Родительское собрание "Особенности и проблемы семейного воспитания в современном мире"
статья (1 класс)

Шигицева Светлана Александровна

Каждый родитель знает, что лучше для его ребенка, и каждый выбирает свой подход к воспитанию. Вот только стоит прислушиваться к специалистам, а еще оценивать свои поступки и действия. Быть может, некоторые вещи ты делаешь не для ребенка, а из своего тщеславия?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekaterina_burmistrova.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание

“Особенности и проблемы семейного воспитания в современном мире”

Каждый родитель знает, что лучше для его ребенка, и каждый выбирает свой подход к воспитанию. Вот только стоит прислушиваться к специалистам, а еще оценивать свои поступки и действия. Быть может, некоторые вещи ты делаешь не для ребенка, а из своего тщеславия?

Современные родители всеми силами пытаются вложить в головы своих детей как можно больше знаний и сделать это как можно раньше. А еще искренне верят в то, что это лучший подход к воспитанию ребенка. Татьяна Черниговская считает, что куда важнее не пытаться вложить в голову ребенка максимум информации, а понять, как использовать ресурсы мозга. И делать всё вовремя. С детским мозгом нужно работать, развивать, а не забивать кучей информации, которую он еще не может усвоить.

Профессор говорит: «Для детей очень важно начать учиться вовремя. Главная беда современного ребенка в тщеславных родителях. Когда мне говорят: “Я своего сына в два года начал учить читать”, я отвечаю: “Ну и дурак!”. Зачем это нужно? Он в два года еще не может этого делать. Его мозг к этому не готов. Если вы его надрессируете — он, конечно, будет и читать, и, может, даже писать, но у нас с вами другая задача».

Для детей очень важно что-то лепить из пластилина, вырезать ножницами, перебирать бисер или другие мелкие предметы. Если ребенок этого не делает, то мелкая моторика не работает. Из этого вытекают проблемы с речевой функцией

Есть еще одна проблема - вот уже несколько лет в школу приходят поколения, которые больше привыкли смотреть, чем слушать. Это дети, которые основные истории услышали не из прочитанных родителями книг и не от родных, а посмотрели. Это гораздо более простая форма, и нужно приложить гораздо меньше сил, чтобы что-то усвоить из видео. Эти дети в школе не могут слушать, они две минуты слушают и отключаются, у них плывет внимание. Это формируется нами, родителями – часто ребенка удобно «выключить», поставив ему мультики, и мы таким образом формируем не слушателя, не деятеля, а зрителя, пассивно потребляющего визуальную информацию.

Это гораздо важнее, чем с младенчества дрессировать ребенка читать. Если ты не развиваешь у ребенка мелкую моторику, не жалуйся потом, что его мозг работает плохо.

— Современная тенденция, что дети сходу играют в айпады — опасна. Прокачивать мелкую моторику очень важно, в том числе для того, чтобы ребенок начал говорить. Перед нами стоит очень сложная задача: мы находимся на стыке между человеком, который писал по прописям и читал обычные книги, и человеком, который читает гипертексты, писать не умеет вообще, имеет дело с иконками и даже не набирает тексты. Важно понимать, что это — другой человек и у него другой мозг.

Нам, взрослым, нравится этот другой мозг, и мы уверены, что никакой опасности в этом нет. А она есть. Если маленький ребёнок, придя в школу, не учится письму, привыкая к мелким филигранным движениям ручки, если в детском саду он ничего не лепит, не вырезает ножницами, не перебирает бисер, то у него мелкая моторика не вырабатывается.

— Мозг — не решето. Мы, грубо говоря, ничего не забываем, просто большая часть данных лежит в «папке „Другое“».мозг хранит всю информацию, мимо которой он прошел, унюхал, попробовал, выпил и так далее, все там лежит. Если вы этого не помните, это не значит, что этого нет в мозгу.

Татьяна Черниговская обратила внимание на участие в развитии ребенка чтения. Профессор рекомендует родителям следить за тем, что смотрит и читает их ребенок. Для тренировки мозга нужно читать сложные книги, смотреть сложные фильмы, также немаловажно слушать хорошую, сложную музыку, считает Татьяна Владимировна. нельзя читать глупые книги, общаться с придурками, слушать плохую музыку, есть некачественную еду, смотреть бездарные фильмы. Если мы спятим и съедим на улице шаверму, из желудка ее можно будет изъять, а вот из головы – никогда, что упало, то пропало.

Именно это формирует наш мозг. Не нужно читать дурацкие журналы и газеты, не нужно смотреть идиотские передачи. Это фастфуд, который формирует плохой мозг. Если вы хотите, чтобы у вас был хороший мозг – читайте Шекспира, условного Шекспира.

Мозгу всегда нужно что-то делать, нельзя давать ему лениться. Можно провести небольшую аналогию: если ты полгода лежишь на диване, не двигаешься, то встать потом очень трудно. Так и с мозгом, если у него нет когнитивной нагрузки, то он киснет.

Татьяна Черниговская говорит: «Не все люди на нашей планете гениальны. И если у ребенка плохие гены, то тут ничего не поделаешь. Но даже если гены хорошие, то этого всё равно недостаточно. От бабушки может достаться великолепный рояль Steinway, но на нём надо учиться играть. Точно так же ребенку может достаться замечательный мозг, но если он не будет развиваться, формироваться, настраиваться — пустое дело, погибнет»

Хорошие гены — первоначально важный и определяющий элемент. Но к нему еще необходимо добавить хорошее воспитание, среду, интересное окружение.

Педагогический труд — дело взращивания личности — сложнее всех на свете: результат непредсказуем, процесс неравномерен и долог. Вот наш трёхлетний малыш скачет на палочке и машет саблей, и мы мечтаем: «Лет через десять совсем взрослый будет парень!» А через десять лет заглядываем в детскую, чтобы поинтересоваться, почему не делаются домашние задания, а он там по-прежнему скачет на палочке и машет деревянной саблей. Ну, или лазерным мечом.

Женщина — существо многозадачное и склонное к жертвенности, но любая добродетель имеет своего чёрного спутника, с которым необходимо бороться. Тень, что отбрасывает материнская любовь, называется «детоцентризм». Это явление вошло в общество вместе с научно-техническим прогрессом, когда ребёнок перестал восприниматься как часть семейной рабочей силы и своеобразное социальное страхование старости. Мало того, супружеские отношения претерпели изменения — они потеряли свое главенствующее место в семье, а её центром стал ребенок.

Всё это заложило основу для целого комплекса проблем. От детских истерик в магазинах и трудностей с правильным питанием детей до отдалённых последствий в виде 

Детоцентристские настроения общества есть не что иное, как путь к сотворению кумира из собственного ребёнка. Для иллюстрации опасностей детоцентризма рассмотрим сказку Оскара Уайльда «Звёздный Мальчик». Появление в заснеженном лесу чудесного младенца было похоже на схождение яркой звезды. Бедные дровосеки даже решили поначалу, что им на голову упал кусок золота. Но при ближайшем рассмотрении оказалось, что это лишь новорожденный мальчик, укутанный в расшитый золотистым шёлком плащ…

Так Звёздный Мальчик и попал в семью доброго дровосека. С каждым годом малыш становился все красивее и красивее. Его волосы прелестно завивались, глаза были похожи на нежные фиалки, а кожа была изумительно светлой, что делало ребёнка похожим на статуэтку из слоновой кости. Мало того, мальчик был умён и часто становился предводителем в детских играх.

Правда, большие достоинства не пошли на пользу сыну Звезды, как он сам себя любил называть. Звёздный Мальчик презирал несчастных и некрасивых и не имел ни капли жалости к больным и бедным. А когда родная мать предстала пред сыном в жалком виде нищенки, он прогнал её без капли сожаления.

Но на этом история не закончилась. Внезапно оказалось, что ребёнок потерял свою внешнюю привлекательность. Лицо его, прежде прекрасное, стало противным, как у лягушки, а кожа превратилась в змеиную чешую. Над вчерашним красавцем смеялись даже самые убогие, а маленькие дети начинали плакать при виде Звёздного Мальчика. Лишь обретение внутреннего благородства помогло вернуть мальчику его прежнюю красоту. Но путь этот был усеян осколками его прежней злобы, только направлена она была уже против нашего героя.

Не делайте из ребенка кумира: когда он вырастет, то потребует жертв П. Буаст

Все нормальные родители задумываются о будущем своих детей. Стараются воспитать их так, чтобы ими можно было гордится. Но откуда же тогда берутся маменькины сынки, отморозки, закомплексованные, инфантильные, склонные к депрессиям, невростеники и психопаты?

Скажете, что их воспитывали НЕнормальные родители? А вы знаете, что статистика говорит о том, что большинство вышеперечисленных товарищей воспитывались в обычных семьях, про которые принято говорить - благополучные?

Гиперопека - чрезмерная, избыточная забота о ребенке. Гиперопека выражается в том, что родители или один из них, (чаще всего это именно один из родителей и, как правило, мать) стремятся окружить ребенка постоянным повышенным вниманием, готовностью защищать его от любого негатива, сражаться вместо него с любой, даже надуманной, неприятностью. Все решения дитё получает на «блюдечке с голубой каемочкой», проблемы решаются без его участия. Причем, гиперопека не имеет временных ограничений и длится до тех пор, пока «малышу» не исполнится лет 100. Давайте на минуточку отвлечемся и вспомним, как часто мы слышим возгласы обеспокоенных родителей:

- Ой, не трогай вилку, - уколешься! Дай-ка я тебя сама покормлю.

- Не трогай - разобьешь/уронишь, разольешь! Я сама сделаю.

- Ну, зачем ты в шкаф полез, да еще рубашку не ту взял, - мама 8-ми летнему сыну, - я все уже приготовила.

К какому результату приводит гиперопека?

В детском саду это можно заметить, наблюдая за детьми. Один - сам покушает, скажет «спасибо», оденется на прогулку, с азартом поможет слепить подружке «пирожок» из песка, после прогулки вымоет руки с мылом, покушает, оденет пижамку, ляжет отдыхать. 

Другой, над которым поработала госпожа гиперопека, будет ждать, когда его обслужат по полной программе.

Далее постоянные ограничения, неусыпный контроль зачастую формируют у ребенка умение хитрить, он становится скрытным и начинает использовать ложь. Ложь в данном случае - это средство самозащиты от нескончаемого вмешательства родителей в его жизнь. 

Такой человек не способен преодолевать трудности, он даже не в состоянии их осознать и оценить. Он не приобретает навык к мобилизации своих сил в сложных жизненных ситуациях и ждет помощи от тех, кто всю жизнь окружал его гиперопекой. И в конце концов развивается «выученная беспомощность», т.е. условно-рефлекторная реакция на малейшее препятствие, как на совершенно непреодолимое.

Какие они - жертвы гиперопеки?

Послушные, удобные для родителей. Гиперопека подавляет волю, энергию и свободу ребенка, его страсть к познанию. Она делает его безынициативным, безвольным, неуверенным в себе, беспомощным «тихушником».

Агрессивные, своевольные, неуправляемые. У малышей это особенно ярко протекающий кризис трех лет. Мать лепит из него то, что может возвести ее на пьедестал.

Не оправдывайте свое поведение безудержной любовью к ребенку и исключительной родительской самоотверженностью. Поощряйте стремление ребенка к самостоятельности, помогайте ему делать только то, что он еще не умеет. 

Делайте вместе с малышом и никогда вместо него. девочек не надо оберегать от падений и загрязнений, они должны испытывать «контролируемый риск». Есть возможность у нее упасть, пусть упадет и научится справляться с этим.

В школе это проявляется сразу в виде  первой и основной проблемы – это выученная несамостоятельность, несформированность блока планирования. Коротко это называется «учебная несамостоятельность.( Ребенок не помнит, что ему задано, гуляет только в каникулы, ходит на море кружков, но в школе ему всегда скучно. И для этого созданы все условия: бумажный дневник остался в прошлом – у нас теперь есть учительские блоги, родительские чаты, группы, электронные дневники, где все это выложено.

Ребенок не вспоминает, что надо вовремя сесть за уроки. Часто причина в том, что все настолько плотно в его графике, что сразу после школы он куда-то едет, а потом еще куда-то, и когда он попадает домой, он просто не в состоянии ни про что вспомнить.

Ощущение, что мы растим головастиков. Мы делаем огромный упор на развитие интеллектуальных способностей. Этому способствует большой объем самых разных предложений, можно столько всего выбрать – только успевай возить. И в результате мы загружаем детей больше, чем нужно. Это общая тенденция, и это проявляется не на осознанном уровне – так делают все. – Связанная с несамостоятельностью проблема – перегруженность ребенка, когда в него впихнуто все, что можно впихнуть. Кстати, эта перегрузка расписания увеличивает количество нечитающих детей. Если ребенок еще не стал фанатом чтения, не успел зачитать, не открыл для себя чтение, то в условиях интеллектуальной и организационной перегрузки, придя домой, он будет больше всего хотеть отключить мозг, который все время работает.

Самостоятельный человек должен взять задачу, вспомнить о том, что он должен ей заняться, и спланировать время, когда это будет сделано. В первом классе этот навык только формируется, но ко второму-третьему классу он уже должен быть. Но он не возникает самотеком. Ребенок в принципе не обучен отвечать за свое время. Он не бывает один – мы везде его возим. Теперь ни у кого нет ключа на шее – мы везде водим его за руку, возим на машине. 

Проблема в том, что в начальной школе ребенок еще небольшой, и вы можете практически силой усадить его за уроки и удержать. Сложности часто начинаются позже, в 6-7-м классе, когда это уже большой человек, иногда выше мамы с папой, у которого уже другие интересы, начинаются пубертатные штучки и оказывается, что он совершенно не умеет распределять время и уже не готов вас слушаться.

 Лечить болезненно, никто не любит этих рекомендаций, и обычно к психологам попадают, когда уже дошли до предела, довели отношения до такого состояния, что совместное выполнение домашних заданий превращается в многочасовую муку. До этого родители не готовы слушать никаких рекомендаций специалистов. А рекомендации такие: надо пережить пике вниз, серьезный спад успеваемости, и научить ребенка чувствовать ответственность за его время и уроки. Забыть про родительское тщеславие.

Еще одна социально-педагогическая проблема - сегодня есть немало детей, которые не привыкли жить в социуме и не обучены правилам взаимодействия. Дети не гуляют во дворе, не умеют играть, распределять игровые роли, договариваться, не умеют общаться со сверстниками. В результате, когда такие дети поступают в 1 класс, они жалуются, что с ними никто не дружит, не хочет общаться, что все их обижают. Родители, естественно, тоже встревожены – почему с их ребенком так поступают, ведь он такой хороший, начинаются взаимные обвинения. Поэтому так важно учить детей общаться с другими детьми, а в дошкольном и младшем школьном возрасте  это происходит в первую очередь в игре.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Проблемы семейного воспитания"

Рассматриваются причины проблем семейного воспитания....

Родительское собрание на тему «Типы семейного воспитания. Возможные нарушения процесса воспитания в семье»

Актуальными на сегодняшний день являются типы семейного воспитания. Что же это такое?...

Консультация для родителей: "АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ"

laquo;Ребенок - зеркало семьи; как в капле воды отражается   солнце, так в  детях отражается нравственная чистота матери и отца».              ...

Детско-родительское собрание "Игра как средство семейного воспитания и развития"

Предлагаемый материал содержит упражнения для смешанной группы учеников 1-2 класса и их родителей до 16 человек. Может быть использована для демонстрации возможностей семейного воспитания и простоты и...

Родительское собрание на тему "Методы семейного воспитания" 3 класс

Цель: знакомство с методами семейного воспитания и требованиями к ним. Задачи экскурсии:Рассмотреть понятия: «семейное воспитание», «методы воспитания», «методы семе...