Программа детского лагеря "Улыбка"
рабочая программа (4 класс)
Информационная карта программы:
Название организации: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 с.Шаран муниципального районаШаранский район Республики Башкортостан»
Название детского лагеря: «Улыбка».
Название программы: «Улыбка».
Тип лагеря: детский лагерь с дневным пребыванием.
Количество участников программы: 28 человек.
Направленность программы: данная программа является комплексной и включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.
Сроки реализации программы: программа составлена на один год.
Основной состав лагеря: учащиеся образовательного учреждения в возрасте 7 - 12 лет. При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных семей, опекаемым детям, из семей, имеющих родителей-пенсионеров, родителей-инвалидов, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Деятельность воспитанников во время лагерной смены осуществляется в разновозрастных отрядах по 25 человек.
Программа разработана с учетом следующих законодательных нормативно-правовых документов:
– Конвенция ООН о правах ребенка;
– Конституция РФ;
– Закон РФ «Об образовании»;
– Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 г. № 124-Ф3;
- Постановление администрации Шаранского района от 07.03 18 г. № П-127/8 «Об организации отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодёжи в муниципальном районе Шаранский район Республики Башкортостан»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_ulybka_sosh_no_1.doc | 267.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Согласовано. Утверждаю.
Начальник РОО: Директор МБОУ «СОШ № 1 с. Шаран»:
_______Ахмадуллин М.З. ___________Петров С.А.
«___»___________ 2019 г. Приказ № 251 от «28» 02.2019 г.
Протокол педсовета № 5 от 10.01.2019 г.
ПРОГРАММА
«Улыбка»
«Детского лагеря «Улыбка», организованного муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением
«Средняя общеобразовательная школа №1 с.Шаран муниципального района Шаранский район
Республики Башкортостан», осуществляющая организацию отдыха и оздоровления обучающихся в каникулярное время с дневным пребыванием»
Возраст участников – с 7 до 12 лет
Срок реализации – 1 год
Прудникова И.В.-
начальник лагеря
с. Шаран, 2019г.
СОДЕРЖАНИЕ
ИНФОРМАЦИОНАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ……………………………………3-4
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА…………………………………………………….5-7
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ…………………………………………………..8
ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ………………………………………………………………8-9
ОБЪЕКТИВНЫЕ ФАКТОРЫ РАБОТЫ…………………………………………9-10
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ…………………………………………………………...10-12
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ………………………………………………………12-14
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ………………………..14-15
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ…………………………………………………15-18
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ……………………………………...20
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ……………………………………………………..21
ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ………22-24
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………25
Анкеты……………………………………………………………………………26-33
Информационная карта программы:
Название организации: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 с.Шаран муниципального районаШаранский район Республики Башкортостан»
Название детского лагеря: «Улыбка».
Название программы: «Улыбка».
Тип лагеря: детский лагерь с дневным пребыванием.
Количество участников программы: 28 человек.
Направленность программы: данная программа является комплексной и включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.
Сроки реализации программы: программа составлена на один год.
Основной состав лагеря: учащиеся образовательного учреждения в возрасте 7 - 12 лет. При комплектовании особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных семей, опекаемым детям, из семей, имеющих родителей-пенсионеров, родителей-инвалидов, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Деятельность воспитанников во время лагерной смены осуществляется в разновозрастных отрядах по 25 человек.
Программа разработана с учетом следующих законодательных нормативно-правовых документов:
– Конвенция ООН о правах ребенка;
– Конституция РФ;
– Закон РФ «Об образовании»;
– Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 г. № 124-Ф3;
- Постановление администрации Шаранского района от 07.03 18 г. № П-127/8 «Об организации отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодёжи в муниципальном районе Шаранский район Республики Башкортостан»
Финансовое обеспечение программы: детский лагерь дневного пребывания содержится за счет средств республиканского бюджета
Кадровое обеспечение программы: начальник лагеря, воспитатели – педагоги МБОУ « СОШ № 1 с. Шаран», пионер вожатая, библиотекарь, психолог, учитель физкультуры, медицинская сестра, повара, завхоз, технический персонал.
Место расположение: Республика Башкортостан, Шаранский район, с. Шаран, ул. Школьная – 3, МБОУ «СОШ № 1 с. Шаран»
Руководители проекта: начальник лагеря Прудникова Ирина Владимировна, пионервожатая Салимова А.Р., учителя начальных классов.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Лето - активная пора социализации учащихся, расширения личностного образовательного пространства, вовлечения детей в новые социальные связи, удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей.
Именно поэтому обеспечение занятости школьников в период летних каникул является приоритетным направлением государственной политики в области образования детей и подростков.
Условия летнего оздоровительного отдыха детей с дневным пребыванием уникальны с точки зрения организации самостоятельной жизнедеятельности личности в свободное время. Летний отдых сегодня – это наилучшая пора для общения с природой, обогащения духовного мира и интеллекта ребёнка, постоянная смена впечатлений, встреча с позитивным неизвестным, поле для творческого развития детей и подростков.
Содержанием летнего досуга должен стать активно организованный отдых детей, способствующий снятию физического и психологического напряжения детского организма.
Именно в пришкольном лагере ребенок заполняет свое свободное время полезными делами. Досуг, игры, развлечения, различные мероприятия в этой социальной среде побуждают ребенка к приобретению новых знаний, к серьёзным размышлениям, имеют познавательный характер.
Много возможностей для развития творческого потенциала детей, совершенствования личных возможностей, для удовлетворения индивидуальных потребностей, саморазвития, самоопределения открывает «Детский лагерь « Улыбка» на базе МБОУ « СОШ № 1 с.Шаран».
Программа «Детского лагеря «Улыбка» для учащихся СОШ № 1 с.Шаран составлена как логическое продолжение воспитательно-образовательной работы в области всестороннего развития личности школьников.
«Детский лагерь «Улыбка» функционирует ежегодно для учащихся от 7 до 12 лет.
Улыбка – символизирует дружеское, приятное общение и шумные компании, чтобы зазвучали в душе каждого ребенка радость, смех , зовущий к любви к окружающему миру, к людям, к доброте ,к миру. Комплектование отрядов осуществлялось с учётом интересов детей с целью продолжения познавательной деятельности, учитывался возраст, родственные отношения, симпатии к товарищам.
Программа ориентирована на младший школьный возраст.
К реализации программы активно привлекаются различные культурно-досуговые, спортивные, общественные и производственные организации.
Необходимым условием организации полноценного отдыха является вовлечение в досуговую летнюю деятельность ребят из многодетных, малообеспеченных семей и семей, попавших в сложную жизненную ситуацию.
Для организации оздоровления и занятости учащихся в летнее время была разработана данная программа. При составлении программы учитывались традиции и возможности школы, уровень подготовки педагогического коллектива, пожелания и интересы детей и родителей, опыт прошлых лет по организации летнего оздоровительного отдыха. Воспитатели назначаются директором школы. Воспитатель планирует и организует деятельность воспитанников, отвечает за сохранение их жизни и здоровья. Деятельность детского лагеря регламентируется планом работы воспитателей и режимом дня, которые утверждаются директором.
Работа строится в соответствии с действующими требованиями Минздрава России по организации и режиму работы.
Опыт учителей-воспитателей детского лагеря богат и разнообразен. Учителей отличает высокое чувство ответственности, любовь к детям и стремление непрерывно совершенствовать свое педагогическое мастерство, искать пути и способы повышения качества работы.
Задолго до наступления лета учителя знают, кому предстоит работать в детском лагере, и начинают планомерную подготовку к летнему сезону: готовят оформление детского лагеря, красочность и романтическая приподнятость настроения создают мажорный тон всей жизни детей в лагере.
Целостное развитие личности возможно при гармоничном развитии духовного и физического здоровья, что даёт основу для социального здоровья, адаптации личности в обществе и формирования активной позиции. Именно в период детства и юности закладываются основы здоровья и личности человека, большая часть этого периода приходится на школьный возраст. Значит, на образование ложится ответственность не только за развитие и образование личности, но и за формирование культуры здоровья, здорового образа жизни, а в итоге – за формирование целостной личности с активным созидательным отношением к миру.
Основная идея программы – предоставление возможностей для раскрытия творческих способностей каждого ребенка, создание условий для самореализации потенциала детей и подростков в результате коллективной творческой и общественно полезной деятельности. В дальнейшем, приобретенные в течение лагерной смены творческие способности, навыки и умения дети эффективно перенесут на учебные предметы в школе, в повседневную жизнь, достигая значительных успехов.
Обоснование актуальности проблемы
С наступлением летних каникул перед родителями, бабушками и дедушками встает вопрос, каким образом организовать отдых своих детей. Особую роль играют летние детские лагеря с дневным пребыванием при образовательных учреждениях. На сегодняшний день это наиболее выгодный и для многих единственный выход из положения. Посещая детский лагерь с дневным пребыванием, ребенок не отрывается от семьи, находится под контролем педагогов, своевременно накормлен, занят интересными делами. Сегодня в лагере учащиеся школы могут получить дополнительные занятия, поправить свое здоровье и просто отдохнуть.
Еще один момент – это возможность общения ребенка с привычным кругом друзей. Огромное значение для родителей имеет тот фактор, что в отрядах работают педагоги, которые обучают детей в течение года. Родители спокойны за своих детей.
Каждый взрослый мечтает быть здоровым. Дети, к сожалению, не думают об этом. Мы обязаны помочь ребенку осознать, что нет ничего прекраснее здоровья. «Здоровому каждый день - праздник» - гласит восточная мудрость. Вот поэтому мы взяли для нашего пришкольного лагеря наряду с другими физкультурно-оздоровительное направление. Считаем, что в основе игротеки летнего оздоровительного лагеря должны быть спортивные и подвижные игры.
Цель реализации программы - создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценный отдых детей, их оздоровление, творческое и интеллектуальное развитие.
Задачи:
- реализация системы физического и психологического оздоровления детей в условиях временного коллектива;
- профилактика детской безнадзорности в каникулярное время;
- привитие учащимся навыков здорового образа жизни, укрепления здоровья;
- формирование у школьников навыков общения и толерантности.
- развитие чувства патриотизма, желания изучать историю, культуру родного края.
- приобщение ребят к творческим видам деятельности, развитие творческого мышления.
Программа летнего оздоровительного лагеря опирается на следующие принципы:
Принцип гуманизации отношений
Построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребенку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.
Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности
Результатом деятельности воспитательного характера в летнем пришкольном оздоровительном лагере является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.
Принцип дифференциации воспитания
Дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает:
- отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;
- создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);
- взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
- активное участие детей во всех видах деятельности.
Принцип комплексности оздоровления и воспитания ребёнка.
Данный принцип может быть реализован при следующих условиях:
- необходимо чёткое распределение времени на организацию оздоровительной и воспитательной работы;
- оценка эффективности пребывания детей на площадке должна быть комплексной, учитывающей все группы поставленных задач.
Принцип гармонизации сущностных сил ребёнка, его интеллектуальной, физической, эмоционально-волевой сфер с учётом его индивидуальных и возрастных особенностей.
Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:
- вариантности выбора способа реализации в различных видах деятельности;
- сочетание форм работы, учитывающих возрастные особенности детей;
- постоянной коррекции воздействий на каждого ребёнка с учётом изменений, происходящих в его организме и психике.
Принцип интегративно-гуманитарного подхода.
Этот принцип определяет пять «граней»:
- грань личностного восприятия («это затрагивает или может затрагивать лично меня»);
- грань сопричастности («этого достигли ребята, это им нужно – значит, это доступно и нужно мне»);
- грань глобального восприятия («это нужно знать всем – значит это важно и для меня; это относится к общечеловеческим ценностям»);
- грань ориентации на консенсус («Я признаю за другим право иметь свою точку зрения, я могу поставить себя на место других, понять их проблемы»);
- грань личной ответственности («я отвечаю за последствия своей деятельности для других людей и для природы»).
Принцип уважения и доверия.
Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:
- добровольного включения ребёнка в ту или иную деятельность;
- доверие ребёнку в выборе средств достижения поставленной цели, в основном на вере в возможность каждого ребёнка и его собственной вере в достижении негативных последствий в процессе педагогического воздействия;
- в учёте интересов учащихся, их индивидуальных вкусов.
Объективные факторы работы
Модель лагеря имеет ряд объективных факторов, которые и определяют специфику её работы:
- Временный характер детского объединения.
- Разнообразная деятельность – насыщенность всего периода разноплановой интересной деятельностью делают пребывание в лагере очень привлекательным для детей, которые в силу своего возраста стремятся «попробовать всё и успеть везде». В летнем оздоровительном лагере предлагается самый разнообразный спектр занятий.
- Интенсивность освоения детьми различных видов деятельности – заинтересованность ребёнка каким-либо делом посредством достижения последующего определённого положительного результата. В этом смысле личностно-ориентированный подход означает, что степень интенсивности должна быть адекватна индивидуальным возможностям человека.
- Изменение позиции ребёнка – своеобразное разрушение прежнего, подчас негативного, стереотипа поведения.
- Природно-климатическая база – природное окружение, чистый воздух является важной составляющей успеха лагеря.
- Чёткий режим жизнедеятельности – максимальное использование природно-климатических факторов, рациональная организация всей жизнедеятельности детей.
Этапы реализации программы
I этап. Подготовительный – апрель- май
Этот этап характеризуется тем, что за 2 месяца до открытия пришкольного летнего оздоровительного лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:
- проведение совещаний при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по подготовке школы к летнему сезону;
- издание приказа по школе о проведении летней кампании;
- разработка программы деятельности пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей;
- подготовка методического материала для работников лагеря;
- отбор кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере;
- составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.)
II этап. Организационно– практический - июнь
Основной деятельностью этого этапа является:
- встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;
- запуск программы;
- знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.
- реализация основной идеи смены;
- вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно- творческих дел;
- работа творческих мастерских.
- III этап. Аналитический – июнь
Основной идеей этого этапа является:
- подведение итогов смены;
- выработка перспектив деятельности организации;
- анализ предложений, внесенных детьми, родителями, педагогами, по деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем.
Диагностика
Вводная диагностика | Начало смены. Выяснение пожеланий и предпочтений, первичное выяснение психологического климата в детских коллективах: - анкетирование; - беседы в отрядах; - планерки администрации лагеря, воспитателей. |
Пошаговая диагностика | Цветопись по результатам мероприятий и дел лагеря. Беседы на отрядных сборах. |
Итоговая диагностика | Анкетирование Творческий отзыв ( рисунок « Вместе мы отряд») Беседы в отрядах Цветопись |
Условия реализации программы
- Нормативно-правовые условия:
- Закон «Об образовании РФ»
- Конвенция о правах ребенка, ООН, 1991г.
- Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 30.09.1990г.
- Устав МБОУ «СОШ № 1 с. Шаран"
- Положение о пришкольном оздоровительном лагере.
- Правила внутреннего распорядка пришкольного оздоровительного лагеря дневного пребывания.
- Правила по технике безопасности, пожарной безопасности.
- Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в школьном оздоровительном лагере.
- Инструкции по организации и проведению экскурсий.
- Должностные инструкции работников.
- Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра.
- Заявления от родителей.
- Акт приемки лагеря.
- Планы работы.
- Материально-технические условия предусматривают:
Применение | Источник финансирования и материальная база | Ответственные | |
1 | 2 | 3 | 4 |
Кабинеты | Комната отдыха, игровая комнаты | Материальная база школы. Средства на закупку канцелярских принадлежностей для творческих мастерских, отрядных дел, подготовки стендов и материалов для конкурсов | Начальник лагеря, воспитатели, технический персонал |
Спортивный зал | Занятия спортом, состязания, линейка (в случае плохой погоды) | Материальная база школы | Начальник лагеря, пионервожатая, воспитатели, технический персонал |
Спортивная площадка | Линейка, проведение общелагерных игр на воздухе, спартакиады, спортивные состязания | Материальная база школы | Начальник лагеря, пионервожатая, воспитатели, технический персонал |
Школьный двор | Отрядные дела, игры-путешествия | Материальная база школы | Воспитатели, администрация лагеря |
Школьная библиотека | Литература для педагогов и детей лагеря | Материальная база школы | Библиотекарь |
Школьная столовая | Завтрак, обед | Республиканский бюджет | Повар |
Комнаты гигиены | Туалеты, санитарный уголок | Материальная база школы | Начальник лагеря, воспитатели, технический персонал |
- Кадровые условия.
В соответствии со штатным расписанием в реализации программы участвуют:
- начальник лагеря
- пионервожатая
- воспитатели отрядов (из числа педагогов школы);
- Методические условия предусматривают:
- наличие необходимой документации, программы, плана;
- проведение инструктивно-методических сборов с педагогами до начала
- лагерной смены;
- коллективные творческие дела;
- творческие мастерские;
- индивидуальная работа;
- тренинги;
- деловые и ролевые игры.
Методическое обеспечение программы:
- Познавательные беседы – проводятся с целью ознакомления детей с новым материалом.
- Словесные, настольно-печатные игры – организуются с целью закрепления и как форма проведения занятия (ознакомление с окружающим, продуктивные виды деятельности).
- Подвижные игры – проводятся для смены деятельности на занятиях, может и проводится и в конце занятия.
- Целевые прогулки, экскурсии – проводятся с целью ознакомления с окружающим миром.
- Вопросы проблемного и исследовательского характера – используются для развития мышления, умения рассуждать, высказывать свои мысли, делать выводы, вести наблюдения.
- Викторины – проводятся с целью закрепления пройденного материала.
- Метод моделирования – используется для развития у детей умения работать по схемам.
- Инсценировки сказок – проводятся для ознакомления детей со сказкой, снятия напряжения.
- Проведение праздников – проводятся с целью закрепления материала и создания положительных эмоций у детей.
- Рисование: сюжетов национальных сказок, орнаментов - проводится с целью развития памяти, воображения, мышления, закрепления названий элементов орнаментов народов России.
- Работа с семьей - проводится с целью привлечения родителей к совместной деятельности: участие в викторинах, развлечениях, семинарах, организация туристического похода, экскурсий.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
НАПРАВЛЕНИЯ И ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Данная программа направлена на реализацию следующих направлений деятельности:
- физкультурно-оздоровительное;
- патриотическое;
- художественно – творческое;
- досуговое;
- трудовая деятельность.
Физкультурно-оздоровительная деятельность.
Планируется:
- проведение работы по вовлечению детей в занятия физкультурой и спортом, формированию здорового образа жизни, преодолению вредных привычек, профилактике табакокурения, наркомании, токсикомании;
- проведение утренней гимнастики на свежем воздухе;
- организация на спортивной площадке и в спортивном зале различных спортивных соревнований:
- «весёлые эстафеты»,
- спортивные конкурсы,
- первенство лагеря по игровым видам спорта: футбол, теннис, дартс, шашки, пионербол,
- игры на воздухе,
- беседы по формированию здорового образа жизни,
- солнечные ванны (загорание).
Основные формы организации:
- утренняя гимнастика (зарядка);
- спортивная игры на спортивной площадке;
- подвижные игры на свежем воздухе;
- эстафеты.
Утренняя гимнастика проводится ежедневно в течение 10 минут: в хорошую погоду – на открытом воздухе, в непогоду – в спортивном зале. Одна из задач данного режимного момента - создание положительного эмоционального заряда и хорошего физического тонуса на весь день.
Подвижные и спортивные игры, эстафеты включают все основные физкультурные элементы: ходьбу, бег, прыжки. Они способствуют созданию хорошего, эмоционально окрашенного настроения у детей, развитию у них таких физических качеств, как ловкость, быстрота, выносливость, а коллективные игры – еще и воспитанию дружбы.
Патриотическая деятельность
- Воспитание школьников гражданами своей Родины, знающими и уважающими свои корни, культуру, традиции своей семьи, школы, родного края; от воспитания любви к родной школе и отчему дому к формированию гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины;
- Удовлетворение потребности ребенка в реализации своих знаний и умений.
- Приобщение к духовным ценностям российской истории.
Формы организации патриотической деятельности:
- Интеллектуальный конкурс «Россия – Родина моя!»
- Подвижные народные игры (Лапта, городки);
- Отрядные часы, расширяющие кругозор детей, помогающие ребенку осмыслить свое место в природе и усвоить такие ценности как «Отечество», «Семья», «Родина».
- Творческие конкурсы
- Изобразительная деятельность
Художественно – творческая деятельность.
Творческая деятельность – это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия от проявления духовных и физических сил. Основным назначением творческой деятельности в лагере является развитие креативности детей и подростков.
Формы организации художественно-творческой деятельности:
- изобразительная деятельность
- конкурсные программы
- творческие конкурсы и игры
- игровые творческие программы
- праздники
- выставки
Досуговая деятельность
Досуговая деятельность – это процесс активного общения, удовлетворения потребностей детей в контактах, творческой деятельности, интеллектуального и физического развития ребенка, формирования его характера. Организация досуговой деятельности детей – один из компонентов единого процесса жизнедеятельности ребенка в период пребывания его в лагере.
Виды досуговой деятельности:
- развлечение имеет компенсационный характер, возмещает затраты на другие виды деятельности. Развлекаясь, ребенок включает в свой досуг те физические и духовные способности и склонности, которые не может реализовать в труде и учебе. Развлечениями являются: экскурсии, спортивные соревнования, представления, прогулки;
- отдых в какой-то мере освобождает от повседневных забот, дает ощущение эмоционального подъема и возможности открытого выражения своих чувств;
- творчество – наиболее высокий уровень досуговой деятельности;
- общение является необходимым условием развития и формирования личности, групп на основе общего интереса.
Трудовая деятельность
Трудовое воспитание есть процесс вовлечения детей в разнообразные педагогически организованные виды общественно полезного труда с целью передачи им минимума трудовых умений навыков, развития трудолюбия, других нравственных качеств, эстетического отношения к целям, процессу и результатом труда.
Основные формы работы:
- бытовой самообслуживающий труд;
- общественно значимый труд (уборка прилегающей территории);
Бытовой самообслуживающий труд имеет целью удовлетворение бытовых потребностей ребенка и группы детей за счет личных трудовых усилий. Бытовой труд ребенка включает в себя уход за одеждой и обувью, создание уюта в игровых комнатах;
Самообслуживающая деятельность детей в лагере включает дежурство по лагерю, по столовой, уборку мусора на прилегающей к отряду территории.
Механизмы реализации
К участию в реализации Программы предусматривается педагогический коллектив школы, учреждения культуры.
Прием детей осуществляется на основании заявления родителей и на основании допуска медицинского работника.
На период функционирования центра назначаются: начальник центра, воспитатели, вожатые, заведующий столовой, работники кухни, технические служащие, деятельность которых определяется их должностными инструкциями. Каждый работник центра допускается к работе после прохождения медицинского осмотра с отметкой в санитарной книжке.
В центре устанавливается определенный режим работы, утвержденный директором школы.
Элементы режима дня | Пребывание детей |
Сбор детей, зарядка | 8.30 – 9.00 |
Утренняя линейка | 9.00 – 9.15 |
Завтрак | 9.15 – 10.00 |
Общелагерные мероприятия | 10.00 – 11.30 |
Свободная деятельность детей | 11.30 – 12.00 |
Работа по плану отрядов, общественно-полезный труд | 12.00 – 13.00 |
Обед | 13.00 – 14.00 |
Подведение итогов дня, линейка | 14.00 – 14.30 |
Уход домой | 14.30 |
Критерии оценки эффективности функционирования воспитательной программы
Критерии эффективности:
- Эмоциональное состояние детей;
- Личностный рост;
- Физическое и психологическое здоровье;
- Приобретение опыта общения со сверстниками;
- Самореализация в творческой и познавательной деятельности;
- Благоприятный психологический климат в детском и взрослом коллективах
- Удовлетворенность детей.
Чтобы оценить эффективность данной программы с воспитанниками лагеря проводится постоянный мониторинг, промежуточные анкетирования. Каждый день ребята заполняют экран настроения, что позволяет организовать индивидуальную работу с детьми. Разработан механизм обратной связи.
Мониторинг - карта - форма обратной связи, которая позволяет судить об эмоциональном состоянии детей ежедневно. Это итог дня. В конце дня отряды заполняют мониторинг - карты, записывая туда позитив и негатив за день, благодарности, предложения. В конце дня и недели педагоги анализируют качество и содержание своей работы по результатам обратной связи.
Дополнительно для анализа работает листок откровения. Он служит для того, чтобы получить от детей отзыв о проведенных мероприятиях, жизни в лагере. Листок откровений постоянно висит на территории лагеря, сделать там запись может каждый.
Для мониторинга личностного роста используется рейтинг личностного роста участников смены. Рейтинг личностного роста - это сравнительная оценка различных сторон деятельности личности и её вклада в дела коллектива.
Рейтинг определяется ежедневно на отрядном круге, где каждому участнику по итогам дня присваивается не более 2-3 символов рейтинга.
Цветовая гамма:
красный - "лидер-организатор",
синий - "лидер-вдохновитель",
зелёный - "активный участник",
жёлтый - "исполнитель"
Участникам, набравшим 5-6 символов, присваивается звание, соответствующее преобладающему цвету. По итогам смены они награждаются грамотами и подарками.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В ходе реализации данной программы ожидается:
Для детей и подростков:
- Общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья.
- Укрепление физических и психологических сил детей, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности.
- Получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, социальной активности.
- Развитие коммуникативных способностей и толерантности.
- Повышение творческой активности детей путем вовлечения их в социально-значимую деятельность.
- Приобретение новых знаний и умений в результате занятий в кружках (разучивание песен, игр, составление проектов).
- Расширение кругозора детей.
- Повышение общей культуры учащихся, привитие им социально-нравственных норм.
- Личностный рост участников смены.
Для педагогов:
- Внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей в летний период.
- Повышение уровня педагогического мастерства.
Для родителей:
- Удовлетворённость родителей летним отдыхом детей.
01.06.2019 Суббота | Международный день защиты детей 1.Общий сбор. Приветственная оздоровительная разминка. 2.Сбор, распределение по отрядам. Выбор актива, отрядной песни, названия и девиза. Законы лагеря. 3.Инструктаж по ТБ и ПДД 4.Познавательно – игровая программа «Грамотные пешеходы» (детектив, полицейский, ГАИ, светофоры, пешеходные дорожки...)» 6. Конкурс рисунков на асфальте «Дверь в детство» |
02.06.2019 Воскресенье | День спорта. Малые Олимпийские игры 1.Линейка готовности. Приветственная оздоровительная разминка. 2.Познавательная беседа «Спорт- залог здоровья» 3.Открытие малых Олимпийских игр 4. Спортивные соревнования «Фестиваль ГТО» |
03.06.2019 Понедельник | День друзей
|
04.06.2019 Вторник | День открытия лагеря 1.Линейка готовности. Приветственная оздоровительная разминка. 2.Праздник «Театральные каникулы ", посв. Году театра 3.Вожатское шоу. Стартин 4.Тренинги на сплоченность 5.Отрядные огоньки знакомства 6.Минутка здоровья «Как ухаживать за зубами» |
05.06.2019 Среда | День Земли 1.Линейка готовности. Приветственная стартин - разминка. 2.Экологический брифинг "Мир природы" в Центральной районной детской библиотеке. 3.Экскурсия на экологическую выставку картин и фигурок из пластиковых бутылок «Научитесь творить чудеса» на свежем воздухе. |
06.06.2019 Четверг | День театра. 1.Линейка готовности. Приветственная оздоровительная разминка. 2. Квест - лабиринт «Весь мир театр…». 3. Игры-путешествия "Литературный дилижанс" (ко дню рождения А.С.Пушкина) 4.Посещение Центральной районной библиотеки и драматического театра. 5. Заочные экскурсии по театрам России |
07.06.2019 Пятница | День Эрудита 1.Линейка готовности. Приветственная оздоровительная - разминка. 2.Большая интеллектуальная игра «Эрудит-шоу, или Это мы не проходили». 3. Конкурс между отрядами «Здравствуйте, я из России» |
08.06.2019 Суббота | День океанов
|
09.06.2019 Воскресенье | День безопасности.
|
10.06.2019 Понедельник | День добрых дел 1.Линейка готовности. Приветственная оздоровительная разминка. 2. Беседа «Быть волонтером круто!». Просмотр видеороликов. 3. Акция «Чемодан добрых дел». 4. Экосубботник «Твори добро на всей земле! Твори добро, другим во благо!» |
11.06.2019 Вторник | День вожатых 1.Линейка готовности. Приветственная оздоровительная разминка. 2.Конкурсная программа «Солнечный круг» на лучшего вожатого. 3.Вожатское шоу. 4.Конкурсы, развлечения. Стартин – танцевальный марафон. |
12.06.2019 Среда | День России. 1. Торжественная линейка, посвященная Дню России 2. Праздник «Я в России рожден!» 3. Общелагерный флешмоб «Гимн детей России» 4. Фестиваль боди-арта ко Дню России. 5. Конкурс рисунков «Моя Родина - Россия». |
Четверг 13.06.2019 | День туриста, посвященный Году семьи в Республике Башкортостан. 1.Линейка готовности. Приветственная стартин - разминка. 2.Детско-родительский квест «Спасение земли» 4. Экологический десант. |
14.06.2019 Пятница | День актеров и актрис 1. Линейка готовности. Приветственная оздоровительная - разминка.
Творческая игра: "Разговор животных". |
15.06.2019 Суббота | День Одаренности. 1.Линейка готовности. Приветственная оздоровительная - разминка. 2.Большая игра «Лучше всех!» 3.Танцевальный марафон «Стартинэйджер» |
16.06.2019 Воскресенье | День Салавата. 1. Линейка готовности. Приветственная оздоровительная - разминка. 2. Познавательно программа «Встреча в юрте Салавата», посвященная дню рождения Салавата Юлаева. 3.Просмотр видеофильма «Салават Юлаев» 4. Диспут по фильму.
|
17.06.2019 Понедельник | День спорта. Закрытие МОИ. 1.Линейка готовности. Приветственная оздоровительная - разминка. 2. Дружеские матчи. Награждение. 3. В гостях у «Доктором Коморовским». Профилактическая беседа 4.Конкурс плакатов «Кто за ЗОЖ!» 4. Веселая дискотека с зарядкой. |
18.06.2019 Вторник | День радио. Пресс центр «Улыбка» 1. Линейка готовности. Приветственная оздоровительная - разминка. 2.Конкурсная программа «Театр у микрофона» - аудиочтение произведений русской классики» 3.Радиопозывные. Утренняя зарядка. 4.Местные новости. Прогноз погоды. Спорт. Поздравления. 5.Интеллектуальный час. Реклама. |
19.06.2019 Среда | День Сказочных героев. 1.Линейка готовности. Приветственная оздоровительная - разминка. 2. Игровая развлекательная программа «В гостях у бабок Ежек» 3. Сказочная эстафета «Летняя карусель» |
20.06.2019 Четверг | День памяти. 1.Линейка готовности. Приветственная оздоровительная - разминка. 2. Конкурс инсценировок патриотических песен «Дорогами войны» 3. Конкурс плакатов «Рисуют мальчики войну» |
21.06.2019 Пятница | Закрытие лагеря. 1.Приветственная оздоровительная - разминка. Торжественная линейка. 3.Музыкальная программа «Лето, ах, лето!» 4.Награжение активных участников «Аллея Звезд» 4.Конкурс заметок «Лагерь, прощай!» 5.Отрядные прощальные свечки. «Письмо лагерю». Традиции. |
Список использованных источников
1. Губина Е. А. Летний оздоровительный лагерь (нормативно-правовая база) - Волгоград: Издательство «Учитель». 2006.
2. Кувватов С.А. Активный отдых детей на свежем воздухе. Ростов н/Д: Феникс. 2005. - 311с.
3. Руденко В.И. Лучшие сценарии для летнего лагеря. – М., 2006 г.
4. Гончарова Е.И., Е.В.Савченко, О.Е. Жиренко. Школьный летний лагерь. Москва «ВАКО» 2004 г.
5. Программа летнего оздоровительного пришкольного лагеря «Солнышко» [http://festival.1september.ru/articles/573118/].
6. Сергей Афанасьев, Сергей Коморин. 300 конкурсов для ребят разного возраста. - МЦ «Вариант», г. Кострома, 2000.
7. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е. Новые 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы (1 – 4 классы). – М.: ВАКО, 2008. – 288с.
8. Сысоева М.Е. Организация летнего отдыха детей. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 176с.
Приложение 1
Анкета
Мы снова вместе! Для того чтобы сделать жизнь в нашем лагере более интересной, мы просим тебя ответить на некоторые вопросы:
1.Твои первые впечатления от лагеря?
• Плохие
• Хорошие
• Не очень хорошие
• Не очень плохие
• Другое _____________________________
2.Что ты ждешь от лагеря?
• Хорошего настроения
• Весёлых игр
• Познавательных занятий
• Новых знакомств
• Спортивных соревнований
• Есть ли у тебя идеи, как сделать жизнь в нашем лагере интересной и радостной для всех?
3. В каких делах ты хочешь участвовать?
• Спортивное направление
• Художественно-прикладное
• Начально-техническое направление
• Трудовая деятельность
• Познавательная деятельность
4. Что тебе нравится делать?
• Играть
• Соревноваться
• Принимать участие в выставках
• Подготавливать задания для других детей
• Заниматься декоративно-прикладным творчеством
5. Хочешь ли ты чему-нибудь научиться или научить других?
• Да
• Нет
• Не знаю
• Скорее да, чем нет
• Скорее нет, чем да
• Кто твои друзья в лагере?
- Пожалуйста, закончи предложения (фразы):
Я пришел в лагерь, потому, что _____________________________________
__________________________________________________________________
Я не хочу, чтобы __________________________________________________
__________________________________________________________________
Я хочу, чтобы _____________________________________________________
__________________________________________________________________
Я боюсь, что ______________________________________________________
__________________________________________________________________
Пожалуйста, напиши также:
Имя_______________________ Фамилия _____________________________
Приложение 2
МЕТОДИКА ОПРОСА
Детям даётся задание: написать, что, по их мнению, в детском лагере (отряде) хорошо и что плохо, или что радует и что огорчает. При этом не ставятся ориентирующие вопросы.
Анализ полученной с помощью этой методики информации позволяет увидеть удачные и неудачные дела, характер общения, отношений в лагере, настроения, что является показателем жизнедеятельности детского лагеря.
Приложение 3
АНКЕТА ДЛЯ ДЕТЕЙ
- Я жду наступление нового дня в лагере с радостью.
- совершенно согласен
- согласен
- трудно сказать
- не согласен
- совершенно не согласен
2. В детском лагере у меня обычно хорошее настроение.
- совершенно согласен
- согласен
- трудно сказать
- не согласен
- совершенно не согласен
- У нас хорошие вожатые.
- совершенно согласен
- согласен
- трудно сказать
- не согласен
- совершенно не согласен
- Ко всем воспитателям в нашем лагере можно обратиться за советом и помощью в любое время.
- совершенно согласен
- согласен
- трудно сказать
- не согласен
- совершенно не согласен
- У меня есть любимый воспитателям в нашем лагере
- совершенно согласен
- согласен
- трудно сказать
- не согласен
- совершенно не согласен
6. В отряде я всегда могу свободно высказывать своё мнение.
- совершенно согласен
- согласен
- трудно сказать
- не согласен
- совершенно не согласен
- У меня есть любимые занятия в нашем лагере
- совершенно согласен
- согласен
- трудно сказать
- не согласен
- совершенно не согласен
8. Когда смена закончится, я буду скучать по нашему лагерю.
- совершенно согласен
- согласен
- трудно сказать
- не согласен
- совершенно не согласен
Обработка полученных данных
Детям предлагается прослушать утверждение и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале:
4 - совершенно согласен
3 - согласен
2 - трудно сказать
1 - не согласен
0 - совершенно не согласен
Показателем удовлетворённости детей (У) является частное от деления общей суммы баллов всех ответов на общее количество ответов. У = общая сумма баллов / общее количество ответов
Если У больше 3, то можно констатировать высокую степень удовлетворённости, если же У больше 2, но меньше 3, то это свидетельствует о средней и низкой степени удовлетворённости детей жизнью в лагере.
Приложение 4
АНКЕТА (в конце смены)
• Что ты ожидал (а) от лагеря?
Что тебе понравилось в лагере?
• Что тебе не понравилось?
• С кем из ребят ты подружился?
• Какие из мероприятий лагеря понравились тебе больше всего? Почему?
• Какие мероприятия ты будешь рад увидеть в лагере в следующую смену?
• Было ли скучно в лагере?
• Было ли тебе страшно?
• Жалеешь ли ты о чем-то, что произошло за время пребывания в лагере? О чем?
• Что из того, что ты получи (а) в лагере, ты можешь использовать своей повседневной жизни уже сейчас?
• Что бы ты хотел (а) пожелать себе?
• Что бы ты хотел (а) пожелать другим ребятам?
• Что бы ты хотел (а) пожелать педагогам?
• Самое важное событие в лагере? Было или оно?
• Можно ли сказать, что ты чему-то научился в лагере?
- Закончи предложения:
Я рад, что__________________________________________________________
Мне жаль, что______________________________________________________
Я надеюсь, что_____________________________________________________
Твое имя, фамилия и автограф на память_______________________________
Приложение 5
ИТОГОВОЕ АНКЕТИРОВАНИЕ
Фамилия, имя.______________________________________________________
1. Самое яркое впечатление за эти дни у меня ...
2. Из дел, проведённых в лагере, мне больше всего понравилось ...
3. Несколько слов о нашем отряде ...
4. Мои впечатления о лагере.
Приложение 6
Вопросы |
|
|
|
1. Я думаю, что мои знания оцениваются необъективно | |||
2. Я стараюсь работать, не помогая другим | |||
3. Я переживаю за качество своей работы, а не других | |||
4. Я бываю настроен агрессивно | |||
5. Я не терплю критики в свой адрес | |||
6. Я бываю раздражителен | |||
7. Я стараюсь выделиться, где это возможно | |||
8. Меня считают человеком настойчивым и напористым | |||
9. Я не терплю конкуренции | |||
10. Своим недругам я всегда даю отпор | |||
11. Я эмоционально и болезненно переживаю неприятности | |||
12. Стараюсь не вникать в проблемы других | |||
13. У меня возникают конфликтные ситуации | |||
14. Я думаю, что развивать и сохранять нужно только национальную культуру | |||
15. При общении я ориентируюсь не на личные качества, а на национальную принадлежность | |||
16. Я думаю, что в спорах я должен защищать только свои интересы | |||
17. Я скрываю свою национальную принадлежность, социальный статус | |||
18. Я действую сгоряча, не переживаю за свои дела и поступки | |||
19. Я думаю, что религия разъединяет людей | |||
20.Я думаю, что я должен жить на земле своих предков | |||
21. Я думаю, что смешанные браки нежелательны | |||
22. Если слышу оскорбления в адрес мужского (женского) пола, как правило, отношу их на свой счет | |||
23. Раздражают просьбы о помощи со стороны людей преклонного возраста | |||
24. Не терплю людей, просящих милостыню | |||
25. Я думаю, что люди сами виноваты в своих несчастьях |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа "Детский музыкальный театр"
программа кружка...
Образовательная программа детского пришкольного лагеря "Эврика"
содержит пояснительную записку и тематическое планирование...
Программа детского отдыха " Галактика" для загородного лагеря
Программа летнего отдыха для детей санатория «Юбилейный» г.Нерехта.-2010 г.Программа стала победителем областного конкурса « Мы, за здоровый образ жизни» в номинации- игровая модель смены. Руково...
Дополнительная образовательная программа детского оздоровительного лагеря
Дополнительная образовательная программа летнего оздоровительного лагеря "Приключения на обитаемых островах" расчитана на детей начальной школы.Была успешно реализована в течение одной из летних смен ...
Программа детского летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием.
Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием (площадкой раньше назывался) "Планета Здоровья". Основная цель программы: создание условий для оздоровления детей и привития навыков зд...
Занятие с детьми «Введение в образовательную программу детского объединения «Мир красоты»
Конкурсная работа. Занятие с детьми ....
Программа детского летнего оздоровительного лагеря(ДЛОЛ) Сорванцы
В последние годы очевидно возрастание внимания к организации летних оздоровительных лагерей. Они выполняют очень важную миссию оздоровления и воспитания детей, когда многие семьи находятся в сложных э...