западном берегу Ладожского озера, у начала Дороги Жизни.
19 слайд «Цветок жизни» Мемориал создан в память о погибших детях блокадного Ленинграда.
20 слайд
Хлеб, не объёмное слово
Но по смыслу важнее нет.
Во главе он стоит живого
Без него не проходит обед.
Хлеб миллионы жизней
От смерти спасал ни раз.
Кровью крестьянской, потом
Он доставался для нас.
Чёрствая корочка хлеба
Символ блокады, войны.
Голод для человека
Видимый край беды.
Тянет ручонки ребёнок
Голод стоит в глазах.
Корочку хлеба дайте
Жалостно просит в слезах.
Сердце от боли сжалось
Детские слыша слова.
Возьми малыш, что осталось
Крошки со стола.
Жадным движением ручек
Крошки отправлены в рот.
Словно лесную малину
Он с наслаждением жуёт. (Валерий Куроленко)
Воспитатель:
На том месте, где было прорвано кольцо блокады, сейчас установлен памятник, который называется «Разорванное кольцо». За мужество и героизмгород Ленинград получил звание «Города- героя». Подвиг ленинградцев мы никогда не забудем. На Пискаревском кладбище, где захоронены тысячи ленинградцев, погибших в годы блокады возвышается скорбная фигура Матери — родины.
Ребята, мы с вами сегодня узнали много нового. Мне бы хотелось, чтобы вы сейчас нарисовали, то что вам больше всего запомнилось. Мы создадим альбом из ваших рисунков.
Дети садятся рисовать под музыку «Алые закаты» Дмитриев В. К …Была война, была блокада…Издательство Корона принт, 2013
Используемая литература
1. Валерий Воскобойников «Девятьсот дней мужества» Издательство «Малыш» 1984 год.
2. ДмХод непосредствен
блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны с помощью
музыкальных произведений и поэтической литературы.
Оборудование: выставка книг, плакат, черно-белые снимки войны, мультимедийная
презентация.
Ход классного часа
1. Организационный момент.
⎯ Приветствие.
Добрый день, ребята.
2. Целепологание.
⎯ Выступают ученики:
22 июня 1941 года на рассвете войска фашистской Германии вероломно, без
предупреждения напали на нашу Родину. (Надежда Демченко)
Началась Великая Отечественная война советского народа против
фашистских захватчиков. (Екатерина Шенгольц-Дагмарова)
⎯ Определение темы и цели:
Ребята, а каком историческом событии вы услышали информацию? (О Великой
Отечественной войне)
Когда началась Великая Отечественная война? (22 июня 1941 года)
Посмотрите на плакат и скажите, о каком событии вы сегодня будете говорить на
классном часе? (О Блокаде Ленинграда).
3. Основная часть
⎯ Работа с картой.
Прежде, чем вы узнаете информацию о подвиге города Ленинграда, посмотрите
внимательно на карту и скажите, почему захватчики так упорно и стойко держали
блокаду? (Выгодное положение).
Ребята, вы правы, именно Ленинград является важной точкой, так как он имеет выход к
морю, что было очень важно фашистских-немецких захватчиков.
⎯ Информация о Блокаде Ленинграда. (Выступления учащихся)
Блокада началась 8 сентября в 1941 году. За четыре года до Победы. (Настя Найденко)
Закончилась 27 января в 1944 году. (Руслан Еманов)
Блокада длилась 872 длинные и холодные ночи, 872 голодных дня, каждый из которых
мог стать последним. (Дина Белочук)
⎯ Слова учителя:
Война, страшное слово, которое звучит, словно гром, среди ясного дня. Мирная жизнь
ленинградцев была разрушена этим словом. Много информации дошло до нашего
времени. Послушайте отрывок из дневника Лены Мухиной 22 сентября 1941 года, которая
после войны стала художником и посветила множество своих картин этому событию:
⎯ Читает ученица (Алеся Цурко):
«Я пока жива и могу писать дневник. У меня теперь совсем нет уверенности в том, что
Ленинград не сдадут. Нас обстреливают, нас бомбят. Вчера в 4 часа ко мне пришла
Тамара, мы пошли с ней гулять. На Большой Московской, рядом с домом Веры
Никитичны, бомба попала в дом и разрушила почти все здание. Но с улицы разрушений
не видно, они со двора…»
Какое чувство испытывает девочка, находясь в Блокадном Ленинграде?
⎯ Слова учителя:
Лена рассказывала в своем дневнике о начале Блокады, но есть еще одна Героиня, которая
в своем дневнике отразила жизнь своей семьи во время Блокады.
⎯ Читает ученица (Анна Москвичева)
28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12 часов утра.
Бабушка умерла 25 января 1942-го, в 3 часа дня.
Лёка умер 17 марта в 5 часов утра.
Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи.
Дядя Лёша 10 мая в 4 часа дня.
Мама — 13 мая в 730 утра 1942 года.
Савичевы умерли.
Умерли все.
Осталась одна Таня.
⎯ Слово учителя
Немецкие захватчики держали город в кольце, сквозь которое нельзя было пробиться.
Единственная дорога, соединяющая блокадный Ленинград с Большой землей – Дорога
жизни, которая проходила через Ладожское озеро. Немецкие захватчики разбомбили в
городе все склады с продовольствием, начался голод. Люди начали массово погибать от
голода и болезней. Вначале выдавали по 800 грамм хлеба на руки, но со временем запасы
муки стали сокращаться и вес кусочка хлеба изменился 200 грамм для рабочих и до 125
грамм на руки для всех остальных. «Стандартный», если можно так выразиться, состав
блокадного хлеба был следующим: ржаная мука (обойная или вообще любая из тех, что
были под рукой) – до 75%, целлюлоза пищевая – до 10%, жмых – до 10%, остальное – это
обойная пыль, выбойки из мешков или хвоя.
⎯ Слова ученика (Владислав Лесничий)
Известна история Даниила Ивановича Кютинена, ленинградского пекаря. 3 февраля 1942
года, в первую и самую суровую, голодную и холодную зиму, он умер прямо на рабочем
месте от истощения. Умер, но не взял ни крохи блокадного хлеба себе. Посмертно Д.
Кютинен внесен в книгу памяти блокады Ленинграда.
⎯ Минута молчания
Почтим память ушедших и живых, благодаря которым, живы мы с вами, ценою своей
жизни, они спасли мирное небо.
4. Подведение итогов
⎯ Слушание записи Левитана «Победа»
Сколько радости в голосе диктора. Советский народ ликовал. За годы Великой
Отечественной войны по современным данным погибло больше 41 миллиона человек.
Мы должны помнить этот подвиг и никогда не забывать.
⎯ Изготовление Голубя мира.
Свободное небо так головой, вот что завещали нам наши прадеды. Голубь – символ
мира и добра. Украсим наше небо миро
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час Хлеб-всему голова
Откуда хлеб пришел на стол, свойства хлеба, цена хлеба. Хлеб блокадного Ленинграда....
Классный час "Хлеб - всему голова"
Классный час для 3 класса "Хлеб - всему голова" воспитывает у детей бережное отношение к хлебу и уважение к труду людей. Предварительно, перед классным часом, была организована экскурсия на Хлебозавод...
Классный час "Хлеб - всему голова"
Классный час для 3 класса по теме "Хлеб - всему голова"....
Классный час "Хлеб - всему голова"
Классный час для 3 класса по теме "Хлеб - всему голова"....
Материал к классному часу "Хлеб - всей жизни голова"
Данный материал содержит подборку стихотворений и пословиц по теме...
Классный час "Хлеб - всему голова"
Сценарий классного часа для учащихся 2 класса....
Классный час "Хлеб - всему голова"
На этом классном часе рассказывается об истории хлеба, о людях, благодаря которым "хлеб приходит " к нам в дом. Ребятам предлагается посмотреть мультфильм "О девочке, которая н...