Внеурочная деятельность "Прекрасное рядом".
материал на тему
Младший школьный возраст – время, когда закладываются основы духовности личности благодаря живости, непосредственности, эмоциональности восприятия ребенком окружающего мира. Именно в этот период возможно формирование будущего зрителя, читателя, слушателя посредством включения ребенка в деятельность по освоению художественных и культурных ценностей. И в связи с этим художественно-практическая деятельность, существующая в динамике от созерцания к желанию действовать, от первичного соприкосновения с искусством к его осмысленной оценке, является одним из ведущих, но недостаточным на сегодня оцененным средством развития личности ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prekr_programma.doc | 85 КБ |
Предварительный просмотр:
Клуб «Прекрасное рядом» Культпоходы в театры, музеи, концертные залы, галереи
135 часов
- Пояснительная записка
Актуальность изучения эстетического курса «Прекрасное рядом» в государственных и муниципальных образовательных учреждениях обусловлена насущной социально-педагогической потребностью обновления содержания образования, развития воспитательных функций школы в новых социокультурных условиях.
Младший школьный возраст – время, когда закладываются основы духовности личности благодаря живости, непосредственности, эмоциональности восприятия ребенком окружающего мира. Именно в этот период возможно формирование будущего зрителя, читателя, слушателя посредством включения ребенка в деятельность по освоению художественных и культурных ценностей. И в связи с этим художественно-практическая деятельность, существующая в динамике от созерцания к желанию действовать, от первичного соприкосновения с искусством к его осмысленной оценке, является одним из ведущих, но недостаточным на сегодня оцененным средством развития личности ребенка. Курс развивающе-обучающий по своему характеру с приоритетом развивающей функции, интегрированный по своей сути. Интеграция в данном случае подразумевает рассмотрение различных видов искусства на основе общих, присущих им закономерностей, проявляющихся как в самих видах искусства, так и в особенностях их восприятия. Эти закономерности включают образную специфику искусства в целом и каждого его вида в отдельности (соотношение реального и ирреального), особенности художественного языка (звук, цвет, объем, пространственные соотношения, слово и др.) и их взаимопроникновение, средства художественной выразительности (ритм, композиция, настроение и др.), особенности восприятия произведений различных видов искусства как частей единого целого образа мира. Особенное место в этой интеграции занимает трудовая художественно-творческая деятельность как естественный этап перехода от созерцания к созиданию на основе обогащенного эстетического опыта.
Целью курса является саморазвитие и развитие личности каждого ребенка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность.
Задачи курса:
•расширение общекультурного кругозора учащихся;
•развитие качеств творческой личности, умеющей:
а)ставить цель;
б) искать и находить решения поставленных учителем или возникающих в собственной жизни проблем;
в) выбирать средства и реализовывать свой замысел;
г) осознавать и оценивать свой индивидуальный опыт;
д) объяснять свои действия соответственно эстетическому контексту;
• общее знакомство с искусством как результатом отражения социально-эстетического идеала человека в образах;
• формирование эстетического опыта и технологических знаний и умений как основы для практической реализации замысла.
Задачи курса реализуются через культурологические и художественно-эстетические знания, которые являются основой для последующей художественно-творческой деятельности и в совокупности обеспечивают саморазвитие и развитие личности ребенка.
Предлагаемая программа предназначена для школьников 6-10 лет. В связи с этим курс строится на концентрической основе с постепенным расширением знаний и смещением акцентов в изучении материала с внешних описательных сюжетов в сторону его содержательного осмысления.
Каждый годовой цикл в школьном обучении предусматривает 1 класс – 33 занятия, 2-4 класс - 34 занятия, из расчета одно занятие в неделю. Учитывая психологические особенности детей, можно условно выделить 4 возрастные группы, в которых преподавание курса будет иметь свою специфику, и, соответственно, программа будет делиться на 4 раздела.
- Учебно-тематический план
№ | Наименование разделов, блоков, тем | Всего час | Количество часов | Характеристика деятельности обучающихся | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | ||||||||
Аудиторные ные | Внеуадиторные торные | Аудиторные ные | Внеуадиторные торные | Аудиторные ные | Внеуадиторные торные | Аудиторные ные | Внеуадиторные торные | ||||
I. Эстетическое в жизни и в искусстве | 17 | 5 | 4 | 4 | 4 | приобретение школьником социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни: приобретение знаний об этике и эстетике в повседневной жизни человека; о принятых в обществе нормах отношения к природе, к памятникам истории и культуры, к людям других поколений и других социальных групп, о российских традициях памяти героев Великой Отечественной войны; о христианском мировоззрении и образе жизни. Развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям, миру, людям иной этнической или культурной принадлежности; своему собственному здоровью и внутреннему миру. | |||||
II.Посещение театров, музеев, концертных залов, галерей | 79 | 18 | 20 | 20 | 20 | Проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, различать настроения, чувства и характер человека, выраженные в музыке. | |||||
III. Из истории развития искусства | 17 | 5 | 4 | 4 | 4 | Развитие художественного восприятия, наблюдательности и внимания школьников. Умение анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации, свойства музыки в их взаимосвязи и взаимодействии.формирование творческого восприятия произведений изобразительного искусства ,нравственности | |||||
IV. Культура поведения при посещении театров, музеев, концертных залов, галерей | 23 | 5 | 6 | 6 | 6 | Выражать свое эмоциональное отношение к художественным произведениям. Общаться и взаимодействовать в процессе коллективного посещения театров, музеев, концертных залов, галерей. | |||||
ИТОГО | 135 | 33 | 34 | 34 | 34 |
- Содержание программы
Основой содержания клуба «Прекрасное рядом» выступают сведения из истории искусства посещение музеев, театров, выставлкю. Основополагающим является культурологический блок, объединяющий эстетические понятия и эстетический контекст, в котором данные понятия раскрываются.
Второй блок – художественно-творческая изобразительная деятельность. В нем эстетический контекст находит свое выражение в практической деятельности, основанной на эстетических переживаниях и художественной рефлексии, и направлен на формирование творческого восприятия произведений изобразительного искусства.
Причем в младшем возрасте предполагается практическое знакомство с театром, музеем, которое со временем должно перейти во внеклассную работу.
Особое значение в изучении курса отводится формированию нравственности ребенка. Этот процесс должен проходить на всех занятиях.
Изучение курса надо связать с другими предметами: чтением, изобразительной деятельностью, пением и т.д.
При изучении курса очень важно показать глубокую личную причастность ребенка к великим ценностям культуры, которые были созданы нашим народом и его государством, предками самих детей, законными наследниками которых и являются современные дети: на них лежит ответственность за сохранение и развитие этой величайшей в истории человечества культуры.
Очень важно вовремя увидеть необходимость перемен форм и методов преподавания. При их выборе следует руководствоваться соответствием целям, содержанию курса и возрасту ребенка, их разнообразием и постепенным смещением с внешней активности к внутреннему переживанию и осмыслению материала.
В преподавании курса в начальных классах особенно важна живая, заинтересованная позиция учителя.
- Предполагаемые результаты реализации программы
Результаты первого уровня: приобретение школьником социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни: приобретение знаний об этике и эстетике в повседневной жизни человека; о принятых в обществе нормах отношения к природе, к памятникам истории и культуры, к людям других поколений и других социальных групп, о российских традициях памяти героев Великой Отечественной войны; о христианском мировоззрении и образе жизни.
Развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям, миру, людям иной этнической или культурной принадлежности; своему собственному здоровью и внутреннему миру.
Результаты второго уровня: формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом: развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, к труду, к другим людям, к своему здоровью и внутреннему миру; формирование позитивного отношения к базовым ценностям (любовь к Родине, духовно-нравственное воспитание детей в семье).
Результаты третьего уровня: приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия: опыт общения с представителями других социальных групп, других поколений, с участниками и очевидцами Вов; опыт благотворительной деятельности; опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работе в команде; опыт управления другими людьми и взятие на себя ответственности за других людей.
Формы и виды контроля Актуальна проблема оценивания знаний учащихся. Опыт показывает, что наиболее правильным будет предоставление учителю права на максимальную гибкость в этом вопросе, многообразие форм оценивания. выставки, спектакли, концерты, конференции.
Методические рекомендации
Одним из направлений модернизации и реформирования школы является обновление содержания образования, направленное, в частности, на преодоление негативных последствий отказа государства и светской школы в предшествующий период от опоры на ценности и традиции отечественной духовной культуры народов России. Культура России исторически формировалась под воздействием православия, и все ее сферы глубоко связаны с православием, поэтому культура – одна из важнейших областей социально-гуманитарного знания. Являясь исторически ядром традиционной российской культуры, художественная культура тесно связана с национальными культурами не только русского народа, но многих других народов России в их историческом развитии и современном состоянии. Приобщение школьников к культурным ценностям осуществляется в образовательной практике всех цивилизованных государств, эта образовательная область традиционно была представлена и в российской школе. В современной России во всех слоях общества растет интерес к духовно-нравственному, культурно-историческому наследию как его существенной части.
Требования российского законодательства к содержанию «образования устанавливают, что оно должно быть ориентировано, в частности, на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; развитие общества; укрепление и совершенствование правового государства, должно обеспечивать адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества; формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний, образовательной программы (ступени обучения) картины мира; интеграцию личности в национальную и мировую культуру; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества…» (Закон Российской Федерации «Об образовании», Статья 14. «Общие требования к содержанию образования»).
Изучение художественной культуры способствует реализации практически всех этих требований, особенно – требований обеспечения самоопределения личности в системе образования, создания условий для ее самореализации, формирования у обучающегося адекватной современному уровню знаний картины мира, интеграции личности в национальную и мировую культуру. Последнее требование, выражающее одну из основных задач деятельности российской общеобразовательной школы – задачу социализации учащихся в современном российском обществе и интеграцию в пространство российской культуры, не может быть адекватно реализовано без изучения художественной культуры. Приобщение детей и молодежи к культурным ценностям, имеющим общенациональную значимость, является необходимым условием формирования человека и гражданина, интегрированного в современное российское общество.
Определяющее значение изучение художественной культуры имеет для реализации государственной политики в решении задач воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.
Программа предусматривает специфику Краснодарского края
Формы, методы и средства преподавания
Курс предполагает множество форм, методов и средств обучения, что обусловлено как многообразием самого курса, так и возрастными особенностями учащихся, осваивающими его.
Среди форм обучения, наряду с аудиторными занятиями, должны быть и внеаудиторные занятия – посещение храмов, экскурсии в монастыри и храмы, посещение святынь, помощь нуждающимся людям, забота о младших и т.д.
В изучении православной культуры используется вся система современных методов обучения, соответствующих сущности православия, содержанию образования и воспитания. Это предполагает не ограничиваться только словесным изложением материала, но продуктивно использовать активные методы обучения, включать детей в процесс изучения православной культуры, используя самые разные виды детского творчества: рисунки, пение, сочинения и т.п.
Многообразными должны быть и средства обучения.
- Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
№ п/п | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество |
1.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)* | ||
1.«Кубанская азбука» ОИПЦ «Перспективы образования» О.Хамцова, Краснодар,2007г 2.Чуракова Н.А., Малаховская О.В «Музей в твоем классе»М.:Академкнига\Учебник,2006.34.:ил.,17репрод | 29 штук | |
2. Печатные пособия | ||
Чуракова Н.А., Малаховская О.В.-Учебное пособие: «Музей в твоем классе». Н.Я.Паскевич «Любимый уголок земли» В.Н.Ратушняка «Родная Кубань». | 5штук | |
3. Технические средства обучения | ||
Экспозиционный экран Видеомагнитофон DVD проигрыватель Телевизор Ноутбук Интерактивная доска | 5 штук 5 штук 4 штук 16 штук 10 штук 7 штук | |
4. Экранно-звуковые пособия | ||
Видеофрагменты и другие информационные объекты (изображения, аудио- и видеозаписи), отражающие основные темы курса | 4 комплекта | |
5. Игры и игрушки | ||
Электронные игры развивающего характера | ||
6. Оборудование кабинетов | ||
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц Магнитная доска Экспозиционный экран Видеомагнитофон DVD проигрыватель Телевизор Ноутбук Интерактивная доска Сканер, принтер Цифровая фотокамера | 16 штук 16 штук 5 штук 5 штук 4 штук 16 штук 10 штук 7 штук 9 штук 3 штуки |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеурочная деятельность. Прошлое и настоящее рядом. Цикл занятий курса по программе "Я- горожанин. Я - гражданин" (Санкт - Петербург)
Внеурочная деятельность. Тема: «Прошлое и настоящее рядом» Елисеева Светлана Борисовна, учитель начальных классов, воспитатель ГПД,педагог ДО ГБОУ НШ-ДС № 624, ...
Программа по внеурочной деятельности "Интересное рядом" История Санкт-Петербурга и Пушкинского района.
Программа по внеурочной деятельности по истории санкт-Петербурга и Пушкинского района....
Внеурочная деятельность "Интерсное рядом" Проект
Осень. Краски осени. Разучивание песен об осени, стихотворений. Просмотриллюстраций картин русских художников об осени. Изготовление поделок из природного материала, рисунки....
Конспект внеурочного занятия для учащихся 2 класса, в рамках празднования Дня Матери в России «Мама, будь всегда со мною рядом!»
Конспект внеурочного занятия для учащихся 2 класса, в рамках празднования Дня Матери в России «Мама, будь всегда со мною рядом!», с использованием здоровьесберегающих технологий, технологи...
Конспект внеурочного занятия для 3 класса "Мне тепло рядом с тобой"
Конспект внеурочного занятия для 3 класса "Мне тепло рядом с тобой"...
ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Прекрасное рядом» (общекультурное направление) 1 класс
Актуальность: курс внеурочной деятельности «Прекрасное рядом» разработан как целостная система воспитания нравственных чувств и этического сознания, гражданственности и уважения к об...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Интересное рядом" 1 класс
Общекультурное направление...