Край, в котором мы живем. Природа нашего края
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Тема: Край, в котором мы живем. Природа нашего края
Цели урока: создание условий для развития умения учиться на собственном опыте и опыте других в процессе работы.
Планируемые результаты
Личностные: развитие познавательного интереса и мотивов, направленных на изучение данной темы; развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; развитие осознания необходимости в изучении данной темы;
Предметные: развитие познавательного интереса, развитие интереса к изучению о родном крае, богатстве, получить представления о неповторимости своего края, учить работать с картой, познакомить с географическим положением и климатическими условиями, растительным и животным миром края; воспитывать чувство любви и гордости за свой родной край, бережное отношение к ней, экологическую культуру;
Тип урока: открытие новых знаний.
Оборудование: учебник Окружающий мир 2 класс УМК «Школа России», презентация, физическая и административная карта Бурятии, фотографии и рисунки с изображением природы края, тексты гимна Бурятии, карточки, цветные карандаши.
Технология проведения (этапы урока) | Деят-ть учителя | Деят-ть учащихся | УУД |
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала. | Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку. - Здравствуйте, ребята! Прежде, чем начать урок, создадим себе хорошее настроение. А хорошее настроение начинается с улыбки. Улыбнулись, подарили частичку добра своим одноклассникам, гостям, своему учителю. Проверили, всё ли готово к уроку? | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. | Регулятивные: нацеливают на успешную деятельность. Личностные: выражают положительное отношение к процессу познания, проявляют желание изучать новое. Коммуникативные: формируют умения слушать и слышать. |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности Цель: выведение проблемного вопроса на основе имеющихся знаний учащихся. | Ребята, посмотрите на доску, прочитаем вместе. Как вы думаете, что это может быть? 1. Символика 2. Географическое положение 3. Климатические условия 4. Растительный и животный мир 5. Достопримечательности Это план работы может быть или разделы книги. | Регулятивные: действуют с учётом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя. Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая свои успехи в учении с усилиями, трудолюбием. Коммуникативные: слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания. | |
3. Постановка учебной задачи Цель: | Сегодня я Вам предлагаю вместе сделать книгу справочник о нашей малой родине. Кто знает, что означает слово «Родина»? Что мы Родиной зовём? -Можно ли сказать, что автор любит Родину? А как называется наш родной край? Республика Бурятия. Предположите, о чём мы будем говорить на уроке? О малой Родине.Малая Родина, это то – место где мы родились и живем. Даже у каждого растения, у каждой былинки есть своё место, откуда она берёт жизненную силу. Тема нашего урока- ваши предположения Край в котором мы живем. -Где мы можем увидеть изображение нашей Родины целиком? (На карте) .Карта – это уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости. Карта поможет нам, не выходя из класса, совершить путешествие по родному краю. | Республика Бурятия | Познавательные: самостоятельно формулируют познавательные цели; строят логические цепи рассуждений; Регулятивные: определяют и формулируют цель деятельности с помощью учителя, ищут средства ее осуществления; понимают и принимают учебную задачу. Личностные: развивают познавательные интересы учебных мотивов; Коммуникативные: ясно и четко излагают свое мнение, выстраивают речевые конструкции. |
4. Построение проекта выхода из затруднений Цель: сделать книгу –справочник. | Так, чтобы сделать книгу- справочник, нам поможет карта. Обложка Давайте разберемся по разделам, но прежде у любой книги должна быть обложка , на ней название и автор. Давайте придумаем название. Авторами мы будем всем классом: потому что все вместе дружно будем работать над книжкой. 1 страница Символика. Что может относиться к символике?
Гимн - это торжественная песня, которую слушают и исполняют стоя. Итак, узнаем у нашей республики какие символы. 1) Выбери герб республики (4 разных на выбор) Что изображено на гербе республики?
Флаг республики, из каких цветов состоит? Сейчас такое вам задание- нужно выбрать цвета и собрать флаг Бурятии. Синий цвет олицетворяет исторические корни и культурные связи народов Бурятии. Белый цвет символ счастья, спокойствия, благополучия, мира и единства. Желтый цвет подчеркивает духовное начало. И следующая символика- гимн Гимн Бурятии написал поэт Дамба Жалсараев, а музыку написал Анатолии Андреев. Послушаем гимн. Надо всем встать. Первая страница справочника оформлена, перейдем ко второй странице. 2 страница Согласно нашего плана, вторая страница будет о географическом положении нашей республики. Посмотрите на карту, наша Республика находиться на азиатской части материка Евразия. Как чашу, наполненную до краев драгоценной водой, обхватила земля бурятская продолговатый, чуть изогнутый контур Байкала, и подняла перед всем миром неповторимое чудо природы, которое издавна называется «священным сибирским морем». Республика Бурятия находится в южной части Восточной Сибири. Она занимает выгодное географическое положение. Граничит с Иркутской областью и Забайкальским краем, республиками Тыва, Монголией. В основном представляет собой преимущественно горную страну с небольшим количеством равнинных участков. Территория республики – 351000 кв.км. Она делится на 21 район, имеет 6 городов, 29 посёлков городского типа (города: Улан-Удэ, Кяхта, Закаменск, Селенгинск, Гусиноозёрск, Северобайкальск). По ней протекают самая крупная река Бурятии - Селенга, а также очень интересные и своеобразные реки - Баргузин, Турка, Уда, Чикой, Хилок. Посмотрите внимательно на слайд, с чем граничит наша республика. Нам нужно расположить «соседей». Я перечислила 6 городов нашей республики. Назовите город, которого не хватает. Какой из этих городов является столицей нашей республики. Все мы живем в Улан-Удэ, все мы можем рассказать о нашем городе. Поэтому следующее задание состоит в том, чтобы выбрать предложения, которые описывают наш город. Теперь переходим к следующей странице, которая будет посвящена климату. Климат у нас резко-континентальный. Вы сейчас будете подбирать прилагательные к словам; зима, лето… Следующая страница – растительный и животный мир Бурятии. Природные ресурсы Бурятии уникальны и создает благоприятные условия для животного и растительного мира. Игра «отгадай животное» Осенью у меня забот не мало, Во-первых, я линяю, Во –вторых, надо позаботиться о спокойном убежище, где можно спокойно проспать до весны, но чтобы спокойно спать мне нужно накопить запас жира, а это можно сделать летом или в начале осени, ведь в это время много еды. Жир - это запас пищи на всю зиму. (Медведь)
От врагов кто в дуплах спасается, кто прячется под снегом, кто в нормах, а я ничего этого делать не умею, а врагов у меня полным полно. И все таки я живу – не тужу. Выручает меня нос, быстрые ноги и неприметная шубка. Осенью я линяю, вместо белой шерстки вырастаем снежно- белая. Кормлюсь я по ночам, так безопаснее, объедаю кору деревьев. (Заяц) А сейчас я хочу рассказать, о тех животных и растениях, которые обитают только у нас в Бурятии. Посмотрите картины на слайде. Сейчас я о них вам расскажу, а вы поможете подписать в справочнике названия этих растении и животных. Мы познакомились с некоторыми представителями животного и растительного мира. Переходим к следующей последней странице. Это задание вы должны сделать самостоятельно. Эта страница посвящена достопримечательностям нашей республики. Что означает слово « достопримечательность» ? Расскажите мне, что вы видите на картине. ? Это Иволгинский дацан- достопримечательность нашей республики. Все гости, которые приезжают к нам обязательно хотят побывать в дацане. Что же там такого особенного? В нашей республике много достопримечательностей, поэтому вот на этой последней страничке, вы найдете информацию о каком нибудь примечательном месте и дополните наш справочник. Проводит физкультминутку | Познавательные: Общеучебные – осознанно строят речевое высказывание в устной форме о том, что такое карта; Логические – осуществляют поиск необходимой информации. Коммуникативные: - участвуют в диалоге, отвечают на поставленные вопросы, слушают и понимают речь других, оформляют свои мысли в устной речи; - контролируют оценку действий партнера на основе совместной деятельности направленной на общий результат. Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируются на показ движений учителем. Познавательные: Общеучебные – осознанно строят речевое высказывание в устной форме. Логические – осуществляют поиск необходимой информации; Коммуникативные: - участвуют в диалоге, отвечают на поставленные вопросы, слушают и понимают речь других, оформляют свои мысли в устной речи; - контролируют оценку действий партнера на основе совместной деятельности направленной на общий результат. Регулятивные: решают учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и что еще неизвестно; ориентируются в учебнике и тетради. Работа по карте Знаково- символические УУД Выбор по описанию Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируются на показ движений учителем. | |
Цель: нацелить на дальнейшее познание | И так давайте еще раз пройдемся по страницам нашего справочника и повторим все что узнали нового? Наш край очень богат и красив , мы должны сохранить красоту края, беречь природу. Как вы думаете как нам может пригодиться справочник? Можно ли сказать что здесь вся информация о нашей республике? Наша работа по познанию нашего края только началась, у нас впереди много работы. | проверка качества усвоения материала. | |
6. Рефлексия Цель: оперативный контроль знаний | А сейчас проверим вас насколько прочно вы усвоили тему урока. Тест. Вы обводите одно слово да или нет Тест: 1.В республике Бурятия находится самое глубокое оз. Байкал. (Да/Нет) 2.Столица Бурятии – Кяхта. (Да /Нет) 3.В нашем крае резко континентальный климат. (Да /Нет) 4. На гербе республики есть соембо. (Да/ Нет) 5.Бурятия граничит с Иркутской областью. (Да /Нет) | контроль | |
7. Д/з Цель: расширить интересы, источники информации, проявить индивидуальность при оформлении | В нашей республике много достопримечательностей, поэтому вот на этой последней страничке, вы найдете информацию о каком- нибудь примечательном месте и дополните наш справочник. Красивое оформление должно быть. | Творческое задание |
Самоанализ урока
Урок по данной теме – третий в системе адаптационных уроков. На уроке использовался словесный, наглядно-иллюстративный, проблемно-поисковый методы. Выбранные методы обучения и способы управления учебной деятельностью подчинены целям урока и соответствовали уровню обученности учащихся. Учитывался объем учебного материала и сложность информации с возрастными особенностями и учебными возможностями учащихся. Отбор дидактического материала, наглядных пособий полностью соответствовал целям урока и был использован строго по назначению без излишеств.
Новое знание не давалось детям в готовом виде, а постигалось ими путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков. Для этого была показана презентация о красоте нашего края, а дети вместе с учителем слушали Гимн “О родной земле” (муз. А.,Андреева, сл.Д.Жалсараева). Постановка учебной задачи проводилась в виде беседы по содержанию стихотворения (Что вы можете сказать о Республике Бурятии? Где мы можем увидеть изображение нашего края целиком?). Дети сами открывали знания, а учитель лишь подводил детей к этим «открытиям», организуя и направляя их поисковые действия.
В младшем школьном возрасте эмоции играют едва ли не самую важную роль в развитии личности, поэтому на уроке стремилась поддерживать атмосферу доброжелательности, создавать для каждого ребенка ситуацию успеха. Использовала в ходе урока демократический стиль общения, выступая в роли руководителя процесса и сотоварища. Большое внимание уделено эмоциональному полю урока, тому, чтобы ребенок не чувствовал себя дискомфортно, а стремился быть активным участником в ходе урока, чтобы ему было интересно на занятии, и чтобы он ушел с урока с пользой для себя и определенным багажом знаний. Так, как младшие школьники воспринимают учебный материал в основном визуально, использовала на уроке много наглядного материала
Формируемые УУД (универсальные учебные действия):
Познавательные - осознавать познавательную задачу, слушать и смотреть, извлекая нужную информацию, коммуникативные: достаточно полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками нужные действия;
личностные: устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.
Выбранная структура соответствует поставленным целям и содержанию учебного материала. Все задания урока носят развивающий характер. Основная форма контроля - наблюдение за детьми, степенью их активности и самостоятельности, осмысленности суждений. Такой контроль позволил оперативно корректировать ошибки. Все этапы урока взаимосвязаны и подчинены одной цели, изготовлению продукта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мини сочинение Край, в котором я живу.
Сочинение учащейся 4 "В" класса МОУ "СОШ№ 6" Корсаковаского городского округа....
Программа по краеведению "Край, в котором я живу"
Программа по краеведению "Край, в котором я живу" рассчитана на учащихся 3-4 классов....
Презентация "Край, в котором мы живем"
Презентация ктематическому классному часу "Край, в котором мы живем" 3-4 класс. Рассказ о истории возникновения села, современное село....
Край в котором я живу.
Патриотическое воспитание....
Урок по курсу "Наш край" по теме «Природа нашего края в произведениях художников Владимирской земли»
Данная разработка содержит краткий конспект занятия в 3 классе по региональному курсу "Наш край"...
Познавательная игра "Край родной-дальневосточный" по факультативному курсу "Край, в котором я живу"
Урок в виде интерактивной игры.Обобщение знаний об истории края, о городах и поселках края, животном и растительном мире. Игра в командах....
Конспект + презентация урока окр. мира по теме: "Наша родина – Россия. Особенности неживой и живой природы родного края" 1 класс, ПНШ.
Цель деятельности учителя: расширение представления детей о стране, в которой они живут, о родном городе; знакомство с особенностями природы России; Планируемые результаты:Предметные:-знать: симв...