ПРОГРАММА по гражданственно-патриотическому воспитанию учащихся 1 и 2 классов «Я – ГРАЖДАНИН РОССИИ».
рабочая программа (1, 2 класс)
Образовательный процесс в современной школе состоит из обучения, воспитания, формирования и развития личности ребенка. Гражданственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство – самая благоприятная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянной готовности к ее защите. Патриотизм – одна из важнейших черт всесторонне развитой личности и отличительное качество граждан России во все времена. Итог патриотического воспитание школьников заключается в том, чтобы повседневным смыслом каждого подрастающего человека стало наполненное благородством и уважением отношения к России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_grazhdanstvenn1.docx | 67.33 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА по гражданственно-патриотическому воспитанию учащихся 1 и 2 классов «Я – ГРАЖДАНИН РОССИИ».
«В ком нет любви к стране родной, те сердцем низшие калеки»
Т. Г. Шевченко
ВВЕДЕНИЕ:
Образовательный процесс в современной школе состоит из обучения, воспитания, формирования и развития личности ребенка. Гражданственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство – самая благоприятная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к своей Родине, постоянной готовности к ее защите. Патриотизм – одна из важнейших черт всесторонне развитой личности и отличительное качество граждан России во все времена. Итог патриотического воспитание школьников заключается в том, чтобы повседневным смыслом каждого подрастающего человека стало наполненное благородством и уважением отношения к России. Воспитание гражданина – одно из условий национального возрождения. Гражданин – человек любящий Родину, умеющий реагировать на изменения в обществе, защищать свое человеческое право. Понятие гражданственности предполагает освоение и реализацию ребенком своих прав и обязанностей по отношению к самому себе, своей семье, коллективу, к родному краю, Отечеству, планете Земля. Главное в этой работе – системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. Программа призвана заложить основы целенаправленного процесса воспитания молодого поколения как сознательного и достойного восприемника отечественной культуры и истории. Воспитательная работа в рамках данной программы организуется с учетом воспитательных возможностей школы, возрастных особенностей и реального уровня воспитанностей детей. В начальной школе в силу особенностей и возможностей психики ребенка происходит закладывание нравственных ценностей, в данной программе это патриотизм и гражданственность. Направления представленные в программе рассчитаны на весь период обучения в начальной школе, но каждый последующий год происходит расширение и углубление представлений по данным базовым нравственным ценностям, т. е. меняется уровень проводимых мероприятий.
Актуальность (педагогическая целесообразность).
В настоящее время в России происходят глобальные положительные изменения в различных сферах и направлениях жизни общества и государства. Возрождается промышленный потенциал, экономика, культурная и духовная жизнь страны. Оживают и находят широкий отклик в народном сознании идеи патриотизма, гордости за свою страну, её прошлое и настоящее. С другой стороны, в стране всё настойчивее и изобретательнее действуют силы, стремящиеся извратить и подменить идеи истинного патриотизма, расколоть общество на основе социальных, религиозных, этнокультурных признаков. Они формируют у молодых людей и их родителей стремление уклониться от выполнения своего гражданского долга и любыми способами избежать службы в Российской армии. В данных условиях особенно остро встаёт вопрос об организации и систематической поддержке общественной работы, направленной на воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма, любви к Родине, на формирование у российских детей: а) бережного отношения к истории своей страны, памяти о подвигах и достижениях старших поколений; б) стремления подражать им в беззаветном служении своему отечеству; в) готовности каждого гражданина к защите России, даже с оружием в руках; г) чувства личной ответственности за судьбу своей страны.
«Быть человеком – это чувствовать свою ответственность».
Направленность дополнительной образовательной программы внеурочной деятельности – гражданственно-патриотическая.
Ц Е Л И П Р О Г Р А М М Ы:
- формирование личностных, нравственных и гражданских качеств учащихся - воспитание любви и уважения к своему Отечеству
З А Д А Ч И П Р О Г Р А М М Ы :
-Изменение ценностного отношения детей к жизни, формирование личной ответственности за свое поведение. -Воспитание гражданских качеств и толерантности через организацию социально значимой деятельности. -Раскрытие содержания понятия толерантности. -Способствовать осознанию себя как личности.
Возраст учащихся, участвующих в реализации данной программы – 6-8 лет (возраст учащихся 1,2 класса).
Срок реализации: 2 года.
Программа реализуется в 1 и 2 классах. Разработанные мероприятия проводятся как в 1 классе, так, на более сложном уровне, во 2 классе.
Формы и режим занятий.
Занятия проводятся 1 раз в неделю, во второй половине дня. Всё многообразие добрых дел, которые могут происходить в школе, традиционно разделяют на три официальных вида деятельности.
1) Урочная деятельность – ценностные знания и опыт, приобретаемые в рамках учебной деятельности. Здесь осмысление ценностей («на словах») происходит при решении нравственно-оценочных заданий по литературному чтению, окружающему миру и другим предметам, имеющим личностные линии развития. Проявление же ценностей «на деле» обеспечивается активными образовательными технологиями, требующими коллективного взаимодействия.
2) Внеурочная деятельность – ценностные знания и опыт, приобретаемые учениками в ходе участия в специально организованных беседах, классных часах, праздниках, экскурсиях, театральных представлениях, работе кружков и т.д.
3) Внешкольная деятельность – начальный гражданский опыт, приобретаемый в процессе решения реальных общественно значимых задач или их моделей (добровольное сознательное участие в озеленении своего двора, создании книги памяти своего района и т.п.).
Ф О Р М Ы Р А Б О Т Ы были выбраны следующие: 1.Классные часы, беседы. 2.Внеклассные мероприятия разного плана. 4.Выпуск плакатов, рисунков, стенгазет. 5.Участие в спортивных мероприятиях. 6.Участие в различных социальных акциях. 7.Коллективные Творческие Дела. 8.Различные творческие игры. 9.Анкетирование, педагогическая диагностика. 10.Уроки – проекты. 11.Мониторинг результатов воспитательной деятельности по комплекту А. А. Логиновой, А. Я. Данилюк «Книга моих размышлений».
12. Выполнение проектов по духовно-нравственному воспитанию осуществляется по тетрадям для 1-2 класса «Я – гражданин России» (С. Н. Тур, Е. И. Васюкова).
13. Рабочая тетрадь «Юный патриот России» (Л. С. Иванова) – инновационное издание при ознакомлении школьников с Родиной.
Отличительной особенностью данной программы является продуктивная работа всех обучающихся, активизация их мыслительной деятельности. Сочетая научность преподавания с доступностью и яркой интересной наглядностью, можно добиться того, что все дети будут работать увлеченно. К занятиям можно привлекать учителей – предметников, краеведов, родителей, представителей социума. Проблемы, поднятые на занятиях, продолжают обсуждаться на уроках, классных часах, в семье. Программа предусматривает предупреждение педагогической запущенности и правонарушений среди обучающихся начальных классов.
Большей частью работа в данном направлении ведется внеурочно на различных мероприятиях, смысл которых заключается в формировании реальных понятий добра и зла, высокой себестоимости нравственных ценностей, в обращении сознания школьников к высоким идеалам, которые имели место в отечественной истории, и создания у них тем самым самостоятельных представлений о достойном общемировом значении и самоценности России. Очень важно в мероприятиях, чтобы развлекательная составляющая не оттеснила в сознании ребенка содержательную, чтобы после проведенного мероприятия ребенок бы помнил не костюмы, танцы и призы, а то, ради чего все это делалось, т.е. нельзя допустить размытости сути.
Для решения поставленных задач используется сложившееся социально-педагогическое пространство. МБОУ «СОШ №7» сотрудничает с библиотеками, краеведческим музеем, ЦДОД, общественными и спортивными организациями.
Тем не менее, комплекс внеурочной деятельности (сотрудничество с учреждениями дополнительного образования), дела, осуществляемые по свободному выбору уч-ся, способствуют сохранению индивидуальности, неповторимости каждой личности, повышению её статуса в коллективе, а также поддерживают положительную мотивацию и личную заинтересованность каждого в классных делах.
Воспитательная работа строится с учетом возрастного критерия.
При планировании работы учитываются традиционные, институциональные, муниципальные, региональные, всероссийские мероприятия, связанные с юбилейными и государственными датами; положения институциональных, муниципальных, региональных, федеральных конкурсах.
Программа “Я – гражданин России” составлена на основе Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом второго поколения и основной образовательной программы образовательного учреждения. В основу данной программы положены материалы Всеобщей декларации прав человека, Конвенции о правах ребенка, Конституции РФ, Закона РФ «Об образовании».
Организационно-методические условия
В качестве организационно-методических условий реализации данной программы следует выделить следующее:
- системность;
- единство словесных и деятельностных форм обучения и воспитания;
- стимулирование познавательной активности младших школьников, использование в этих целях разнообразных форм занятий, видов деятельности, дидактических средств;
- постоянный контроль учителя за достигаемыми результатами в целях корректировки его дальнейшей работы с учащимися.
Программа построена на принципах:
- развивающего обучения, предполагающего формирование у детей умения самостоятельно мыслить, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, классифицировать;
- деятельностного подхода, при котором ребенок становится активным субъектом деятельности.
Для решения поставленных в программе задач используются следующие технологии:
- информационно коммуникативные технологии;
- здоровьесберегающие технологии;
- технологии проблемного и развивающего обучения, метод проектов.
Виды деятельности:
Предполагается использовать игровую, проектную, художественно-творческую, познавательную виды деятельности
Формы организации занятий
Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используются групповая и индивидуальная формы работы.
Занятия курса являются комплексными – на них используются различные виды деятельности как теоретического, так и практического характера.
Формы теоретических занятий: беседы, сообщения, встречи с интересными людьми, экскурсии.
Формы практических занятий: творческие конкурсы, изготовление книжек – малышек, выполнение рисунков, создание фотоальбома, выставки, викторины, интеллектуально-познавательные игры, тренинги, наблюдение, обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций, заочные путешествия, участие в акциях, создание творческих проектов и презентаций.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Ценностные установки и планируемые результаты
Ценностная составляющая – проявлять личностные свойства и качества в решении жизненно важных задач:
- любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, закон и правопорядок, свобода и ответственность, доверие к людям, долг перед старшим поколением, семьей, почитание родителей, забота о старших и младших, справедливость, милосердие, честь, достоинство, толерантность;
- родная земля, заповедная природа, планета Земля;
- красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие, художественное творчество.
- чувство собственного достоинства в различных ситуациях;
- человечность к окружающим людям;
- целеустремлённость;
- трудолюбие;
- самодеятельность и самостоятельность;
- жизнестойкость.
Планируемые результаты:
1.Сформировано ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, старшему поколению, к природе.
2. Обучающиеся имеют знания о значимых страницах истории страны, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга, о традициях и культурном достоянии своего края, о моральных нормах и правилах поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, знают традиции своей семьи и образовательного учреждения, бережно относятся к ним.
3. Обучающиеся обладают опытом ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции, опытом взаимодействия с людьми разного возраста, неравнодушны к жизненным проблемам других людей, умеют сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации, видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей.
4. Школьники обладают начальными представлениями о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе.
5. У детей младшего школьного возраста накоплен личный опыт участия в проектах, социальных акциях в школе.
Ожидаемые воспитательные результаты
Универсальные учебные действия
- ценностное отношение к России, к своей малой родине, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, русскому и родному языку, народным традициям; к Конституции и законам Российской Федерации; к старшему поколению;
- элементарные представления о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
- опыт социальной и межкультурной коммуникации;
- начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища;
- начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье;
- нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
- неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
- способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
- почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, заботливое отношение к младшим;
- знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.
Познавательные учебные действия
- умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;
- умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников.
Коммуникативные УУД
- умение общаться с другими людьми детьми и взрослыми;
- умение выражать свои мысли;
- управление действиями партнера (оценка, коррекция);
- использовать речь для регуляции своего действия.
Регулятивные УУД
- волевая саморегуляция;
- оценка;
- коррекция.
Личностные УУД
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- осознание ответственности за общее благополучие;
- развитие этических чувств;
- установка на здоровый образ жизни;
- самооценка.
Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.
Способы определения результативности
- Участие учащихся в традиционных мероприятиях: смотрах, конкурсах, фестивалях, выставках, участие в интеллектуальных конкурсах;
- Отзывы учащихся, их родителей, коллег по работе, которые помогают корректировать содержание программы в конце учебного года.
- Анализ работы реализации программы;
- Оформление выставок, методических разработок;
- Подведение итогов, проведения мероприятий на совещаниях, методических объединениях классных руководителей;
- Проведение анкетирования с учащимися, их родителями;
- Диагностика и мониторинг 2 раза в год;
- Портфель достижений школьника;
- Выход за пределы аудитории (организация мест демонстрации успешности учащихся, участие в планируемых школой делах и мероприятиях);
- Характеристика основных результатов, на которые ориентирована программа;
Уровень состояния физического, психического и социального здоровья учащихся.
Формы подведения итогов реализации программы
- конкурсы творческих работ;
- викторины, праздники;
- диагностика.
Программа считается усвоенной в случае положительного результата диагностики, тестирования и анкетирования и посещении не менее двух третей занятий. Все учащиеся, прошедшие полный курс обучения, получают сертификат.
Итогами реализации программы будут являться диагностика и мониторинг воспитательного процесса, создание проектов и выступления обучающихся с творческими работами (проектами), работа в тетради на печатной основе.
Формы и средства контроля:
- Диагностика нравственной воспитанности по методике Капустиной;
- Анкета «Необитаемый остров»; «Настоящий друг» (А. С. Прутченков);
- Методика – тест «Хороший ли ты сын (дочь) (Л. И. Лаврентьева);
- Изучение самооценки личности младшего школьника;
- Методика определения самооценки (Т. В. Дембо, С. Я. Рубинштейн);
- Социометрия;
- Определение социальной активности школьника по методике Е. Н. Степанова;
- Методики «Пословицы» (С. М. Петрова), «Наши отношения» (Л. М. Фридман);
- Диагностика уровня воспитанности (методика Н. П. Капустиной);
- Тест «Размышляем о жизненном опыте» (Е. Щурковой).
Критерии | Индикатор | Измеритель |
Обретение чувства гражданственности, патриотизма и уважения к правам, свободам и обязанностям человека | Имеет четкое представление о принадлежности к РФ | Анкета |
Испытывает чувство гордости за родную страну | Анкета, педагогическое наблюдение, педагогический анализ | |
Имеет представление о понятии «гражданин» | Анкета | |
Имеет начальные представления о правах, свободах и обязанностях человека | Анкета, анализ творческих работ, собеседование | |
Сформированность моральных норм и правил поведения | Соблюдает моральные нормы и правила поведения | Методика изучения уровня воспитанности, наблюдение педагогов, родителей |
Ценностное отношение к учебному труду; сформированность первоначальных навыков общественно-полезной и личностно-значимой деятельности | Имеет ценностную установку «Учение», «Труд» | Методика изучения ценностных установок и ориентаций, портфолио обучающихся, результаты выполнения проектных работ |
Участвует в общественно-полезной деятельности | Мониторинг участия в общественно-полезных делах, акциях | |
Ценностное отношение к природе, окружающей среде | Имеет ценностную установку «Природа» | Методика изучения ценностных установок и ориентаций, портфолио обучающихся, результаты выполнения творческих и проектных работ |
Ценностное отношение к прекрасному, сформированность представления об эстетических идеалах | Имеет ценностную установку «Прекрасное», интерес к чтению, произведениям искусства, спектаклям, концертам, выставкам, музыке. | Методика изучения ценностных установок и ориентаций, педагогическое наблюдение, портфолио обучающихся, результаты выполнения творческих и проектных работ |
Ценностное отношение к семье, старшему поколению | Имеет ценностную установку «Семья», начальные представления об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями | Анкета, анализ творческих и проектных работ, собеседование, отзывы родителей |
Развитое социальное партнерство | Степень участия и эффективность взаимодействия с учреждениями дополнительного образования | Анализ воспитательной работы класса, отзывы социальных партнеров, достижения обучающихся |
Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. Конечным результатом реализации Программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
I.ДИАГНОСТИКА И МОНИТОРИНГ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
Целостный педагогический процесс – это процесс, в котором воедино слиты «воспитывающее обучение» и «обучающее воспитание». (А. Дистервег)
Работа классного руководителя строится на новой педагогической позиции в воспитании – принятие ребенка как личности, признание его индивидуального своеобразия, его права проявлять свое «Я» на том уровне развития, которого он достиг в своей жизни. Поэтому главной целью работы является создание условий для саморазвития и самореализации личности ребенка, его успешной социализации в обществе. Для реализации этой цели проводится работа по формированию детского коллектива через организацию работы по единению и сотрудничеству между учащимися, классным руководителем и родителями. Работу строится на основе программы воспитания образовательного учреждения, анализа предыдущей работы, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно-ориентированного подхода с учетом актуальных задач, стоящих перед педколлективом школы и ситуации в классном коллективе. При этом обязательно нужно принимать во внимание уровень воспитанности уч-ся, социальные и материальные условия их жизни, специфику семейных обстоятельств. Поэтому, на первый план выступает большая работа классного руководителя по педагогической диагностике и мониторингу воспитательного процесса. Мониторинг (исследование) позволяет учителю и родителям:1) отслеживать динамику нравственного развития уч-ся в течение года; 2) отслеживать динамику личностного развития уч-ся, изменения в образовательной среде и во взаимодействии школы с семьями воспитанников с 1 по 4 класс. Мониторинг результатов по духовно-нравственному воспитанию учащихся проводится по комплекту А. А. Логиновой, куда входят: рабочие тетради для уч-ся «Книга моих размышлений»; методическое пособие для учителя; рабочий блокнот для учителя – набор бланков для исследования. Такая комплексная исследовательская работа позволяет увидеть и зафиксировать результаты воспитательной деятельности, достижения которой часто остаются недооцененными.
Мониторинг личностных результатов образования по комплекту А. А. Логиновой
Программа исследования составлена в соответствии с теоретическими положениями отечественных психологов (Выготский, Эльконин, Божович и др.)
Направления мониторинга и основные показатели:
1.Исследование особенностей нравственного развития и воспитания учащихся (особенности развития, динамика показателей в течение года по основным направлениям программы)
Отчётные материалы:
индивидуальные характеристики учащихся для родителей,
общая характеристика класса,
целевые ориентиры воспитательной работы на следующий год
2.Исследование целостной развивающей образовательной среды в ОУ (урочная, внеурочная, внешкольная деятельность, нравственный уклад школьной жизни: создание благоприятных условий и мероприятий для нравственного развития школьников, а так же динамика изменений среды в течение года)
Отчётные материалы: характеристика динамики развития среды за год
3.Исследование взаимодействия ОУ с семьями воспитанников в рамках реализации программы (динамика сотрудничества)
Отчётные материалы: характеристика развития взаимодействия ОУ с семьями воспитанников за год
ЭТАПЫ мониторинга:
- Контрольный (1 четверть):
- выполнение учащимися упражнений 1-6,
- оценка учителем среды ОУ,
- оценка учителем характера взаимодействия с родителями,
- составление годового плана воспитательной работы
2. Формирующий (в течение года):
- реализация программы ОУ
3. Интерпретационный (конец учебного года, 4 четверть):
- выполнение учащимися упражнений 7-12,
- анализ годового плана воспитательной работы,
- составление индивидуальных характеристик и характеристики класса,
- подготовка учителем отчётов по схеме блокнота
Принципы мониторинга:
- Этические – охрана интересов детей и конфиденциальность. Результаты должны предъявляться в форме, не несущей угрозы личности, психологической безопасности, эмоциональному и социальному статусу
- Выполнение упражнений – часть воспитательной работы
- Личностные результаты не подлежат итоговой оценке (баллы: 5 4 3 2 1 )
- В индивидуальных характеристиках указываются только положительные достижения и динамика (возможны психолого-педагогические рекомендации)
- Индивидуальные характеристики предъявляются только родителям, а в школе используют общую характеристику класса
СТРУКТУРА ТЕТРАДИ:
- В каждой тетради (на год) по 12 упражнений.
- Из них 6 упражнений делаются в начале года, 6 – в конце.
- В каждом упражнении от 1 до 6 заданий.
- По содержанию 6 упражнений каждого среза делятся:
- Исследование социального развития. Например, «Государственные символы»
- Исследование нравственной сферы. Например, «Как поступить?»
- Исследование отношения к учению и труду. Например, «Я и школа»
- Исследование отношения к природе и окружающей среде. Например, «Я и природа»
- Исследование эстетического развития. Например, «Мне нравится», «Я хотел бы»
Программа исследования духовно-нравственного развития и воспитания уч-ся по комплекту А. А. Логиновой, А. Я. Данилюк «Книга моих размышлений» в 1-2 кл.
Блоки исследования | Параметры исследования | Контрольный этап (начало года) | Интерпретационный этап (конец года) |
Блок 1. Исследование социального развития | Параметр 1. Знание основных символов государств. | Упр.1 «Государственные символы» | Упр.7 «Знание государственной символики» |
Блок 2. Исследование нравственной сферы | Параметр 1. Знание моральных норм и нравственных качеств личности. Параметр 2. Сформированность нравственных привычек. | Упр.2. «Нравственные качества» Упр.3. «Как поступить?» | Упр.8 «Наши поступки» Упр.9. «Нравственные привычки» |
Блок 3. Исследование отношения уч-ся к учению и труду | Параметр1. Сформированность внутренней позиции ученика. | Упр.4. «Я и школа» | Упр.10. «Я – школьник» |
Блок 4. Исследование ценностного отношения уч-ся к природе и окружающей среде | Параметр 1. Знание правил поведения на природе и бережного отношения к окружающей среде. | Упр.5. «Я и природа» | Упр.11. «Забота о природе» |
Блок 5. Исследование эстетического развития | Параметр 1. Сформированность эстетических интересов. | Упр.6. «Мне нравится» | Упр.12. «Я бы хотел…» |
Исходя из полученных данных мониторинга в начале года, строится дальнейшая работа с коллективом уч-ся по тем направлениям, которые «западают». В конце года проводится 2 этап исследования, который ясно показывает - что изменилось в развитии и воспитании каждого ученика и коллектива в целом.
Обязательно составляются карты: Психолого-педагогическая характеристика учащихся (внимание - концентрация и устойчивость, память – зрительная, слуховая, опосредованная, мышление – сравнение, аналогии, обобщение, абстрагирование, анализ и синтез, творческое воображение, техника чтения и развитие речи), Экспертная оценка уровня воспитанности учащихся по методике Н. П. Капустиной (любознательность, прилежание, отношение к природе, отношение к школе, трудолюбие, отношение к прекрасному, отношение к себе), Рейтинг участия родителей в жизни класса, План-карта индивидуальной профилактической работы с уч-ся, требующими особого внимания, Работа с проблемными семьями, Индивидуальная работа с родителями проблемных детей, Работа с уч-ся, требующими особого внимания, Карта привлечение специалистов для коррегирования отклоняющегося поведения.
Для определения общей результативности проектной деятельности по духовно-нравственному воспитанию используется методика отслеживания стимулирования саморазвития ребёнка в досуговой деятельности (авторы Н. В. Кленова, В. Ф. Ломова, А. В. Меренков). Ведутся наблюдения за участниками проекта, наблюдения заносятся в индивидуальные карточки. Диагностика развития творческой активности младших школьников ведется по рабочим тетрадям (альбом с замаскированными изображениями в 2 частях) С. В. Максимовой. Воспитание эффективно тогда, когда происходит совокупность применения различных методов: убеждения, соревнования, поощрения и наказания, личного примера, воспитания через традиции школы, когда эта работа проводится системно. Огромное значение уделяется работе с родителями – это интерактивное общение, которое тогда приносит пользу, когда родители понимают, признают и принимают правила общего взаимодействия между учителем, учениками и взрослыми. Особое внимание уделяется духовно-нравственному воспитанию школьников во внеклассной работе как средству формирования общечеловеческих ценностей. Обязательными в работе признаются социально-ориентированные проекты: «Профориентационная работа» - с работниками АЛРОСА, пожарной части, метеостанции; «Дружба верная не сломается…» - с уч-ся предыдущего выпуска, они вожатые и равноправные участники всех КТД; «Работа с одаренными детьми» - участие уч-ся в различных олимпиадах, предметных играх и викторинах. Особенно плодотворно проходит работа по направлению «Интеллект» и «Досуг». Необходимо усиливать работу по краеведческой тематике, используя краеведческий музей школы, встречи с интересными людьми, создавая проекты по данной теме. Воспитание в каждом ученике порядочности, трудолюбия, милосердия, гражданственности, толерантности, активной жизненной позиции, бережного отношения к природе, охрана и забота о культурном наследии – вот ведущие ценности, которыми руководствуется в своей работе классный руководитель.
II.ПРОЕКТЫ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ «Я – ГРАЖДАНИН РОССИИ». (С.Н.ТУР, Е.И.ВАСЮКОВА)
Всестороннее развитие и совершенствование личности современного ребенка невозможно без активного участия детей в добывании знаний и творческого применения их в жизни. В обучении детей необходимо основываться на утверждении: «Ум, хорошо устроенный, стоит намного больше, нежели ум, хорошо наполненный». Решению этих задач помогает «Тетрадь проектов», которая создана для детей 1-4 класса. Проект – это особый вид учебной деятельности, позволяющий в интересной и увлекательной форме узнать много нового, полезного и занимательного. Цель: Формирование познавательных способностей детей посредством внедрения активной формы совместной творческой деятельности детей и взрослых, создание условий для поисково-исследовательской деятельности. Урок является игровой формой совместной творческой деятельности детей и взрослых, которую можно использовать на занятиях и вне занятий как клуб по интересам. Программа построена на принципе личностно-ориентированной модели взаимодействия, на установлении доброжелательных партнерских отношений между ее участниками и оказании педагогической поддержки каждому ребенку на пути его саморазвития и самопознания. Уроки-занятия проводятся 1 раз в неделю и развивают познавательный интерес детей, активизируют мышление и речь, способствуют формированию основ научного мировоззрения. Познавательная деятельность, являясь основой эмоциональной сферы ребенка, дает большие возможности для обогащения личности и восприятия ребенком окружающего мира. Участвуя в занятиях, дети удовлетворяют свою потребность в эмоционально-положительном контакте с взрослыми и сверстниками. Работа с тетрадью строится по всем областям образовательной программы, а именно: социализация, познание, коммуникация, художественное творчество и другие. . Тетрадь содержит 3 проекта по воспитанию духовно-нравственных чувств, гражданственности и патриотизма, культуры, ОБЖ и социализации детей в современном обществе для организации внеурочной деятельности в начальной школе в условиях нового государственного образовательного стандарта и в соответствии с Концепцией духовно-нравственного воспитания российских школьников. Темы проектов: Милая сердцу старина, Что такое хорошо, Юный патриот. В рамках темы предложены подтемы, учитывающие опыт, интересы и запросы школьников этого возраста. Каждый проект имеет единую структуру: тема и источники информации, символика проекта, план и этапы работы над проектом, листы оценивания и самооценивания, отрезные листы для портфолио, краткие методические рекомендации для взрослых. Имеются запасные страницы для оформления проекта по самостоятельной теме. Занятия проводит учитель. Ему могут помочь специалисты (работники музея, картинной галереи, медицинские работники и т. д.), родители, сотрудники школы. Большое внимание в работе уделено экспериментально-познавательной деятельности, в процессе которой дети овладевают способами практического взаимодействия с окружающей средой, умениями исследовательских действий. В группе созданы условия для получения опыта работы с различными источниками информации, разными способами получения интересных знаний. Активное использование этих методов позволяет успешно решать образовательные и развивающие задачи. Для мониторинга результатов работы используются формализованные и неформализованные методы. Дети учатся активно добывать знания, обмениваться полученной информацией, ставить общественно значимую цель, преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца. У детей формируются самостоятельность, целеустремленность, упорство в добывании знаний, умение общаться в коллективе, гражданские качества личности, патриотизм. Одним из главных принципов является признание достижений каждого ребенка окружающими, в результате чего дети получают радость, удовлетворение от осознания важности и полезности своей деятельности, ребенком осознается самоценность.
III.РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ «ЮНЫЙ ПАТРИОТ РОССИИ», 2 класс (Л.С.ИВАНОВА)
Рабочая тетрадь для второго класса «Юный патриот России» является дополнением к программе гражданско – патриотического воспитания и составлена исходя из потребности образовательного учреждения, т.к. индивидуальная работа способствует получению детьми социально - значимого опыта деятельности и взаимодействия, поможет научиться самоутверждаться, а игровая деятельность обогатит детей новыми впечатлениями. Рабочая тетрадь предназначена для организации наблюдений и тренировочной работы при изучении курса программы по внеурочной деятельности.
Рабочая тетрадь – инновационное издание при ознакомлении школьников с Родиной. Она содержит особую мотивацию обучения. Всем своим содержанием, заданиями и вопросами тетрадь направлена на «соавторство» ребенка и взрослого. Рабочая тетрадь создает благоприятные условия для умственного развития школьников: детям предлагается анализировать, сравнивать, обобщать то, что они видят в окружающей жизни, или то, о чем расскажет или прочитает им учитель.
Широко используемые в рабочей тетради занимательные и творческие задания, игры, стимулируют активность детей, создают положительный эмоциональный настрой. Решая проблемные задания познавательно-практической направленности, дети получают новые знания о разных сторонах окружающей действительности. Отобранный материал позволяет формировать мышление детей на основе актуализации личного социального опыта ребенка. Преодолевая трудности вместе со взрослыми, дети приобретают возможность самостоятельно искать ответ на сложный вопрос, видеть в обыденном, привычном что-то новое, удивительное, понять многое из того, что было загадочным и непонятным.
Особенностью рабочей тетради, является ее «открытое пространство» для «письменных» и изобразительных работ. Задания побуждают ребенка вступить в диалог с автором и художником доступными ему средствами. Ребенок становится соавтором тетради по ее «оформлению». Интеграция краеведческого содержания с заданиями по речевому и познавательному развитию способствует параллельному решению многих других аспектов образовательной работы с детьми.
Первостепенное значение имеет индивидуальный подход, дозировка сложности заданий, позволяющая создать ситуацию успеха для каждого ребенка. Переживаемые положительные эмоции, в случае удачного решения задачи – удивление, радость успеха, гордость, создают у ребенка уверенность в своих силах, побуждают к активному поиску нового.
Рабочая тетрадь предназначена для организации наблюдений и тренировочной работы, развивает индивидуальные творческие способности детей на основе, изучения истории России, своего края. Прививает основы художественного вкуса, расширяет словарный запас учащихся, формирует чёткую, грамотную речь, стимулирует познавательную деятельность ребёнка.
План мероприятий по реализации программы
Праздники:
- «А, ну-ка, девочки!».
- «Праздник семейных династий»
- «Папа, мама и я – дружная семья».
- «Великолепная семерка»
Устные журналы:
- «Очевидное - невероятное».
- «Моя родословная».
- «Семейные традиции».
Диспуты:
- «Каким бы я хотел видеть своего друга, свой класс?».
- «Можно ли стать красивым?».
- «Кому легче жить - культурному или некультурному человеку?».
- «Надо ли любить всех?».
Игры:
- «Добро пожаловать!» или День Знаний
- «Тайны вокруг нас».
- «По каким правилам мы живем?».
- «Твои гражданские права».
- «Кто хочет стать отличником?» (Окончание 2 кл.).
Викторины:
- «Классики литературы о добре и зле».
- «Победа в Великой Отечественной войне».
- «Новогодняя. По странам и континентам».
- «Братья наши меньшие».
- «Турнир знатоков этикета».
- «Интеллектуальный турнир».
Беседы:
- «Расскажи мне обо мне».
- «Что значит быть хорошим сыном, дочерью?».
- «Умей беречь честь бабушки и дедушки и добрую память о них».
- «В дружбе - сила».
- «Человек - мыслитель и творец» (с позиций «истинно - ложно» (наука); «добро - зло» (мораль); «прекрасное - безобразное» (творчество).
Выставки рисунков:
- «Золотые руки».
- «Родная школа в лицах».
- «Природа и фантазия».
Встречи с интересными людьми:
- «Защитники Родины у нас в гостях».
- «История глазами моих родственников».
- «Национальные традиции в моей семье».
- «Моя родословная».
Конкурс сочинений:
- «Я и мой старший/младший брат/сестра».
- «Самый дорогой человек».
- «С любовью к малой Родине».
Заочные путешествия:
- «Здесь живут мои родственники».
- «Дорогами великих географических открытий».
- «По странам и континентам».
Игры-путешествия:
- «Имена путешественников на карте нашей страны».
- «Доброе утро, ветеран».
- «Праздничный сюрприз».
- «Подарок моим друзьям».
- «Снежная сказка».
Творческие конкурсы:
- Лучшее сочинение на тему... («Как я провел лето»).
- Лучшее стихотворение о...
- Конкурс поделок.
- Конкурс рисунков на тему... («Первый день зимы»).
- Лучшее поздравление с... (Днем учителя).
- Лучшая праздничная стенгазета.
- Лучший научный реферат о... (вреде курения).
- Юные джентльмены.
- Лучшее решение логической задачи.
- Лучший рисованный фильм (комикс) про...
- Инсценированной сказки, песни.
- Лучшая частушка про...
Проекты:
«Здорово то, что здорово!» «Моя родословная». «Мы в ответе за тех, кого приручили».
«Мой класс. Моя школа». «Милая сердцу старина» - устное народное творчество.
Реализация программы включает в себя пять направлений, связанных между собой логикой формирования гражданина России.
1 НАПРАВЛЕНИЕ. «Я и Я».
ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОТНОШЕНИЯ К СЕБЕ.
Цель: освоение и реализация ребёнком своих прав и обязанностей по отношению к себе самому
ЗАДАЧИ | МЕРОПРИЯТИЯ | Предполагаемый результат деятельности: |
1.Формировать правосознание и воспитывать гражданскую ответственность. 2.Воспитывать у детей понимание сущности сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности, точности при соблюдении правил поведения в школе, дома, в общественных местах. | 1. «Мой режим дня», беседа. 2.Конкурс плакатов, посвященных Здоровому Образу Жизни. 3. «Мы за безопасную жизнь (правила дорожного движения)», внеклассные мероприятия 4.Спешите делать добро (акция «Чистая школа»). 5.Цикл бесед по Правилам для учащихся. 6. «Мы против курения (наркотиков)», конкурс плакатов и рисунков. 7.Классный час «Губительная сигарета». 8.Комиксы «Страшная сказка про Ал-Коголь». 9.Цикл занятий «Ежели вы вежливы». 10.Уроки - проекты направления «Я – гражданин»: «Здорово то, что здорово!» 11.Спортивные праздники, подвижные игры, конкурс «Веселые старты», Всероссийский День здоровья, «Папа, мама, я – спортивная семья». 12. Занятия в спортивных секциях. 13.Туристические походы (развитие выносливости, интерес к физической активности). 14.Классные часы, беседы, коллективно-творческие дела по примерным темам: «Вредные и полезные для здоровья привычки», «Человек есть то, что он ест», «Убийцы людей – табак, алкоголь, наркотики», «Болезни, которые порождают увлечения компьютерными играми, телевидением», «Можно ли словом помочь человеку (убедить в чем-то, отказаться от вредных привычек т.п.)?» и т.п.; 15.Встречи-беседы с интересными людьми, ведущими активный образ жизни (путешественники, любители активного отдыха), сумевшими сохранить хорошее здоровье в сложной ситуации (преклонный возраст, травма и т.п.), с представителями профессий, предъявляющих высокие требования к здоровью, со спортсменами–любителями и профессионалами. | Высокий уровень самосознания, самодисциплина, понимание уч-ся ценности человеческой жизни, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности, способности с сопереживанию. |
2 НАПРАВЛЕНИЕ. «Я и СЕМЬЯ».
ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОТНОШЕНИЯ К СЕМЬЕ.
Цель: осознание обучающимися семьи как важнейшей жизненной ценности.
ЗАДАЧИ | МЕРОПРИЯТИЯ | Предполагаемый результат деятельности: |
1.Воспитывать семьянина, любящего своих родителей. 2.Формировать уважение к членам семьи. | 1. «День Матери» (классный вечер с участием наших мам). 2.Конкурс рисунков «Моя мама лучше всех!». 2.Родительские собрания по темам: а) «Что нужно знать родителям о младшем школьнике» б) Памятка для родителей «Создание благоприятной семейной атмосферы» в) Памятка для родителей «Как преодолеть неуверенности ребенка» г) Памятка «Как научить ребенка ответственности» д) «Чтобы ребенок учился». 3. «Новый год» (выпуск стенгазет, украшение класса, изготовление маскарадных костюмов). 4.»23 февраля» (выпуск газет, изготовление открыток для пап, поздравление мальчиков класса). 5.Праздник – соревнование «Великолепная девятка», поздравление мальчиков. 6. «Мамин день» (газета, изготовление открыток мамам, поздравления девочкам). 7. Праздник-соревнование «Лучшая хозяюшка», поздравление девочек. 8.Уроки – проекты направления «Я - гражданин»: «Моя родословная». 9.Праздники-игры по теме труда: «Осенняя ярмарка», «Город мастеров», конкурс поделок «Дорожные знаки, «Мастерская Деда Мороза», «Подарок маме», конкурсы рисунков. 10.Экскурсии, видео путешествия по знакомству с разными профессиями своего края и мира. 11.Коллективно-творческие дела по подготовке трудовых праздников и т.п. 12.Встречи-беседы с людьми различных профессий, прославившихся своим трудом, его результатами. 13.Совместные проекты с родителями «Труд моих родных». 14.Украшение и наведение порядка в пространстве своего дома, класса, школы, улицы. 15.Занятие народными промыслами. | Сформировано представление о том, что настоящий мужчина обладает умом, решительностью, смелостью, благородством, настоящая женщина отличается добротой, вниманием к людям, любовью детям, умением прощать, настоящие сын или дочь берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье. |
3 НАПРАВЛЕНИЕ. «Я и ПЛАНЕТА».
ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ПЛАНЕТЕ ЗЕМЛЯ.
Цель: приобщение детей к вековым традициям своего народа с целью формирования у них гражданских качеств, всегда ценившихся народом: трудолюбия, честности, доброты.
ЗАДАЧИ | МЕРОПРИЯТИЯ | Предполагаемый результат деятельности: |
1.Воспитывать у уч-ся чувство прекрасного, развивать их творческое мышление, художественные способности, формировать эстетические вкусы, идеалы. 2.Формировать понимание значимости искусства в жизни каждого гражданина 3. Воспитывать понимание взаимосвязей между человеком, природой, обществом. 4. Формировать эстетическое отношение детей к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей | 1.Проведение библиотечных часов, экскурсия в библиотеку. 2.Культпоходы в гастролирующие цирк, театры, кинотеатры. 3.Организовывать посещение кружков и секций, музыкальной школы во внеурочное время. 4. «Береги природу – наш дом», конкурс рисунков и плакатов по экологии. 5. «Мы в ответе за тех, кого приручили» (беседы, рассказы, проекты детей о домашних животных). 6. Участие в викторинах, играх и олимпиадах по природоведению. 7.Уроки – проекты направления «Я – гражданин»: «Мы в ответе за тех, кого приручили». 8.Экскурсии в краеведческие музеи, городской парк, заповедник «Живые алмазы Якутии», видео путешествия, туристические походы, знакомящие с богатствами и красотой природы родного края, страны, мира. 9.Классные часы, беседы по примерным темам: «Как помочь природе убрать наш мусор?», «Выезд на пикник – праздник для человека и беда для природы?» и т.п. 10.Встречи-беседы с учеными, изучающими природу, воздействие человека на неё (институт Мерзлотоведения) 11.Ролевые игры, моделирующие природоохранные мероприятия. 12.Забота (в т.ч. вместе с родителями) о живых существах – домашних и в дикой природе; 13.Участие в посильных экологических акциях на школьном дворе, на улицах, в местах отдыха людей на природе: посадка растений, очистка территории от мусора, подкормка птиц, акция «Чистый парк», акция «Чистый двор», акция «Посади дерево»; 14.Участие в работе экологических организаций, в отдельных проектах – экологические патрули, работа лесничеств. 15.Создание текстов (объявления, рекламы, инструкции и пр.) на тему «Бережное отношение к природе». | Умение видеть прекрасное в окружающей жизни, правильно себя вести в культурных местах. Учащиеся должны серьезно задуматься над своим существованием на планете Земля и над тем, как ее сохранить. Настоящий гражданин любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле. |
4 НАПРАВЛЕНИЕ. «Я и ШКОЛА».
ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОТНОШЕНИЯ К ШКОЛЕ.
Цель: формирование гражданского отношения к школе
ЗАДАЧИ | МЕРОПРИЯТИЯ | Предполагаемый результат деятельности: |
1.Формирование у детей осознания принадлежности к школьному коллективу. Стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе. 2.Воспитывать сознательное отношение к учебе. 3.Воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения. 4.Воспитывать сознательную готовность выполнять Устав школы. 5.Вырабатывать потребность учащихся в постоянном пополнении своих знаний, в укреплении своего здоровья. | 1.Праздник первого звонка (линейка). 2. «НЕобсуждаемые правила поведения» (организация дежурств, распределение поручений). 3. «Поздравление учителям» (выпуск стенгазет, подготовка номеров художественной самодеятельности). 4.Праздник Последнего звонка (линейка). 5.Создание классной библиотеки. 6.Цикл занятий «Весёлый этикет». 7.Участие в общешкольных делах, КТД и тематических неделях. 8. Акция по озеленению «Укрась свой класс». 9.Участие в творческих играх, викторинах и олимпиадах. 10. Уроки – проекты направления «Я – гражданин»: «Мой класс. Моя школа» 11.Посещение театральных представлений, концертов, фестивалей; экскурсии, прогулки, путешествия по знакомству с красотой памятников культуры и природы. 12.Классные часы, беседы по примерным темам: «Красота в жизни людей», «Как мы отличаем красивое от безобразного?», «Что такое некрасивый поступок?», «Создание и разрушение красоты – словом, жестом, действием», «Как сказать правильно?», «Красота родного языка». 13.Занятия в творческих кружках – опыт самореализации в художественном творчестве. 14.Встречи-беседы с людьми творческих профессий. 15.Участие вместе с родителями в проведении выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров. | Осознание учеником роли знаний в жизни человека, овладение этикой взаимоотношений «ученик – учитель», «ученик – ученик», выполнение распорядка работы школы и возложенных на уч-ся обязанностей, умение пользоваться правами ученика, выполнение роли хозяина в школе, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу. |
5 НАПРАВЛЕНИЕ. «Я и МОЕ ОТЕЧЕСТВО».
ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОТНОШЕНИЯ К РОДИНЕ.
Цель: осознание обучающимися как нравственной ценности причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему, будущему.
ЗАДАЧИ | МЕРОПРИЯТИЯ | Предполагаемый результат деятельности: |
1.Развивать общественную активность уч-ся, воспитывать в них сознательное отношение к народному достоянию, верность боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность Отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости 2.Воспитывать политическую культуру, чувство ответственности и гордости за свою страну | 1.Государственная символика РФ, РС(Я), классные часы, викторина, тесты. 2. «Выше, быстрее, сильнее» (участие в спортивных соревнованиях школы). 3.Участие в мероприятиях «Вахта памяти», посвященных 9 Мая (конкурс рисунков «Война глазами детей», конкурс чтецов, концерт, минута молчания, викторина по истории ВОВ, возложение цветов к памятнику Победы, участие в кроссе) 4.Классные часы, посвященные памятным датам истории России 5. «Мой город на карте Родины», игра – путешествие 6. Встречи с интересными людьми «Люди, строившие г. Мирный» 7.Посещение школьного и городского краеведческого музея 8.Уроки – проекты направления «Я - гражданин России»: «Милая сердцу старина» - устное народное творчество. 9.Коллективно-творческие дела (театральные постановки, художественные выставки и т.п.) с примерной тематикой: «Долг и совесть в жизни людей», «Что такое «хорошо» в пословицах моего народа» и т.п. 10.Ознакомление (по желанию детей и с согласия родителей) с деятельностью традиционных религиозных организаций: экскурсии в места богослужения, добровольное участие в подготовке и проведении религиозных праздников, встречи с религиозными деятелями. 11.Ролевые игры, моделирующие ситуации нравственного выбора, акция «Милосердие», акция «Спешите делать добро», акция «Чаепитие для ветерана» 12.Посильное участие в оказании помощи другим людям, подготовка праздников, концертов для людей с ограниченными возможностями; 13.Беседы и классные часы по примерным темам: «Что значит любовь к Родине?», «Что связывает меня с моими друзьями, моими земляками, моей страной?», «Что я могу сделать для своего класса, своих земляков, своих сограждан?», «Кем из наших предков я горжусь?», «Что делать, если я столкнулся с несправедливостью?», «Как разные народы могут жить в мире друг с другом» и т.д. 14.Экскурсии и путешествия по примерной тематике: «Герои Великой Отечественной войны в памяти нашего края», «Патриотизм в дни мира», «Культурное наследие предков в музеях нашего края» и т.д. 15.Ролевые игры, моделирующие ситуации гражданского выбора, требующие выхода из национальных, религиозных, общественных конфликтов, встречи с ветеранами, Вахта Памяти, конкурс инсценированной песни «Песни в солдатской шинели». | Убежденность уч-ся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает ее историко-культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества. |
Завершение каждого (большинства) из этих событий, мероприятий рефлексией: «Какие новые правила я узнал?»; «Чем я могу руководствовать при выборе своих поступков» и т.п.
Анализ работы.
Осмысливание своего труда ведет к его совершенствованию, к более эффективной работе в дальнейшем. Анализ воспитательной работы способствует повышению качества воспитательной работы. Поставлены цели воспитания: наиболее полное развитие человека, способного к духовному и физическому развитию, самосовершенствованию, самореализации. Задачи воспитания: формирование духовного мира ребенка, создание необходимых условий для саморазвития, самоактуализации внутренних движущих сил, способностей и талантов ребенка. Содержание воспитания: направлено на становление культуры личности (внутренней и внешней): духовной; культура общения, поведения, внешнего вида, способности к саморазвитию, самосовершенствованию, самореализации. Повысить качество воспитательной работы можно совершенствуя положительное; развивая достигнутое; преодолевая недостатки; предупреждая ошибки. По результатам работы за год можно сделать выводы о степени сформированности ценностных ориентаций, росте личностных достижений учащихся, участии в преобразовании окружающей действительности, поведенческим аспекте, повышении общей культуры уровне воспитанности класса, мере развития коллектива, удовлетворенности всех участников воспитательного процесса, деятельностной активности всех участников воспитательного процесса, качества воспитательных мероприятий, работе с трудными детьми, состоянии самоуправления, росте научно-методического обеспечения.
Нравственный портрет воспитанного младшего школьника
- Добрый, не причиняющий зла живому
- Честный и справедливый
- Любящий и заботливый
- Трудолюбивый и настойчивый
- Творящий и оберегающий красоту мира
- Стремящийся к знаниям и критично мыслящий
- Смелый и решительный
- Свободолюбивый и ответственный
- Самостоятельный и законопослушный
- Чувствующий свою связь со своим народом, страной, культурой
- Бережно относящийся к слову, к своим речевым поступкам
- Патриотичный (готовый поступиться своими интересами ради «своих» - класса, школы, города/села, России)
- Толерантный (уважающий других, не похожих на него.
При успешной реализации проекта создается база для последующего формирования развития в подростковом и юношеском возрасте достойного гражданина и патриота России, а это значит –человека, обладающего широкими правами, соответствующими Международным правам человека, знающего свои права и умеющего их защищать, нетерпимого к любым проявлениям насилия и произвола, человека чувствующего неразрывную связь со своим Отечеством, его прошлым, настоящим и будущим, и берущим на себя ответственность за его судьбу.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Зоберн В., Кравцова М. Здоровье ребенка духовное и физическое: Пособие для семьи с наставлениями священника и советами детского врача. - М.: 2001. - 475 С.
- Мастер-класс для заместителей директора по воспитательной работе: Организация и планирование работы. Автор-составитель Т.М. Кумицкая. М.: 5 за знания,2006
- Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. - М.: 2001.- 127с.
- Петракова Т.И. Духовные основы нравственного воспитания. - М.: 1997. - 96 С.
- Подвиг семейного воспитания: Сборник бесед, выступлений, статей. - М.: 2000. - 288 с.
- Протоиерей Артемий Владимиров Учебник жизни: Книга для чтения в семье и школе. - М.: 2001. - 240 с.
- Протоиерей Евгений Шестун. Основные проблемы современной школы. - Самара: 2001. - 51 с.
- Фестиваль «Открытый урок», Москва,2007-2008, 2009-2010 уч. год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности Курса «Гражданско – патриотическое воспитание» для 3 класса «Я- ГРАЖДАНИН РОССИИ»
Рабочая программа по внеурочной деятельностиКурса «Гражданско – патриотическое воспитание» для 3 класса«Я- ГРАЖДАНИН РОССИИ»...
Авторская рабочая программа по литературному чтению для учащихся 1 класса УМК "Школа России".
Рабочая программа содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планирование с УУД по литературному чтению для 1класса автор Л.Ф. Климанова ФГОС УМК"Школа России"....
Адаптированная программа по окружающему миру для учащегося 3 класса УМК "Школа России"
Адаптированная программа написана в соответствии с ФГОС. Указана деятельность учащихся. УМК "Школа России"...
Рабочая программа по окружающему миру для учащихся 4 класса (УМК "Школа России")
Рабочая программа по окружающему миру для учащихся 4 класса (УМК "Школа России")...
Рабочая программа по литературному чтению для учащихся 4 класса (УМК "Школа России")
Рабочая программа по литературному чтению для учащихся 4 класса (УМК "Школа России")...
Рабочая программа по русскому языку для учащихся 4 класса (УМК "Школа России")
Рабочая программа по русскому языку для учащихся 4 класса (УМК "Школа России")...
Рабочие программы по внеурочной деятельности для учащихся 4 класса (УМК "Школа России")
Рабочие программы по внеурочной деятельности для учащихся 4 класса (УМК "Школа России")...