Рабочая программа по литературному чтению для учащихся 4 класса (УМК "Школа России")
рабочая программа по чтению (4 класс) на тему
Рабочая программа по литературному чтению для учащихся 4 класса (УМК "Школа России")
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_lit.cht_.4klass.docx | 61.21 КБ |
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ
ГУРЬЕВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛУГОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
«Утверждаю»
Директор школы
_______А.А. Сидоренко
«___» ______2017г.
Рабочая программа
по предмету литературное чтение
для 4 класса,
учителя: Агеева Л.В.
(ФИО учителя – составителя рабочей программы)
2017/2018 учебный год
Аннотация к рабочей программе
Название программы | Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса |
Класс | 4 |
Рабочая программа разработана на основе: | требований ФГОС НОО, авторской программы Л. Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение для 2-4 классов четырёхлетней начальной школы», ООПНОО МБОУ Луговской СОШ, в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012, № 273 – ФЗ (ред. от 07.05.2013 с изменениями, вступившими в силу с 19.05.2013) «Об Образовании в РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ». |
Срок реализации | 1год |
Количество часов (в году/в неделю) | Рабочая программа рассчитана на 102 часов в год , 3 ч в неделю (82 часа литературного чтения и модуль «Мир книг»-20 часов) |
Составители | О.С. Новикова, Л.В.Агеева, Т.Н. Шефер |
Цель и задачи | Овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников. Развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений. Воспитание интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России. |
Структура курса | 1.Титульный лист 2. Аннотация к рабочей программе 3.Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса (предметные, метапредметные, личностные); 3.Содержание учебного предмета, курса; 4.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы; |
Программу обеспечивают (УМК) | УМК «Школа России» Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий и др. Литературное чтение, в двух частях ,4 класс, Москва» Просвещение», 2013 г. 2)»Школа России» сборник рабочих программ 1-4 классы, Москва, «Просвещение», 2011г. 3. Литературное чтение. Методическое пособие к УМК Климановой Л.Ф. и др. 3 класс. – М.: «ВАКО», 2014. 4. Литературное чтение. Контрольно-измерительные материалы. 4 класс. / Кутявина С.В. – М.: «ВАКО», 2014. |
«Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета, курса»
4 класс
Литературное чтение. Литературное чтение на родном языке
Выпускники начальной школы осознают значимость чтения для своего дальнейшего развития и для успешного обучения по другим предметам. У них будет формироваться потребность в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя. Младшие школьники полюбят чтение художественных произведений, которые помогут им сформировать собственную позицию в жизни, расширят кругозор.
Учащиеся получат возможность познакомиться с культурно-историческим наследием России и общечеловеческими ценностями.
Младшие школьники будут учиться полноценно воспринимать художественную литературу, эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника. Они получат возможность воспринимать художественное произведение как особый вид искусства, соотносить его с другими видами искусства, познакомятся с некоторыми коммуникативными и эстетическими возможностями родного языка, используемыми в художественных произведениях.
К концу обучения в начальной школе будет обеспечена готовность детей к дальнейшему обучению, достигнут необходимый уровень читательской компетентности, речевого развития, сформированы универсальные действия, отражающие учебную самостоятельность и познавательные интересы.
Выпускники овладеют техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения, элементарными приёмами анализа, интерпретации и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов. Научатся самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться словарями и справочниками, осознают себя как грамотных читателей, способных к творческой деятельности.
Школьники научатся вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Они будут составлять несложные монологические высказывания о произведении (героях, событиях); устно передавать содержание текста по плану; составлять небольшие тексты повествовательного характера с элементами рассуждения и описания. Выпускники научатся декламировать (читать наизусть) стихотворные произведения. Они получат возможность научиться выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, презентацию).
Выпускники начальной школы приобретут первичные умения работы с учебной и научно-популярной литературой, будут находить и использовать информацию для практической работы.
Выпускники овладеют основами коммуникативной деятельности, на практическом уровне осознают значимость работы в группе и освоят правила групповой работы.
Виды речевой и читательской деятельности
Выпускник научится:
·осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, саморазвития; воспринимать чтение как источник эстетического, нравственного, познавательного опыта; понимать цель чтения: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации;
·читать со скоростью, позволяющей понимать смысл прочитанного;
·различать на практическом уровне виды текстов (художественный, учебный, справочный), опираясь на особенности каждого вида текста;
·читать (вслух) выразительно доступные для данного возраста прозаические произведения и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки;
·использовать различные виды чтения: ознакомительное, поисковое, выборочное; выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
·ориентироваться в содержании художественного, учебного и научно-популярного текста, понимать его смысл (при чтении вслух и про себя, при прослушивании): определять главную мысль и героев произведения; тему и подтемы (микротемы); основные события и устанавливать их последовательность; выбирать из текста или подбирать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста; отвечать на вопросы и задавать вопросы
по содержанию произведения; находить в тексте требуемую информацию (конкретные сведения, факты, заданные в явном виде);
·использовать простейшие приёмы анализа различных видов текстов (делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план; устанавливать взаимосвязь между событиями, поступками героев, явлениями, фактам
и, опираясь на содержание текста; находить средства выразительности: сравнение, олицетворение, метафору, эпитет1, определяющие отношение автора к герою, событию;
·использовать различные формы интерпретации содержания текстов (формулировать, основываясь на тексте, простые выводы; понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, язык; пояснять прямое и переносное значение слова, его многозначность с опорой на контекст, целенаправленно пополнять на этой основе свой активный словарный запас; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например соотносить ситуацию и поступки героев, объяснять (пояснять) поступки героев, соотнося их с содержанием текста);
·ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами;
·передавать содержание прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-познавательного, учебного и художественного текстов в виде пересказа (полного, краткого или выборочного);
·участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного текста (задавать вопросы, высказывать и обосновывать собственное мнение, соблюдать правила речевого этикета), опираясь на текст или собственный опыт.
Выпускник получит возможность научиться:
·воспринимать художественную литературу как вид искусства;
·предвосхищать содержание текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;
·выделять не только главную, но и избыточную информацию;
·осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать суждение;
·определять авторскую позицию и высказывать отношение к герою и его поступкам;
·отмечать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения литературного произведения;
·оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объёма (повествование, описание, рассуждение): с опорой на авторский текст, по предложенной теме или отвечая на вопрос;
·высказывать эстетическое и нравственно-этическое суждение и подтверждать высказанное суждение примерами из текста;
·делать выписки из прочитанных текстов для дальнейшего практического использования.
Круг детского чтения
Выпускник научится:
·ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги;
·самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;
·составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на литературное произведение по заданному образцу;
·пользоваться алфавитным каталогом, самостоятельно пользоваться соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.
Выпускник получит возможность научиться:
·ориентироваться в мире детской литературы на основе знакомства с выдающимися произведениями классической и современной отечественной и зарубежной литературы;
·определять предпочтительный круг чтения, исходя из собственных интересов и познавательных потребностей;
·писать отзыв о прочитанной книге;
·работать с тематическим каталогом;
·работать с детской периодикой.
Литературоведческая пропедевтика
Выпускник научится:
·сравнивать, сопоставлять художественные произведения разных жанров, выделяя два-три существенных признака (отличать прозаический текст от стихотворного; распознавать особенности построения фольклорных форм: сказки, загадки, пословицы).
Выпускник получит возможность научиться:
·сравнивать, сопоставлять различные виды текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора, эпитет1);
·создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности (в том числе из текста).
Творческая деятельность
Выпускник научится:
·читать по ролям литературное произведение;
·создавать текст на основе интерпретации художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта;
·реконструировать текст, используя различные способы работы с «деформированным» текстом: восстанавливать последовательность событий, причинно-следственные связи.
Выпускник получит возможность научиться:
·творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст;
·создавать иллюстрации по содержанию произведения;
·работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты;
·создавать собственный текст (повествование–по аналогии, рассуждение – развёрнутый ответ на вопрос; описание – характеристика героя).
Содержание предмета
Учебный предмет призван продолжить обучение чтению, ввести в мир художественной литературы и помочь осмыслить образность словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскрывается во всей своей полноте и многогранности. Литературное чтение пробуждает у детей интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений.
Литературное чтение – это один из важных и ответственных этапов большого пути ребёнка в литературу. От качественного обучения в это период во многом зависит полноценное приобщение ребёнка к книге, развитие у него умения интуитивно чувствовать красоту поэтического слова, формирование у него в дальнейшем потребности в систематическом чтении произведений подлинно художественной литературы.
Предмет литературного чтения является первой ступенью единого непрерывного курса литературы средней общеобразовательной школы.
Важной особенностью начального этапа обучения является то, что ребёнок переходит с позиции слушателя в категорию читателя, который начинает постепенно постигать огромный мир литературы. Юный читатель задумывается над тем, как, каким образом обыкновенные слова, которыми повседневно пользуются люди, под пером писателя и поэта превращаются в средство создания образов, заменяют ему краски, как у художника, и звуки, как у композитора – музыканта.
Методические подходы к анализу произведения, предусмотренные предметом литературного чтения, помогают избежать односторонности в изучении литературного произведения, возникающей, когда предметом рассмотрения становится лишь сюжетно-информационная сторона текста. Внимание юного читателя должно быть обращено на словесно-образную природу художественного произведения, на отношение автора к героям и окружающему миру, на нравственные проблемы, волнующие писателя.
Программа предполагает такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов: художественно – эстетического, литературоведческого и коммуникативно-речевого.
Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения школьников вошли преимущественно художественные тексты. Этот принцип предполагает активное установление связей между всеми другими видами искусства.
Литературоведческий принцип реализуется при анализе литературного произведения, выдвигает на первый план художественный образ. Этот принцип находит своё выражение и в том, что программа охватывает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни, драматические произведения.
Литературное чтение не предполагает знакомства детей с особенностями творчества писателей, ибо у младших школьников ещё нет достаточной начитанности, необходимых жизненных наблюдений и обобщений.
Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры учащихся, на формирование и развитие речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача уроков литературного чтения заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громкоречевой формы чтения до чтения про себя. Развитие навыка чтения предполагает постепенное введение чтения про себя. Кроме навыка чтения и речеведческих умений (деление текста на части, озаглавливание, составление плана, сжатый и полный пересказ прочитанного), учащиеся овладевают приёмами выразительного чтения, решая разнообразные коммуникативные задачи, возникающие при чтении, разбирая произведения, они обучаются переносу приёмов выразительного устно-речевого общения на чтение текстов. Коммуникативно-речевой принцип нацелен на проведение уроков-диалогов, уроков воображаемого общения юных читателей с писателем и героями его произведений.
При обучении детей чтению их знания пополняются элементарными понятиями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе-писателе, о теме читаемого произведения, его жанре, особенностях малых фольклорных жанров (загадка, прибаутка, пословица, считалка). Дети получают первоначальные представления об изобразительных и выразительных возможностях словесного искусства (о метафоре, сравнении, олицетворении, ритмичности и музыкальности стихотворной речи).
Литература относится к наиболее сложному, интеллектуальному виду искусства, восприятие произведений которого носит опосредованный характер: при чтении человек получает тем большее наслаждение художественными образами, чем ярче оказываются представления, которые возникают у него в процессе чтения. Характер и полнота восприятия литературного произведения во многом определяются конкретно-чувственным опытом и умением воссоздать словесные образы в соответствии с авторским текстом.
Цели обучения:
•развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
•овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
•воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности, развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России. Активно влиять на личность читателя, его чувства, сознание, волю.
Основные задачи:
- развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
- учить чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
- формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоциативное мышление;
- развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
- формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей;
- обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
- формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
-обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
- расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребёнка;
- обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;
- работать с различными типами текстов;
- создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».
Виды речевой и читательской деятельности
Умение слушать (аудирование)
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.
Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.
Чтение
Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.
Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).
Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.
Работа с разными видами текста
Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Библиографическая культура
Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.
Умение самостоятельно составить аннотацию.
Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал.
Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения
Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.
Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.
Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).
Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.
Работа с научно-популярным, учебным и другими текстами
Понимание заглавия произведения, адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и научно-популярного текстов (передача информации). Знакомство с простейшими приёмами анализа различных видов текста: установление причинно-следственных связей, определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста). Умение работать с учебными заданиями, обобщающими вопросами и справочным материалом.
Умение говорить (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.
Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Письмо (культура письменной речи)
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.
Круг детского чтения
Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями.
Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с поэзией А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других классиков отечественной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, знакомство с произведениями современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступными для восприятия младших школьников.
Тематика чтения обогащена введением в круг чтения младших школьников мифов Древней Греции, житийной литературы и произведений о защитниках и подвижниках Отечества.
Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания.
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения.
Литературоведческая пропедевтика
(практическое освоение)
Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения.
Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.
Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).
Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение).
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.
Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, наблюдение за особенностями построения и выразительными средствами.
Творческая деятельность обучающихся
(на основе литературных произведений)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта). Развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи. Сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.
Согласно учебному плану общеобразовательного учреждения всего на изучение предмета в начальной школе выделяется 510 ч, из них в 4 классе 102 ч (3 ч в неделю, 34 учебные недели).
№п/п | Содержание | Количество часов в авторской программе | Количество часов в рабочей программе |
1 | Вводный урок по данному курсу | 1 | 1 |
2 | Летописи. Былины. Жития | 11 | 5 |
3 | Чудесный мир классики | 22 | 16 |
4 | Поэтическая тетрадь № 1 | 12 | 6 |
5 | Литературные сказки | 16 | 10 |
6 | Делу время – потехе час | 9 | 6 |
7 | Страна детства | 8 | 5 |
8 | Поэтическая тетрадь № 2 | 7 | 3 |
9 | Природа и мы | 12 | 9 |
10 | Поэтическая тетрадь № 3 | 8 | 5 |
11 | Родина | 8 | 4 |
12 | Страна фантазия | 7 | 4 |
13 | Зарубежная литература | 15 | 8 |
Модуль «Мир книг» | 20 | ||
Итого: | 136 часов | 102 часа |
Содержание тем учебного курса
Летописи. Былины. Жития (5ч)
Летописи. «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда».
«И вспомнил Олег коня своего». Былина-жанр устного народного творчества. «Ильины три поездочки». Былина «Ильины три поездочки». «Житие Сергия Радонежского» - памятник древнерусской литературы. «Житие Сергия Радонежского». Характеристика главного героя. Обобщение по разделу «Летописи, былины, жития». Проверочная работа по теме: «Летописи. Былины. Жития». Проект: «Создание календаря исторических событий”.
Чудесный мир классики (16 ч)
Жизнь и творчество П.П. Ершова. Сказка «Конёк-Горбунок». Сходство русских народных сказок и авторской сказки П. П. Ершова «Конёк-Горбунок». Детство А. С. Пушкина. А.Слонимский. А.С.Пушкин. «Няне». А.С.Пушкин «Туча», «Унылая пора!..». А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Знакомство с произведением. Творчество М.Ю. Лермонтова. «Дары Терека». М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб».Главы из автобиографической повести Л. Н. Толстого «Детство». Л. Толстой «Как мужик убрал камень». Урок нравственности. Творчество А.П. Чехова. «Мальчики». Первичное знакомство. Обобщение по разделу «Чудесный мир классики».
Поэтическая тетрадь (6 ч)
Ф. И. Тютчева. «Еще земли печален вид…». Ф. Тютчев. «Как неожиданно
и ярко…». А. Фет. «Весенний дождь», «Бабочка. Е. А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..». Е. А. Баратынский «Где сладкий шепот…». А. Н. Плещеев. «Дети и птичка». И. С. Никитин «В синем небе плывут над полями…». Н. А. Некрасова «Школьник». Н. А. Некрасова «В зимние сумерки нянины сказки…». И. А. Бунина «Листопад».
Литературные сказки (10 ч)
В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Первичное знакомство. Знакомство с творчеством В.М. Гаршин. В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Знакомство с произведением. Знакомство с творчеством П. П. Бажова. П.П. Бажов «Серебряное копытце». Первичное восприятие. С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Первичное знакомство. Сказка С. Т. Аксакова «Аленький цветочек». КВН по дорогам сказок.
Делу время – потехе час (6 часов)
Е.Л. Шварц Сказка о потерянном времени.В. И. Драгунский. Знакомство с писателем и его произведениями. В. И. Драгунский. Главные реки. В. И. Драгунский. Что любит Мишка. В.В. Голявкин. Никакой горчицы я не ел.Обобщающий урок по разделу «Делу время – потехе час».
Страна детства (5 часов)
Б.С. Житков. Как я ловил человечков. К.Г. Паустовский. Корзина с еловыми шишками.М.М. Зощенко. Елка.Обобщение по разделу «Страна детства».
Поэтическая тетрадь (3 часа)
В. Я. Брюсов «Опять сон». В. Я. Брюсов «Детская». С. А. Есенин «Бабушкины сказки». М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка». М.И.Цветаева «Наши царства». Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь».
Природа и мы (9 часов)
Д.Н. Мамин-Сибиряк. Приемыш.А.И. Куприн Барбос и Жулька.М. М. Пришвин «Выскочка». Рассказ о животных Е. И. Чарушин «Кабан».В.П. Астафьев. Стрижонок Скрип. Обобщение по разделу «Природа и мы».
Поэтическая тетрадь (5 часов)
Б.Л. Пастернак. Золотая осень.С.А. Клычков. Весна в лесу.Д. Б. Кедрин
«Бабье лето». Н. М. Рубцов «Сентябрь». С.А.Есенин «Лебедушка».
Родина (4 часа)
И. С. Никитина «Русь». С.Д. Дрожжин. Родине. А. В. Жигулина «О, Родина!». Б. А. Слуцкого «Лошади в океане». Обобщение по разделу «Родина».
Страна Фантазия (4 часа)
Е.С. Велтистов. Приключения Электроника.Кир Булычев. Путешествие Алисы.Путешествие по «Стране Фантазии». (Обобщающий урок).
Зарубежная литература (8 часов)
Джонатан Свифт. Путешествие Гулливера.Г.Х. Андерсен. Русалочка.М. Твена «Приключения Тома Сойера». Библейские сказания. С. Лагерлеф «Святая ночь». С. Лагерлёф. В Назарете.Обобщающий урок по разделу «Зарубежная литература». Урок-конкурс «В стране литературных героев». Урок КВН по сказкам зарубежных писателей. Брейн-ринг (обобщающий урок за курс 4-го класса). Урок-отчет за год. Книги, рекомендуемые для прочтения летом.
Тематическое планирование по литературному чтению 4 класс
Название темы | Количество часов, отводимых на освоение темы | Виды деятельности |
Летиписи, былины, жития. | 5 | Воспринимать на слух художественное произведение; читать текст в темпе разговорной речи, осмысливая его содержание. Наблюдать за развитием событий в сказке. Сравнивать начало и конец сказки. |
Чудесный мир классики | 16 | Составлять самостоятельно план Пересказывать большие по объему произведения. Сравнивать произведения разных жанров. Наслаждаться поэзией, понимать и любить ее. |
Поэтическая тетрадь | 6 | Готовиться к уроку, подбирая стихи русских поэтов. Воспринимать на слух художественное произведение; читать выразительно стихи русских поэтов, воспроизводить их наизусть. . Определять по тексту, как отражаются переживания автора в его стихах. Размышлять, всегда ли совпадают они с собственными, личными переживаниями и отношениями к жизни, природе, людям. Высказывать своё мнение о герое стихотворных произведений; определять, принадлежат ли мысли, чувства, настроение только автору или они выражают личные чувства других людей. Читать стихи выразительно, передавая изменения в настроении, выраженных автором. |
Литературные сказки | 10 | Читать и воспринимать на слух прочитанное. Сравнивать народную и литературную сказки. Определять виды текстов. Знать отличительные особенности литературной сказки. Рассказывать о герое с опорой на текст сказки. Определять главную мысль произведения и смысл заглавия. Делить текст на части. Составлять план сказки с опорой на главные события. Пересказывать сказку по плану подробно и выборочно. Придумывать свой вариант сказки, используя литературные приёмы. Составлять рекомендованный список литературы. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения |
Делу время-потехе час | 6 | Прогнозировать содержание раздела. Объяснять смысл пословицы, определяющей тему раздела. Воспринимать на слух художественное произведение. Читать без ошибок, в темпе разговорной речи. Определять нравственный смысл произведения. Определять жанр произведения. Анализировать заголовок произведения, соотносить его с темой и главной мыслью произведения. Определять прямое и переносное значение слов. Понимать, как поступки характеризуют героев произведения; определять их нравственный смысл. Инсценировать произведения, распределяя роли, выбирать режиссёра. Пересказывать текст от лица автора или одного из героев. Готовить сообщение о писателе. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. Подбирать книги по теме, ориентируясь на авторские произведения |
Страна детства | 5 | Воспринимать на слух художественное произведение; размышлять над его содержанием. Сравнивать стихотворения разных поэтов. Определять тему, объединяющую разные произведения поэтического творчества. Определять особенности поэтического творчества разных поэтов, выражать своё отношение. Рассказывать об эпизодах из своего детства. Участвовать в конкурсе чтецов со своим любимым стихотворение |
Поэтическая тетрадь | 3 | Воспринимать на слух художественное произведение; размышлять над его содержанием. Сравнивать стихотворения разных поэтов. Определять тему, объединяющую разные произведения поэтического творчества. Определять особенности поэтического творчества разных поэтов, выражать своё отношение. Рассказывать об эпизодах из своего детства. Участвовать в конкурсе чтецов со своим любимым стихотворением |
Природа и мы | 9 | Читать текст вслух и про себя, понимать смысл прочитанного. Анализировать заголовок произведения. Характеризовать героя произведения на основе поступка. Определять отношение автора к героям на основе текста. Наблюдать, как авторы передают красоту природы с помощью слова. Определять тему, которая объединяет рассказы в разделе, формулировать основную мысль темы. Делить текст на части. Пересказывать текст подробно и выборочно. Находить необходимую информацию в разных источниках для подготовки выступления по теме. Составлять самостоятельно текст для энциклопедического словаря. Читать выразительно диалоги из текста. Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения |
Поэтическая тетрадь | 5 | Прогнозировать содержание раздела. Подобрать сборники стихов к выставке книг. Заучивать стихи наизусть. Воспринимать на слух художественное произведение, читать стихи выразительно. Определять настроение поэта и лирического героя. Наблюдать за особенностями оформления стихотворной речи. Находить средства художественной выразительности; сравнивать их, самостоятельно дополнять. Сравнивать произведения живописи, музыки и литературы, определять общее настроение. |
Родина | 4 | Понимать изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений Определять |
Страна фантазия | 4 | Определять тему и главную мысль произведения, различать жанры литературных произведений; читать по ролям, составлять вопросы по тексту, анализировать мотивы поведения героев, составлять небольшое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения |
Зарубежная литература | 8 | Прогнозировать содержание раздела, планировать работу на уроке, читать и воспринимать на слух художественные произведения, составлять рассказ о творчестве писателя( с помощью учителя), пересказывать выборочно произведение. Составлять небольшое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения, знать творчество Дж. Свифта, определять тему и главную мысль произведения, работать с иллюстрациями, отвечать на вопросы |
Внутрипредметный модуль | 20 ч | |
Итого: | 102 ч | |
Календарно-тематическое планирование
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению
В неделю -3 ч.
За год – 102 ч
№ | Тема | кол-во часов | характеристика деятельности обучающихся | дата проведения факт. дата | ||
Былины. Летописи. Жития (5 ч) | ||||||
1 | Летописи. «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда» | 1 | Познавательные УУД Узнавать жанр «летопись». Коммуникативные УУД Читать осознанно текст худ ожественного произведения; высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении, РегулятивныеУУД планировать работу по теме, делить текст на части, пересказывать текст по самостоятельно составленному плану, называть основные черты характера героев, участвовать в работе пары, группы, Личностные УУД договариваться друг с другом, принимать позицию собеседника, проверять себя и самостоятельно оценивать свои результаты. | |||
2 | «И вспомнил Олег коня своего» | 1 | ||||
3 | Былина-жанр устного народного творчества. «Ильины три поездочки» | 1 | Познавательные УУД Узнавать жанр устного народного творчества «былина», Коммуникативные УУД Читать осознанно текст художественного произведения; высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении, РегулятивныеУУД планировать работу по теме, делить текст на части, Личностные УУД определять тему и главную мысль произведения, пересказывать текст, использовать приобретенные умения для самостоятельного чтения книг, проверять себя и самостоятельно оценивать свои результаты. | |||
4 | «Житие Сергия Радонежского» - памятник древнерусской литературы | 1 | ПознавательныеУУДЧитать произведение «Житие Сергия Радонежского». Коммуникативные УУД Анализировать язык произведения, оценивать мотивы поведения героев, РегулятивныеУУД пересказывать доступный по объему текст, делить текст на смысловые части, составлять его простой план, определять тему и главную мысль произведения, Личностные УУД самостоятельно оценивать свои результаты. | |||
Модуль 1 | ||||||
5 | Обобщение по разделу «Летописи, былины, жития» Проверочная работа по теме: «Летописи. Былины. Жития». | 1 | Познавательные УУД Читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка; Личностные УУД читать выразительно художественный текст; приводить примеры фольклорных произведений; определять тему и главную мысль произведения | |||
Чудесный мир классики (16 ч) | ||||||
6 | Жизнь и творчество П.П. Ершова. Сказка «Конёк-Горбунок» | 1 | РегулятивныеУУД Знакомиться с творчеством небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения, отвечать на вопросы по тексту Коммуникативные УУД Знать название и основное содержание изученного произведения. ЛичностныеУУД Читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка | |||
7 | Характеры главных героев в сказке П. Ершова «Конёк-Горбунок» Сходство русских народных сказок и авторской сказки | 1 | ||||
8 | Детство А. С. Пушкина.А.Слонимский А.С.Пушкин. «Няне» «Туча», «Унылая пора!..» | 1 | ПознавательныеУУД Читать стихотворные произведения наизусть Знать название и основное содержание изученного КоммуникативныеУУД Анализировать поведение героев; делить текст на составные части, составлять его простой план, читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка; РегулятивныеУУД составлять | |||
Модуль 2 | ||||||
9 | А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях». Образные выражения | 1 | ||||
10 | А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне…». Характеристика героев | 1 | ||||
11 | А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне…». Пересказ произведения по плану. Обобщение | 1 | ||||
12 | Творчество М.Ю. Лермонтова. «Дары Терека» | 1 | ПознавательныеУУД Знать название и основное содержание изученного КоммуникативныеУУД составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; Иметь представление о классической литературе | |||
Модуль 3 | ||||||
13 | М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб». Первичное восприятие и анализ. Составление характеристики основным действующим лицам | 1 | ||||
14 | Средства художественной выразительности, язык, сравнения в сказке М. Лермонтова «Ашик-Кериб» | 1 | ||||
15 | Главы из автобиографической повести Л. Н. Толстого «Детство» | 1 | ПознавательныеУУД Создавать небольшой устный текст на заданную ЛичностныеУУД Высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении | |||
16 | Л. Толстой «Как мужик убрал камень». Урок нравственности | 1 | ||||
Модуль 4 | ||||||
17 | Творчество А.П. Чехова. «Мальчики». Первичное знакомство | 1 | РегулятивныеУУД Различать жанры художественной литературы, анализировать характеры героев КоммуникативныеУУД делить текст на составные части, составлять его простой план, ЛичностныеУУД читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка | |||
18 | Обобщение по разделу «Чудесный мир классики» Проверочная работа по разделу «Чудесный мир классики» | 1 | РегулятивныеУУД Понимать изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений. ПознавательныеУУД Читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка; ЛичностныеУУД читать выразительно | |||
Поэтическая тетрадь №1 (6 ч) | ||||||
19 | Ф. И. Тютчев. «Еще земли печален вид…», «Как неожиданно | 1 | ПознавательныеУУД Читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), рисовать словесные картины КоммуникативныеУУД Участвовать в обсуждении текста ЛичностныеУУД определять тему и главную мысль произведения | |||
20 | Е. А. Баратынский | 1 | ПознавательныеУУД Читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), рисовать словесные картины КоммуникативныеУУД Участвовать в обсуждении текста ЛичностныеУУД определять тему и главную мысль произведения | |||
Модуль 5 | ||||||
21 | А. Н. Плещеев. «Дети и птичка» И. С. Никитин «В синем небе плывут над полями…» 06.11 | 1 | РегулятивныеУУД Читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), рисовать словесные картины; КоммуникативныеУУД участвовать в обсуждении текста, ЛичностныеУУД определять тему и главную мысль произведения | |||
22 | Н. А. Некрасов «Школьник» Н. А. Некрасова «В зимние сумерки нянины сказки…» 08.11 | 1 | ПознавательныеУУД Читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), рисовать словесные картины РегулятивныеУУД участвовать в обсуждении текста, ЛичностныеУУД определять тему и главную мысль произведения | |||
23 | И. А. Бунин «Листопад» | 1 | РегулятивныеУУД Читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), рисовать словесные картины. КоммуникативныеУУД Участвовать в обсуждении текста, выделять образные языковые средства, ЛичностныеУУД определять тему и главную мысль произведения | |||
24 | Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь» Проверочная работа по разделу «Поэтическая тетрадь» | 1 | ||||
Модуль 6 | ||||||
Литературные сказки (10 ч) | ||||||
25 | В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Первичное знакомство | 1 | ПознавательныеУУД Делить текст на смысловые части, составлять его простой план, пересказывать текст, КоммуникативныеУУД анализировать характер героя, различать сказки народные отвечать на вопросы по тексту, выразительно читать, различать жанры литературных произведений | |||
26 | В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке». Деление текста на части Анализ сказки, характеристика героев | 1 | ||||
27 | Знакомство с творчеством В.М. Гаршин В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». | 1 | ПознавательныеУУД Делить текст на смысловые части, составлять его простой план, пересказывать текст, КоммуникативныеУУД анализировать характер героя, различать сказки народные отвечать на вопросы по тексту, выразительно читать, различать жанры литературных произведений | |||
28 | В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе». Анализ сказки Характеристика героев | 1 | ||||
Модуль 7 | ||||||
29 | Знакомство с творчеством П. П. Бажова | 1 | ПознавательныеУУД Делить текст на смысловые части, составлять его простой план, пересказывать текст, КоммуникативныеУУД анализировать характер героя, различать сказки народные выразительно читать, различать жанры литературных произведений | |||
30 | П.П. Бажов «Серебряное копытце». Первичное восприятие Особенности речи героев | 1 | ||||
31 | П.П. Бажов «Серебряное копытце». Составление картинного плана Отражение в сказке реальной жизни | 1 | ||||
32 | С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Первичное знакомство | 1 | ПознавательныеУУД Делить текст на смысловые части, составлять его простой план, пересказывать текст, КоммуникативныеУУД анализировать характер героя, различать сказки народные и литературные, выразительно читать, различать жанры литературных произведений | |||
Модуль 8 | ||||||
33 | С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Деление на части, составление плана Характеристика героев | 1 | ||||
34 | С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». Обобщение изученного материала по разделу «Литературные сказки» Проверочная работа по разделу «Литературные сказки» | 1 | ||||
Делу время – потехе час (6 ч) | ||||||
35 | Е.Л. Шварц Сказка о потерянном времени. Первичное знакомство. | 1 | КоммуникативныеУУД Различать сказки народные РегулятивныеУУД составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения, ЛичностныеУУД высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии) | |||
36 | Е.Л. Шварц Сказка о потерянном времени. Характеристика героев. Нравственные ценности | 1 | ||||
Модуль 9 | ||||||
37 | В. И. Драгунский. Знакомство с писателем и его произведениями | 1 | Создавать небольшой устный текст на заданную тему, анализировать образные языковые средства, определять тему и главную мысль произведения, РегулятивныеУУД отвечать на вопросы по прочитанному, работать с иллюстрациями, участвовать в обсуждении произведения, использовать полученные знания для самостоятельного выбора книг | |||
38 | В. И. Драгунский. Что любит Мишка Выделение главной мысли, сопоставление героев | 1 | ||||
39 | В.В. Голявкин. Никакой горчицы я не ел. Коллективное составление плана. | 1 | ПознавательныеУУД Определять тему и главную мысль произведения, отвечать на вопросы по прочитанному, КоммуникативныеУУД работать с иллюстрациями, участвовать в обсуждении произведения, ЛичностныеУУД использовать полученные знания для самостоятельного выбора книг | |||
40 | Обобщающий урок по разделу «Делу время – потехе час» Проверочная работа по разделу «Делу время- потехе час» | 1 | ПознавательныеУУД Понимать изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений. КоммуникативныеУУД Читать выразительно художественный текст; определять тему и главную мысль произведения; ЛичностныеУУД пересказывать доступный по объему текст самостоятельно оценивать свои результаты | |||
Модуль 10 | ||||||
Страна детства (5 ч) | ||||||
41 | Б.С. Житков. Как я ловил человечков Первичное знакомство | 1 | Высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии) РегулятивныеУУД Пересказывать текст, различать жанры литературных произведений, отвечать на вопросы Определять тему и главную мысль произведения, составлять вопросы по тексту | |||
42 | Б.С. Житков. Как я ловил человечков. Деление текста на смысловые части. | 1 | ||||
43 | К.Г. Паустовский. Корзина с еловыми шишками. | 1 | ПознавательныеУУД Высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии) КоммуникативныеУУД Пересказывать текст, различать жанры литературных произведений, отвечать на вопросы РегулятивныеУУД Определять тему и главную мысль произведения, составлять вопросы по тексту | |||
44 | К.Г. Паустовский. Корзина с еловыми шишками. Восприятия текста через слова, музыку, живопись. | 1 | ||||
Модуль 11 | ||||||
45 | М.М. Зощенко. Елка. Урок нравственности. Обобщение по разделу «Страна детства» Проверочная работа по разделу «Страна детства» | 1 | ПознавательныеУУД Высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии) КоммуникативныеУУД Пересказывать текст, различать жанры литературных произведений, отвечать на вопросы ЛичностныеУУД Определять тему и главную мысль произведения, составлять вопросы по тексту | |||
Поэтическая тетрадь №2 (3 ч) | ||||||
46 | В. Я. Брюсов «Опять сон», «Детская» С. А. Есенин «Бабушкины сказки» | 1 | Читать осознанно текст художественного произведения, определять тему и главную мысль произведения, определять тему и главную мысль произведения, отвечать на вопросы | |||
47 | М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка» «Наши царства» | 1 | ПознавательныеУУД Читать осознанно текст художественного произведения, КоммуникативныеУУД определять тему и главную мысль произведения, определять тему и главную мысль произведения, ЛичностныеУУД отвечать на вопросы | |||
48 | Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь» | 1 | РегулятивныеУУД Читать стихотворные произведения наизусть | |||
Модуль 12 | ||||||
Природа и мы (9 ч) | ||||||
49 | Д.Н. Мамин-Сибиряк. Приемыш. Знакомство с произведением. | 1 | ПознавательныеУУД Познакомиться с творчеством КоммуникативныеУУД Определять составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения | |||
50 | Д.Н. Мамин-Сибиряк. Приемыш. Характеристика героев. | 1 | ||||
51 | А.И. Куприн Барбос и Жулька. Эмоциональное восприятие текста. | 1 | ПознавательныеУУД Познакомиться с творчеством Определять различать жанры оценивать события, героев произведения | |||
52 | М. М. Пришвин «Выскочка» | 1 | ПознавательныеУУД Познакомиться с творчеством Определять КоммуникативныеУУД составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, ЛичностныеУУД оценивать события, героев произведения | |||
Модуль 13 | ||||||
53 | Рассказ о животных Е. И. Чарушин «Кабан». Юмор в произведении | 1 | ПознавательныеУУД Познакомиться с творчеством Определять различать жанры | |||
54 | Тема природы в рассказе В.П. Астафьев. Стрижонок Скрип. Знакомство с текстом | 1 | ПознавательныеУУД Познакомиться с творчеством Определять отвечать на вопросы, различать жанры оценивать события, героев произведения | |||
55 | В.П. Астафьев. Стрижонок Скрип. Составление устного рассказа | 1 | ||||
56 | Обобщение по разделу «Природа и мы» | 1 | ПознавательныеУУД Читать осознанно вслух тексты художественных произведений целыми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского литературного языка; КоммуникативныеУУД читать выразительно художественный текст; приводить примеры фольклорных произведений; ЛичностныеУУД определять тему и главную мысль произведения | |||
Модуль 14 | ||||||
57 | Проверочная работа по разделу «Природа и мы» Составление собственного рассказа по теме «Природа и мы». | 1 | самостоятельно оценивать свои результаты | |||
Поэтическая тетрадь №3 (8 часов) | ||||||
58 | Б.Л. Пастернак. Золотая осень. С.А. Клычков. Весна в лесу. . Б. Кедрин | 1 | Определять тему и главную мысль произведения, анализировать образные языковые средства работать с иллюстрациями | |||
59 | Д Н. М. Рубцов «Сентябрь» Иносказательный смысл произведения С. А. Есенина «Лебедушка» | 1 | Определять тему и главную мысль произведения, анализировать образные языковые средства. Читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), отвечать на вопросы | |||
60 | Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь» Проверочная работа по разделу «Поэтическая тетрадь» | 1 | ПознавательныеУУД Отвечать на вопросы, определять тему и главную мысль произведения, КоммуникативныеУУД пересказывать содержание произведения по иллюстрациям, ЛичностныеУУД анализировать образные языковые средства | |||
Модуль 15 | ||||||
Родина (4 ч) | ||||||
61 | И. С. Никитина «Русь» | 1 | РегулятивныеУУД Определять участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного анализировать образные языковые средства, ЛичностныеУУД различать жанры произведений | |||
62 | С.Д. Дрожжин. Родине | 1 | РегулятивныеУУД Определять тему и главную мысль произведения; КоммуникативныеУУД работать с иллюстрациями; отвечать на вопросы сознательно, правильно и выразительно ЛичностныеУУД читать целыми словами при темпе громкого чтения | |||
63 | А. В. Жигулина «О, Родина!» | 1 | ПознавательныеУУД Определять КоммуникативныеУУД анализировать образные языковые средства, ЛичностныеУУД различать жанры произведений | |||
64 | Б. А. Слуцкого «Лошади в океане» | 1 | ПознавательныеУУД Определять участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного анализировать образные языковые средства, ЛичностныеУУД различать жанры произведений | |||
Модуль 16 | ||||||
65 | Обобщение по разделу «Родина» | 1 | РегулятивныеУУД Понимать изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений | |||
66 | Проверочная работа по теме «Родина» | 1 | самостоятельно оценивать свои результаты | |||
Страна Фантазия (4 ч) | ||||||
67 | Е.С. Велтистов. Приключения Электроника. Первичное знакомство. | 1 | ПознавательныеУУД Определять тему и главную мысль произведения, различать жанры литературных произведений; читать по ролям, КоммуникативныеУУД составлять вопросы по тексту, анализировать мотивы поведения героев, ЛичностныеУУД составлять небольшое высказывание с опорой на авторский текст, РегулятивныеУУД оценивать события, героев произведения | |||
68 | Е.С. Велтистов. Приключения Электроника. Анализ поступков героев. | 1 | ||||
Модуль 17 | ||||||
69 | Кир Булычев. Путешествие Алисы. Знакомство с писателем и его произведением. | 1 | ПознавательныеУУД Определять тему и главную мысль произведения, различать жанры литературных произведений; читать по ролям, КоммуникативныеУУД составлять вопросы по тексту, анализировать мотивы поведения героев, ЛичностныеУУД составлять небольшое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения | |||
70 | Кир Булычев. Путешествие Алисы. Словесное иллюстрирование | 1 | ||||
71 | Путешествие по «Стране Фантазии». (Обобщающий урок) | 1 | РегулятивныеУУД Понимать изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литературных произведений | |||
Зарубежная литература (8 ч) | ||||||
72 | Джонатан Свифт. Путешествие Гулливера. Знакомство с писателем и его произведением | 1 | ПознавательныеУУД Прогнозировать содержание раздела, планировать работу на уроке, читать и воспринимать на слух художественные произведения, КоммуникативныеУУД составлять рассказ о творчестве писателя( с помощью учителя), пересказывать выборочно произведение. ЛичностныеУУД Составлять небольшое высказывание с опорой на авторский текст, РегулятивныеУУД оценивать события, героев произведения, знать творчество Дж. Свифта, определять тему и главную мысль произведения, работать с иллюстрациями, отвечать на вопросы | |||
Модуль 18 | ||||||
73 | Джонатан Свифт. Путешествие Гулливера. Составление плана пересказа | 1 | ||||
74 | Г.Х. Андерсен. Русалочка. Первичное знакомство с произведением. | 1 | ПознавательныеУУД Составлять небольшое высказывание с опорой на авторский текст, КоммуникативныеУУД оценивать события, героев произведения, знать творчество Г.Х. Андерсена, РегулятивныеУУД определять тему и главную мысль произведения, ЛичностныеУУД работать с иллюстрациями, отвечать на вопросы | |||
75 | Г.Х. Андерсен. Русалочка. Характеристика главных действующих лиц. | 1 | ||||
76 | Г.Х. Андерсен. Русалочка. Составление картинного плана. | 1 | ||||
Модуль 19 | ||||||
77 | Тема первой любви в произведении М. Твена «Приключения Тома Сойера» | 1 | ПознавательныеУУД Составлять небольшое высказывание с опорой на авторский текст, КоммуникативныеУУД оценивать события, героев произведения, знать творчество М.Твена, определять тему и главную мысль произведения, ЛичностныеУУД работать с иллюстрациями, отвечать на вопросы | |||
78 | Марк Твен. Приключения Тома Сойера. Смелость и предприимчивость подростка | 1 | ||||
79 | Библейские сказания. С. Лагерлеф «Святая ночь» | 1 | РегулятивныеУУД Составлять небольшое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения, знать творчество М.Твена, определять тему и главную мысль произведения, работать с иллюстрациями, отвечать на вопросы | |||
80 | Обобщающий урок по разделу «Зарубежная литература» Проверочная работа по теме «Зарубежная литература» Урок-отчет за год. Книги, рекомендуемые для прочтения летом | 1 | ПознавательныеУУД Знать произведения зарубежных авторов. выразительно читать | |||
Модуль 20 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению 1-4 классы (Школа России, ФГОС)
Рабочая программа по литературному чтению к УМК "Школа России" (авторский коллектив: Климанова Л.Ф., Бойкина М.В.) разработана на 4 года в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочая программа по литературному чтению во 2 классе. "Школа России" ФГОС.
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по литературному чтению ....
Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса "Школа России"
Содержание рабочей программы:1.Пояснительная записка.2.Требования к уровню подготовки учащихся (знать/уметь), УУД.3.Учебно-тематическое планирование.4.Календарно-тематическое планирование.5.Учебно-мет...
Пояснительная записка к рабочей программе по Литературному чтению во 2 классе ("Школа России", ФГОС)
В пояснительной записке даётся общая характеристика курса "Литературное чтение" ("Школа России") ФГОС, описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета, предметные результаты изучения...
Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса "Школа России"
Рабочая программа по литературному чтению включает в себя пояснительную записку, тематическое планирование, календарно-тематическое планирование по пронрамме "Школа России" для 4 класса....
Рабочая программа по литературному чтению 1-4 классы "Школа России"
Рабочая программа по ФГОС содержит Пояснительную записку и Клендарно-тематическое планирование уроков на 2014-2015 уч. год в 1, 2, 3, 4 классах....
Рабочая программа по литературному чтению. 1 - 4 класс. "Школа России"
В материале представлена рабочая программа по литературному чтению....