Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я познаю мир"
рабочая программа (4 класс)

Пивоварова Татьяна Геннадиевна

Программа «Я познаю мир» позволяет обеспечить усвоение учащимися необходимых знаний, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, в свободном общении формировать у учащихся интерес к естественно-научным дисциплинам, экологическую культуру. Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochnaya_deyatelnost_ya_poznayu_mir.docx33.85 КБ

Предварительный просмотр:

Ростовская область, Волгодонскойрайон,  х.Рябичев

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение:

Рябичевская средняя общеобразовательная школа

 

                                                                                                                                 «Утверждаю»

                                                                                                         Директор МБОУ: Рябичевская СОШ                                                                                    

                                                                                   Приказ №  _______ от _____________

                                                                                                          _________________    /                      /  

                                                                                                          М. П.

Рабочая программа

                                  по внеурочной деятельности «Я познаю мир»

           Уровень общего образования (класс)

                     начальное общее образование  4 «Б» класс

           Количество часов        34 часа

          Учитель: Пивоварова Т.Г.

РАЗДЕЛ I. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Я ПОЗНАЮ МИР»

           Программа «Я познаю мир» позволяет обеспечить усвоение учащимися необходимых знаний, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, в свободном общении формировать у учащихся интерес к естественно-научным дисциплинам, экологическую культуру. Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира.

Содержание курса охватывает широкий круг вопросов и помогает формированию у учащихся бережного отношения к природным ресурсам, заботе о живом и любви к природе, правилам личной гигиены. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве. Это позволяет уже на самом раннем этапе школьного обучения начать формирование у детей целостного представления об окружающем мире, о месте в нём человека. В курсе раскрываются доступные пониманию учащихся взаимосвязи, существующие в природе и общественной жизни. Актуальной является  тема формирования любви к Отечеству, к своей «Малой родине». Изучаемые темы по казачеству расширяет кругозор ребят, знакомит их с хозяйственной жизнью России, казачьего Края, родного города, воспитывает любовь к малой родине, истории возникновения казачества, гордость за свой народ, настоящих людей прошлого и настоящего, воспитываются патриотизм, идеалы гуманизма и справедливости.

         В работе используются различные формы и методы. Учащиеся с помощью учителя выполняют практические и проектные работы. Проводятся беседы, дидактические игры. Эта деятельность дополняется раскрашиванием, рисованием, конструированием, просмотром презентаций и видеофрагментов.

Курс состоит из 5 разделов, в процессе раскрытия которых дети познакомятся с окружающей их природой, учатся общаться. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, проектные работы, встречи с людьми различных профессий. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т.д.

Часы внеурочной деятельности могут быть перераспределены в течение года за счет проведения экскурсий, праздников, вечеров, походов и других форм работы согласно служебной записки учителя и приказа директора. В данном случае запись тем и количество часов в журнале записываются согласно приказа директора о распределении часов.

          В содержании программы представлены практические работы, отличающиеся разнообразием форм познавательной деятельности.

Я и окружающий мир (4ч)

Административная карта Области войска Донского и Ростовской области. Исторические названия районов. Мой район: символы, история, достопримечательности. Знакомство с известными людьми района.

Моя семья. Летопись семьи. Семейные традиции.

Жизнь на Дону (5ч)

Обычаи, обряды и праздники на Дону.

Человек и природа (8ч)

Экологические проблемы в крае. Проблемы воздуха и воды в Донском крае. Водные ресурсы региона. Природоохранные меры в крае.

Почва Донского края и её значение для Ростовской области. Разрушение почвы в результате деятельности человека и меры по её охране.

Использование полезных ископаемых в промышленности и сельском хозяйстве. Разработка полезных ископаемых в Ростовской области и охрана. Профессии, связанные с разработкой месторождений.

Развитие промышленности в Ростовской области.  

Экосистемы края. Экологическое равновесие в природе.  

Красная Книга Ростовской области. Её значение. Заповедники и заказники Ростовской области, их роль в охране окружающей среды.

Яркие страницы истории земли Донской (17ч) 

Казаки – люди вольные. Казачьи символы. Степные рыцари. Ермак Могучий. Степан Разин.

Правление Петра I и его роль в истории родного края. Емельян Пугачёв. Вместе с Суворовым. Платов Матвей Иванович. Бакланов Яков Петрович. Дон в годы гражданской войны. Дон в годы мирного строительства (1920-1940гг). Дон в годы Великой Отечественной войны (1941-1945гг). День освобождения родного города (села). Мирное время на Донской земле.

  Города Ростовской области: Азов, Таганрог, Ростов-на-Дону, Новочеркасск, Волгодонск. Летопись городов.

Данная рабочая программа является сквозной. Дети той или иной категории или того или иного класса могут посетить одну или несколько экскурсий в течение учебного года. 

Часы внеурочной деятельности могут быть перераспределены в течение года за счет проведения экскурсий, праздников, вечеров, походов и других форм работы согласно служебной записки учителя и приказа директора. В данном случае запись тем и количество часов в журнале записываются согласно приказа директора о распределении часов.

РАЗДЕЛ II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. личностным универсальным учебным действиям, обеспечивающим ценностно-смысловую ориентацию учащихся в окружающем мире:

-    анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края;

  • объяснять правила поведения в различных ситуациях. Оценивать характер своего поведения в природе, поступки по отношению к природе других людей. Моделировать ситуации по сохранению природы родного края и ее защите;

2. регулятивным универсальным учебным действиям, обеспечивающим организацию учащимся своей учебной деятельности:

-  ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно);

-  составлять план исследований и проектов по заданной теме и определять последовательность собственных действий;

- вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с предлагаемым эталоном;

-  оценивать собственные знания и умения;

-  доводить дело до конца.

3. познавательным универсальным учебным действиям, включающим общеучебные, логические действия постановки и решения проблем:

  • находить и  пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов; в том числе с помощью компьютерных средств; использовать географическую карту Ростовской области как источник информации;
  • проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий; исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года;
  • ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

4. коммуникативным универсальным учебным действиям, обеспечивающим социальную компетентность и учет  позиции других людей, партнера по общению или деятельности:

-  слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;

-  осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; пересказывать и понимать тексты о природе, истории родного края. Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями.

Предполагаемые результаты реализации программы.

В процессе изучения курса «Я познаю мир» учащиеся должны: 

иметь представления:

  • о связях между живой и неживой природой родного края;
  • о связях между деятельностью человека  в крае и состоянием природы Ростовской области;
  • об истории человека в древние времена, проживающего на Донской земле;
  • об истории родного края;

знать:

  • объекты неживой и живой природы Ростовской области;
  • особенности погоды, рельефа, растительного и животного мира своей местности;
  • водоёмы Ростовской области и их значение в хозяйстве;
  • полезные ископаемые родного края, их месторождения и значение в хозяйстве;
  • правила поведения в природе и меры её охраны в Ростовской области;
  • государственную символику Ростовской области, своего района;
  • важнейшие события в истории родного края;
  • народы, населяющие Ростовскую область (не менее трёх);
  • родственные связи в семье;
  • правила поведения в общественных местах и на улице;

уметь:

  • различать объекты живой и неживой природы родного края, приводить примеры(3-4 названия каждого вида);
  • различать растения родного края – деревья, кустарники, травы, приводить примеры (3-4 названия каждого вида);
  • узнавать наиболее распространённые лекарственные растения родного края;
  • приводить примеры представителей животного мира родного края (3-4 названия каждого вида);
  • приводить примеры достопримечательностей родного края (не менее 3);
  • описывать наиболее важные события истории родного края;
  • рассказывать по результатам экскурсии о достопримечательностях родного города (села);
  • показывать на карте Ростовской области границу области, крупные города и своё местонахождение;
  • приводить примеры профессий людей сельского хозяйства и промышленности Ростовской области;

Формы работы.

Формы учебных занятий в кружке могут быть разными: индивидуальная, парная, групповая, работа над проектом.

Индивидуальная работа

Участники внеурочной деятельности – это дети, у которых выражен интерес к предмету. Задачи руководителя кружка заключаются в следующем:

- выявить уровень знаний учащихся о природе;

- выявить учащихся, способных самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи и закономерности;

- формировать у учащихся систему понятий, умений и навыков;

- определять сформированность познавательного интереса учащихся.

Работа в парах

Через работу в парах ребенок учится вскрывать причины возникающих ошибок, составлять задания для других, анализировать свою деятельность и деятельность товарища.

Работа проходит в 2 этапа:

1 этап – участники работают в роли учителей, самостоятельно оценивая данную им работу.

2 этап – учащиеся работают совместно, соотнося свои индивидуальные мнения по проверенной работе.

Групповая работа

Работа  в группе убеждает в ценности взаимопомощи, укрепляет дружбу, прививает навыки, необходимые в жизни, повышает уважение к себе, дает возможность избежать отрицательных сторон соревнования.

Организация групповой работы:

- распределение работы между участниками;

- умение выслушивать различные точки зрения, критиковать, выдвигать гипотезы;

- владение способами проверки гипотез, самооценки, контроля;

- умение представить результат работы, обосновать выбор решения

РАЗДЕЛ III. КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ    ПЛАНИРОВАНИЕ

 п/п

Тема урока

Кол–во часов

Дата проведения

Я и окружающий мир        4ч

1-2.

Донской край – мой край!

1

04.09.

11.09.

3-4.

Что ты знаешь о роде своём?

2

18.09.

25.09.

Яркие страницы  истории земли Донской  17ч

5.

На казачьем Кругу

1

02.10.

6.

Донской казак хват, силой, удалью богат

1

09.10.

7.

Донской казак хват, силой, удалью богат

1

16.10

8.

Степан Разин и  Ермак Могучий.

1

23.10.

9.

Роль Петра 1 в истории России и родного края.

1

06.11.

10.

Таганрог – первый порт России

1

13.11.

11.

Крепость Димитрия Ростовского

1

20.11.

12.

Емельян Пугачёв. Предводитель крестьянского восстания

1

27.11.

13.

Вместе с Суворовым

1

04.12.

14.

Платов Матвей Иванович

1

11.12.

15.

Новочеркасск - столица казачьего Дона

1

18.12.

16.

Бакланов Яков Петрович

1

25.12.

17.

За землю и за волю

1

15.01.

18.

Дон в годы строительства новой жизни

1

22.01.

19.

Дон в годы Великой Отечественной войны.

1

29.01.

20.

День освобождения родного города (села, станицы)

1

05.02.

21.

Мирное время на Донской земле.

1

12.02.

Человек и природа 8ч

22.

Дом, в котором мы живём

1

19.02.

23.

Экологические Проблемы воздуха в родном крае.

1

26.02.

24.

Экологические проблемы воды в родном крае.

1

04.03.

25.

Экологические проблемы почв родного края

1

11.03.

26.

Охрана полезных ископаемых родного края.

1

18.03.

27.

Экологическое равновесие в природе

1

01.04.

28-29.

Охранять природу – значит охранять Родину

2

08.04.

15.04.

Жизнь на Дону 5ч

30.

Троица

1

22.04.

31.

Ивана Купала

1

29.04.

32.

Спасы

1

06.05.

  33-34.  

Я – гражданин Ростовской области

2

13.05.- 20.05.

Согласовано                                                                         Согласовано

Протокол заседания                                                                   Заместитель директора по УВР

методического совета

МБОУ:Рябичевская СОШ                                                         ___________  /______________/

от _______ 20 __ года № __                                                          

  __________         /__________/                                           _____________20_____года


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе курса "Я познаю мир"

Социальная деятельность направления куса "Я познаю мир" внеурочной деятельности...

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 2 классе курса "Я познаю мир"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 2 класса  курса "Я познаю мир"...

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 1 классов "Черепашка познает мир"

Авторская программа Программа учитывает основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий обучающихся для начального образования в соответствии с требова...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 3 класс " Я познаю мир"

Рабочая программа по внеурочной деятельности 3 класс " Я познаю мир"...

Рабочая программа курса Внеурочной деятельности «Я познаю мир" 1 класс

Рабочая программа курса Внеурочной деятельности "Я познаю мир".1 класс...

Рабочая программа курса Внеурочной деятельности «Я познаю мир" 1 класс

Рабочая программа курса Внеурочной деятельности "Я познаю мир".1 класс...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Я познаю мир» для 2 класса

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Я познаю мир»для 2 класса...