Cтатья «Особенности психолого-педагогических технологий работы с детьми, оказавшимся в сложной социальной ситуации».
статья
Цель статьи: рассмотреть основные виды психолого-педагогических технологий, необходимых в работе с детьми младшего школьного возраста, оказавшихся в сложных жизненных ситуациях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема «Особенности психолого-педагогических технологий работы с детьми, оказавшимся в сложной социальной ситуации».
Современные условия социально-экономического развития страны, значительное увеличение скорости обновления системы научных знаний, возрастания информационного объема выдвигают новые требования к организации образования младших школьников. Современные требования предъявляемые государством к качеству образования в начальной школе подразумевают, что учитель должен владеть необходимыми образовательными технологиями. Это отражено и в профессиональном стандарте педагога, который вступает в силу с 1 января 2017 года.
Цель – рассмотреть понятие основные виды психолого-педагогических технологий в начальной школе, необходимые для работы с детьми, оказавшимися в сложной социальной ситуации.
Определение понятия «сложная жизненная ситуация».
Это ситуация объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина, а именно – инвалидность, безнадзорность, сиротство, малообеспеченность, безработица, жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобные, которые он не может преодолеть самостоятельно. А в статье 1 ФЗ РФ от 24.07.1998 года № 124 сформулированы типичные сложные соц. ситуации для ребенка:
- дети оставшиеся без попечения родителей;
- дети-инвалиды;
- дети – беженцев;
- дети – жертвы насилия;
- дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в восстановительных колониях;
- дети, проживающие в малоимущих семьях;
- дети с отклонениями в поведении;
- дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств.
Анализ литературы данных показал, что понятие «технология обучения» соотносится с понятием «педагогическая технология». Технология – в переводе с греческого искусство, мастерство, умение. Педагогическую технологию можно определить, как упорядоченную систему действий, форм, методов, способов, приемов выполнение которых приводит к достижению поставленной цели. К наиболее известным авторам современных психолого-педагогических технологий относят Д. Кэролл, Б. Блум, Д. Брунер, Н. Талызина, П. Гальперина, Л. Зорина и др. Остановимся на описании лишь некоторых технологий личностно-ориентированного обучения.
1. Технология поддержки ребенка
Наиболее полно данная технология представлена в зарубежных исследованиях по гуманистической психологии (К. Роджерс). Согласно этим исследованиям, основная задача педагога состоит в оказании помощи ребенку в его личностном росте. Иначе говоря, педагогика должна быть с родни терапии: она всегда должна возвращать ребенку его физическое и психическое здоровье.
Как показало наше исследование, педагог может создать в работе с детьми, оказавшимся в сложной социальной ситуации атмосферу для индивидуального развития, если будет руководствоваться следующими положениями (учитель должен быть всегда рядом, всегда помогать и поддерживать учащегося):
- на всем протяжении учебного процесса демонстрировать детям свое полное доверие к ними;
- помогать учащимся формулировать цели и задачи предстоящей деятельности;
- исходить из того, что таким детям нужна поддержка к формированию внутренней мотивации к учению;
- быть для учащихся источником разнообразного опыта, к которому можно всегда обратиться;
- быть активным участником группового и субъект-субъектного взаимодействия;
- открыто выражать свои чувства;
- стремиться к достижению эмпатии, позволяющей понимать чувства и переживания каждого ребенка;
- хорошо знать себя и свои возможности.
Таким образом, основными показателями технологий поддержки выступают: внимательное, приветливое отношение к ребенку, доверие к ним, взаимопонимание и сотрудничество, использование деятельностного содержания, позитивная оценка достижений.
Параллельно с технологией поддержки идет
2. Технология воспитания в педагогических ситуациях
В такой технологии целью педагогического воздействия является изменение личности в ходе целостного учебно-воспитательного процесса. Поэтому столь важна система пед. воздействий, служащих определенной педагогической задаче, в рамках общей цели образования и воспитания ребенка, оказавшегося в сложной социальной ситуации. Это и добрый взгляд, и улыбка, и слова поддержки, и своевременная беседа, и конструктивные замечания, и др. методы воздействия.
Актуальной в практической деятельности считаю использование
3. Технологии коллективной мыследеятельности
разработанной под руководством Г.П. Щедровицкого. В данной технологии коллектив выступает механизмом развития личности. Успех определяется интеллектуальными, организаторскими, нравственными усилиями каждого, при этом существенно меняется отношение к другому человеку, как к личности: отчужденность, равнодушие уступают место заинтересованности, взаимопониманию, сопричастности. Результативность обучения многократно возрастает, если поднять ребенка до осознания собственной и коллективной только что произведенной деятельности. Результатом работы по данной технологии является рефлексия. Каждый может высказать свое мнение, проанализировать свои действия и других.
В рамках внеурочной деятельности технология
4. Учебного проектирования
Первые попытки внедрения технологии проектного обучения в отечественных школах уходят своими корнями в идеи Д. Дьюи. В организации деятельности детей по разрешению практических задач, взятых из повседневной жизни. Данная технология заключается в том, что исходя из своих интересов дети вместе с преподавателем проектируют решение какой-либо практической задачи. Учащиеся самостоятельно приобретают недостающие знания из разных источников, учатся пользоваться приобретенными знаниями, развивают у себя мышление, умение построение гипотез, обобщения.
Следующая технология учебного исследования
Наиболее детально технология учебного исследования описана в работах (Б. Брунера, Д. Шваба, М. Кларина) новые стандарты построены на исследовательской деятельности. Исследовательская деятельность обеспечивает формирование УУД школьников, воспитывает ответственность у учащихся за свой учебный опыт, принятие решений, дальнейшее образование. Трудолюбие, ответственность, самостоятельность, предприимчивость – такими качествами личности овладевают учащиеся в результате приобщения их к исследовательской работе.
6. Творческие технологии
Творческие технологии описаны в работах педагогов-новаторов Г.С. Альтшуллера, И.П. Волкова, И.П. Иванова. По словам И. Волкова «…творческие технологии – это процесс деятельности учащихся результатом которого является создание новых по качеству нестандартных материальных и духовных ценностей, отличающихся уникальностью, оригинальностью и неповторимостью». В творческом процессе участвуют мышление, воображение и мастерство, которое учащиеся приобретают, получая знания и претворяя их в жизнь на практике. Творчество является активным состоянием проявления свободы учащихся и результатом созидающей деятельности. Творческие технологии включают в себя: декоративно-прикладное творчество, устно-народное творчество, творчество связанное с литературой.
В педагогической работе с детьми, оказавшимся в сложной социальной ситуации, можно применять и другие технологии личностно-ориентированного характера: технология уровневой дифференциации, технология дистанционного обучения, технология коммуникативного обучения и др. Каждая из них отличается своими особенностями содержания и методики. Выбор каждой был подчинен одной цели – обеспечить комфортные, бесконфликтные и безопасные условия развития личности детей, оказавшимся в сложной социальной ситуации, который является не просто субъектом образовательного процесса, но субъектом приоритетным.
Любая из этих технологий должна создавать новый продукт – будь то знание (субъективно новое) или личностное новообразование.
Литература
1. Бершадская Н.Р. Литературное творчество учащихся в школе. М. - , 1986.
2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М. Педагогика. – 1988.
3.Бруднов А.К. Современные ориентиры дополнительного образования детей. Организация опытно-экспериментальной работы по пробелам развития дополнительного образования детей. – М., 1997.
4. Боровиков Л.И. Педагогика дополнительного образования. – Новосибирск, 1999.
5. Воспитание творческого читателя. – М.: Просвещение, 1981.
6. Пономарев Я.Л. Психология творчества. – М.: Педагогика, 1976.
7. Селевко Г.К., Современные образовательные технологии. М.: Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998.
8. Кровцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника. – М.: Просвещение, 1996.
9. Левин В.А. Воспитание творчеством. – М.: Знание, 1977.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации
В данном плане отражена воспитательная работа с детьми, которые оказались в трудной жизненной ситуации. Он предназначен также для детей "группы риска"....
Актуальный опыт применения психолого-педагогических технологий работы с детьми, оказавшимся в сложной социальной ситуации
Я поставила для себя цель рассмотреть поняти основные виды психолого-педагогических технологий в начальной школе, необходимые для работы с детьми, оказавшимися в сложной социальной ситуации....
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/21/picture-976619-1511271305.jpg)
К вопросу о специальной компетентности педагога, работающего с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации
Государственная политика последних лет в области образования акцентирует внимание на создании условий для полноценного включения в образовательное пространство детей, находящихся в трудной жизненной с...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/10/picture-993595-1515612745.jpg)
Работа с детьми, оказавшимися в сложной жизненной ситуации
Учащиеся, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, требуют к себе особенного внимания. Чаще всего на детях сказываются семейные проблемы....
Индивидуальный план работы с детьми, оказавшимися в сложной жизненной ситуации
ПЛАНПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫС ОБУЧАЮЩИМИСЯ «ГРУППЫ РИСКА» на 2019/2020 учебный год...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/01/picture-198680-1362133922.jpg)
Особенности психолого-педагогической работы с детьми с синдромом Дауна и их адаптация в обществе.
Распространение инклюзии на детей с ОВЗ предполагает создание специальных образовательных условий для получения ими полноценного образования, для дальнейшего участия в жизни общества и социализации....
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/24/picture-1107354-1548346261.jpg)
Особенности психолого-педагогической работы с детьми с нарушениями зрения
Особенности психолого-педагогической работы с детьми с нарушениями зренияРабота с детьми, имеющими нарушения зрения, может быть успешной только тогда, когда она носит медико-педагогический характер....