Дружба - это не только дар, но и труд.
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Технологическая карта урока ОРКСЭ  по теме "Дружба - это не только дар, но и труд"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл druzhba_-eto_ne_tolko_dar_no_i_trud.docx32.43 КБ

Предварительный просмотр:

Курс ОРКСЭ

Модуль: «Светская этика».

Тема: «Вместе весело шагать»

Цель урока:

создать условия для формирования у учащихся представлений о дружбе, нравственных качеств  (понимание, взаимоуважение, взаимовыручка и др.)

Задачи:

  • Создать ситуацию для дискуссии о дружбе;
  • Проанализировать имеющийся субъективный опыт представлений обучающихся о дружбе;
  • Активизировать познавательную деятельность в КТД;
  • Использовать толковый словарь, учебник, дополнительную литературу.

Оборудование и учебно- методическое обеспечение:компьютер, экран, проектор, иллюстративный материал, рабочие листы, карточки, презентация к уроку, учебник «Основы светской этики», толковые словари Ожегова С.И., Даля В.И., буклет «Уроки дружбы»

Тип урока: урок «открытия нового знания»

Виды деятельности на уроке:

  • Беседа;
  • Самостоятельная работа со словарем;
  • Творческая работа в группах;
  • Работа в парах;
  • Мозговой штурм;
  • Визуальное восприятие;
  • Устные высказывания на тему;
  • Подготовка к творческим заданиям

Основные термины и понятия: дружба, друг, избирательность, взаимоуважение, понимание, бескорыстие.

Ход урока.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационные

Формы

1.Организация деятельности учащихся. Самоопределение к деятельности.

- Сегодня у нас очень интересная и серьёзная тема урока. И сейчас мы узнаем, о чём будем говорить на нашем занятии.

- Давайте посмотрим  друг на друга, улыбнёмся, подарим  друг другу частичку своего тепла,   пожелаем удачи на сегодняшнем уроке.

- Что нам пригодится для успешной работы на уроке?

- Активность, внимание, умение высказывать свои предположения, трудолюбие, не отчаиваться при неудачах, умение слушать и слышать…

Слайд 1 (солнышко)

2. Актуализация знаний.

Отгадайте загадку: 

На минуту в землю врос

Разноцветный чудо-мост
Чудо-мастер смастерил
Мост высокий без перил. /Радуга./

 

Я хочу вам подарить «Радугу», но наша радуга будет необычной.

Читая сверху вниз первую букву каждого слова, вы узнаете тему урока.

– О чем будем говорить? Сегодня мы с вами поговорим о дружбе.

- Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?

Учащиесяотгадывают загадку.

Когда все слова отгаданы, читается ключевое высказывание: о дружбе

Предположения детей

3. Определение темы и целей урока.

- Определите тему нашего сегодняшнего урока. Запишите тему в  рабочий лист.

- О дружбе говорили во все времена, ей посвятили свои произведения поэты и писатели, учёные и философы, художники и скульпторы. Отношения дружбы отражены и в произведениях устного народного творчества.

- Поставьте перед собой цели урока. Что вы сегодня должны узнать?

- Запишите цели в рабочий лист.

«Дружба».

Высказывания детей

  • Какие отношения существуют между людьми,                          
  • что такое дружба,
  • чем дружеские отношения отличаются от других отношений
  • кто такой друг

Рабочий лист.

Слайд (цели урока)

Рабочий лист

4. Изучение нового материала.

1. Беседа о понятии

«дружба» и дружеских отношениях.

- Какое прекрасное слово «дружба». Когда Вы слышите это слово, что вы представляете себе?

- Давайте в группах выполним задания, которые лучше помогут понять значение слова «дружба».

  1. группа: Используя толковые словари Ожегова С.И. и Даля В.И., объясните значение этого слова.
  2. группа: Подберите однокоренные слова к слову «дружба».
  3. группа: Подберите к слову «дружба» эпитеты, получите словосочетания.
  4. группа: «Соберите» пословицы о дружбе.
  5. группа: Выбрать качества «настоящего друга»
  6. группа:Обсудить ситуацию
  7. группа: «Что помогает и мешает дружбе»

Произносишь его и сразу вспоминаешь своего друга, с которым тебе интересно играть, читать новую книгу или секретничать. Произносишь слово «дружба» и сразу вспоминаешь веселых героев мультфильмов, мир кино, мир книги, наш мир, в котором мы живем, который дарит нам прекрасное общение с другом.

Высказывания детей

Учащиеся работают в группах,

после обсуждения задания знакомят с результатами работы.

Слайд

Работа в группах.

Слайд

Карточки с заданиями.

Физкультминутка

А сейчас давайте отдохнем и проведем физкультминутку в форме «Фолоузе лидер».  

Работа с учебником.

- Откройте учебники по закладке и найдите  определение понятию «дружба» на стр. 62

- Запишите определение понятия « дружба» в  рабочем листе.

- Сделайте вывод: что такое дружба?

Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов

Рабочий лист,

Слайд

5. Применение нового знания.4.Беседа о понятии «друг».

5.Составление правил дружбы.

- Вы сказали, что однокоренным словом « дружбы» является слово « друг».Как вы понимаете значение слова друг?

- Давайте узнаем, какое определение   дает толковый словарь.

- Внимательно послушайте стихотворение А.С.Пушкина, которое он посвятил поэту Ивану Пущину, близкому другу с детских лет.

«Мой первый друг, мой друг бесценный!

И я судьбу благословил,

Когда мой двор уединенный,

Печальным снегом занесенный,

Твой колокольчик огласил!»

- С какими словами обращался  автор к своему другу?

- Пущин был заключен в крепость за участие в организации восстания декабристов, и А.С.Пушкин, чтобы поддержать друга, отправляет это стихотворение.

- Можно ли, судя по этому стихотворению, сказать, что А. Пушкин умел дружить?

- Кто считает, что у вас тоже есть настоящий друг? Почему вы считаете его настоящим?

- Умению дружить и общаться с людьми, надо учиться с детства.

Дружба не совместима с эгоизмом и предательством. Нет оправдания другу, который в трудную минуту не помог в беде.

Но и сами мы должны относиться чутко к своим друзьям, стараться быть  внимательными, тактичными, учиться сочувствовать, сопереживать.

- К сожалению, друзья иногда ссорятся, и в жизни важно уметь делать шаги к примирению.

- Прочитайте и выполните задание 2 в рабочем листе. Поделитесь своими мыслями.

- Для того чтобы ваша дружба была крепче, чтобы не терять друзей, составим «Правила дружбы».

- В своих рабочих тетрадях запишите одно на ваш взгляд самое важное правило

- Прочитаем наши правила, запомним и будем их соблюдать.

- Итак,  в каждом классе, в каждой школе, в каждом городе и каждой стране люди уважают чувство дружбы.

- Вот, например,в Москве на Всесоюзной выставке установлен фонтан «Дружбы народов».

 В нём воплощены идеалы дружбы и мира между народами.

- Монументы дружбы установлены в Уфе и Ижевске.

- Дружбе посвящены и полотна знаменитых художников.

Картина литовского художникаЧюрлёниса называется «Дружба».

Девушка держит светящийся шар или солнце. Лучезарный свет его торжествует, озаряя космическую темноту.Солнце -  символ добра, теплоты, дружбы… Девушка, словно,  хочет сказать: «Самое дорогое, что есть у меня, я дарю вам: добро, тепло, дружбу».

Высказывания детей.

ДРУГ - человек, который связан с кем-нибудь дружбой, сторонник, защитник кого-нибудь.

Ответы детей.

Высказывания детей.

- А.С. Пушкин умел дружить. У него были настоящие друзья.

Ответы детей.

Учащиеся выполняют задания.

Ответы детей.

Учащиеся выбирают предложенные правила и вывешивают на доску.

Слайд

Слайд 10.

Историческая справка.

Рабочий лист,

задание

Рабочий лист

Слайд

Слайд 12.

Слайд 13, 14, 15, 16.

6.Итог урока.

- Вспомните, какие цели вы ставили в начале урока. Кто считает, что он достиг поставленных целей?

- Закончите урок предложением:

  • Сегодня я узнал …
  •  Я понял, что …
  • У меня получилось …
  • Теперь я могу …
  • Урок дал мне для жизни

- Много доброго и интересного мы услышали сегодня о дружбе на уроке.

- Хотелось бы урок закончить и произнести с Вами чир: здорово когда на свете есть друзья!

- Из какой песни эти строки? Давайте споем эту песню.

Заслушиваются высказывания детей.

Рабочий лист

Слайд

Рабочий лист,

задание 4.

7.Домашнее задание.

Напишите сочинение – миниатюру «Мой друг».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

“В школе должна царствовать серьезность, допускающая шутку, но не превращающая всего дела в шутку... Ученье есть труд и должно оставаться трудом, полным мысли...” К. Ушинский

Главная идея опытамоей работы через использование приёмов технологии интерактивного обучения, способствующих  развитию коммуникативных умений, пытаться вместе с учащимися отыскивать общий с...

Доклад «От азбуки ручного труда в школе – к высокой культуре труда в жизни»

1.Работа содержит:-пояснительную записку- цели и задачи- место курса "Технология" в учебном плане- результаты изучения курса2. Технологическая карта изготовления "Панно из хризантем"...

Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме: "Число имён существительных. Знакомство с существительными, употребляющимися только в единственном и только во множественном числе."

Это урок постановки учебной задачи. На нём, на основе предыдущей темы ,открывается и конструируется новое открытие, которое фиксируется в модели.Ребята знакомятся с существительными , которые употребл...

Сказка о дружбе "Только вместе"

Как помочь детям понять ценность настоящей дружбы, ощутить радость от совместного интересного дела? Занимайтесь с ними творчеством....

« Только вместе с дружбой приходят и любовь, и богатство!»

Цель классного часа:создание представлений у учащихся о понятии "дружба" и "настоящем друге", присвоение их нравственной ценности и раскрытие значения в жизни каждого человека....