Методическая разработка библиотечного урока в 1 классе
методическая разработка (1 класс)
Знакомство с "Книжным домом". Понятия "читатель", "библиотекарь", "библиотека", "книжный фонд","читальный зал". Библиотеки большие и маленькие. Как самому записаться в библиотеку. Основные правила в библиотеке. Формирование у детей бережного отношения к книге.
Форма проведения. Рассказ о библиотеке, беседа о книгах, просмотр красочных изданий книг и журналов, игра «Узнай любимых героев», викторина для закрепления услышанного на уроке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка библиотечного урока в 1 классе. | 26.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка библиотечного урока в 1 классе.
Тема: «Знакомство с библиотекой».
Цели: Дать учащимся первых классов базовые понятия по основам библиотечно-библиографической грамотности «библиотека», «книжный фонд», «читальный зал».
Формировать и закреплять первичные навыки самообслуживания в условиях школьной библиотеки.
Задача: Вызвать у школьников интерес к книге, научить их ориентироваться в библиотечном пространстве, обучить правилам пользования библиотекой.
Содержание темы: Экскурсия по библиотеке, правила пользования библиотекой, знакомство с фондом, тематическими полками, книжными выставками, просмотр имеющихся в библиотеке периодических изданий для начальной школы.
Форма проведения: Рассказ о библиотеке, беседа о книгах, просмотр красочных изданий книг и журналов, игра «Узнай любимых героев», викторина для закрепления услышанного на уроке.
Оборудование: выставка детских книг
Ход урока
- Здравствуйте, ребята! Сегодня вы гости нашей школьной библиотеки, в гостях у своих друзей. Друзья – это книги. Книги встречают нас с самого раннего детства и сопровождают нас всю жизнь, они заставляют нас совершенствоваться. Огромный мир, заманчивый и разнообразный, врывается к нам в комнату со страниц любимых книг. Человек, любящий, умеющий читать – счастливый человек. Он окружен множеством умных, добрых и верных друзей.
А теперь ребята, отгадайте загадку.
Снаружи смотришь -
Дом, как дом,
Но нет жильцов обычных в нём.
В нём книги интересные
Стоят рядами тесными.
На длинных полках
Вдоль стены
Вместились сказки старины,
И Черномор,
И царь Гвидон,
И добрый дед Мазай...
Как называют этот дом?
Попробуй угадай!
(Библиотека.)
Правильно-библиотека!
- Что же такое библиотека? Объясните значение этого слова?(выслушать ответы детей) В переводе с греческого - это книгохранилище («библио»– книга, «тека» – хранить). А знаете сколько лет существует в мире библиотека? Почти 5 тысяч лет! Ещё бумагу не изобрели, а библиотеки уже были. Что же в них хранили? Книги! В Египте – написанные на папирусе, в Междуречье – выцарапанные на глиняных табличках. В Индии- составленные из нарезанных пальмовых листьев, в Китае – свитки из шёлка. Некоторые из них сохранились и до наших дней. Их теперь бережно хранят в самых крупных библиотеках.
Видите, как много у нас книг? Но книги в библиотеке не только хранят, но и выдают читать на дом. В нашей библиотеке имеется абонемент и читальный зал. Что такое абонемент? (ответы детей)
Место, где выдают книги на дом. Каждому из вас я завела читательский формуляр (показать), в который будут записываться те книги, которые вы выберете для домашнего чтения (показать стеллажи с книгами).
А вот эти книги и журналы читаются здесь. Здесь можно работать с книгой, выбрать нужный материал – это читальный зал.
«В читальном зале тишина
Нам особенно нужна.
Уходите разговоры,-
В вестибюли, в коридоры!
Не мешайте нам читать –
Фантазировать, мечтать.
В тишине библиотечной
Каждый слышит голоса,
Речи птичьи, человечьи,
В каждой книге – чудеса!
И, конечно, тишина
Здесь особенно нужна».
- Какие детские журналы, вы знаете? Какие журналы выписывают вам, родители?
С этими книгами (показать полки со справочным фондом и отдельные наиболее красочные издания справочной литературы для учеников начальной школы) ребята работают, когда им дает задание учитель. Эти книги называются – справочный фонд.
- Справочный фонд – это энциклопедии и справочники. Это книги, которые знают все, они делают человека умным, помогая ему многое узнать. Ваши первые энциклопедии «Что такое? Кто такой?», «Почемучка» (показать). А журналы ребята в основном приходят почитать на переменах (показать журналы). Эта часть библиотеки, где находится справочный фонд и журналы, называется – читальный зал.
- Для того чтобы ученики быстрее ознакомились с нашим книжным фондом, мы делаем книжные выставки (показать). В них могут быть представлены книги одного автора или книги на одну тему. Книги, которые чаще всего берут дети, представлены перед вами на выставках: «В стране сказок», «Наши юбиляры», «Школа безопасности», «Учалинские писатели -детям», «Времена года», «Я помню! Я горжусь!»
Дети видят их, берут читать, и некоторые из них потом переходят на выставку любимых книг.
- Вам, наверное, дома говорили взрослые, в школе учитель, что книги нельзя рвать, пачкать, к ним нужно относиться бережно. Так вот, точно также нужно относиться и к библиотечной книге. В библиотеке книги читают многие дети, книги переходят из рук в руки, и поэтому нужно стараться, чтобы книга после тебя осталась чистой и аккуратной.
Есть несколько правил о том, как нужно обращаться с книгой:
1. Не рисовать, не писать ничего в книгах;
2. Не вырывать листы, не вырезать картинки;
3. Не перегибать книги, чтобы не выпадали листы;
4. Не читать книги во время еды;
5. Не класть в книги карандаши и ручки, чтобы не порвать их корешок;
6. Пользоваться закладкой.
Чтобы стать настоящим читателями, надо знать правила пользования библиотекой. Как нужно вести себя в библиотеке? Почему?
Правила пользования библиотекой
Правило № 1
В библиотеке надо вести себя тихо, т.к. шум мешает другим читателям.
Правило № 2
Книги надо возвращать во время, ведь их ждут другие читатели. В нашей библиотеке книгу можно взять на 10 дней.
Правило № 3
С библиотечными книгами надо обращаться особенно бережно, чтобы их смогло прочесть как можно больше ребят.
Правило № 4
Библиотечные книги нельзя терять, иначе в школьной библиотеке не останется не одной книги.
Правило № 5
Книги в библиотеке (из фонда открытого доступа) надо ставит точно на место, где вы их взяли. Иначе библиотекарь не сможет найти эту книгу для другого ученика.
- Ребята, после того, как вы познакомились с нашей библиотекой, посмотрели наши выставки, узнали, как нужно правильно обращаться с книгой, давайте поговорим о книгах, которые вам читали ваши мамы, папы и бабушки. Вы любите сказки? Конечно, любите. Сказки любят все. Вот мы и посмотрим, как вы их знаете.
Вы должны отгадать загадки
Мы из сказки - ты нас знаешь.
Если вспомнишь - отгадаешь!
А не вспомнишь — ну так что ж...
Сказку заново прочтешь!
В этой сказке - именины,
Много было там гостей.
А на этих именинах
Появился вдруг злодей.
Он хотел украсть хозяйку,
Чуть ее не погубил.
Но коварному злодею
Кто-то голову срубил.
(«Муха-Цокотуха».)
Скок-поскок, скок-поскок
- Через море и лесок!
По пути нашел Жар-птицу
И красавицу-девицу,
Ну а глупого царя
Обмануть сумел не зря.
Так Иванушке помог
Умный маленький конек,
Всем известный ... (Горбунок.)
Знают куколка Мальвина
И веселый Буратино:
Если враг со всех сторон,
Победит в бою неравном
Верный друг - надежный, славный,
Храбрый пудель ... (Артемом.)
Понедельник и Среда,
Вторник и Суббота...
Гномов этих имена,
Верю, помнит кто-то.
С этой сказкою, друзья,
Вы давно знакомы.
Называется она ... («Белоснежка и семь гномов».)
Он всегда живет всех выше:
У него есть дом на крыше.
Если ляжешь быстро спать,
Ты с ним можешь поболтать.
Прилетит к тебе в твой сон
Живой веселый ... (Карлсон.)
Фруктово-огородная страна
- В одной из книжек-сказок есть она,
А в ней герой - мальчонка овощной.
Он храбрый, справедливый, озорной.
(«Приключения Чиполлино»
Она на балу никогда не бывала,
Чистила, мыла, варила и пряла,
Когда же случилось попасть ей на бал,
То голову принц от любви потерял,
Она башмачок потеряла тогда же,
Кто она такая, кто мне подскажет?
- В какой сказке жила эта героиня? –
«Золушка»
Ждали маму с молоком, а пустили волка в дом,
Кем же были эти маленькие дети?
- В какой сказке они живут? –
«Волк и семеро козлят»
- И последняя загадка:
Убежали от грязнули
Чашки, ложки и кастрюли, Ищет их она, зовет
И в дороге слезы льет.
«Федорино горе»
Конкурс "Волшебные предметы"
Какие волшебные предметы были у следующих сказочных героев:
- у Буратино? (золотой ключик)
- у Незнайки? (волшебная палочка)
- у девочки Жени из сказки В.Катаева? (цветик-семицветик)
- у Золушки? (хрустальные туфельки)
- у Бабы-Яги? (метла)
- у Алладина? (лампа с джинном)
Конкурс "Назови друзей"
Назовите друзей сказочных героев.
- у Чиполлино (Вишенка, Редиска, кум Тыква:)
- у Малыша (Карлсон)
- у Вини-Пуха (Пятачок, ослик Иа, Кролик:)
- у Буратино (Мальвина, Пьеро:)
- у Незнайки (Кнопочка, Гунька:)
- у Чебурашки (крокодил Гена)
«Сказочная одежда»
1) Самый добрый и бесстрашный человек носил докторский белый халат, белую шапочку, на носу очки. (Доктор Айболит.)
2) Какой персонаж ходит в красной (или голубой) шубе с белым воротником, носит валенки и шапку, а нос и щеки у него всегда красные? (Дед Мороз)
4) Какой сказочный герой любил яркие краски и потому носил желтые канареечные брюки и оранжевую рубашку с зеленым галстуком? (Незнайка.)
5) Кто был обладателем лягушачьей кожи? (Василиса Прекрасная.)
- Молодцы, дети, все мои загадки отгадали.
- Ну вот. Разгаданы все загадки. Молодцы, ребята, хорошо знаете сказки и умеете разгадывать загадки.
- А теперь посмотрим, хорошо ли вы запомнили все то, что я вам сегодня рассказала.
- Что такое библиотека?
- Как называется место, где выдают книги на дом? (абонемент) –
- Книжка, в которую записывают, полученные на дом книги (читательский формуляр)
- Место, где можно читать книги, просматривать журналы и журналы (читальный зал)
- Молодцы! Те, ребята, которые умеют читать у вас в классе, сегодня станут первыми читателями! Подойдите, пожалуйста, ко мне, я помогу вам выбрать книги и запишу в читательский формуляр.
До скорой встречи!
Выполнила:
Девликанова Е.Н.
Педагог- бибоиотекарь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учимся читать книгу (БИБЛИОТЕЧНЫЙ УРОК 4 КЛАСС)
При переходе из начальной школы в среднее звено очень важна техника чтения, ведь перед детьми стоит сложная задача – освоение новых предметов, осуществление которой невозможно без навыков вдумч...
Знакомство со словарями и энциклопедиями . Библиотечный урок 3 класс
Урок должен расширить знания школьников о словарях и энциклопедиях, показать их многообразие и назначение каждого; закрепить навыки практической работы со справочными изданиями; воспитывать культуру р...
Библиотечный урок 4 класс
Цель: дать детям понятия о научно-художественной и научно-познавательной литературе; ознакомить с особенностью этой литературы; заинтересовать учеников научно-познавательной литературой, убедить их в ...
методическая разработка интегрированного урока 2 класс "Школа России" по теме "В гости к весне"
Важнейшей частью системы метапредметных связей являются интегрированные уроки.Из нескольких типов и форм интегрированных уроков выбран тип урока - урок повторения систематизации и обобщения знаний, за...
Методическая разработка библиотечного занятия "Сохраним климат вместе"
Данное занятие является продолжением ранее начатой работы по ознакомлению учащихся о климатических изменениях и способах смягчения их последствий, адресовано учащимся 4-5 классов. Цель библиотечного з...
Методическая разработка библиотечного урока "Здравствуй, мой юный читатель!"
Методическая разработка библиотечного урока "Здравствуй, мой юный читатель!"...
Методическая разработка библиотечного урока «Сказку, друг мой, назови!»
Сказки помогают нам воспитывать в детях доброту, честность и целеустремленность. Урок-игра «Сказку, друг мой, назови!» направлен на развитие у ребенка образного и логического мышления, вни...
- Мне нравится (1)