Влияние технологии формирования готовности к безопасному поведению на дорогах у младших школьников с девиантным поведением.
статья (1, 2, 3, 4 класс)
Обучение подрастающей смены основам безопасного поведения на дорогах является важнейшей составной частью системы общественной безопасности. Только физически и психически здоровый человек может максимально реализовать свои способности — это истина, не требующая аргументации. К сожалению, с каждым годом отмечается увеличение числа детей с девиантным поведением, поэтому тема данного исследования актуальна. Особую тревогу вызывает проникновение различных видов девиации в среду младших школьников, что отрицательно влияет на процесс становления личности ребенка, его социализации и адаптации в обществе. В связи с этим возрастает роль профилактики, направленной на выявление детей, склонных к девиации.
Актуальность исследуемой проблемы, необходимость повышения уровня формирования позитивного отношения к жизни и здоровью личности определили выбор и формулировку темы исследования: «Влияние технологии формирования готовности к безопасному поведению на дорогах у младших школьников с девиантным поведением».
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: Влияние технологии формирования готовности к безопасному поведению на дорогах у младших школьников с девиантным поведением.
Содержание
Введение
1. Формирование безопасного поведения, как педагогическое явление….. 6
1.1. Соотношение педагогического процесса и формирования
безопасного поведения……………………………………………………8
2. Теоретические основы профилактики девиантного поведения
младших школьников в современных условиях.
2.1. Сущность и определение понятий: «девиация», «девиантное
поведение», «отклоняющееся поведение»……………………………..9
2.2. Возрастные особенности детей младшего школьного возраста…….13
2.3. Теоретические основы понятия «внеклассное мероприятие»…………16
3. Педагогические условия профилактики девиантного поведения
младших школьников.
3.1. Выявление детей младшего школьного возраста, склонных к
девиантому поведению………………………………………………….20
4. Экспериментальное исследование готовности младших школьников с
девиантным поведением к безопасному поведению на дорогах.
4.1. Диагностика готовности младших школьников к безопасному
поведению на дороге……………………………………………………..22
4.2. Опытно-экспериментальная работа по обучению младшего
школьного возраста безопасному поведению на проезжей части
дороги ………………………………………………………………………24
5. Заключение …………………………………………………………………30
6. Литература …………………………………………………………………31
Введение
За многовековую историю сообщество людей накопило немалый опыт в области безопасной жизнедеятельности человека, но управлять природными явлениями, противостоять стихиям в полной мере оно пока не может. В течение многих лет человек создавал и совершенствовал технические средства с целью обеспечения безопасности и комфортности своего существования, а в результате оказался перед лицом угроз, связанных с использованием техники.
Основам безопасного поведения, безопасной жизнедеятельности надо учить. Знания о зонах риска в повседневной жизни и способах спасения в них нужны не только взрослым людям. Эти знания, пусть элементарные, в равной степени нужны и учащимся начальной школы, и старшеклассникам и даже маленьким воспитанникам детских учреждений. Чем раньше начинать работу по просвещению детей о существующих в жизни опасностях и подготовке к действиям в них, тем раньше учащиеся приобретут опыт безопасного поведения. Обучать человека, как вести себя в разных обстоятельствах, создающих угрозу для его нормального сосуществования, труда и отдыха, необходимо систематически и планомерно. Только таким образом можно развить умения и навыки, направленные на сохранение жизни и укрепление здоровья подрастающего поколения. В целях подготовки к безопасному поведению в общеобразовательных учреждениях введен курс учебной дисциплины "Основы безопасности жизнедеятельности" (ОБЖ). На уроках физической культуры, биологии, географии, физики, химии, технологии и других учебных дисциплинах формируются представления о правилах безопасного поведения в том или ином виде деятельности. Однако эффективность формирования готовности школьников к безопасному поведению на дорогах остается недостаточно высокой, что подтверждается статистическими данными ГИБДД, МЧС, МВД о травмировании и гибели детей.
Так, за 2016 год в Российской Федерации произошло 18507 ДТП с участием детей, в которых 857 погибли, а 14099 получили ранения; в 2017 году на дорогах погибли 857 детей и подростков до 18 лет, еще 24 318 получили ранения; за 2018 год зафиксировано 14 498 ДТП с участием несовершеннолетних, в результате которых погибли 518 детей и 12 542 детей пострадали. По информации ГИБДД[1], чуть более четверти (26,9%) аварий происходят по вине детей.
Практика показывает, что одной из причин нестабильности ситуации с ДТП является низкий уровень транспортной культуры участников дорожного движения, и недостаточное внимание, уделяемое различными социальными институтами проблеме профилактики дорожно-транспортных происшествий, в том числе и среди детей. Данные нарушения свидетельствуют об отсутствии у детей твердых практических навыков поведения на дорогах и, как следствие, - неумение юных участников дорожного движения ориентироваться в сложной дорожной обстановке. Проблема профилактики детского дорожно-транспортного травматизма объединяет и представителей ГИБДД и систему образования. Каждая структура пытается решить эту проблему своими методами. Однако наиболее эффективным представляется метод совместного сотрудничества вышеуказанных структур. Проблему травматизма детей на дорогах возможно решить только при совместной работе школы, сотрудников Госавтоинспекции и активном участии родителей.
Обучение подрастающей смены основам безопасного поведения на дорогах является важнейшей составной частью системы общественной безопасности. Только физически и психически здоровый человек может максимально реализовать свои способности — это истина, не требующая аргументации. К сожалению, с каждым годом отмечается увеличение числа детей с девиантным поведением, поэтому тема данного исследования актуальна. Особую тревогу вызывает проникновение различных видов девиации в среду младших школьников, что отрицательно влияет на процесс становления личности ребенка, его социализации и адаптации в обществе. В связи с этим возрастает роль профилактики, направленной на выявление детей, склонных к девиации.
Актуальность исследуемой проблемы, необходимость повышения уровня формирования позитивного отношения к жизни и здоровью личности определили выбор и формулировку темы исследования: «Влияние технологии формирования готовности к безопасному поведению на дорогах у младших школьников с девиантным поведением».
Цель исследования: теоретически обосновать и выявить уровень безопасного поведения на дорогах у младших школьников с девиантным поведением в условиях системы дополнительного образования.
Задачи исследования:
- на основе изучения психолого-педагогической литературы дать анализ проблемы формирования безопасного поведения младших школьников;
- охарактеризовать возрастные особенности младших школьников, на которые необходимо опираться в процессе формирования безопасного поведения в процессе учебно - воспитательной работы;
- выявить организационные формы и методы формирования безопасного поведения у детей младшего школьного возраста с девиантным поведением в процессе учебно - воспитательной работы;
Объект исследования: процесс формирования готовности младших школьников с девиантным поведением к безопасному поведению в условиях системы дополнительного образования.
Предмет исследования: механизмы, содержание, средства и условия формирования готовности младших школьников с девиантным поведением к безопасному поведению на дорогах.
Задачи исследования:
- раскрыть сущность и определение понятий «девиантное поведение», «отклоняющееся поведение»;
- изучить возрастные особенности детей;
- рассмотреть проблему выявления детей младшего школьного возраста, склонных к девиантому поведению,
- обобщить опыт педагогов-практиков по изучению проблем профилактики девиантного поведения.
1.Формирование безопасного поведения как педагогическое явление
В педагогической науке изучаются, а в практике воспитания осуществляются различные составляющие педагогического процесса: умственное, физическое, эстетическое и т.д. воспитание. К таким элементам педагогического процесса относится и формирование безопасного поведения.
В процессе формирования безопасного поведения школьники осуществляют деятельность, в результате которой развиваются и формируются варианты их поведения: деструктивное поведение (склонность к саморазрушению, виктимности, суицидальному поведению и т.д.); безопасная жизнедеятельность, направленная на профилактику и минимизацию ущерба от вредных и опасных факторов. В опасных ситуациях наблюдается несколько вариантов действий человека: ступор - резкое торможение деятельности человека, его неспособность реагировать на факторы риска; дезорганизация деятельности в опасной ситуации, проявляющаяся в неадекватности и неэффективности действий; активизация действий - возрастание точности, эффективности действий в опасной ситуации.
В реальном учебном процессе совместные действия педагога и школьников приводят к различным изменениям деятельности, способностей и личностных качеств школьников, в том числе к таким результатам как: формирование опыта неправильного, виктимного, деструктивного поведения, которое является причиной возникновения опасных ситуаций или потерь в опасных ситуациях (из которых можно выйти без потерь при правильных действиях); формирование опыта неуспешного поведения в опасных ситуациях; формирование опыта успешных действий по профилактике, минимизации последствий, преодолению опасных ситуаций; психотравмирующее влияние деятельности школьников в опасных ситуациях, развитие черт тревожности, формирование склонности к неадекватным эмоциональным реакциям на факторы риска; сохранение личности школьников от внутренних и внешних влияний (прежде всего от влияния информационных, игровых и реальных опасных ситуаций) с использованием различных видов психологической защиты.
Названные варианты результатов учебного процесса заметны в случае, если суть формирования безопасного поведения сводят к информированию школьников об опасности и различным видам деятельности в опасных (игровых и реальных) ситуациях. Однако подготовка к безопасной жизнедеятельности осуществляется не только в опасных (информационных, игровых, дозированных, реальных) ситуациях. В действительности подготовка к безопасной жизнедеятельности осуществляется в процессе деятельности, в которую вовлечены различные элементы культуры безопасности и контркультуры деструктивности.
Школьники взаимодействуют с элементами культуры безопасности, суть которых в том, что они содержат правила, нормы, правила, традиции безопасной жизнедеятельности, но не содержат информации об опасности и тем более реальных опасных ситуаций. Формирование безопасного поведения включает в качестве составных частей следующие аспекты:
- общую теоретическую подготовку к безопасной жизнедеятельности (осмысление общих проблем риска, безопасности, опасности и т.д.),
-формирование предметных умений и навыков (видов деятельности, которые осуществляются не только в безопасных условиях, но и в условиях риска),
- психологическую подготовку к безопасной жизнедеятельности (формирование смелости, решительности, готовности к разумному риску и т.д.),
- развитие качеств личности, необходимых для безопасной жизнедеятельности (проницательности, дальновидности, гуманности, оптимистичности и т.д. как основы безопасности человека и общества).
Таким образом, в составе формирования безопасного поведения присутствуют составляющие: формирование предметных действий предстоящей деятельности (как условие подготовки к этой деятельности в условиях риска) и специальная подготовка к безопасности жизнедеятельности. Соответственно формированию безопасного поведения как составная часть воспитания рассматривается в широком и узком аспектах.
1.1. Соотношение педагогического процесса и формирования безопасного поведения.
Формирование безопасного поведения – компонент педагогического процесса, способствующий формированию личности, готовой действовать в непредсказуемых (в том числе опасных и экстремальных) условиях, стремящейся к постоянному самосовершенствованию и реализации новых возможностей.
В широком аспекте формирование безопасного поведения – процесс формирования, готовности к различным видам деятельности (познавательной, физической, коммуникативной и т.д.), к выполнению различных социальных функций (гражданина, производственника, потребителя и т.д.), присвоения школьниками разнообразных видов и фрагментов культуры (мировоззренческой, нравственной, эстетической и т.д.). В связи с тем, что все виды деятельности и сферы жизнедеятельности потенциально опасны (или могут осуществляться в опасных условиях) - формирование любой предметной деятельности является составляющей подготовки к безопасности жизнедеятельности.
В узком аспекте формирование безопасного поведения – присвоение школьниками фрагментов культуры, основная функция которых – обеспечение безопасности человека и общества. В узком аспекте формирование безопасного поведения – это специальная теоретическая, психологическая и личностная подготовка к безопасной жизнедеятельности, которая осуществляется обычно на материале подготовки к конкретным видам опасных и экстремальных ситуаций, условиям (вредным, опасным) деятельности, результаты которой имеют обобщенный характер и способствуют безопасности в разнообразных конкретных видах и условиях деятельности.
Формирование безопасного поведения является сложной системой, выступает в качестве компонента, элемента, этапа, функции, цели, содержания, формы, средства, закономерности, принципа, педагогического условия воспитания. Кроме того, формирование безопасного поведения может входить в состав, как воспитания, так и педагогического процесса, учебно-воспитательного процесса, учебного процесса, процесса обучения. Из педагогических категорий, фиксирующих максимально широкий спектр педагогических явлений, обозначающих конкретное воплощение практики воспитания и обучения, наиболее приемлемым для продолжения анализа является понятие «педагогический процесс».
Формирование безопасного поведения – этап педагогического процесса, на котором осуществляется воплощение культуры безопасного поведения в личности детей. Это достаточно четко ограниченный во времени специально организованный период жизнедеятельности школьников, в ходе которого освоение культуры безопасного поведения выступает в качестве ведущей цели. Например, в наши дни такого рода этапом воспитательного процесса являются туристические походы, обучение в школе выживания, специальные смены в молодежных лагерях отдыха (организуемые ГИБДД, управлениями пожарной охраны, подразделениями МЧС и т.д.).
Формирование безопасного поведения – функция педагогического процесса, проявляющаяся в постоянном влиянии данного процесса на уровень готовности школьников к профилактике и преодолению вредных и опасных факторов жизнедеятельности.
2. Теоретические основы профилактики девиантного поведения младших школьников в современных условиях.
2.1. Сущность и определение понятий: «девиация», «девиантное поведение», «отклоняющееся поведение».
В специальной литературе термин «отклоняющееся поведение» нередко заменяют синонимом - девиантное поведение (от латинского «DEVIATO» –отклонение) поведения.
По мнению Е. В. Змановской «девиантное поведение – это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб самой личности, а также сопровождающееся ее социальной дезадаптацией»[2].
Девиантное поведение — устойчивое поведение психически здоровой личности, отклоняющееся от наиболее значимых в конкретном обществе социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности и сопровождающееся ее социальной дезадаптацией[3].
Дезадаптация — социально-психологическое состояние личности, характеризующееся нарушением равновесия личности и среды (например, неспособность адаптироваться в конкретной ситуации); снижением эффективности функционирования человека (например, снижение выдержанности, повышение агрессивности, снижение способности к запоминанию, снижение точности действий и пр.); снижением успешности деятельности (например, утрата способности человека справляться с социальными функциями); неспособностью либо нежелание личности самостоятельно исправить сложившуюся ситуацию (например, изменив собственное поведение); неспособностью удовлетворять собственные потребности и потребности социума.
Отклоняющееся поведение — поведение, в котором устойчиво проявляются отклонения от общепринятых данным обществом поведенческих норм. Норма может носить культурный, профессиональный, ситуационный, возрастной и иной характер. Таким образом, факт отклонения в поведении зависит от культурных, территориальных и других особенностей среды и ситуации, в которых поведение воспроизводится, а также от личностных, возрастных, ролевых, социальных и др. особенностей того человека, который его осуществляет. Отклоняющееся поведение является результатом актуализации факторов риска под влиянием длительного воздействия негативных условий, следствием чего является возникновение конкретной ситуации, в которой и наблюдается нарушение поведения. Синонимом понятия «отклоняющееся поведение» является девиантное поведение.
Процесс формирования отклоняющегося поведения включает в себя четыре последовательных этапа.
Первый этап — дезориентация ребенка в новых, не привычных для него социальных условиях, где наработанные за предшествующий период жизни привычные способы поведения теряют свою эффективность, а новые в его поведенческом арсенале еще не выработаны.
Второй этап — дестабилизация ребенка, характеризующаяся малоэффективными попытками восстановления личностно и эмоционально значимых контактов с окружающей средой, сохранения статуса и пр.
Третий этап — фрустрация ребенка, характеризующаяся наличием психологически нетерпимой для ребенка ситуации и отсутствием знания, каким образом выйти из данной ситуации социально положительным способом.
Четвертый этап — деструктивное поведение (асоциальная социально-психологическая дезадаптированность), характеризующееся воспроизведением ребенком негативных поведенческих реакций и образцов поведения, с одновременным осознанием неправильности, «запрещенности» своего поведения, что сопровождается самообвинением, снижением самооценки, состоянием постоянного психологического перенапряжения. Следствием подобного развития могут быть снижение осознанности своего поведения (в результате запуска психологического защитного механизма — вытеснения), развитие различного рода психологических и биологических нарушений (неврозы, психозы, энурез, бессонница и т. п.), требующих медицинского вмешательства.
Четвертый этап (второй вариант) — асоциальное поведение (асоциальная социально-психологическая адаптированность), характеризующееся воспроизведением ребенком негативных поведенческих реакций и образцов поведения на основе их осознанного принятия. В данном случае негативное, отклоняющееся поведение ребенка не приходит в противоречие с его нравственно-моральной сферой, а воспроизводится осознанно с целью достижения конкретной личной выгоды, служит способом формирования самооценки, утверждения социальной роли на базе видоизмененной системы ценностей и идеалов[4].
Таким образом, девиантное поведение – это система поступков или отдельные поступки человека в зависимости от его возраста, носящие характер отклонения от принятых в обществе норм.
Девиантное поведение младших школьников существенно отличается от девиантного поведения взрослых и обусловлено различными факторами, в том числе возрастными особенностями.
Наиболее характерными чертами младшего школьного возраста являются переход от игры к учению как основному способу усвоения общечеловеческого опыта и формирование учебной деятельности как ведущей в этом возрасте. На ее основе складываются основные психологические новообразования — произвольность психических процессов, внутренний план действий (способность действовать в уме) и рефлексия.
Для профилактики девиантного поведения младших школьников нам необходимо подобрать и рассмотреть диагностический инструментарий, который поможет прояснить картину внутреннего мира ученика, а так же поможет нам в работе по выявлению детей с девиантным поведением.
В общей системе педагогических условий, обеспечивающих профилактику социально-эмоциональных проблем у школьников, важное место занимает своевременное выявление детей «группы риска». Актуальной остается проблема эффективной диагностики, направленной на решение, а не на констатацию наличия социально-эмоциональных проблем.
М.С. Полянский выделяет ряд требований, которым должен отвечать диагностический инструментарий сопровождения:
1. Нацеленность на выявление позитивных факторов развития и поиск путей решения проблемы.
2. Простота, доступность, скорость переработки. Для педагогов первого уровня сопровождения особенно ценными являются те методики, которые позволяют быстро и эффективно выявлять пути решения проблемы.
3. Диагностический инструментарий должен обеспечивать безопасную с точки зрения возможности разглашения информации процедуру исследования, соблюдение принципа приоритета интересов ребенка[5].
Для исследования особенностей поведения, отклоняющегося от принятой социальной нормы, эффективным представляется метод экспертных оценок. В качестве экспертов могут выступать родители, педагоги, а так же другие взрослые лица, непосредственно включенные в социальное взаимодействие с детьми. В основе метода лежит наблюдение за нерегламентированным поведением детей. Предполагается, что достаточный опыт взаимодействия с ними позволит эксперту достаточно объективно классифицировать и оценить отдельные проявления поведения.
Преодоление отклонений в поведении младших школьников целесообразно начинать в первый год их обучения в школе. Для этого необходимо создать систему коррекционно-профилактической работы. Этапы, которые будут планироваться в следующей последовательности: диагностическая, коррекционная - профилактическая работа педагогов с детьми.
На первом этапе работы в этом направлении можно использовать следующие методы диагностики:
- Метод наблюдения.
Основными признаками школьной дезадаптации младших школьников являются:
- Стойкая неуспеваемость в обучении.
- Отклонения в поведении обучающегося (как защитная реакция на требования взрослых).
- Хроническое снижение настроения.
- Наличие комплекса неполноценности, неверие в свои силы.
- Стойкое ощущение дискомфортности и эффекта «никому ненужности».
- «Методика изучения социальной адаптированности детей к школе».
- «Социометрия».
- Методика «Наши отношения».
На втором этапе работы в этом направлении необходимо создать все условия для социально-коррекционной и профилактической работы:
- Все мероприятия, все приемы обучения и воспитания должны быть направлены на утверждение самооценки личности.
- Создание условий для включения в успешную деятельность каждого обучающегося.
- Повышение внутренней мотивации обучающегося и потребности к творческому познанию.
- Учеба и воспитание как целостный реабилитационный процесс.
- В центре внимания личность ребенка.
- Весь процесс воспитания наполнен нравственным содержанием.
- Активное включение в школьную жизнь, в проведение и организацию мероприятий, коллективных творческих дел.
- Выбирается вид деятельности с учетом интересов, способностей воспитанника, где он может иметь определенные успехи; прогнозируются отношения воспитанника в процессе деятельности со взрослыми, сверстниками; определяется характер руководства школьником в деятельности.
Эффективность работы будет достигнута только при условии создания системы коррекционно-профилактической работы, и только система предполагает достижения следующих результатов:
- уменьшение числа подростков с отклонениями в поведении;
- уменьшение числа правонарушений среди подростков;
- формирование активной жизненной позиции обучающихся.
2.2. Возрастные особенности детей младшего школьного возраста
Младший школьный возраст — возраст 6/7 — 10-летних детей, обучающихся в I —IV классах начальной современной отечественной школы. Как особый период детства выделился сравнительно недавно, с введением обучения в неполной или полной средней школе. Этот период детства отсутствует у детей, не обучающихся в школе.
Наиболее характерными чертами младшего школьного возраста являются переход от игры к учению как основному способу усвоения общечеловеческого опыта и формирование учебной деятельности как ведущей в этом возрасте. На ее основе складываются основные психологические новообразования — произвольность психических процессов, внутренний план действий (способность действовать в уме) и рефлексия. Поступление ребенка в школу связано с изменением социальной ситуации развития и перестройкой всей системы отношений. Система «ребенок—учитель» становится центром жизни ребенка, источником его самооценки, основой для построения отношений в системах «ребенок—сверстники» и «ребенок-родители». Изменяется позиция ребенка в семье, где к нему предъявляются более «взрослые» требования.
Включение ребенка в учебную деятельность создает условия для преобразования психических процессов, развития мотивационно-потребностной сферы, социально-психологических качеств личности. Ранее развивающиеся на наглядно-образной основе познавательные процессы формируются в словесно-логическом плане. На начальных этапах обучения важно оказывать ребенку эмоциональную поддержку, создавать ситуацию успеха, подкреплять положительное отношения к школе и учению, формировать содержательную учебную мотивацию.
В младшем школьном возрасте происходит много новообразований. Прежде всего, это связанно с поступление ребенка в школу. Ведущим видом деятельности становится учебная деятельность. В процессе обучения в начальной школе укрепляются широкие познавательные мотивы, интерес к новым знаниям. Развитие отдельных психических процессов, таких как восприятие, внимание, память, воображение, мышление происходит на протяжении всего младшего школьного возраста. Так же существенные изменения наблюдаются в физиологическом развитии.
Особенности младшего школьного возраста в трудах следующих педагогов и психологов Ш..А. Амонашвили, М. Н. Волокитина, Н. Д. Левитова, Н.С. Лейтенса, Р.В. Овчаровой и других.
В поведении младших школьников наблюдаются различия по половому признаку. Для мальчиков характерна большая раскованность поведения, большая подвижность и непоседливость в сравнении сих сверстницами. Они больше отвлекаются на уроках. Девочки аккуратнее, прилежнее, добросовестнее, исполнительнее. Непоседливость мальчиков, их меньшая способность переносить статистическую нагрузку проявляются в более частом нарушении дисциплины. Меньшее внимание к себе и повседневным занятиям находит выражение в том, что мальчика намного труднее приучит содержать рабочее место.
В младшем школьном возрасте происходит еще одно важное изменение в жизни ребенка: он овладевает навыками ориентировки в своем внутреннем мире. Перед младшим школьником стоит задача освоить довольно широкий свод норм, правил поведения, применение которых позволит им правильно организовать взаимоотношения с окружающими.
В.И. Сухомлинский отмечал: « Если дети осознают себя как единое целое, коллектив становится большой воспитывающей силой. Эта сила проявляется не столько в том, что коллектив осуждает и наказывает, сколько в том, что он берет на свой счет и хорошее и плохое, принимает на себя ответственность за предосудительные поступки»[6].
Особое место в системе отношений занимает дружба. Интенсивное дружеское общение – это не только внутренняя потребность ребенка, но и школа его нравственного развития. Дружба оказывает непосредственное влияние на формирование личности. В отношения со своими друзьями ребенок учится любить, понимать, заботиться, и принимать на себя ответственность за других. Проведенные исследования доказывают, что дети, имеющие друзей, более общительны, готовы к сотрудничеству, альтруистичны, уверенны в себе и значительно менее одиноки, чем те, у кого друзей нет. Лонгитюдных исследований данной проблемы мало. Однако они показывают, что уже простое «наличие друзей» в детском возрасте является самым надежным фактором, позволяющим предсказать высокий уровень самоуважения, положительные семейные установки и отсутствие депрессии в юности.
Младший школьник - это человек, активно овладевающий навыками общения. В этот период происходит интенсивное установление дружеских контактов. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей являются одной из важных задач развития на этом возрастном этапе.
Влияние дружбы на развитие личности ребенка зависит от того с кем он дружит. Друзья повышают социальную компетентность ребенка только в том случае, если они сами компетентны, социально приспособлены и обладают психической гибкостью. Связь с антисоциальными друзьями усиливает антисоциальное поведение ребенка, больше чем общение с неагрессивными друзьями, особенно если сам ребенок агрессивен и отвергнут сверстниками.
На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы: в младшем школьном возрасте происходит много новообразований, как в анатомо–физиологическом так и в личностном развитии ребенка. Особое место в системе отношений является дружба. Ведущим видом деятельности становится учебная деятельность.
При организации учебно - воспитательной деятельности по профилактике девиантного поведения младших школьников необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности.
2.3. Теоретические основы понятия «внеклассное мероприятие».
Внеклассные мероприятия, это события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые преподавателями для учащихся с целью непосредственного воспитательного воздействия на них.
Успех обучения во многом зависит не только от выбора эффективных методов и форм обучения в классе на уроке, но и от организации внеклассных мероприятий.
Изучение учащимися ПДД вне рамок учебного плана и требований школьной программы отличается от урока, как основной формы организации процесса обучения и главного элемента классно-урочной системы. Внеклассные мероприятия строятся по сравнению с уроками на расширенном материале, проводится в иных организационных формах и в большей степени основывается на самостоятельности учащихся и проводится во внеклассное время.
Цель внеклассных мероприятий – обеспечение всестороннего и гармонического развития школьников. Это требование отвечает основной идее воспитания – воспитать человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
Образовательные и воспитательные задачи внеклассной работы по профилактике ДДТ определяются общими целями и задачами обучения. Важнейшей задачей внеклассных мероприятий по профилактике ДДТ является формирование у учащихся черт личности: взаимопомощи, дружбы, умения работать в коллективе и др.
Одна из задач внеклассных мероприятий состоит в обогащении школьников новыми, интересными фактами, понятиями, отражающими различные стороны жизни человека и общества.
Важнейшей задачей внеклассных мероприятий с учащимися является усиление их интереса к изучению ПДД. Развитие познавательного интереса к уроку на основе внеклассных мероприятий обеспечивается привлечением средств занимательности, знакомством с правилами поведения на дороге, экскурсиями в автошколы и прогулки по городу с целью изучения дорожных знаков и дорожной ситуации, проведение конкурсов «Безопасное колесо» и т.д.
Внеклассные мероприятия по профилактике ДДТ тесно взаимосвязаны с уроками. Как показывают исследования педагогов, интерес к учебной деятельности развивает у школьников познавательные интересы, которые характеризуются стремлением учащихся к глубокому познанию нового в данном предмете, желания не оставаться на поверхности явлений.
Внеклассные мероприятия по ПДД связаны с деятельностью в определенном коллективе. Совместная работа, познание ценности собственного труда и труда своих товарищей воспитывает у учащихся такие качества, как дисциплинированность, товарищество, взаимопомощь. Поэтому, значение внеклассных мероприятий сводится не только к расширению кругозора школьников и углублению знаний по предмету, подготовки их к будущей профессиональной деятельности, но и играет большую роль в становлении таких личностных качеств, как самостоятельность, целеустремленность, умение организовать свою деятельность.
Значение внеклассных мероприятий в учебно-воспитательном процессе непрерывно возрастает и способствует более тесному увязыванию теоретических знаний с жизнью, с практикой; формирует профессиональные интересы учащихся. Реализация углубленного подхода к изучению ПДД через разнообразные формы внеклассных мероприятий позволит развить творческие способности учащихся с учетом их индивидуальных особенностей, выработать устойчивый интерес к пополнению знаниями, стремление работать, научить учащихся ориентироваться в дорожных ситуациях.
Цель и задачи внеклассных мероприятий определяют ее функции – обучающую, воспитательную и развивающую.
Обучающая функция внеклассного мероприятия не имеет такого приоритета, как в учебной деятельности. Она является вспомогательной для более эффективной реализации воспитательной и развивающей функций и заключается не в формировании системы научных знаний, учебных умений и навыков, а в обучении определенным навыкам поведения, коллективной жизни, навыкам общения и пр.
Внеклассное мероприятие может служить эффективным средством дифференциации обучения и воспитания при сохранении единого и обязательного учебного плана. Внеклассная работа может компенсировать его недостатки, трудно устранимые в рамках учебной деятельности из-за ее большой насыщенности обязательными занятиями.
Огромное значение во внеклассной работе имеет развивающая функция, которая заключается в выявлении и развитии индивидуальных способностей, склонностей и интересов учащихся через включение их в соответствующую деятельность.
Содержание внеклассного мероприятия представляет собой адаптированный социальный опыт, эмоционально пережитые и реализованные в личном опыте ребенка разнообразные аспекты человеческой жизни. Специфика содержания внеклассного мероприятия характеризуется следующими факторами:
- преобладанием эмоционального аспекта над информативным: для эффективного воспитательного воздействия требуется обращение к чувствам ребенка, его переживаниям, т.е. к разуму через эмоции;
- в содержании внеклассного мероприятия определяющее значение имеет практическая сторона знаний, т.е. содержание внеклассной работы направлено, прежде всего, на совершенствование разнообразных умений и навыков. Во внеклассной работе совершенствуются учебные навыки, отрабатываются умения самостоятельной работы при поиске информации, организации различных внеклассных дел, коммуникативные умения, умения сотрудничать, умения соблюдать этические нормы. Поскольку в содержании внеклассного мероприятия практический аспект преобладает над теоретическим, рассматривается содержание с позиции деятельности учащихся, через которую они осваивают ту или иную область социального опыта.
Особенности внеклассного мероприятия
1. Внеклассное мероприятие представляет собой совокупность различных видов деятельности учащихся, организация которых в совокупности с воспитательным воздействием формирует личностные качества учащихся.
2. Отсроченность во времени. Внеклассное мероприятие – это, прежде всего, совокупность больших и малых дел, результаты которых отдалены во времени, не всегда наблюдаемы педагогом.
3. Отсутствие жестких регламентаций. Педагог имеет большую свободу выбора содержания, форм, средств, методов внеклассной работы, чем при проведении урока. С одной стороны, это дает возможность действовать в соответствии с собственными взглядами и убеждениями. С другой стороны, возрастает личная ответственность педагога за сделанный выбор.
Кроме того, отсутствие жесткого регламента требует от учителя проявления инициативы.
4. Отсутствие контроля результатов. Если обязательный элемент урока – контроль за процессом овладения учениками учебным материалом, то во внеклассном мероприятии такого контроля нет. Он не может существовать ввиду отсроченности результатов. Результаты воспитательной работы определяются эмпирически через наблюдение за учащимися в различных ситуациях. Более объективно оценить результаты данной работы может школьный психолог с помощью специальных средств. Оцениваются, как правило, общие результаты, уровень развития индивидуальных качеств. Эффективность конкретной формы определить очень сложно и подчас невозможно. Данная особенность, осознаваемая и учащимися, дает педагогу преимущества: более естественная обстановка, неформальность общения и отсутствие у учащихся напряжения, связанного с оценкой результатов.
Виды внеклассных мероприятий: конференции, выставки, массовые праздники, экскурсии, веселые старты, соревнования, олимпиады, конкурсы, объединения детей по интересам, встреча с сотрудниками ГИБДД.
3.Практическая часть.
Одним из направлений учебно-воспитательной работы является профилактика и предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма (ДДТТ).
В связи с этим обстоятельством потребность углубленного изучения в образовательном учреждении правил дорожного движения (ПДД) с младшими школьниками остается актуальной.
Для реализации этой проблемы создаются агитбригады «ЮИДД» из младших школьников. Они выступают перед другими учащимися, знакомят с правилами безопасного поведения на дорогах; используют игры большой и малой подвижности, которые составлены с учетом физиологических особенностей детей (учитывается распределение нагрузки в ходе занятия) и способствуют развитию не только внимания, но и быстроты, ловкости, координации детей.
Внеклассные мероприятия способствуют лучшему формированию отдельных понятий внутри отдельных предметов, групп и систем, то есть таких, полное представление о которых невозможно дать учащимся на занятиях какой-либо одной дисциплины.
Профилактическая работа по предупреждению ДДТТ – это одно из звеньев большой внеклассной работы.
3. Педагогические условия профилактики девиантного поведения младших школьников
3.1.Выявление детей младшего школьного возраста, склонных к девиантому поведению
Школа является важным этапом социализации ребенка. От степени психологической готовности младшего школьника к задачам и ритму школьной жизни зависит успешность освоения этого этапа.
Для профилактики девиантного поведения младших школьников необходимо подобрать и рассмотреть диагностический инструментарий, который поможет прояснить картину внутреннего мира ученика, а также поможет в работе по выявлению детей с девиантным поведением.
В общей системе педагогических условий, обеспечивающих профилактику социально-эмоциональных проблем у школьников, важное место занимает своевременное выявление детей «группы риска». Актуальной остается проблема эффективной диагностики, направленной на решение, а не на констатацию наличия социально-эмоциональных проблем.
М.С. Полянский выделяет ряд требований, которым должен отвечать диагностический инструментарий сопровождения:
1. Нацеленность на выявление позитивных факторов развития и поиск путей решения проблемы.
2. Простота, доступность, скорость переработки. Для педагогов первого уровня сопровождения особенно ценными являются те методики, которые позволяют быстро и эффективно выявлять пути решения проблемы.
3. Диагностический инструментарий должен обеспечивать безопасную с точки зрения возможности разглашения информации процедуру исследования, соблюдение принципа приоритета интересов ребенка.
Для исследования особенностей поведения, отклоняющегося от принятой социальной нормы, эффективным представляется метод экспертных оценок. В качестве экспертов могут выступать родители, педагоги, другие взрослые лица, непосредственно включенные в социальное взаимодействие с детьми. В основе метода лежит наблюдение за нерегламентированным поведением детей. Предполагается, что достаточный опыт взаимодействия с ними позволит эксперту достаточно объективно классифицировать и оценить отдельные проявления поведения.
Преодоление отклонений в поведении младших школьников целесообразно начинать в первый год их обучения в школе. Для этого необходимо создать систему коррекционно-профилактической работы. Этапы, которые будут планироваться: диагностический, коррекционный.
На первом этапе работы в этом направлении можно использовать метод наблюдения.
Основными признаками школьной дезадаптации младших школьников являются:
- Стойкая неуспеваемость в обучении.
- Отклонения в поведении обучающегося (как защитная реакция на требования взрослых).
- Хроническое снижение настроения.
- Наличие комплекса неполноценности, неверие в свои силы.
- Стойкое ощущение дискомфортности и эффекта «никому ненужности».
На втором этапе работы в этом направлении необходимо создать все условия для социально-коррекционной и профилактической работы:
- Все мероприятия, все приемы обучения и воспитания должны быть направлены на утверждение самооценки личности.
- Создание условий для включения в успешную деятельность каждого обучающегося.
- Повышение внутренней мотивации обучающегося и потребности к творческому познанию.
- Учеба и воспитание как целостный реабилитационный процесс.
- В центре внимания личность ребенка.
- Нравственное содержание всего процесса воспитания.
- Активное включение в школьную жизнь, в проведение и организацию мероприятий, коллективных творческих дел.
- Выбор вида деятельности с учетом интересов, способностей воспитанника, где он может иметь определенные успехи.
Эффективность работы будет достигнута только при условии создания системы коррекционно-профилактической работы, предполагающей достижения следующих результатов:
- уменьшение числа подростков с отклонениями в поведении;
- уменьшение числа правонарушений среди подростков;
- формирование активной жизненной позиции обучающихся.
Таким образом, подобрав диагностический инструментарий, возможно обеспечить профилактику социально – эмоциональных проблем у школьников, выявить детей с негативными факторами развития.
4. Экспериментальное исследование готовности младших школьников с девиантным поведением к безопасному поведению на дорогах.
4.1. Диагностика готовности младших школьников к безопасному поведению на дороге
Теоретический анализ проблемы психологического сопровождения младших школьников с девиантным поведением к безопасности дорожного движения позволит выделить основные показатели безопасного поведения на дорогах и сформулировать понятие «готовность к безопасности дорожного движения»; обеспечивает успешное поведение на дорогах благодаря внимательности, уверенности в себе, наблюдательности, умении предвидеть опасность и самоконтролю.
Анализ психолого-педагогической литературы и собственные наблюдения показали, что в основе безопасного поведения на дороге лежит сформированные в достаточной степени внимательность и самоконтроль. Именно эти показатели являются ведущими в моем исследовании, и служат основанием для выбора диагностического инструментария.
Экспериментальное исследование готовности младших школьников Центра поддержки семьи и детства СЗАО города Москвы к безопасности дорожного движения проводилось в три этапа:
- 1. Диагностика уровня сформированности готовности к безопасному поведению на дорогах у младших школьников.
- 2. Формирование (или целенаправленное развитие) готовности к безопасности дорожного движения у младших школьников с помощью программы психологического сопровождения.
- 3. Контрольный этап, позволяющий определить эффективность апробированной программы по формированию (целенаправленному развитию) готовности к безопасному поведению на дорогах у младших школьников с девиантным поведением.
Для проведения диагностики готовности младших школьников к безопасному поведению на дороге разработан диагностический комплекс, который представлен в таблице 1:
Таблица 1
Диагностический комплекс исследования готовности младших школьников к безопасному поведению на дорогах
№ | Показатели безопасного поведения на дорогах | Диагностические методики |
1 | Внимательность на улице | - наблюдение; - беседы с родителями и учителями; - методика Корректурная проба (тест, разработанный Б.Бурдоном) |
2 | Уверенное поведение на улице | - авторская анкета |
3 | Наблюдательность | - тест узнавание фигур (тест Бернштейна ) |
4 | Предвидение опасности | -методика «Рисование бус»; - методика объем логической и механической памяти |
5 | Самоконтроль | -Пробы на внимание Кобыльницкой; - методика на определение уровня саморегуляции |
Корректурная проба[7] (Тест Б.Бурдона)
Цель исследования: оценить параметры внимания - устойчивость, концентрация.
Описание: В эксперименте испытуемому предъявляется страница, заполненная какими-нибудь знаками, расположенными случайно (цифры, буквы, геометрические фигуры, рисунки-миниатюры). Задача испытуемого находить определенный знак и вычеркнуть его. Какой именно знак и что необходимо сделать задается в инструкции.
Инструкция: «На бланке с цифрами вычеркнете, просматривая ряд за рядом все цифры «2». Через каждые 60 секунд по моей команде отметьте вертикальной чертой, сколько знаков Вы уже просмотрели (успели просмотреть).
Результаты пробы оцениваются по количеству пропущенных не зачеркнутых знаков, по времени выполнения или по количеству просмотренных знаков. Важным показателем является характеристика качества и темпа выполнения (выражается числом проработанных строк и количеством допущенных ошибок за каждый 60-секундный интервал работы)
Устойчивость внимания оценивается по изменению скорости просмотра на протяжении всего задания, вычисляется по формуле:
А= Z/t
где А – темп выполнения,
Z – количество знаков просмотренной части корректурной таблицы,
t – время выполнения.
По результатам выполнения методики за каждый интервал может быть построена «кривая истощаемости», отражающая, устойчивость внимания и работоспособность в динамике.
Концентрация внимания оценивается по формуле:
K=(M/H) x 100%
где М – количество правильно вычеркнутых за время работы знаков;
Н – количество знаков, которые необходимо было вычеркнуть.
4.2. Опытно-экспериментальная работа по обучению младшего школьного возраста безопасному поведению на проезжей части дороги
Исследование проводилось в Центре поддержки семьи и детства. В исследовании принимали участие 30 младших школьников с девиантным поведением.
15 обучающихся составляли экспериментальную группу,
15 обучающихся - контрольную.
В экспериментальной группе проводился формирующий эксперимент, направленный на повышение уровня усвоения детьми безопасного поведения на проезжей части дороги.
С целью определения отношения педагога к обучению младших школьников безопасному поведению на проезжей части дороги, было проведено анкетирование педагогов. В анкетировании участвовало 8 педагогов. Анкета состояла из трех вопросов.
1. Какие трудности возникают при организации занятий по обучению младших школьников безопасному поведению на проезжей части дороги?
Педагоги назвали следующие трудности: недостаточно времени на занятии для организации работы с младшими школьниками с девиантным поведением. Существуют трудности с дисциплиной в группе.
2. Дает ли эффект работа по обучению детей безопасному поведению на проезжей части дороги на занятиях?
Все педагоги дали положительный ответ.
3. Какие виды игры вы используете при обучении младших школьников с девиантным поведением безопасному поведению на проезжей части дорогам.
Экспериментальное исследование осуществлялось в три этапа: констатирующий, формирующий и итоговая диагностика. Формирующий эксперимент моделировался с учетом исходных результатов уровня культуры дорожно – транспортной безопасности младших школьников с девиантным поведением.
В ходе формирующего эксперимента в учебном – методическом процессе были интегрированные пособия обучающихся. Исследование проводилось в соответствии программой образования « Безопасная дорога детства»[8].
Исследование включало в себя три этапа:
1 этап – констатирующий этап – изучение начального уровня сформированности культуры дорожно – транспортной безопасности контрольной группы ( КГ).
2 этап – формирующий этап в экспериментальной группе ( ЭГ)
3 этап – проведение диагностики – сравнение результатов групп исследования после завершения эксперимента с исходными данными.
На диагностическом этапе предполагалось выявить:
1. уровень знания норм и правил безопасного поведения на проезжей части дороги;
2. умение конструктивного взаимодействия правил безопасного поведения на проезжей части дороги;
3. личный адаптационный потенциал в сложности правил безопасного поведения на проезжей части дороги;
4. вовлечение младших школьников в социально – культурную деятельность для формирования культуры правил безопасного поведения на проезжей части дороги.
Сформированность культуры безопасного поведения на проезжей части дороги младших школьников с девиантным поведением оценивалась с помощью следующих критериев:
- нормативно – правовой, включающий знания норм и правила безопасного поведения на проезжей части дороги;
- коммуникативными, предполагающий определение степени агрессивности на умение взаимодействовать с другими обучающимися;
- поведенческий выявляющий личный адаптационный потенциал в обучении; - деятельностный, предполагающий включение младших школьников в социально – культурную деятельность с целью формирования культуры безопасного поведения на проезжей части дороги.
Критериями сформированности деятельностного компонента являются умения и навыки, его показателями могут служить: умение предотвращения опасностей в дорожных ситуациях; способность прогнозного видения и создания механизмов предотвращения опасностей, предполагающих минимальную вероятность их появления.
В таблице 1 приведены качества, которыми должны обладать те или иные участники дорожного движения для максимального снижения риска и исключения опасных ситуаций на дороге, при которых может быть нанесен ущерб здоровью человека.
При отсутствии хотя бы одного из структурных компонентов, формирование культуры безопасного поведения на дорогах потеряет свои целостность, а значит, возможность добиться устойчивого снижения роли «человеческого фактора» в возникновении опасных дорожных ситуаций. Для определения уровня культуры безопасного поведения на дорогах было проведено исследование с тремя группами школьников 10 – 11 лет, посещающих занятия по правилам дорожного движения (ПДД) в школе, в организациях дополнительного образования (ОДОД), и в школе и в ОДОД.
Таблица 1.
Качества, которыми должен обладать грамотный участник дорожного движения
Участники дорожного движения | Культура поведения на дорогах | |||
Ценности | Содержание | Деятельность | ||
Пешеход | Жизнь, здоровье, безопасность, дисциплинированность, внимательность, взаимоуважение, доброжелательность, ответственность * | Знания правил перехода проезжей части и прогнозирование возникновениявозможных опасных ситуаций; правил передвижения по тротуарув городе и по обочине за городом, средств безопасности пешеходов (светоотражающие элементы или светлая одежда) | Переход дороги по пешеходномупереходу, на разрешающий сигнал светофора и помощь пожилым людям и людям с ограниченными возможностями в пересечении проезжей части | |
Водитель | Жизнь, здоровье, безопасность, дисциплинированность, внимательность,взаимоуважение, доброжелательность, ответственность, мастерство, надежность | Знание Правил дорожного движения при управлении автотранспортным средством, технического устройства автотранспортного средства и его исправности, психологических факторов, влияющих на концентрацию внимания, правил перевозки пассажиров | Соблюдение Правил дорожного движения, пропускание пешеходов на нерегулируемых пешеходных переходах, помощь другим участникам дорожного движения, если те попали в трудную ситуацию на дороге, содержание транспортного средства в исправном состоянии | |
Частный транспорт | Жизнь, здоровье, безопасность, дисциплинированность, внимательность, взаимоуважение, доброжелательность, ответственность | Знания правил поведения в транспорте, средств безопасности (ремни безопасности, детские автокресла) | Пристегивание ремней безопасности и перевозка ребенка в детском автокресле | |
Пассажир | Общественный транспорт | Знания правил поведения в транспорте | Посадку и высадку производить со стороны тротуара или обочины после полной остановки транспортного средства, держаться за поручни во время движения | |
Велосипедист | Жизнь, здоровье, безопасность, дисциплинированность, внимательность, взаимоуважение, доброжелательность | Знания правил вождения велосипеда, правил подачи сигналов, средств защиты, устройства велосипеда | Соблюдение Правил дорожного движения для велосипедистов, использование средств защиты, содержание техники в исправном состоянии |
* Курсивом обозначены наиболее значимые ценности всех участников дорожного движения
При тестировании обучающихся выявлены уровни сформированности компонентов культуры безопасного поведения на дорогах (таблица 2)
Исследование показало, что у детей, занимающихся ПДД в школе, наиболее развит знаниевый компонент, в ОДОД – деятельностный, а в школе и ОДОД – все три компонента.
Таблица 2 Уровни усвоения компонентов культуры безопасного поведения на дорогах школьниками 10–11 лет
Компонент | |||
Организация | Аксиологический | Когнитивный | Деятельностный |
ЦПСиД | 35 % | 45% | 70% |
ОДОД | 50 % | 40 % | 75% |
ЦПСиД и ОДОД | 60 % | 55 % | 80 % |
Поскольку отсутствует единая методика, показатели культуры безопасного поведения на проезжей части дороги определялись на основании подбора комплекса апробированных методик. Проведена работа по анализу и отбору конкретных методик для изучения начального состояния участников экспериментальных групп. В результате проведенной работы и в соответствии с избранными критериями, были отобраны следующие методики:
- нормативно – правовой критерий, исследовался путем анкетирования обучающихся. Вопросы анкеты были составлены по программе «Безопасная дорога детства»;
- коммуникативный критерий исследовался с помощью личностного опросника;
- поведенческий критерий изучался с помощью личностного опросника, разработанного с использованием аппаратно – программного психодиагностического комплекса;
- деятельностный критерий предполагал определение уровней саморегуляции на основе ценностных ориентации.
Изучение начального уровня сформированности культуры безопасного поведения на проезжей части дороги проводилось на основании результатов проведенной оценки вопросника. Ранжирование уровней знаний проводилось в зависимости от числа полученных правильных ответов: от 0 до 30% правильных ответов отражали низкий уровень знаний, от 30% до 70% - средний уровень, от 70% до 100% - высокий уровень знаний. На этапе проведения итоговой диагностики оценивалась эффективность программы.
При оценке исходного уровня сформированности культуры поведения на проезжей части дороги по нормативно – правовому критерию было установлено, что исходный уровень теоретических знаний и опыта обучающихся по нормативно – правовому критерию в области безопасного поведения детей на проезжей части дороги низкий (37 %). Средний уровень знаний был выявлен у 44 % опрошенных. Высокий уровень теоретических знаний по вопросу безопасности поведения детей на проезжей части дороги продемонстрировали 8,07% обучающихся, то есть наименьшая доля обучающихся
Анализ ответов анкеты показал, что младшие школьники с девиантным поведением хорошо знают обязанности пешеходов и пассажиров. Правильные ответы отмечены подавляющего большинства обеих групп по 99.10% . С помощью вопросов третьего раздела анкеты оценивалось уровень правовой грамотности младшего школьника с девиантным поведением. При этом большинство обучающихся показали низкий уровень правовых знаний. Преобладающее большинство 89.68% из КГ и 91.92% из ЭГ, не смогли ответить на вопрос об ответственности (наказании) в случае нарушений правил дорожного движения и эксплуатации транспорта. Практически все обучающиеся обеих групп ответили на 100% .
В условиях безопасного поведения на проезжей части дороги эта характеристика может реализовать агрессивное конфлитологическое взаимодействие, что в итоге, создает повышенную опасность не только для самих обучающихся, но и для других участников дорожного движения. Выявленные характеристики могут создать существенные проблемы при коммуникации обучающихся в социальной среде.
Основные результаты оценки уровня адаптационного потенциала в разрезе личностных характеристик свидетельствует о том что подавляющее большинство обучающихся (76.62% в КГ и 71.01% ЭГ) имеет низкий уровень личностного адаптационного потенциала, что проявляется в низком уровне поведении, склонности к агрессии, имеющей акцентуации личности, низкой коммуникативной компетенции и моральной нормативности.
Заключение
На сегодняшний день проблема младших школьников с девиантным поведением вызывает глубокое беспокойство педагогов и родителей. Изучая определения ключевых понятий и базовых терминов «девиантное поведение» как отклонение от принятых в обществе норм, рассмотрев причины и формы девиантного поведения следует, что данное поведение может возникать вследствие воздействия окружающего влияния на младшего школьника и ошибок, которые допускают родители и педагоги при работе с младшими школьниками.
Подобрав диагностический инструментарий можно сделать вывод, что неотъемлемой частью работы с детьми является работа по профилактике и выявлению девиантного поведения младших школьников; формирование культуры безопасного поведения на дорогах. Обязательным условием становления культуры безопасного поведения на дорогах является формирование ценностных качеств, знаний, умений и навыков по преодолению опасных ситуаций в дорожно-транспортной среде. Условием повышения уровня сформированности культуры безопасного поведения на дорогах является интеграция школьного и дополнительного образования обучающихся.
Литература
- Алферов А.Д. Психология развития школьников: Учебное пособие по психологии. - Ростов на Д. «Феникс», 2000. с. 384
- Брауэр С.П. «Трудные дети» – дети, которым трудно С.П. Брауэр// Детский дом. 2011. № 39. с. 21
- Вернер А.Л. Психологические рисуночные тесты: иллюстрированное руководство А.Л. Вернер. - М.: Владос-Пресс 2010. с. 159. (Серия «Психология для всех»).
- Гончарова Н.М. Особенности воспитательной работы с «проблемными» учащимися: планирование, мониторинг развития учащихся, разработки занятий с педагогами и родителями. Волгоград: Учитель, 2007, с. 157
- Гуреева И.В. Отклоняющееся (девиантное) поведение детей школьного возраста, его причины. Коррекционная работа. Статья [Электрон. Ресурс] Москва, 2003-2015.
Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/624309/-25.02.2017
- Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. 2 - е изд. испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. с. 288
- Кирдяшкина Н.С. Как работать с детьми девиантного поведения. Статья [Электрон. Ресурс] Саранск, 2014. Режим доступа: http://nsportal.ru/nachalnaya- shkola/psikhologiya/2014/11/12/kak-rabotat-s-detmi-deviantnogo-povedeniya.
- Павлова, М.А. Социально-педагогические технологии работы с «трудными» детьми. Волгоград: Учитель, 2011. 232 с.
- Работа с детьми девиантного поведения. (Рекомендации для педагогов и родителей), [Электрон. ресурс], 2015. Режим доступа: http://www.center-garmonia63.ru/index.php/delimsya-opytom/171-rabota-s-detmi-deviantnogo-povedeniya-rekomendatsii-dlya-pedagogov-i-roditelej.
10. Роль учителя в профилактике отклоняющегося поведения среди младших
школьников [Электрон. ресурс], 2003-2014.
Режим доступа: http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=733601
Департамент образования города Москвы
Государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования города Москвы
«Московский городской педагогический университет»
Институт педагогики и психологии образования
Департамент ______________
название
____________________________________
ФИО полностью в именительном падеже
Игровые технологии развития учебных интересов младших школьников
Направление подготовки: __________________________
Направленность (профиль) образовательной программы: _________________
Форма обучения : _________________________
очная / очно-заочная / заочная
Руководитель исследовательской (проектной) работы: __________________________ (ученая степень, ученое звание полностью) ___________________________ (ФИО полностью в именительном падеже) | |
Начальник департамента: __________________________ (ученая степень, ученое звание полностью) ___________________________ (ФИО полностью в именительном падеже) |
Москва
2019
[1] Показатели состояния безопасности дорожного движения, Госавтоинспекция, http://stat.gibdd.ru/
[2] Змановская Е. В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения), 7, с. 115
[3] Змановская Е. В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения), 8, с.256
[4] Змановская Е. В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения), 8, с.267
[5] Змановская Е. В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения), 16, с. 245
[6] Сухомлинский В.А. «Рождение гражданина» Молодая гвардия, 1979, 23, с. 209
[7] Корректурная проба (Тест Бурдона) / Альманах психологических тестов. М., 1995, С.107-111.
[8] Детская безопасность, гибдд.рф/about/social/children-safety
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КУЛЬТУРА РЕЧЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ И РЕЧЕВОЙ ЭТИКЕТ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Проблема исследования культуры речевого поведения является актуальной, так как в настоящее время в нашем обществе крайне низок уровень поведенческой культуры, процветает грубость, насилие и жест...
Педагогические условия формирования правильного поведения на улицах и дорогах города младших школьников в процессе изучения Правил дорожного движения
в данном материале представлен опыт внеклассной работы по ознакомлению детей младшего школьного возраста с правилами дорожного движения....
Технология формирования здорового и безопасного образа жизни младших школьников
В работе затронуты вопросы улучшения здоровья обучающихся в урочное и в неурочное время. Раскрываются некоторые формы работы по формированию здорового образа жизни....
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА ДОРОГАХ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
Меня всегда волновали вопросы воспитания и развития обучающихся, формирование их качеств личности, необходимых им для полноценной жизни в обществе, а главное сохранности их жизни и здоровья....
Школьники с девиантным поведением.
Работа учителем имеет множество как положитеьных сторон,так и неочень.К сожалени.,не все школьники дают нам возможность дать материал в полной мере(так как планирется по программе),т.к в связи с девиа...
«Правила поведения на водоёмах, возможные места установки взрывных устройств, поведение на дороге» для оформления уголка класса.
laquo;Правила поведения на водоёмах, возможные места установки взрывных устройств, поведение на дороге» для оформления уголка класса....
Воспитание транспортной культуры безопасного поведения на дороге детей младшего школьного возраста.
Из года в год увеличивается поток автомобилей, а вместе с ними растет число дорожно-транспортных происшествий. Ежегодно на дорогах гибнут десятки детей, более тысячи получают серьезные травмы. Очень ч...