Рабочая программа «Занимательный русский язык»
рабочая программа (3 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательный русский язык" 3 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanimatelnyy_russkiy_yazyk_2.docx | 25 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа «Занимательный русский язык» составлена на основе авторской программы Мищенковой Л.В. «Занимательный русский язык».
Цель курса: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика русского языка не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку на разных ступенях обучения.
Задачи курса:
- развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
- пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
- развитие мотивации к изучению русского языка;
- развитие творчества и обогащение словарного запаса;
- совершенствование общего языкового развития учащихся;
- углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
- формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
- приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
- развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
- учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой.
Таким образом, принципиальной задачей на занятиях данного курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.
Срок реализации: программа кружка рассчитана на 34 учебных часа, 1 час в неделю.
Планируемые результаты.
Личностные результаты
- умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- интерес к изучению языка;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
Содержание разделов программы
Тема 1. Фонетика.
Теория: расширение знаний о звуках русского языка, «мозговой штурм».
Практика:игра «Исправь ошибки», работа с произведениями, где допущены орфографические ошибки, творческие задания для формирования орфографической зоркости.
Тема 2. Словообразование.
Теория: расширение знаний о частях слова, их значении в словообразовании, «мозговой штурм».
Практика:игры на превращения слов, работа со схемами, шарады, логически-поисковые заданияна развитие познавательного интереса к русскому языку.
Тема 3. Лексика.
Теория: беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами», знакомство со словами-неологизмамии архаизмами, фразеологизмами русского языка.
Практика:игры на расширение словарного запаса школьников, работа со словарями и энциклопедиями, активное использование в речи фразеологических оборотов,логически-поисковые заданияна развитие познавательного интереса к русскому языку.
Тема 4. Морфология.
Теория: расширение знаний о частях речи, их морфологических признаках.
Практика:игры на знание частей речи, расшифровывание фраз и текстов, логически-поисковые заданияна развитие познавательного интереса к русскому языку.
Тема 5. Пословицы и поговорки.
Практика: активное использование в речи пословиц и поговорок, подбор пословиц к заданной ситуации.
Тема 6. Игротека.
Практика: логически-поисковые задания,направленные на развитие познавательных способностей,отгадывание загадок, разгадывание кроссвордов, криптограмм, игры на знание и развитие интереса к родному языку,на проверку знаний по русскому языку.
Основные виды деятельности:
- наблюдение;
- сравнивание;
- обобщение;
- анализ и просмотр текстов;
- самостоятельное выполнение заданий поискового характера;
- самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;
- отгадывание загадок, шарад, ребусов, кроссвордов;
- самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов;
- упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;
- дыхательная гимнастика; коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков; формирование фонематических процессов;
- работа со словами, звуко-слоговой анализ слов;
- работа над предложением; обогащение и активизация словарного запаса;
- выполнение заданий на развитие мышления, внимания и памяти;
- коллективная проверка;
- дидактическая игра;
- упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;
- дыхательная гимнастика; коррекция произношения, автоматизация и дифференциация звуков; формирование фонематических процессов;
Форма организации занятий:
- практические занятия с элементами игр и игровых элементов;
- занятия повторения и обобщения;
- занятия-исследования:
- занятия-закрепления;
- занятие-игры.
Календарно – тематический план
№ п/п | Темы занятий | Дата | |
план | факт | ||
1 | Что мы знаем о звуках и буквах | ||
2 | Что такое лексика? | ||
3 | Однозначные и многозначные слова | ||
4 | Игротека | ||
5 | Слова-братья | ||
6 | Слова- наоборот | ||
7 | Пословица недаром молвится | ||
8 | Игротека | ||
9 | И снова пословицы, пословицы, пословицы, … | ||
10 | Играем со словарными словами | ||
11 | Анаграммы | ||
12 | Игротека | ||
13 | Секреты некоторых букв | ||
14 | Шарады, анаграммы и метаграммы | ||
15 | Еще раз о синонимах и антонимах | ||
16 | Игротека | ||
17 | Слова, обозначающие предметы | ||
18 | Слова, обозначающие действие предметов | ||
19 | Слова, обозначающие признаки предметов | ||
20 | Игротека | ||
21 | Текст, тема, главная мысль | ||
22 | Заголовок- всему голова | ||
23 | Работаем с фразеологизмами | ||
24 | Игротека | ||
25 | И снова пословицы | ||
26 | Ещё раз о фразеологизмах | ||
27 | Русские народные загадки | ||
28 | Игротека | ||
29 | И вновь словарные слова | ||
30 | Учимся различать имена существительные, имена прилагательные и глаголы | ||
31 | Какие слова русского языка помогают называть качества характера | ||
32 | Игротека | ||
33 | Повторяем… | ||
34 | Повторяем, повторяем… |
Список литературы
- Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 2016 г.
- Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 2016
- Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 2014 г.
- Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 2015 г.
- Сборник загадок. Сост. М. Т. Карпенко. М., 2014 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа. Занимательный русский язык 2 класс Мещенкова Л.В.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС....
4 класс. Рабочая программа по русскому языку с внутрипредметным модулем "Занимательная грамматика" УМК "Школа России"
В рабочую программу включены разделы: поясниельная записка; общая характеристика учебного предмета; описание места учебного предметав учебном плане; описание ценностных ориентиров содержания учебного ...
Рабочая программа "Занимательный русский язык"
Цель программы: расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что это. не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное ...
Рабочая программа "Занимательный русский язык. Добрята"
Для аттестации...
Рабочая программа "Занимательный русский язык" 3-4 класс
Программа курса внеурочной деятельности бщеинтеллектуальной направленности «Занимательный русский язык»...
Рабочая программа, Дополнительная программа «Занимательный русский язык», 3 Б класс.
Рабочая программа, Дополнительная программа «Занимательный русский язык»,3 Б класс....
Рабочая программа "Занимательный русский язык"
Програма внеурочной деятельности по русскому языку...