Рабочая программа по окружающему миру для учащихся 4 класса (УМК "Школа России")
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) по теме
Рабочая программа по окружающему миру для учащихся 4 класса (УМК "Школа России")
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4_kl._rabochaya_programma_po_okr.mir_.docx | 52.75 КБ |
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ
ГУРЬЕВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛУГОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
«Утверждаю» «Принято»
Директор школы педагогическим советом
_______А.А. Сидоренко Пр.№ __ от «___» ______2017г.
«___» ______2017г.
Рабочая программа
по предмету окружающий мир
для 4 класса,
учителя: Агеева Л.В.
(ФИО учителя – составителя рабочей программы)
2017/2018 учебный год
Аннотация к рабочей программе
Название программы | Рабочая программа по окружающему миру |
Класс | 4 |
Рабочая программа разработана на основе: | примерной программы начального общего образования по окружающему миру, соответствующей Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС), утверждённым в 2004 г. приказом Минобразования РФ № 1089 от 05.03.2004. и авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир», УМК «Школа России». Программа для общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4). Москва. Просвещение, 2014. |
Срок реализации | 1 год |
Количество часов (в году/в неделю) | На изучение окружающего мира отводится 68 часов(2 часа в неделю) в том числе внутрипредметный модуль 14 часов. |
Составители | Агеева Л.В., Новикова О.С., Шефер Т.Н. |
Цель и задачи | - формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; - духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества. Основными задачами реализации содержания курса являются: 1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни; 2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём; 3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; 4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме. |
Структура курса | 1.Титульный лист 2. Аннотация к рабочей программе 3.Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса (предметные, метапредметные, личностные); 3.Содержание учебного предмета, курса; 4.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы. |
Программу обеспечивают (УМК) | Данная рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта «Школа России» Для учащихся: 1. Окружающий мир. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. В 2 ч. /А. А. Плешаков.-3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 143 с.: ил. – (Школа России). 2. А.А.Плешаков. Окружающий мир. Рабочая тетрадь 4 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В 2 ч.-М.: Просвещение, 2012. 3. А.А.Плешаков. Тесты по предмету «Окружающий мир» 4 класс к учебнику А.А. Плешакова «Окружающий мир. 4 класс. Для учителя: 1.Н.Ю.Васильева. Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир» 4 класс: к учебному комплекту А.А. Плешакова «Окружающий мир» 4 класс. М.: Издательство «ВАКО», 2013. |
Планируемые результаты изучения курса «Окружающий мир». 4 класс
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
У обучающегося будут сформированы:
- основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, ответственного за сохранение её природного и культурного наследия;
- умение осознанно использовать обществоведческую лексику для выражения своих представлений о правах и обязанностях гражданина России, о правах ребёнка, о государственном устройстве Российской Федерации;
- чувства сопричастности к отечественной истории через историю своей семьи и гордости за свою Родину, российский народ, историю России посредством знакомства с достижениями страны, вкладом соотечественников в её развитие;
- осознание своей этнической принадлежности в контексте принципа российской гражданственности «Единство в многообразии»;
- понимание себя наследником ценностей многонационального российского общества и всего человечества, в том числе на основе формирования понятий «Всемирное природное наследие» и «Всемирное культурное наследие»;
- целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий, в том числе на основе построения и сопоставления картины мира с точки зрения астронома, географа, историка, эколога;
- уважительное отношение к истории и культуре народов России и мира через понимание их взаимной связи и представление о необходимости исторической преемственности в жизни общества;
- начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире, в том числе на основе представлений об историческом развитии родной страны, изменениях в её современной жизни и возможностях собственного участия в построении её будущего;
- осознанная готовность к выполнению социальной роли ученика (действовать в соответствии с нормами и правилами школьной жизни), мотивационная основа учебной деятельности и личностный смысл учения;
- самостоятельность и личностная ответственность за свои поступки, сохранность объектов природы, будущее России;
- эстетические потребности, ценности и чувства через восприятие природы России и родного края, знакомство с культурой регионов России, развитием культуры страны и родного края в различные периоды истории;
- этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей в ходе знакомства с историей Отечества, образами великих соотечественников, картинами жизни людей в разные исторические периоды;
- навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, в том числе при выполнении учебных проектов и в других видах внеурочной деятельности;
- установка на безопасный, здоровый образ жизни на основе знаний о природном разнообразии России и зависимости труда и быта людей от природных условий;
- мотивация к творческому труду, работе на результат, бережное отношение к материальным и духовным ценностям на основе знакомства с природным и культурным достоянием России, вкладом людей многих поколений в создание материальных и духовых ценностей родной страны и родного края.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные
Обучающийся научится:
- понимать и самостоятельно формулировать учебную задачу;
- сохранять учебную задачу в течение всего урока;
- ставить цели изучения темы, толковать их в соответствии с изучаемым материалом урока;
- выделять из темы урока известные знания и умения, определять круг неизвестного по изучаемой теме;
- планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры, делать обобщение);
- планировать свои действия;
- фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой на уроке, объективно относиться к своим успехам и неуспехам;
- самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- контролировать и корректировать свои действия в учебном сотрудничестве;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.
Познавательные
Обучающийся научится:
- понимать, толковать и организовывать свою деятельность в соответствии с условными знаками и символами, используемыми в учебнике и других образовательных ресурсах для передачи информации;
- осуществлять поиск необходимой информации из различных источников (библиотека, Интернет и пр.) для выполнения учебных заданий;
- выделять существенную информацию из текстов и литературы разных типов и видов (художественных и познавательных);
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения учебных задач;
- понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать прочитанную информацию в виде таблиц, схем, рисунков, моделей и пр.;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях;
- строить доказательство своей точки зрения по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
- проявлять творческие способности при выполнении рисунков, схем, составлении рассказов, оформлении итогов проектных работ и пр.;
- ориентироваться на разнообразие способов решения познавательных и практических задач, владеть общими приёмами решения учебных задач;
- моделировать экологические связи в природных сообществах.
Коммуникативные
Обучающийся научится:
- включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем и вопросов, проявлять инициативу и активность в стремлении высказываться, задавать вопросы;
- формулировать ответы на вопросы;
- слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- формулировать собственное мнение и позицию в устной и письменной форме;
- аргументировать свою позицию;
- понимать различные позиции других людей, отличные от собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении;
- признавать свои ошибки, озвучивать их;
- употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
- понимать и принимать задачу совместной работы, распределять роли при выполнении заданий;
- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
- готовить сообщения, выполнять проекты по теме;
- составлять рассказ на заданную тему;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;
- строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- достаточно точно, последовательно и полно передавать информацию, необходимую партнёру.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Обучающийся научится:
- понимать особую роль России в мировой истории; рассказывать о национальных свершениях, открытиях, победах, вызывающих чувство гордости за свою страну;
- находить и показывать на карте России государственную границу, субъекты Российской Федерации, свой регион, его главный город, другие города современной России, узнавать по фотографиям и описывать достопримечательности регионов и городов России;
- называть элементы государственного устройства России, объяснять их роль в жизни страны;
- называть имя действующего Президента Российской Федерации и его полномочия как главы государства;
- понимать, в чём различия между государственным устройством современной России и государственным устройством нашей страны в другие периоды её истории;
- объяснять, что такое права человека, как законы страны и самый главный из них — Конституция Российской Федерации — защищают наши права, приводить конкретные примеры прав ребёнка;
- раскрывать значение государственных символов России, находить их среди государственных символов других стран;
- называть главные праздники России, объяснять их значение в жизни страны, рассказывать о традициях и праздниках народов России;
- рассказывать о мире с точки зрения астронома, географа, историка, эколога;
- проводить несложные астрономические наблюдения;
- изготавливать модели планет и созвездий;
- использовать глобус и карту мира для получения информации о Земле;
- анализировать экологические проблемы планеты и предлагать способы их решения;
- приводить примеры объектов Всемирного наследия и животных из Международной Красной книги;
- находить и показывать на физической карте России различные географические объекты, на карте природных зон России — основные природные зоны;
- объяснять, почему происходит смена природных зон в нашей стране, давать характеристику природной зоны по плану, сравнивать различные природные зоны;
- приводить примеры растений и животных разных природных зон, в том числе внесённых в Красную книгу России;
- выявлять экологические связи в разных природных зонах, изображать эти связи с помощью моделей;
- оценивать деятельность людей в разных природных зонах, раскрывать возникающие экологические проблемы и способы их решения, приводить примеры заповедников и национальных парков России;
- давать краткую характеристику своего края;
- различать и описывать изученные природные объекты своего края, пользоваться атласом-определителем для распознавания (определения) объектов неживой и живой природы;
- давать краткую характеристику природных сообществ своего края;
- выявлять экологические связи в природных сообществах, изображать эти связи с помощью моделей;
- оценивать своё поведение в природе, правильно вести себя в разных природных сообществах;
- рассказывать об охране природы в своём крае;
- различать отрасли растениеводства и животноводства, представленные в экономике своего края;
- приводить примеры исторических источников, различать и сравнивать источники информации о прошлом;
- соотносить дату исторического события с веком, находить место события на «ленте времени»;
- прочитать историческую карту;
- перечислять эпохи истории человечества в правильной последовательности, кратко характеризовать каждую эпоху, узнавать историческую эпоху по знаменитым сооружениям прошлого, сохранившимся до наших дней;
- с помощью глобуса рассказывать, как человек открывал планету Земля;
- описывать некоторые выдающиеся достижения и изобретения людей прошлого по иллюстрациям, высказывать суждения об их значении в истории человечества;
- показывать на карте границы, территорию, столицу, другие города России в разные периоды истории, места некоторых важных исторических событий;
- рассказывать по исторической карте, иллюстрациям учебника об изученных событиях истории России;
- соотносить даты и события, определять последовательность и значение некоторых важных событий в истории России;
- составлять исторические портреты выдающихся людей прошлого, высказывать суждения о них;
- описывать облик Москвы и Санкт-Петербурга в разные века, узнавать их достопримечательности;
- называть и описывать некоторые выдающиеся памятники истории и культуры России;
- находить в домашнем архиве исторические свидетельства;
- раскрывать связь современной России с её историей;
- использовать дополнительную литературу, Интернет для получения информации и подготовки собственных сообщений о природе Земли, России и родного края, о жизни общества в прошлом и настоящем.
Содержание предмета
В результате изучения курса «Окружающий мир» обучающиеся на ступени начального общего образования:
·получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеть основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобрести целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
·обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознают свою этническую и национальную принадлежность в контексте ценностей многонационального российского общества, а также гуманистических и демократических ценностных ориентаций, способствующих формированию российской гражданской идентичности;
·приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры; ознакомятся с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях, что даст учащимся ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволит сделать восприятие явлений окружающего мира более понятными, знакомыми и предсказуемыми, определить своё место в ближайшем окружении;
·получат возможность осознать своё место в мире на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления личного опыта общения с людьми, обществом и природой, что станет основой уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
·познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире и неизбежность его изменения под воздействием человека, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края, что поможет им овладеть начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
·получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ-средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения в виде текстов, аудио- и видеофрагментов, готовить и проводить небольшие презентации в поддержку собственных сообщений;
·примут и освоят социальную роль обучающегося, для которой характерно развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
В результате изучения курса выпускники заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.
Раздел «Человек и природа»
Обучающиеся научатся:
- различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы;
- описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки;
- сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
- проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
- использовать естественно-научные тексты с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
- использовать различные справочные издания (определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт) для поиска новой информации;
- использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или выявления свойств объектов;
- обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
- определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека;
- понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологического поведения в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и в природе;
- пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегуляции своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены.
- выполнять правила безопасного поведения в природе, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях.
Раздел «Человек и общество»
Обучающийся научится:
- различать государственную символику Российской Федерации; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте Российскую Федерацию, Москву – столицу России, свой регион и его главный город;
- различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить основные (изученные) исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;
- используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
- оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников и т.д.);
- использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний;
- соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих, понимать необходимость здорового образа жизни.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
- ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
- наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества, страны;
- проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы.
Содержание тем учебного предмета
Земля и человечество (7ч.)
Введение. Мир глазами астронома. Мир глазами географа. Мир глазами историка. Прошлое и настоящее глазами эколога. Сокровища земли под охраной человечества.
Природа России (8ч.)
Равнины и горы России. Моря, озёра и реки России. Зона Арктических пустынь. Тундра. Леса России. Лес и человек. Зона степей. Пустыни. У Чёрного моря. Экологическое равновесие.
Родной край - часть большой страны (10 ч.)
Наш край. Наши подземные богатства. Земля кормилица. Леса, луга и пресные водоёмы нашего края. Растениеводство и животноводство в нашем крае.
Страницы всемирной истории (5ч.)
Начало истории человечества. Мир древности: далёкий и близкий. Средние века: время рыцарей и замков. Новое время: встреча Европы и Америки. Новейшее время: история продолжается сегодня.
Страницы истории России (17 ч.)
Жизнь древних славян. Во времена древней Руси. Грудные времена на Русской земле. Русь расправляет крылья. Путешествие в древнюю Москву. Пётр Великий. Михаил Васильевич Ломоносов. Екатерина Великая. Отечественная война 1812 г. Страницы истории XIX века. Россия вступает в XX век. Страницы истории 20 - 30-х г.г. Великая война и великая Победа. Страна, открывшая путь в космос.
Современная Россия (7ч.)
Основной закон России. Мы граждане России. Славные символы России. Такие разные праздники. Путешествие по России.
Название темы | Количество часов, отводимых на освоение темы |
Земля и человечество | 9/ 7 |
Природа России | 11/ 8 |
Родной край-часть большой страны | 12/ 10 |
Страницы всемирной истории | 6/ 5 |
Страницы истории России | 21/ 17 |
Современная Россия | 9/ 7 |
68/ 54 | |
Модуль | 14 |
ИТОГО часов | 68 |
Тематическое планирование по предмету «Окружающий мир» 4 класс
Название темы | Количество часов, отводимых на освоение темы | Характеристика деятельности учащихся |
Земля и человечество | 7 | Рассказывать о мире, с точки зрения астронома. Работать в паре: изучать по схеме строение Солнечной системы, перечислять планеты в правильной последовательности, моделировать строение Солнечной системы. Извлекать из текста учебника цифровые данные о Солнце, выписывать их в рабочую тетрадь. Работать со взрослыми: находить в дополнительной литературе, Интернете научные сведения о Солнце и Солнечной системе, кометах и астероидах, готовить сообщения. Формулировать выводы изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить. На основе схемы строения Солнечной системы характеризовать планеты, перечислять их в порядке увеличения и уменьшения размеров, осуществлять самопроверку. Различать планеты и их спутники. Анализировать схемы вращения Земли вокруг своей оси и обращения вокруг Солнца. Практическая работа: моделировать движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца. Устанавливать причинно-следственные связи между движением Земли и сменой дня и ночи, сменой времён года. Извлекать из дополнительной литературы, Интернета информацию об исследованиях астрономов и готовить сообщения. Работать в паре. Моделировать изучаемые созвездия. Определять направление на север по Полярной звезде. Выполнять задания электронного приложения к учебнику, пользуясь персональным компьютером. Работать с терминологическим словариком. Сравнивать глобус и карту полушарий. Находить условные знаки на карте полушарий. Обсуждать значение глобуса и карт в жизни человечества. Составлять рассказ о географических объектах с помощью глобуса и карты полушарий. Работать с терминологическим словарем. Составлять рассказы о мире, с точки зрения историка. Обсуждать роль бытовых предметов для понимания событий прошлого. Посещать краеведческий музей и готовить рассказ на основании его экспозиций о прошлом своего региона, села. Определять по «ленте времени» век, в котором происходили упоминавшиеся ранее исторические события. Обсуждать сроки начала года в разных летоисчислениях. Работать в паре: анализировать историческую карту, рассказывать по ней об исторических событиях. Рассказывать о мире, с точки зрения эколога. Анализировать современные экологические проблемы, предлагать меры по их решению. Знакомиться с международным сотрудничеством в области охраны окружающей среды. Находить информацию о способах решения экологических проблем и экологических организациях в России, готовить сообщения. Рассказывать о причинах появления Списка Всемирного наследия. Различать объекты Всемирного природного и культурного наследия. Знакомиться по карте-схеме с наиболее значимыми объектами Всемирного наследия, определять их по фотографиям. Знакомиться по рисунку учебника с животным из Международной Красной книги. Извлекать из дополнительной литературы, Интернета информацию об объектах Всемирного наследия и животных из Международной Красной Книги и готовить сообщения о них. |
Природа России | 8 | Находить и показывать на карте зону субтропиков, рассказывать о ней по карте. Знакомиться по материалам учебника с растительным и животным миром Черноморского побережья Кавказа, рассказывать по рисунку об экологических связях, моделировать характерные цепи питания. Обсуждать правила безопасности во время отдыха у моря, экологические проблемы Черноморского побережья Кавказа. Совершать с помощью Интернета виртуальные экскурсии на курорты Черноморского побережья Кавказа, в Дендрарий г. Сочи, в национальный парк «Сочинский». Характеризовать зону субтропиков по плану. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. Выполнять тесты с выбором ответа. Оценивать правильность/неправильность предложенных ответов. Адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами. |
Родной край-часть большой страны | 10 | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Работать в паре: знакомиться с политико-административной картой России; находить на политико-административной карте России свой регион; знакомиться с картой своего региона, рассказывать по ней о родном крае. Характеризовать родной край по плану в учебнике. Оценивать достижения на уроке. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Описывать по своим наблюдениям формы земной поверхности родного края. Находить на карте своего региона основные формы земной поверхности, крупные овраги и балки. Извлекать из литературы необходимую информацию о поверхности края. Обсуждать меры по охране поверхности своего края. Изготавливать макет знакомого участка поверхности родного края. Работать со взрослыми: интервьюировать взрослых о формах поверхности рядом с селом. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Составлять список водных объектов своего региона; описывать одну из рек по приведённому в учебнике плану; составлять план описания другого водного объекта. Моделировать значение водных богатств в жизни людей. Выявлять источники загрязнения близлежайших водоёмов. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Находить на физической карте России условные обозначения полезных ископаемых. Практическая работа в группе: определять полезное ископаемое, изучать его свойства, находить информацию о применении, местах и способах добычи полезного ископаемого; описывать изученное полезное ископаемое по плану; готовить сообщение и представлять его классу. Сравнивать изученные полезные ископаемые. Выяснять, какие полезные ископаемые имеются в регионе. Извлекать из краеведческой литературы сведения о предприятиях региона по переработке полезных ископаемых. Формулировать выводы из изученного материала, оценивать достижения на уроке. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Различать типы почв на иллюстрациях учебника и образцах. Извлекать из литературы информацию о типах почв своего региона; изготавливать макет разреза почвы; доказывать огромное значение почвы для жизни на Земле, осуществлять самопроверку. Выполнять задания из электронного приложения к учебнику. Извлекать из литературы информацию об охране почв в регионе. Формулировать выводы, отвечать на итог. вопросы и оценивать достижения на уроке. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Определять с помощью атласа-определителя растения смешанного леса в гербарии; узнавать по иллюстрациям в учебнике представителей лесного сообщества; выявлять экологические связи в лесу. Рассказывать по своим наблюдениям о том, какие растения, животные, грибы встречаются в лесах родного края. Моделировать цепи питания, характерные для лесного сообщества региона. Наблюдать за жизнью леса, определять его обитателей с помощью атласа-определителя. Формулировать выводы и оценивать достижения на уроке. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Описывать луг по фотографии, определять растения луга в гербарии; знакомиться с животными луга по иллюстрации учебника; выявлять экологические связи на лугу Моделировать цепи питания на лугу. Характеризовать луговое сообщество по плану. Выявлять нарушения экологических связей по вине человека, предлагать пути решения экологических проблем. Составлять памятку «Как вести себя на лугу». Наблюдать за жизнью луга, определять его обитателей с помощью атласа-определителя. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Работать в паре: описывать водоём по фотографии; определять с помощью атласа-определителя растения пресного водоёма; узнавать по иллюстрациям учебника живые организмы пресных вод; выявлять экологические связи в пресном водоёме. Моделировать цепи питания в пресноводном сообществе своего региона. Характеризовать пресноводное сообщество своего региона по данному в учебнике плану. Обсуждать способы приспособления растений и животных к жизни в воде. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Выявлять зависимость растениеводства в регионе от природных условий. Готовить сообщения, представлять их классу. Практическая работа: определять с помощью иллюстраций учебника полевые культуры в гербарии, различать зёрна зерновых культур. Различать сорта культурных растений. Наблюдать за весенними работами в поле, огороде, саду, участвовать в посильной работе по выращиванию растений. Формулировать выводы, отвечать на вопросы. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Выявлять зависимость животноводства в регионе от природных условий. Готовить сообщения, представлять их классу. Различать породы домашних животных. Работать со взрослыми: наблюдать за трудом животноводов, участвовать в посильной работе по уходу за домашними сельскохозяйственными животными. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. Выполнять тесты с выбором ответа. Оценивать правильность/неправильность предложенных ответов. Адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами. |
Страницы всемирной истории | 5 | Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить. Определять по «ленте времени» длительность периода первобытной истории. Обсуждать роль огня и приручения животных. Анализировать иллюстрации учебника. Понимать роль археологии в изучении первобытного общества. Работать с терминологическим словариком. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Определять по «ленте времени» длительность истории Древнего мира. Находить на карте местоположение древних государств. Извлекать информацию из учебника, анализировать иллюстрации, готовить сообщения и презентовать их в классе. Понимать роль появления и развития письменности в древности для развития человечества, сопоставлять алфавиты древности. Сопоставлять длительность исторических периодов Древнего мира и Средневековья, определять по «ленте времени» длительность Средневековья. Опиисывать по фотографиям средневековые достопримечательности современных городов. Развивать воображение, реконструируя быт и рыцарские турниры Средневековья. Сопоставлять мировые религии, выявлять их сходство и различия. Понимать важность изобретения книгопечатания для человечества. Оценивать достижения на уроке. Определять по «ленте времени» длительность периода Нового времени, сопоставлять её с длительностью Древнего мира и Средневековья. Обсуждать роль великих географических открытий в истории человечества. Характеризовать научные открытия и технические изобретения Нового времени. Развивать воображение, реконструируя историю технических изобретений в Новое время. Находить на «ленте времени» начало Новейшего времени. Характеризовать изменения в политическом устройстве стран мира. Рассказывать о научных открытиях и технических изобретениях XX – XXI веков. Выполнять задания из электронного приложения к учебнику. Работать с терминологическим словариком. Выполнять тесты с выбором ответа. Оценивать правильность/неправильность предложенных ответов. Адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами. |
Страницы истории России | 17 | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. В ходе самостоятельной работы (по группам) над темами «Декабристы», «Освобождение крестьян», «Петербург и Москва» изучать текст учебника. Работать с историческими картами, находить на карте Транссибирскую магистраль. Сопоставлять исторические источники. Отмечать на «ленте времени» начало Первой мировой войны, Февральской и октябрьской революций. Составлять план рассказа о событиях начала XX века и рассказывать о них по плану. Интервьюировать взрослых членов семьи о том, какую роль сыграли Октябрьская революция и Гражданская война в судьбе семьи. Развивать воображение, составляя от лица журналиста начала XX века интервью с учёным, каким он видит наступивший век. Знакомиться по карте СССР с административно-территориальным устройством страны. Сравнивать гербы России и СССР по иллюстрациям в рабочей тетради и электронном пособии, знакомиться с символикой герба СССР. Сравнивать тексты гимнов дореволюционной России, СССР и Российской Федерации. Знакомиться по фотографиям в Интернете с обликом довоенных станций метро. Составлять план рассказа о ходе Великой Отечественной войны, рассказывать о ней по плану. Обсуждать, в чём значение Победы в Великой Отечественной войне для нашей страны и всего мира. Встречаться с ветеранами войны, интервьюировать их. Прослушивать в записи песню «Вставай страна огромная» и другие песни времён войны. Делиться впечатлениями от фотографий военных лет и от картин на тему войны и Парада Победы. Выяснять в краеведческом музее, какой вклад внесло село в Победу. Собирать материал о мероприятиях празднования годовщины Победы в родном селе, в регионе. Интервьюировать старших членов семьи об участии их в войне, как они встретили День Победы в 1945 году. Готовить праздник ко Дню Победы. Извлекать из дополнительной литературы, Интернета информацию об освоении космоса. Интервьюировать старших членов семьи о том, как они запомнили день 12 апреля 1961 года. Прослушивать в записи песни, посвящённые полёту Юрия Гагарина. Знакомиться с репродукциями картин космонавта А.Леонова на космическую тему. Интервьюировать старших членов семьи о послевоенной истории страны, о проблемах страны и семьи, отбирать в семейном архиве необходимые фотографии, готовить сообщение и презентовать его в классе. Работать с электронным пособием. Работать с терминологическим словариком. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. Выполнять тесты с выбором ответа. Оценивать правильность/неправильность предложенных ответов. Адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами. |
Современная Россия | 7 | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Находить на политико-административной карте РФ края, области, республики, автономного округа, автономные области, города федерального значения. Анализировать закреплённые в Конвенции права ребёнка. Обсуждать, как права одного человека соотносятся с правами других людей. Выполнять задания из электронного приложения к учебнику. Готовить проекты «Декларации прав» (членов семьи, учащихся класса, учителей и учащихся), обсуждать их в классе. Работать с терминологическим словариком. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. Различать права и обязанности гражданина, устанавливать их взаимосвязь. Различать прерогативы Президента, Федерального собрания и Правительства. Следить за государственными делами по программам новостей ТВ и печатным средствам массовой информации. Моделировать деятельность депутата (вносить предложения по законопроектам в ходе ролевой игры). Работать с терминологическим словариком. Знакомиться с особенностями герба РФ, его историей, символикой, отличать герб России от гербов других государств. Знакомиться с Государственным флагом России, его историей, с Красным знаменем Победы. Выучить текст гимна России, знакомиться с правилами его исполнения, с историей гимна России, отличать гимн РФ от гимнов других государств. Обсуждать, зачем государству нужны символы. Различать праздники государственные, профессиональные, церковные, народные, семейные. Знакомиться с праздниками и Памятными днями России, обсуждать их значение для страны и каждого её гражданина. Выяснять, используя краеведческую литературу, какие праздники отмечают в крае, где живут учащиеся. Рассказывать о своих любимых праздниках. Работать со взрослыми: составлять календарь профессиональных праздников в соответствии с профессиями родителей. Знакомиться по материалам учебника и дополнительной литературы с регионами, городами, народами России. Совершать виртуальные экскурсии с помощью Интернета в разные города России, посещать музеи, осматривать памятники истории и культуры. Рассказывать по личным впечатлениям о разных уголках России, демонстрировать фотографии, сувениры. Анализировать и сравнивать гербы городов России, выяснять их символику. Пользуясь информацией из различных источников, готовить сообщения (сочинения) о регионах, городах России, знаменитых соотечественниках (по своему выбору). Выполнять тесты с выбором ответа. Оценивать Выполнять тесты с выбором ответа. Оценивать правильность/неправильность предложенных ответов. Адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами. |
54 | ||
Модуль | 14 | |
ИТОГО часов | 68 |
Календарно-тематическое планирование по предмету «Окружающий мир» 4 класс
Номер урока | № модуль | Календарные сроки прохождения | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Д/З |
Земля и человечество – 9ч. | |||||
05.09 | Мир глазами астронома. | 1 | Стр.4-8 | ||
07.09 | Планеты солнечной системы. П.р. Моделирование движения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца | 1 | Стр.9-15 | ||
12.09 | Звёздное небо - Великая книга Природы. | 1 | Стр.16-21 | ||
14.09 | Входящий контроль (тест). Мир глазами географа | 1 | Стр.22-28 | ||
1 модуль ОБЖ | 19.09 | 1 | Без задания | ||
21.09 | Мир глазами историка. Когда и где? | 1 | Стр.29-35 Стр.36-40 | ||
26.09 | Мир глазами эколога | 1 | Стр.41-47 | ||
28.09 | Сокровище Земли под охраной человечества. Международная Красная книга. | 1 | Стр.48-56 | ||
03.10 | Проверочная работа по теме «Земля и человечество». Работа с картой стр.58-59 | 1 | Стр.58-59 учиться читать карту | ||
Природа России – 11ч. | |||||
2 модуль ОБЖ | 05.10 | 1 | |||
10.10 | Равнины и горы России. | Стр.60-65 | |||
12.10 | Моря, озёра и реки России. | 1 | Стр.66-70 | ||
17.10 | Природные зоны России. Работа с картой. Зона арктических пустынь | 1 | Стр.71-75 Стр.76-83 | ||
3 модуль ОБЖ | 19.10 | 1 | |||
24.10 | Контрольная работа (тест) по итогам 1-й четверти. Тундра. | 1 | Стр.84-94 | ||
26.10 | Лес и человек. | 1 | Стр.103-109 | ||
4 модуль ОБЖ | 07.11 | 1 | |||
09.11 | Леса России | 1 | Стр.95-102 | ||
14.11 | Зона степей. | 1 | Стр.110-117 | ||
16.11 | Пустыни. | 1 | Стр.118-125 | ||
21.11 | У Чёрного моря. Проверочная работа по теме «Природа России» | 1 | Стр.126-134 | ||
5 модуль ОБЖ | 23.11 | 1 | |||
Родной край – часть большой страны – 12ч. | |||||
28.11 | Наш край. Поверхность нашего края. Экскурсия | Стр.138, карта Стр.139-144 | |||
30.11 | Водные богатства нашего края. | 1 | Стр.145-148 | ||
05.12 | Наши подземные богатства. П.р. «Определение полезных ископаемых» | 1 | Стр.149-159 | ||
6 модуль ОБЖ | 07.12 | 1 | |||
12.12 | Земля – кормилица. | 1 | Стр.160-163 | ||
14.12 | Жизнь леса. | 1 | Стр.164-169 | ||
19.12 | Жизнь луга. | 1 | Стр.170-177 | ||
21.12 | Контрольная работа за 2-ю четверть. Жизнь в пресных водах. | 1 | Стр.178-186 | ||
26.12 | Растениеводство в нашем крае. Пр.р. «Определение полевых культур в гербарии» | 1 | Стр.187-194 | ||
28.12 | Животноводство в нашем крае. | 1 | Стр.195-203 | ||
Проверочная работа по теме «Родной край – часть большой страны». | 1 | Стр.206-218 | |||
Защита проектов. Поверим себя и оценим свои достижения | 1 | ||||
Страницы всемирной истории – 6 ч. | |||||
Начало истории человечества. | 1 | Стр.р.4-7 | |||
Мир древности: далёкий и близкий. | 1 | Стр.8-14 | |||
7 модуль ОБЖ | Средние века: время рыцарей и замков. | 1 | Стр.15-21 | ||
Новое время: встреча Европы и Америки. | 1 | Стр.22-27 | |||
Новейшее время: история продолжается сегодня. | 1 | Стр28-32 | |||
Проверочная работа по теме «Страницы всемирной истории». | 1 | ||||
Страницы истории России – 21ч. | |||||
Жизнь древних славян. | 1 | Стр.34-39, читать карту | |||
8 модуль ОБЖ | Во времена Древней Руси. | 1 | Стр.40-45 | ||
Страна городов. | 1 | Стр.46-54 | |||
Из книжной сокровищницы Древней Руси. | 1 | Стр.55-58 | |||
Трудные времена на Русской земле. | 1 | Стр.59-64 | |||
Русь расправляет крылья. | 1 | Стр.65-69 | |||
9 модуль ОБЖ | Куликовская битва. | 1 | Стр.70-74 | ||
Иван Третий. | 1 | Стр.75-81 | |||
Мастера печатных дел. | 1 | Стр.82-86 | |||
Патриоты России. | 1 | Стр.87-91 | |||
Пётр Великий | 1 | Стр.94-100 | |||
10 модуль ОБЖ | Михаил Васильевич Ломоносов | 1 | Стр.101-104 | ||
Екатерина Великая | 1 | Стр.105-111 | |||
Отечественная война 1812 года | 1 | Стр.112-121 | |||
Страницы истории XIX века | Стр.122-126 | ||||
Россия вступает в XX век | 1 | Стр.127-135 | |||
11 модуль ОБЖ | Страницы истории 1920-1930-х годов | 1 | Стр.136-139 | ||
Великая Отечественная война и Великая Победа. | 1 | Стр.140-146 | |||
Страна, открывшая путь в космос | 1 | Стр.147-152 | |||
Проверочная работа по теме «Страницы истории России» | 1 | ||||
Защита проектов. Работа с картой | 1 | Стр.154-155 | |||
Современная Россия – 9ч. | |||||
12 модуль ОБЖ | Основной закон России и права человека | 1 | Стр.156-163 | ||
Мы - граждане России | 1 | Стр.164-167 | |||
Славные символы России | 1 | Стр.168-174 | |||
Такие разные праздники | 1 | Стр.175-179 | |||
Путешествие по России | 1 | Стр.180-192 | |||
13 модуль ОБЖ | Путешествие по России | 1 | Стр193-203 | ||
Проверочная работа по теме «Современная Россия» | 1 | ||||
Проверим себя и оценим свои достижения | 1 | Стр.206-219 | |||
14 модуль ОБЖ | Защита проектов | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса "Школа России"
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программме "Школа России" составлена в соответствии с ФГОС, тематическое планирование....
Рабочая программа по Окружающему миру 1-4 классы "Школа России"
Рабочая программа по ФГОС содержит Пояснительную записку и Клендарно-тематическое планирование уроков на 2014-2015 уч. год в 1, 2, 3, 4 классах....
Рабочая программа по окружающему миру. ФГОС. 4 класс. Школа России.
Программа включает следующие разделы: пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание тем учебного курса, требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих четвертый ...
Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса Школа России
Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса разработана на основе авторской программы А. А. Плешакова...
Рабочая программа по окружающему миру 1-4 класс. "Школа России"
Рабочая программа по окружающему миру 1-4 класс. "Школа России"...
Рабочая программа по окружающему миру 1-4 классы (Школа России) с планированием на 1 класс
Программа окружающего мира и календарно-тематическое планирование на 1 класс...
Рабочая программа по окружающему миру. 1 - 4 класс. "Школа России"
В материале представлена рабочая программа по окружающему миру....