Авторская программа внеурочной деятельности общекультурного направления «Прекрасное рядом» для 1-4 классов
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)
Данный курс внеурочной деятельности разработан как целостная система введения в мир художественных образов, творческих открытий, создает условия для культурного и духовного самоопределения, понимания своего места в системе мировой культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа внеурочной деятельности | 60.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №28»
Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан
Рассмотрено на заседании методического объединения Руководитель МО __________Немтышкина Г.А. Протокол №_____ от ______2019г.
| Утверждено на заседании педагогического совета Протокол №_____от_______2019г. Директор МБОУ «СОШ №28» _____________/Ч.Т.Хужанбердиева м.п. |
Авторская
программа внеурочной деятельности
общекультурного направления «Прекрасное рядом»
для 1-4 классов
Составила: Немтышкина Галина Анатольевна
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Нижнекамск, 2019г.
Пояснительная записка
В основу авторской программы внеурочной деятельности общекультурного направления «Прекрасное рядом» положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Данный курс внеурочной деятельности разработан как целостная система введения в мир художественных образов, творческих открытий, создает условия для культурного и духовного самоопределения, понимания своего места в системе мировой культуры.
Тематическая последовательность и целостность развития данного курса помогают обеспечить эмоциональные контакты с культурными ценностями вокруг нас на каждом этапе обучения. Дети поднимаются год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры, нравственных и духовных образов.
Актуальность данной программы заключается в следующем. Младший школьный возраст – время, когда закладываются основы духовности личности, благодаря живости, непосредственности, эмоциональности восприятия ребенком окружающего мира. Именно в это период возможно формирование будущего зрителя, читателя, слушателя, наблюдателя посредством включения ребенком в деятельность по освоению художественных и культурных ценностей, а также посредством наблюдения за красотой вокруг нас.
Цель программы: создать условия для формирования у младших школьников чувства прекрасного, эстетических чувств и предпочтений, создать условия для развития интереса к различным видам искусства, культуре родного края, дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области различных видов искусства.
Задачи программы:
– расширять кругозор и познавательную деятельность;
– учить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства;
– учить приемам исполнительского мастерства;
– формировать читательскую культуру;
– формировать представлений об эстетических и нравственных идеалах и ценностях;
– формировать коммуникативную культуру, умение общаться и сотрудничать;
– развивать способности, помогающие достижению успеха в творческой деятельности;
– развивать познавательный интерес, воображение, память, мышление, речь;
– развивать способности наблюдать за природой и видеть прекрасное в ней;
– воспитывать позитивное эмоционально-ценностное отношение к произведениям культуры;
– воспитывать чувства любви и гордости к родному краю;
– воспитывать доброжелательное отношение к природе.
Основными видами деятельности учащихся на этих занятиях являются: художественное восприятие, информационное ознакомление, изобразительная деятельность, рассуждения об увиденном, подбор и чтение литературных произведений, прослушивание и исполнение театральных спектаклей и музыкальных произведений, т. е. использование всего объёма художественно – творческого опыта младшего школьника на уроках русского языка, литературного чтения, изобразительного искусства и художественного труда, музыки, истории и дальнейшее накопление этого опыта.
В практике работы программы возможны следующие формы работы: индивидуальное восприятие; работа в парах с творческим обсуждением; индивидуально-коллективная работа; экскурсии; игровые занятия, знакомство с художественной литературой, с великими творческими людьми настоящего и прошлого, участие в различных творческих конкурсах.
Освоение содержания программы курса способствует творческому, эмоциональному, эстетическому развитию учащихся. При реализации содержания программы учитываются возрастные и индивидуальные возможности младших школьников, создаются условия для успешности каждого ребёнка.
Формы диагностики учета результатов освоения программы
Формой подведения итогов в каждом классе могут служить выставки продуктов детского творчества по каждому разделу. Кроме того, теоретические данные по каждой теме можно оформить в слайдовую презентацию по направлениям и в дальнейшем использовать на уроках по смежным темам в «Литературном чтении», «Технологии», «Изобразительном искусстве», «Окружающем мире», «Музыке».
Методы текущего контроля: наблюдение за работой учеников, устный фронтальный опрос, беседа.
Программа «Прекрасное рядом» разработана для 1 — 4 класса начальной школы. Возраст участников – 7-11 лет. На изучение курса отводится 1 час в неделю. В 1 классе – 33 часа, во 2 – 4 классах – по 34 часа в год. Всего - 135 часов.
Личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Прекрасное рядом»
Личностными результатами является сформированность следующих универсальных учебных действий (УУД):
– Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы), эмоционально-ценностное отношение к природе, человеку, обществу.
– Опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
– Различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение средствами художественного языка.
– Проявлять чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа; уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом.
– Рассказывать об увиденном в (театре, музее, библиотеке, на природе).
– Разумно управлять собственной речью в различных ситуациях.
– Самостоятельно читать книги, участвовать в мероприятиях.
Метапредметными результатами является сформированность следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД:
– Формулировать цель деятельности на творческих занятиях, экскурсиях с помощью учителя.
– Определять последовательность действий на творческих занятиях.
– Высказывать своё мнение (версию) после просмотра спектакля, посещения экскурсий, музеев, выставок и пр.
– Работать на творческих занятиях по предложенному учителем плану.
– Вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы.
–Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку собственной деятельности на творческих занятиях.
– Проявлять интерес к культуре своего Отечества, края.
Познавательные УУД:
– Применять художественные умения, знания и представления в процессе выполнения творческих работ;
– Узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений отечественного искусства;
– Обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах.
– Находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную после посещения театров, экскурсий, библиотек, экскурсий на природу.
– Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
– Изучать культуру родного края.
– Эстетически оценивать явления природы, событий окружающего мира;
Коммуникативные УУД:
– Оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
– Уметь донести свою позицию до других.
– Слушать и понимать речь других.
– Умение вести проблемный диалог с помощью учителя (побуждающий и подводящий диалог).
– Договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
– Приглашать своих друзей, близких посетить музеи, театры, библиотеки.
– Наблюдать и видеть. слушать и слышать прекрасное в природе.
– Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Контроль и оценка планируемых результатов
Для оценки степени достижения планируемых результатов предполагается использовать следующие показатели:
– Удовлетворенность учеников, посещающих предметный курс.
– Правильность выполняемых действий, соблюдение правил техники безопасности.
– Степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий.
– Поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий.
Контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения программы ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.
Содержание программы
Данная программа осуществляет взаимосвязь между различными образовательными областями: литературное чтение, окружающий мир, искусство, история, риторика, технология и представлена следующими содержательными линиями:
1.Прекрасное в искусстве.
2.Мир театра.
3.Волшебный мир книг.
4.Культура родного края.
5.В мире природы.
В разделе «Прекрасное в искусстве» дети получат начальное представление об основах живописи, биографии художников, представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры; получат первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, культурных традиций, фольклора народов России; получат возможность посетить музеи и выставки. На основе приобретенных навыков обучающимся предоставляется возможность полного самовыражения в создании фантастических образов растений, животных, сказочных героев, красочных образов окружающих предметов и явлений через творческие проекты.
Раздел «Мир театра» учит детей коллективной работе, работе с партнёром, общаться со зрителем. В ходе занятий учащиеся учатся работе над характерами персонажа, мотивами их действий, творчески преломлять данные текста или сценария на сцене. Дети учатся выразительному чтению текста, работе над репликами, которые должны быть осмысленными и прочувствованными, создают характер персонажа таким, каким они его видят. Дети привносят элементы своих идей, свои представления в сценарий, оформление спектакля. В разделе ведется работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Важной формой занятий являются экскурсии в театр.
Раздел «Волшебный мир книг» посвящен воспитанию у младших школьников любви к книгам, формирование первоначальных умений видеть красоту в окружающем мире через художественную литературу. По итогам прочтения книг дома и в школе выполнение проектных групповых работ, изготовление плакатов, инсценирование. В этом разделе также планируется посещение библиотек. Активизации деятельности младших школьников способствует разнообразие форм и методов работы: коллективные творческие дела, выставки, конкурсы, викторины, праздники, устные журналы, встречи с интересными людьми.
Раздел «Культура родного края» отражает системный подход к изучению родного края, что позволяет учащимся увидеть свой край как сложный, многообразный, противоречивый, но целостный компонент в структуре единого государства. В данном разделе рассматриваются природные, культурные, исторические объекты Татарстана. Организация деятельности нацелена на выработку у учащихся навыков работы со всевозможными источниками краеведческой информации: справочными и учебными пособиями, рукописными материалами, иллюстрациями, фотоматериалами, средствами телевидения, радио и печатными периодическими изданиями, а также художественной литературой. Раздел предусматривает организацию активных форм проведения занятий с учащимися с применением иллюстративных материалов и презентаций, с применением индивидуальных, парных и групповых творческих работ, тематические консультации, викторины, тематические и обзорные экскурсии. Помимо коллективных занятий, предполагается выполнение домашних заданий. Это всевозможные практические и творческие задания, изучение дополнительной литературы, поиск иллюстративного материала и фотоматериалов.
Раздел «Мир природы» предполагает развитие умения наблюдать за красотой природы во всех ее проявлениях. Дети будут рассматривать растениям, животные, а также объекты неживой природы не только со стороны заботы о них и охраны. Предполагается работа и по наблюдению за художественной ценностью природных составляющих. Это планируется отражать в индивидуальных и коллективных рисунках, творческих проектных работах. Дети смогут наблюдать за природой глазами поэтов, писателей, художников и музыкантов. Этому будет способствовать работа со стихами, инценирование рассказов, слушание голосов природы в музыкальных произведениях. В разделе запланированы экскурсии на природу, где дети смогу пополнить свои знания о природных объектах, понаблюдать за их обликом и повадками и отразить свои наблюдения в творческих работах.
Тематический план
№ | Раздел | Кол-во часов | Теория | Практика |
1 класс | ||||
1 | Прекрасное в искусстве. | 6 | 2 | 4 |
2 | Мир театра. | 7 | 1,5 | 5,5 |
3 | Волшебный мир книг. | 7 | 2 | 5 |
4 | Культура родного края. | 6 | 2 | 4 |
5 | В мире природы. | 7 | 1,5 | 5,5 |
Всего | 33 | 9 | 24 | |
2 класс | ||||
1 | Прекрасное в искусстве. | 6 | 2 | 4 |
2 | Мир театра. | 7 | 1,5 | 5,5 |
3 | Волшебный мир книг. | 7 | 2 | 5 |
4 | Культура родного края. | 7 | 2 | 5 |
5 | В мире природы. | 7 | 1,5 | 5,5 |
Всего | 34 | 9 | 25 | |
3 класс | ||||
1 | Прекрасное в искусстве. | 6 | 2 | 4 |
2 | Мир театра. | 7 | 2 | 5 |
3 | Волшебный мир книг. | 7 | 1,5 | 5,5 |
4 | Культура родного края. | 7 | 2 | 5 |
5 | В мире природы. | 7 | 2 | 5 |
Всего | 34 | 9,5 | 24,5 | |
4 класс | ||||
1 | Прекрасное в искусстве. | 6 | 2 | 4 |
2 | Мир театра. | 7 | 2 | 5 |
3 | Волшебный мир книг. | 7 | 1,5 | 5,5 |
4 | Культура родного края. | 7 | 2 | 5 |
5 | В мире природы. | 7 | 1,5 | 5,5 |
Всего | 34 | 9 | 25 | |
Итого | 135 | 36,5 | 98,5 |
Учебно-тематический план
1 класс (33ч)
№ | Наименование раздела, темы | Всего часов | Теория | Практика | Виды деятельности |
Прекрасное в искусстве | 6 | 2 | 4 | ||
1 | Осенние краски в картинах художников. | 1 | 0,5 | 0,5 | Рассматривание картин, смешивание красок по образцу, работа по этапам. |
2 | Открытие. Сказки и искусство. | 1 | 1 | Просмотр видеофильма. Картины и иллюстрации к книгам. | |
3 | Сказочные художники. | 1 | 1 | Пробуем иллюстрировать сказку. | |
4 | Мозаичное искусство | 1 | 0,5 | 0,5 | Мозаика в мировом искусстве. Готовимся к проекту. |
5 | Творческий проект «Мозаика» | 1 | 1 | Проектная деятельность. Презентация работ. | |
6 | Экскурсия в городской музей. Выставка. | 1 | 1 | Посещение очередной выставки в городском музее. | |
Мир театра | 7 | 1,5 | 5,5 | ||
7 | Театральная азбука. | 1 | 1 | Понятие «театр». Знакомство с театрами республики Татарстан. | |
8 | Кукольный театр. | 1 | 0,5 | 0,5 | Театр Образцова. Подготовка к проекту. Изготовление кукол. |
9 | Творческий проект «Наши куклы» | 1 | 1 | Завершение работы по изготовлению кукол. Разыгрывание кукольного спектакля. | |
10 | Инсценирование мультяшных сказок. | 1 | 1 | Знакомство с текстом, выбор мультяшной сказки, распределение ролей, диалоги героев. | |
11 | Этюды «Оживление неодушевленных предметов». | 1 | 1 | Игры на развитие образного мышления, фантазии, воображения, интереса к сценическому искусству. Игры-пантомимы. | |
12 | Музыкальные пластические игры. | 1 | 1 | Музыкальные пластичные игры и упражнения для развития свободы и выразительности телодвижения. Разучивание упражнений под музыку. | |
13 | Показ этюдов на тему: «В общественных местах: в автобусе, поезде, в магазине » | 1 | 1 | Создание образов с помощью жестов, мимики. Беседы по содержанию и представлению учащихся об игре актеров. | |
Волшебный мир книг | 7 | 2 | 5 | ||
14 | Игры с буквами | 1 | 0,5 | 0,5 | Повторение букв. Рисование, выкладывание картинок. |
15 | Народный фольклор: песенки, потешки, народные забавы. | 1 | 1 | Игры, хороводы. Заучивание с помощью учителя наизусть. | |
16 | Народный фольклор: загадки, скороговорки считалки. | 1 | 1 | Разучивание наизусть, сочинение своих загадок, считалок. | |
17 | Мир сказок | 1 | 0,5 | 0,5 | Рисование, инсценирование сказок. |
18 | Моя книжка. Из чего она состоит. | 1 | 0,5 | 0,5 | Проектная деятельность, рисование. |
19 | Моя книжка. Берегите книгу! | 1 | 1 | Проектная деятельность, составление правил. | |
20 | Экскурсия «Где живут книги?» | 1 | 0,5 | 0,5 | Знакомство со школьной библиотекой. |
Культура родного края | 6 | 2 | 4 | ||
21 | Стихи о Татарстане. | 1 | 0,5 | 0,5 | Чтение, разучивание под руководством учителя стихов. |
22 | Национальные костюмы. | 1 | 1 | Раскраски с костюмами, (возможно изготовление тюбетейки). | |
23 | Храмы и мечети Татарстана. Мечеть и церковь Нижнекамска. | 1 | 0,5 | 0,5 | Презентация красоты храмов, раскраски храмов и мечетей. |
24 | Знаменитые места. Елабуга. | 1 | 0,5 | 0,5 | Заочное путешествие по городу. Собираем пазлы. |
25 | Сказка на новый лад. | 1 | 1 | Проектная деятельность: с героями русских, татарских сказок сочинить новую. | |
26 | Экскурсия в сквер им. Лемаева. | 1 | 0,5 | 0,5 | Рассказ о знаменитом соотечественнике. Экскурсия по скверу. |
В мире природы | 7 | 1,5 | 5,5 | ||
27 | Огород на подоконнике. | 1 | 1 | Выращиваем и наблюдаем за растениями. | |
28 | Природа в произведениях писателей и поэтов. | 1 | 0,5 | 0,5 | Презентация, рассказ учителя. Рассматривание и чтение. Составление пазлов. |
29 | Удивительное рядом. | 1 | 0,5 | 0,5 | Раскраски, презентации, рассказы о растениях и животных |
30 | Наблюдения в природе. | 1 | 1 | Экскурсия на поляну. Наблюдение за небом. | |
31 | Цвет неба. | 1 | 1 | Рисование на основе наблюдений в природе. | |
32 | Экскурсия в эколого-биологический центр. | 1 | 0,5 | 0,5 | Посещение городского эколого-биологического центра. Беседа об охране животных. |
33 | «Вырезалки». Зоопарк. | 1 | 1 | Вырезаем животных по трафарету. Составляем совместный зоопарк. Проектная деятельность. |
2 класс (34ч)
№ | Наименование раздела, темы | Всего часов | Теория | Практика | Виды деятельности |
Прекрасное в искусстве | 6 | 2 | 4 | ||
1 | Анимация, анималисты. | 1 | 1 | Наблюдение за характерами в изображениях художников. | |
2 | Красочный и живой мир животных. | 1 | 0,5 | 0,5 | Просмотр видеофильма. Картины и иллюстрации к книгам. |
3 | Сюжеты в жизни. Оформление. | 1 | 1 | Просмотр презентации о художественном оформлении различных предметов из жизни. | |
4 | Творческий проект «Фантик от шоколадки» | 1 | 1 | Примеры фантиков. Домашние заготовки сюжетов. | |
5 | Творческая мастерская художников. | 1 | 1 | Иллюстрируем загадки, ребусы. | |
6 | Экскурсия в детскую школу искусств. | 1 | 0,5 | 0,5 | Посещение выставки работ детей-художников. Мольберты и краски. |
Мир театра | 7 | 1,5 | 5,5 | ||
7 | Виды театрального искусства | 1 | 1 | Театр - искусство коллективное, спектакль - результат творческого труда многих людей различных профессий | |
8 | Театральная игра «Сказка, сказка, ждем тебя» | 1 | 1 | Повторение правил поведения на сцене. Учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке. | |
9 | Инсценирование мультяшных сказок. | 1 | 1 | Знакомство с текстом, выбор мультяшной сказки, распределение ролей, диалоги героев. | |
10 | Чтение в лицах стихов Э.Успенского, И.Токмаковой, А.Барто. | 1 | 1 | Учимся находить ключевые слова в предложении и выделять их голосом. | |
11 | Музыкальные пластические игры. | 1 | 1 | Музыкальные пластичные игры и упражнения для развития свободы и выразительности телодвижения. Разучивание упражнений под музыку. | |
12 | Экскурсия в театр. | 1 | 0,5 | 0,5 | Посещение запланированного представления. |
13 | Театрализованные игры. | 1 | 1 | Этюды для выработки выразительной сценической жестикуляции | |
Волшебный мир книг | 7 | 2 | 5 | ||
14 | Писатели – детям. | 1 | 1 | Рассказы и презентации о творчестве детских писателей. | |
15 | По произведениям Н. Михалкова и К. Чуковского. | 1 | 1 | Задание по группам. Чтение и заучивание стихов. | |
16 | Зарубежный фольклор. | 1 | 1 | Чтение и разыгрывание английских, немецких, литовских песенок. | |
17 | Сказочный десант. | 1 | 1 | Чтение любимых сказок, рисование, отгадывание. | |
18 | Литературная викторина. Читаем сказки Г.Андерсена | 1 | 0,5 | 0,5 | Подготовка к проектной деятельности. Выбор книг, чтение. |
19 | Литературная викторина. Мини- афиша. | 1 | 1 | Проектная деятельность. Работа в группах: рисунки, вопросы, загадки по сказкам. | |
20 | Экскурсия «Проведаем книгу» | 1 | 0,5 | 0,5 | Экскурсия в библиотеку семейного чтения. |
Культура родного края | 7 | 2 | 5 | ||
21 | Народы Татарстана. Создадим хоровод. | 1 | 0,5 | 0,5 | Рассказ учителя, презентация. Вырезание, склейка большого хоровода. |
22 | Народные праздники. Моя малая родина – Нижнекамск. | 1 | 0,5 | 0,5 | Домашние заготовки детей о праздниках семьи. Работа в парах – сравнение, обмен. |
23 | Экскурсия в парк «Семья» | 1 | 1 | Игры и развлечения в любимом парке. | |
24 | Названия улиц. Знаменитые соотечественники. | 1 | 0,5 | 0,5 | Беседа о великих людях, их достижениях. Ближайшая к школе улица – Баки Урманче. Чертим маршрут. |
25 | Знаменитые места. Казань. | 1 | 0,5 | 0,5 | Заочное путешествие по городу. Раскраски известных объектов. |
26 | Инсценирование татарских сказок. | 1 | 1 | Работа в группах. На основе прочитанных сказок подготовка декораций и костюмов. | |
27 | Театральное представление. | 1 | 1 | Презентация подготовленных сказок. Делимся впечатлениями. | |
В мире природы | 7 | 1,5 | 5,5 | ||
28 | Огород на подоконнике. | 1 | 1 | Выращиваем и наблюдаем за растениями. | |
29 | Природа в произведениях писателей и поэтов. | 1 | 0,5 | 0,5 | Презентация, рассказ учителя. Рассматривание и чтение. Составление пазлов. |
30 | Легенды о цветах. | 1 | 0,5 | 0,5 | Видео-презентация. Рисование иллюстраций к легендам. |
31 | Природный художник – паук. | 1 | 0,5 | 0,5 | Причудливые узоры паутины. Фантазируем. |
32 | Мечтаем на природе. | 1 | 1 | Экскурсия на поляну. Наблюдение за объектами природы. | |
33 | Лес моей мечты. | 1 | 1 | Проектная деятельность в группах на основе наблюдений. | |
34 | Праздник на природе. | 1 | 1 | Экскурсия и отдых с родителями. Инценирование растений и животный, исполнение песен и танцев. |
3 класс (34ч)
№ | Наименование раздела, темы | Всего часов | Теория | Практика | Виды деятельности |
Прекрасное в искусстве | 6 | 2 | 4 | ||
1 | Живопись. Вдохновение от красоты. | 1 | 1 | Творческое наблюдение. Словесное рисование. Сочинение четверостиший. | |
2 | Разноцветная планета. | 1 | 1 | Живописные картины из жизни. Фантазии в творчестве. | |
3 | Народные промыслы. Роспись. | 1 | 0,5 | 0,5 | Просмотр видеоролика о народных промыслах. Рисование по трафарету. |
4 | Творческий проект «Подарочный набор» | 1 | 1 | Проектная деятельность. Работа в группах: рисунки на бумаге большого формата. | |
5 | Заочная экскурсия по Третьяковской галерее. Жанры. | 1 | 0,5 | 0,5 | Виртуальная экскурсия, наблюдение, беседа с преподавателем школы искусств. |
6 | Изобразительная эстафета. | 1 | 1 | Выражаем эмоции на бумаге, смайлики и реальные лица. Работа в парах. Выставка. | |
Мир театра | 7 | 2 | 5 | ||
7 | Урок актёрского мастерства на развитие памяти. | 1 | 0,5 | 0,5 | Упражнения и игры: превращения предмета, превращение в предмет, живой алфавит, ручеек, волна, переходы в полукруге. |
8 | Творческое взаимодействие с партнёром. | 1 | 0,5 | 0,5 | Упражнения, направленные на развитие у детей чувства ритма. Образно-игровые упражнения (поезд, мотылек, бабочка). |
9 | Юмористические миниатюры. | 1 | 1 | Распределение ролей, выбирая для себя более подходящую. Разучивание ролей, изготовление костюмов. | |
10 | Музыкальные пластические игры. | 1 | 1 | Музыкальные пластичные игры и упражнения для развития свободы и выразительности телодвижения. Разучивание упражнений под музыку. | |
11 | Подготовка афиш. | 1 | 1 | Проектная деятельность. | |
12 | Экскурсия в театр. | 1 | 1 | Запланированное посещение театрализованного представления. | |
13 | Конкурс «Походка». | 1 | 1 | Приемы релаксации, концентрации внимания, дыхания; снятия мышечных зажимов. | |
Волшебный мир книг | 7 | 1,5 | 5,5 | ||
14 | Счастливое детство с книгами. | 1 | 0,5 | 0,5 | Рассматривание и чтение книг наших мам, пап, бабушек и дедушек. |
15 | «Лунное путешествие и другие приключения маленьких человечков» | 1 | 1 | Чтение, инсценирование сказок Н.Носова. | |
16 | Детские журналы | 1 | Рассматривание и чтение. Обсуждение, отгадывание занимательных заданий. | ||
17 | Кроссворды по прочитанным книгам. | 1 | 1 | Групповая игровая деятельность. Герои, события, авторы в кроссвордах. | |
18 | Конкурс семейных плакатов «Вместе весело читать» | 1 | 0,5 | 0,5 | Выставка плакатов. |
19 | Проект одного литературного произведения. | 1 | 1 | Проектная деятельность, презентация своих работ. | |
20 | Экскурсия «Новый мир» | 1 | 0,5 | 0,5 | Экскурсия в библиотеку им.Тукая. рассматривание и чтение книг. |
Культура родного края | 7 | 2 | 5 | ||
21 | Музеи Татарстана. Музей Нижнекамска. | 1 | 1 | Рассказ учителя, презентация. | |
22 | Экскурсия в городской музей. | 1 | 1 | ||
23 | Наши художники. | 1 | 0,5 | 0,5 | Рассматривание картин татарских художников. Составление рассказа по картине. |
24 | Знаменитые соотечественники. Г.Тукай. | 1 | 0,5 | 0,5 | Рассказ о писателе. Сказки Тукая. Рисование, пересказ, впечатления. |
25 | Экскурсия в парк им.Г.Тукая. | 1 | 1 | Игры и развлечения в известном парке. | |
26 | Знаменитые места. Свияжск. | 1 | 1 | Заочное путешествие по объекту. Раскраски известных объектов. | |
27 | Композиторы Татарстана. | 1 | 1 | Учимся слушать музыку. Выражаем эмоции, делимся впечатлениями. | |
В мире природы | 7 | 2 | 5 | ||
28 | Огород на подоконнике. | 1 | 1 | Выращиваем и наблюдаем за растениями. | |
29 | Природа в произведениях писателей и поэтов. | 1 | 0,5 | 0,5 | Презентация, рассказ учителя. Рассматривание и чтение. Составление пазлов. |
30 | Живые гиганты. | 1 | 0,5 | 0,5 | Факты о деревьях-гигантах. Картинки и презентации. Рисуем и раскрашиваем. |
31 | Красочное оперение. | 1 | 0,5 | 0,5 | Красота экзотических птиц. Доклады и презентации детей. |
32 | Орнаменты и крылья. | 1 | 1 | Проектная деятельность. Изготовление фантастических птиц. | |
33 | Кормушки на будущее. | 1 | 0,5 | 0,5 | Изготовление кормушек из бросового материала (сохраняем для зимы). Беседа. |
34 | Наши любимцы. | 1 | 1 | Экскурсия в контактный зоопарк. |
4 класс (34ч)
№ | Наименование раздела, темы | Всего часов | Теория | Практика | Виды деятельности |
Прекрасное в искусстве | 6 | 2 | 4 | ||
1 | Художники-маринисты. | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение за красотой моря в картинах. Слушаем море и сравниваем. |
2 | Образ человека. | 1 | 0,5 | 0,5 | Рассматриваем портреты. Поэтапное рисование. |
3 | Фантазии в искусстве. | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение. Подготовка к проекту. Современное искусство. |
4 | Творческий проект «Планеты голубого тумана». | 1 | 1 | Проектная деятельность. Заготовки. Работа в группах. | |
5 | Угадай-ка «Чья это картина?» | 1 | 1 | Игровая программа в командах. | |
6 | Экскурсия в музей татарского художника А.Фатхутдинова. | 1 | 0,5 | 0,5 | Посещение музея, Просмотр работ. Выставка. |
Мир театра | 7 | 2 | 5 | ||
7 | Современный театр. | 1 | 1 | Знакомятся с современным, кукольным, музыкальным, цирковым театрами. В процессе дискуссии делятся своим жизненным опытом. Театральные профессии | |
8 | Актер за кадром | 1 | 1 | Озвучивание иллюстраций, диафильмов, чтение басен по ролям, сказочные персонажи. | |
9 | Маскарад. | 1 | 1 | Распределение ролей, выбирая для себя более подходящую. Разучивание ролей, изготовление костюмов. | |
10 | Игры на развитие умения выражать чувства и эмоции. | 1 | 1 | Игры на тренировку умений распознавать эмоциональное состояние по мимике с помощью разрезных профилей. Жест, маска в пантомимном действии. | |
11 | Музыкальные пластические игры. | 1 | 1 | Музыкальные пластичные игры и упражнения для развития свободы и выразительности телодвижения. Разучивание упражнений под музыку. | |
12 | Выбор произведения и работа над ним. | 1 | 1 | Проектная деятельность. | |
13 | Экскурсия в театр. | 1 | 1 | Запланированное посещение театрализованного представления. | |
Волшебный мир книг | 7 | 1,5 | 5,5 | ||
14 | Лучшие сказки двадцатого века | 1 | 0,5 | 0,5 | Обсуждение, просматривание презентаций, чтение отрывков, рисование. |
15 | Чудесные басни. | 1 | 1 | Инсценирование басен И.Крылова, просмотр мультфильма. | |
16 | Конкурс чтецов. Стихи знаменитых поэтов России. | 1 | 1 | На выбор учителя: А.Пушкин, В.Маяковский, С.Есенин и др. | |
17 | Книжка заболела. | 1 | 0,5 | 0,5 | Ремонт книг. Обкладываие, изготовление закладок. |
18 | Читательская конференция одного произведения. | 1 | 1 | Проектная деятельность. Продумывание вопросов, интеллектуальая «дуэль». | |
19 | «Книжкины именины» | 1 | 1 | Викторины, конкурсы, кроссворды по книгам детских писателей. | |
20 | Экскурсия «Библиотека и компьютер» | 1 | 0,5 | 0,5 | Экскурсия в городскую библиотеку. Электронные и бумажные книги. |
Культура родного края | 7 | 2 | 5 | ||
21 | Ремесла и промыслы Татарстана. | 1 | 1 | Рассказ учителя. Доклады и презентации детей. | |
22 | Моя малая родина. Экскурсия по Нижнекамску. | 1 | 0,5 | 0,5 | Путешествие по городу с экскурсоводом. |
23 | Красота родного города. Расскажем что то новое. | 1 | 1 | Проектная деятельность. Изготовление в группах плаката о родном городе. | |
24 | Знаменитые места. Булгар. | 1 | 0,5 | 0,5 | Заочное путешествие по объекту. Раскраски и рассказы об известных объектах. |
25 | Знаменитые земляки. Святой ключ. Стахеевы. | 1 | 1 | Доклады и презентации детей в парах. | |
26 | «Мы ищем таланты!» | 1 | 1 | Праздник для детей и родителей с национальными блюдами. Выставка работ детей и их родителей. | |
27 | Викторина «Знаешь ли ты свой край?» | 1 | 1 | Командное соревнование по страницам пройденных мест Татарстана (Нижнекамска). | |
В мире природы | 7 | 1,5 | 5,5 | ||
28 | Огород на подоконнике. | 1 | 1 | Выращиваем и наблюдаем за растениями. | |
29 | Природа в произведениях писателей и поэтов. | 1 | 0,5 | 0,5 | Презентация, рассказ учителя. Рассматривание и чтение. Составление пазлов. |
30 | Водные просторы. | 1 | 0,5 | 0,5 | Доклады и презентации детей о красоте водоемов мира, страны, своего края. |
31 | Разноцветная пасека. | 1 | 1 | Проектная деятельность про пчел-тружениц. Бумажные ульи, роспись. | |
32 | Заграничные гости. | 1 | 0,5 | 0,5 | Домашние заготовки детей о комнатных растениях. Доклады, рисунки, презентации |
33 | Красота круглый год. | 1 | 1 | Творческий праздник с родителями. Тематические поделки, конкурсы, творческие номера художественной самодеятельности. | |
34 | Тридевятое царство. | 1 | 1 | Поездка в культурный центр «Тридевятое царство» г. Елабуга (или другая запланированная экскурсия на природу) |
Методическое обеспечение программы
Малые жанры русского фольклора. Пословицы, поговорки, загадки.
Народные сказки. Авторские сказки.
Произведения Н.Михалкова, К.Чуковского, Г.Х.Андерсена.
Басни И.Крылова, Л.Толстого.
Работы пейзажистов: И.Шишкина, И.Левитана, В. Поленова, А. Саврасова
А. Куинджи.
Работы маринистов: И.Айвазовского, А.Боголюбова, М.Воробьева, М.Алисова.
Работы портретистов: И.Крамского, А.Рублева, И.Никитина.
Народные промыслы «Хохломская роспись», Гжель», «Дымковская игрушка», Жостовский узор».
Музыкальный зал.
Инструкция по технике безопасности при проведении массовых мероприятий.
Комплекс тренингов для развития творческой активности, индивидуальности.
Комплекс упражнений для снятия зажимов и раскрепощения.
Коллекция аудио - и видеозаписей, DVD.
Сборники со сценариями.
Татарские народные сказки.
Сказки народов Татарстана.
Произведения знаменитых людей татарского народа: Г.Тукая, А.Фатхутдинова, С.Сайдашева, Р.Яхина, Н.Фешина, Л.Фаттахова, Б.Урманче.
Гербарий, иллюстрированный материал, карточки
Настольные игры, диски, презентации.
Подставки, емкости, приспособления для выращивания растений.
Техническое оснащение
Компьютер.
Мультимедийный проектор.
Принтер.
Классная доска с набором приспособлений для крепления демонстрационного материала.
Литература
- Н.П. Колпакова Малые жанры русского фольклора. Пословицы, поговорки, загадки. - М.: Высшая школа, 2016.
- Малые жанры русского фольклора: пословицы, поговорки, загадки / ред. В.Н. Морохин. - М.: Высшая школа, 2001
- Безымянная. О., Школьный театр, М, 2001
- Григорьев Д.В., Куприянов Б.В. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. -. М., Просвещение, 2011
- Кановская М.Б. 1000 загадок, сказок, басен – М. АСТ; СПб: Сова, 2010
- Плешаков А.А. От земли до неба. Атлас-определитель. - М.: Просвещение, 2009г.
- Харисова Л.А. Культура народов Татарстана. - К.: Магариф, 2005.
- Растительный мир нашей Родины. В.В. Петров, М.: Просвещение, 2013г.
- Твоё и наше. П.Надеждина. М.: Просвещение, 2010г.
Интернет ресурсы
- https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-
rabota /2016/01/15/vneurochnaya-deyatelnost-po-fgos-v-nachalnoy
- Гаран В.И. Организация внеурочной деятельности общекультурного направления в условиях ФГОС второго поколения (из опыта работы) // Совушка. 2016. №1. URL: http://kssovushka.ru/e-sovushka.2016.n1-a/ZP15120084.html.
- https://top10reiting.com/samye-izvestnye-russkie-xudozhniki.html
- http://back-in-ussr.com/2016/04/nashi-lyubimye-detskie-pisateli.html
- https://videouroki.net/razrabotki/tieatral-noie-tvorchiestvo-mladshikh-shkol-nikov.html
- http://www.klass39.ru/30-knig-kotorye-dolzhny-prochitat-deti-v-nachalnoj-shkole/
- http://mincult.tatarstan.ru/o-kulture-tatarstana.htm
- https://www.lifejourney.club/evropa/russia/privolzhye/dostoprimechatelnosti-tatarstana.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеурочная деятельность "Прекрасное рядом".
Младший школьный возраст – время, когда закладываются основы духовности личности благодаря живости, непосредственности, эмоциональности восприятия ребенком окружающего мира. Именно в этот период возмо...
ПРОГРАММА кружка внеурочной деятельности (общекультурное направление) «Прекрасное в нашей жизни»
Программа кружка разработана в рамках общекультурного направления внеурочной деятельности...
Программа внеурочной деятельности. Направление: художественно-эстетическое. «Любование природой» (1 класс). Авторская педагогическая разработка (адаптационная, комбинаторная, радикальная). Форма: воспитательная работа.
Данная программа по внеурочной деятельности разработана мною для учащихся 1 классов.Содержит пояснительную записку, методологические положения, структуру,краткое содержание учебных тем, учебно-тематич...
Конспект урока технологии «Прекрасное рядом с тобой»
Приводится конспект урока технологии во 2 классе "Прекрасное рядом с тобой"...
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Прекрасное рядом» (общекультурное направление) 1 класс
Актуальность: курс внеурочной деятельности «Прекрасное рядом» разработан как целостная система воспитания нравственных чувств и этического сознания, гражданственности и уважения к об...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Прекрасное рядом"
Программа «Прекрасное рядом» предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это в...
программа внеурочной деятельности "Прекрасное рядом"
внеурочная деятельность - одна из наиболее эффективных форм по обучению и воспитанию младших школьников. программа расчитана на три года обучения....