Программа воспитательной работы "Из тысячи планет-земли прекрасней нет"
рабочая программа
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
«Из тысячи планет - земли прекрасней нет»
Сроки реализации:4 года
(для учащихся 1-4 классов)
Автор программы:
Учитель начальных классов
Морова Т.П.
пос.Юркино
Пояснительная записка.
«Маленький человек должен любить всё живое,
ведь только доброта открывает ребёнку и
детскому коллективу радость взаимопонимания»
Проблема экологического воспитания является в настоящее время актуальной.
Об окружающей среде в наше время много говорят и пишут, и часто можно услышать или прочитать, что она загрязняется и гибнет, что может наступить её всемирное разрушение, тогда не выживет и человек. Во всех странах мира созданы экологические организации, которые ведут борьбу за сохранение чистоты воды и воздуха, плодородия почвы, за охрану леса и животных. Однако сохранить окружающую среду можно при условии, что каждый человек осознаёт эту необходимость и будет разумно и бережно относиться к природным богатствам. Например, организации по защите лесов будут напрасно бороться за их сохранение, если туристы, грибники будут оставлять непотушенными костры, а лесорубы – вырубать все деревья подряд. Поэтому в наше время каждый человек должен обладать минимальным набором экологических знаний и способов деятельности, необходимыми для использования природы без нанесения ей существенного вреда, для того чтобы его поведение было экологически осмысленным.
Древнекитайская мудрость гласит: «Если не получаешь желаемого, измени свои действия».
Следовательно, мы должны проанализировать привычный образ жизни, свои поступки с точки зрения их дружественности по отношению к окружающей среде и постараться изменить или даже отказаться от тех из них, которые пагубно влияют на окружающую среду и на нас самих.
Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у всех людей, повышения их экологической культуры.
Экологическое воспитание - составная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием надо понимать единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой.
Острота современных экологических проблем выдвинула перед педагогической теорией и школьной практикой задачу воспитания молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природе, способного решать вопросы рационального природопользования, защиты и возобновления природных богатств. Чтобы эти требования превратились в норму поведения каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей среды.
В системе подготовки молодого поколения к рациональному природопользованию, ответственному отношению к природным ресурсам важное место принадлежит начальной школе, которую можно рассматривать как начальную ступень обогащения человека знаниями о природном и социальном окружении, знакомства его с целостной картиной мира и формирование научно-обоснованного, нравственного и эстетического отношения к миру.
В соответствии с Концепцией развития школы центральное место в воспитательной системе занимает формирование у учащихся экологической культуры, которая складывается из ответственного отношения:
– к природе (экология природы),
– к себе как составной части природы (экология здоровья),
– к окружающему нас миру, к живым существам вокруг нас (экология души).
Программа «Из тысячи планет – земли прекрасней нет» очерчивает основные направления и формы деятельности по формированию личности, обладающей экологической культурой и экологическим мышлением, она объединяет знания о природе, красоте, экологии планеты, направлена на экологическое воспитание.
Цели и задачи программы:
Основными целями программы являются:
создание условий для продолжения разностороннего развития личности детей, последовательное формирование у учащихся целостной картины окружающего мира, выработка экологических норм взаимодействия с окружающим миром.
При этом решаются следующие развивающие, образовательные, воспитательные задачи:
-развитие познавательной активности и самостоятельности в получении знаний об окружающем мире;
-ознакомление с взаимосвязями человека и природы;
- освоение общенаучных и специфических методов познания окружающего мира;
-воспитание у учащихся любви к природе и своему Отечеству, бережного отношения ко всему живому на Земле;
-формирование здорового образа жизни учащихся;
-формирование экологического мышления и экологической культуры учащихся;
Ценностными ориентирами содержания являются:
— развитие у учащихся эстетического восприятия окружающего
мира;
— формирование представлений о природе как универсальной ценности;
— изучение народных традиций, отражающих отношение местного
населения к природе; развитие умений, связанных с изучением окружающей среды;
— развитие устойчивого познавательного интереса к окружающему
миру природы;
— развитие представлений о различных методах познания природы
(искусство как метод познания, научные методы);
— формирование элементарных умений, связанных с выполнением
учебного исследования;
— вовлечение учащихся в деятельность по изучению и сохранению
ближайшего природного окружения.
Личностными результатами освоения программы являются:
— развитие любознательности и формирование интереса к изучению
природы методами искусства и естественных наук;
— развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся,
дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись и т. д.);
— воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости сохранения окружающей среды;
— формирование мотивации дальнейшего изучения природы.
Метапредметными результатами являются:
— овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность
группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений;
— освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности,
доступных для детей младшего школьного возраста: формулирование
с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения),
составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам
исследования;
— формирование приёмов работы с информацией, что включает
в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии
с учебной задачей, а также понимание информации, представленной
в различной знаковой форме — в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т. д.;
— развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии.
Предметными результатами являются:
— в ценностно-ориентационной сфере — сформированность представлений об экологии как одном из важнейших направлений изучения
взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества;
— в познавательной сфере — наличие углублённых представлений
о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; освоение базовых естественнонаучных знаний, необходимых для дальнейшего
изучения систематических курсов естественных наук; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социоприродной среде;
— в трудовой сфере — владение навыками ухода за растениями комнатными и на пришкольном участке, за домашними питомцами;
— в эстетической сфере — умение приводить примеры, дополняющие
научные данные образами из литературы и искусства;
— в сфере физической культуры — знание элементарных представлений о зависимости здоровья человека, его эмоционального и физического
состояния от факторов окружающей среды.
Основные принципы реализации программы
- Принцип добровольности
- Принцип систематичности и последовательности в освоении знаний и умений.
- Принцип доступности
- Принцип обратной связи
- Принцип ориентации на успех.
- Принцип взаимоуважения.
- Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания
- Принцип связи обучения с жизнью.
- Принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности учащихся.
- Принцип креативности (творчества) и коллективности.
- Принцип опоры на интерес
Возраст участников программы от 6 до 11 лет (учащиеся 1-4 класса). Система мероприятий сформирована с учётом возрастных возможностей, психофизиологических и индивидуальных особенностей восприятия окружающего мира младшими школьниками. Программа реализуется в течение 4 лет.
Прогнозируемый результат
В процессе изучения данной программы школьники получают знания об окружающем мире из различных источников, используя разные способы познания, начинают осмысливать и понимать роль человека в мире; осознают, что мир красив, многообразен, изменчив; приобретают разнообразные навыки и умения.
Ребята приобретают желание глубже познавать мир, активно действовать в нём.
Итоги в конце первого года обучения
- успешная адаптация к школьной жизни;
- эмоциональная устойчивость обучающихся;
- создание предпосылок для формирования классного коллектива;
- активное участие родителей в жизни класса, школы;
- осознание необходимости сохранения окружающей среды;
- соблюдение гигиенических норм и культуру быта.
Итоги учащихся
в конце второго года обучения
- устойчивые положительные результаты обучения;
- активное участие детей в жизни класса, школы;
- негативное отношение к вредным привычкам;
- проявление эстетического отношения к окружающей среде.
Итоги учащихся
в конце третьего года обучения
- проявление интеллектуальных способностей;
- знание истории своей семьи, школы, достопримечательностей родного края;
- умение организовывать под руководством учителя внеклассные мероприятия;
- знание о влиянии на здоровье человека активного отдыха;
- ощущение ответственности за совершаемые поступки.
Итоги учащихся
в конце четвёртого года обучения
- овладение методами самовоспитания, самоконтроля;
- формирование потребности в сознательном, ответственном отношении к учению;
- проявление самостоятельной творческой активности;
- умение самостоятельно организовывать и проводить мероприятия разной направленности;
- проявление эмоционально-нравственное отношение к окружающей среде;
- формирование потребности в здоровом образе жизни;
- обеспечение гармонии взаимоотношений семьи и школы;
мотивированность субъектов воспитания на совместную деятельность.
Формы и методы ведения занятий.
Теоретические:
Беседы с использованием иллюстративного материала, гербария, моделей; с демонстрацией опытов и использованием ТСО; «круглые» столы, диспуты, встречи.
Подготовка обучающимися рефератов и сообщений
Практические:
-наблюдение
-игры (с готовыми правилами; игры – состязания, игры – соревнования, конкурсы, дидактические игры, сюжетно-ролевые);
-Экскурсии
-Праздники
Содержание Программы экологического воспитания
Программа экологического воспитания школьников МБОУ «Юркинская СОШ» включает следующие направления воспитательной деятельности: «Экология природы», «Экология здоровья», «Экология души». Каждое из них ориентировано на приобщение учащихся к тем или иным общечеловеческим ценностям.
Направление «Экология природы»
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | |
Цель: | Воспитание у подрастающего поколения экологически целесообразного поведения как показателя духовного развития личности | |||
Задачи: | Формировать представление о природе как среде жизнедеятельности человека. Развивать эмоционально-нравственное отношение к окружающей среде. Воспитывать эстетическое отношение к окружающей среде, умение вести себя в соответствии с общепринятыми нормами. | |||
Общешкольные творческие дела | Природоохранные акции «Птичья столовая», «Зеленая красавица» «Подарок другу» -конкурс поделок из природного материала. | Тематичес- кая линейка «День птиц». Природоохранные акции «Пернатые друзья», «Чистый школьный двор», «Осень золотая»-праздник. | Выставка рисунков и поделок. Дни защиты окружающей среды от экологической опасности. Тематическая линейка «День воды». | Участие в выставках и конкурсах на экологическую тему. Тематическая линейка «День Земли». «Кормушка своими руками»- природоохранные акция. |
Формы работы с классом | Общение с природой | |||
Посвящение в друзей природы. | Наблюдения за жизнью природы (календарь природы, народные приметы). | Обследование флоры и фауны местной территории. | Выращива-ние на пришколь-ном участке лекарствен-ных трав. | |
Экологические игры | ||||
Загадки природы. | Конкурсная программа « В мире животных». | Лесная аптека. | Осторожно, их мало! | |
Экологические проекты | ||||
Разведка прекрасного и удивительного. | «Жалобная книга» природы. | « Не проходите мимо!» | «Красная книга района». | |
Классные часы, беседы | ||||
«Природа родного края», «Заповеди леса», «Береги зелёный океан». | «Редкие растения и животные», «Кто в лесу живет, что в лесу растет?» КВН, «Деревья разные бывают». | «Прогулки в Природо- град», «Звери, птицы, лес и я – вместе дружная семья», | «Прекрасны солнце, воздух и вода – прекрасна вся моя Земля» «Красная книга», «Памятники животным». | |
Работа с семьей | Экологический всеобуч: «Как воспитать любовь к природе» Экологические акции «Посади дерево», «Школьный день вместе». | |||
Заповеди |
|
Направление «Экология здоровья»
Младший школьник (1–4 классы) | ||||
Цель | Сохранение и укрепление здоровья учащихся, формирование потребности в здоровом образе жизни. | |||
Задачи | Научить соблюдать гигиенические нормы и культуру быта. Познакомить с активным отдыхом и его влиянием на здоровье человека. Воспитывать сознательное отношение к труду. | |||
Общешкольные творческие дела | Дни здоровья. Организация дежурства в классе и в школе. Трудовые десанты. Работа по благоустройству школы и ее территории и др. | |||
Формы работы с классом | Учет классных спортивных рекордов. Акции «Дети и дорога», «За безопасность жизни детей» и другие социальные инициативы. | |||
Психологические тренинги «Кто я?». Активные игры на воздухе. Подвижные игры на переменах. «Веселые старты». | ||||
Классные часы, беседы | ||||
«Твой режим дня», «Здоровому –все здорово!», «Сколько профессий у автомобиля?», «В гостях у Светофора Светофорыча», устный журнал «Расти здоровым». | «Как стать Нехворайкой», «В гостях у Мойдодыра», «Вредные привычки. Как их искоренить?», «Суд над сигаретой», «Да здрав-ствует мыло душистое и полотенце пушистое!» (игровая программа по правилам личной гигиены). | «Что дает спорт человеку», "Я выбираю ЗОЖ", «Азбука улиц». | «Труд человека кормит, а лень портит», "Береги здоровье смолоду". | |
Работа с семьей | Родительский всеобуч «Как сохранить здоровье ребенка», «Влияние телевидения и компьютерных игр на здоровье школьника». Соревнования «Папа, мама, я – спортивная семья». Походы выходного дня. | |||
Заповеди |
|
Направление «Экология души»
Младший школьник (1–4 классы) | ||||
Цель | Формирование нравственно-здоровой, духовно богатой личности школьника | |||
Задачи | Формировать потребность в сознательном, ответственном отношении к учению. Пробудить интерес к прошлому своего народа, воспитывать гордость за национальную культуру. Выявлять и развивать творческие наклонности детей. Помочь ребенку осмыслить себя как частичку окружающего мира. | |||
Общешкольные творческие дела | Предметные олимпиады. Библиотечные уроки. Конкурсы чтецов, сочинений, рисунков. Акция «Цветы победителям», «Давайте делать добрые дела» и другие». | |||
Формы работы с классом | Экскурсии в музеи, на выставки. Библиотечные уроки. Конкурсы чтецов, сочинений, рисунков. | |||
Классные часы, беседы. | ||||
«Выбираем поручения», «Путешествие в Книжкино царство», «Герб и флаг России», «Защитники земли русской», «В мире профессий». | «Азбука юного гражданина», «Правила поведения в обществе», «Что важнее: знать или выполнять?», «Зачем учиться в школе?», «Твой читательский формуляр», «Чем я богат». | «Мои увлечения», «Про великих и знаменитых», «Слово о родном крае». «Наши Читательские Интересы», «Из истории праздников», «Ребенок и его права», | «Люблю тебя, мой край родной», «Моя родословная», «Мои земляки», «Учиться с увлечением. Возможно ли это?», Встречи с интересными людьми. | |
Работа с семьей | Открытые занятия кружков и секций. «Школьный день вместе». Помощь в организации и проведении праздников. Совместная организация деятельности. Посещение музеев, выставок. | |||
Заповеди |
|
Взаимодействие классного руководителя с родителями
основные направления | формы работы с семьёй |
психолого-педагогическое просвещение родителей | родительские встречи, обмен опытом |
индивидуальные и тематические консультации | |
тренинги | |
конференции | |
родительские собрания | |
вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс | дни творчества |
открытые уроки и внеклассные мероприятия | |
помощь в организации и проведении внеклассных дел и в укреплении материально - технической базы школы и класса | |
участие в управлении учебно-воспитательным процессом | участие родителей класса в работе совета школы |
участие родителей класса в работе родительского комитета |
Калейдоскоп родительских собраний
Срок проведения | Тема собрания | Ответственные |
1 класс | ||
сентябрь | Знакомство с родителями учеников-первоклассников. | учитель |
октябрь | «Вредные привычки». | учитель |
декабрь | «Воспитание трудолюбия в семье. Как воспитать себе помощника?». | учитель |
февраль | «Преодоление детской агрессивности. Особенности общения родителей с агрессивным ребенком». | учитель |
апрель | «У счастливых родителей - счастливые дети» | учитель |
май | Итоги прошедшего учебного года – праздник «До свидания 1 класс!» | учитель |
2 класс | ||
I четверть | «Физическое развитие младшего школьника в школе и дома». | учитель |
II четверть | «Наказание и поощрение в семье». | учитель |
III четверть | «Становление личности». | учитель |
IV четверть | «Ребёнок и телевизионный экран». | учитель |
3 класс | ||
I четверть | «Влияние телевидения и компьютерных игр на здоровье школьника». | учитель |
II четверть | «Трудовое участие ребенка в жизни семьи». | учитель, |
III четверть | «Как организовать внешкольное время ребенка. Роль игры в его жизни». | учитель |
IV четверть | Итоги прошедшего года «Вот и стали мы на год взрослей». | учитель |
4 класс | ||
I четверть | «Воспитание нравственных привычек у детей». | учитель |
II четверть | «Как сохранить здоровье ребенка» | учитель |
III четверть | «Как воспитать любовь к природе». | учитель |
IV четверть | «Как относиться к школьной отметке». | учитель |
Модель выпускника начальной школы
Это творческая личность, умеющая жить в классном коллективе и строить со своими одноклассниками отношения дружбы и взаимопомощи.
Личностные качества (черты характера):
- сознательная дисциплинированность;
- умение дружить;
- порядочность
- честность, правдивость
Отношение к окружающим:
- уважение, гуманность
- забота о других; милосердие
- интерес к людям, общительность;
- доброжелательность, склонность к сотрудничеству;
- толерантность, уступчивость;
Интеллектуальное развитие
- информационный кругозор
- потребность применять знания на практике
Отношение к труду, деятельности, обязанностям:
- добросовестность
- старательность
- осознанность
Человек - творец самого себя:
- "любящий себя" - значит уважающий себя и других;
- стремление к саморазвитию.
Культура поведения:
- умение жить вместе с другими;
- культура речи.
Здоровый образ жизни:
- отношение к своему здоровью как к важной личной и общественной ценности;
- любовь и интерес к спорту
- отсутствие вредных привычек
- знание способов поддержания здоровья;
Эстетическая культура
- умение видеть прекрасное в природе и жизни.
Отношение к природе:
- готовность охранять и защищать природу;
- бережное отношение к окружающей среде;
Оценка эффективности и перспектива развития
Критерии и способы изучения эффективности воспитательной системы класса:
- сформированность нравственного, познавательного, коммуникативного, художественного и физического потенциалов личности младшего школьника;
- развитость креативных способностей учащихся;
- проявление индивидуальности каждого ученика и классного сообщества в целом;
- сформированность классного коллектива.
В соответствии с данными критериями могут быть использованы традиционные и нетрадиционные методики изучения воспитательного процесса
Критерии | Показатели | Методики |
1. Интеллектуальное развитие | 1. Освоенность образовательной программы 2. Развитость познавательных процессов 3. Способность к проведению научного поиска | 1. Анализ текущей и итоговой успеваемости |
2. Нравственное развитие | 1. Сформированность основных нравственных качеств личности 2. Социальная активность учащихся | 1. Оценка уровня воспитанности 2. Педагогическое наблюдение |
3. Коммуникативное развитие | 1. Коммуникабельность 2. Сформированность коммуникативной культуры учащихся | 1. Педагогическое наблюдение |
4. Развитость креативных способностей | 1. Способность к оригинальному мышлению 2. Стремление к творчеству | 1. Анкета для родителей «Способности вашего ребенка» 2. Педагогическое наблюдение |
5.Сформированность классного коллектива | 1. Состояние эмоционально – психологических отношений в коллективе | 1. Социометрия |
6. Удовлетворенность учащихся и родителей жизнедеятельностью классного сообщества | 1. Комфортность, защищенность личности учащегося его отношение ко всем сторонам жизнедеятельности в классе 2. Удовлетворенность родителей результатами обучения и воспитания своих детей | 1. Тест «Хорошо ли ребенку в школе?» 2. Изучение удовлетворенности школьной жизнью (методика Андреева А. А.) |
Перечисленные методики позволяют получить необходимую и достоверную информацию о развитии личности учащихся и сформированности коллектива классного сообщества.
Литература
- Аверьянова И.В., Лапшина Н.Н. Праздники знаний.- Волгоград: Учитель, 2008.
- Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. - М.: Владос - Пресс, 2011.
- Дереклеева Н.И. Научно- исследовательская деятельность классного руководителя в школе. - М.: Вербум-М, 2000.
- Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 - М.: ВАКО, 2007.
- Решетникова П.Е. Организация педагогической практики в начальных классах. - М.: ГИЦ Владос, 2002.
- Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Обухова Л.А. Нетрадиционные формы работы с родителями - М.: 5 за знания, 2005.
- Яровая Л.Н., Барылкина Л.П., Цыбина Т.И. Внеклассные мероприятия. 1-4 классы. - М.: ВАКО, 2009
Интернет-ресурсы
1.http://www.sci.aha.ru/ATL/ra21c.htm— биологическое разнообразие России.
2. http://www.wwf.ru— Всемирный фонд дикой природы (WWF).
3. http://edu.seu.ru/metodiques/samkova.htm— интернет-сайт «Общественные ресурсы образования» / Самкова В.А.Открывая мир.
Практические задания для учащихся.
4. http://www.forest.ru— интернет-портал Forest.ru — всё о российских
лесах.
5.http://www.ecosystema.ru— экологическое образование детей
и изучение природы России.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Наш дом - планета Земля. Праздник, посвященный Дню земли.
Наверное, большинство из нас старается сделать уютным и красивым если не свой дом, то хотя бы свою комнату. Но почему-то переступив порог своей квартиры, мы забываем о том, что за этим порогом – тоже ...
Вода на планете Земля.Реки Земли. (по учебнику О.Т.Поглазовой «Окружающий мир» 2 класс )
Проектная работа по окружающему миру в форме презентации к уроку....
Урок окружающего мира с использованием программы Google Планета Земля 4 класс. Тема: “Первопроходцы и первооткрыватели земли Амурской”.
Авторы: С.А. Бунина, Н.П. СакриеваУрок окружающего мира с использованием программы Google Планета Земля4 класс.Тема: “Первопроходцы и первооткрыватели земли Амурской”.Цели:- Ученик научить...
Презентация "Цветочный калейдоскоп". Воспитательная работа по разделу "Планета Земля".
Презентация "Цветочный калейдоскоп" посвящена прекрасным творениям природы - цветам. Цели этой работы: 1) уточнить знания учащихся о комнатных декоративных, о полевых и лекарственных растениях; ...
Программа "Наш дом - планета Земля" 2 класс
Программа внеурочной деятельности "Наш дом - планета Земля" 2 класс....
Программа "Наш дом - планета Земля" 3 класс
Программа внеурочной деятельности "Наш дом - планета Земля". 3 класс....
Внеурочная деятельность, воспитательное мероприятие "Путешествие по планете Земля. Калейдоскоп здоровья"
технологическая карта внеурочного воспитательного мероприятия по теме: Здоровый образ жизни. Занятие разработано в виде путешествия 2х команд по станциям по станциям....