Особенности психолого-педагогической работы с детьми с синдромом Дауна и их адаптация в обществе.
статья
Распространение инклюзии на детей с ОВЗ предполагает создание специальных образовательных условий для получения ими полноценного образования, для дальнейшего участия в жизни общества и социализации.
Благодаря огромной работе, которую проделали европейские государства, сегодня более 80% детей с синдромом Дауна учатся в обычных школах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologo_pedagogicheskie_osobennosti_raboty_s_detmi_s_sindromom_dauna.docx | 19.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности психолого-педагогической работы
с детьми с синдромом Дауна и их адаптация в обществе.
По данным мировой статистики ежегодно увеличивается число детей с особенностями физического и психического развития. Эти дети относятся к категории детей с ОВЗ и к детям-инвалидам. Среди детей с особенностями развития много детей с синдромом Дауна. В нашей стране ежегодно рождается около 2500 детей с синдромом Дауна.
Своим названием синдром обязан Джону Дауну, английскому врачу, который первым описал его свойства в 1866 году, как форму психического расстройства.
Синдром Дауна относится к хромосомной патологии. У детей с синдромом Дауна в 21 паре присутствует дополнительная хромосома (трисомия), то есть всего у них 47 хромосом.
Причины синдрома Дауна
Возраст матери после 40 лет
В 20% случаев синдром имеет отцовское происхождение и связан со старением мужских половых клеток.
Внешне эти дети имеют особенный вид — у них характерные черты лица, раскосые глазки (из-за чего их еще называют «монголоидами»), небольшой размер рта и немного высунутый язычок. Степень выраженности черт лица может быть различной. Кроме внешних, имеются еще и внутренние изменения в организме, и это как раз самое тяжелое в этом синдроме. Если женщина родила с синдромом Дауна ребенка, у него можно ожидать мышечную слабость, менее активный набор веса и рост, проблемы слуха, нарушения дыхания, эндокринной системы. Часто синдром сочетается с пороками сердца и развития пищеварительной системы. Но эти проблемы сейчас отлично решают доктора, они могут исправить анатомические дефекты.
Психологические особенности
Отрицательные
1. Конкретное, замедленное мышление.
2. Нарушение внимания, смысловой памяти.
3. Нарушение интеллекта.
4. Упрямы.
Положительные
1.Общительны, добры и приветливы.
2.Кокетничают, любят гримасничать.
3.Выказывают услужливость и сострадание.
4. Умеют подражать окружающим.
Согласно федеральному закону об образовании каждый ребенок имеет право на образование. Распространение инклюзии на детей с ОВЗ предполагает создание специальных образовательных условий для получения ими полноценного образования, для дальнейшего участия в жизни общества и социализации.
Благодаря огромной работе, которую проделали европейские государства, сегодня более 80% детей с синдромом Дауна учатся в обычных школах. О таком инклюзивном образовании говорят и в России. После такой специальной подготовки ребенок с СД может продолжать учебу в школе и даже в высшем учебном заведении. Этому способствует замечательный пример Пабло Пинеда – это первый преподаватель в Европе с синдромом Дауна, который разрушает сложившиеся стереотипы,
касающиеся возможностей детей с СД . Несмотря на сложности с 12 образованием, Пабло прилежно учился в школе, и успешно окончил высшее педагогическое образование.
Поступающим в школу детям с синдромом Дауна присущ ряд специфических особенностей. Они не обнаруживают готовности к школьному обучению. У них нет нужных для усвоения программного материала умения, навыков и знаний. Дети оказываются не в состоянии (без специальной помощи) овладеть счётом, чтением и письмом. Испытывая затруднения в произвольной организации деятельности, им трудно соблюдать принятые в школе нормы поведения. В первую очередь ребенка с синдромом Дауна следует учить навыкам самообслуживания и поведения в быту, которые не только обеспечивают его самостоятельность и независимость, но и служат развитию личности, способствуют уверенности и повышению самооценки.
В задачи обучения и воспитания детей с синдромом Дауна, входит обеспечение адекватного взаимоотношения их с обществом, коллективом, осознанного выполнения социальных (в том числе и правовых) норм и правил. Социальная адаптация открывает подобным детям возможность активного участия в общественно полезной жизни. Опыт нашего учебного заведения показывает, что учащиеся школы-интерната способны овладеть принятыми в нашем обществе нормами поведения.
Коррекционно-воспитательная работа в школе-интернате представляет собой систему комплексных мер педагогического воздействия на личность в целом. Эта работа не сводится к механическим упражнениям элементарных функций или к набору специальных упражнений, развивающих познавательные процессы и отдельные виды деятельности детей, а охватывает весь учебно-воспитательный процесс, всю систему деятельности учреждения. Нет такого мероприятия или любого другого коллективного дела, где бы ни участвовали наши «даунятки».
Цель коррекционного обучения ясна, задачи определены, это говорит о том, что мы продолжаем работать, используя всевозможные методы и приёмы обучения, ориентируясь на «зону ближайшего развития» ребёнка, определяя оптимальное содержание учебного материала и его отбор в соответствии с поставленными задачами; создавая оптимальные условия для реализации.
У всех детей с нарушением интеллекта наблюдаются отклонения в речевом развитии разной степени выраженности. У детей с синдромом Дауна имеется нарушение всех компонентов речи. Уровень развития диалогической речи, столь необходимой для социальной адаптации человека, у рассматриваемого контингента детей крайне низкий, овладение монологической речью является для них чрезмерно сложной задачей. В корректировке подобной ситуации огромная помощь приходит со стороны специалистов коррекционного блока, работающих в нашем интернате: логопедов, дефектологов и психологов.
В работе с детьми с синдромом Дауна необходимо для усиления яркости, эмоциональности, динамичности обучения применять технические средства обучения (ТСО), стимулирующие воображение и мышление учащихся.
Одним из эффективных средств развития интереса к учебным предметам у детей с синдромом Дауна является использование дидактических игр и занимательного материала, что способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой работе, улучшает общую работоспособность, дает возможность повторить один и тот же материал разными способами.
Использование дидактических игр способствует развитию мышления, памяти, внимания, наблюдательности. В процессе игры дети пытаются мыслить самостоятельно, сосредотачиваться, проявлять инициативу. Дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели, соединяясь, обеспечивали усвоение программного материала.
Труд является составной частью воспитания детей с синдромом Дауна. Уроки труда создают наиболее благоприятные условия для исправления (коррекции) недостатков, присущих «особенным» детям в трудовой и познавательной деятельности. Развития мыслительных процессов на уроках труда объясняется, прежде всего, тем, что в решении трудовой задачи учащиеся действуют в соответствии со своими желаниями и планом, а не только выполняют волю учителя.
Трудовое обучение неразрывно связано с нравственным, физическим и эстетическим воспитанием школьников. Таким образом, трудовое обучение в специальной коррекционной школе - это не просто один из предметов школьного курса. Его значение гораздо шире и влияние на дальнейшую судьбу учащихся не примерно большее, нежели других предметов.
Являясь полноценными членами общества, люди с синдромом Дауна могут так же, как их здоровые сверстники, вести активный образ жизни: учиться, работать. В России человек с синдромом Дауна будет считаться недееспособным или частично недееспособным. Он не сможет заключать сделки, продать квартиру или взять кредит в банке, но сможет жить полноценной жизнью.
Всё индивидуально, но люди с синдромом Дауна могут заводить семьи и даже стать родителями. При этом, хотя риск рождения ребёнка с синдромом Дауна у такого родителя возрастает, но примерно в половине случаев детки рождаются без каких - либо аномалий, абсолютно здоровые. В первую очередь ребенка с синдромом Дауна следует учить навыкам самообслуживания и поведения в быту, которые не только обеспечивают его самостоятельность и независимость, но и служат развитию личности, способствуют уверенности и повышению самооценки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа по развитию речи с детьми с синдромом Дауна
В данном материале описывются некоторые положительные результаты в работе с детьми с синдромом Дауна. На сегодняшний день известны случаи психолого-педагогической реабилитации отдельных детей с синдр...
Актуальный опыт применения психолого-педагогических технологий работы с детьми, оказавшимся в сложной социальной ситуации
Я поставила для себя цель рассмотреть поняти основные виды психолого-педагогических технологий в начальной школе, необходимые для работы с детьми, оказавшимися в сложной социальной ситуации....
Коррекционно-развивающая работа с детьми с синдромом Дауна
Во всем мире людей с синдромом Дауна называют «солнечными» - настолько они добры, дружелюбны, открыты и беззащитны. Они просто не способны кого -либо обидеть, поскольку напро...
Конспект круглого стола с педагогами «Психолого – педагогические методы работы с детьми, имеющими аутистические нарушения»
В данном материале представлен конспект круглого стола с педагогами работающими с детьми с РАС...
Cтатья «Особенности психолого-педагогических технологий работы с детьми, оказавшимся в сложной социальной ситуации».
Цель статьи: рассмотреть основные виды психолого-педагогических технологий, необходимых в работе с детьми младшего школьного возраста, оказавшихся в сложных жизненных ситуациях....
Методическая работа «Психолого-педагогические аспекты работы с детьми и подростками в хореографическом коллективе. Значение хореографии в формировании и развитии личности»
Дополнительное образование в современных условиях в последнее время стало рассматриваться как один из национальных стратегических ресурсов развития страны. Данная тенденция отражает не только национал...
Система работы с неговорящими детьми с синдромом Дауна с умственной отсталостью.
В данной работе описана система работы с неговорящими детьми с синдромом Дауна с умственной отсталостью....