«Духовные ценности жизни святых в жизни современного мира и человека. Святой преподобный Сергий Радонежский - игумен земли Русской».
методическая разработка (4 класс)
Разработка проекта-конспекта занятия
для учащихся 4 класса на тему:
«Духовные ценности жизни святых в жизни современного мира и человека. Святой преподобный Сергий Радонежский - игумен земли Русской».
Автор: Пушкина Е.В., учитель начальных классов, учитель ОПК
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sergiy_radonezhskiy.doc | 82.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Каменская средняя общеобразовательная школа № 1
Московская обл., Дмитровский г.о.
Разработка проекта-конспекта занятия
для учащихся 4 класса на тему:
«Духовные ценности жизни святых в жизни современного мира и человека. Святой преподобный Сергий Радонежский - игумен земли Русской».
Автор: Пушкина Е.В., учитель начальных классов, учитель ОПК
Тема учебника ДКП: «Северное Подмосковье. К игумену Русской земли – преподобному Сергию Радонежскому».
Цель урока:
- дать знания о великом русском святом Сергии Радонежском и объектах культуры, связанных с его именем;
- раскрыть христианские добродетели: христианская любовь, долготерпение, милосердие, смирение, послушание;
- показать значение феноменов православной культуры в истории России, в ходе ее исторического развития: в делах государственных, церковных, бытовых, в переломные моменты войн и испытаний, выпадавших на долю нашей Родины;
- показать значимость христианских добродетелей, христианского подвига для исторического, политического, социального и духовного развития нашей страны: во времена минувшие и сегодня, в современном мире; в славном прошлом России и в ее настоящем.
- прививать учащимся интерес и любовь к православной культуре своего Отечества
Задачи урока:
- вывести ребят на самостоятельный уровень осмысления проблемы;
- организовать групповую работу по принципу «диалога мнений»;
- пополнить словарь духовной лексики учащихся;
- научить ориентироваться в духовных категориях;
- закрепить знания, полученные на прошлых уроках.
Средства:
- материалы и иллюстрации учебника ДКП (стр. 100-120);
- учебная презентация.
Задания для опроса: № 1, стр. 113 .
Задания для закрепления: № 3, стр. 115.
Задание на дом: № 4, 5 стр. 116-117.
Ход урока:
Учитель:
- Ребята, здравствуйте. Садитесь, пожалуйста. Итак, сегодня нам предстоит новое увлекательное путешествие во времени и пространстве. Сегодня мы пройдем новым маршрутом нашего духовного краеведения. И направимся мы сегодня в XIV век, в гости к знаменитому чудотворцу – святому преподобному Сергию Радонежскому.
- Но для начала давайте зададимся вопросом: почему это имя так знаменито, почему его подвижническая жизнь привлекала к нему людей и почему сегодня мы, современные люди, помним и чтим его имя, почему сегодня не убавляется поток паломников, стремящихся придти на поклонение этому великому святому?
Ребята:
- Потому что он святой…
Учитель:
- а что именно он совершил? Какой подвиг? В чем именно подвиг его святости?
Класс:
- ???
Учитель:
- Чтобы ответить на этот вопрос, давайте обратимся к его житию. Раскроем учебник на странице 100 и запишем в тетради тему: «Святой преподобный Сергий Радонежский. Духовные ценности в жизни современного мира и человека».
(На экране выводится изображение иконы преподобного Сергия Радонежского) ДПК стр.101
- Посмотрите внимательно: вот каким доносит до нас облик этого мудрого, доброго, святого старца, посвятившего всю свою жизнь Богу, старинная икона. Кстати, а что такое «икона»?
Ребята (с мест):
- Это священное изображение лиц, или событий библейской или церковной истории.
Учитель:
- Правильно. А теперь давайте запишем годы жизни святого: ~1314 или 1322 - 1392.
- Как давно жил этот удивительный человек? Сколько лет назад? Сколько веков?
Ребята:
- Почти семьсот лет назад!
Учитель:
- Да, правильно. Видите, каким изображен преподобный Сергий на этой иконе, каким человеком до нас доносит его история – это уже много переживший, опытный, убеленный сединами, старец. Но ведь и он был когда-то мальчишкой, точно так же, как все - как вы, как я – имел маму и папу, правда, с детства он был особенным мальчиком.
- Преподобный Сергий родился в Тверской земле, в годы княжения тверского князя Дмитрия, при митрополите Петре. Родители святого были людьми благородными и благочестивыми. Его отца звали Кириллом, а мать — Марией.
Мария же, когда носила ребенка, усердно постилась и молилась. Она решила, если родится мальчик, посвятить его Богу. Младенец появился на свет здоровым, но не хотел брать грудь, когда мать ела мясную пищу. На сороковой день мальчика принесли в церковь, крестили и дали ему имя Варфоломей.
Мальчик подрос, и его стали учить грамоте. У Варфоломея были два брата, Стефан и Пётр. Они быстро научились грамоте, а Варфоломей не мог. Он сильно печалился из-за этого.
Однажды отец послал Варфоломея искать лошадей. На поле под дубом мальчик увидел старца священника. Варфоломей рассказал священнику о своих неудачах в учёбе и попросил помолиться о нём. Старец дал отроку кусок просфоры и сказал, что отныне Варфоломей будет даже лучше знать грамоту, чем его братья и сверстники. Мальчик уговорил священника зайти к его родителям. Сначала старец пошёл в часовню, начал петь часы, а Варфоломею велел читать псалом. Неожиданно для себя отрок стал читать хорошо. Старец пошёл в дом, отведал пищи и предсказал Кириллу и Марии, что их сын будет велик перед Богом и людьми.
Отец святого, Кирилл поселился в Радонеже у Рождественской церкви. Его сыновья, Стефан и Пётр, женились, Варфоломей же стремился к монашеской жизни. Он просил родителей благословить его на монашество. Но Кирилл и Мария попросили сына, чтобы он проводил их до гроба, а потом уже исполнил свой замысел. Через некоторое время и отец, и мать святого постриглись в монахи, и каждый ушёл в свой монастырь. Через несколько лет они умерли. Варфоломей похоронил родителей и почтил их память милостыней и молитвами.
Отцовское наследство Варфоломей отдал младшему брату Петру, а себе не взял ничего. Жена старшего брата, Стефана, к этому времени умерла, и Стефан принял монашество в Покровском монастыре Хотькова.
По просьбе Варфоломея Стефан пошёл с ним искать пустынное место. Они пришли в чащу леса. Там была и вода. Братья построили на этом месте хижину и срубили небольшую церковь, которую решили освятить во имя Святой Троицы. Освящение совершил митрополит Киевский Феогност. Стефан не выдержал тяжелой жизни в лесу и ушёл в Москву, где поселился в Богоявленском монастыре. Он стал игуменом и княжеским духовником.
Варфоломей позвал к себе в пустыньку старца игумена Митрофана, который постриг его в монашество с наречением имени Сергий. После пострижения Сергий причастился, и церковь при этом наполнилась благоуханием. Через несколько дней он проводил игумена, попросив его наставлений, благословения и молитв. В это время Сергию было немногим больше двадцати лет.
Инок жил в пустыньке, трудился и молился. Полчища бесов пытались устрашить его, но не могли.
Однажды, когда Сергий в церкви пел заутреню, стена расступилась и вошёл сам дьявол со множеством бесов. Они приказывали святому уходить из пустыньки и угрожали ему. Но преподобный изгнал их молитвой и крестом. В другой раз бесы напали на святого в хижине, но молитвой его были посрамлены.
Иногда дикие звери приходили к хижине преподобного Сергия. Среди них был один медведь, для которого святой каждый день оставлял по куску хлеба. Посещения медведя продолжались более года.
Некоторые монахи навещали Сергия и хотели поселиться вместе с ним, но святой не принимал их, ибо жизнь в пустыньке была очень трудна. Но всё же некоторые настаивали, и Сергий не стал прогонять их. Каждый из монахов построил себе келью, и стали они жить, во всём подражая преподобному. Иноки служили полунощницу, заутреню, часы, а служить обедню приглашали священника, потому что Сергий по смирению не принимал ни священства, ни игуменства.
Когда собралось двенадцать монахов, кельи обнесли тыном. Сергий неустанно служил братии: воду носил, дрова рубил, еду варил. А ночи проводил в молитвах.
Игумен, который постриг Сергия, умёр. Преподобный Сергий стал молиться, чтобы Бог дал новой обители игумена. Братия же начала просить Сергия, чтобы он сам стал игуменом и священником. Много раз приступала она с этой просьбой к преподобному, и в конце концов Сергий с другими иноками пошёл в Переяславль к епископу Афанасию, чтобы он дал братии игумена. Епископ же повелел святому стать игуменом и священником. Сергий согласился.
Игумен сам пёк просфоры, кутью варил и свечи делал. Каждый вечер он потихоньку обходил все монашеские кельи. Если кто-то празднословил, игумен стучал этому брату в окошко. Наутро же звал провинившегося, беседовал с ним и наставлял.
Игумен Сергий всегда ходил в бедной, ветхой одежде. Один раз в монастырь пришёл крестьянин, чтобы побеседовать с преподобным. Ему указали Сергия, который в лохмотьях трудился на огороде. Крестьянин не поверил, что это и есть игумен. Преподобный, узнав от братии о недоверчивом крестьянине, ласково поговорил с ним, но не стал убеждать, что он и есть Сергий. В это время в монастырь приехал князь и, увидя игумена, поклонился ему до земли. Телохранители князя оттеснили изумлённого крестьянина, но, когда князь ушёл, земледелец попросил у Сергия прощения и получил от него благословение. Через несколько лет крестьянин принял монашество.
Братия роптала, что поблизости нет воды, и по молитве святого Сергия возник источник. Его вода исцеляла больных.
К преподобному пришли греки, посланцы константинопольского патриарха. Патриарх советовал Сергию устроить общежительство. Русский митрополит поддержал эту мысль. Сергий так и сделал. Он дал каждому брату особое послушание. Обитель давала приют нищим и странникам.
Ученик Сергия, преподобный Андроник, возымел желание основать монастырь. Однажды Сергия навестил митрополит Алексий, который рассказал о своём замысле основать монастырь в честь Спаса Нерукотворного, в память об избавлении от бури на море. Сергий дал митрополиту в помощники Андроника. Алексий основал монастырь на реке Яузе, а наставником в нём стал Андроник. Сергий посетил это место и благословил. После Андроника игуменом стал преподобный Савва, а после него Александр. В этом монастыре был и знаменитый иконописец Андрей.
Фёдор, племянник преподобного Сергия, сын Стефана, тоже задумал основать обитель. Он нашёл красивое место для нее — Симоново, у реки Москвы. По благословению Сергия и архиерея он устроил монастырь. После Фёдор стал архиереем Ростовским.
Однажды во время службы в Троицкой обители монахи увидели удивительного человека, служившего литургию вместе с игуменом Сергием. Одежды этого человека блистали, и сам он сиял. Сергий сначала ни о чём не хотел рассказывать, а потом открыл, что это ангел Божий служил с ним.
Когда ордынский князь Мамай двинул войска на Русь, великий князь Дмитрий пришёл в монастырь к Сергию за благословением и советом — следует ли выступить против Мамая? Преподобный благословил князя на битву. Когда русские увидели татарское войско, то остановились в сомнении. Но в эту минуту появился гонец от Сергия со словами ободрения. Князь Дмитрий начал сражение и победил Мамая. А Сергий, находясь в монастыре, знал обо всём происходившем на поле битвы, словно был поблизости. Он предсказал победу Дмитрия и назвал по именам павших. Возвращаясь с победой, Дмитрий заехал к Сергию и благодарил его. В память об этой битве был построен Успенский монастырь, где стал игуменом ученик Сергия Савва. По просьбе князя Дмитрия был построен и Богоявленский монастырь в Голутвино. Преподобный пешком ходил туда, благословил место, поставил церковь и оставил там своего ученика Григория.
А еще по просьбе князя Дмитрия Серпуховского Сергий пришёл в его вотчину и основал Зачатьевский монастырь «что на Высоком». Там остался ученик преподобного Афанасий.
Митрополит Алексий, видя приближение своей кончины, уговаривал Сергия стать митрополитом, но тот по своему смирению не согласился. А когда Алексий умер, митрополитом стал Михаил, который начал ополчаться на святого Сергия. Михаил внезапно умер по дороге в Царырад, что было предсказано Сергием.
Однажды преподобному явилась Богородица с апостолами Петром и Иоанном. Она сказала, что не оставит Троицкой обители.
Некий епископ из Царьграда пришёл увидеть Сергия. На самом деле он не верил, что Сергий действительно великий «светильник». Придя в монастырь, епископ ослеп, Сергий же исцелил его.
Одного человека терзала тяжкая болезнь. Родные принесли его к преподобному, тот окропил его водой, помолился о нём, больной сразу же заснул и скоро выздоровел.
Князь Владимир послал в монастырь еду и напитки. Слуга, который нёс всё это, попробовал пищу и напитков отведал. Когда слуга пришёл в монастырь, Сергий упрекнул его, слуга сразу же покаялся и получил от святого прощение.
Богатый человек, живший возле обители, отнял борова у соседа-бедняка и платы не дал. Обиженный пожаловался Сергию. Игумен укорял лихоимца, и тот пообещал исправиться, но потом решил денег не отдавать. Когда же он вошёл в кладовую, то увидел, что туша борова сгнила, хотя был сильный мороз. После этого чуда лихоимец раскаялся и отдал деньги.
Когда один раз святой Сергий служил Божественную литургию, его ученик Симон видел, как огонь ходил по жертвеннику и осенял алтарь. Перед причастием божественный огонь вошёл в чашу. Игумен запретил Симону рассказывать об этом, пока он, Сергий, не умрёт.
За шесть месяцев предвидел преподобный свою кончину и поручил игуменство любимому ученику Никону. А сам начал безмолвствовать.
Перед смертью Сергий поучал братию. А 25 сентября скончался. От его тела распространилось благоухание, а лицо было белым как снег. Сергий завещал похоронить его вне церкви, с прочими братьями. Но митрополит Киприан благословил положить преподобного в церкви, с правой стороны. Множество народу из разных городов — князья, бояре, священники, иноки — пришли проводить святого Сергия. Мощи Святого находятся в Троице- Сергиевой лавре в Сергиевом посаде.
- А ну-ка вспоминаем, что означает слово «мощи»?
Ребята:
- Нетленные останки святых людей, способные творить чудеса.
Учитель:
- Лучше сказать: святые нетленные останки христианских подвижников, способные творить чудеса. А что такое «рака», кто помнит?
Ребята:
- Где они находятся, гроб.
Учитель:
- Правильно говорить: гробница. Да, именно, это гробница, в которой покоятся мощи святого, не подверженные тлению, и у которых, действительно, очень часто происходят исцеления, чудеса и люди получают благодатную поддержку и помощь самого святого.
- Друзья мои, а кто был в Троице –Сергиевой лавре?
(Дети отвечают.)
Учитель:
- Вот видите, как хорошо. А кто еще? Ведь это совсем недалеко от нас! Неужели больше никто не был и никто не знает этот монастырь?!! Ведь это жене так далеко от нас!
Учитель:
- Вот, видите, друзья мои, вот для этого вы и приходите в школу, чтобы хоть немножко узнать о своем крае, о своей истории, о том, где вы родились и живете!
- основанная преподобным Сергием Троице-Сергиева лавра находится в городе Сергиевом Посаде. Посмотрите иллюстрацию № 117. (На экран также выводится фотография монастыря). ДПК стр.105.
- Прочитайте текст учебника на стр. 108-111 и ответьте на вопрос: какие архитектурно-художественные ценности входят в Троице-Сергиеву лавру?
(Дети читают и отвечают на вопрос.)
- Скажите, как вы думаете – почему сегодня правительство занимается строительством или восстановлением монастырей и храмов? Сегодня входит это в сферу государственных интересов?
Ребята (с мест, оживленно):
Учитель:
- Конечно, дорогие мои. Чтобы люди помнили о Боге и заботились о своей традиционной православной культуре. Ведь храм – это дом Божий, место молитвы, но одновременно - это и объект христианской православной культуры. И, конечно же, в наши яобязанности входит беречь и сохранять нашу отечественную православную культуру.
- Чтобы разобраться в этом, я расскажу вам одну историю. Я уже говорил вам, что монастыри – и в частности, Саввино-Сторожевский – были центрами просвещения и культуры. Так, в Саввино-Сторожевском монастыре долгое время жил и работал известный иконописец Андрей Рублев, которого князь Юрий Звенигородский пригласил в свои владения для писания икон. И Андрей Рублев написал для Рождественского собора монастыря семь удивительных икон, получивших впоследствии название «Звенигородский чин». До нашего времени сохранились только три из них: «Спаситель», «Архангел Михаил», «Апостол Павел». Это шедевры мировой иконописи. Вы можете увидеть их в учебнике на странице 123 и 128, это иллюстрации № 133, 134 и 140. (На экран выводятся изображения икон). Сегодня эти иконы находятся в Третьяковской галерее, как, кстати, и икона «Троица», написанная Андреем Рублевым для Троице-Сергиевой лавры.
- Вопрос: почему эти иконы оказались там? Почему иконы перекочевали из монастыря в музей?
Ребята (с мест):
- Им там лучше.
- Чтобы все видели.
- Потому что это шедевры.
- Там их сохраняют.
Наташа:
- Потому что в революцию разрушали монастыри и храмы.
Учитель:
- Вот! Вот правильный ответ! Когда-то я говорил вам, что наш предмет находится на стыке литературы, этимологии, истории и культурологии. Вот, оказывается, для чего надо знать историю своей страны! Чтобы разбираться в том, что происходило и происходит вокруг, чтобы верно понимать и ценить величайшее достояние, переданное нам от отцов – нашу православную культуру. В начале XX века в России произошла страшная трагедия (в учебниках истории она называется - революция), разрушались храмы и монастыри, людей мучили и убивали за то, что они верили в Бога, разорялись монастырские библиотеки, уничтожались священные предметы богослужения и иконы. И вот поэтому, в результате этих трагических событий иконы, предназначенные для молитв и богослужений, иконы, место которых в иконостасах православных храмов и монастырей, оказались в музеях! Да, конечно, это – мировые шедевры, и в музеях их сможет увидеть большее количество людей, и, если бы не музеи и музейные работники, сохранившие эти иконы, кто знает – смогли бы мы вообще увидеть сегодня эти иконы и говорить о них. И все же место иконы – в храме, а сегодняшнее их местонахождение напоминает нам о той страшной трагедии, которая происходит, если человек или целое государство забывает или отвергает Бога.
- Но сегодня, друзья мои, посмотрите – ведь сегодня строятся новые храмы и реставрируются старые. К примеру, национальная гордость - Храм Христа Спасителя в Москве, построенный на народные пожертвования в честь победы России в войне 1812 года, был варварски и зверски разрушен Советской властью в 1931 году, но он вновь восстановлен уже в наше время – в 2000 году. Но сегодня Церковь отделена от государства, то есть законодательно Церковь не получает субсидий и финансовой помощи от государства. К сожалению, это осталось нам в политическое наследие от той богоборческой эпохи. С другой стороны, сегодня общество в целом возвращается к своим корням, к своим традициям, к тем фундаментальным ценностям христианской православной культуры, на которых когда-то и возникло наше государство. Поэтому сегодня многое зависит от доброй инициативы людей, которые любят свою страну и хотят ее развития и процветания. Такие люди есть и в правительстве. Именно поэтому мы с вами изучаем сегодня предмет «Духовное краеведение Подмосковья», учебники которого вы сейчас держите в руках. Ведь этот предмет введен в школы Министерством образования, потому что все больше и больше приходит осознание важности тех духовных знаний о мире, о человеке и о Боге, которые сохранило для нас Православие и русская православная культура.
- Наш урок постепенно подходит к концу. И вот теперь давайте ответим на наш самый первый и самый главный вопрос сегодняшнего урока. Напоминаю вам, что сегодня мы узнали о великом русском святом – преподобном Сергие Радонежском.
- Так почему же люди помнят сегодня это имя, в чем заключался его подвиг святости и какие христианские добродетели, проявленные им, послужили причиной его прославления в лике святых?
Наташа:
- Вера в Бога.
Учитель:
- Верно, Наташа, вера, надежда и любовь – это три самые главные христианские добродетели. Но чтобы приобрести (по-славянски, стяжать) их, чему прежде всего должен научиться христианин, вспомните, чему учил преподобный Сергий своих учеников?
Прочитайте вопрос на стр.113 и ответьте на этот вопрос.
(Дети читают и отвечают.)
- Это добродетели смирения и послушания.
Учитель:
- Очень хорошо. Вспомните, ребята, мы уже говорили про эти добродетели. Так что же значит, к примеру, «послушание»? Почему это одна из самых важных добродетелей в христианстве?
Ребята:
- Слушаться родителей.
- Слушаться взрослых и учителей.
- Быть послушным.
Учитель:
- А в отношении к Богу, что это значит? Почему это так важно?
Ребята:
- Это значит слушаться Бога.
- От этого зависит, попадет человек в ад или в рай.
- Выполнение заповедей Божиих.
Учитель:
- Совершенно верно! Вспомните, из-за чего Адам и Ева были изгнаны из рая.
Ребята:
Они не послушались Бога.
Учитель:
- Именно! Адам и Ева были изгнаны из рая из-за непослушания Богу. То есть они нарушили Его постановление, Его закон. Вот почему послушание так важно для человека. Если он хочет жить счастливо, то ему хорошо бы прислушаться к тому, что открыл Бог людям в своих заповедях, и исполнить это. Вот почему и говорят про человека - «послушный»: потому что он услышал то, что говорят ему, доверился этому и поступил так. То есть послушание – это исполнение заповедей Божиих, закона, на котором стоит мир. И вот чему учил преподобный Савва своих учеников (поэтому недаром «послушник» - это первая ступень монашеского подвига). Это та духовная мудрость, которой учил всех преподобный Сергий Радонежский , и которую он завещал следующим поколениям, а значит и нам, людям, живущим уже в 21 веке. А начинается все с самого простого: как вы и сказали, слушаться родителей, слушаться старших, слушаться учителей, уметь разбираться и доверять духовных авторитетам. И поступать так, как подсказывают они.
- А скажите, сегодня добродетели смирения, терпения, послушания стоят ли в ряду современных ценностей? А сегодня часто ли люди, проходя мимо храма, обращают на него внимание? Стоит ли сегодня посещение православного храма среди ценностей современного человека на важном месте?
Ребята:
- Не очень-то….
- Часто проходим мимо.
Учитель:
- Но ведь мы говорили, что сегодня вновь строят и ремонтируют храмы, что сегодня начинается духовное возрождение России. Почему же люди вновь сегодня обращаются к традиционным христианским православным ценностям?
Наташа:
- Потому что люди понимают, что это очень важно – то, чему учит Бог. Потому что очень важно - помнить о Боге.
Учитель:
- Вот и мы давайте будем помнить о нем, помнить его заповеди и стараться выполнять их. А если нам потребуется помощь, то вспомните о великом подвижнике земли Русской - святом преподобном Сергие Радонежском - и обратитесь к нему с просьбой и молитвой, и он обязательно поможет вам, так же, как помогает многим и многим людям.
- А теперь домашнее задание. Дома посмотрите, пожалуйста, упражнение 4 и 5 на странице 116-117. Свой ответ можете записать в тетради.
- Спасибо, урок закончен. Всем помощи Божией и заступничества Святого преподобного Сергия Радонежского.
Литература:
- Шевченко Л.Л. Духовное краеведение Подмосковья (История и культура религий (Православие)). Учебное пособие для обучающихся общеобразовательных учреждений Московской области. Издание 5-е. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2017.
- Преподобный Сергий Радонежский. – М.: Благовест, 2010.
- Житие и чудеса преподобного Сергия Радонежского. 7-е издание - Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Игумен земли русской". Сценарий праздника, посвященного 700-летию Преподобного Сергия Радонежского
Сценарий праздника, в котором рассказывается о житии и чудесах Сергия Радонежского, о Троице-Сергиевой лавре. Использованы фрагменты телепередач, мультфильма "Пересвет и Ослябя", фрагменты поэмы о прп...
Презентация Игумен земли Русской Преподобный Сергий Радонежский
Презентация посвящена 700-летию со дня рождения Сергия Радонежского...
Презентация "Игумен Земли русской Преподобный Сергий Радонежский"
Презентация "Игумен Земли русской, Преподобный Сергий Радонежский"...
Преподобный Сергий Радонежский - Игумен земли Русской
Классный час знакомит учащихся с житием Преподобного Сергия Радонежского;закладывает у учащихся основы христианского сознания и поведения на примере образа Сергия Радонежского....
Сергий Радонежский – святой земли Русской.
Урок изучения нового материала. Детям в доступной форме рассказывается о жизни Сергия Радонежского. Учащиеся учатся понимать ценность и значимость литературы для сохранения русской культуры....
Сценарий праздника по теме «Духовно- нравственное воспитание»- «Преподобный Сергий Радонежский – игумен земли русской».
Цель праздника: воспитание интереса подрастающего поколения к великомуслужению Родине на примере жития Преподобного Сергия Радонежского, к традициям и истории христианства, его духовным ценностям....
"Преподобный Сергий Радонежский-игумен Земли Русской"
Данный материал нацелен на привитие обучающимся на примере жизни и деятельности преподобного Сергия Радонежского уважительного отношения к традициям и истории Христианства, его духовным ценностям и по...