Методическая разработка библиотечного урока «Сказку, друг мой, назови!»
методическая разработка по чтению
Сказки помогают нам воспитывать в детях доброту, честность и целеустремленность. Урок-игра «Сказку, друг мой, назови!» направлен на развитие у ребенка образного и логического мышления, внимания, связной речи и памяти.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
skazku_drug_moy_nazovi_-_kopiya.doc | 75 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка библиотечного урока «Сказку, друг мой, назови!»
Андреева Екатерина Петровна, педагог-библиотекарь Частного общеобразовательного учреждения «РЖД лицей № 9» |
Сказки помогают нам воспитывать в детях доброту, честность и целеустремленность. Урок-игра «Сказку, друг мой, назови!» направлен на развитие у ребенка образного и логического мышления, внимания, связной речи и памяти.
Цель: формирование у детей любви к сказкам; развитие устойчивого интереса к сказке, как произведению искусства, влияющего на духовно-нравственное развитие ребенка.
Задачи:
- расширить представление детей о сказках;
- привить любовь и интерес к сказкам;
- развивать творческое мышление детей;
- обогащать и расширять словарный запас детей.
Оформление: кроссворд; плакат с иллюстрациями к сказкам; выставка книг-сказок; ромашка из бумаги, на лепестках которой написаны вопросы (для конкурса "Ромашка"), листы для рисования (в конце урока).
Библиотекарь: Сегодня, ребята, у нас необычное занятие. Его тему мы узнаем, когда разгадаем кроссворд, для этого надо правильно ответить на вопросы. Отгадайте, какие слова зашифрованы в строках по горизонтали.
К | А | Р | Л | С | О | Н | ||||||
К | О | Р | Ы | Т | О | |||||||
Ч | Е | Б | У | Р | А | Ш | К | А | ||||
З | О | Л | У | Ш | К | А | ||||||
М | А | Т | Р | О | С | К | И | Н | ||||
А | П | Е | Л | Ь | С | И | Н | Ы |
1. Толстяк живет на крыше, летает он всех выше.
2. Предмет домашнего обихода, родственный стиральной машине, но в аварийном состоянии.
З. Как зовут сказочного героя, у которого большие уши, и он дружит с аллигатором?
4. Она красива и мила, а имя ее - от слова "зола'»
5. Как звали кота Дяди Федора?
б. Что больше всего любил есть Чебурашка?
Какое слово у нас получилось в строке 7 по вертикали? Да, сказка. Мы сегодня будем говорить о сказках. А что такое сказка?
(Сказка - занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях.)
На какие группы можно разделить сказки? Приведите примеры. (Бытовые - это сказки о быте и жизни людей; волшебные - сказки, в которых используются волшебные предметы; сказки о животных, где главные герои животные.)
Эти сказки различаются по жанру. А как еще можно разделить сказки? (Сказки можно разделить еще на две группы: народные и литературные, или авторские. Народные сказки появились давным-давно. Долгое время эти сказки пересказывали устно и просто запоминали, а записывать и издавать их начали гораздо позже. У народных сказок нет автора. Литературная, авторская сказка - это сказка особая, она всегда оригинальная, индивидуальная и необычная. У нее есть автор.)
Ребята, а вы любите сказки?
Сейчас мы посмотрим, кто из вас лучше и больше знает сказок. У нас будут конкурсы. За каждый правильный ответ вы получите жетон. Разделитесь на команды и придумайте себе название. Если команда затрудняется ответить, то на вопрос отвечает другая команда и получает дополнительный балл.
Конкурс «Угадай сказку или сказочного героя»
Всех на свете он добрей, Лечит он больных зверей, И однажды из болота Вытащил он бегемота. Он известен, знаменит, Это ... (Доктор Айболит.)
Бабушка внученьку очень любила. Бабушка шапочку ей подарила. Девочка имя забыла свое. Кто отгадает, как звали ее? (Красная Шапочка.)
На сметане мешон, На окошке стужон, Круглый бок, румяный бок Покатился ... (Колобок.)
Возле леса, на опушке, Трое их живет в избушке. Там три стула и три кружки, Три кровати, три подушки. Угадайте без подсказки, Кто герои этой сказки? (Три медведя.)
Что за странный Человечек деревянный. На земле и под водой Ищет ключик золотой? Всюду нос сует он длинный. Кто же это?. Буратино.)
Удивляется народ: Едет печка, дым идет, А Емеля на печи Ест большие калачи! Чай сам наливается По его хотению, А сказка называется ... ("По щучьему велению'~)
Сидит в корзине девочка У мишки за спиной. Он сам, того не ведая, Несет ее домой. Ну, отгадал загадку? Тогда скорей ответь! Названье этой книжки ...("Маша и медведь':)
Скок-поскок, скок-поскок - Через море и лесок! По пути нашел Жар-птицу, И красавицу-девицу, Ну а глупого царя Обмануть сумел не зря, Так Иванушке помог Умный маленький конек, Всем известный ... (Горбунок.)
Летела стрела и попала в болото, А в этом болоте поймал ее кто-то. Кто, распростившись с зелёною кожей, Сделался милой, красивой, пригожей? (Царевна-Лягушка.)
Кто работать не хотел, А играл и песни пел? К братцу третьему потом Прибежали в новый дом. От волка хитрого спаслись, Но долго хвостики тряслись. Сказка известна любому ребенку И называется ... ('Три поросенка':)
"Не пей, Иванушка, если устанешь ... " А братец все выпил до донышка. "Не пей, Иванушка, козленочком станешь!" Плачет ... (Сестрица Аленушка.)
Появилась девочка в чашечке цветка, И была та девочка чуть больше ноготка. В ореховой скорлупке та девочка спала, И маленькую ласточку от холода спасла. (Дюймовочка.)
Конкурс «Ромашка»
По одному от команды, по очереди дети выходят к доске, отрывают от бумажной ромашки лепестки с вопросами, зачитывают их и отвечают.
1. Где была резиденция Бабы Яги? (В избушке на курьих ножках.)
2. Какой головной убор помогает прятаться? (Шапка-невидимка.)
3. Какие сказочные средства передвижения вам известны? (Ковер-самолет, ступа, сапоги-скороходы.)
4. Как называется цветок с семью лепестками, который исполняет желания? (Цветик-семицветик.)
5. Что потеряла Золушка на балу у короля? (Хрустальную туфельку.)
6. Чем лечил Карлсон простуду? (Вареньем.)
7. На дубе - ларец, в ларце - заяц, в зайце - утка, в утке - яйцо. А что в яйце?
(Игла - смерть Кощея.)
8. В какой сказке был удачливый рыбак, которому очень не повезло со старухой?
(«Сказка о рыбаке и рыбке'»:)
9. У Ослика был день рождения. Что подарили ему Винни-Пух? Пятачок? Сова?
(Горшочек, лопнутый шарик, хвост Иа.)
10. Как любил есть бутерброд кот Матроскин ? (Колбасой на язык.)
11. В какой сказке и какая домашняя птица охраняла целое царство? («Золотой петушок»)
12. Где Винни-Пух нашел хвост ослика Иа? (На двери дома Совы.)
Конкурс «Узнай сказку по отрывку»
Каждая команда читает по ролям отрывок из сказки. Другие команды отгадывают автора сказки и ее название.
- А кот решил галчонка к делу приучать: - Что это мы его зря кормим! Пусть пользу приносит. И стал он галчонка учить разговаривать. Целыми днями сидит около него и говорил: - Кто там? Кто там? Кто там? Шарик спрашивает:
- - Что, тебе делать нечего? Ты бы его лучше песне какой выучил или стихотворению. Кот отвечает: - Песни я и сам петь могу. Только от них пользы нету. ( Э.Успенский «Дядя Федор, Пес и Koт»)
2. И добрые утки обещали ей лететь пониже. На следующий день они летели так низко, что слышали голоса: , - Смотрите, смотрите! - кричали дети в одной деревне, - утки лягушку несут! Лягушка слышала это, и у нее прыгало сердце. - Смотрите, смотрите! - кричали в другой деревне взрослые, - вот чудо-то! . - Знают ли они, что это придумала я, а не утки? - подумала квакушка. (В. Гаршин "Лягушка-путешественница'»)
3. Спрашивает ее старик громко: - Ты откуда пришла, чего тебе здесь нужно? Девочка показала ему свою пустую корзину и говорит: - Нужно мне набрать в эту корзину подснежников. Засмеялся старик: - Это в январе-то подснежников? Вот чего выдумала? (С Маршак ''Двенадцать месяцев»)
Конкурс «Откуда эти строки»
Учитель зачитывает цитаты из сказок. Дети отгадывают название сказки, дополнительные баллы получают те, кто может назвать автора сказки и продолжить текст наизусть.
1. Ловись, рыбка, большая и мален ькая ... (Русская народная сказка "Лисичка-сестричка и волк»)
2. Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет ... ("Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» А.С Пушкин.)
З. Тараканы прибежали все стаканы выпивали, А букашки по три чашки, с молоком и с крендельком. («Муха-цокотуха»; К.И. Чуковский.)
4. Ах ты, гадкий, ах ты, грязный, Неумытый поросенок! («Мойдодыр»; К.И. Чуковский.)
5. Приезжайте, доктор; в Африку скорей И спасите, доктор, наших малышей. («Айболит» К.И. Чуковский.)
6. Мы с тобой одной крови - ты и я. («Маугли» Р. Киплинг.)
7. Свет мой, зеркальце, скажи, Да всю правду доложи ... («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; А.С. Пушкин.)
8. Жил старик со своею старухой У самого синего моря ... («Сказка о рыбаке и рыбке»: А.С. Пушкин.)
9. Муха по полю пошла, Муха денежку нашла ... («Муха-цокотуха»: К.И. Чуковский.)
10. Три девицы под окном пряли поздно вечерком…
(«Сказка о царе Салтане» А.С.Пушкин)
Конкурс «С какими сказками связаны числа»
Учитель показывает карточки с числами: З, 7, 12, ЗЗ. Команды должны назвать как можно больше сказок, в которых упоминаются эти числа.
А.С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»:
А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»:
А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»:
А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»:
А.С. Пушкин «Сказка о золотом петушке»:
С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»:
С.В. Михалков «Три поросенка»:
В. Катаев «Цветик-семицветик»:
Ш. Перро «Золушка»:
Ш. Перро «Кот в сапогах» и др.)
В конце урока предложить ребятам нарисовать героя из любимой сказки.
Подведение итогов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по инсценированию сказки А.С.Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке"
В данной разработке педагог может найти сценарий "Сказки о рыбаке и золотой рыбке"....
Методическая разработка открытого урока по композиции во 2 классе "Добрые и злые образы в марийской народной сказке"Волшебный меч".
Цель: 1. Формирование способностей к передаче эмоционального настроя, характера литературного героя с помощью цвета.2. Приобщение ребёнка к духовному, эмоциональному опыту через собственное творч...
Внеурочная деятельность, методическая разработка занятия "Как понимать друг друга без слов"
Занятие разработано на основе системно-деятельностного подхода и в контексте надпредметного курса "Мир деятельности" по УМК "Перспектива"...
Методическая разработка библиотечного урока в 1 классе
Знакомство с "Книжным домом". Понятия "читатель", "библиотекарь", "библиотека", "книжный фонд","читальный зал". Библиотеки большие и маленьк...
Методическая разработка библиотечного занятия "Сохраним климат вместе"
Данное занятие является продолжением ранее начатой работы по ознакомлению учащихся о климатических изменениях и способах смягчения их последствий, адресовано учащимся 4-5 классов. Цель библиотечного з...
Методическая Разработка к уроку литературного чтения.Рождественская история о прекрасном принце, злой мышиной королеве, девочке Мари, других сказочных персонажах со счастливым концом Первый урок
Рождественская история о прекрасном принце, злой мышиной королеве, девочке Мари, других сказочных персонажах со счастливым концомПервый урок...
Методическая разработка библиотечного урока "Здравствуй, мой юный читатель!"
Методическая разработка библиотечного урока "Здравствуй, мой юный читатель!"...