Библиотечный урок 4 класс
план-конспект урока (4 класс) на тему
Цель: дать детям понятия о научно-художественной и научно-познавательной литературе; ознакомить с особенностью этой литературы; заинтересовать учеников научно-познавательной литературой, убедить их в том, что ответы на разнообразных "почему"
они получат именно из этих книжек.
Оборудование: книжная полочка (научно-художественные, научно-познавательные, художественные, энциклопедические книги с предисловиями, развернутым справочным аппаратом), рекомендательные плакаты, компьютер.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4_klas_1_zanyatie_nauchno-poznav._lit-ra.docx | 23.42 КБ |
Предварительный просмотр:
4-й класс
Тема: Цель: дать детям понятия о научно-художественной и научно-познавательной литературе; ознакомить с особенностью этой литературы; заинтересовать учеников научно-познавательной литературой, убедить их в том, что ответы на разнообразных "почему"
они получат именно из этих книжек.
Оборудование: книжная полочка (научно-художественные, научно-познавательные, художественные, энциклопедические книги с предисловиями, развернутым справочным аппаратом), рекомендательные плакаты, компьютер.
Ход занятия
І. Организационная часть
Как приятно видеть вас, дорогие дети, на встрече с книгой. Но сегодня наша встреча необычна, потому что мы будем путешествовать по книжной стране.
ІІ. Основное содержание занятия
Задание 1. Ознакомьтесь с литературой, которая называется
"научно-познавательной".
В этом задании я вам немного помогу. Вы уже четвероклассники, много читаете разных книг. Давайте вспомним, с какими книжками вы уже знакомы! Когда вы были маленькими, что вам читали мамы, бабушки? (Сказки.)
- А что вы любите учить наизусть? (Стихи)
- А какие жанры мы еще не назвали? Вспомните! (Рассказ, басни, юморески, повести, романы.)
- А как одним словом это все называется? (Художественные произведения.)
Все это художественная литература. Но эти книжки, которые стоят на полке, - не художественная литература.
А теперь мы попробуем это доказать.
Рано утром встает солнышко. Откуда встает? Вечером солнышко садится, исчезает за горизонтом. Куда спряталось солнышко? По небу плывут тучки, высоко, низко, плывут себе, гонимые ветром. Откуда и куда? Весной прилетают стаи птичек, а осенью, перед наступлением зимы, улетают. Куда? Почему?
- Знаете ли вы какой большой свет, в котором мы живем.
- И что вам известно о нем и о Земле, на которой стоит наш дом, и по которой вы ходите?
Знаете вы о том, что Земля такая большая, что когда в одних странах солнце ясно светит над головой, в других - ночь, и все смотрят сны.
- А почему снятся сны? Обо всем этом вам еще предстоит узнать, услышать впервые, по удивляться необычному, и я немножечко завидую вам, ведь у вас столько интересного впереди.
- Как же об этом все узнать? Ведь часто на наших "почему" даже папа и мама, а то и учительница ответа не знают.
Человек всего знать не может. А для этого у него есть верные друзья - книжки. Они знают все. Но книги это необычные. Их называют научно-художественными, научно-познавательными.
- Дети, может кто-то догадался, почему они так называются?
То, что происходит в природе, изучают естественные науки. Сможете назвать их? (Природоведение, география, зоология, ботаника, астрономия.)
То, что в технике у нас происходит, что создается техникой, изучают науки технические. Но все эти науки вы будете изучать значительно позже. Например, астрономию (науку о небесных телах), вы будете изучать аж в
10-ом классе. А вы уже сегодня хотите знать, далеко ли до солнца, почему солнце желтое? Поэтому и существует для младших и средних школьников научно-познавательная литература, то есть литература, которая помогает детям познавать мир, которая доходчиво, понятно, популярно объясняет разные научные понятия.
Дети, вспомните, возможно, кто-то из вас уже ознакомился с подобными книжками? Посмотрите на книжную полочку. Есть среди этих книжек ваши знакомые? Назовите их. ("Я и Украина" Юдин Г.Н.)
Упражнение "Посмотри и расскажи"
Рассмотрим еще раз эту книжку. И попробуем сказать, что же в ней особенного.
1. Сведения титульного листа (рисунки автора).
2. Содержание не в конце, а перед текстом. Книга состоит из разделов. Названия разделов - вопросительные предложения. Ответы на определенные вопросы в определенном разделе. Читать всю книгу не обязательно.
3. Предисловие. Книга для общего чтения родителей и детей.
4. Рисунки. Их много, есть схемы, фотографии.
5. В тексте много материала вынесенного на поля, напечатанного курсивом - это комментарии автора.)
Упражнение "Отыщи информацию"
На отдельных листах по всей библиотеке разбросана разная информация, которая касается сегодняшнего занятия. Отыщите листы, на которых записаны особенности научно-познавательной литературы и прочитайте их :
- текст научного стиля, употребляются сроки;
- расширенный справочный аппарат (предисловие, послесловие, толковые словари, комментарии и тому подобное);
- большое количество иллюстраций, их разнообразие (рисунки, схемы, карты, фотографии, таблицы и тому подобное).
Мы уже знаем, что такое научно-познавательная литература и в чем ее особенности. А потому переходим ко второму заданию.
Задание 2. Узнайте, кто пишет научно-познавательные книжки? (Библиотекарь раздает детям книжки и они узнают об авторах книг.)
Авторы научно-познавательных книжек не просто писатели, они по профессии ученые, научные работники, инженеры. Ведь только они могут достоверно объяснить детям разные научные вопросы. Многих авторов научно-познавательных книжек вы уже знаете. Кто может назвать? (Виталий Бианки, Николай Сладков, Игнат Майстренко, Иван Соколов-Никитов, Юрий Дмитриев, Анатолий Димаров.)
Задание 3. Выучите инструкцию "Как читать научно-познавательную литературу".
1. Необходимо внимательно просмотреть книгу (начинать следует с титульного листа, ознакомиться с содержанием книги, понять, из каких разделов она состоит, в какой последовательности располагается материал, на который есть иллюстрации).
2. Следует внимательно прочитать аннотацию, предисловие, вступление, послесловие, выводы; это поможет лучше понять содержание, назначение и цель книжки, получить совет, как надо читать книгу.
3. Ознакомиться непосредственно с основным текстом.
4. Читать надо достаточно внимательно, вдумчиво, по частям.
5. Необходимо делать выписки, записи непонятных слов.
6. После каждого раздела необходимо спросить себя, все ли понятно, что надо перечесть еще раз.
7. Записать все ответы о прочитанной книжке в "Читательский дневник".
Вы заметили, дети, что чтение научной и научно-познавательной литературы - это наилучшая "умственная гимнастика". И потому, кто добросовестно ее выполняет, она приносит настоящее наслаждение. И тогда самые сложные книжки становятся увлекающимися и доступными.
Задание 4. Научитесь выбирать книжки, находить необходимую.
Мы уже умеем выбирать книжки по темам, и также по картотеке. А сегодня научимся искать литературу, которая даст ответу на наши вопросы. Вы бросали в нашу шкатулку бумажки с вопросами, которые вас больше всего интересуют. Сейчас мы попробуем найти книги, которые дадут на них ответ.
1. Почему трава зеленая?
Заглянем к многотомной иллюстрированной картотеке. Если вопрос о траве, это же о природе (ищем в картотеке соответствующую карточку, читает аннотацию, находит книжку на полке). Поэтому все, кто спрашивает: "Почему трава зелена"? найдут ответ в этой книжке: Топачевський А.О. Мастерская флоры : Наук.-худож. кн.: Для среди. 1 ст. шк. возраста /
худож. І.О. Ком'яхова. - К.: Радуга, 1998. - 135 с.: 1 л.
2. Когда и как возникла жизнь на Земле"?
Люрин І.Б., Уткин Н.С. Как развивалась жизнь на Земле. - М.: Советов. школа, 1983. Мезенцев В. Энциклопедия чудес. Кн. 2. ч. 1. Из тьмы веков. - 7 с. (рассказывает о книгах Владимира Мезенцева).
3. "Как дрессируют животных"?
Есть в Москве театр зверей имени В. Дурова - известного дрессировщика. Он был еще и ученым. О своей работе он написал книжечку "Мои звере". Читайте ее и вы научитесь правильно дрессировать животных.
А еще можно прочитать в книге В. Мезенцева. Дуров В. Мои звери: Рассказы / Предисл. Н. Дуровой; Рис. Е. Рачева. - М.: Дет. лит., 1992. - 126 с.: ил. - (Шк. библиотека). Мезенцев В. Энциклопедия чудес. Кн. 2. - 197-198 с.
4. Почему человек спит?
Жизнь во сне // Мезенцев В. Кн. 2. ч. 4
5. Кто придумал название "альбом"?
Альбом. Это существительное. А существительные изучает язык. Значит книжку будем искать о языке. (Находит в картотеке нужное карточку, потом - книжку на полке, а в книжке - ответ). Вот и нашли, где узнать. Прочитаем и будем знать.
6. Где спит зимой медведь"?
В берлоге. Об этом можно узнать из рассказов І. Соколова-Микитова. Соколов-Микитов І. В берлоге. Медвежье семейство // Источник. - К.: Советов. шк., 1989. - 179-180 с.
7. Что такое "радиация"?
Нужно обратиться к книжечке Игоря Жука "Дети и радиация". Жук І. Дети и радиация : Научно-познавательные рассказы: Для средн. шк. возраста. / Худ. Є. Корольков. - М: Вента-граф, 2003. - 22 с.
8. Когда просыпается от сна природа?
На этот вопрос ищите ответ в познавательной книге: Волкова А.С. Весна: Познавательные рассказы. Для мл. шк. возраста. - К.: Грайлик, 1991.
9. Кто создает телепередачу?
Телепередачи мы смотрим по телевизору. А телевизор - это техника. Будем искать книгу о технике. А вот и карточка на книжку с телевизором на рисунке. Прочитаем аннотацию. О, нашли. Это же то, что нужно (ищет книгу на полке, показывает детям). Косач Ю. Волшебный кинескоп. - М.: Радуга, 1971. - 95 с.
Я думаю, что все вы теперь знаете, где и как искать ответ на свои вопросы.
ІV. Итог занятия
Игра "Кто умнее" всего.
1. Какое колесо во время движения не вертится? (Запасное)
2. Где вода столбом стоит? (В бутылке)
3. Какие два местоимения портят мостовую? ("Я" и "мы")
4. Что остается в коробке, если из нее вынуть спички? (Дно)
5. Какая река течет во рту? (Десна)
6. Какой узел нельзя развязать? (Железнодорожный)
7. Как написать в четырех клетках "сухая трава"? (Сено)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Библиотечный урок в 4 классе
Методическая разработка библиотечного урока в 4-м классе "О книге и библиотеке"Сыч Мария Михайловна, библиотекарьЦель урока: изучение исторического значения книги в формировании духовной культур...
Библиотечный урок во 2 классе "Основные элементы книги".
Это первый из библиотечных уроков во 2 классе. Ведя проблемный диалог с учителем и выполняя задания домового Афанасия дети знакомятся с основными элементами книги. Форма работы групповая. ...
"Испокон века книга растит человека": Библиотечный урок на тему: "Из чего состоит книга, структура книги" для учащихся 2-3 классов
Цель библиотечного урока познакомить учащихся со структурой книги, дать первые навыки самостоятельной работы с книгой, закрепить полученную на уроке информацию. Урок построен в форме беседы с эле...
"Есть страна чудесная на свете" Библиотечный урок для учащихся 1-х классов
Библиотечный урок на тему : «Знакомство с библиотекой, правила пользования библиотекой и книгами» для учащихся 1-х классов. Цель урока: знакомство с библиотекой; закрепление правил обращен...
Библиотечный урок в 1 классе
Библиотечный урок в 1 классе. Разработан по программе "Начальная школа 21 века".Тема: Обобщение по теме «Сказки народные и авторские»Перечень используемого материала, используемого на уроке: выставка ...
Наши помощники в мире слов: Библиотечный урок для учащихся 3-4 классов
Представление о справочной литературе, цели обращения к словарям и энциклопедиям, обучение работе с ними. Структура словарей и энциклопедий. Расположение материала. Алфавитный и предметный указатели, ...
«Уроки истории на библиотечный лад: Библиотеки древние и современные»: Библиотечный урок для учащихся 3-4 классов
Цель урока: Знакомство с историей возникновения книги и библиотеки, изучение исторического значения книги в формировании духовной культуры человека.Задачи: Знакомство с историей письменности и книги, ...