Югра – мой край, в котором я живу
классный час

Лилия Михайловна Северина

игра-путешествие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Игра-путешествие - разработка25.66 КБ

Предварительный просмотр:

Игра – путешествие  «Югра – мой край, в котором я живу» с использованием слайдовой презентации

Цели:

• Воспитывать в детях интерес к истории своей малой родины и страны, к народным традициям;

• Закрепить знания детей об истории края;

• Развивать творческий интерес к познанию природы;

• Развивать внимание, наблюдательность, сообразительность, память, речь;

• Формировать у детей стремление заботиться об окружающем мире; знать правила взаимоотношений человека и природы на примере изучения своего округа.

Задачи.

• Расширять представление детей о символах государства, округа.

• Закреплять знания об особенностях растительного и животного мира Югры.

• Развивать диалогическую речь детей, обогащать их словарный запас.

• Формировать чувство уверенности в себе, учить согласовывать свои действия с действиями других участников игры.

Ход игры

Учитель - Добрый день, ребята! Сегодня 1 сентября – День Знаний. Мы стали на год взрослей. Теперь мы ученики 2 класса. Все ребята нашей большой страны сегодня пошли в школу.

- Как называется наша страна?

- Россия для нас – это Родина.  Родина… Никому не дано выбирать её. Богатая или бедная, нежная или суровая, она у человека, как мать, одна.

- Как называется наша малая Родина?

- Почему наша Родина носит такое название?

- Своим названием Ханты-Мансийский округ обязан коренным жителям – хантам и манси. Эти люди издревле живут на этой земле, которую они много веков назад назвали Югрой или Югорией.

- Какой юбилей в этом году празднует наш округ?

Ученик:

Здравствуй, край мансийский, милый,

Со смолистою тайгой,

С молодой отцовской силой,

С материнской добротой!

Ученица:

Машет мне рукой осина,

Улыбается вода.

Слышу лепет лебединый,

Словно в детские года…

Учитель: О чем говорится в стихотворении поэта Ювана Шесталова?

(О ханты- мансийском крае)

Ученик

Мы с вами сегодня, друзья дорогие.
Начнём про Сибирь интересный рассказ.
Нас ждут на пути и увалы большие,
И тайны шаманов, и предков наказ.
Мы вспомним приход Новгородского люда,
Колчаны Кучума, отряд Ермака,
Узнаем немало о нашей Сибири
И станет нам ближе родная Югра.
Мы вскоре узнаем, что делали люди
В суровом и диком сибирском краю.
И как наши предки свободу любили,
И как защищали свободу свою.

Учитель

- Мы с вами сегодня совершим небольшое путешествие….А поможет нам в этом наш гость «Глобусик».

- Путешествовать мы будем по станциям. Посмотрите их названия. «Историческая», «Географическая», «Экологическая», «Игровая», «Рукодельная», «Танцевальная».

Станция «Историческая»

1. Найдите герб ХМАО-Югры среди предложенных

2. Объясните, почему округ имеет такое название?

- Своё название  округ получил от проживающих здесь коренных народов – ханты и манси.

3. Чем занимаются ханты и манси?

(оленеводство, рыбоводство, охота, сбор дикоросов)

4. Назовите транспортное средство хантов (олени)

5. Как у народов ханты называется место, где пасутся олени (пастбище)

6. В каких строениях живут ханты и манси? (в чумах)

7. Из чего делают чумы? (жерди, оленьи шкуры)

8. Назовите столицу нашего округа ( Ханты–Мансийск).

Станция «Географическая»

1. Назовите самое продолжительное время года нашего края (Зима).

2. Назовите города округа …

- Когалым, Лангепас, Мегион, Нефтеюганск, Нижневартовск, Нягань, Покачи, Радужный, Сургут, Урай, Ханты-Мансийск.

3. Назовите реки округа …

- Обь, Юганская Обь, Иртыш, Большой Салым, Большой Юган, Акопас, протока Чёрная, Сайма.

4. Какие полезные ископаемые добывают в нашем округе?

- Нефть, газ.

5. Назовите профессии нефтяников (оператор, буровик, инженер-нефтяник, геолог-нефтяник)

6. Самое богатейшее месторождение нефти и газа? (Самотлор)

Станция «Экологическая»

1. У какого хвойного дерева самые питательные  и ценные орехи? (Кедр).

2. Какие рыбы обитают в водоемах ? (осётр, стерлядь, муксун, нельма и др)

3. Какая ягода растёт на болоте? (Клюква).

4. Какие ягоды растут в лесу?(брусника, рябина, черника, костяника)

5. Какое животное нашего края называют хозяином тайги?( Медведь).

6. Экологические задачи

1 загадка

Красная шапочка, беспокоясь о своей бабушке, попросила охотников убить всех в лесу волков. Изменится ли что-нибудь в лесу с исчезновением волков?

Да изменится. В лесу разведется столько зайцев, что они съедят все растительность.

2 загадка Девочке, живущей рядом с лесом, надоели комары, и она уничтожила всех комаров. Что будет с лесом? Пострадают все те, кто питается насекомыми, птицы, лягушки. Если им будет нечего есть, то они погибнут. А если они погибнут, то и деревья погибнут, их съедят личинки, жуки

Станция «Игровая»

1. Игра «Порни-порни, нёв-нёв»

Дети-птенцы выстраиваются за птицей-мамой, кладут руки на пояс друг другу. Правила игры: большая птица старается поймать птенца, стоящего последним, а птица-мама бегает по залу и защищает своих птенцов, прикрывая их руками.

2. Игра «Прыжки на одной ноге»

Все участники становились на лини и старта, принимали исходное положении – стоя на одной ноге. По команде судьи игроки начинали скакать, стараясь как можно скорее преодолеть дистанцию. Кому удавалось это сделать первым, тот и становился победителем. Смена ног во время прыжков запрещалась.

3. Игра «Воздух,вода,земля,ветер»

 Играющие становятся в круг, водящий стоит в середине. Подойдя к одному из игроков, говорит одно из четырёх слов: «воздух», «земля», «вода», «ветер» - и считает до 3. Играющий должен за это время назвать (в зависимости от слова, которое ему задали) птицу, рыбу, зверя или же покрутиться на месте (ветер).

Кто не успел дать ответ, выходит из круга. Потом водящий обращается к другому и т.д. Неожиданно вместо этих четырёх слов, водящий говорит «огонь». При этом слове все играющие должны поменяться местами и водящий становится на чьё-нибудь место в кругу. Последний, не успевший встать

Станция «Танцевальная»

Ваши ряды получат инструкции. Следуйте им – у вас получится танцевальная композиция.

Инструкция для  1ряда

 Вы изображаете животных леса. На сцене появляетесь по сигналу учителя. Олени ставят руки к голове в форме рогов, передвигаются вприпрыжку, под звуки бубна. Птицы держат руки на уровне плеч, под звуки бубна делают взмахи.

Инструкция для  2 ряда.

 Вы изображаете охотников. Маршируете под звуки бубна. На сцене появляетесь после ухода первой команды. Доходите до края сцены, приставляете руку ко лбу (ищете животных). После их второго появления беретесь за руки и водите хоровод.

Станция «Мастеров»

Послушайте аудиозапись. Какие звуки вы услышали? (Карканье вороны)  

У коренных народов Севера ворона считается птицей, несущей на хвосте жизнь. Когда придёт весна, вороны начнут вить гнезда и громко каркать, пробуждая природу от зимнего сна. Поэтому у народов ханты и манси апрельский праздник встречи весны называется Вороний день. Ворона всегда с нами, всегда рядом. Изготовим эту замечательную птицу.

(смотреть книгу «Край в котором я живу – Моя Югра», авторы Е.С.Зашихин, Е.А.Киричек, Т.Н. Проснякова, издательство Москва АСТ-ПРЕСС ШКОЛА (  стр.63)

Учитель:

Несёт Иртыш свои лихие воды
Оби навстречу, чайкам да ветрам.
Спешат опять куда-то теплоходы
И будят нас гудками по утрам.
Им путь, конечно, предстоит неблизкий
Так будет завтра, было так вчера.
Через район идут Ханты - Мансийский,
Благословит их путь сама Югра.

Таёжный воздух голову дурманит,
Такой нигде не встретишь красоты.
А нефтяные вышки к звездам манят
Чтобы взглянуть на землю с высоты.
И вновь под голубым и чистым небом
Гоняет мяч по полю детвора.
Живёт в ладу, делясь последним хлебом,
Многовековая моя Югра.

Наш край богат пушниной, дикоросом,
Гостеприимством славится народ.
А у гостей так пользуются спросом
Дары природы северных широт!
Здесь любят спорт и просто физкультуру
И жизнь здесь, братцы - это не игра!
Храня свой быт, историю, культуру
Цвети и пой - любимая Югра.

Глядит тайга печально - молчаливо,
Из под густых заснеженных ветвей
На города, где ярко и красиво
Блестят на солнце маковки церквей.
Дороги вьются длинным серпантином,
То жжёт мороз, то пепелит жара.
Над реками мосты как палантины
И это всё она - моя Югра!

- Закончилось наше путешествие по станциям. Вы ребята многое вспомнили о своем крае и поняли, что Югра – это край, способный удивлять.

 Подведем итоги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательная игра "Край родной-дальневосточный" по факультативному курсу "Край, в котором я живу"

Урок в виде интерактивной игры.Обобщение знаний об истории края, о городах и поселках края, животном и растительном мире. Игра в командах....

Классный час "Край, в котором я живу - моя Югра"

Классный час проведен в День знаний в 1 классе. Цель занятия: создать книжку-малышку об округе:природа округа,   коренное  население  округа ,  занятие и традиции  ж...

Классный час. КРАЙ, В КОТОРОМ Я ЖИВУ. МОЯ ЮГРА.

Край, в котором я живу. Моя Югра....

Приказ "Об участии в региональном конкурсе «Край, в котором я живу. Моя Югра»"

Об участии в региональном конкурсе «Край, в котором я живу. Моя Югра»...