РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВА «Секреты русского языка»
рабочая программа (русский язык, 3 класс) на тему
Данная программа создана для активизации работы с младшими школьниками. Она призвана способствовать их опережающему развитию, самореализации и созданию поля успешности в течение всего периода обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВА «Секреты русского языка» | 428.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Барвихинская средняя школа
«Согласовано» Методист ЦПК _____________ "__"_________2013 г. | «Утверждено» Директор школы __________ Т.В.Яковлева "__"_________2013 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Секреты русского языка»
2013-2015 учебный год
Предмет - русский язык
Класс - 3-4
Разработчик программы-Иванова Светлана Николаевна
Пояснительная записка
1. Введение. Актуальность
Анализ педагогической практики показывает, что при отсутствии дифференцирования в комплектовании первых классов в образовательном пространстве одновременно оказываются учащиеся с разноуровневой подготовкой к школе, что в рамках начального образования приводит к снижению учебной мотивации у школьников с высоким уровнем готовности к обучению. Первоклассники, овладевшие ещё в предшкольный период элементарными учебными навыками и навыками учения, имеющие высокий уровень развития познавательных процессов, как правило, отличаются любознательностью, а отсюда и высокой степенью учебной мотивации.
Но, к сожалению, эта мотивация быстро утрачивается при усреднённом подходе к детям в условиях работы с классом. Ребёнок с первого дня ошибочно утверждается в мысли о том, что учиться в школе очень легко (на самом деле процесс познания крайне сложен и требует от человека таких качеств, как самостоятельность, воля, ответственность и т.д.), что ему все доступно (этому способствует сравнение себя с неподготовленными детьми). У ребёнка, с одной стороны, возникает завышенная самооценка, с другой — ощущение невостребованности его знаний и умений, что приводит к торможению развития, снижению познавательного интереса, формальному отношению к учёбе и, наконец, убеждению, что учиться скучно.
Данная программа создана для активизации работы с младшими школьниками. Она призвана способствовать их опережающему развитию, самореализации и созданию поля успешности в течение всего периода обучения.
Выбор создания программы по курсу обусловлен желанием повысить уровень сформированности ключевых компетенций младших школьников, важнейшими из которых являются коммуникативноречевые и познавательные, связанные с универсальным умением читать.
2. Концепция программы
Концепция программы базируется на двух связанных понятиях: с одной стороны, углублённое изучение русского языка повышает уровень речевого и языкового развития детей, их компетентности в области «Чтение» и опосредованно способствует более эффективному освоению других предметов. С другой стороны, креативная работа над изучением явлений русского языка способствует обще интеллектуальному развитию ребёнка.
Цели программы — активизировать развитие детей через изучение русского языка на повышенном уровне для их самореализации и подготовки к дальнейшему обучению, повысить уровень овладения русским языком.
Задачи:
- обучить решению языковых и речевых задач повышенного уровня;
- раскрыть творческие способности детей;
- стимулировать интеллектуальное развитие детей;
- формировать эффективную речевую деятельность;
- формировать ключевые компетентности учащихся;
- корректировать речевые недочёты;
- формировать умение самостоятельной работы с текстами;
- формировать основы общей культуры через изучение родного языка и литературы на повышенном уровне;
- воспитывать патриотизм, любовь к народу через формирование любви к родному языку;
- активизировать работу с талантливыми детьми на начальной ступени обучения;
- способствовать успешности, самореализации и саморазвитию ребёнка.
3. Новизна программы
Программа создана на базе основного курса русского языка для начальной школы, в частности коммуникативно - ориентированного варианта программы автора Л.Я. Желтовской, по которой обучаются школьники в системе УМК «Планета знаний». При разработке миникурса использовались идеи и рекомендации Е.С. Антоновой («Методика преподавания русского языка: коммуникативно-деятель ностный подход. Учебное пособие, 2007»). При определении методологии программы использовались ведущие дидактические положения системы В.А. Ситарова («Дидактика»).
Программа и курс ориентированы на 60 учебных часов в 3 и 4 классах (по 30 ч.) На каждый раздел языка выделяется по два занятия. Используется материал повышенного уровня, а также — упражнения и задания познавательных, занимательных книг, литература по подготовке младших школьников к олимпиадам по русскому языку. Каждая ступень реализует данную программу на более вы соком уровне и формирует целостное представление о язы ке, его основах, культуре, музыке и правилам. Программа реализуется через школьный компонент или дополнительное образование, возможна реализация через интегрированные курсы. Подробнее содержание занятий раскрывается в тематическом планировании.
Новизна курса особенно проявляется в методике его реализации.
В качестве основных подходов в реализации данной программы приняты:культурологический, системный, личностно-деятельностный, компетентностный.
Культурологический подход призван акцентировать внимание учащихся на мотивационно-ценностной стороне знаний и информации, направленной на изучение родного языка, его мелодики и богатства как субъекта жизни и культуры
Системный подход предполагает анализ и проектирование образовательной среды в рамках реализации про граммы в аспекте взаимодействия элементов (в том числе субъектов), в их педагогических, психологических, социально-психологических и других характеристиках.
Личностно-деятельностный подход ориентирует учащихся на активное усвоение и выработку предметного деятельностного подхода в формировании культуры речи, овладение компетентностью эффективной речевой деятельности как основы самореализации, самосовершенствования и создание условий для личностного развития ребёнка. Основой деятельностного подхода являются диалогизация образовательного процесса, креативность и рефлексивность деятельности, предоставление учащимся педагогически обоснованной свободы выбора (способа выполнения заданий, вида отчётности и т.д.), а в конечном итоге — модели грамотной речевой деятельности.
Компетентностный подход преимущественно ориентирован на развитие личности учащегося и отражает те компетентности, которые должны быть сформированы у современного человека, и одновременно отражает те требования к личности, которые будут оценены как качество его подготовки к социальной и личной жизни во всех её проявлениях.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН (60 ч.)
Количество часов | Формы, | |||||||
Тематика | теоре_ | прак_ | ||||||
общее | виды занятий | |||||||
тич. | тич. | |||||||
3 класс | ||||||||
1. Фонетика. | 5 | 2 | 3 | |||||
1.1. Вводное | 1 | 0,5 | 0,5 | Деловая игра | ||||
занятие. «В гости | «Друзья русского | |||||||
к Алфавиту» | языка» | |||||||
1.2. Наши помощ | 1 | 0,5 | 0,5 | Входное тестирова | ||||
ники звуки, буквы | ние. | |||||||
и слова | ||||||||
1.3. К тайнам звуков | 1 | 0,5 | 0,5 | Творческие игры и | ||||
и букв | задания. | |||||||
1.4. Встреча с «йоти | 1 | 0,5 | 0,5 | Устный журнал. | ||||
ком» (расширение | ||||||||
представлений) | ||||||||
Конкурс знатоков. | 1 | 1 | Игра — активатор | |||||
2. Морфемика | 5 | 2 | 3 | |||||
(словообразование) | ||||||||
2.1.В глубь веков | 1 | 0,5 | 0,5 | Работа с текстами, | ||||
на Машине времени | родословными. | |||||||
2.2. К дедам, праде- | 2 | 1 | 1 | Составление опор | ||||
дам и пра, пра, | ной таблицы. Работа | |||||||
пра | с текстами и инте | |||||||
рактивной доской. | ||||||||
2.3. К словам род- | 1 | 0,5 | 0,5 | Работа с текстами. | ||||
ственникам. | Упражнения, дидак | |||||||
тические игры. | ||||||||
2.4.Умники и ум- | 1 | 1 | Ролевая игра. | |||||
ницы | ||||||||
3. Морфология | 5 | 2 | 3 | |||||
3.1. К несметным | 1 | 0,5 | 0,5 | Игра с «Митрофа | ||||
сокровищам Стра | нушкой». | |||||||
ны Слов | ||||||||
Количество часов | Формы, | ||||
Тематика | |||||
теоре_ | прак_ | ||||
общее | виды занятий | ||||
тич. | тич. | ||||
3.2. В городе Имён | 1 | 0,5 | 0,5 | Составление коорди | |
Существительных | национных схем и | ||||
интерактивной до | |||||
ской. | |||||
3.3. В гостях у дя | 1 | 0,5 | 0,5 | Составление опорно | |
дюшки Глагола | го конспекта. Игро | ||||
вые упражнения. | |||||
3.4. Прилагатель | 1 | 0,5 | 0,5 | Кроссворды, игры, | |
ное к чему прилага | ребусы. | ||||
ется? | |||||
3.5. Знаешь ли ты | 1 | 1 | Защита рефератов. | ||
части речи? | |||||
4. Пунктуация | 5 | 1,5 | 3,5 | ||
4.1. Эмоциональная | 1 | 0,5 | 0,5 | Разработка плана | |
и интонационная | мини — сочинения. | ||||
выразительность. | |||||
4.2. «Казнить нель | 1 | 0,5 | 0,5 | Игровой разбор фраз. | |
зя помиловать» | |||||
4.3. Найди «меня» | 2 | 0,5 | 0,5 | Игра: поиск знаков | |
в тексте | препинания. | ||||
4.4. Поговорим? Ли | 2 | 1 | Конкурс чтецов. | ||
тературная гостиная | |||||
4.5.Турнир любите | 1 | Игра «Что? Где? Ког | |||
лей русского языка | да?» | ||||
5. Лексика | 5 | 1,5 | 3,5 | ||
5.1. К словам разно | 1 | 0,5 | 0,5 | Игра «Определи | |
образным, одинако | портрет слова, крос | ||||
вым и разным | сворд, лесенка слов. | ||||
5.2. В театре близне | 1 | 0,5 | 0,5 | Упражнения, крос | |
цов | сворд с синонимами | ||||
и анонимами. | |||||
5.3. Литературная | 1 | 1 | Проба пера (эссе). | ||
гостиная | |||||
Количество часов | Формы, | |||||||
Тематика | теоре_ | прак_ | ||||||
общее | виды занятий | |||||||
тич. | тич. | |||||||
5.4. Эмоциональ | 1 | 0,5 | 0,5 | Анализ троп. | ||||
ные языковые сред | ||||||||
ства | ||||||||
5.5. Что? Где? Ког | 1 | 1 | Ролевая игра. | |||||
да? языка | ||||||||
6. Орфоэпия | 3 | 0,5 | 2,5 | |||||
6.1. Ударениемоло | 1 | 1 | Стихотворная мас | |||||
ток | терская. | |||||||
Нормы произноше | ||||||||
ния | ||||||||
6.2. Что такое | 1 | 0,5 | 0,5 | Проба пера. | ||||
рифма? | ||||||||
6.3.Литературная | 1 | 1 | Стихотворные пре | |||||
гостиная | зентации. | |||||||
7. От слова к речи | 1 | 0,5 | 0,5 | Образное изображе | ||||
ние рождения речи. | ||||||||
8. Олимпиада по | 1 | 1 | ||||||
русскому языку | ||||||||
Итого: | 30 | 10 | 20,0 | |||||
часов | ||||||||
4 класс | ||||||||
1. Фонетика. | 4 | 1 | 3 | |||||
1.1. Вводное заня | 1 | 0,5 | 0,5 | Деловая игра «От А | ||||
тие. «В мире зву | до Я». | |||||||
ков» | ||||||||
1.2. Чей это голос? | 1 | 1 | Игровые упражне | |||||
ния. Метаграммы. | ||||||||
1.3. Хитрый звук | 1 | 0,5 | 0,5 | Игра «Найди звук» | ||||
и « Словаперевёр | ||||||||
тыши». | ||||||||
1.4. Играем | 1 | 1 | Играсоревнование. | |||||
с Л. Керроллом | ||||||||
2. Язык и речь | 1 | 0,5 | 0,5 | Образный рисунок. | ||||
Количество часов | Формы, | ||||
Тематика | |||||
теоре_ | прак_ | ||||
общее | виды занятий | ||||
тич. | тич. | ||||
3. Морфемика | 5 | 2,5 | 2,5 | ||
(словообразование) | |||||
3.1. Экскурсия к ис | 1 | 0,5 | 0,5 | Работа с текстами и | |
токам слова | интерактивной до | ||||
ской. | |||||
3.2. Собирал чело | 2 | 1 | 1 | Игровые упражне | |
век слова | ния. | ||||
3.3. Встреча с тиль | 1 | 0,5 | 0,5 | Цепочки слов, уп | |
дой | ражнения, дидакти | ||||
ческие игры. | |||||
3.4. Умники и ум | 1 | 0,5 | 0,5 | Ролевая игра. | |
ницы | |||||
4. Морфология | 6 | 2 | 4 | ||
4.1. Откуда проис | 1 | 0,5 | 0,5 | Игровые упражне | |
ходят наши корни? | ния, дидактические | ||||
игры. | |||||
4.2. Слова знамена | 1 | 0,5 | 0,5 | Составление коорди | |
тельные и служеб | национных схем и ин | ||||
ные. | терактивной доской. | ||||
4.3. Где приставка, | 1 | 1 | Упражнения, схемы | ||
где предлог? | строения слов, вик | ||||
торина « Что могут | |||||
предлоги?» | |||||
4.4. Группы слов по | 2 | 1 | 1 | Кроссворд, ребусы, | |
мощников глаголов | шарады, игры, ме | ||||
и существительных | таграммы. | ||||
4.5. Знаешь ли ты | 1 | 1 | Игравикторина. | ||
части речи? | |||||
5. Пунктуация | 6 | 1,5 | 4,5 | ||
5.1. А есть ли здесь | 1 | 0,5 | 0,5 | Деформированный | |
смысл? | текст с вводными | ||||
словами и междоме | |||||
тиями. | |||||
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Введение в язык (3 кл. — 1 ч., 4 кл. — 1 ч.)
О взаимосвязи языка и речи. Разнообразие ресурсов языка и речи для выражения мыслей и эмоций. Основные средства языка: слово, предложение. Система языка глазами лингвистов — от простейших знаков языка (звуков, букв) до сложных конструкций. Разделы науки о языке: фонетика, орфоэпия, графика, лексика, морфемика, мор- фология, синтаксис. Взаимосвязь изучения признаков, свойств языковых средств и развития речевых умений.
Практические упражнения.
Составление (придумывание) схем (в рисунках, в графических элементах), отражающих представление о рождении речи через работу средств языка.
Фонетика. Графика (3 кл. — 5 ч., 4 кл. — 4 ч.) Фонетическая система русского языка. Звуки речи.
Звуковое строение слов. Слоги. Позиционное чередование гласных и согласных в слове. Оглушение, озвончение парных звонких и глухих согласных.
Порядок букв в алфавите. Из истории создания алфавита. Практическое использование знания алфавита. Работа со словарями разных типов.
Смыслоразличительная роль звуков и букв. Обозначение йотированных звуков. Общее представление о фонеме. Сильные и слабые позиции фонем. Особенности обозначения гласных и согласных на письме.
Практические упражнения.
Упражнения в отчётливом произнесении звуков в словах (скороговорки, шуточные стихи типа «невпопад», игры в «испорченный телефон», узнай, чей голосок и др.).
Упражнения на сопоставление и подбор слов, отличающихся одним звуком (буквой). Игры со словами. Наблюдение над игрой слов в поэтических произведениях. Рифмовка слов (строк).
Упражнения на развитие фонематического слуха. Звуковая запись слов с использованием транскрипции. Звукобуквенные анализы слов. Письмо под диктовку текстов, более сложных в лексическом и орфографическом отношении.
Упражнения на запоминание алфавита (сочинение запоминалок, проверим друг друга) и правильное использование этого знания в практических ситуациях (работа со словарём, классным журналом, расписанием транспорта, каталогом книг в библиотеках и пр.)
Орфоэпия (3 кл. — 3 ч., 4 кл. — 3 ч.)
Более расширенное ознакомление с произносительными нормами: акцентологическими, произношением твёрдых и мягких согласных перед е, произношением звукосочетаний чн[шн], стн [сн], тся, ться [ца] и пр.
Практические упражнения.
Упражнения на соблюдение орфоэпических норм при произнесении слов, текстов. Игра в дикторы радио и теле видения.
Упражнения на использование рифмовок для запоминания нормы произнесения слова.
Упражнения на запись слов с произносительными по метами, в «переводе» норм произношения в нормы право писания.
Лексика (3 кл. — 5 ч., 4 кл. — 5 ч.)
Слово и разнообразие его лексических значений. Многозначность слова. Прямое и переносное значения слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. Омофоны.
Устойчивые выражения (словосочетания), их образность, точность.
Этимология. Почему мы так говорим? «Путешествия» слов во времени. Пути пополнения словарного запаса русского языка.
Эмоциональная окрашенность речи. Образные средства языка: эмоциональная, оценочная лексика, уменьшительно-ласкательные морфемы слов, голосовые средства (интонация).
Практические упражнения.
Лексические анализы учебных и художественных текстов.
Лингвистический эксперимент в точном выборе (угадывании) авторских слов синонимов в предложении, тексте. Упражнения в развитии языкового чутья, понимание кон текста.
Упражнения на выбор различных конструкций, лексики в соответствии с заданной речевой ситуацией.
Упражнения на редактирование, корректирование текстов.
Морфемика (3 кл. — 5 ч., 4 кл. — 5 ч.)
Морфема как составная значимая часть слова: корень,
суффикс, приставка, окончание.
Роль морфем в образовании однокоренных слов. Одно коренные слова и форма слова. Отличие однокоренных слов от слов с омонимичными корнями (водный, водитель), от слов синонимов.
Исторический корень слова. Этимологические экскурсы слов (по выбору учащихся).
Способы проверки орфограмм в корнях однокоренных слов.
Наблюдение над оттенками значений, вносимыми в слово приставками или суффиксами.
Практические упражнения.
Упражнения на морфемный состав слов (слова с неяв ными морфемами).
Исследования речи младших членов семьи и обмен «детскими речевыми перлами» типа намакаронился, отземлился.
Упражнения на выбор рациональных способов, приёмов проверки орфограмм, запоминания написания слов из словаря.
Морфология (3 кл. — 6 ч., 4 кл. — 6 ч.)
Наличие в языке частей речи (групп слов с общим значением) как отражение основных реалий окружающего мира: предметы — существительные, их признаки — прилагательные, их действия и состояния — глаголы, их количество — числительные и т.д. Роль и правописание местоимений. Общее представление о наличии в языке групп слов — помощников глаголов (наречие, деепричастие), по- мощников существительного (причастий — признак по действию).
Систематизация сведений о постоянных и изменяемых признаках частей речи. Полная и краткая форма имен прилагательных.
Практические упражнения.
Упражнения на нахождение и определение функций каждой части речи в составе предложений.
Упражнения на морфологический анализ слов (признаки слова как части речи).
Наполнение схем предложений, состоящих из частей речи, содержанием (составление предложений по схемам).
Составление предложений, текстов с использованием тех частей речи, которые необходимы для выражения определённой мысли, чувства.
Упражнения на подбор эмоционально-оценочной лексики (прилагательных, наречий и других частей речи) в разных речевых ситуациях.
Синтаксис. Пунктуация (3 кл. — 5 ч., 4 кл. — 6 ч.)
Словосочетание и предложение (общее, различие). Систематизация сведений о признаках предложения. Предложения с однородными членами. Интонационная окраска предложений. Знаки препинания, употребляемые в предложении.
Простые и сложные предложения. Предложения с вводными словами.
Стилевые и композиционные особенности разных типов текста: повествования, описания, рассуждения. Диалог.
Практические упражнения.
Упражнения на построение высказываний в объёме предложения, текста.
Упражнения на «чтение» знаков препинания, достижения нужной интонационной окраски.
Упражнения на расстановку знаков препинания в предложениях с однородными членами (варианты членов с зависимыми словами), составление схем как аргумента вы бора пунктуационного решения).
Чтение и пунктирование сплошных текстов. Выразительное чтение художественных текстов (ситуации чтецов на сцене, чтения маленьким детям и др.). Инсценирование, составление и разыгрывание диалогов (соблюдение интонационной окраски согласно речевой задаче).
Упражнения на запись текста (под диктовку, самостоятельное составление и запись соблюдением орфографических и пунктуационных норм).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Реализация курса «Секреты русского языка» содействует повышению мотивации к обучению, созданию поля успешности, самореализации, развитию ребёнка и повышению уровня культуры обучающихся, обеспечивает единство развития, воспитания и обучения, а также способствует:
— осознанию взаимосвязи языка и речи, воспитанию мотива к изучению разнообразия языковых средств;
— формированию эффективной речевой деятельности;
— формированию ключевых компетентностей через изучение русского языка на повышенном (творческом) уровне (аналитико-деятельностной, прогностической, информационной и др.);
— подготовке обучающихся к теоретическому мышлению, необходимому в основной школе;
— получению первичных навыков исследовательской (теоретической и проектной) деятельности;
— созданию активной среды по работе с талантливыми детьми.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Занятия с углублённым изучением русского языка мо гут проводиться как занятия дополнительного образования типа факультатива или как кружка познавательно-интеллектуальной направленности.
Курс занятий «Секреты русского языка» для младших школьников представляет собой комплекс специально
разработанных тестов, игр и упражнений, направленных на создание психолого-педагогических условий для успешного развития учащихся с высоким уровнем готовности к школе. Это обеспечивается посредством практик, как одной из современных здоровье-сберегающих форм занятий где деятельностно-динамические методы преобладают над фронтально-монологичным объяснением).
Практики — это совместная работа детей и учителя по накоплению опыта разнообразных практических действий. Практики многофункциональны. С одной стороны, их исключительная роль заключается в восполнении не достающего детского опыта в разных жизненных сферах (в том числе и бытовой, игровой), что представляется сегодня особенно актуальным — в условиях снижения возраста поступления ребёнка в школу. С другой стороны, в прак- тиках происходит важнейшее изменение в детских действиях — они начинают осознаваться самим ребёнком. И наконец, практики — «полигон» для апробирования найденных детьми способов действия, необходимое условие их проверки и использования. По своему месту в учении практики можно разделить на: а) предметные, обеспе- чивающие творческо-деятельностный компонент предмета и б) социальные, формирующие коммуникативные компетентности и умение работать в команде. По своей преобладающей направленности практики можно разделить на: а) практики, направленные на объект, б) практики взаимодействия (направленность на других людей), в) практики проживания (направленность на себя). Все практики носят игровой характер и имеют проблемно–проектное содержание.
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на известных дидактических принципах: занимательность, научность, сознательность и активность, доступность, связь теории с практикой.
Работа в рамках реализации программы осуществляется через проблемные, проектные, игровые, личностно-ориентированные, здоровье-сберегающие, разноуровневые, развивающие технологии, технологию сотрудничества.
Программа для 3–4 классов реализует образно-чувственные подходы, учитывающие специфику восприятия школьников начальной ступени. Именно в начальной школе должны быть заложены основы эффективной речевой деятельности, эффективной культуры речи и её богатство, позволяющее сделать эффективным обучение по всем предметам.
Ребёнок 3–4 класса обладает конкретно-операционными структурами, позволяющими проектировать лишь конкретные, воспринимаемые им объекты. Введение творческих работ в виде эссе стимулирует интеллект ребёнка не только в плане мотивационно эмоциональной сферы, но и в плане теоретического и начально-логического мышления, что крайне необходимо развивать в рамках компетентностного «образования».
Учащиеся отбираются по желанию и по итогам про граммы изучения обучаемости (методика Эльконина — Венгера), проведённой в первом классе. В начале и по окончании реализации программы предполагается изучить уровень обученности по русскому языку с помощью тестов, анкетирования, проверочных работ и изучения участия и результатов учеников в олимпиадах и конкурсах по русскому языку и другим предметам.
Из практики проведения таких занятий в школе № 46 (г. Тверь) накопилось много разнотипных творческих и исследовательских детских работ, которые могут помочь организации внеурочной деятельности будущих участников таких занятий.
- Творческие эссе; «Профессия моих родителей», «История вещей», «Интервью с…».
- Проекты; «Народные сказки», «Авторские сказки», «Любимые писатели, произведения и герои», Художественный журнал класса, «Проводники наших мыслей и чувств.
- Социальные очерки: « Мы путешествуем», «Полет на Луну».
- Творческие диктанты;
- Минисочинения. «Звуки весны», «Мой четвероногий друг», «Мой друг — книга».
Рекомендуемая литература
Желтовская Л.Я. Программа по русскому языку (УМК «Планета знаний»). — М.: АСТ, Астрель.
Лосева Л.М. «Как строится текст». — М., 1980. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литера
турного языка. — М., 1989.
Антонова Е.С. Методика преподавания русского язы ка: коммуникативнодеятельностный подход. Учебное по собие, 2007.
Оконь В. «Основы проблемного обучения. — М.: «Ака демия», 2004.
Сидоренков В.А. Углубленное изучение русского языка. Книга для учителя. — М.: Просвещение. 1996.
Количество часов | Формы, | |||||
Тематика | теоре_ | прак_ | ||||
общее | виды занятий | |||||
тич. | тич. | |||||
5.2 .Литературная | 1 | 1 | Проба пера (эссе). | |||
гостиная | ||||||
5.3 .Помощь ИКТ в | 1 | 0,5 | 0,5 | |||
изучении русского | ||||||
языка. Поиск ди | ||||||
дактических игр в | ||||||
Интернете. | ||||||
5.4. Выразительные | 2 | 0,5 | 1,5 | Минисочинения. | ||
средства языка | Творческие задания. | |||||
4.5.Турнир любите | 1 | 1 | Школьный тур олим | |||
лей русского языка | пиады по русскому | |||||
языку. | ||||||
6. Лексика | 4 | 1,5 | 2,5 | |||
6.1. Крылатые | 1 | 0,5 | 0,5 | Игровой разбор фраз. | ||
слова. | ||||||
6.2. Литературная | 1 | 0,5 | 0,5 | Творческое задание. | ||
гостиная | ||||||
6.3. Почему мы так | 1 | 0,5 | 0,5 | Работа с текстами | ||
говорим? | и интерактивной | |||||
доской. | ||||||
6.4. Брейнринг | 1 | 1 | Играактиватор. | |||
7. Орфоэпия | 3 | 1,5 | 2,5 | |||
7.1. Рифмуем вместе | 1 | 0,5 | 1,5 | Проба пера. Творче | ||
ские задания. | ||||||
7.2. Литературная | 1 | 0,5 | 0,5 | Устный журнал. | ||
гостиная. | ||||||
7.3. Антология стиха | 1 | 0,5 | 0,5 | Конкурс чтецов. | ||
7.4. Антология | 1 | 1 | Защита рефератов. | |||
прозы | ||||||
8. Олимпиада по | 1 | 1 | ||||
русскому языку | ||||||
Итого | 30 | 10,5 | 19,5 | |||
часов | ||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «РУССКИЙ ЯЗЫК» 3 класс по программе ПНШ по ФГОС
Рабочая программа по русскому языку для 3 класса по программе перспективной начальной школы создана на основе программы перспективной начальной школы . Программа соответствует требов...
Рабочая программа по курсу русский язык "Мой могучий русский язык"
Рабочая программа по курсу русский язык "Мой могучий русский язык"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА «РУССКИЙ ЯЗЫК» 3 класс на основе авторской программы В.П. Канакиной, В. Г. Горецкого образовательная программа «ШКОЛА РОССИИ» с КТП
Рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании РФ», с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ...
Рабочая программа по курсу «Русский язык» для 1-4 класса «Школа России»Рабочая программа по курсу «Русский язык» для 1-4 класса «Школа России»
Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочая программа по родному (русскому) языку для 1-4 классов. Учебник О. М. Александровой "Русский родной язык"
Рабочая программа по родному (русскому) языку для 1-4 классов. Учебник О. М. Александровой "Русский родной язык"...
Рабочая программа по предмету «Русский язык». Рабочая программа по предмету "Русский родной язык»
образовательная программа...
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 1 класса УМК «Школа России» Предметная область: русский язык и литература
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» для 1 класса УМК «Школа России» , рассчитанная на 5 часов в неделю....