Рабочая программа факультатива
рабочая программа (2 класс)
Данная программа дает возможность понять любого, кто старается знать общечеловеческие ценности: истину, правильное поведение, мир, любовь, ненасилие, а того, кто применяет эти ценности на практике уже можно назвать человеком с хорошим характером, а значит и образованным человеком.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
raduga_lyubvi.docx | 34.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа для 2 класса «Радуга любви»
Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с основными целями и задачами новых государственных стандартов, Концепции духовно-нравственного воспитания, Примерной программы воспитания и социализации младших школьников и учетом закономерностей возрастного психического развития младших школьников и ООП НОО.
Суть гуманно-личностной педагогики - одухотворение сердечной деятельностью знаний, умений и навыков, получаемых детьми в школе: воспитание мыслетворчества, сердечности, культуры, положительного отношения к своему здоровью, воспитание и развитие общечеловеческих ценностей: Любовь, Истина, Мир, Ненасилие, праведность( правильное поведение).Понять, что приобретение знания должны давать человеку возможность подготовиться к встрече с трудностями жизни. Рожденный в обществе человек должен работать для благополучия и развития общества.
Данная программа дает возможность понять любого, кто старается знать общечеловеческие ценности: истину, правильное поведение, мир, любовь, ненасилие, а того, кто применяет эти ценности на практике уже можно назвать человеком с хорошим характером, а значит и образованным человеком.
Программа дает возможность достичь равновесия между головой, сердцем и руками , при котором знания и информация могут преобразовываться в поступки для благополучия и возвышения личности, общества.
Цель данной программы: помочь учащимся увидеть себя как носителей духовных ценностей.
Данную цель можно достичь с помощью решения следующих задач:
1)помогать детям осознавать ответственность за свои поступки ,
мысли;
2)помогать детям осознавать огромную силу добрых качеств, слов ,мыслей, поступков.
3) помогать познавать ,что значит Любовь, Справедливость, Истина, Ненасилие, Праведность.
4)помогать постигать красоту природы и чувствовать ее состояние;
5)воспитывать желание радовать людей, помогать им;
6)развивать интерес к духовной жизни, к философствованию;
7)развивать умение работать самостоятельно, умение сотрудничать;
8)поощрять смелость высказывания, обдумывание и постановку познавательных вопросов, стремление знать больше;
9)развитие качества «видеть глазами сердца, прозревать будущее сердцем».
Общая характеристика учебного предмета:
-Соединяет дошкольный внешкольный опыт учеников со школьным. Через игру, общение, познание создается возможность плавного освоения ребенком социальной жизни. Программа способствует успешной адаптации учащихся к школьной жизни.
-Построение программы на основе принципа событийности.
Условия, необходимые для реализации программы:
-Личность учителя. Учителю принадлежит самая главная роль в формировании будущего страны; из всех профессий профессия учителя- самая благородная, самая трудная и самая важная.
-Учитель должен применять на практике общечеловеческие ценности и быть примером для своих учеников ; любящий и добрый, который терпелив и полон скромности, сыграет жизненно важную роль в формировании, хорошего характера учеников.
-Владение искусством гуманно- личностного общения с детьми.
-Приобщение родителей к школьной жизни своих детей.
Через игру, общение, познание создается возможность плавного освоения ребенком общечеловеческих ценностей. Усвоение социальных, психологических, этических и других знаний является результатом анализа собственного опыта, оно происходит через проживание конкретных событий. Для реализации цели, задач программы по обучению и развитию общечеловеческих ценностей используется следующие методики преподавания: пребывание в тишине, рассказывание историй, пение хором и групповая деятельность.
Формы и методы работы:
Наряду с традиционными методами преподавания используются адаптированные психологические методы:
-изречения
-пребывание в тишине
-истории или рассказы
-групповое пение
-групповая деятельность
-ролевые игры
-тесты на поведение
- игры
-совместная работа в группе
-художественное творчество
Описание места учебного предмета в учебном плане:
Курс «Радуга любви» рассчитан на 1 год всего 34 ч. по 1 часу в неделю.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса
Личностными результатами изучения курса является формирование следующих
умений :
- наличие широкой мотивационной основы учебной деятельности, включающей социальные, учебно – познавательные и внешние мотивы;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
- наличие эмоционально - ценностного отношения к искусству;
-любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
-любящий свой край и свою Родину;
-уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
- доброжелательный
-выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих
Регулятивные УУД:
- осуществление элементов синтеза как составление целого из частей;
- умение формулировать собственное мнение и позицию.
Познавательные УУД:
- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий
-владеющий опытом мотивированного участия в конкурсах и проектах разных уровней;
Коммуникативные УУД:
- наличие стремления находить продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие)
- обладающий основами коммуникативной культурой (умеет слушать и слышать собеседника, высказывать свое мнение);
-выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные
Учащиеся научатся:
- с уважением относиться к традициям своей семьи, ;
- ценностноеотношение к сохранению здоровья;
- знание основных факторов, негативно влияющих на здоровье человека, понимание механизма их влияния и последствий;
- отзыватьсяположительнооб окружающихлюдях;
- осознавать свою принадлежность к определённомународу (этносу); с уважением относиться к людям другой национальности;
Учащиеся получат возможность научиться:
- на основе художественных произведений определять
основные ценности взаимоотношений в семье, коллективе (любовь и уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка);
- осознавать свою принадлежность к определённому народу (этносу); с пониманием относиться к людямдругой национальности;
- определять основные факторы , негативно влияющие на здоровье человека;
Метапредметные
Регулятивные УУД
Учащиеся научатся:
- принимать учебную задачу урока, воспроизводить её входе урока по просьбе учителя и под руководством учителя;
- планироватьсвоидействиянаотдельныхэтапахурокаспомощью учителя;
- контролировать выполненные задания с опорой на эталон (образец) или по алгоритму, данному учителем;
- оценивать результаты собственных учебных действий и учебных действий одноклассников (по алгоритму, заданному учителем или учебником);
- выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме подруководством учителя;
- фиксировать по ходу урока и в конце его
удовлетворённость /неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощьюсмайликов,разноцветныхфишекипр.),позитивноотноситьсяксвоимуспехам,стремитьсякулучшениюрезультата;
- анализировать причины успеха/неуспеха с помощью разноцветных фишек, лесенок, оценочных шкал, формулировать ихвустнойформепопросьбеучителя;
- осваивать с помощью учителя позитивные установки типа:
«У меня всё получится», «Я ещё многое смогу», «Мне нужно ещё немного потрудиться», «Я ещё только учусь», «Каждый имеет право на ошибку» и др.
Учащиеся получат возможность научиться:
- формулировать вместе с учителем учебную задачу урока всоответствиисцелямитемы;приниматьучебнуюзадачу урока;
- коллективно составлять план урока, продумывать
возможные этапы изучениятем;
- контролировать выполнение действий в соответствии с планом;
- оценивать результаты своих действий по шкале икритериям, предложеннымучителем;оценивать результаты работы сверстников по совместно выработанным критериям;
- выделять из темы урока известные знания и умения, определятькругнеизвестногопоизучаемойтемевмини- группе илипаре.
- фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью шкал, лесенок, разноцветных фишек и пр.), аргументировать своё позитивное отношение к своим успехам, проявлять стремление к улучшению результата в ходе выполнения учебных задач;
- анализировать причины успеха/неуспеха с помощью лесенокиоценочныхшкал,формулироватьихвустнойформе по собственномужеланию;
- осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачина уроке,проговариваявовнутреннейречи.
Познавательные УУД
Учащиеся научатся:
- сопоставлять эпизод литературного произведения с иллюстрацией, с пословицей (поговоркой);определять характер литературного героя, называя его качества; соотносить его поступок с качеством характера;
- отвечатьнавопросучителяпотемеурока;
- проявлятьиндивидуальныетворческиеспособностипри выполнении проектныхзаданий;понимать смысл читаемого, интерпретировать произведение.
Учащиеся получат возможность научиться:
- отвечать на вопросы учителя, придумывать свои собственные вопросы;
- понимать переносное значение образного слова, фразы или предложения, объяснять их самостоятельно, с помощью родителей, справочных материалов;
- пониматьсмыслпритч,
- соотноситьпословицыипоговоркиссодержаниемтемы урока;
- определять мотив поведения героя с помощьювопросов учителя;понимать читаемое, интерпретировать смысл читаемого.
Коммуникативные УУД
Учащиеся научатся:
- отвечать на вопросы учителя по теме урока;
- создаватьсвязноевысказывание;
- слышать и слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
- под руководством учителя объединяться в группу сверстников для выполнения задания, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливообщаться;оцениватьпоступокгероя,используядоступныеоценочные средства (плохо/хорошо, уместно/неуместно,нравственно/безнравственноидр.),высказываясвоюточкузрения;
- понимать общую цель деятельности, принимать её, обсуждать коллективно под руководством учителя;соотносить в паре или в группе выполнение работы по алгоритму;
- признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
- употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др., находить примеры использования вежливых слов и выражений в текстах изучаемых произведений;
- находить нужную информацию с помощью взрослых, в учебных книгах, словарях;
Учащиеся получат возможность научиться:
- вступать в общение в паре или группе,задавать вопросы на уточнение;
- создавать связное высказывание по предложенной теме;
- прислушиваться к партнёру по общению (деятельности), фиксировать его основные мысли и идеи, аргументы, запоминать их, приводить свои;не конфликтовать, использовать вежливые слова;
- выражать готовность идти на компромиссы, предлагать варианты и способы разрешения конфликтов;
- употреблятьвежливыеформыобращениякучастникам диалога; оценивать поступок героя, учитывая его мотив, используя речевые оценочные средства (вежливо/невежливо, достойно/недостойно, искренне/лживо, нравственно/ безнравственно и др.), высказывая свою точку зрения;
- принимать и сохранять цель деятельности коллектива или малой группы (пары), участвовать в распределении функций и ролей в совместной деятельности;определять совместно критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оцениватьдостижениясверстниковповыработаннымкритериям;
- оценивать по предложенным учителем критериям поступкилитературныхгероев,проводитьаналогиисосвоим поведениемвразличныхситуациях;
- находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет;
Предметные
Учащиеся научатся:
- различать понятия добро и зло на основе прочитанных рассказов, сказок и притч;
- принимать участие в коллективных беседах по прочитанным,прослушаннымпроизведениям;отвечатьнавопросыпо ихсодержанию;
- читать и понимать смысл пословиц и поговорок, восприниматьихкакнароднуюмудрость,соотноситьсодержаниепроизведения с пословицей и поговоркой.
Учащиеся получат возможность научиться:
- осмыслять нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений русского народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми притчами;
Творческая деятельность
Учащиеся научатся:
- составлять высказывание на тему прочитанного или прослушанного произведения.
Учащиеся получат возможность научиться:
- составлять небольшие высказывания о ценности дружбы и семейных отношений под руководством учителя; соотносить смысл своего высказывания со смыслом пословиц и поговорок о дружбе и семейных ценностях; употреблять пословицыипоговоркивсоответствиисзадачами,поставленнымиучителем;
Содержание курса «Радуга любви» в начальной школе
Тематический план
№п/п | Тема раздела | Количество часов. |
1. | Введение | 1 |
2. | Учимся любить себя
| 6 |
3. | Учимся любить свою семью | 6 |
4. | Учимся дружить | 6 |
5. | Учимся любить разных людей | 6 |
6. | Учимся делиться любовью | 6 |
7. | Обобщающие занятия | 3 |
Всего: 34 часов |
Учимся любить себя. Умение любить себя, правильно питаться, соблюдать режим дня.
Любовь. Любовь рассматривается в программе как энергия, преобразующая духовное сердце человека. Энергия любви исцеляет человека, способствуя улучшению здоровья.
Учимся любить свою семью. Учимся любить и почитать родителей, быть благодарными, дарить подарки..
Учимся дружить. Учимся быть другом. Учимся делиться любовью. Учимся быть добрым.
Учимся любить разных людей. Учимся проявлять любовь к людям.Учимся быть вежливыми. Разнообразие и единство людей.
Обобщающие занятия. Театральные постановки, музыкальные вечера.
Тематическое планирование с определением основных видов деятельности
№ п\п | Раздел\ Тема учебного занятия | Всего, час | Содержание деятельности | Дата проведения по плану | Дата проведения по факту | |
Теоретическая часть /форма организации деятельности/ | Практическая часть /форма организации деятельности/ | |||||
1. | Введение | Что такое любовь? | групповая | |||
2. | Учимся любить себя | Всегда говори правду. | групповая | |||
3. | Учимся питать свое тело | Что является пищей для человека | групповая | |||
4. | Великодушие | Как ведет себя великодушный человек | групповая | |||
5. | Сердце- место рождения любви | Сердечные качества | групповая | |||
6. | Учимся питать сердце | Звуки и краски природы-вот пища для души. | групповая | |||
7. | Умение видеть и ценить красоту окружающего мира. | Звуки и краски природы-вот пища для души. | групповая | |||
8. | Любовь. Умение любить. | Начинайте день с любовью, наполняйте день любовью. | групповая | |||
9. | Сострадание. | Сострадательное сердце –лучшее средство против зла. | групповая | |||
10. | Учимся любить свою семью. | Что такое семья | групповая | |||
11. | Умение дружить. | Друг познается в беде. | групповая | |||
12. | Умение делиться любовью. | Любовь творит чудеса. | групповая | |||
13. | Умение прощать. | Сердце , наполненное любовью , умеет прощать. | групповая | |||
14. | Учимся любить и почитать родителей. | На всякое хотение есть терпение. | групповая | |||
15. | Учимся быть благодарными | Все ,что не делается, к лучшему. | групповая | |||
16. | Учимся дарить подарки. | Доброта дает спокойствие ума. | групповая | |||
17. | Мысли-подарки. | Доводить начатое дело до конца. | групповая | |||
18. | Дружба- это проявление любви. | Береги то ,что тебя окружает. | групповая | |||
19. | Учимся быть другом | Будь верен своему другу. | групповая | |||
20. | . Учимся делиться любовью | Любовь творит чудеса. | групповая | |||
21. | Закон бумеранга | Относись к другим так, как ты хотел бы ,чтобы относились к тебе | групповая | |||
22. | Учимся быть добрыми | Относись к другим так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе. | групповая | |||
23. | Учимся любить разных людей | Любовь творит чудеса. | групповая | |||
24. | Разнообразие и единство людей | Ничто не стоит столь дешево и не ценится столь дорого, как вежливость. | групповая | |||
25. | Учимся проявлять любовь к людям | Давать лучше, чем получать. | групповая | |||
26. | Учимся быть вежливыми | Как аукнется, так и откликнется. | групповая | |||
27. | Непричинение вреда другим людям. | Помогай всегда, не вреди никогда. | групповая | |||
28. | Учимся ненасилию | Помогай всегда, не вреди никогда | групповая | |||
29. | Умей радоваться успехам других. | Любящее сердце полно радости. | групповая | |||
30. | Согласие. | Когда в друзьях согласья нет, на лад их дело не пойдет. | групповая | |||
31-34 | Обобщающие занятия | Театральные постановки, музыкальные встречи, экскурсии, встреча с родителями | Конкурсы, праздники, концерты, экскурсии | В течение года |
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса:
Е. А.Тебенькова.Учимся любить или радуга любви: книга для чтения, размышлений и упражнений с учащимися начальных классов.
Компьютер,
DYD-проектор, экран.
Магнитная доска.
Цифровая лаборатория
Музыкальный центр
микрофоны
усилитель звука
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа факультатива "Школа безопасности".
Факультативный курс «Школа безопасности» для 1-х классов посвящен одной из главных проблем - формированию у обучающихся сознательного и ответственного отношения к личной и общественной безопасности, п...
Рабочая программа факультатива "Основы православной культуры"
Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно - тематическое планирование. Третий год обучения...
Рабочая программа факультатива по русскому языку во 2 классе "Превращение слов" 2 класс
Рабочая программа факультатива "Превращение слов" соответствует требованиям ФГОС. Она предназначена для учащихся 2 класса, но может быть использована и для3-4 классов. Программа расчитана на 1 год. В ...
рабочая программа факультатива "Тайна звуков и букв"
факультатив по русскому языку как урок из школьного компонента, где можно дополнительно заниматься с учащимися в занимательной форме русским языком...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВА «Секреты русского языка»
Данная программа создана для активизации работы с младшими школьниками. Она призвана способствовать их опережающему развитию, самореализации и созданию поля успешности в течение всего периода обучения...
Рабочая программа факультатива по математике
Рабочая программа факультатива по математике для 3 класса...
Рабочая программа факультатива "В мире книг" для 1 класса.
Рабочая программа факультатива " В мире книг" для 1 класса (внеурочка)....