Рабочая программа факультатива "Школа безопасности".
рабочая программа (1 класс) по теме

Факультативный курс «Школа безопасности» для 1-х классов посвящен одной из главных проблем - формированию у обучающихся сознательного и ответственного отношения к личной и общественной безопасности, приобретению ими знаний и практических умений, способствующих сохранению здоровья и жизни в неблагоприятных и чрезвычайных ситуациях.

Программа занятий  состоит из четырёх  разделов:«Безопасное поведение на улице», «Безопасное поведение  дома», «Твоё здоровье»,  «Безопасное поведение в природе".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_fakultativa_shkola_bezopasnosti..doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                      Пояснительная записка.

   Формирование культуры безопасной жизнедеятельности в детском возрасте - важнейшая составная часть процесса формирования  общей культуры.

Факультативный курс «Школа безопасности» для 1-х классов посвящен одной из главных проблем - формированию у обучающихся сознательного и ответственного отношения к личной и общественной безопасности, приобретению ими знаний и практических умений, способствующих сохранению здоровья и жизни в неблагоприятных и чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни условиях, а также при оказании помощи пострадавшим.

Цель курса – создание условий для воспитания у учащихся ответственного отношения к личной и общественной безопасности и формирование у них опыта безопасной жизнедеятельности.

Задачи курса:

  1. обучать учащихся умению распознавать и оценивать опасности окружающей среды;
  2. раскрывать систему знаний об опасностях различного происхождения, мерах по их предотвращению, ликвидации их последствий;
  3. прививать учащимся навыки защиты и самозащиты, помощи и взаимопомощи в ситуациях, опасных для их физического, психологического здоровья и жизни;
  4. формировать систему знаний о здоровье и здоровом образе жизни.

Программа занятий  состоит из четырёх  разделов («Безопасное поведение на улице», «Безопасное поведение  дома», «Твоё здоровье»,  «Безопасное поведение в природе»).

 Программа построена с учетом уровня подготовки и общего развития учащихся начальной школы и включает в себя основные, наиболее часто встречающиеся опасные ситуации, в которых ребенок может оказаться дома, на улице, в школе, в природных условиях.

 Программой предусмотрены обязательные практические занятия:
- работа с дидактическим материалом (в игровой форме);
- изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных ситуаций (например, знакомство с правилами дорожного движения на улицах, площадях и перекрестках, расположенных вблизи школы).

 Игровые технологии, видео-уроки применяемые в программе, дадут возможность включиться ребенку в практическую деятельность, в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта безопасного поведения дома, на дорогах и улицах.

Основными принципами программы являются:

  1. Системность;
  2. Доступность;
  3. Целостность;
  4. Рефлексивность;
  5. Сотворчество;
  6. Принцип возрастного соответствия;

Системность содержания обеспечивается логикой построения учебного материала.

 Целостность содержания - учитывать знания и  интересы учащихся, полученные в ходе обучения.

Доступность осуществляется подбором упражнений и заданий в зависимости от подготовленности детей (т.е. работа ведётся в зоне «ближайшего развития»).

 Рефлексивность заключается в обязательном разъяснении значения для развития и здоровья детей каждого упражнения и задания.

Принцип сотворчества предусматривает выполнение упражнений и заданий учащимися вместе с учителем, родителями  и друг с другом.

Принцип возрастного соответствия означает, что  профилактика должна соответствовать возрастным возможностям и особенностям развития  детей.

Ценностными ориентирами содержания данного курса являются:

-ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;

- элементарные представления о правилах поведения в среде обитания, на дорогах и в транспорте;

-первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;

-первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

Изучение данного курса позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов.

Личностными результатами изучения данного курса являются:

-формирование у детей необходимых умений и навыков безопасного    поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных  опасных и чрезвычайных ситуаций;
- воспитание чувства справедливости, ответственности;    

-развитие самостоятельности суждений.

Предметные результаты обучения нацелены на решение прежде

всего образовательных задач:

-осознание целостности окружающего мира, расширение знаний

о разных его сторонах и объектах;

-расширение знаний о правилах поведения в среде обитания, на дорогах и в транспорте;

-знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;

-расширение кругозора и культурного опыта школьника.

 В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания  и конструировании курса особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов изучения. 

С этой целью планируется у учащихся формирование следующих универсальных  учебных действий: 

-познавательные как способность применять для решения практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);

-регулятивные  как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой,

исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;

-коммуникативные  как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием. 

 Занятия факультатива проводятся с периодичностью 1 час в неделю.

Количество учебных часов – 33. Продолжительность занятия 35 минут в 1 полугодии и 45 минут во втором полугодии.

Содержание курса.

Раздел №1.Безопасное поведение на улице – 12 часов.

1.Вводное занятие. Как рождаются опасные события.

2.Внимание, дорога! Светофор – наш друг и помощник.

3.Путешествие в страну дорожных знаков.

4.Опасные ситуации на дороге.

5. На загородной дороге.

6. Мы – пассажиры.

7. Практическое занятие по общим правилам перехода проезжей части дороги.

8. Опасности улицы.

9. Как вести себя с незнакомыми людьми на улице.

10. Твой двор.

11. Терроризм – это опасно!

12. Если ты потерялся. Твои координаты.

Раздел №2.Безопасное поведение дома – 7 часов.

1.Как могут стать опасными обычные домашние вещи.

2. Как подружиться с электричеством.

3. Что делать при запахе газа.

4. Огонь – враг и друг.

5. Разговор по телефону.

6. Если кто-то звонит в твою дверь.

7. Поговорим о домашней аптечке.

Раздел №3. Твоё здоровье – 7 часов.

1.  Личная гигиена.

2. Витамины – наши друзья.

3. Как не простудиться.

4. Чем важен сон.

5. О вкусной и здоровой пище.

6. Вредные привычки.

7. Если ты поранился.

Раздел №4.Безопасное поведение в природе – 7 часов.

1. Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья.

2. Как не заблудиться в лесу.

3.Ядовитые растения и грибы.

4.Правила безопасности на воде.

5.Безопасность при любой погоде.

6.Мы и животные.

7. Когда кусаются насекомые.

К концу прохождения курса учащиеся должны знать:

     - общие понятия опасности и чрезвычайной ситуации.

    - наиболее безопасный путь в школу и домой. Правила перехода дороги. Основные дорожные знаки. Правила перехода дороги при высадке из транспортного средства;
    -  правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Где можно и где нельзя играть;

    -  источники возможной опасности и опасные ситуации, которые могут возникнуть дома;
    -  опасные ситуации, которые могут возникнуть при контактах с незнакомыми людьми;     

  -  правила безопасного поведения при возникновении пожара или утечке газа в доме;
    -  правила безопасного поведения в парках, скверах, в лесу;
    -  опасные животные и насекомые. Правила безопасного поведения и меры защиты.

    - правила поведения на пляже. Правила купания в оборудованных и необорудованных местах;

    - ядовитые растения, грибы, ягоды. Правила поведения при встрече с опасными животными и насекомыми;
   - правила поведения во время дождя, грозы, снегопада и др.

               

 

                                                 

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа "Азбука безопасности"

Программа курса «Азбука безопасности» предназначена для учащихся начальных классов и составлена на основе программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению  «Я — пешеход...

Рабочая программа «Основы безопасности жизнедеятельности» 4 класс

Данная рабочая программа составлена на основе программы «Основы безопасности жизнедеятельности» авторы: Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова. Москва. ПросвещениеРабочая программа рассчитана...

Рабочая программа «Основы безопасности жизнедеятельности» 1 класс (33 часа, 1 час в неделю)

 Программа по ОБЖ включает в себя не только вопросы физического здоровья, но и вопросы духовного здоровья. Беседы включают вопросы гигиены, питания, закаливания, строения человека, основы ...

Рабочая программа "Азбука безопасности" по внеурочной деятельности для 1-4 классов

Занятия по внеурочной деятельности «Уроки  безопасности» для 1-4х классов посвящены одной из главных проблем - формированию у обучающихся сознательного и ответственного отношения к ли...

Рабочая программа «Школа безопасности»

Цель курса - формирование знаний и практических умений, способствующих сохранению здоровья и жизни человека в неблагоприятных и чрезвычайных ситуациях, сознательного и ответственного отношен...

Рабочая программа "Моя безопасность"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение                     «Средняя школа № 21...

Рабочая программа "Школа безопасности"

Курс «Школа безопасности»  реализует социальное направление внеурочной деятельности.Занятия по программе «Школа безопасности» призваны способствовать формированию у обучаю...