Методическая разработка библиотечного урока в 1 классе
методическая разработка (1 класс)
Знакомство с "Книжным домом". Понятия "читатель", "библиотекарь", "библиотека", "книжный фонд","читальный зал". Библиотеки большие и маленькие. Как самому записаться в библиотеку. Основные правила в библиотеке. Формирование у детей бережного отношения к книге.
Форма проведения. Рассказ о библиотеке, беседа о книгах, просмотр красочных изданий книг и журналов, игра «Узнай любимых героев», викторина для закрепления услышанного на уроке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка библиотечного урока в 1 классе.
Тема: «Знакомство с библиотекой».
Цели: Дать учащимся первых классов базовые понятия по основам библиотечно-библиографической грамотности «библиотека», «книжный фонд», «читальный зал».
Формировать и закреплять первичные навыки самообслуживания в условиях школьной библиотеки.
Задача: Вызвать у школьников интерес к книге, научить их ориентироваться в библиотечном пространстве, обучить правилам пользования библиотекой.
Содержание темы: Экскурсия по библиотеке, правила пользования библиотекой, знакомство с фондом, тематическими полками, книжными выставками, просмотр имеющихся в библиотеке периодических изданий для начальной школы.
Форма проведения: Рассказ о библиотеке, беседа о книгах, просмотр красочных изданий книг и журналов, игра «Узнай любимых героев», викторина для закрепления услышанного на уроке.
Оборудование: выставка детских книг
Ход урока
- Здравствуйте, ребята! Сегодня вы гости нашей школьной библиотеки, в гостях у своих друзей. Друзья – это книги. Книги встречают нас с самого раннего детства и сопровождают нас всю жизнь, они заставляют нас совершенствоваться. Огромный мир, заманчивый и разнообразный, врывается к нам в комнату со страниц любимых книг. Человек, любящий, умеющий читать – счастливый человек. Он окружен множеством умных, добрых и верных друзей.
А теперь ребята, отгадайте загадку.
Снаружи смотришь -
Дом, как дом,
Но нет жильцов обычных в нём.
В нём книги интересные
Стоят рядами тесными.
На длинных полках
Вдоль стены
Вместились сказки старины,
И Черномор,
И царь Гвидон,
И добрый дед Мазай...
Как называют этот дом?
Попробуй угадай!
(Библиотека.)
Правильно-библиотека!
- Что же такое библиотека? Объясните значение этого слова?(выслушать ответы детей) В переводе с греческого - это книгохранилище («библио»– книга, «тека» – хранить). А знаете сколько лет существует в мире библиотека? Почти 5 тысяч лет! Ещё бумагу не изобрели, а библиотеки уже были. Что же в них хранили? Книги! В Египте – написанные на папирусе, в Междуречье – выцарапанные на глиняных табличках. В Индии- составленные из нарезанных пальмовых листьев, в Китае – свитки из шёлка. Некоторые из них сохранились и до наших дней. Их теперь бережно хранят в самых крупных библиотеках.
Видите, как много у нас книг? Но книги в библиотеке не только хранят, но и выдают читать на дом. В нашей библиотеке имеется абонемент и читальный зал. Что такое абонемент? (ответы детей)
Место, где выдают книги на дом. Каждому из вас я завела читательский формуляр (показать), в который будут записываться те книги, которые вы выберете для домашнего чтения (показать стеллажи с книгами).
А вот эти книги и журналы читаются здесь. Здесь можно работать с книгой, выбрать нужный материал – это читальный зал.
«В читальном зале тишина
Нам особенно нужна.
Уходите разговоры,-
В вестибюли, в коридоры!
Не мешайте нам читать –
Фантазировать, мечтать.
В тишине библиотечной
Каждый слышит голоса,
Речи птичьи, человечьи,
В каждой книге – чудеса!
И, конечно, тишина
Здесь особенно нужна».
- Какие детские журналы, вы знаете? Какие журналы выписывают вам, родители?
С этими книгами (показать полки со справочным фондом и отдельные наиболее красочные издания справочной литературы для учеников начальной школы) ребята работают, когда им дает задание учитель. Эти книги называются – справочный фонд.
- Справочный фонд – это энциклопедии и справочники. Это книги, которые знают все, они делают человека умным, помогая ему многое узнать. Ваши первые энциклопедии «Что такое? Кто такой?», «Почемучка» (показать). А журналы ребята в основном приходят почитать на переменах (показать журналы). Эта часть библиотеки, где находится справочный фонд и журналы, называется – читальный зал.
- Для того чтобы ученики быстрее ознакомились с нашим книжным фондом, мы делаем книжные выставки (показать). В них могут быть представлены книги одного автора или книги на одну тему. Книги, которые чаще всего берут дети, представлены перед вами на выставках: «В стране сказок», «Наши юбиляры», «Школа безопасности», «Учалинские писатели -детям», «Времена года», «Я помню! Я горжусь!»
Дети видят их, берут читать, и некоторые из них потом переходят на выставку любимых книг.
- Вам, наверное, дома говорили взрослые, в школе учитель, что книги нельзя рвать, пачкать, к ним нужно относиться бережно. Так вот, точно также нужно относиться и к библиотечной книге. В библиотеке книги читают многие дети, книги переходят из рук в руки, и поэтому нужно стараться, чтобы книга после тебя осталась чистой и аккуратной.
Есть несколько правил о том, как нужно обращаться с книгой:
1. Не рисовать, не писать ничего в книгах;
2. Не вырывать листы, не вырезать картинки;
3. Не перегибать книги, чтобы не выпадали листы;
4. Не читать книги во время еды;
5. Не класть в книги карандаши и ручки, чтобы не порвать их корешок;
6. Пользоваться закладкой.
Чтобы стать настоящим читателями, надо знать правила пользования библиотекой. Как нужно вести себя в библиотеке? Почему?
Правила пользования библиотекой
Правило № 1
В библиотеке надо вести себя тихо, т.к. шум мешает другим читателям.
Правило № 2
Книги надо возвращать во время, ведь их ждут другие читатели. В нашей библиотеке книгу можно взять на 10 дней.
Правило № 3
С библиотечными книгами надо обращаться особенно бережно, чтобы их смогло прочесть как можно больше ребят.
Правило № 4
Библиотечные книги нельзя терять, иначе в школьной библиотеке не останется не одной книги.
Правило № 5
Книги в библиотеке (из фонда открытого доступа) надо ставит точно на место, где вы их взяли. Иначе библиотекарь не сможет найти эту книгу для другого ученика.
- Ребята, после того, как вы познакомились с нашей библиотекой, посмотрели наши выставки, узнали, как нужно правильно обращаться с книгой, давайте поговорим о книгах, которые вам читали ваши мамы, папы и бабушки. Вы любите сказки? Конечно, любите. Сказки любят все. Вот мы и посмотрим, как вы их знаете.
Вы должны отгадать загадки
Мы из сказки - ты нас знаешь.
Если вспомнишь - отгадаешь!
А не вспомнишь — ну так что ж...
Сказку заново прочтешь!
В этой сказке - именины,
Много было там гостей.
А на этих именинах
Появился вдруг злодей.
Он хотел украсть хозяйку,
Чуть ее не погубил.
Но коварному злодею
Кто-то голову срубил.
(«Муха-Цокотуха».)
Скок-поскок, скок-поскок
- Через море и лесок!
По пути нашел Жар-птицу
И красавицу-девицу,
Ну а глупого царя
Обмануть сумел не зря.
Так Иванушке помог
Умный маленький конек,
Всем известный ... (Горбунок.)
Знают куколка Мальвина
И веселый Буратино:
Если враг со всех сторон,
Победит в бою неравном
Верный друг - надежный, славный,
Храбрый пудель ... (Артемом.)
Понедельник и Среда,
Вторник и Суббота...
Гномов этих имена,
Верю, помнит кто-то.
С этой сказкою, друзья,
Вы давно знакомы.
Называется она ... («Белоснежка и семь гномов».)
Он всегда живет всех выше:
У него есть дом на крыше.
Если ляжешь быстро спать,
Ты с ним можешь поболтать.
Прилетит к тебе в твой сон
Живой веселый ... (Карлсон.)
Фруктово-огородная страна
- В одной из книжек-сказок есть она,
А в ней герой - мальчонка овощной.
Он храбрый, справедливый, озорной.
(«Приключения Чиполлино»
Она на балу никогда не бывала,
Чистила, мыла, варила и пряла,
Когда же случилось попасть ей на бал,
То голову принц от любви потерял,
Она башмачок потеряла тогда же,
Кто она такая, кто мне подскажет?
- В какой сказке жила эта героиня? –
«Золушка»
Ждали маму с молоком, а пустили волка в дом,
Кем же были эти маленькие дети?
- В какой сказке они живут? –
«Волк и семеро козлят»
- И последняя загадка:
Убежали от грязнули
Чашки, ложки и кастрюли, Ищет их она, зовет
И в дороге слезы льет.
«Федорино горе»
Конкурс "Волшебные предметы"
Какие волшебные предметы были у следующих сказочных героев:
- у Буратино? (золотой ключик)
- у Незнайки? (волшебная палочка)
- у девочки Жени из сказки В.Катаева? (цветик-семицветик)
- у Золушки? (хрустальные туфельки)
- у Бабы-Яги? (метла)
- у Алладина? (лампа с джинном)
Конкурс "Назови друзей"
Назовите друзей сказочных героев.
- у Чиполлино (Вишенка, Редиска, кум Тыква:)
- у Малыша (Карлсон)
- у Вини-Пуха (Пятачок, ослик Иа, Кролик:)
- у Буратино (Мальвина, Пьеро:)
- у Незнайки (Кнопочка, Гунька:)
- у Чебурашки (крокодил Гена)
«Сказочная одежда»
1) Самый добрый и бесстрашный человек носил докторский белый халат, белую шапочку, на носу очки. (Доктор Айболит.)
2) Какой персонаж ходит в красной (или голубой) шубе с белым воротником, носит валенки и шапку, а нос и щеки у него всегда красные? (Дед Мороз)
4) Какой сказочный герой любил яркие краски и потому носил желтые канареечные брюки и оранжевую рубашку с зеленым галстуком? (Незнайка.)
5) Кто был обладателем лягушачьей кожи? (Василиса Прекрасная.)
- Молодцы, дети, все мои загадки отгадали.
- Ну вот. Разгаданы все загадки. Молодцы, ребята, хорошо знаете сказки и умеете разгадывать загадки.
- А теперь посмотрим, хорошо ли вы запомнили все то, что я вам сегодня рассказала.
- Что такое библиотека?
- Как называется место, где выдают книги на дом? (абонемент) –
- Книжка, в которую записывают, полученные на дом книги (читательский формуляр)
- Место, где можно читать книги, просматривать журналы и журналы (читальный зал)
- Молодцы! Те, ребята, которые умеют читать у вас в классе, сегодня станут первыми читателями! Подойдите, пожалуйста, ко мне, я помогу вам выбрать книги и запишу в читательский формуляр.
До скорой встречи!
Выполнила:
Девликанова Е.Н.
Педагог- бибоиотекарь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/07/picture-513487-1417905791.jpg)
Учимся читать книгу (БИБЛИОТЕЧНЫЙ УРОК 4 КЛАСС)
При переходе из начальной школы в среднее звено очень важна техника чтения, ведь перед детьми стоит сложная задача – освоение новых предметов, осуществление которой невозможно без навыков вдумч...
Знакомство со словарями и энциклопедиями . Библиотечный урок 3 класс
Урок должен расширить знания школьников о словарях и энциклопедиях, показать их многообразие и назначение каждого; закрепить навыки практической работы со справочными изданиями; воспитывать культуру р...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/08/picture-984731-1515409378.jpg)
Библиотечный урок 4 класс
Цель: дать детям понятия о научно-художественной и научно-познавательной литературе; ознакомить с особенностью этой литературы; заинтересовать учеников научно-познавательной литературой, убедить их в ...
методическая разработка интегрированного урока 2 класс "Школа России" по теме "В гости к весне"
Важнейшей частью системы метапредметных связей являются интегрированные уроки.Из нескольких типов и форм интегрированных уроков выбран тип урока - урок повторения систематизации и обобщения знаний, за...
![](/sites/default/files/pictures/2019/05/17/picture-1144176-1558082805.jpg)
Методическая разработка библиотечного занятия "Сохраним климат вместе"
Данное занятие является продолжением ранее начатой работы по ознакомлению учащихся о климатических изменениях и способах смягчения их последствий, адресовано учащимся 4-5 классов. Цель библиотечного з...
![](/sites/default/files/pictures/2024/03/23/picture-1516153-1711186686.jpg)
Методическая разработка библиотечного урока "Здравствуй, мой юный читатель!"
Методическая разработка библиотечного урока "Здравствуй, мой юный читатель!"...
![](/sites/default/files/pictures/2024/03/23/picture-1516153-1711186686.jpg)
Методическая разработка библиотечного урока «Сказку, друг мой, назови!»
Сказки помогают нам воспитывать в детях доброту, честность и целеустремленность. Урок-игра «Сказку, друг мой, назови!» направлен на развитие у ребенка образного и логического мышления, вни...
- Мне нравится (1)