Доклад и презентация по теме “Через любовь к языку приходит любовь к Родине»
статья ( класс) на тему
Доклад ТЕМА: “Через любовь к языку приходит любовь к Родине»
Пдготовила руководитель МО учителей начальных классов, учитель первой квалификационной категории Русакова Светлана Юрьевна 2015 г.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Российская Федерация
Карачаево - Черкесская Республика
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2 ст. Преградная»
Доклад
ТЕМА:
“Через любовь к языку приходит любовь к Родине»
Подготовила
руководитель МО учителей начальных классов,
учитель первой квалификационной категории
Русакова Светлана Юрьевна
2015 г.
СЛАЙД №1.
«Через любовь к языку приходит любовь к Родине»
СЛАЙД №2.
Истинная любовь к своей стране немыслима
без любви к своему языку.
Константин Георгиевич Паустовский
Начальная школа – наиболее ответственный период в жизни человека. В начальной школе закладывается то, что будет развиваться и укрепляться с возрастом.
Задача школы на современном этапе - не только дать объем знаний, но и научить учиться. Стандарт нового поколения помогает научить учиться, а тем самым овладеть универсальными учебными действиями, без которых ничего не может быть, и которые формируют фундаментальное ядро образования.
СЛАЙД №3.
Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика.
Исторический опыт становления и развития нашего Отечества указывает на то, что важнейшим средством формирования гражданского общества, укрепления единства Российской Федерации является патриотическое воспитание граждан. Характеризуя создавшееся в стране положение, В.В. Путин говорит, что «утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения». В столь опасной ситуации происходит постепенное формирование нового – российского патриотизма, в котором должны гармонически сочетаться традиции героического прошлого и сегодняшние реалии жизни с учетом перспектив развития общества в обозримом будущем. Предотвратить нравственную деградацию, возродить высокое значение слова «патриотизм» призваны образовательные учреждения, т. к. детство, юность – самая благодатная пора для воспитания чувства любви к Родине. Огромная роль в воспитании чувства патриотизма и гражданственности принадлежит учителю русского языка и литературного чтения.
СЛАЙД №4.
Как изучать лингвистическую теорию, чтобы детям было интересно на уроках, чтобы было всё понятно, экономно по времени и эффективно по результатам? Прежде всего, нужно показать интересное в самом языке - тогда мы приучим детей вникать в средства, «представляемые языком для выражения мысли» (И.Срезневский), а это основа для постоянной работы над собственной речью.
Одной из проблем, волнующей учителей, является вопрос, как развить у ребенка устойчивый интерес к учебе, к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске.
СЛАЙД №5.
Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы наглядно и доступно все объяснить, рассказать и показать, а в том, чтобы организовать исследовательскую работу детей, чтобы дети сами «додумались» до решения ключевой проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.
СЛАЙД №6.
Сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, таких, как:
- технология проблемного обучения;
- метод проектов;
- здоровьесберегающие технологии;
- информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) приводит к положительным результатам по формированию у учащихся интереса к русскому языку.
Русский язык как учебный предмет несет чрезвычайно высокую познавательную ценность: привитие чувства любви к родному языку, осмысление общечеловеческих ценностей, воспитание личности с высоким чувством патриотизма. Для достижения этих целей в содержании русского языка можно использовать такой материал, как «Общие сведения о языке» и дидактический материал: упражнения, диктанты, изложения, сочинения и др. Любовь к родному языку – одно из проявлений патриотизма. Еще К.Д. Ушинский говорил, что язык народа является полнейшим отражением родины и духовной жизни народа: «Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова, их сложения и видоизменения, но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка… Таков этот великий народный педагог – родное слово».
«Один из секретов жизни состоит в том, чтобы не дать угаснуть огню нашей любознательности»,- говорил Эдвард Фелпс. Нужно «заставить» ребенка удивиться. А удивительное рядом. Только его надо уметь увидеть. В русском языке много интересного и удивительного.
Удивительного ... много. Но конечно, надо уметь самому удивляться, показывать это удивительное и вызывать удивление. Язык - это чудо из чудес. И как увлекательно раскрывать его чудесные свойства!
Удивительное, интересное в языке - это иногда новая грань того, что как будто детям уже известно. Осмысленное в иных взаимосвязях, с другой точки зрения это известное воспринимается по-иному.
В соответствии с требованиями ФГОС в процессе обучения русскому языку в школе решается комплекс учебно-воспитательных задач.
СЛАЙД №7.
Работа над формированием любви к Родине проводится в каждом классе, однако объём работы различен и зависит об общей подготовки учащихся, специфики программного материала по русскому языку и межпредметных связей русского языка с другими школьными предметами. Так, если на первом уроке в 1 классе мы говорим о языке как важнейшем средстве общения, о том, как появился язык, какие условия этому способствовали, то в 4 классе это разговор о причинах включения русского языка в состав мировых языков – политических, научных, культурно-исторических, лингвистических.
Литература любого народа содержит богатейший материал для воспитания в духе дружбы, взаимопонимания, трудолюбия, патриотизма. Этой цели служат пословицы, поговорки, загадки, песни, былины. Отражение народных идеалов – патриотизма, богатырской силы, ума, находчивости – мы видим в древнерусской литературе, в летописях, первое знакомство с которыми проходит в первом классе на уроках обучения грамоте и продолжается на протяжении всех лет обучения в школе.
Воспитание гражданственности и патриотизма проявляется через любовь к своей стране, преданность ей, в осознанном желании и готовности встать на защиту Отечества по примеру своих предков. Хорошим подспорьем в этом является правильный подбор дидактического материала. В процессе проведения обучающих диктантов, изложений можно предложить учащимся определить основную мысль текста, акцентировать внимание на тех мыслях, чувствах, которые формируют патриотизм и гражданственность, например: Как проявилась храбрость нашего народа, их верность Отчизне? Что помогло героям одержать победу над врагом? Смогли бы вы поступить также?
СЛАЙД №8.
Большое воспитательное значение на уроках русского языка в развитии любви к Родине имеют загадки, скороговорки, игры, стихи, пословицы. Загадки на уроках используются как в устной, так и в письменной формах по разным темам, изучаемым в программе русского языка начальной школы. Задания могут быть самые разные. В любом виде работы загадки, пословицы, поговорки оказывают эмоциональное воздействие на развитие познавательных способностей детей, что положительно влияет на их знания, умения и навыки.
Курс русского языка должен быть направлен на всестороннее развитие личности средствами предмета: развитие мышления, устной и письменной речи учащихся, их эмоционально-волевой сферы, логического мышления; формирование потребности в речевом самосовершенствовании; совершенствование языковой, коммуникативной компетенций, необходимых для учебной и трудовой деятельности.
СЛАЙД №9.
Чтобы повысить интерес учащихся к литературному чтению и русскому языку можно использовать различные формы организации урока: урок-монолог, урок-лекция, урок-беседа, урок-сопоставление-дискуссия, уроки в форме ролевой игры, урок жизни, урок-журнал, урок-анализ, урок ученика, урок – заочная экскурсия, библиотечный и музейный уроки, уроки развития речи.
СЛАЙД №10.
Курс русского языка в начальной школе вмещает в себя очень большой объем знаний из фонетики, графики и морфемики. Все это не только необходимо дать детям в теоретическом виде, но и отработать умения и навыки. Можно давать все материалы в готовом виде: познакомить с правилами, привести примеры; но можно пойти другим путем: дать ученикам возможность испытать свои силы в умении увидеть закономерность. С этой целью мы используем технологию проблемного обучения, частично-поисковый метод, ИКТ.
Проблемная ситуация создается с учетом реальных противоречий, значимых для детей. Только в этом случае она является мощным источником мотивации их познавательной деятельности, активизирует и направляет их мышление. Значит, прежде всего, на этом этапе уроке необходимо создавать условия для формирования у учащихся положительной мотивации, чтобы ученик понял, что он знает и чего не знает, и, самое главное, захотел это узнать.
Чтобы достичь этого «необходимо научить детей понимать, с какой целью они выполняют то или иное задание и каких результатов сумели добиться. Принципы значимости учебной деятельности для ребенка имеют большое значение. Учителю необходимо научить детей наблюдать, сравнивать, делать выводы, и это в свою очередь способствует подведению учащихся к умению самостоятельно добывать знания, а не получать их в готовом виде. Ребенку трудно объяснить, для чего необходима самостоятельная деятельность на уроке, ведь не всегда результат этой деятельности положительный. И опять на помощь приходит игра, которая внесет интерес в самостоятельную деятельность учащихся и будет постоянным активизирующим фактором.
Но, занимаясь самостоятельной деятельностью на уроке, ученики не отправляются в «самостоятельное плавание». Учитель ненавязчиво корректирует их деятельность, чтобы не нарушался принцип научности при получении знаний.
Любовь к своей Родине проявляется и в умелом обращении с русским языком: в соблюдении норм устной и письменной речи, а также в общей культуре, одним из аспектов которой является речевая культура личности – соблюдение этических и коммуникативных норм, коммуникативная компетентность личности.
Любовь к родной природе – одно из проявлений любви к Родине, и воспитание его во многом зависит от учителя русского языка, потому что именно он знакомит детей с поэтическим образом Родины. С особой теплотой относятся школьники к теме родной природы, ее красоте и неповторимости.
Воспитывая у детей любовь к природе, мы обращаемся к писателям, поэтам, создавшим незабываемые картины родных лесов и полей, морей и гор. В упражнениях учебников много текстов – описаний природы классиков русской литературы, систематическая работа с такими образцами позволяет перейти к составлению собственных сочинений «Любимый уголок природы», «Мой город», «Улица моего детства» и проектов «Моя малая Родина», «Моя улица, мой дом», «Моя семья», «Моя родословная» и др. Очень важным моментом является и включение в работу краеведческого материала.
СЛАЙД №11.
Большое воспитательное значение имеет работа со словарями. Учащиеся могут выполнять самые различные задания, например: Прочитайте в «Школьном толковом словаре» и «Словаре иностранных слов» словарные статьи, посвященные слову «патриот, патриотизм». Чем различается материал словарных статей? Напишите рассуждение на тему «Что значит – быть патриотом». Прочитайте в словаре словарные статьи, посвященные словам родина, герой, героизм, отвага, доблесть, мужество. Что объединяет эти слова?
Надо беречь и развивать язык, совершенствовать и возвышать его как средство общения, орудие мысли. Тогда поднимется и уровень культуры, и будет накапливаться богатство добрых отношений между людьми, будут укрепляться нравственные устои жизни.
СЛАЙД №12.
Планомерная работа по привитию любви к Родине через уроки русского языка непременно даст положительные результаты, ведь молодое поколение будет воспитываться не на отрицании культуры своей страны и высмеивании истории своего государства, а научится находить правильные ориентиры, формировать систему отношений к тем или иным событиям.
СЛАЙД №13.
Воспитание патриотизма – это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого, и роль русского языка и литературы в этом плане невозможно переоценить.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Константин Георгиевич Паустовский.
Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования – их деятельностный характер , который ставит главной задачей развитие личности ученика .
Как изучать лингвистическую теорию, чтобы детям было интересно на уроках, чтобы было всё понятно, экономно по времени и эффективно по результатам? Прежде всего, нужно показать интересное в самом языке - тогда мы приучим детей вникать в средства, «представляемые языком для выражения мысли» (И.Срезневский), а это основа для постоянной работы над собственной речью.
Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы наглядно и доступно все объяснить, рассказать и показать, а в том, чтобы организовать исследовательскую работу детей, чтобы дети сами «додумались» до решения ключевой проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.
Сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, таких, как: - технология проблемного обучения; - метод проектов; - здоровьесберегающие технологии; - информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) приводит к положительным результатам по формированию у учащихся интереса к русскому языку .
Работа над формированием любви к Родине проводится в каждом классе, однако объём работы различен и зависит об общей подготовки учащихся, специфики программного материала по русскому языку и межпредметных связей русского языка с другими школьными предметами. Так, если на первом уроке в 1 классе мы говорим о языке как важнейшем средстве общения, о том, как появился язык, какие условия этому способствовали, то в 4 классе это разговор о причинах включения русского языка в состав мировых языков – политических, научных, культурно-исторических, лингвистических.
Большое воспитательное значение на уроках русского языка в развитии любви к Родине имеют загадки, скороговорки, игры, стихи, пословицы. Загадки на уроках используются как в устной, так и в письменной формах по разным темам, изучаемым в программе русского языка начальной школы. Задания могут быть самые разные. В любом виде работы загадки, пословицы, поговорки оказывают эмоциональное воздействие на развитие познавательных способностей детей, что положительно влияет на их знания, умения и навыки .
Чтобы повысить интерес учащихся к литературному чтению и русскому языку можно использовать различные формы организации урока: урок-монолог, урок-лекция, урок-беседа, урок-сопоставление-дискуссия, уроки в форме ролевой игры,, урок-журнал, урок-анализ, урок ученика, урок – заочная экскурсия, библиотечный и музейный уроки, уроки развития речи.
Курс русского языка в начальной школе вмещает в себя очень большой объем знаний из фонетики, графики и морфемики. Все это не только необходимо дать детям в теоретическом виде, но и отработать умения и навыки. Можно давать все материалы в готовом виде: познакомить с правилами, привести примеры; но можно пойти другим путем: дать ученикам возможность испытать свои силы в умении увидеть закономерность. С этой целью мы используем технологию проблемного обучения, частично-поисковый метод, ИКТ.
Большое воспитательное значение имеет работа со словарями. Учащиеся могут выполнять самые различные задания, например: Прочитайте в «Школьном толковом словаре» и «Словаре иностранных слов» словарные статьи, посвященные слову «патриот, патриотизм». Чем различается материал словарных статей? Напишите рассуждение на тему «Что значит – быть патриотом». Прочитайте в словаре словарные статьи, посвященные словам родина, герой, героизм, отвага, доблесть, мужество. Что объединяет эти слова?
Планомерная работа по привитию любви к Родине через уроки русского языка непременно даст положительные результаты , ведь молодое поколение будет воспитываться не на отрицании культуры своей страны и высмеивании истории своего государства, а научится находить правильные ориентиры, формировать систему отношений к тем или иным событиям.
Воспитание патриотизма – это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого, и роль русского языка и литературы в этом плане невозможно переоценить.
Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад с презентацией на тему: Формирование познавательных универсальных действий на уроках математики в начальной школе" с разработкой урока математики с использованием деятельностного метода
Доклад был подготовлен к педчтениям с учителями города. В докладе показаны какие универсальные учебные действия могут быть применены на уроках математики. На примере урока с презентацией можно это про...
доклад и презентация по теме "Портфолио. Цели задачи портфолио. Его структура. Потртфолио ученика и педагога."
Педсовет на тему: "Портфолио. Цели. задачи портфолио. Его структура. Портфолио ученика и педагога"+презентация к докладу...
«ЛЮБОВЬ В СЕМЬЕ ФОРМИРУЕТ ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ»
Выступление на педагогическом совете, методическом объединении, посвященном духовно-нравственному и патриотическому воспитанию детей....
Научный доклад с презентацией на тему "Диагностика метапредметных результатов в 1 и 2 классах"
Научный доклад с презентацией...
Доклад с презентацией по теме "Проблема формирования контрольно-оценочной самостоятельности учащихся"
В докладе содержатся ключевые образовательные задачи основных этапов школьного обучения, этапы и фазы становления контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников. Описываются педагогические ...
Конспект урока по окружающему миру с презентацией на тему «Откуда в наш дом приходит вода и куда она ходит?»
Конспект урока по окружающему миру презентацией на тему «Откуда в наш дом приходит вода и куда она ходит?»...
Доклад и презентация на тему: "Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения".
13 и 14 сентября 2019 года в г. Симферополь на базе ФГАОУ ВО "Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского" состоялась Всероссийская научно-практическая междисциплинарная конферен...