Знакомство со словарями и энциклопедиями . Библиотечный урок 3 класс
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Урок должен расширить знания школьников о словарях и энциклопедиях, показать их многообразие и назначение каждого; закрепить навыки практической работы со справочными изданиями; воспитывать культуру работы с книгой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bibliotechnyy_urok.docx | 23.35 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ ШКОЛА № 1883 ГОРОДА МОСКВЫ
УЧИТЕЛЬ СТРЕБКОВА В.А.
БИБЛИОТЕКАРЬ ФАРЕНИК И.В.
БИБЛИОТЕЧНЫЙ УРОК
3.12.2014 ГОД
ЗНАКОМСТВО СО СЛОВАРЯМИ И ЭНЦИКЛОПЕДИЯМИ
(3 "Е" класс)
Ц е л и : расширить знания школьников о словарях и энциклопедиях, показать их многообразие и назначение каждого; закрепить навыки практической работы со справочными изданиями; воспитывать культуру работы с книгой.
О б о р у д о в а н и е : книжная выставка «Наши помощники», цитата к выставке: «Знание состоит не столько в запасе сведений, сколько в умении найти нужные сведения в книгах» (В. Брюсов). Плакаты с цитатами на доске: в центре – «Люди перестают мыслить, когда перестают читать» (Д. Дидро); с левой стороны пословицы: «Не стыдно не знать – стыдно не учиться», «Век живи – век учись», «Мир освещается солнцем, а человек – знанием»; справа – высказывания: «Словарь – это Вселенная в алфавитном порядке» (Вольтер), «Люблю словари! Я люблю их не только за большую пользу, приносимую ими, но и за все то, что есть в них прекрасного и величественного» (А. Франс), «Кто владеет информацией, тот владеет миром» (Современная пословица).
Ц и т а т ы , которые могут пригодиться на уроке:
…Культурный в языковом отношении человек, как только ему встретится незнакомое слово, в котором он не уверен, тотчас, прежде чем рискнуть произнести его «при народе», заглянет либо в общий «Толковый словарь русского языка», либо в «Орфографический словарь», либо же в специальный «Орфоэпический словарь русского языка».
…Не имея возможности наводить справки по словарям, нелегко сделать свою речь культурной.
Л. Успенский
Словарь отражает все изменения, происходящие в мире.
С. Я. Маршак
Х о д м е р о п р и я т и я
Учитель . Есть хорошее слово «почему». С него начинается любое открытие. Быть «почемучкой» похвально: всякая наука начинается с этого вопроса. Вы, ребята, пока еще школьники, и каждое «Почему?» помогает вам развиваться и познавать мир. Чем чаще вы задаете этот вопрос и находите ответ, тем образованнее становитесь.
– А какие книги в этом вам могут помочь?
(Конечно же, это энциклопедии, словари, справочники – одно из великих изобретений человечества.)
Что означает слово «энциклопедия»? Мы настолько привыкли к этому слову, что произносим его, не задумываясь. «Энциклопедия» – греческое слово. А перевести его можно как «обучение по всему кругу знаний». Как видите, вполне подходящее слово.
Давайте обратимся к истории энциклопедий. Назвать имя изобретателя энциклопедии никто не может. Но первые энциклопедии появились еще в Древнем Египте. До нас они не дошли, но сохранились сведения, что существовали папирусные свитки-справочники.
Самая древняя энциклопедия, дошедшая до наших дней, была создана в Древнем Риме. Она состояла из 37 томов и называлась «Естественная история». В неё вошли статьи по географии, биологии, медицине, астрономии и другим естественным наукам.
В России издавна уделяли большое внимание справочным изданиям. Первые «словари непонятных слов» появились на Руси еще в XIII веке. А в XVIII веке появились энциклопедические словари по географии, истории, медицине.
В наше время издается огромное количество справочной литературы. В том числе и для вас, юные читатели. Вероятно, вы сами можете назвать многие справочные издания.
– Какие энциклопедии вы знаете?
(«Аванта+», «Что такое? Кто такой?», «Большая Советская энциклопедия», «Детская энциклопедия», «Что? Как? Почему?», «Я познаю мир», Школьная энциклопедия «Руссика».)
Вы, вероятно, заметили, что справочные издания, носящие название «энциклопедия», бывают разными. Различают энциклопедии отраслевые и универсальные.
Отраслевые – это те энциклопедии, статьи в которых собраны по какой-то одной отрасли знаний, например «Аванта+». (Показать несколько томов по различной тематике.)
Универсальные энциклопедии содержат статьи по разным отраслям знаний. Это, например, «Большая Советская энциклопедия», «Что такое? Кто такой?».
Статьи в любой энциклопедии располагаются по алфавиту, поэтому легко отыскать ответ на интересующий вас вопрос, что мы с вами сейчас и попытаемся сделать, проведя небольшую игру.
Задание: определить вид энциклопедии: универсальная или отраслевая.
– Найдите информацию о Солнце. («Аванта+». Астрономия.)
– Найти информацию об Александре Невском. («История Древней Руси».)
– Найти информацию о баснописце И. А. Крылове. («Аванта+. Рус-ская литература».)
– Найти информацию о медведе. («Что такое? Кто такой?», т. 2.)
Найти информацию про русского композитора П. И. Чайковского. («Что такое? Кто такой?», т. 3.)
Ведущий. А теперь давайте поближе познакомимся с некоторыми видами словарей и выясним, какую «большую пользу», по словам Франса, они нам приносят.
– Что это такое – словарь? Как вы думаете?
Ответы детей.
Словарь – это сборник слов в алфавитном порядке, с пояснением, толкованием или переводом на другой язык. Словарей существует великое множество. Некоторые вы уже знаете.
– Какие словари вам известны?
Ответы детей.
Для начала познакомимся со словарями, которые есть в нашей школьной библиотеке. Некоторые из них представлены на этой выставке.
А начнем мы знакомство с толковых словарей.
– Как вы думаете, почему их называют толковыми?
Ответы детей.
Словарь называется толковым, потому что он не только переводит одно слово другим словом, но толкует, объясняет подробности значения слов и понятий, им подчиненных.
Самые знаменитые толковые словари В. Даля и Д. Ожегова.
47 лет посвятил В. И. Даль своему главному труду – собиранию слов и составлению словаря, который носит название «Толкового словаря живого великорусского языка». Словарь был впервые издан в 1863–1866 годах. Владимир Иванович собрал за свою жизнь более 200 000 слов. Если их просто выписать столбиком, понадобится 450 обыкновенных ученических тетрадей в линейку. Но Даль еще и объяснял каждое слово, подыскивал близкие ему по смыслу слова, приводил примеры.
По образованию Даль был хирургом. Он также известен как писатель (под псевдонимом Казак Луганский). Даль имел способности и к технике. Но главным трудом всей его жизни стало составление словаря.
Вот что написал о словаре В. Даля С. Я. Маршак. Послушайте отрывок из стихотворения.
На всех словах – события печать.
Они дались недаром человеку.
Читаю: «Век. От века. Вековать.
Век доживать. Бог сыну не дал веку.
Век заедать, век заживать чужой…»
В словах звучит укор, и гнев, и совесть.
Нет, не словарь лежит передо мной,
А древняя рассыпанная повесть.
В 1949 году вышло в свет первое издание «Словаря русского языка» Сергея Ивановича Ожегова. Словарь быстро завоевал признание. При жизни автора словарь переиздавался 6 раз. Он содержит 80 000 слов и фразеологических выражений.
Как видите, в словарях огромное количество слов.
– Как отыскать нужное, как вы думаете?
Ответы детей.
– Да, вы уже догадались: надежный путеводитель в этом мире слов – алфавит. Такие словари, как словарь Ожегова, обычно называют универсальными, так как, обращаясь к ним, можно получить очень много информации.
А теперь мы поработаем с толковыми словарями.
– Найдите в словаре В. И. Даля толкование слов:
• Клёвый. (Хороший, пригожий, красивый.)
• Кондуит. (Список с отметками о поведении учащихся.)
• Вежа. (Знающий, ученый, образованный.)
– Найдите в словаре С. И. Ожегова толкование слов:
• Гирлянда. (Сплетенные в виде цепи цветы и зелень. В иллюминации – цепи фонариков.)
• Бирюлька. (Маленькая точеная фигурка, применяемая в игре, в которой из кучки таких фигурок достают крючком одну за другой, не шевеля остальных. Играть в бирюльки – значит заниматься пустяками.)
– А теперь давайте вспомним, в каких случаях вы обращаетесь к орфографическому словарю?
Ответы детей.
В е д у щ и й . Такой словарь необходим, когда надо уточнить написание слова. Орфографический словарь нужен всем, чтобы не допускать ошибок, особенно в тех случаях, когда написание не подчиняется правилам, а определяется словарем.
Вы уже знакомы с таким понятием, как словарные слова. А сможете ли вы написать их без ошибки?
Представители каждой команды выходят к доске и вставляют пропущенные буквы в словах «багряный», «облако», «трамвай», «алмаз».
В е д у щ и й . На уроках литературы вы знакомились с баснями Крылова. Вспомните строки из басни «Свинья под дубом»:
Свинья под дубом вековым
Наелась желудей досыта…
Но обычно мы говорим досыта. Одни люди говорят свёкла, а другие – свеклá. Как тут не растеряться без специального словаря – орфоэпического?
Обратимся к орфоэпическому словарю и выполним задание.
Дети расставляют ударения в словах: «каталог», «алфавит», «тво- рог», «кулинария».
В е д у щ и й . Когда пишешь сочинение, готовишься к выступлению, приходится искать слово поточнее. И тут вам на помощь придет словарь синонимов.
– Что такое синонимы? (Слова, имеющие различное написание, но близкие по смыслу.)
– Попробуйте подобрать синонимы к словам: «очаровательный», «лакомка», «радостный», «угодничать», «хвалить».
– Что у вас получилось?
Вот видите, как полезно работать со словарем, который помогает сделать нашу речь более красочной и яркой!
– О синонимах мы вспомнили, а что же такое антонимы?
(Слова, противоположные по смыслу.)
Не случайно особенно широко используются антонимы в русских сказках.
Близко ли, далеко ли,
Низко ли, высоко ли.
А еще антонимы часто используются в поговорках и загадках.
Сейчас мы поиграем в такую игру: я загадаю вам загадки, а вы хором скажете ответ.
Я – антоним к слову «зной».
Я в реке, в тени густой.
Я в бутылке лимонада.
А зовут меня…
(Прохлада.)
Я – антоним слова «лето»,
В шубу снежную одета,
Хоть люблю мороз сама,
Потому что я…
(Зима.)
На уроках русского языка вам часто дают задание разобрать слово по составу. Не всегда с этим легко справиться. На помощь к вам придет «Словообразовательный словарь». Найдите однокоренные слова к словам город, игра, свет, земля, мороз. А теперь давайте заглянем в словарь и попробуем продолжить этот ряд. Посмотрите, как много слов мы нашли.
Молодцы! А теперь прочитайте предложение, записанное на доске.
Редкие фолианты библиотаф хранил на дальних стеллажах.
– Как вы думаете, что означают эти слова?
Для этого нужно заглянуть в словарь иностранных слов. Знаете ли вы, например, что слово библиотека – греческое, диктант – немецкое, лупа – французское? В нашей библиотеке есть словарь иностранных слов. Обратимся к нему и попытаемся понять смысл предложения, которое мы с вами прочитали.
Фолиант – (нем. от лат. Folium – лист) – 1) книга форматом в половину бумажного листа (обычно старинная); 2) толстая книга большого формата.
Библиотаф – (греч. библион книга + taphos могила) – «хоронящий книги», шутливое название обладателя библиотеки, не позволяющего другим пользоваться ее книгами.
Стеллаж – (нем.) – многоярусное устройство, состоящее из вертикальных стоек или стенок с полками, ящиками для хранения различных предметов.
Что же у нас получилось: редкие толстые книги большого формата некто, не позволяющий пользоваться другим своей библиотекой, хранил на дальних полках, крепленных на стойках.
– Ребята, а как вы думаете, каким словарем необходимо пользоваться, чтобы узнать значение и происхождение устойчивых словосочетаний?
Ответы детей.
Правильно, этот словарь называется фразеологическим. Послушайте задание, которое вам предстоит выполнить. На разложенных перед вами листочках написаны устойчивые словосочетания.
Объясните происхождение и значение этих фразеологизмов, пользуясь «Фразеологическим словарем» под редакцией А. И. Молоткова: «битый час», «валять дурака», «горе луковое», «полететь вверх тормашками», «между двух огней».
Учитель . Итак, мы совершили путешествие в страну словарей и энциклопедий. Разговор о них может быть безграничен. Знакомство со многими справочными изданиями ждет вас еще впереди.
Привыкайте заглядывать в эти полезные книги, когда у вас возникают вопросы, неясно значение слова. Энциклопедии обогатят ваш кругозор, словари помогут сделать вашу речь богатой и выразительной.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Библиотечный урок. "Как превратить вопросительный знак в восклицательный" ( Знакомство с научно-познавательной литературой.)
Уже в названии этого урока поставлена проблема. В основе данного урока - методика развивающего обучения, на занятии используются проблемно-поисковый и групповой методы об...
Зачем нужны словари и энциклопедии
Информационный классный час...
Библиотечный урок на тему "Энциклопедии, справочники, словари"
Библиотечный урок для учащихся 2-5 классов. На первом этапе - информация о справочной литературе (энциклопедии, справочники, словари), второй этап урока Мини - викторина....
Библиотечный урок (знакомство с библиотекой) в 1-м классе. Тема: "Как Катя в таинственном лесу клад искала".
Библиотечный урок (знакомство с библиотекой) в 1-м классе. Тема: "Как Катя в таинственном лесу клад искала"....
Библиотечный урок "Знакомство с библиотекой"
конспект...
Всероссийский словарный урок посвящается дню словарей и энциклопедий 22 ноября.
Цель: познакомить учащихся с существующими словарями русского языка.Задачи: 1) Познакомить учащихся с видами словарей;2) Расширять читательский кругозор у учащихся, обогащать их словарный запас;3) Раз...
Тема: Словари, справочники, энциклопедии.
Представление о справочной литературе, цели обращения к словарям и энциклопедиям, обучение работе с ними.Первые энциклопедии «Что такое? Кто такой?» Структура энциклопедий. Расположение ма...