Программа внеурочной деятельности. Направление: художественно-эстетическое. «Любование природой» (1 класс). Авторская педагогическая разработка (адаптационная, комбинаторная, радикальная). Форма: воспитательная работа.
рабочая программа (1 класс) по теме
Данная программа по внеурочной деятельности разработана мною для учащихся 1 классов.
Содержит пояснительную записку, методологические положения, структуру,
краткое содержание учебных тем, учебно-тематическое планирование,
ожидаемые результаты, диагностику результатов, методическое обеспечение,
рецензии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lyubovanie_prirodoy_kak_prekrasen_etot_mir.doc | 139 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство образования Иркутской области
Отдел образования администрации города Усолье-Сибирское
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №17»
Программа внеурочной деятельности
Направление: художественно-эстетическое
«Любование природой»
«Как прекрасен этот мир»
(для обучающихся 1 классов)
Авторская педагогическая разработка
(адаптационная, комбинаторная, радикальная)
форма: воспитательная программа
Автор:
Маслова Ольга Викторовна,
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №17»
г. Усолье-Сибирское
2011 г.
Пояснительная записка
Объекты окружающего мира, постоянно находящиеся перед глазами детей, на которых они порой не сосредоточивают внимание, теперь, увиденные по – иному, в результате обретения возможности неторопливого рассматривания их, предстанут перед детьми как объекты, завораживающие, рождающие множество ассоциаций, интересные по форме, цвету, фактуре, ракурсу.
Рассмотрение с близкого расстояния (порой с помощью увеличительного стекла) земля, по которой ходят каждый день, обыкновенная крапива, подорожник, муравей, капля воды и т.п. помогут детям мысленно перенестись в пространство этих предметов, почувствовать их красоту, силу или беззащитность.
Актуальность программы
Сегодня, как никогда становится актуальным вопрос организации внеурочной деятельности в начальной школе согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО).
Работа по данному стандарту предполагает проводить обучение учащихся через воспитание личности, способной творчески подходить к познанию окружающего мира.
Содержание данной программы обусловлено необходимостью обращения детей к духовному единению с природой, умению «не просто смотреть, а всматриваться, не просто слушать, но вслушиваться» (С.Рубинштейн).
Новизна программы
Новизна программы заключается в том, чтобы организовать нестандартные занятия, экскурсии, на которых все дети – с разной подготовкой, могли бы реализовать свои силы, выполняя различные работы, не связанные с учебным материалом. Последнее требование весьма важно, поскольку в этом случае ребёнок, который не справляется с требованиями школьной программы на уроках, смог бы почувствовать вкус успеха и обрести уверенность в своих силах. Он преодолевает неуверенность, робость перед новыми видами деятельности. Всем без исключения предоставляется возможность побывать в роли художника, дизайнера, автора собственных стихов, экскурсовода, принять участие в выставках, проектах. Благодаря данной методике каждый ребёнок раскрепощается, развивается его внутренний мир, его познавательная и творческая активность и создаются условия для созревания, самоутверждения и становления личности.
Методологические положения программы
Цель программы
Главная цель программы – воспитать у ребёнка способность наслаждаться миром, который его окружает.
Задачи программы
- Обучение способностям к устным и письменным сочинениям, посредством собственных наблюдений, а также чтения дополнительной литературы (рассказов, стихов, загадок, научных статей)
- Развитие познавательной активности, творческих возможностей детей через восприятие окружающего мира
- Воспитание положительных психических эмоций.
Программа построена на принципах:
- развивающего обучения, предполагающего формирование у детей умения самостоятельно мыслить, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, классифицировать;
- действенного подхода, при котором ребенок становится активным субъектом деятельности;
- Психологическая свобода, атмосфера тепла и доверия предоставляют возможность ребёнку, утвердится в поиске новых идей и новых знаний.
Методическое обеспечение
Три условия реализации программы:
1) психологическая готовность педагога, обеспечивающая детям возможность открытия и восхищения;
2) наличие оборудования для осуществления задач программы
(необходимая художественная литература, репродукции художников из цикла «Природа», музыкальное сопровождение, видеоматериалы, фотографии, слайды и др.)
3) наличие материалов и инструментов для художественно-практической деятельности.
Основными методами работы являются индивидуальные и совместные наблюдения, обмен впечатлениями и художественная деятельность. Видеозапись на наиболее интересных суждений детей помогает в дальнейшей работе, например при оформлении их творческих работ.
Занятия курса чередуются с экскурсиями в близлежащем парке, посещением СЮН, прогулками на поляну, к водоёму, наблюдениями за фонтанами, рекой, за деревьями и цветами, за небом и землёй.
Занятия предусматривают демонстрацию репродукций художников, фотографий, слайдов, видеоматериалов, а также использование музыкального сопровождения.
Для создания необходимого эмоционального настроя во время практической творческой работы детей могут быть использованы замечательные музыкальные произведения из цикла венецианского композитора Антонио Вивальди «Времена года», из цикла русского композитора П.И.Чайковского «Времена года». Литературные произведения о родной природе Ф. Тютчева, А.Фета, А.Пушкина, С.Есенина, М. Пришвина, К. Паустовского и т. д., а также современных авторов.
Важную роль играют занятия, предполагающие посещение детьми библиотеки с целью подготовки к следующему занятию, подбору дополнительной литературы.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
• словесный - устное изложение или сочинение, беседа, рассказ, лекция и т.д.
• наглядный - наблюдение, показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.
• практический - выполнение творческих работ, сочинений, проектов и т.д.
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию
• репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности
• частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом
- исследовательский – самостоятельная проектная или исследовательско-творческая работа учащихся
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
• фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися
• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы
• групповой – организация работы в группах.
• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
• и другие.
Структура программы
Данная программа адаптационного типа составлена на основе программно-методических материалов «Уроки любования» Е.И.Коротеевой, кандидата педагогических наук.
Программа рассчитана на работу с детьми начальных классов. Педагогическая значимость программы заключается в том, что она доступна для понимания (в части восприятия) любому взрослому, желающему обогатить духовный мир ребёнка. Программа носит пропедевтический характер и может служить базой, основанием для последующего освоения других программ. Этим обусловлен срок реализации данной программы - один год (далее возможна доработка до четырёх лет).
Занятия проходят 2 часа в неделю, что составляет 68 часов на год обучения.
В заключение всего курса предполагается подготовка коллективных и индивидуальных художественных проектов, организация выставок и подведение итогов работы.
Каждое занятие состоит из четырёх частей.
Первая часть – восприятие, рассматривание, любование природными объектами,
вторая – общение, обмен впечатлениями об увиденном и почувствованном,
третья – созидание, художественно-творческая деятельность по созданию образов, которые произвели на ребёнка наиболее сильное впечатление,
четвёртая – подведение итога, успехов каждого ребёнка (что особенно удалось и что, быть может, не получилось).
Общая продолжительность занятия составляет 2 часа, из которых:
восприятие (прогулка или экскурсия) -25 минут,
общение (обсуждение увиденного) – 15 минут,
созидание (практическая работа) -35 минут,
динамическая пауза -10 минут,
итог занятия -5 минут.
Ожидаемые результаты:
Данную программу можно считать подготовительной, пропедевтической. С одной стороны, она раскрепощает ребёнка, с другой стороны – поддерживает его свободное и естественное состояние радости и доверия к жизни.
Чувство восхищения и трепетное отношение к красоте природы, развитие благоговения перед ней в данном случае будут обусловлены сенсомоторной системой (системой органов чувств), зрительными, речевыми, слуховыми анализаторами. Кроме этого, любование природой и рассматривание её с близкого расстояния будут способствовать развитию ассоциативного мышления детей, помогут им образно воспринимать рассматриваемое и в дальнейшем погружаться (переноситься) в увиденный мир образов, чувствовать их живое начало.
Обучение по данной программе развивает у детей расположенность к эстетическому восприятию мира, воспитывает любовь к природе, желание рассматривать её красоту, замечать детали, радоваться необычному.
Органическая связь наблюдения и любования природой, изобразительное искусство, слушание музыки и поэзия несут в себе художественно-эстетическое воспитание младшего поколения.
В результате обучения по данной программе учащиеся:
- Научатся наблюдать за объектами окружающего мира
- Делиться впечатлениями, чувствами от увиденного
- Отражать увиденное через творческое созидание (рисунок, аппликацию, лепку, сочинение, проект…)
- Приобщатся к природе, почувствуют её красоту, силу или беззащитность
- Станут строить гуманные взаимоотношения с природой
- Разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; творческие способности, фантазию и художественный вкус
- Овладеют дополнительными знаниями из области биологии, литературы, музыки
- Приобретут навыки культурного, нравственного, художественно-эстетического и духовного воспитания
- Поделятся накопленными знаниями через выступления, проекты
Диагностика результатов
Составление диагностической карты «Оценка результатов освоения программы» по результатам проверочной тестовой работы (смотреть приложение).
Формы подведения итогов по реализации
программы внеурочной деятельности
- Оформление выставок работ учащихся в классе, в школе.
- Создание индивидуальных и коллективных проектов
Содержание учебных тем
Любование небом, облаками
Занятие 1. Любование утренним небом
Часть 1. Дети на прогулке наблюдают за утренним небом, за движением облаков, которые меняют свою конфигурацию, силуэт, объём, цвет. Особое внимание обращается на контраст синего (относительно тёмного пятна) неба и белых (относительно светлых пятен) облаков.
В композиционных построениях облаков находят знаком е образы. Фотографирование.
Часть 2. Обмен впечатлениями об увиденном и почувствованном
В процессе наблюдения за небом и любования им. Обсуждение вариантов и техник изображения образа неба.
Часть 3 .Практическая работа: изображение утреннего неба.
Материалы: гуашь или акварель, кисти, бумага.
Занятие 2. Любование небом при закате солнца
Часть 1. Наблюдение за изменением цвета неба: соотношение тёплых и холодных цветов, доминирование тёплого или холодного цвета. Рассматривание цвета и форм облаков при закате солнца.
Фотографирование
Часть 2. Обмен впечатлениями и чувствами, испытанными во время любования небом, обсуждение увиденных образов и т. д.
Часть 3. Практическая работа: выполнение индивидуальных живописных работ на тему « Песни неба»
Материалы: гуашь или акварель, кисти, бумага.
Занятие 3. Любование вечерним небом
Часть 1. Наблюдение за движением белых облаков на фоне тёмно- синего неба. Наблюдение луны и наплывающих на неё облаков, звёзд. Фотографирование. (Если не возможна вечерняя прогулка, то педагог может продемонстрировать видеоматериал, который возможно и сам снял).
Часть 2. Обмен впечатлениями, чувствами, испытанными в процессе восприятия, возникшими ассоциациями и т.д.
Часть 3. Практическая работа: выполнение работы на тему « Тайны ночного неба»
Материалы: гуашь или акварель, кисти, бумага.
Занятие 4. Сравнивание неба в разное время суток
Сравнивание неба в разное время года
Часть 1. Просмотр видео и фото материалов, собственных рисунков.
Часть 2. Обсуждение увиденных различий, обмен впечатлениями.
Вывод: Небо всегда красиво: в любое время суток и в разное время года.
Занятие 5. Фото сессия. Выставка детского творчества.
На выставку приглашаются родители и все желающие.
Можно кому-то из детей выступить в роли экскурсовода.
Занятие 6. Обобщение. Конкурс сочинений, стихов, загадок.
Практическая работа.
Дети пробуют свои силы в устных сочинениях, развивают свои творческие способности в составлении рифмы стихов, загадок.
Любование землёй
Занятие 1. Рассматривание дорожек, тропинок.
Часть 1. Для более пристального рассматривания земли, по которой мы ходим каждый день, необходимо максимально приблизиться к ней. Дети «путешествуют» по дорожке с лупой,
рассматривая все мельчайшие подробности. Увиденные детьми миры складываются из едва заметных травинок, высохших палочек, песчинок, насекомых, которые на фоне этих мелочей кажутся великанами. Всё увиденное предстаёт перед глазами детей в образе неизвестной планеты или незнакомого и в то же время знакомого пространства.
Материалы: лупа
Часть 2. Обмен впечатлениями об открытии своих миров, планет и т. д.
Часть 3. Практическая работа: составление композиции на тему «Под ногами целый мир». Изображение на маленьких листах тонированной бумаги (светло-охристой, светло-жёлтой, коричневатой и т. п.) кусочков земли (во время работы к акварели может быть добавлена белая гуашь)
Материалы: акварель и гуашь, тонкие кисти № 3, перо, тушь, тонированная бумага.
Занятие 2. Рассматривание земли на газоне
Часть 1. Сравнение этой части поверхности с той, которую рассматривали на предыдущем занятии. При рассматривании-изучении земли возможен «приход в гости друг к другу» с целью сравнения своих миров или удивления от открытий друзей.
Часть 2. Обмен впечатлениями. Рассказы об историях открытых планет.
Часть 3. Практическая работа: создание композиции на тему» Под ногами целый мир» (продолжение предыдущей темы). Если эта и предыдущая работы выполняются в одной технике, одинаковыми материалами, на одинаковом формате, возможен вариант размещения рисунков одного автора вместе. Такая композиция будет называться «диптих».
Занятие 3. Рассматривание земли после дождя
Часть 1. Сравнение земли на том же участке в сухую погоду и после дождя. Наверняка будет возможность увидеть дождевых червей.
Часть 2. Обмен впечатлениями. Рассказы о сырой, влажной почве и сухой земле. Обмен суждениями: о пользе дождя для почвы.
Часть 3. Практическая работа. Рисование следов.
Материалы: акварель или гуашь, кисти, бумага.
Занятие 4. Природные одеяла земли: осенью (листопад)
Часть 1. Дети рассматривают «разноцветный ковёр», сотворённый «осенней феей». Дети узнают по форме, размеру, цвету названия листьев.
Часть 2. Обмен впечатлениями. Обсуждение красоты «осеннего покрывала». Устное сочинение о шорохе листвы под ногами.
Часть 3. Практическая работа «Преображение земли». Изображение «красок осени» на бумаге, путём смешивания цветов ярких оттенков (красного, коричневого, оранжевого, жёлтого и др.)
Занятие 5. Природные одеяла земли: зимою («снежное»)
Часть 1. Дети рассматривают землю, на которой ещё недавно лежала упавшая листва. Рассматривание изменений на земле.
Часть 2. Обмен впечатлениями. Обсуждение красоты «зимнего покрывала». Устное сочинение на тему: «Как земля укрылась от будущих морозов». (Упоминание о празднике «Покров день»)
Часть 3. Практическая работа «Преображение земли». Изображение «снежного покрова земли» на бумаге.
Материалы: белая и голубая гуашь, кисти, чёрная бумага.
Занятие 6. Любование через сравнивание: как выглядит земля в разное время года. Обобщение.
Дети сравнивают свои наблюдения, рисунки, обобщают свои знания об увиденном в природе, делают свои выводы. Возможна беседа о своём любимом времени года. Педагог предлагает детям творческую работу на своё усмотрение (сочинение, аппликацию, лепку и т. д.).
Материалы: тетрадь, ручка, цветная бумага, пластилин и т. д.
Любование водой
Занятие 1. (Это занятие можно перенести на пройденное занятие «рассматривание земли после дождя»)
Часть 1. Наблюдение формы лужи, её краёв, объектов, находящихся на дне, цвета воды и общего колорита лужи.
Дети мысленно представляют, что это ОКЕАН, и они находятся на его дне. На что тогда становятся похожи камушки, ветки, края лужи? Что произойдёт, если потихоньку начать приводить воду в движение, если опустить на дно прозрачный шарик, другой предмет, если к луже прикоснётся солнечный луч? Фотографирование.
Часть 2. Обмен впечатлениями. Рассказывание сочинённых историй.
Часть 3. Практическая работа. Изображение на тему «Таинственный мир лужи». Педагог может предложить композицию в технике коллажа.
Материалы: акварель, тонкие кисти № 3,4 или перо, палочка, бумага. Для коллажа - цветная бумага, клей, нитки или песок, мелкие камушки и многое другое можно использовать.
Занятие 2. Рассматривание воды в водоёме
Часть 1. Наблюдение движения воды в реке (у берега), ручье, другом водоёме. Рассматривание формы дна, песка, растительного мира, характера берегов. Камней, ракушек, насекомых, цвета воды, дна и т.д. В чём отличие подводного мира реки, озера, лужи и т. д.
Мысленное перемещение в пространство воды, придумывание историй. Фотографирование.
Часть 2. Обмен впечатлениями. Запись на видео лучших историй.
Часть 3. Практическая работа. Создание композиции на тему: «Загадочный мир воды».
Материалы: акварель, тонкая кисть, перо, палочка. Клей, нитки, цветная бумага, засушенные листья и т.д.
Занятие 3. Любование красотой водопадов, фонтанов
Часть 1. ( Если есть возможность посмотреть природный водопад, а также фонтан, то сходить на экскурсию). (Если такой возможности нет, посмотреть видеоматериалы). Наблюдение за красотой водопада и фонтана. Фотографирование.
Часть 2. Обсуждение увиденного, обмен впечатлениями.
Часть 3. Практическая работа. Мой проект фонтана.
Материалы: Простые карандаши, ластик, акварель, кисти, бумага.
Занятие 4. Любование дождём
Часть 1. Занятие проводится в беседке или под навесом при обязательном условии: Идёт дождь.
Наблюдение за дождём. Слушание дождя.
Часть 2. Дети делятся своими впечатлениями. Проводится беседа: «Какой бывает дождь?» ( «Ситничек», «косохлёст», «как из ведра», «ливень»)
Часть 3. Практическая работа. Рисование на тему: «Весёлый дождик».
Материалы: акварель, кисти, бумага.
Занятие 5. Любование радугой после дождя
Часть 1. Необходимое условие: появление радуги. (Данное условие довольно сложно выполнить, нужно постараться в какой то из дней выждать этот момент.) Наблюдение за этим явлением у детей вызовет восхищение, минуты волшебства, бурю эмоций… Фотографирование.
Часть 2. Волнительный обмен ощущений от увиденного.
Часть 3. Беседа о порядочности красок радуги. Изображение в цветовой гамме радуги.
Материалы: гуашь, акварель, кисти, бумага.
Занятие 6. Фото сессия. Выставка детского творчества.
На выставку приглашаются родители и все желающие.
Можно кому-то из детей выступить в роли экскурсовода.
Занятие 7. Обобщение. Конкурс сочинений, стихов, загадок.
Практическая работа.
Дети пробуют свои силы в устных сочинениях, развивают свои творческие способности в составлении рифмы стихов, загадок.
Любование цветами и их листочками
Занятие 1.Рассматривание полевых цветов
Часть 1. Наблюдение за полевыми цветами. Определение их названий. Рассматривание формы бутонов и листьев, их окраски, размера. Сравнивание разновидности цветов.
Часть 2.Обмен впечатлениями. Беседа о разнообразии «цветочного мира луга », пользе для человека и животных.
Часть 3. Практическая работа. Рисование луга.
Материалы: акварель, гуашь, кисти, бумага.
Занятие 2. Рассматривание садовых цветов.
Часть 1. Здесь уместна экскурсия в сад, оранжерею или на СЮН. Наблюдение за садовыми цветами. Рассматривание формы бутонов и листьев, их окраски, размера. Сравнивание разновидности цветов.
(Беседу может провести экскурсовод или садовник).
Часть 2. Обмен впечатлениями. Беседа о разнообразии садовых цветов. Дети высказывают своё мнение об экскурсии, о понравившемся цветке.
Часть 3. Практическая работа. Составление гербария.
Материалы: Цветной картон, засушенные цветы и листья, клей, ножницы.
Занятие 3. Рассматривание лесных цветов.
Часть 1. Наблюдение за лесными цветами. Определение их названий. Рассматривание формы бутонов и листьев, их окраски, размера. Сравнивание разновидности цветов.
Часть 2.Обмен впечатлениями. Беседа о разнообразии «цветочного мира леса», пользе лекарственных растений для человека и животных.
Часть 3. Практическая работа. Лепка из пластилина, (можно на цветном картоне).
Материалы: Цветной картон, пластилин, клеёнка, стек, тряпочка.
Занятие 4. Рассматривание комнатных цветов.
Часть 1. Наблюдение за комнатными цветами. Определение их названий. Рассматривание формы бутонов и листьев, их окраски, размера. Сравнивание разновидности цветов.
Часть 2 . Обмен впечатлениями. Беседа о разнообразии комнатных растений, их красоте и неповторимости. Побеседовать о лекарственной значимости некоторых из них.
Часть 3. Практическая работа. Рисование комнатного цветка в горшке (на выбор ребёнка).
Материалы: акварель, гуашь, кисти, бумага.
Занятие 5. Мой самый любимый цветок.
Часть 1. Дети обобщают знания обо всех цветах, делятся своими интересами о самых любимых цветах, о том какие любимые цветы у мамы.
Часть 2. Дети подбирают в библиотеке понравившиеся стихи русских поэтов, загадки на тему: Цветы.
Часть 3. Практическая работа. Рисование своего любимого цветка (на выбор ребёнка).
Материалы: акварель, гуашь, кисти, бумага.
Занятие 6. Обобщение. Конкурс сочинений, стихов, загадок.
Практическая работа. Ребята выступают с выразительным чтением или чтение наизусть подобранных ими стихов и загадок в библиотеке. А также пробуют свои силы в устных сочинениях, развивают свои творческие способности в составлении рифмы стихов, загадок.
Любование деревьями
Занятие 1.Рассматривание русской берёзки. Сравнивание жизни берёзки в разные времена года.
Часть 1 . Наблюдение за берёзкой, сопоставление её состояния в разное время года. (Сравнение также возможно с помощью репродукций художников, видеоматериалов.)
Часть 2. Обмен впечатлениями. Дети высказывают свои рассуждения по данной теме.
Часть 3. Практическая работа. Изображение берёзки в любимое вами время года.
Материалы: акварель, гуашь, кисти, бумага.
Занятие 2. Красота русской берёзки в стихах русских поэтов. Конкурс сочинений, стихов о берёзке.
Практическая работа.
(Дети заранее подбирают дома или в библиотеке понравившиеся стихи русских поэтов о берёзке.) Ребята выступают с выразительным чтением или чтение наизусть подобранных ими стихов в библиотеке. А также пробуют свои силы в устных сочинениях, развивают свои творческие способности в составлении рифмы.
Занятие 3. Рассматривание ели.
Часть 1 . Наблюдение за елью, сопоставление её состояния в разное время года. (Сравнение также возможно с помощью репродукций художников, видеоматериалов.)
Часть 2.Ребята делают вывод о том, что ель не меняет цвет хвои, и
зимой, и летом.
Часть 3. Практическая работа. Изображение ели в любимое вами время года.
Материалы: акварель, гуашь, кисти, бумага.
Занятие 4. Рассматривание черёмухи.
Часть 1 . Наблюдение за черёмухой, сопоставление её состояния в разное время года. (Сравнение также возможно с помощью репродукций художников, стихов русских поэтов и видеоматериалов.)
Часть 2. Обмен впечатлениями. Дети высказывают свои рассуждения по данной теме.
Часть 3. Практическая работа. Изображение черёмухи в любимое вами время года.
Материалы: акварель, гуашь, кисти, бумага.
Занятие 5. Сравнивание лиственных, плодово-ягодных и хвойных деревьев.
Часть 1 .Наблюдение и сопоставление разновидности деревьев.
Часть 2. Обмен впечатлениями. Дети высказывают свои рассуждения по данной теме, находят отличия.
Часть 3. Практическая работа. Составление таблицы по теме: Лиственные, хвойные и плодово-ягодные деревья и кустарники.
Занятие 6. Моё любимое дерево.
Ребята рисуют, лепят, либо выполняют аппликацию своего любимого дерева.
Материалы: всё необходимое для работы.
Занятие 7. Фото сессия. Выставка детского творчества
На выставку приглашаются родители и все желающие.
Можно кому-то из детей выступить в роли экскурсовода.
Выступление с проектами. Итоги года.
Дети выбирают понравившуюся тему: Любование небом, землёй, водой, растением и т.д. и выступают со своим проектом.
Например: «Такие разные облака»; «Вода-источник жизни»; «Защита лесов от пожаров»; «Охрана воды»; «О пользе лекарственных растений»; «Красота спасёт мир»; «Чудо-радуга»…
Повторение пройденного за год. Обсуждение основных идей курса. Обмен впечатлениями: Что понравилось больше всего. Что лучше всего удалось, какие находки присутствуют в работах, чьи работы наиболее интересные, оригинальные. Какие остались самые наилучшие воспоминания. Какие темы хотелось бы затронуть в будущем году.
Учебно-тематический план 1 КЛАСС
№ п/п | Темы | Общее кол-во час |
I | Любование небом, облаками Занятие 1.Любование утренним небом Занятие 2.Любование небом при закате солнца Занятие 3.Любование вечерним небом Занятие 4.Сравнивание неба в разное время суток Сравнивание неба в разное время года Занятие 5. Фото сессия, выставка детского творчества (рисунки, аппликации и др.) Занятие 6.Обобщение. Конкурс сочинений, стихов, песен, загадок т.п. | 12 ч |
II | Любование землёй Занятие 1.Рассматривание дорожек, тропинок Занятие 2.Рассматривание земли на газоне Занятие 3.Рассматривание земли после дождя Занятие 4.Природные одеяла земли: осенью (листопад) Занятие 5 Природные одеяла земли: зимою («снежное») Занятие 6.Любование через сравнивание: как выглядит земля в разное время года. Обобщение | 12 ч |
\III | Любование водой Занятие 1.Рассматривание лесной лужи Занятие 2.Рассматривание воды в водоёме Занятие 3.Любование красотой водопадов, фонтанов Занятие 4.Любование дождём Занятие 5.Любование радугой после дождя Занятие 6. Фото сессия, выставка детского творчества Занятие 7.Обобщение. Конкурс сочинений, стихов, загадок | 14 ч |
IV | Любование цветами и их листочками Занятие 1.Рассматривание полевых цветов Занятие 2.Рассматривание садовых цветов Занятие 3.Рассматривание лесных цветов Занятие 4.Рассматривание комнатных цветов Занятие 5.Мой самый любимый цветок Занятие 6.Обобщение. Конкурс сочинений, стихов, загадок. | 12 ч |
V | Любование деревьями Занятие 1. Рассматривание русской берёзки. Сравнивание жизни берёзки в разные времена года Занятие 2. Красота русской берёзки в стихах русских поэтов. Конкурс сочинений, стихов о берёзке. Занятие 3. Рассматривание ели Занятие 4. Рассматривание черёмухи. Занятие 5. Сравнивание лиственных, плодово-ягодных и хвойных деревьев Занятие 6. Моё любимое дерево. Занятие 7. Фото сессия. Выставка детского творчества | 14ч |
VI | Выступление с проектами. Итоги года. | 2ч |
Список литературы:
* Базик И.Я., Гульянс Э.К.«Что можно сделать из природного материала» Москва «Просвещение»1991
*.Винокурова Н.К. «Развитие творческих способностей учащихся» Москва «Педагогический поиск»1999
* Донцов В.В, Донцов, И.В «Лекарственные растения» Нижний Новгород «Флокс»1992
* Ёлкина Н.В., Тарабарина Т.И. «1000 загадок» Ярославль «Академия развития» 1997
* Иванкова В.Н. «1000 загадок, пословиц, поговорок, скороговорок» Москва «Аквариум»2006
* Кагакова И.И., Романова В.И., Щеблыкин И.К. «Аппликационные работы в начальной школе» Москва «Просвещение»1990
* Комарова Т.С., Савенков А.И. «Коллективное творчество детей» Москва «Педагогическое общество России»2000
* Комарова Т.С. «Эстетическое воспитание детей» Москва «Педагогическое общество России»2002
* Комарова Т.С. «Цвет в детском изобразительном творчестве» Москва «Педагогическое общество России»2002
* Комарова Т.С. «Воображение и творчество» Москва «Педагогическое общество России»2002
* Комарова Т.С. «Индивидуальные особенности детей и творчество» Москва «Педагогическое общество России»2002
* Комарова Т.С. «Художественное творчество» Москва «Педагогическое общество России»2002
* Комарова Т.С. «Дети в мире природы и творчество» Москва «Педагогическое общество России» 2002
* Петров* В.В. «Растительный мир нашей Родины» Москва «Просвещение»1981
* Энциклопедия комнатных растений 2008
Приложение:
Проверочная тестовая работа по теме: природа
Фамилия, имя
_____________________________________________________________________________________
1. Нарисуй облака
кучевые слоистые перистые
2. Звёзды на небе можно увидеть
днём ночью утром вечером
3. Напиши 3 названия естественных водоёмов
_____________________________________________________________________________________
4. Напиши 3 названия искусственных водоёмов
_____________________________________________________________________________________
5. Листопад бывает
весной летом осенью
6. Перечисли, какие названия дождя ты знаешь.
_____________________________________________________________________________________
7. Сколько цветов у радуги?
пять семь шесть
8. Радуга бывает при двух обязательных условиях:
дождь и ветер дождь и солнце солнце и ветер
9. Нарисуй радугу, соблюдая её цвета по порядку.
10. Напиши 3названия полевых цветов.
____________________________________________________________________________________
11. Напиши 3названия садовых цветов.
____________________________________________________________________________________
12. Напиши 3названия комнатных цветов.
___________________________________________________________________________________
13. Напиши 3названия лекарственных растений.
____________________________________________________________________________________
14 .Напиши 3названия плодово-ягодных деревьев или кустарников.
____________________________________________________________________________________
15. Напиши 3названия хвойных деревьев.
___
____________________________________________________________________________________
16. Напиши 3названия лиственных деревьев.
_____________________________________________________________________________________
Рецензия
На авторскую педагогическую разработку
адаптационного типа воспитательной программы
«Любование природой»
«Как прекрасен этот мир»
для учащихся 1 классов.
Автор: Маслова Ольга Викторовна,
учитель начальных классов МОУ СОШ № 17
II квалификационной категории
Данная воспитательная программа внеурочной деятельности разработана для учащихся 1 класса, является адаптационной.
В пояснительной записке автор формулирует цели и задачи программы, определяет её принципы.
Составитель программы объясняет её актуальность и новизну тем, что именно у первоклассников наблюдается та самая импульсивность, гиперактивность, которую можно направить на творческое воображение, созидание. Научить ребёнка в раннем возрасте быть наблюдательным, сосредоточивать своё внимание на обычном и видеть необычное. Прививать желание рассматривать красоту природы, любоваться ею, замечать детали и строить рассуждения, делать свои выводы.
Содержание и ожидаемые результаты программы соответствуют её целям и задачам.
Программа направлена на то, чтобы активизировать художественное воприятие детей через наблюдение, привить им навыки осознанного отношения к окружающему миру.
Главная цель воспитательной программы «Как прекрасен этот мир» предусматривает духовное единение с природой, развитие творческой активности, создание условий для её пробуждения и реализации, превращение их в потребность.
В программе прослеживается система педагогических средств, обеспечивающих реализацию целей деятельности педагога.
В разработке выделены все структурные части, количество часов указано в учебно-тематическом плане. Согласно содержанию программы указан список литературы.
Данная педагогическая разработка соответствует Федеральным государственным образовательным стандартам, Положению об авторских педагогических разработках и может быть рекомендована к использованию в образовательном процессе.
Рецензент: Корытникова Елена Юрьевна,
завуч по начальным классам МОУ СОШ № 17,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
г. Усолье-Сибирское
2011 год
Рецензия
На авторскую педагогическую разработку
адаптационного типа воспитательной программы
«Любование природой»
«Как прекрасен этот мир»
для учащихся 1 классов.
Автор: Маслова Ольга Викторовна,
учитель начальных классов МОУ СОШ № 17
II квалификационной категории
Написание данной разработки актуально, т.к. позволит сделать весомый вклад в решение важнейшей задачи российского образования - повышение качества образования, соответствующего современным запросам личности и семьи, ожиданий общества и требований государства. Главную цель образования – развитие личности ребёнка, возможно, достичь через привитие эстетического вкуса и развитие его творческих способностей.
В новом образовательном Стандарте особое место уделено внеурочной деятельности учащихся. В современном обществе назрела необходимость производить обучение учащихся через воспитание личности.
В существующих программах по окружающему миру в начальной школе недостаточное внимание уделяется познанию мира. Чувство восхищения и трепетное отношение к красоте природы, развитие благоговения перед ней в данном случае будут обусловлены сенсомоторной системой (системой органов чувств), зрительными, речевыми, слуховыми анализаторами. Кроме этого, любование природой и рассматривание её с близкого расстояния будут способствовать развитию ассоциативного мышления детей, помогут им образно воспринимать рассматриваемое и в дальнейшем погружаться (переноситься) в увиденный мир образов, чувствовать их живое начало.
Содержание данной разработки позволяет решать вопросы эстетического воспитания. Рассматриваются вопросы живой и не живой природы: небо, земля, вода, растения. Затронутые педагогом темы позволяют ребёнку увидеть, услышать, почувствовать прекрасное в этом мире.
В излагаемом материале присутствует научная и фактическая точность. Учебный материал подаётся системе, правильно разбит на части, разделы, темы. Даётся подробное описание разделов. Изложение тем ведётся логично и последовательно.
Большое место уделяется практической направленности. Дети учатся творчески мыслить и передавать свои чувства от восприятия окружающего мира.
Поставленные цель и задачи соответствуют содержанию разработки. Подобранный материал соответствует возрастным особенностям учащихся.
В программе наблюдается соответствие названия и структуры программы предмету обучения.
Работа оформлена в соответствии с требованиями к авторским педагогическим разработкам.
Таким образом, содержание данной разработки позволяет решать вопросы художественно-эстетического, культурного, нравственного и духовного воспитания. А также развивать психические свойства личности: внимание, мышление, память наблюдательность, восприятие.
Занятия по этой программе благоприятно сказываются на обучении по всем предметам, что в дальнейшем поможет учащимся быть успешными в выбранной профессии.
Учебная программа соответствует Федеральным государственным образовательным стандартам, Положению об авторских педагогических разработках и может быть рекомендована к использованию в образовательном процессе.
Рецензент: Грекова Екатерина Ивановна,
Социальный педагог МОУ СОШ № 16,
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
___________________________
г. Усолье-Сибирское
2011 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности по художественно-эстетическому направлению «Ритмика и танец»
Программа расчитана на 66 часа для учащихся 7-8 лет...
Программа внеурочной деятельности по художественно-эстетическому направлению « Умелые ручки» для обучающихся 1-х классов
В соответствии с требованиями ФГОС, с учетом пожелания родителей и интересов учащихся, разработана модель внеурочной деятельности по художественно – эстетическ...
Рабочая программа внеурочной деятельности по художественно-эстетическому направлению танцевальный кружок "Детство".
Рабочая программа внеурочной деятельности разработана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Программа предназначена для обучающихся 1 класса и рас...
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО_ЭСТЕТИЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ «УМЕЛЫЕ РУКИ» ДЛЯ 1-4 КЛАССОВ.
Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста предоставляет образовательная область «Технология». Однако, по базисному учебному плану в первом и втором ...
Рабочая программа внеурочной деятельности по художественно-эстетическому направлению "Декоративно-прикладное искусство"
Декоративно- прикладное искусство способствует развитию мышления, творческого воображения, художественных способностей школьников и их эстетическому воспитанию. Развивает эстетическое отношение к дейс...
Рабочая программа внеурочной деятельности по художественно-эстетическому направлению «Веселый карандаш» 1-4 классы
рабочая программа...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ КУРС «ВОЛШЕБНЫЙ КАРАНДАШ» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1- 4 КЛАССОВ 3 КЛАСС
Программа разработана на основе авторской программы «АдекАРТ» (школа акварели) М.С.Митрохиной и типовых программ по изобразительному искусству. Является модифицированной.Програ...