Программа "Наш дом - планета Земля" 2 класс
рабочая программа (2 класс) по теме

Марчук Ольга Александровна

Программа внеурочной деятельности "Наш дом - планета Земля" 2 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nash_dom_2_klass.docx30.53 КБ

Предварительный просмотр:

Результаты освоения курса «Наш дом – планета Земля»

Личностные

- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

-  экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

- эстетические потребности, ценности и чувства;

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

-предвосхищать результат.

- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.

-концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;

- стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

- ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;

- предлагать помощь и сотрудничество; 

- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Познавательные универсальные учебные действия

- ставить и формулировать проблемы;

-  осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;

- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.

-записывать, фиксировать информацию об окружающем мире, в том числе с помощью  ИКТ, заполнять  предложенные схемы с опорой на прочитанный текст;

- устанавливать  причинно-следственные связи.

К концу второго года обучения школьники должны

знать: 

  • названия материков и их расположение на глобусе, карте;
  • значение Солнца в развитии жизни на Земле;
  • свойства воды, агрегатные состояния воды, значение воды в жизни живых организмов, правила поведения на водоеме;
  • свойства воздуха, основные источники загрязнения, его значение в жизни живых организмов;
  • разнообразие растительного  и животного мира;
  • особенности животного и растительного мира своего края;
  • основные   культурные   растения: злаки, овощи, фрукты;
  • опасные растения;
  • причины необходимости  природоохранной  деятельности;
  • наиболее распространенные полезные ископаемые Кузбасса,
  • главные улицы города;
  • чем занимаются люди Кузбасса;
  • понятие «экологическая тропа»,
  • правила  безопасности и поведения на природе;
  • правила личной и общественной гигиены.

уметь:

  • организовать рабочее место;
  • вести наблюдение в природе;
  • узнавать и описывать животных и растения;
  • рассказать о своих наблюдениях;
  • выражать свое отношение к природе, животным, растениям через рисунок;
  • выполнять правила гигиены, охранять свое здоровье;
  • работать с гербарием,  коллекциями, наглядным и раздаточным материалом;
  • оказывать посильное участие в охране природы (подкармливание птиц, сбор семян, участие в экологических акциях).

        Программа «Наш дом – планета Земля» способствует формированию у  младших школьников следующих качеств личности:

  • патриотизм;
  • терпимость и уважение к истории, традициям, обрядам, культуре, языку нации и народностей;
  • ответственность и чувство долга, милосердие, достоинство, уважение;
  • трудолюбие;
  • настойчивость;
  • дисциплинированность;
  • любовь к  малой родине;
  • неравнодушное отношение к экологическим нарушениям.

        

Содержание курса «Наш дом – планета Земля»

2 класс

№ п/п

Раздел программы

Содержание

Теория

Практика

1

Общение с природой

Наблюдение за жизнью природы.  Календарь природы. Народные приметы.

Беседа «Прогулки в Природоград».

Правила поведения в природе.

По следам Робинзона (эколого – натуралистический праздник)

Экскурсия в природу.

Экологическая игра «Загадки природы».

Праздник «Дары осени».

Тематическая линейка «День Земли»

2

Солнце, воздух, вода…и растение

Установление природных закономерностей, взаимосвязей. Распознавание встречающихся в нашей местности растений.

Беседа «Прекрасны солнце, воздух и вода – прекрасна вся моя Земля».

Выпуск книжки-малышки «Осторожно, их мало!»

Экологическая игра «Хочу все знать!»

Конкурс экологических сказок «Украденное солнце».

Акция «Зеленая красавица»

3

Птицы нашего края

Заочное путешествие.

Работа с иллюстрациями с изображением птиц, чтение стихов, рассказов.

Наблюдение за поведением птиц на улице во время экскурсии.

Посещение краеведческого музея.

Тематическая линейка «День птиц».

Выпуск буклета «Птицы – наши друзья»

Викторина  «Знаешь ли ты птиц своего края».

Экологическая игра «Приключения в лесу».

4

Богатство родной природы в творчестве русского народа

Изучение и подбор материалов о народных художественных промыслах.

Экология и фольклор (пословицы, поговорки, загадки, песни о природе).

Экскурсия в краеведческий музей.

Выставка рисунков о природе.

Ярмарка народного мастерства.

Конкурс экологических сказок.

5

Что мы знаем о родном городе

Экологическая ситуация в городе.

Фотоконкурс «Город глазами детей».

 Экскурсия «Уголки природы в нашем городе»

6

Откуда берется и куда девается мусор?

Знакомство с промышленными отходами и их реализацией. Бытовые отходы.

Выставка поделок из бытовых отходов.

Устный журнал «Чтобы ты мог сделать для своего двора?»

Ролевая игра «Давай поиграем в волшебника».

Акция «Наш чистый школьный двор».

7

Досуговые мероприятия

Экологический праздник «Звери, птицы, лес и я – вместе

дружная семья!»

Экологическая игра «Поиск нарушителей природы».

Поход по экологической тропе г.Новокузнецка.

        Основная организационная форма обучения - занятие в группах не более 10 - 14 человек, так как полноценное осуществление программы возможно лишь при хорошем контакте между детьми и учителем.

     Место проведения занятий – учебные кабинеты школы, пришкольный участок, «Зимний сад», «Зооцентр», «Аквацентр» станции юных натуралистов, читальный зал библиотеки, музеи города.

    При комплектовании групп дети не должны обладать определенными знаниями и способностями.

    В группе занимаются одновременно мальчики и девочки.

    Формы организации детского коллектива: беседы, экологические игры, природоохранные акции, тематические линейки, экскурсии, заочные путешествия, спортивные соревнования, конкурсы эрудитов, фотоконкурсы, эколого – натуралистические праздники, мини – спектакли, КВНы, праздники,  походы и др.

Формы и виды контроля

     Отслеживание результатов обучения проводится на занятиях в течение учебного года и в конце учебного года при подведении итогов.

Сравнительный анализ результатов входного и итогового контроля дает возможность отслеживать динамику развития ребенка и усвоения им полученных знаний и умений.

Следует иметь в виду принцип постепенного продвижения в развитии личности, то есть возможность для самореализации ребенка в условиях свободного выбора различных видов деятельности. При этом успехи, достижения ребенка сравниваются не со стандартом, а с его исходными возможностями.

Важным показателем эффективности реализации программы является участие детей в течение года в выставке творческих работ, в конкурсах, спортивных состязаниях, походах и т.д.          

Результатом освоения программы «Наш дом-планета Земля» для большинства учащихся является определенный объем знаний, умений и навыков, который положительно сказывается в дальнейшей учебной и познавательной деятельности. Многие дети в процессе занятий реализуют свое увлечение, повышают собственную самооценку, через общение со сверстниками, животными и растениями решают (снимают) проблемы психологического напряжения и тревожности человека, которые возникают в школьной и семейной среде.

Входной контроль проводится в форме эколого – натуралистического праздника «По следам Робинзона», цель которого в игровой беседе выявить знания детей. Неформальная обстановка праздника создает благоприятную психологическую атмосферу в коллективе, улучшает образовательный и воспитательный процесс, что позволяет в дальнейшем выбрать правильные формы и методы работы.

        Текущий (промежуточный) контроль учитель на каждом занятии осуществляет, используя тематические вопросники, наблюдение за работой, поведением, участием и ответами обучающихся при выполнении заданий учебного курса, творческих работ, во время игровых ситуаций, спортивных соревнований, КВНов, конкурсов эрудитов, эколого-натуралистических праздников и мини-спектаклей «Сказка Зимнего леса», «Загадки леса», «Тайны природы».

               Итоговый контроль  проводится в форме итогового похода.

Цель итогового контроля – определение уровня знаний, востребованность программы, получение сведений для работы над совершенствованием содержания программы и методик обучения.

Итоговый поход по экологическим тропам г. Новокузнецка, в котором участвуют дети, родители, учитель выбран формой подведения итогов первого,  второго, третьего и четвёртого годов обучения. Оценивается участие детей в подготовке похода, в конкурсах, играх-викторинах, отношение к сверстникам, взрослым, окружающей природе. В результате под влиянием впечатлений от похода активизируется познавательная деятельность воспитанников, развивается и формируется интерес от причастности к мероприятию, коллективу.

        Итоговый контроль, позволяет учителю,  детям, родителям увидеть результаты своего труда, определить эффективность обучения, обсудить результаты, внести коррективы в дальнейший учебный процесс, создает хороший психологический климат в коллективе.

        Основным документом учета является журнал, где фиксируется информация о посещаемости и пройденном на занятиях материале. Учет успеваемости проводится методом опроса, беседы и наблюдения.

        Методы диагностирования: наблюдение,  беседа, анализ результатов деятельности, тестирование, анкетирование.

Формы подведения итогов

Праздник «Дары осени»

Экологическая игра «Хочу все знать!»

Проект «Солнце, воздух, вода  и…растение»

Выпуск  буклета «Птицы – наши друзья»

Викторина «Знаешь ли ты птиц своего края»

Конкурс экологических сказок

Ярмарка народного мастерства

Выставка «Поделки из бытовых отходов»

Устный журнал «Что бы ты мог сделать для своего двора»

Акция «Наш чистый школьный двор»

Ролевая игра «Давай поиграем в волшебников»

Экологическая тропа

 (Поход по экологической тропе  г.Новокузнецка)

       В конце каждой четверти и по итогам года проводятся церемонии награждения учащихся, которые предусматривают вручение похвальных грамот, дипломов, призов, что позволяет отметить достижения каждого без исключения учащегося в той или иной области и является важным стимулирующим (мотивационным) фактором. Номинации, по которым будет осуществляться награждение в конце года, объявляются учащимся задолго до его окончания. 

Календарно-тематическое планирование

2 класс

35 часов (1 раз в неделю)

№ п/п

Дата

Тема

Примечание

Общение с природой

1

По следам Робинзона. (Эколого-натуралистический праздник)

2

Великая школа природы

3

Экскурсия в природу

4

Чему учит нас природа?

5

Экологическая игра «Загадки природы»

6

Праздник «Дары осени»

7

Тематическая линейка «День Земли»

Солнце, воздух, вода…и растение

8

Прекрасны солнце, воздух и вода – прекрасна вся моя Земля

9

Выпуск книжки – малышки «Осторожно, их мало!»

10

Экологическая игра «Хочу всё знать»

11

Конкурс экологических сказок «Украденное солнце»

12

Акция «Зелёная красавица»

13

Растения - синоптики

Птицы нашего края

14

Заочное путешествие «Птицы нашего края»

15

Экскурсия в краеведческий музей

16

Тематическая линейка «День птиц»

17

Выпуск буклета «Птицы – наши друзья»

18

Викторина «Знаешь ли ты птиц своего края?»

19

Экологическая игра «Птичий переполох в лесу»

Богатство родной природы в творчестве народа

20

Народные художественные промыслы

21

Экскурсия в художественный музей

22

Выставка рисунков о природе родного края

23

Ярмарка народного мастерства

24

Конкурс экологических сказок

Что мы знаем о своём городе

25

Новокузнецк – любимый город мой родной!

26

Фотоконкурс «Город глазами детей»

27

Экскурсия «Уголки природы в нашем городе»

Откуда берётся и куда девается мусор?

28

Что такое бытовые отходы?

29

Выставка поделок из бытовых отходов

30

Устный журнал «Что ты можешь сделать для своего двора?»

31

Ролевая игра «Давай поиграем в волшебника»

32

Акция «Наш чистый школьный двор»

33

Экологическая игра «Поиск нарушителей природы»

34-35

Итоговое занятие. Экологическая тропа. (Поход по экологической тропе г. Новокузнецка)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Клубный час "Путешествие на неизведанную планету" 2 класс

На данном занятии дети проводят исследования о происхождении слов - названий грибов, растений, птиц.......

Игра - путешествие К неизведанным планетам 4 класс

Игра- путешествие  К неизведанным планетам...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Зеленая планета", 2 класс

Программа "Зеленая планета" разработана с целью расширения курса "Окружающий мир" Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова для 2 класса и направлена на реализацию федерального государственного образовательного ст...

Классный час "Береги свою планету". 4 класс

Классный час "Береги свою планету" для учеников 4 класса проведен с целью:формировать нравственный аспект защиты экологии на основе воспитания  бережного  отношения  к родной природе....

Урок-игра "Путешествие на неизвестную планету", 4 класс

Предлагаю разработку урока в старых добрых традициях. Два года назад я решила использовать разработку  игры «Напиток здоровья» (физика), которая когда-то была достаточно известной, на уроках инфо...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Зеленая планета", 3 класс

Программа «Зеленая планета» разработана с целью расширения курса «Окружающий мир»  Н.Я Дмитриевой, А.Н.Казакова для  3  класса и направлена на реализацию федерального государственного о...

Конспект урока по окружающему миру по теме "Планеты" 2 класс Система Л.В.Занкова

Урок изучения и первичного закрепления знаний. В структуре урока реализован принцип обучения на высоком , но доступном уровне. На уроке создаётся ситуация успеха....