Рабочая программа факультатива "Школа безопасности".
рабочая программа (1 класс) по теме
Факультативный курс «Школа безопасности» для 1-х классов посвящен одной из главных проблем - формированию у обучающихся сознательного и ответственного отношения к личной и общественной безопасности, приобретению ими знаний и практических умений, способствующих сохранению здоровья и жизни в неблагоприятных и чрезвычайных ситуациях.
Программа занятий состоит из четырёх разделов:«Безопасное поведение на улице», «Безопасное поведение дома», «Твоё здоровье», «Безопасное поведение в природе".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_fakultativa_shkola_bezopasnosti..doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Формирование культуры безопасной жизнедеятельности в детском возрасте - важнейшая составная часть процесса формирования общей культуры.
Факультативный курс «Школа безопасности» для 1-х классов посвящен одной из главных проблем - формированию у обучающихся сознательного и ответственного отношения к личной и общественной безопасности, приобретению ими знаний и практических умений, способствующих сохранению здоровья и жизни в неблагоприятных и чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни условиях, а также при оказании помощи пострадавшим.
Цель курса – создание условий для воспитания у учащихся ответственного отношения к личной и общественной безопасности и формирование у них опыта безопасной жизнедеятельности.
Задачи курса:
- обучать учащихся умению распознавать и оценивать опасности окружающей среды;
- раскрывать систему знаний об опасностях различного происхождения, мерах по их предотвращению, ликвидации их последствий;
- прививать учащимся навыки защиты и самозащиты, помощи и взаимопомощи в ситуациях, опасных для их физического, психологического здоровья и жизни;
- формировать систему знаний о здоровье и здоровом образе жизни.
Программа занятий состоит из четырёх разделов («Безопасное поведение на улице», «Безопасное поведение дома», «Твоё здоровье», «Безопасное поведение в природе»).
Программа построена с учетом уровня подготовки и общего развития учащихся начальной школы и включает в себя основные, наиболее часто встречающиеся опасные ситуации, в которых ребенок может оказаться дома, на улице, в школе, в природных условиях.
Программой предусмотрены обязательные практические занятия:
- работа с дидактическим материалом (в игровой форме);
- изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных ситуаций (например, знакомство с правилами дорожного движения на улицах, площадях и перекрестках, расположенных вблизи школы).
Игровые технологии, видео-уроки применяемые в программе, дадут возможность включиться ребенку в практическую деятельность, в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта безопасного поведения дома, на дорогах и улицах.
Основными принципами программы являются:
- Системность;
- Доступность;
- Целостность;
- Рефлексивность;
- Сотворчество;
- Принцип возрастного соответствия;
Системность содержания обеспечивается логикой построения учебного материала.
Целостность содержания - учитывать знания и интересы учащихся, полученные в ходе обучения.
Доступность осуществляется подбором упражнений и заданий в зависимости от подготовленности детей (т.е. работа ведётся в зоне «ближайшего развития»).
Рефлексивность заключается в обязательном разъяснении значения для развития и здоровья детей каждого упражнения и задания.
Принцип сотворчества предусматривает выполнение упражнений и заданий учащимися вместе с учителем, родителями и друг с другом.
Принцип возрастного соответствия означает, что профилактика должна соответствовать возрастным возможностям и особенностям развития детей.
Ценностными ориентирами содержания данного курса являются:
-ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
- элементарные представления о правилах поведения в среде обитания, на дорогах и в транспорте;
-первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
-первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
Изучение данного курса позволяет достичь личностных, предметных и метапредметных результатов.
Личностными результатами изучения данного курса являются:
-формирование у детей необходимых умений и навыков безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций;
- воспитание чувства справедливости, ответственности;
-развитие самостоятельности суждений.
Предметные результаты обучения нацелены на решение прежде
всего образовательных задач:
-осознание целостности окружающего мира, расширение знаний
о разных его сторонах и объектах;
-расширение знаний о правилах поведения в среде обитания, на дорогах и в транспорте;
-знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня;
-расширение кругозора и культурного опыта школьника.
В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания и конструировании курса особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов изучения.
С этой целью планируется у учащихся формирование следующих универсальных учебных действий:
-познавательные как способность применять для решения практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);
-регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой,
исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
-коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.
Занятия факультатива проводятся с периодичностью 1 час в неделю.
Количество учебных часов – 33. Продолжительность занятия 35 минут в 1 полугодии и 45 минут во втором полугодии.
Содержание курса.
Раздел №1.Безопасное поведение на улице – 12 часов.
1.Вводное занятие. Как рождаются опасные события.
2.Внимание, дорога! Светофор – наш друг и помощник.
3.Путешествие в страну дорожных знаков.
4.Опасные ситуации на дороге.
5. На загородной дороге.
6. Мы – пассажиры.
7. Практическое занятие по общим правилам перехода проезжей части дороги.
8. Опасности улицы.
9. Как вести себя с незнакомыми людьми на улице.
10. Твой двор.
11. Терроризм – это опасно!
12. Если ты потерялся. Твои координаты.
Раздел №2.Безопасное поведение дома – 7 часов.
1.Как могут стать опасными обычные домашние вещи.
2. Как подружиться с электричеством.
3. Что делать при запахе газа.
4. Огонь – враг и друг.
5. Разговор по телефону.
6. Если кто-то звонит в твою дверь.
7. Поговорим о домашней аптечке.
Раздел №3. Твоё здоровье – 7 часов.
1. Личная гигиена.
2. Витамины – наши друзья.
3. Как не простудиться.
4. Чем важен сон.
5. О вкусной и здоровой пище.
6. Вредные привычки.
7. Если ты поранился.
Раздел №4.Безопасное поведение в природе – 7 часов.
1. Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья.
2. Как не заблудиться в лесу.
3.Ядовитые растения и грибы.
4.Правила безопасности на воде.
5.Безопасность при любой погоде.
6.Мы и животные.
7. Когда кусаются насекомые.
К концу прохождения курса учащиеся должны знать:
- общие понятия опасности и чрезвычайной ситуации.
- наиболее безопасный путь в школу и домой. Правила перехода дороги. Основные дорожные знаки. Правила перехода дороги при высадке из транспортного средства;
- правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Где можно и где нельзя играть;
- источники возможной опасности и опасные ситуации, которые могут возникнуть дома;
- опасные ситуации, которые могут возникнуть при контактах с незнакомыми людьми;
- правила безопасного поведения при возникновении пожара или утечке газа в доме;
- правила безопасного поведения в парках, скверах, в лесу;
- опасные животные и насекомые. Правила безопасного поведения и меры защиты.
- правила поведения на пляже. Правила купания в оборудованных и необорудованных местах;
- ядовитые растения, грибы, ягоды. Правила поведения при встрече с опасными животными и насекомыми;
- правила поведения во время дождя, грозы, снегопада и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа "Азбука безопасности"
Программа курса «Азбука безопасности» предназначена для учащихся начальных классов и составлена на основе программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Я — пешеход...
Рабочая программа «Основы безопасности жизнедеятельности» 4 класс
Данная рабочая программа составлена на основе программы «Основы безопасности жизнедеятельности» авторы: Л. П. Анастасова, П. В. Ижевский, Н. В. Иванова. Москва. ПросвещениеРабочая программа рассчитана...
Рабочая программа «Основы безопасности жизнедеятельности» 1 класс (33 часа, 1 час в неделю)
Программа по ОБЖ включает в себя не только вопросы физического здоровья, но и вопросы духовного здоровья. Беседы включают вопросы гигиены, питания, закаливания, строения человека, основы ...
Рабочая программа "Азбука безопасности" по внеурочной деятельности для 1-4 классов
Занятия по внеурочной деятельности «Уроки безопасности» для 1-4х классов посвящены одной из главных проблем - формированию у обучающихся сознательного и ответственного отношения к ли...
Рабочая программа «Школа безопасности»
Цель курса - формирование знаний и практических умений, способствующих сохранению здоровья и жизни человека в неблагоприятных и чрезвычайных ситуациях, сознательного и ответственного отношен...
Рабочая программа "Моя безопасность"
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 21...
Рабочая программа "Школа безопасности"
Курс «Школа безопасности» реализует социальное направление внеурочной деятельности.Занятия по программе «Школа безопасности» призваны способствовать формированию у обучаю...