Программа "Наш дом - планета Земля" 3 класс
рабочая программа (3 класс) по теме
Программа внеурочной деятельности "Наш дом - планета Земля". 3 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nash_dom_3_klass_gotova.docx | 30.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Результаты освоения курса «Наш дом – планета Земля»
Личностные
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
- экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
- эстетические потребности, ценности и чувства;
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
-предвосхищать результат.
- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.
-концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
- стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
- ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Познавательные универсальные учебные действия
- ставить и формулировать проблемы;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.
-записывать, фиксировать информацию об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнять предложенные схемы с опорой на прочитанный текст;
- устанавливать причинно-следственные связи.
Требования к уровню подготовки
К концу третьего года обучения школьники должны
знать:
- название материков и их расположение на карте и на глобусе;
- особенности природы Кемеровской области;
- формы земной поверхности;
- что такое среда обитания;
- местообитание животных и их экологические ниши;
- влияние человека на животный и растительный мир планеты;
уметь:
- сравнивать живые организмы;
- узнавать растения и животных разных природных зон по внешнему виду и описанию;
- находить и показывать материки и океаны на глобусе и карте;
- уметь ориентироваться на местности, уметь пользоваться планом и географической картой;
- работать с литературой;
Программа «Наш дом – планета Земля» способствует формированию у младших школьников следующих качеств личности:
- патриотизм;
- терпимость и уважение к истории, традициям, обрядам, культуре, языку нации и народностей;
- ответственность и чувство долга, милосердие, достоинство, уважение;
- трудолюбие;
- настойчивость;
- дисциплинированность;
- любовь к малой родине;
- неравнодушное отношение к экологическим нарушениям.
Содержание курса «Наш дом – планета Земля»
3 класс
№ п/п | Тема занятий | Содержание | |
Теория | Практика | ||
1 | Вводный урок. Почему мы часто слышим слово «экология» | Человек как природопользователь, потребляющий природу и по мере возможности восстанавливающий ее богатства. | По следам Робинзона (эколого- натуралистический праздник) |
2 | Вода - источник жизни | Неживая природа. Вода и ее охрана. Водоемы Кемеровской области. | Экологическая игра «Водоемы просят о помощи». Проведение эксперимента «Вода из местных источников и ее прозрачность как один из показателей ее пригодности для водоснабжения населения». Конкурс творческих работ «Где мы теряем воду?» Тематическая линейка «День воды». Игровые приемы: «Портрет воды», «Чистый голос воды», «Добрая Фея». Инсценирование экологической сказки «Репка». |
3 | Воздух и его охрана | Неживая природа. Составляющие воздуха. Атмосфера, смог, «парниковый эффект». Охрана воздуха в Кемеровской области, стране. | Круглый стол «Как сохранить воздух чистым». Викторина «Что мы знаем о воздухе». Фотовыставка «Чистые уголки нашего края». |
4 | Удивительный мир растений | Знакомство с растениями лекарями, хищниками. | Выращивание и уход за комнатными растениями. Создание кроссвордов «Растения моего края». Экологический журнал «Жалобная книга природы» (растения). Игровые приемы: «Кто внимательный?», «Угадай по описанию». Экологическая игра «Лесная аптека». |
5 | Загадочный мир животных | Чтение и обсуждение познавательных рассказов о жизни животных. Викторина: «Калейдоскоп интересных фактов из жизни животных» | Игра – путешествие «По рыбьему следу рек и озер нашего края». Заседание клуба: «Что будет, если исчезнут насекомые?» Экологический журнал «Жалобная книга природы» (животные). Игровые приемы: «Эрудит», «Лесные заморочки». Проект «Знакомые незнакомцы» |
6 | Уголок хорошего настроения | Выращивание рассады цветов. Озеленение пришкольного участка. Поход по экологической тропе г.Новокузнецка. |
Основная организационная форма обучения - занятие в группах не более 10 - 14 человек, так как полноценное осуществление программы возможно лишь при хорошем контакте между детьми и учителем.
Место проведения занятий – учебные кабинеты школы, пришкольный участок, «Зимний сад», «Зооцентр», «Аквацентр» станции юных натуралистов, читальный зал библиотеки, музеи города.
При комплектовании групп дети не должны обладать определенными знаниями и способностями.
В группе занимаются одновременно мальчики и девочки.
Формы организации детского коллектива: беседы, экологические игры, природоохранные акции, тематические линейки, экскурсии, заочные путешествия, спортивные соревнования, конкурсы эрудитов, фотоконкурсы, эколого – натуралистические праздники, мини – спектакли, КВНы, праздники, походы и др.
Формы и виды контроля
Отслеживание результатов обучения проводится на занятиях в течение учебного года и в конце учебного года при подведении итогов.
Сравнительный анализ результатов входного и итогового контроля дает возможность отслеживать динамику развития ребенка и усвоения им полученных знаний и умений.
Следует иметь в виду принцип постепенного продвижения в развитии личности, то есть возможность для самореализации ребенка в условиях свободного выбора различных видов деятельности. При этом успехи, достижения ребенка сравниваются не со стандартом, а с его исходными возможностями.
Важным показателем эффективности реализации программы является участие детей в течение года в выставке творческих работ, в конкурсах, спортивных состязаниях, походах и т.д.
Результатом освоения программы «Наш дом-планета Земля» для большинства учащихся является определенный объем знаний, умений и навыков, который положительно сказывается в дальнейшей учебной и познавательной деятельности. Многие дети в процессе занятий реализуют свое увлечение, повышают собственную самооценку, через общение со сверстниками, животными и растениями решают (снимают) проблемы психологического напряжения и тревожности человека, которые возникают в школьной и семейной среде.
Входной контроль проводится в форме эколого – натуралистического праздника «По следам Робинзона», цель которого в игровой беседе выявить знания детей. Неформальная обстановка праздника создает благоприятную психологическую атмосферу в коллективе, улучшает образовательный и воспитательный процесс, что позволяет в дальнейшем выбрать правильные формы и методы работы.
Текущий (промежуточный) контроль учитель на каждом занятии осуществляет, используя тематические вопросники, наблюдение за работой, поведением, участием и ответами обучающихся при выполнении заданий учебного курса, творческих работ, во время игровых ситуаций, спортивных соревнований, КВНов, конкурсов эрудитов, эколого-натуралистических праздников и мини-спектаклей «Сказка Зимнего леса», «Загадки леса», «Тайны природы».
Итоговый контроль проводится в форме итогового похода.
Цель итогового контроля – определение уровня знаний, востребованность программы, получение сведений для работы над совершенствованием содержания программы и методик обучения.
Итоговый поход по экологическим тропам г. Новокузнецка, в котором участвуют дети, родители, учитель выбран формой подведения итогов первого, второго, третьего и четвёртого годов обучения. Оценивается участие детей в подготовке похода, в конкурсах, играх-викторинах, отношение к сверстникам, взрослым, окружающей природе. В результате под влиянием впечатлений от похода активизируется познавательная деятельность воспитанников, развивается и формируется интерес от причастности к мероприятию, коллективу.
Итоговый контроль, позволяет учителю, детям, родителям увидеть результаты своего труда, определить эффективность обучения, обсудить результаты, внести коррективы в дальнейший учебный процесс, создает хороший психологический климат в коллективе.
Основным документом учета является журнал, где фиксируется информация о посещаемости и пройденном на занятиях материале. Учет успеваемости проводится методом опроса, беседы и наблюдения.
Методы диагностирования: наблюдение, беседа, анализ результатов деятельности, тестирование, анкетирование.
Формы подведения итогов
Экологическая игра:
«Водоемы просят о помощи»;
«Жалобная книга природы» (растения);
«Жалобная книга природы» (животные);
Инсценирование экологических сказок.
Конкурс творческих работ «Где мы теряем воду?».
Эксперимент «Вода из местных источников и ее прозрачность как один из показателей ее природности для водоснабжения населения».
Круглый стол «Как сохранить воздух чистым».
Создание кроссвордов «Растения моего края».
Заседание клуба «Что будет, если исчезнут насекомые».
Проект «Знакомые незнакомцы».
Выращивание цветочных растений и озеленение пришкольного участка.
Экологическая тропа.
(Поход по экологической тропе г.Новокузнецка)
В конце каждой четверти и по итогам года проводятся церемонии награждения учащихся, которые предусматривают вручение похвальных грамот, дипломов, призов, что позволяет отметить достижения каждого без исключения учащегося в той или иной области и является важным стимулирующим (мотивационным) фактором. Номинации, по которым будет осуществляться награждение в конце года, объявляются учащимся задолго до его окончания.
Календарно-тематическое планирование
3 класс
35 часов (1 раз в неделю)
№ п/п | Дата | Тема | Примечание |
Почему мы часто слышим слово «экология» | |||
1 | По следам Робинзона. (Эколого-натуралистический праздник) | ||
Вода – источник жизни | |||
2 | Водоёмы Кемеровской области | ||
3 | Экологическая игра «Водоёмы просят о помощи» | ||
4 | Экскурсия к роднику (Заводской район) | ||
5 | Конкурс творческих работ «Где мы теряем воду?» | ||
6 | Тематическая линейка «День воды» | ||
7 | Игровые приёмы «Портрет воды», «Чистый голос воды» | ||
8 | В капле воды | ||
Воздух и его охрана | |||
9 | Викторина «Что мы знаем о воздухе» | ||
10 | Круглый стол «как сохранить воздух чистым» | ||
11 | Загадки леса. (Эколого-натуралистический спектакль) | ||
12 | Твоё здоровье. (Спортивно-развлекательный праздник) | ||
13 | Фотовыставка «Чистые уголки нашего края» | ||
Удивительный мир растений | |||
14 | Растения – лекари и растения - хищники | ||
15 | Экскурсия в «Зимний сад» СЮН | ||
16 | Карта мира на окне | ||
17 | Создание кроссвордов «Растения моего края» | ||
18 | Экологический журнал «Жалобная книга природы» (растения) | ||
19 | Опасные растения | ||
20 | Экологическая игра «Лесная аптека | ||
Загадочный мир животных | |||
21 | Это всё животные | ||
22 | Возникновение жизни на Земле | ||
23 | Экскурсия в «Зооцентр» СЮН | ||
24 | Игра-путешествие «По рыбьему следу рек и озёр нашего края» | ||
25 | О тех, кто умеет летать | ||
26 | Круглый стол «Что будет, если исчезнут насекомые?» | ||
27 | Экологический журнал «Жалобная книга природы» (животные) | ||
28 | Животные - синоптики | ||
29 | Игровые приёмы «Эрудит», «Лесные заморочки» | ||
30 | Обитатели воды. Экскурсия в «Аквацентр» СЮН | ||
Уголок хорошего настроения | |||
31 | Выращивание рассады цветов | ||
32 | Выращивание, уход за рассадой | ||
33 | Озеленение пришкольного участка | ||
34-35 | Итоговое занятие. Экологическая тропа. (Поход по экологической тропе г. Новокузнецка) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Клубный час "Путешествие на неизведанную планету" 2 класс
На данном занятии дети проводят исследования о происхождении слов - названий грибов, растений, птиц.......
Игра - путешествие К неизведанным планетам 4 класс
Игра- путешествие К неизведанным планетам...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Зеленая планета", 2 класс
Программа "Зеленая планета" разработана с целью расширения курса "Окружающий мир" Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова для 2 класса и направлена на реализацию федерального государственного образовательного ст...
Классный час "Береги свою планету". 4 класс
Классный час "Береги свою планету" для учеников 4 класса проведен с целью:формировать нравственный аспект защиты экологии на основе воспитания бережного отношения к родной природе....
Урок-игра "Путешествие на неизвестную планету", 4 класс
Предлагаю разработку урока в старых добрых традициях. Два года назад я решила использовать разработку игры «Напиток здоровья» (физика), которая когда-то была достаточно известной, на уроках инфо...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Зеленая планета", 3 класс
Программа «Зеленая планета» разработана с целью расширения курса «Окружающий мир» Н.Я Дмитриевой, А.Н.Казакова для 3 класса и направлена на реализацию федерального государственного о...
Конспект урока по окружающему миру по теме "Планеты" 2 класс Система Л.В.Занкова
Урок изучения и первичного закрепления знаний. В структуре урока реализован принцип обучения на высоком , но доступном уровне. На уроке создаётся ситуация успеха....