« Только вместе с дружбой приходят и любовь, и богатство!»
классный час
Цель классного часа:создание представлений у учащихся о понятии "дружба" и "настоящем друге", присвоение их нравственной ценности и раскрытие значения в жизни каждого человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kl.chas_.docx | 21.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: « Только вместе с дружбой приходят и любовь, и богатство!»
Цель урока: создание представлений у учащихся о понятии "дружба" и "настоящем друге", присвоение их нравственной ценности и раскрытие значения в жизни каждого человека.
Задачи:
- помочь учащимся понять необходимость и ценность понятия "дружба";
- познакомить с истинным толкованием слова "дружба" "друг", "приятель", "товарищ";
- учить слушать, понимать и помогать друг другу;
- формировать добрые взаимоотношения между детьми в классе, развивать стремления быть терпимым в обществе людей, воспитывать уважение к одноклассникам.
- анализировать свои поступки и окружающих
Основные понятия: дружба, настоящий друг, приятель, товарищ
Прогнозируемый результат:
- в результате знакомства с примерами, ситуативными задачами у учащихся должны сформироваться чёткие определения о данных этических категориями;
- осознание учащимися того, что взаимопомощь, взаимовыручка, доброе отношение и уважение друг к другу очень важны, что дружба - человеческое богатство.
- формирование у учащихся навыков работы в команде
Ход урока
1.Организационный момент
Ребята, у вас на парте лежат листы, напишите на них хорошие пожелания соседу на сегодняшний день. Отдадите после урока. Возможно, у кого-то за время урока появится желание исправить или дописать что-то.
Притча о дружбе
Жил на берегу моря старец. Был он совершенно один, и никого у него не было на всём белом свете. И вот однажды поздним вечером он услышал стук в дверь. Старик спросил:
- Кто там?
За дверью ему ответили:
- Это твоё богатство.
Но старец ответил:
- Когда-то я был сказочно богат, но это не принесло мне никакого счастья.
И не открыл дверь. На следующий день он вновь услышал стук в дверь.
- Кто там? - спросил он.
- Это твоя любовь! - услышал он ответ.
Но старец сказал:
- Я был любим, и сам любил безумно, но это мне не принесло счастья! - и опять не открыл дверь.
На третий день к нему снова постучали.
- Кто там? - спросил старик.
- Это твоя дружба! - услышал он в ответ.
Старец улыбнулся и открыл дверь:
- Друзьям я всегда рад. Но вдруг... вместе с дружбой к нему в жилище вошли и любовь, и богатство. И старец сказал:
- Но ведь я пригласил только дружбу!
На это вошедшие ответили ему:
- Ты столько лет прожил на земле и до сих пор не понял одну простую истину? Только вместе с дружбой приходят и любовь, и богатство!
-Почему эта притча звучит на уроке? Как она связана с темой нашего урока?
2. Работа над понятием «дружба»
а)беседа
Вы недавно заполняли анкету, как вы думаете, как она связана с темой сегодняшнего урока?
Почему эта тема так важна для нашего общества?
Ответы записать на доске:
-люди более заняты и им не хватает общения с друзьями
-что такое настоящий друг
-что значит дружить и доверять человеку
-что такое современный друг
-разочарование в дружбе
Прежде, чем говорить о дружбе надо дать определение этому понятию
Владимир Иванович Даль в своём знаменитом «Толковом словаре» приводит такое определение дружбы: «Дружба – …это бескорыстная приязнь».
Влади́мир Ива́нович Даль (10 [22] ноября 1801 — 22 сентября [4 октября] 1872) — русский учёный, писатель и лексикограф, составитель «Толкового словаря живого великорусского языка».
-Как вы понимаете слово «приязнь»? Найдите синонимы в современном русском языке (согласие, симпатия, доброжелательность, братство, .дружелюбие)
– Что значит «дружба» и зачем она нужна людям? (ответы детей)
-Легко ли найти настоящего друга? Почему? Докажите
На самом деле, очень редко можно встретить людей, которые дружат давно. Дело в том, что наши интересы, социальный статус, жизненные приоритеты постоянно меняются, и люди, которые нас окружают, не всегда меняются вместе с нами. Если раньше вас связывало много общего: учеба, работа общий круг знакомых, цели в жизни, то через какое-то время, вы понимаете, что вас больше ничего не связывает.
Но иногда люди ценят и сохраняют дружбу на долгое время, например (демонстрация фото на интерактивной доске):
Фицжеральд и Эрнест Хэмингуей
Автор романа "Великий Гэтсби" Френсис Скотт Фицджеральд и будущий лауреат Нобелевской премии по литературе Эрнест Хемингуэй познакомились в 20-х годах XX века в Париже. Несмотря на различия в образе жизни, мышлении и стремлениях, два писателя сумели быстро подружиться. Фицджеральд помог Хемингуэю опубликовать его произведения, однако вскоре их дружба начала рушиться по мере того, как Хемингуэй становился известным, а Фицджеральд, наоборот, терял свою популярность. Между писателями началось соперничество, которое вконец погубило их дружбу. В своих письмах друзьям Фицджеральд писал, что дружба с Хемингуэем — "одна из самых ярких страниц в моей жизни. Но я все же продолжаю считать, что таким отношениям когда-то приходит конец, хотя бы в силу присущего им чрезмерного накала. Поэтому не думаю, что мы с ним будем часто встречаться".
Дж.Р.Толкинен и Л.Кэрол
Первая встреча двух английских писателей состоялась в 1926 году на собрании английского факультета в Мертон-Колледже. Сначала они отнеслись друг к другу очень настороженно, в своей автобиографии "Настигнут радостью" Льюис объясняет, почему: "С самого моего рождения меня предупреждали (не вслух, но подразумевая это как очевидность), что нельзя доверять папистам; с тех пор, как я поступил на английское отделение, мне вполне ясно намекали, что нельзя доверять филологам. Толкин был и тем и другим". Но, несмотря на это, вскоре два молодых человека стали хорошими друзьями, которыми оставались на протяжении двадцати лет.
А.А. Дельвиг и А.А.Пушкин
Дельвиг Антон Антонович (1798-1831) - один из ближайших друзей Пушкина еще с лицейской поры. Пушкин, по его словам, «с ним толковал обо всем, что душу волнует, что сердце томит». Высоко ценил великий поэт и поэтический талант друга: «Ты гений свой воспитывал в тиши» («19 октября», 1825).
Дельвиг был редактором ежегодника «Северные Цветы» (1825-1831), альманаха «Подснежник» (1829-1830) и «Литературной газеты» (1830) — издания, в которых Пушкин принимал живейшее участие.
Ранняя кончина Дельвига потрясла Пушкина: «Вот первая смерть, мною оплаканная», «Никто на свете не был мне ближе...», «Он был лучший из нас». Пушкин берет на себя заботы о его осиротевшей семье.
С.В.Рахманинов и Ф.И. Шаляпин
Дружба гениев началась в Частной опере. Сергей Васильевич наставлял певца в постижении души русской классической оперы, помогал конкретными указаниями при создании сценических образов. Так же он был учителем Федора Ивановича и в области теории музыки. Рахманинов в свою очередь дружбу и совместную работу с Шаляпиным считал одним из самых сильных, глубоких и тонких художественных переживаний своей жизни. Его поражала титаническая мощь дарований друга. Гениальных художников объединяла горячая и бескорыстная любовь к высокому искусству- музыке. Они часами репетировали, готовясь к совместным выступлениям. После этого на сцене был великолепный ансамбль. «В течение ряда лет, - писала С.А. Сатина, - москвичи имели возможность наслаждаться неповторимыми, единственными в мире концертами, где два таких артиста выступали вместе и потрясали присутствующих своим неподражаемым исполнением». «Шаляпин поджигал Рахманинова, а Рахманинов задорил Шаляпина. И эти два великана, увлекая один другого, буквально творили чудеса. Это было уже не пение и не музыка в общепринятом значении - это был какой-то припадок вдохновения двух крупнейших артистов», - вспоминал писатель Н.Д. Телешов.
Этот список можно продолжить: П.И.Чайковский и Э.Григ, Л.Толстой и И.Репин, И.Левитан и А.Чехов, А.Куинджи и Д.Менделеев и т.д.
- Как вы думаете, что для этих людей было главным в дружбе?
- Как дружба этих людей повлияла на их творчество?
б) работа с интерактивной доской
– Собери пословицу из слов (работа над понятием «друг»)
Работа с пословицами.
- На доске плакат с пословицами. На 1-ой половине плаката – начало пословицы, на 2-ой – продолжение. Прочитайте эти пословицы.
- Как вы их понимаете?
- Какой смысл несет в себе каждая пословица?
- Старый друг лучше новых двух.
- Нет друга – ищи, а нашел – береги.
- Дружба что стекло, разобьешь – не сложишь.
- Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
- Один за всех и все за одного. Старый друг лучше новых двух.
- Добрая шутка дружбы не рушит.
- Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.
- Где дружбой дорожат, там враги дрожат.
в) работа с учебником
– Что дружеские отношения отличает от других отношений? Знакомые, приятели, друзья - вы как их различаете?
г) проблемная ситуация (дети разбиваются самостоятельно на группы)
-Приходилось ли вам разочаровываться в друзьях? Почему это происходило?
Представим, что в мире исчезло понятие «дружба», остались только приятели и знакомые. Чтобы тогда случилось и произошло?
После групповой работы от каждой группы выступает представитель с вариантами ответов (они записываются на доске)
– Может ли дружба сделать человека лучше, избавить от недостатков?
4. Подведение итогов. Рефлексия.
– Каких друзей нам хотелось бы иметь?
– А каким другом является каждый из вас? (мысленно ответим сами себе)
– Что же в дружбе важно, о чем надо всегда помнить?
– Кого вам хочется поблагодарить за работу?
Напоминаю о пожеланиях, которые дети записывали на листочках.
-Кому то захотелось после проведения урока что-то исправить на них?
Отдайте этот листок соседу по парте.
5. Домашнее задание.
Написать мини-рассказ «Настоящий друг»
Рекомендации к уроку: детям заранее предложить заполнить анкету
Здравствуй! Ура - это не контрольная, это анкета о дружбе. Писать своё имя не надо. Напиши свои варианты ответа.
1.Кто ты (мальчик или девочка)
2.Легко ли ты знакомишься со сверстниками?
3.Кто такой друг?
4.Каким должен быть друг?
5.Где и как ты нашел друзей?
6.Что дружба дает человеку?
7.Кто виноват в том, что с человеком не дружат?
8.Тебе бы хотелось иметь настоящего друга?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Марафон игр «Старты надежд: только вперед и только вместе»»
Паралимпийское занятие...
Открытое занятие для родителей на тему "Мы разные, но мы вместе" (о дружбе народов)
Открытое занятие для родителей на тему "Мы разные, но мы вместе" (о дружбе народов)...
Презентация к открытому занятию для родителей на тему "Мы разные, но мы вместе" (о дружбе народов)
Презентация к открытому занятию для родителей на тему "Мы разные, но мы вместе" (о дружбе народов)...
Дружба - это не только дар, но и труд.
Технологическая карта урока ОРКСЭ по теме "Дружба - это не только дар, но и труд"...
Доклад и презентация по теме “Через любовь к языку приходит любовь к Родине»
Доклад ТЕМА: “Через любовь к языку приходит любовь к Родине»Пдготовила руководитель МО учителей начальных классов, учитель первой квалификационной категории Русакова Светлана Юрьевна 2015 ...
Мастер - класс для родителей "Читаем вместе с любовью к учёбе"
Мастер - класс для родителей "Читаем вместе с любовью к учёбе" к выступлению "Инновационные способы взаимодействия школы и семьи" на заседании кафедры начального образо...
Сказка о дружбе "Только вместе"
Как помочь детям понять ценность настоящей дружбы, ощутить радость от совместного интересного дела? Занимайтесь с ними творчеством....