Методы психокоррекции девиантного поведения у детей и подростков с нарушением интеллекта
консультация
Предварительный просмотр:
Выступление на МО службы сопровождения.
педагог-психолог Новикова Г.В.
Тема: « Методы психокоррекции девиантного поведения у детей и подростков с нарушением интеллекта»
Коррекция девиантного поведения подростков представляет собой комплекс социально-педагогических и психологических процедур, нацеленных на регуляцию мотивации, моральных ориентаций, важных установок и общего поведения отдельно взятой личности. Девиантное поведение и социальный контроль должны идти во взаимодействии, иначе такие дети могут серьезно навредить своему будущему.
Цель психокоррекции с учениками - превращение социальных норм на личностные, формирование чувства ответственности, требовательности к себе, адекватной оценки своего поведения и поведения других людей.
Психологическая технология коррекции девиантного поведения базируется на практическом исправлении имеющихся у детей отклонений, например, при помощи арттерапии, ролевых игр, специальных упражнений, групповых и индивидуальных.
Упражнение «Наши чувства».
Задача: при помощи ознакомления детей с позитивными эмоциями, вербальным и невербальным общением, реакцией собственного отрицательного опыта педагог обучает детей эффективно справлять с собственной агрессией.
Подготовительные материалы. Нужно подготовить небольшие карточки с названиями человеческих чувств, таких как: восторг, огорчение, обида, вдохновение, страх, удовольствие, яростный гнев, стыд, отвращение, неприятное смущение, горькая печаль.
Активный процесс: предлагаем ребенку разделить карточки на 2 группы, в одной будут позитивные, а в другой пагубные чувства. Затем ребенок может придумать ситуации, когда эти чувства проявляются. Потом можно дать ребенку нарисовать те состояния, которые ему импонируют больше всего, он может рассказать, по какой причине он выбрал именно их.
Упражнение «Маленький секрет».
Цель: быстрое восстановление былого благотворного состояния помогает ребенку легко избавляться от гневных импульсов и выраженного агрессивного поведения.
Используемые материалы: лист бумаги и карандаши.
Процедура: необходимо принять удобную позу, закрыть глаза на пару секунд, представить то место, где ему комфортно бывать. Если такого нет, то его можно выдумать. Какие звуки и краски в окружающем месте, какие неживые предметы там находятся? Нужно еще раз оглянуться мысленно, запомнить все зрительно, открыть глаза и попытаться запечатлеть все это на листе бумаги.
Упражнение «Мои эмоции».
Задача: ролевое проигрывание многих реальных ситуаций, активное вживание в новую роль. Возникающие в процессе такой миниатюрной инсценировки чувства учат детей иным положительным вариантам поведения, чем выраженная форма агрессии.
Нужные материалы: яркий детский картон, конструктор, детский кукольный театр либо обычные игрушки ( плюшевые мишки, куклы, машинки).
Процесс: различные моменты придумываются на основе известных сказок, либо с ребенком родители фантазируют, придумывая с любимыми героями истории, где главные персонажи ребенок сам наделяет определенными качествами. Проигрывающиеся истории можно записывать на камеру, после чего можно вместе с ребенком анализировать, выделять главных персонажей, их выраженные качества. Можно спросить, каким вымышленным героем ребенку понравилось быть больше всего. Если отрицательным, то можно провести беседу о том, чего же недостает позитивному герою, каким способом он этого может добиться.
Методика «Каракули».
Цель: создание атмосферы непринужденности, налаживание эмоционального контакта, высвобождение ребенка от различных торможений, благодаря чему его каракули получаются спонтанными.
Нужные материалы: простой карандаш, большой лист ватмана, цветные карандаши.
Процедура: предложите ребенку размашистыми движениями, вовлекая все тело нарисовать в воздухе какую-нибудь каракулю. Когда он начнет ощущать свободу телесных движений, он может закрыть глаза и перенести эти действия на чистую бумагу. Когда каракуля будет готова, то можно рассмотреть ее со всех сторон, обнаруживая и раскрашивая в ней различные формы. Их выделяем яркими тонами. Иногда из этого беспорядка может родиться спонтанная история. В этот момент родителю нужно обратить внимание на то, какие цвета использует ребенок, какие именно образы ему приходят.
Практическая игра «Крикни громче!».
Цели: при помощи формирования реальной ситуации принятия помочь ребенку эффективно и быстро нейтрализовать вербальную форму агрессии.
Этот метод активно применяется, если ребенок активно использует в своем повседневном обиходе ругательную лексику либо грубо обзывается. Эта методика может проводиться родителями.
В момент, когда ребенок сказал острое словцо, нужно выяснить степень его понимания значения произносимых слов. Если он точно понимает их заложенный смысл, то можно провести беседу, задав несколько важных вопросов. В чем причина употребления таких слов? Почему они ему нравятся? Что они значат лично для него? Необходимо спокойным тоном объяснить, как ощущают себя простые люди, непосредственно, в адрес которых произносятся такие ругательные слова. Для этого можно выбрать отдаленную поляну. Нужно дать ему понять, что он здесь может ругаться. Нужно сделать так, чтобы ребенок громко произнес все матерные слова, по нескольку раз, постоянно усиливая голос. Когда ребенок устанет и больше не захочет громко ругаться, то можно похвалить его за то, что он умеет громко кричать. Если у него вновь появится желание выругаться, то вы вновь придете с ним туда. Об этом случае сильно не распространяться, чтобы не скомпрометировать ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология осуществления комплексной психолого-педагогичесой профилактики нарушений поведения у детей и подростков
Основная цель воспитательной работы в школе заключается в профилактике отклонений в развитии, поведении, деятельности и общения несовершеннолетних. Основной задачей в работе учителя, психолога, социал...
Тема родительского собрания: "Девиантное поведение младших школьников и подростков"
Девиантное поведение детей является проблемой для их родителей, воспитателей, друзей. Подобные трудности обычно связаны с изменениями в обществе. Из-за этого с каждым годом увеличивается количество шк...
Выявление и изучение форм агрессивного поведения детей подросткового возраста с нарушением интеллекта
Эксперимент по выявлению и изучению форм агрессивного поведения детей подросткового возраста с нарушением интеллекта (коррекционная школа VIII вида)...
Цикл коррекционно-развивающих занятий для подростков с нарушением интеллекта «Сказочная страна» (с использованием возможностей сенсорной комнаты)
Цикл коррекционно-развивающих занятий для подростков с нарушением интеллекта «Сказочная страна» (с использованием возможностей сенсорной комнаты)Цель: Оказание помощи подростков в освобожд...
Причины нарушений поведения у детей и подростков с умственной отсталостью.
Причины нарушений поведения у детей и подростков с умственной отсталостью. ...
Девиантное поведение у детей с нарушениями слуха.
В настоящее время отмечается рост численности проблем, связанных с девиантным поведением. Современный подросток живет в мире, сложном по своему содержанию и тенденциям социализации. Актуальность и воз...
Профилактика девиантного поведения у детей
В данном материале представлены технологии, направленные на коррекцию девиантного поведения у детей...