«Семейные ценности в современном мире» (исследование)
материал
В наш стремительный век, когда все заняты, все спешат и бегут, можно встретить много семей, где эта простая и необходимая семейная традиция не соблюдается, где дети едят на ходу, взрослые спешат быстро поесть в одиночку и убежать по своим делам. Среди взрослых живёт одинокий ребёнок. Да, он одет, накормлен, опекаем, но ему не хватает внимания и общения. С помощью родителей у ребёнка постепенно закладываются представления о том, какой должна быть семья, её быт, её взаимоотношения между членами семьи. Семья, в которой растёт ребёнок, становится моделью его будущей семьи. Слово семья с самого раннего возраста известно всем. Это самое ценное в жизни. Семья и семейные ценности во всех странах мира всегда лежали в основе любого общества.
Тема, которую я взяла для исследовательской работы, актуальна, так как особый интерес к вопросам семейной жизни появился в последние годы в связи с кризисным состоянием современной семьи. По статистике, в России за 2018год на 1200 миллионов зарегистрированных браков приходится 660 тысяч разводов молодых семей. По данным института РАН основной причиной разводов признана психологическая неподготовленность супругов к семейной жизни (около 40% разводов)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issled.rabota.docx | 891.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
« Средняя политехническая школа №33 »
«Семейные ценности в современном мире»
(исследование)
Выполнили:
Бочарова Л.И.,
учитель начальных классов
Старый Оскол
2019
Оглавление.
Введение…………………………………………………………………........ 3
Глава I. Теоретические основы семьи и семейных ценностей.…….……....5
- Что такое семья?.………………………………………………………….5
- Понятие и определение семейных ценностей.…………………………6
- Какие проблемы семейных ценностей видят психологи?.......................7
- Сохранение семейных ценностей: что является основной задачей нашего поколения………………………………………………………8
Глава II. Исследование представления детей и их родителей о семье и семейных ценностях.….………………………………………………................9
Заключение…………………………………………………………………...10
Список используемой литературы……………………………………........ 11
Приложения……………………………………………………………......... 12
Введение
В наш стремительный век, когда все заняты, все спешат и бегут, можно встретить много семей, где эта простая и необходимая семейная традиция не соблюдается, где дети едят на ходу, взрослые спешат быстро поесть в одиночку и убежать по своим делам. Среди взрослых живёт одинокий ребёнок. Да, он одет, накормлен, опекаем, но ему не хватает внимания и общения. С помощью родителей у ребёнка постепенно закладываются представления о том, какой должна быть семья, её быт, её взаимоотношения между членами семьи. Семья, в которой растёт ребёнок, становится моделью его будущей семьи. Слово семья с самого раннего возраста известно всем. Это самое ценное в жизни. Семья и семейные ценности во всех странах мира всегда лежали в основе любого общества.
Тема, которую я взяла для исследовательской работы, актуальна, так как особый интерес к вопросам семейной жизни появился в последние годы в связи с кризисным состоянием современной семьи. По статистике, в России за 2018год на 1200 миллионов зарегистрированных браков приходится 660 тысяч разводов молодых семей. По данным института РАН основной причиной разводов признана психологическая неподготовленность супругов к семейной жизни (около 40% разводов) [4].
У нынешнего поколения при создании молодой семьи материальные ценности преобладают над духовными. Без духовных ценностей не будет единства семьи и существования её в целом.
На смену совести, ответственности, бескорыстности, взаимопонимания пришли материальные интересы, карьерный рост, эгоизм, цинизм. У большинства взрослых происходит падение нравственности и неопределенной духовности.
У родителей в современном ритме жизни на беседы с детьми почти не остается времени. Так и получается, что ребёнок оказывается в ситуации диссонанса относительно семейных ценностей.
Мы решили проверить, является ли актуальной проблема семейных ценностей для детей.
Предмет исследования: представления семейных ценностей у детей младшего возраста.
Объект исследования: семейные ценности семьи.
Цель: выявить с помощью анкетирования у родителей и детей сформированность представления о семейных ценностях и их значимости в семье.
Задачи:
- изучить теоретическую часть данного вопроса;
- исследовать представления детей и их родителей о семейных ценностях;
- провести анализ полученных результатов.
Гипотеза: мы предполагаем, что понимание семейных ценностей у современных детей и их родителей недостаточно сформировано.
В процессе работы нами использованы следующие методы:
- Теоретические (изучение литературы, информация в Интернете)
- Эмпирические (беседа, анкетирование)
- Методы статистической обработки результатов
В нашем исследовании мы использовали следующие методы:беседы, опрос, анкетирование, анализ, наблюдение. В своей работе мы хотим донести информацию о семейных ценностях.
Глава I. Теоретические основы семьи и семейных ценностей.
1.1.Что такое семья?
На основании изучения научных источников,семья – это одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Ни одна нация, ни одна культура не обошлась без семьи. [9].
Семья всегда была одной из самых важных ценностей человеческой жизни, потому что каждый человек связан с семьей. Семья - это единица общества, которая требует постоянного внимания. Семья – это сложный организм, недаром же она называется «семь я».
Семья-колыбель духовного рождения человека. Многообразныеотношения между её членами, которые они питают друг к другу, обилие различных форм проявления этих чувств, живая реакция на малейшие детали поведения ребенка-всё это создает благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования личности.
Социальная необходимость в семье действительно есть, потому что исчезни она, само существование человечества оказалось бы под угрозой. И именно потому ни в одном обществе семья не была «личным делом», ибо любое общество вправе ожидать от семьи выполнения определенных функций, и, прежде всего двух важнейших, тесно взаимосвязанных: воспитательной и репродуктивной.
Воспитательнаяфункция достаточно ясна, потому что именно через семью наши дети входят в общество. В семье ребенок совершает свои первые шаги в осмыслении окружающего мира. В семье ему вручается эстафета опыта поколений, которую он обязан понести дальше, чтобы передать ее своим детям и тем самым будущему. В семье закладывается фундамент идейного, эстетического, нравственного, философского опыта ребенка, его представления о добре и зле, честном и бесчестном, хорошем и плохом и т.п.; основы умственного, морального и физического облика будущего гражданина современного общества.[1].
За всю свою историю человечество так и не создало - и, наверное, никогда не создаст - лучшего института воспитания. Специальные исследования психологов и педагогов убедительно доказали: ни одно воспитательное учреждение не может дать детям того, что дает нормальная семейная атмосфера, общение ребенка с отцом и матерью. Дети, выросшие в этих учреждениях (как, впрочем, и те, хотя и меньше, кто в ранние годы лишился отца или матери и воспитывался в неполной семье), обычно отстают в чем-то от своих сверстников, растущих в полноценной семье, и они значительно труднее находят свое место в жизни. А раз так, нужно постоянно помнить, что мы воспитываем не только ребенка, но гражданина и человека.
1.2. Понятие и определение семейных ценностей.
Можно открыть Википедию и прочитать длинное, написанное умными словами определение. Но мы пойдем по более простому пути и попробуем объяснить все своими словами. Во многих семьях праздники не обходятся без спиртного. Такое представление о семейных торжествах возможно, будет царить в будущем в семьях детей. Но бывают и другие семейные праздники – радостные и светлые, добрые и весёлые. Праздники, которых ждут и о которых помнят.
Семейные ценности – это обычаи и традиции, которые передаются из поколения в поколение. Это – чувства, благодаря которым семья становится крепкой. Это – всё то, что люди переживают вместе внутри дома – радость и горе, благополучие или проблемы и трудности.
Классификация и виды понятия семейных ценностей
Выделяют две основные классификации – классическую или традиционную, и прогрессивную или современную. Давайте остановимся на каждой из этих моделей подробнее.
Традиционные ценности: что к ним относится
- Патриархальный уклад жизни. Браки, в которых мужчина – главный, он основной добытчик и за ним остается последнее слово – далеко не редкость. Слово отца, его мнение не подвергается сомнению, его уважают и ему подчиняются. Обратная сторона этой модели – это единоличная ответственность за своих родных и близких. Глава семейства взваливает на свои плечи решение всех проблем и сложных ситуаций. Женщина здесь, в первую очередь, жена и мать. Она самореализуется посредством рождения и воспитания детей, создания уютной и доверительной атмосферы, берет на себя все домашние хлопоты.
- Многодетность, или по крайней мере наличие двух детей. Появление каждого ребенка в таких союзах – это продолжение рода, счастье и радость.
- воспитание ценностей, неполный список которых включает в себя любовь, доброту по отношению друг к другу, уважение ко всем членам рода.
- Традиция сватовства, когда родители молодых подбирают жениха или невесту, а дети обязательно просят благословения у старших.
Ценности современной ячейки общества
В основе по-прежнему лежат любовь, доверие и взаимопомощь. Однако времена меняются, каждая эпоха несет с собой что-то новое, прогрессивное. Наше общество стало более свободным и открытым. Эти факторы оказывают влияние на формирование мировоззрения наших граждан.
Некоторые изменения коснулись и брачных устоев.
- Женщина теперь выполняет не только роль матери и хозяйки дома. Она успешно реализует себя в профессии, строит карьеру, зарабатывает деньги наравне с мужем. А домашние обязанности часто делятся поровну, по взаимному согласию.
- Практичные люди стали заключать брачные контракты или просто сожительствовать без официального оформления отношений.
- Вступать в брак начали позже – темп жизни изменился. Молодым людям хочется все успеть – получить высшее образование, поработать, получить какой-то опыт, встать на ноги. Только добившись всего намеченного, они всерьез начинают задумываться об образовании новой ячейки общества.
Все эти явления присутствуют сегодня в нашем обществе и это нормально. Здесь главное не переусердствовать в своих стремлениях, знать меру и помнить о заветах наших предков. Все должно быть в свое время – любовь, свадьба, дети и внуки.
Отношение молодых семей к семейным ценностям, как правило, детское, незрелое. Сложно воспитать в ребенке правильное понимание семейных ценностей, их значение и ответственность за их возникновение и присутствие.
Для того,чтобы родители смогли передать свой опыт взращивания семейных ценностей ребёнку, а ребенок начал этот опыт привносить в общество, важно понимать все психологические проблемы, связанные с семейными ценностями[5].
1.3. Какие проблемы семейных ценностей видят психологи?
Очень много молодых людей создают семейный союз, беря за основу для будущей семьи свое чувство влюблённости. Это чувство хорошее, но для создания семьи обманчивое. Во внешности или характере человека, в которого влюбляются, как правило, есть одна или несколько особых чёрт, на которыеочень обращают внимание. Для влюблённости всегда достаточно психофизиологической и психологической совместимости, а иногда даже только психофизиологической. Ценностные ориентации у партнёров могут и не совпадать, но они либо игнорируют этот факт, либо вообще из-за пылкости чувств, даже и не думают о каком-то там совпадении своих взглядов на жизнь, убеждений и идей. Когда молодой человек влюбляется только в привлекательную внешность девушки и её весёлость нрава, очень нравится ему то, что она «заводная». При создании семьи, опираясь только на такие параметры это огромная ошибка. Внешность девушки со временем будет изменяться, и порой очень сильно, особенно во время беременности и после родов. Соответственно влюблённость молодого человека утрачивается и видоизменяется. Пылкость чувств остывает. Что останется, если социальной совместимости между молодыми супругами так и не было? Штамп в паспорте, общее имущество и общий ребенок и всё. И тогда начинаются скандалы: кто и кому должен, ты был другим, ты была другой. Зачастую подобные браки распадаются. Иногда существуют достаточно долго, но при этом они мертвы. Очень сложно уже в этом случае привить с воспитанием семейные ценности.
В современном обществе, в наше время, когда материальное преобладает над духовным, молодые девушки влюбляются во внешние атрибуты молодого человека, в наличие хорошего дохода, красивой машины. Они женятся, но если потом по какой-то причине, материальное положение этого молодого человека меняется, то жена утрачивает смысл нахождения рядом с мужем. Для неё счастливая картинка рушится, утрачивается первоначальная влюбленность, он её раздражает.
Если дети выросли в неблагополучной семье, то где взять пример благополучной? Той, где супруги совпадают своими взглядами на семейные ценности и заботливо взращивают их? В образовательных учреждениях надо говорить больше об отношениях в семье и семейных ценностях.
1.4Сохранение семейных ценностей: что является основной задачей нашего поколения.
90-е годы, отмеченные в нашей истории такими явлениями как свобода, независимость, вседозволенность, неуважительное отношение к взрослым и их мнению, остались позади. Люди поняли значимость своей личной историей, стали больше интересоваться прошлым своего рода, происхождением и этимологией своей фамилии. Во многих домах и квартирах можно увидеть большие фотопортреты своих родственников. Возродился интерес к забытому обычаю – составлению альбома.
Люди выбирают фотографии, которые изображают самые значимые для них события и эмоции – свадьба, рождение детей, их первые шаги и достижения, празднования важных дат. Когда дети подрастут, можно и их привлекать к созданию альбома – придумывать интересные подписи и комментарии к каждой фотографии и писать их на специальной бумаге, выбирать понравившееся фото.
Одним из ярких проявлений уважения к своей истории является акция «Бессмертный полк», которая проводится во многих городах России 9 мая в честь Дня Победы. Маленькие дети, несущие фотографию своих родственников, отлично знают, кто это, где воевали, как они погибли, храбро защищая свою родину.
Все больший интерес вызывает изучение прошлого, истории предков – как они выглядели, жили, кем были, чем занимались, откуда вообще пошел род, кто его основатель. Это очень трудная и кропотливая работа. Чтобы узнать хоть что-то, нужно поднимать архивы, изучать документы. Многие просто не знают, с чего начать и в каком направлении двигаться.
Простые правила и моральные устои, формируясь в пределах родного дома, переносятся затем и в общество. Они проявляются в поведении человека в садике, школе, институте, на работе и в общественном месте. Родовые ценности формируют культуру человека, делают общество более гуманным.
Глава 2. Исследование представления детей и их родителей о семье и семейных ценностях.
Для проведения исследования нами была разработана анкета, состоящая из нескольких вопросов(приложение 1).Для более подробного изучения отношения детей младшего школьного возраста к семье мы взяли вопросы о своей семье. Она позволила нам выявить основные представления о семье и семейных ценностях.
Среди второклассников и их родителей нашей школы, мы провели анонимное анкетирование. Приняли участие 98 человек.
Все результаты выражены в относительных величинах – в процентах.
Анализ полученных результатов (графическое представление результатов – в (приложении 2) позволяет сделать следующие выводы:
С определением понятия «Семья» полностью справились92 % опрошенных. Семья как ценность имеет высокий рейтинг. А понятие «Семейные ценности и их сущность» смогли раскрыть лишь 34% опрошенных; 19% раскрыли частично и 47 % не смогли ответить на данный вопрос. На вопрос «Что, по-твоему, самое главное в семье?» большинство опрошенных затруднялись с ответом – 80%; ответили «Взаимопомощь, уважение, преданность семье, взаимоличностное развитие» - 12%; 4% считают, что главное «Свод правил и совместные воспоминания, 11% «Любовь и ответственность».
Проанализировав полученные анкеты, мы выяснили, что понятие о «семейных ценностях» есть, но сформировано не полностью и размыто. Проанализировав ответы опрошенных, можно сказать, что отношение к семье положительно.
Влияние со стороны семьи, как отмечают опрошенные, огромное и положительное. В это понятие опрошенные включили желание иметь такую же семью или похожую на нее - 63%и не хотят такой семьи как родительская -39%.
В понятие ценности большинство опрошенных включили понятие семьи как таковой.
В ходе нашего исследования было выявлено, что все опрошенные уже имеют представление о семье в целом. Однако ценность у детей ещё находится, в основном, на среднем уровне сформированности и требует необходимости формирования данных ценностейв дальнейшем.
Таким образом, наша гипотеза справедливо подтвердилась. И можно сделать вывод, что «семья» осознаётся детьми как социальный институт; они имеют представления о важных качествах присущих семье. Семья является ценностью для них, однако у них нет полного представления о сущности семейных ценностных ориентаций на семейную жизнь.
Данное исследование было полезным для нас, поскольку указало на существующие проблемы и заставило продумать пути решения.
Заключение.
Младший школьный возраст является одним из наиболее сложных периодов.
Ничто иное как семейное воспитание формирует у детей понятие основных жизненных ценностей.
В результате нашего исследования мы пришли к выводу, что наша гипотеза подтвердилась.
Таким образом, мы можем сделать следующий вывод – семейные ценности не в полной мере осознаются детьми как социальный институт. Семья является ценностью, однако у них нет установок, ценностных ориентаций на семейную жизнь.
В семейных отношениях, должно быть ценно взаимное уважение и доверие, чувствовать любовь и заботу друг о друге, возможность реализовать себя вне семьи, семейное единство и сплоченность, общение, возможность получить поддержку в трудную минуту, дружеские отношения детей и родителей.
Список литературы.
- Докучаева С. О. Влияние родительской семьи на построение супружеской семьи в следующем поколении [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование: электрон.научн. журн. 2005. №. URL: http://psyjournals.ru/psyedu/2005/n3/Dokuchaeva.shtml
- Леонова С. Мой дом – моя крепость /С.Леонова // Классное
руководство и воспитание школьников. Газета «Первое сентября». –
2001. -№14.-с.20-21
- Москвичева Н. Л. Семья в системе ценностных ориентаций личности студента. СПб, 2000.
- Нравственность современного российского общества: психологический анализ // Отв. ред. А.Л. Журавлев, А.В. Юревич. - М.: «Издательство психологии РАН», 2016.http://www.ipras.ru/engine/documents/document4057.pdf
- Рахманова В. К. Первый опыт отцовства и отношение к своему отцу // Психологическая наука и образование. 2008. № 4.
- Самсонова П. М. Роль родительской семьи в формировании представлений подростков о будущей семье // Тезисы второй всероссийской научной конференции «Психологические проблемы современной российской семьи» (25–27 октября 2005 г.). В 3-х частях. Ч. 3. М., 2005.
- Туманова Е. В., Филиппова Е. В. Образ отца и образ себя у подростков (возрастные и гендерные аспекты). Психологическая наука и образование. 2007. № 2.
- Шнейдер Л.Б. Семейная психология,-М.: Академический проект, Екатеринбург 2006. - 768с.
Приложение 1
АНКЕТА (для родителей)
- Что по-твоему семья?
- Что по-твоему самое главное в семье?
- Дайте определение понятия «семейные ценности»
- В каком возрасте вы готовы создать семью?
- до 18 лет - от 18 до 20 лет - от 20 до 25 лет - от 25 до 30 лет
- старше 30 лет - Затрудняюсь ответить
- Какой форме семейной жизни вы отдаете предпочтение?
- официально зарегистрированный брак
- не регистрированный брак с дальнейшим намерением его заключить
- не регистрированный брак без дальнейшего намерения его заключить
- затрудняюсь ответить
- Желаете ли вы иметь свою будущую семью похожую на родительскую?
- да, хочу
- скорее хочу, чем не хочу
- скорее не хочу, чем хочу
- нет, не хочу
АНКЕТА (для детей)
1.Что по-твоему семья?
2.Что по-твоему самое главное в семье?
3.Дайте определение понятия «семейные ценности»
4.Желаете ли вы иметь свою будущую семью похожую на родительскую?
- да, хочу
- скорее хочу, чем не хочу
- скорее не хочу, чем хочу
- нет, не хочу
Приложение 2
Приложение 3
Анкетирование родителей
Анкетирование детей
Приложение 4
Семейное древо
Поделка «Уютный вечер дома» Приложение5
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по ОРКСЭ "Ценность родства и семейные ценности"
План-конспект урока включает в себя этапы:1. Организационный блок. 2. Информационный блок. 3. Аналитический блок. 4. Рефлексивный блок. 5. Оценочный блок....
Классный час « Семья и семейные ценности в современном мире» 2 класс
Осмысление необходимости сохранения семейных ценностей и бережного отношения к ним.осознание значемости семьи....
Родительское собрание "Особенности и проблемы семейного воспитания в современном мире"
Каждый родитель знает, что лучше для его ребенка, и каждый выбирает свой подход к воспитанию. Вот только стоит прислушиваться к специалистам, а еще оценивать свои поступки и действия. Быть может, неко...
Классный час на тему "Ценности современного мира" (4 класс)
Цель деятельности учителя: дать детям первоначальное представление о нравственных ценностях; формировать умение различать истинные и мнимые ценности; побуждать к самосовершенствованию, само...
«Духовные ценности жизни святых в жизни современного мира и человека. Святой преподобный Сергий Радонежский - игумен земли Русской».
Разработка проекта-конспекта занятия для учащихся 4 класса на тему: «Духовные ценности жизни святых в жизни современного мира и человека. Святой преподобный Сергий Радонежский -...
Конспект урока по окружающему миру для 2 класса на тему "Семейные ценности и традиции. Труд, досуг, занятия членов семьи. Наша дружная семья"
Семья́ - группа людей, которое связаны между собой брачными или родственными отношениями (а также отношениями по взятию детей на воспитание), общим бытом, взаимной моральной ответственностью.Но м...
Формирование традиционных гражданских, культурных и семейных ценностей через участие в проекте «Киноуроки в школах России и мира»
Проект «Киноуроки в школах России» реализуется с 2014 года. Целью проекта является создание киноуроков – детских короткометражных художественных фильмов воспитательного назначения и ...