Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я познаю мир"
рабочая программа (4 класс)
Программа «Я познаю мир» позволяет обеспечить усвоение учащимися необходимых знаний, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, в свободном общении формировать у учащихся интерес к естественно-научным дисциплинам, экологическую культуру. Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochnaya_deyatelnost_ya_poznayu_mir.docx | 33.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Ростовская область, Волгодонскойрайон, х.Рябичев
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение:
Рябичевская средняя общеобразовательная школа
«Утверждаю»
Директор МБОУ: Рябичевская СОШ
Приказ № _______ от _____________
_________________ / /
М. П.
Рабочая программа
по внеурочной деятельности «Я познаю мир»
Уровень общего образования (класс)
начальное общее образование 4 «Б» класс
Количество часов 34 часа
Учитель: Пивоварова Т.Г.
РАЗДЕЛ I. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Я ПОЗНАЮ МИР»
Программа «Я познаю мир» позволяет обеспечить усвоение учащимися необходимых знаний, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, в свободном общении формировать у учащихся интерес к естественно-научным дисциплинам, экологическую культуру. Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира.
Содержание курса охватывает широкий круг вопросов и помогает формированию у учащихся бережного отношения к природным ресурсам, заботе о живом и любви к природе, правилам личной гигиены. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве. Это позволяет уже на самом раннем этапе школьного обучения начать формирование у детей целостного представления об окружающем мире, о месте в нём человека. В курсе раскрываются доступные пониманию учащихся взаимосвязи, существующие в природе и общественной жизни. Актуальной является тема формирования любви к Отечеству, к своей «Малой родине». Изучаемые темы по казачеству расширяет кругозор ребят, знакомит их с хозяйственной жизнью России, казачьего Края, родного города, воспитывает любовь к малой родине, истории возникновения казачества, гордость за свой народ, настоящих людей прошлого и настоящего, воспитываются патриотизм, идеалы гуманизма и справедливости.
В работе используются различные формы и методы. Учащиеся с помощью учителя выполняют практические и проектные работы. Проводятся беседы, дидактические игры. Эта деятельность дополняется раскрашиванием, рисованием, конструированием, просмотром презентаций и видеофрагментов.
Курс состоит из 5 разделов, в процессе раскрытия которых дети познакомятся с окружающей их природой, учатся общаться. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, проектные работы, встречи с людьми различных профессий. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т.д.
Часы внеурочной деятельности могут быть перераспределены в течение года за счет проведения экскурсий, праздников, вечеров, походов и других форм работы согласно служебной записки учителя и приказа директора. В данном случае запись тем и количество часов в журнале записываются согласно приказа директора о распределении часов.
В содержании программы представлены практические работы, отличающиеся разнообразием форм познавательной деятельности.
Я и окружающий мир (4ч)
Административная карта Области войска Донского и Ростовской области. Исторические названия районов. Мой район: символы, история, достопримечательности. Знакомство с известными людьми района.
Моя семья. Летопись семьи. Семейные традиции.
Жизнь на Дону (5ч)
Обычаи, обряды и праздники на Дону.
Человек и природа (8ч)
Экологические проблемы в крае. Проблемы воздуха и воды в Донском крае. Водные ресурсы региона. Природоохранные меры в крае.
Почва Донского края и её значение для Ростовской области. Разрушение почвы в результате деятельности человека и меры по её охране.
Использование полезных ископаемых в промышленности и сельском хозяйстве. Разработка полезных ископаемых в Ростовской области и охрана. Профессии, связанные с разработкой месторождений.
Развитие промышленности в Ростовской области.
Экосистемы края. Экологическое равновесие в природе.
Красная Книга Ростовской области. Её значение. Заповедники и заказники Ростовской области, их роль в охране окружающей среды.
Яркие страницы истории земли Донской (17ч)
Казаки – люди вольные. Казачьи символы. Степные рыцари. Ермак Могучий. Степан Разин.
Правление Петра I и его роль в истории родного края. Емельян Пугачёв. Вместе с Суворовым. Платов Матвей Иванович. Бакланов Яков Петрович. Дон в годы гражданской войны. Дон в годы мирного строительства (1920-1940гг). Дон в годы Великой Отечественной войны (1941-1945гг). День освобождения родного города (села). Мирное время на Донской земле.
Города Ростовской области: Азов, Таганрог, Ростов-на-Дону, Новочеркасск, Волгодонск. Летопись городов.
Данная рабочая программа является сквозной. Дети той или иной категории или того или иного класса могут посетить одну или несколько экскурсий в течение учебного года.
Часы внеурочной деятельности могут быть перераспределены в течение года за счет проведения экскурсий, праздников, вечеров, походов и других форм работы согласно служебной записки учителя и приказа директора. В данном случае запись тем и количество часов в журнале записываются согласно приказа директора о распределении часов.
РАЗДЕЛ II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1. личностным универсальным учебным действиям, обеспечивающим ценностно-смысловую ориентацию учащихся в окружающем мире:
- анализировать влияние современного человека на природу, приводить примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы родного края;
- объяснять правила поведения в различных ситуациях. Оценивать характер своего поведения в природе, поступки по отношению к природе других людей. Моделировать ситуации по сохранению природы родного края и ее защите;
2. регулятивным универсальным учебным действиям, обеспечивающим организацию учащимся своей учебной деятельности:
- ставить цель и задачи к собственной деятельности (на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно);
- составлять план исследований и проектов по заданной теме и определять последовательность собственных действий;
- вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения с предлагаемым эталоном;
- оценивать собственные знания и умения;
- доводить дело до конца.
3. познавательным универсальным учебным действиям, включающим общеучебные, логические действия постановки и решения проблем:
- находить и пользоваться учебной и справочной литературой для подготовки устных сообщений, выполнения самостоятельных исследований и проектов; в том числе с помощью компьютерных средств; использовать географическую карту Ростовской области как источник информации;
- проводить индивидуальные и групповые наблюдения во время экскурсий; исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года;
- ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
4. коммуникативным универсальным учебным действиям, обеспечивающим социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности:
- слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; пересказывать и понимать тексты о природе, истории родного края. Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями.
Предполагаемые результаты реализации программы.
В процессе изучения курса «Я познаю мир» учащиеся должны:
иметь представления:
- о связях между живой и неживой природой родного края;
- о связях между деятельностью человека в крае и состоянием природы Ростовской области;
- об истории человека в древние времена, проживающего на Донской земле;
- об истории родного края;
знать:
- объекты неживой и живой природы Ростовской области;
- особенности погоды, рельефа, растительного и животного мира своей местности;
- водоёмы Ростовской области и их значение в хозяйстве;
- полезные ископаемые родного края, их месторождения и значение в хозяйстве;
- правила поведения в природе и меры её охраны в Ростовской области;
- государственную символику Ростовской области, своего района;
- важнейшие события в истории родного края;
- народы, населяющие Ростовскую область (не менее трёх);
- родственные связи в семье;
- правила поведения в общественных местах и на улице;
уметь:
- различать объекты живой и неживой природы родного края, приводить примеры(3-4 названия каждого вида);
- различать растения родного края – деревья, кустарники, травы, приводить примеры (3-4 названия каждого вида);
- узнавать наиболее распространённые лекарственные растения родного края;
- приводить примеры представителей животного мира родного края (3-4 названия каждого вида);
- приводить примеры достопримечательностей родного края (не менее 3);
- описывать наиболее важные события истории родного края;
- рассказывать по результатам экскурсии о достопримечательностях родного города (села);
- показывать на карте Ростовской области границу области, крупные города и своё местонахождение;
- приводить примеры профессий людей сельского хозяйства и промышленности Ростовской области;
Формы работы.
Формы учебных занятий в кружке могут быть разными: индивидуальная, парная, групповая, работа над проектом.
Индивидуальная работа
Участники внеурочной деятельности – это дети, у которых выражен интерес к предмету. Задачи руководителя кружка заключаются в следующем:
- выявить уровень знаний учащихся о природе;
- выявить учащихся, способных самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи и закономерности;
- формировать у учащихся систему понятий, умений и навыков;
- определять сформированность познавательного интереса учащихся.
Работа в парах
Через работу в парах ребенок учится вскрывать причины возникающих ошибок, составлять задания для других, анализировать свою деятельность и деятельность товарища.
Работа проходит в 2 этапа:
1 этап – участники работают в роли учителей, самостоятельно оценивая данную им работу.
2 этап – учащиеся работают совместно, соотнося свои индивидуальные мнения по проверенной работе.
Групповая работа
Работа в группе убеждает в ценности взаимопомощи, укрепляет дружбу, прививает навыки, необходимые в жизни, повышает уважение к себе, дает возможность избежать отрицательных сторон соревнования.
Организация групповой работы:
- распределение работы между участниками;
- умение выслушивать различные точки зрения, критиковать, выдвигать гипотезы;
- владение способами проверки гипотез, самооценки, контроля;
- умение представить результат работы, обосновать выбор решения
РАЗДЕЛ III. КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Кол–во часов | Дата проведения |
Я и окружающий мир 4ч | |||
1-2. | Донской край – мой край! | 1 | 04.09. 11.09. |
3-4. | Что ты знаешь о роде своём? | 2 | 18.09. 25.09. |
Яркие страницы истории земли Донской 17ч | |||
5. | На казачьем Кругу | 1 | 02.10. |
6. | Донской казак хват, силой, удалью богат | 1 | 09.10. |
7. | Донской казак хват, силой, удалью богат | 1 | 16.10 |
8. | Степан Разин и Ермак Могучий. | 1 | 23.10. |
9. | Роль Петра 1 в истории России и родного края. | 1 | 06.11. |
10. | Таганрог – первый порт России | 1 | 13.11. |
11. | Крепость Димитрия Ростовского | 1 | 20.11. |
12. | Емельян Пугачёв. Предводитель крестьянского восстания | 1 | 27.11. |
13. | Вместе с Суворовым | 1 | 04.12. |
14. | Платов Матвей Иванович | 1 | 11.12. |
15. | Новочеркасск - столица казачьего Дона | 1 | 18.12. |
16. | Бакланов Яков Петрович | 1 | 25.12. |
17. | За землю и за волю | 1 | 15.01. |
18. | Дон в годы строительства новой жизни | 1 | 22.01. |
19. | Дон в годы Великой Отечественной войны. | 1 | 29.01. |
20. | День освобождения родного города (села, станицы) | 1 | 05.02. |
21. | Мирное время на Донской земле. | 1 | 12.02. |
Человек и природа 8ч | |||
22. | Дом, в котором мы живём | 1 | 19.02. |
23. | Экологические Проблемы воздуха в родном крае. | 1 | 26.02. |
24. | Экологические проблемы воды в родном крае. | 1 | 04.03. |
25. | Экологические проблемы почв родного края | 1 | 11.03. |
26. | Охрана полезных ископаемых родного края. | 1 | 18.03. |
27. | Экологическое равновесие в природе | 1 | 01.04. |
28-29. | Охранять природу – значит охранять Родину | 2 | 08.04. 15.04. |
Жизнь на Дону 5ч | |||
30. | Троица | 1 | 22.04. |
31. | Ивана Купала | 1 | 29.04. |
32. | Спасы | 1 | 06.05. |
33-34. | Я – гражданин Ростовской области | 2 | 13.05.- 20.05. |
Согласовано Согласовано
Протокол заседания Заместитель директора по УВР
методического совета
МБОУ:Рябичевская СОШ ___________ /______________/
от _______ 20 __ года № __
__________ /__________/ _____________20_____года
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе курса "Я познаю мир"
Социальная деятельность направления куса "Я познаю мир" внеурочной деятельности...
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 2 классе курса "Я познаю мир"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 2 класса курса "Я познаю мир"...
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 1 классов "Черепашка познает мир"
Авторская программа Программа учитывает основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий обучающихся для начального образования в соответствии с требова...
Рабочая программа по внеурочной деятельности 3 класс " Я познаю мир"
Рабочая программа по внеурочной деятельности 3 класс " Я познаю мир"...
Рабочая программа курса Внеурочной деятельности «Я познаю мир" 1 класс
Рабочая программа курса Внеурочной деятельности "Я познаю мир".1 класс...
Рабочая программа курса Внеурочной деятельности «Я познаю мир" 1 класс
Рабочая программа курса Внеурочной деятельности "Я познаю мир".1 класс...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Я познаю мир» для 2 класса
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Я познаю мир»для 2 класса...