Рабочая программа внеурочной деятельности социального направления «Я познаю мир»
рабочая программа (1 класс)
Предварительный просмотр:
Приложение № 3 к образовательной программе
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
начальная общеобразовательная школа №7
с художественно – эстетическим направлением
г. Грязи Грязинского муниципального района Липецкой области
Рассмотрена и рекомендована Утверждена
к утверждению на заседании приказом по школе
МС МБОУ НОШ №7 ______________________
Протокол № ____ от ___________ Директор: Е.И.Фокина
Рабочая программа
внеурочной деятельности
социального направления
«Я познаю мир»
(возраст 6 - 9 лет)
Срок реализации: 1 год
Составила: Колыхалова Аксана Викторовна
учитель начальных классов
2015 – 2016 уч.г.
Рабочая программа создана на основе:
- Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12. 1014 №1643 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- Приказ от 26 ноября 2010 № 1241 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования»;
- Приказ №2357 от 22 сентября 2011 г. «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования»;
- Приказ №1060 от 18 декабря 2012 г. «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования»;
Пояснительная записка
Ведущей стороной умственного развития младшего школьника является развитие логического мышления. Для его формирования ребёнок должен овладеть определённым минимум логических знаний и умений, т.е. приобрести так называемую логическую грамотность. Как отмечают психологи, большую роль в процессе учебной деятельности школьников начальных классов играет уровень развития познавательных процессов: внимание, восприятие, наблюдение, воображение, память, мышление.
Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.
Основные задачи курса:
- развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
- развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
- развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
- формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
- развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
- формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
- формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Общая характеристика учебного предмета
Отличительными особенностями являются:
1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.
4.Достижения планируемых результатов отслеживаются в рамках внутренней системы оценки педагогом.
6. При планировании содержания занятий прописаны виды познавательной деятельности учащихся по каждой теме.
Курс представляет систему интеллектуально - развивающих занятий для детей младшего школьного возраста. Программа составлена для формирования логических приёмов мышления через использование различных нестандартных заданий, которые требуют поисковой деятельности учащихся. Нестандартные задания - это мощное средство активизации умственной деятельности учащихся. Необычность формулировки условий задач, нестандартность решения, возможность творческого поиска вызывает у детей большой интерес. Нестандартные задачи вызывают у ученика затруднение, для преодоления которого необходима активизация мыслительной деятельности. В ходе решения каждой новой задачи ребенок включается в активный поиск нового решения. Систематичность использования таких упражнений помогает развить умственную активность и самостоятельность мысли.
Данный систематический курс создает условия для реализации у детей познавательных интересов, формирует стремление ребёнка к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах, в возможностях своего интеллекта. Во время занятий предложенному курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля, у них исчезает боязнь ошибочных шагов, снижается тревожность и необоснованное беспокойство.
Программа рассчитана на 1 год - (35ч). Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Почему одни люди легко решают сложные запутанные проблемы, а других даже простая житейская задачка ставит в тупик? Как научиться правильно оценивать ситуацию, чтобы всегда принимать верное решение? Какими качествами должен обладать человек, чтобы добиться жизненного успеха?
Познавательные способности можно развивать, вырабатывая определенные навыки и умения, а главное – привычку думать самостоятельно, отыскивать необычные пути к верному решению. Эти качества обязательно потребуются ребенку, чтобы добиться успеха в жизни.
Описание ценностных ориентиров содержания
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Контроль и оценка планируемых результатов.
В основу изучения кружка положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной про-социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Динамика развития учащихся фиксируется учителем (внутренняя система оценки) на основе диагностик.
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:
- Текущий:
-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
-рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
- Итоговый контроль в формах
-тестирование;
-практические работы;
-творческие работы учащихся.
- Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
- степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
- поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
- результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;
- косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).
Содержание программы
В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач.
1.Задания повышенной сложности. Методы и приёмы организации деятельности детей на занятиях в большей степени ориентированы на усиление самостоятельной практической и умственной деятельности, на развитие навыков контроля и самоконтроля, а также познавательной активности детей. Задания открывают широкие возможности для развития у учеников наблюдательности, воображения, логического мышления.
2.Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.
3. Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.
4. Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы- описания, сочинять сказки. Формирование умения давать несложные определения понятиям.
5. Логически-поисковые задания. Задачи логического характера целью совершенствования мыслительных операций младших школьников: умения делать заключение из двух суждений, умения сравнивать, глубоко осознавая смысл операции сравнения, умения делать обобщения, устанавливать закономерности.
Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.
6. Диагностика. Ориентирована, прежде всего на интеллектуальную и личностную готовность ребёнка к развитию. Последующие диагностические исследования нацелены на освоение познавательной деятельности учеником, а именно:
- учебно-познавательная мотивация;
- принятие и решение учебной задачи, и учебные действия, с помощью которых эта задача может быть решена;
- оценка и самооценка;
- контроль и самоконтроль.
Методика проведения диагностического исследования проста. Эта работа осуществляется как групповое обследование, в ходе которого дети выполняют задания на диагностических бланках.
Принципы программы:
включение обучающихся в активную деятельность;
доступность и наглядность;
связь теории с практикой;
учёт возрастных особенностей;
сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности;
целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).
Основные формы работы: занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.
Ожидаемые результаты:
1.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностными результатами изучения курса в является формирование следующих умений:
- Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
- В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
2. Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий .
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Читать и пересказывать текст.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
3. Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений.
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
- выделять существенные признаки предметов;
- сравнивать между собой предметы, явления;
- обобщать, делать несложные выводы;
- классифицировать явления, предметы;
- определять последовательность событий;
- судить о противоположных явлениях;
- давать определения тем или иным понятиям;
- определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;
- выявлять функциональные отношения между понятиями;
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | НАЗВАНИЕ РАЗДЕЛА | КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ | ||
теория | практика | всего | ||
1 | Исследовательская практика | 2 | 3 | 5 |
2 | Тренинг | 4 | 10 | 14 |
3 | Диагностика | 2 | 3 | 5 |
4 | Мониторинг | 4 | 7 | 11 |
Итого: | 12 | 23 | 35 |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Тема занятий | Дата проведения | |
по плану | факт | ||
1 | Экскурсия по территории школы. | ||
2 | Конкурс рисунков «Моя школа» | ||
3 | Беседа о ПДД. | ||
4 | Что такое классный уголок. | ||
5 | Оформление классного уголка. | ||
6 | Экскурсия в парк. | ||
7 | Поделки из природного материала. | ||
8 | Выставка работ. | ||
9 | Диагностика «Рукавичка». | ||
10 | Разгадывание ребусов. | ||
11 | Диагностика «Лесенка». | ||
12 | Диагностика «Дерево». | ||
13 | Беседа о дружбе. | ||
14 | Диагностика УУД. | ||
15 | Диагностика УУД. | ||
16 | Анкетирование учащихся «Оцени поступок». | ||
17 | Рефлексивная самооценка учебной деятельности. | ||
18 | Изучение словесно – логического мышления. | ||
19 | Умение сотрудничать «Словесная сортировка». | ||
20 | Знакомство с наблюдением как методом исследования. | ||
21 | Изучение преимуществ и недостатков наблюдения. | ||
22 | Задания на тренировку наблюдательности. | ||
23 | Чем исследование отличается от проекта. | ||
24 | Практическое задание по проектированию. | ||
25 | План проведения исследовательской работы. | ||
26 | Что такое доклад. | ||
27 | Как составлять план своего доклада. | ||
28 | Как сделать сообщение. Практическая работа. | ||
29 | Какими бывают вопросы. | ||
30 | Какие слова используют при формулировке вопросов. | ||
31 | Как правильно задавать вопросы. | ||
32 | Практическое занятие по тренировке умений задавать вопросы. | ||
33 | Практическое занятие по тренировке умений задавать вопросы. | ||
34 | Итоговое занятие. | ||
35 | Резервное занятие. |
Материально-техническое обеспечение
№ | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Перечень |
1 | Печатные пособия | 2. Энциклопедия для детей 3.Нагдядные пособия для занятий |
2 | Электронные ресурсы | 1. Министерство образования и науки Российской Федерации 2.Федеральный Государственный Образовательный Стандарт 3.Портал "Начальная школа" 4."Введение ФГОС НОО" 5.Школьный портал-Учителям; 9.pedsovet.su. |
3 | Технические средства обучения | Мультимедийный проектор. Компьютер. Принтер |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА развивающих занятий внеурочной деятельности социальной направленности «Знакомство с самим собой»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАразвивающих занятий внеурочной деятельностисоциальной направленности«Знакомство с самим собой» Третий год обучениявозраст учащихся: 8,5 – 9 лет, 3 класс....
Рабочая программа по внеурочной деятельности (социального направления) "Моя первая экология".
Интегрированный курс для младших школьников....
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по социальному направлению "Твори доьро"
В помощь учителям начальных классов...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по социальному направлению "Азбука и этикет добра"
В помощь учителям начальных классов...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Основы проектной и исследовательской деятельности» (социальное направление).
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Основы проектной и исследовательской деятельности» (социальное направление), 3 класса составлена на основе ФГОС НОО основной образовательной программы, уч...
рабочая программа внеурочной деятельности социального направления "Все цвета, кроме черного" 4 класс начального общего образования
Программа разработана на основе авторской программы М. М. Безруких, А. Г. Макеев, Т. А. Филиппова - «Все цвета, кроме черного», Москва, центр «Вентана-Граф», 2011г....
Программа внеурочной деятельности социального направления "Я познаю мир"
Программа внеурочной деятельности социального направления "Я познаю мир" для обучающихся 1-4 классов...