Классный час Хлеб-всему голова
классный час по окружающему миру (3 класс) по теме

Откуда хлеб пришел на стол, свойства хлеба, цена хлеба. Хлеб блокадного Ленинграда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon klassnyy_chas_hleb-vsemu_golova.doc97 КБ

Предварительный просмотр:

                 Классный час "Хлеб - всему голова"

Цели:

  1. Воспитание бережного отношения к хлебу.
  2. Воспитание уважительного отношения к хлебу и к тем, кто его растил.
  3. Расширять знания о процессе создания хлеба.
  4. Раскрыть ценность хлеба.

 

Оборудование:  компьютер, проектор, злаки, свежий хлеб, хлебобулочные изделия, карточки, плакаты, иллюстрации.

                                        Ход занятия

1. Организация класса.

2. Введение в тему.

-Сели красиво, улыбнулись друг другу.

Учитель: Вот какой был случай…

Автор:  Мать утром спросила сына:

мать:    Что бы ты хотел съесть к завтраку?

Автор: Мальчик сказал, не задумываясь:

Мальчик: Я видел, ты картофельное пюре готовила. Вот бы мне его  

                 со сметаной или с маслом… да ещё чаю с молоком.

мать:  Ты подумай хорошенько: кроме того, что спросишь, ничего на

                столе не будет.

Мальчик: А мне ничего больше не нужно. Только, конечно, сахару к

                 чаю.

Автор:   Поставила мать на стол всё, что мальчик просил. Сел он

             завтракать. Попробовал он пюре со сметаной и ложку отложил:

Мальчик: Невкусно!

мать:   Что так?

Мальчик: Понял, не посолено!

Автор: Побежал мальчик, взял солонку, сел опять к столу. Протянул

             руку за хлебом, а хлеба – то на столе нет. Мать смеётся:

мать:  Вот и вышло, что самое простое и нужное- хлеб да соль – ты

            позабыл.

Автор: Это неудивительно. Ведь мы привыкли: какая бы еда ни была,

             без хлеба да соли за стол не садимся.

 Учитель: Так о чём же мы сегодня будем говорить? (о хлебе)

2. Постановка темы и цели занятия.

                                            1

-Сегодня мы, ребята, будем говорить об одном чудесном продукте, о том как он приходит к нам на стол и как к нему относиться. Это – хлеб.

Слайд №1

                                    

Учитель: Тема  классного часа «ХЛЕБ  всему голова»

Слайд №2            

Хлеб - один из самых удивительных продуктов. Он сопровождает нас от первых шагов и до последних дней жизни. Хлеб всегда на нашем столе.

Хлеб в старину называли “жито, от слова жить.           (НА доске)

3.  Из истории происхождения хлеба.

 Но прежде, чем прийти хлебу на наш стол в таком виде, какой он сейчас, люди шли к нему несколько тысячелетий.

Пятнадцать тысяч лет назад человек впервые употребил в пищу зерна диких злаков. Злаки – это пшеница, рожь, овес, ячмень (показ гербария). 

         Бродили наши предки с тугими луками, длинными стрелами. Они собирали зерна диких злаков и ели их в сыром виде. 

Слайд №3         

Зерна злаков в сыром виде.

Прошло много веков, и человек научился растирать зерна между камнями, и смешивать их с водой. Хлеб наш родился в виде мучнисто-зерновой каши.

                     На экране появляется следующая запись:

Мучнисто-зерновая каша.

Прошло еще несколько веков. Люди научились добывать огонь. И из мучнисто-зерновой каши наши предки научились печь лепешки на горячих камнях. Пресные лепешки - без кислоты, остроты или без соли.

                      На экране появляется следующая запись:

Пресные лепешки.

Прошло еще несколько веков. И свершилось еще одно открытие. Древние египтяне научились разрыхлять тесто способом брожения. Хлеб, приготовленный из такого теста, не только вкуснее, он лучше усваивается организмом. Это великое открытие изменило облик хлеба. Из пресной лепешки, он превратился в нежный хлеб.

                             На экране появляется запись:

Нежный хлеб.

Учитель:  Сразу ли хлеб появился таким, какой он сейчас?

- Как выглядел первый хлеб?

                   Опираясь на предложения на экране,  дети восстанавливают

                   историю происхождения хлеба. 

Вывод: С давних  времён хлеб стал главной едой людей, потому, что это сытно, полезно и вкусно.

4.- Откуда же хлеб берётся на нашем столе, ребята? (-------)Ответы детей

Вывод: Оказывается, чтобы хлебу на стол попасть, нужно пройти длинный путь.

Только знаете ли Вы

Как попал хлеб на столы?

Этот труд нам всем незрим

Путь его мы проследим.

-Посмотрите Рамилину презентацию о том как хлеб на стол пришел.

      Презентация «Путь хлеба: от зёрнышка до каравая.» ( Гаджиева Р)

Слайды №  4-20    

- Учитель: Как вы считаете, легко достается хлеб?

                   Ему нужно пройти длинный путь от зернышка до каравая.

Слайд № 21        

Вот он – хлебушко душистый.

С хрусткой корочкой витой!

Вот он – тёплый – золотистый,

Словно солнцем налитой!

В каждый дом, на каждый стол

Он пожаловал, пришёл!

В нём здоровье наше, сила,

В нём – чудесное тепло.

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло!

Ведь не сразу стали зёрна

Хлебом тем, что на столе,

 Учитель: Отгадайте загадки.

Загадки:

 

Держит он в руках баранку,
Да только не из теста,
Он ведёт автомобиль
В заданное место.
В кузове прочном
Зерно везёт.
То, что хлебу жизнь даёт. (водитель
) -Показать зерно.

 Кто на мельницу пришёл

 И зерно в муку смолол?     (мельник)- Показать муку.

Скажите, кто так вкусно,

Печёт пирог с капустой?

Батоны и калачики?

Скажите, девочки,

Скажите, мальчики?       (пекарь) -Показать хлеб. 

Учитель:Люди еще каких профессий трудились над хлебом?( слесарь-ремонт трактора, тракторист, комбайнер, агроном- выбирает лучшие , сильные зёрна, --)

Игра: Соотнесите инструмент и профессию. (дети получают карточки)

  Соедините стрелкой.

Тракторист – прицеп

Продавец – калач

Учитель – тетрадь

Хлебороб – комбайн

Слесарь – ключ

Метеоролог – погода

Врач – лекарство

Пекарь – тесто

Мельник – мука

Слайд № 22              

Учитель:  Проверяем. Поднимите руки кто правильно выполнил. Молодцы!

Физминутка : Поработали-устали.

                        А теперь все дружно  встали в круг.

                         Споем и поиграем.

Как на Юлины именины испекли мы каравай:

Вот такой ужины, вот такой ширины,

 Вот такой нижины, вот такой вышины.

Каравай, каравай, кого хочешь – выбирай!

Раньше, в старину, эту песню о каравае пели на именинах. (день рождениях)

 5. Свойства хлеба.

- Ребята, вы хлеб едите каждый день?

- Он вам не надоел?

Оказывается, у хлеба есть удивительное свойство: он никогда не приедается и не надоедает.

                                       

Слайд № 23

                               Свойства хлеба.

  1.  Не приедается

-Возьмите в руки ломоть хлеба, поднесите его к носу.

-Что вы почувствовали? (Хлеб пахнет).

- Какое еще свойство имеет хлеб? (Удивительный запах).

- Можно сказать, что хлеб имеет удивительный вкус?

     Попробуйте хлеб, если хочется.

                       

  1. Удивительный запах.
  2. Удивительный вкус.

 Стихотворение «Запахи».-

Много запахов на свете, все, пожалуй, и не счесть.

Но у каждого поверьте, свой особый запах есть.

Кто-то любит запах моря, кто-то сена, кто-то трав.

Кто тут прав, не надо спорить, тут, наверно, каждый прав.

Но когда приносит ветер аромат хлебов с полей -

Нету запаха на свете мне дороже и милей.

Обобщение:- Конечно, самый приятный вкус-это вкус хлеба. Нет лучше запаха свежевыпеченного хлеба, в чём вы уже убедились, попробовав его.

Учитель: -Ребята, сегодня очень много сортов хлеба продается в магазинах. Давайте вместе назовем сорта хлеба: (бородинский, ------)

-   А вы дома какой хлеб покупаете?

Учитель: Ребята, а вы знаете, сколько тонн хлеба съедает человек за

                     60 лет?

-Человек за 60 лет съедает 30 тонн пищи, около половины её составляет хлеб.

        -Посчитайте, сколько это?

 

- А чтобы испечь одну булку нужно…

- А сколько нужно зёрен, как вы думаете? (10.000 зёрен)

- Это много или мало? (очень много). 

 - Горсть пшеницы.

  -Я посчитала, что в этой горсточке -------зёрен.

-Теперь представьте. Сколько таких горсточек нужно. Чтобы было 10.000 зёрен?

Обобщение:

-Напомните мне, люди каких профессий трудились, чтобы получить к столу эту булочку хлеба?

-Как вы теперь считаете, легко ли хлеб им достается?

-Как мы должны относиться к ним и к их труду? (с уважение)

Молодцы!

        Слайд № 24          

Посмотрите мультфильм, как люди иногда относятся к хлебу и труду людей, которые его растили.

Мультфильм.

-Чему учит вас этот фильм? (бережному отношению к хлебу и труду людей)

Вывод:  Как мы должны относиться к хлебу? (бережно…..)

-Не надо покупать много хлеба.

-Если хлеб стал чёрствым, можно сделать сухарики. (показать)

-Где можно использовать сухарики? (супы, салаты…..)

Слайд № 25              

Советы.

  1. Берите хлеба столько, сколько потребуется вам.
  2. Резать хлеб надо на чистой дощечке, крошки не выбрасывайте.
  3. Хранить хлеб лучше в специальных хлебницах.
  4. Выполняй такой завет: не бросай на землю хлеб.

-Я хочу сказать о цене хлеба.  Он – всему голова.

Всегда была цена одна

Она не та, что в магазине.

А та, что во поле цена.

Есть только одно слово, которое равнозначно слову “хлеб”. Это слово – жизнь. Что может быть важнее хлеба?! Только - жизнь!

Слайды № 26-33  

В музее истории Ленинграда хранится кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. Таков был в зимние месяцы блокады дневной паёк для жителей осаждённого немцами города. А людям нужно было работать, нужно было жить, нужно было выжить – назло фашистам, назло бомбёжкам и обстрелу.

 Живой – значит победа!

 Слайд №  34          

В дыму ленинградское небо,

Но горше смертельных ран

Тяжёлого хлеба,

Блокадного хлеба

Сто двадцать пять грамм! (показать кусок чёрного хлеба в 125 граммов)    

 Слайд № 36              

Обобщение: для детей блокадного Ленинграда хлеб означал – жизнь, так как они умирали от голода.

Учитель: А, что он значит для вас сейчас? (Хлеб- просто продукт питания, к которому вы не всегда относитесь бережно.!?)

   Ежедневно дома, в школьной столовой  выбрасывается хлеб. Прошу вас – берегите хлеб, берите столько хлеба, сколько можете съесть.

Пословицы о хлебе.

-  Хлебу люди посвящают стихи, сказки, фильмы, песни, загадки, пословицы.

- Какие пословицы о хлебе вы знаете?

Слайд № 37                           

Хлеб - …                        (всему голова)                

Плох обед, …                (когда хлеба нет)

У голодного …              (хлеб на уме)

           Обсуждение пословиц.

Итог:

- О чём мы сегодня говорили? (----)

-Легко ли хлеб достается?

А теперь скажите, что нам надо делать?

-Нам надо: (беречь хлеб,  уважать труд других людей).

Обобщение: Мы говорили о сущности и сытости хлеба, о том как он появился от зёрнышка до буханки, о бережном к нему отношении. А самое главное - говорили о ценности хлеба.

Не мечтаем мы о чуде,

К нам полей живая речь:

“Берегите хлеб, вы, люди,

Научитесь хлеб беречь!”

Слайд № 38                  

     Хлебом солью встречают и провожают русские люди желанного заезжего гостя и подносят хлеб – соль дорогому человеку в знак особого уважения.

 

Выходит девочка  в русском народном сарафане выносит каравай.

Если мы хотим кого-то

Встретить с честью и почётом,

Встретить щедро, от души,

С уважением большим,

То гостей таких встречаем

Круглым пышным караваем.

Он на блюде расписном,

С белоснежным рушником.

С караваем соль подносим,

Поклоняясь, отведать просим:

Дорогой наш гость и друг,

Принимай хлеб-соль из рук.

Дорогие гости приглашаем вас к столу отведать наш хлеб.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Хлеб - всему голова"

Классный час для 3 класса "Хлеб - всему голова" воспитывает у детей бережное отношение к хлебу и уважение к труду людей. Предварительно, перед классным часом, была организована экскурсия на Хлебозавод...

Классный час "Хлеб - всему голова"

Классный час для 3 класса по теме "Хлеб - всему голова"....

Классный час "Хлеб - всему голова"

Классный час для 3 класса по теме "Хлеб - всему голова"....

Классный час "Хлеб - всему голова"

Сценарий  классного часа для учащихся 2 класса....

Классный час "Хлеб - всему голова"

На этом классном  часе  рассказывается  об истории хлеба,  о людях, благодаря которым "хлеб приходит " к нам в дом. Ребятам предлагается посмотреть мультфильм "О девочке, которая н...

Классный час "Хлеб-всему голова".

Классный час "Хлеб-всему голова"...

Классный час "Хлеб всему голова"

Цель:   формирование  нравственных  ценностей учащихся.Задачи:1.    Акцентировать внимание учащихся на бережное отношение к хлебу.2.    Разв...