Особенности психолого-педагогической работы с детьми с нарушениями зрения
статья
Особенности психолого-педагогической работы с детьми с нарушениями зрения
Работа с детьми, имеющими нарушения зрения, может быть успешной только тогда, когда она носит медико-педагогический характер. К 7-8 годам в норме (в идеале) у ребенка должно быть 100%-ное зрение. Анатомическое и функциональное формирование и развитие глазного яблока продолжается до 14-15 лет, поэтому начинать лечение зрительных нарушений необходимо как можно раньше (пока происходит развитие оптической системы), во многом именно от этого зависит его эффективность и возможность избежать осложнений. Важно, что большинство этих методик проводятся в игровой форме, что позволяет их с успехом применять у малышей раннего возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_po_ovz_dlya_dou.docx | 21.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности психолого-педагогической работы с детьми с нарушениями зрения
Работа с детьми, имеющими нарушения зрения, может быть успешной только тогда, когда она носит медико-педагогический характер. К 7-8 годам в норме (в идеале) у ребенка должно быть 100%-ное зрение. Анатомическое и функциональное формирование и развитие глазного яблока продолжается до 14-15 лет, поэтому начинать лечение зрительных нарушений необходимо как можно раньше (пока происходит развитие оптической системы), во многом именно от этого зависит его эффективность и возможность избежать осложнений. Важно, что большинство этих методик проводятся в игровой форме, что позволяет их с успехом применять у малышей раннего возраста.
Для удобства проведения практической работы целесообразно разделить детей с нарушениями зрения на три классификационные группы с относительно общими для каждой группы особенностями в физическом и психическом развитии: на слепых (0-0,04), на слабовидящих со зрением 0,05-0,08, иногда называемых частично видящими и слабовидящих со зрением 0,09-0,2 (0,4).
С детьми с остаточным зрением надо использовать учебнонаглядные пособия в рельефном исполнении. Остаточное зрение наряду со слухом и осязанием может выступать как дополнительное средство восприятия окружающего мира. Наличие зрения хотя бы в пределах счета пальцев у лица в сравнении с абсолютной слепотой заметно увеличивает возможности слепого при пространственной ориентировке, в игре и других видах деятельности. При зрении 0,001-0,01 дети способны различать на расстоянии до 50 см от глаза форму, цвет и движение предметов, могут свободно ориентироваться в знакомом микропространстве (группа, спальня, ДОО, квартира, дом). При зрении 0,01-0,04 дети видят размер, форму, цвет и движение крупных предметов уже на расстоянии до 2 м от глаза, могут свободно ориентироваться в незнакомом микропространстве. Слепые дети с остаточным зрением могут выполнять непрерывную зрительную работу в образовательной деятельности 1-2 раза по 5 минут. Более длительное использование остаточного зрения в учебной работе может отрицательно сказаться на работоспособности ребёнка, а в ряде случаев может вызвать ухудшение зрения. Педагоги могут разрешать детям с остротой зрения 0,01-0,04 в течение короткого отрезка времени рассматривать картинки. Детям, страдающим нистагмом, нельзя поручать работы, выполнение которых требует сосредоточенности на мелких предметах и длительного зрительного напряжения. Им трудно оформлять стенные газеты, заниматься конструированием с использованием мелких деталей, Дети со зрением 0,05-0,08 испытывают определенные трудности при ориентировке в большом пространстве, так как способны видеть размеры, цвет и движения лишь на расстоянии до 5 м.
В формировании адекватных представлений об объективном мире действенную помощь оказывают различные средства наглядности: таблицы, индивидуальные карточки, иллюстрации, рисунки, аппликационные пособия, схемы, диапозитивы, диафильмы и киноконцовки. Прежде чем использовать технические средства, педагог должен сам тщательно рассмотреть диапозитивы или кадры диафильма, основательно разобраться в содержательной или образной стороне наглядного материала и учесть основные трудности его восприятия. Это позволит сделать применение наглядного материала более эффективным. В группе, где находится такой ребенок, желательно, обеспечить индивидуальный подход к нему. Остальных детей следует познакомить с особенностями слепого и слабовидящего, создать доброжелательную обстановку и сформировать доброе отношение к такому ребёнку. Однако действия, направленные на достижение этой цели, должны быть обдуманны и тактичны, так как излишняя опека данного ребёнка может развить у него эгоистические установки, а у окружающих детей – снисходительное отношение. Дети порой бывают жестоки, могут дразнить и издеваться над слепым или слабовидящим ребенком. В тактичной форме педагог должен объяснить детям, что нельзя сосредотачивать внимание на дефекте больного ребенка, тем более дразнить и обижать его. Педагогу следует показать многие положительные стороны своих незрячих детей, например, знание большого количества стихов, рассказов, умение петь, с тем, чтобы вызвать уважение к ним со стороны зрячих воспитанников. Объективность оценки также должны стать нормой работы педагога, что позволит детям с нарушениями зрения чувствовать себя на равных со зрячими детьми. Принимая ребенка с нарушением зрения в свою группу, педагог должен тщательно обдумать, где посадить его. Если ребенок сохранил частичное зрение или он слабовидящий, т.е. острота зрения более 0,05, и он не имеет выраженной светобоязни, его следует посадить за первый стол. Тотально слепой ребенок или ребенок с глубоким снижением зрения, опирающийся в своей работе на осязание и слух, может работать за любым столом с учетом степени слышимости в этом месте. В случае, если у ребенка нет светобоязни и он нуждается в дополнительном освещении, рабочее место должно быть освещено настольной лампой с регулятором степени освещенности. Если у ребёнка наблюдается сильная светобоязнь, его нужно посадить спиной к окну или закрыть окно шторой. При наличии светобоязни на одном глазу ребенку следует сидеть так, чтобы свет падал с противоположной стороны. Оптимальная нагрузка на зрение у слабовидящих и детей с глубоким нарушением зрения составляет не более 5-20 минут непрерывной работы. Речь педагога должна быть выразительной и точной, необходимо проговаривать все, что он делает, пишет или рисует. Учитывая, что многие объекты слепые и слабовидящие дети никогда не держали в руках или видели лишь смутно, и потому непонятны им, необходимо использовать реальные объекты, направляя на них руки и взгляд детей. Во время перерывов и после непосредственно образовательной деятельности дети с нарушениями зрения должны иметь возможность познакомиться поближе со сверстниками, может быть даже ощупать их. Улыбка или кивок головы как способ поощрения не всегда доступны ребенку с нарушением зрения. Лучше всего положить руку на плечо или погладить его, но словесная похвала еще важнее, так как ее слышат и другие дети. Некоторые дети с нарушением зрения из-за имеющихся комплексов стараются не привлекать внимания к своим проблемам и стесняются попросить помощи у взрослого или у сверстников. В таких случаях нужно постоянно держать ребенка в поле своего зрения и постараться увидеть и почувствовать, когда ему нужна помощь. Ребенок должен научиться спрашивать и принимать помощь от сверстников. Очень важно, чтобы в этой ситуации ребенок сохранял чувство собственного достоинства и стремился сам оказывать помощь в соответствующей его возможностям ситуации. Общий девиз детских садов, в которых воспитываются дети с нарушениями зрения, - «Лечимся играя». Работа в них направлена на развитие зрительного восприятия детей, при этом специальные игры и упражнения стимулируют и активизируют зрение. К тому же все дидактические игры и задания подбираются индивидуально, в зависимости от зрения ребенка. При предъявлении наглядности следует соблюдать следующие условия: насыщенность цветов, высокий контраст, увеличение размеров демонстрационного материала в 1,5 раза по сравнению с обычным детским садом, усиление контуров для улучшения опознания изображения, отсутствие лишних деталей в поле восприятия, экспозиция на уровне глаз, оптимальное время для рассматривания, использование подставки для перпендикулярности взгляда к плоскости листа.
Система работы по формированию пространственных представлений у детей с нарушением зрения
Перед воспитателем слепого ребенка стоит специальная задача предварительного научения игре, с тем, чтобы игру можно было использовать для дальнейшего обучения и развития, т.е. уже в первоначальный период организации игровой деятельности слепого большее значение приобретает обучение, оно сливается с игрой. Педагогу следует проводить специальный отбор игрушек, т.к. многие игрушки, созданные промышленностью для зрячих детей, не могут быть использованы для знакомства слепых с реальным миром окружающих их вещей. Однако для развёртывания творческой игры слепые дети с успехом могут пользоваться всеми игрушками. Использование их зависит от характера и степени развития ребенка, от знакомства детей с игрушками из набора и от их обыгрывания. Теперь количество значимых для детей игрушек меняется, они все начинают применяться в игре, так как получили смысловое значение. После первоначального ощупывания без обыгрывания дети не могут использовать в игре неузнанные игрушки. В спонтанной игре дети выбирают предметы, которые позволяют им действовать. Для разных возрастных этапов характерны различные действия. Младшие дошкольники берут игрушку в руку, совершают предметные действия; средние и старшие также обращаются к предметным действиям. Дети порой недоумевают: «Зачем ножницы врачу? Это же в парикмахерской надо» — и делают выбор игрушек в соответствии с известной им ситуацией. Однако игрушки и в этом случае продолжают играть важную роль. Собственно, от их наличия и зависит все развертывание игры. Дети еще не осознают, что основное в ситуации приема у врача — лечить пациента. Игра прекращается, когда игрушки использованы: поставлен под мышку градусник, сделан укол, закапано в глазки, прослушана спинка и т. д. Это использование игрушек характерно для детей среднего дошкольного возраста. Таким образом, в период становления творческой игры наличие игрушек для слепого ребенка обязательно; чем больше возможностей производить какие-либо действия заключено в игрушке, тем лучше она используется ребенком, тем чаще дети выбирают ее для игры.29 Параллельно с коррекцией нарушенного зрения с детьми занимаются коррекцией нарушений речи, осязания, развивают движения пальцев и кистей рук, обучают определенным навыкам безопасности. Для формирования пространственных навыков у детей необходимо проводить специальные программы по обучению, цель которых - формирование навыков, позволяющих слепым, слабовидящим свободно ориентироваться и самостоятельно передвигаться в любой обстановке. Уровень ориентации делится на три ступени: 1-ая ступень: навыки соответствуют минимальному уровню пространственной ориентации; 2-я ступень – ребёнок с нарушением зрения должен ориентироваться в открытом пространстве, на улицах и маршрутах повседневной необходимости, находить наиболее удобные и доступные ориентиры; 3-я ступень предполагает максимальное использование возможностей детей с нарушением зрения (свободная ориентация в естественной среде) при минимальной помощи взрослых или без участия. 30 Развитие тонкой моторики рук детей способствует облегчению двигательной координации, преодолению зажатости, скованности, улучшает мышление, внимание, оптикопространственное восприятие, наблюдательность, воображение, зрительную и двигательную память и речь. Для развития тонкой моторики рук применяются специальные упражнения (пальцевая гимнастика) различной направленности: статические, динамические, расслабляющие; работа с бусинками, шнуровка и др. Повышению эффективности работы способствует чтение детям стишков, сказок, рассказов, разучивание игр-инсценировок и т.д. В дальнейшем переходят к конструированию, изобразительной деятельности, ручному труду, включая упражнения с различными предметами бытового, спортивного и иного назначения. Коррекционно-педагогическое воздействие направлено на формирование у 29http://gks.mybb.ru/viewtopic.php?id=490 Особенности игровой деятельности у детей с нарушением зрения 30http://revolution.allbest.ru/psychology/00073806_0.htmlФормирование пространственных представлений у детей с нарушением зрения 15 детей с нарушениями зрения чувственного опыта. Развитие процессов компенсации слепоты, слабовидения за счет усиления функций сохранных анализаторов необходимо начинать с раннего возраста. Важную компенсаторную роль играет речь. В речевом общении с окружающими в сознании ребенка с нарушениями зрения создаются и укрепляются связи между словом и действием. Словесное описание предмета, сделанное взрослым, ребенок подтверждает собственным обследованием. С помощью слуховых и осязательных ощущений дети учатся передвигаться самостоятельно. Обучение действиям, способам их выполнения достигается только в условиях общения, при котором движения слепого ребенка корригируются словом. У слепых, слабовидящих осязательное восприятие материала, закрепление образов в памяти и оперирование ими требует не только увеличения времени для практических решений, но и более ранней специальной подготовки - обучения детей навыкам учебной работы.31 При общении со слабовидящим ребёнком необходимо, чтобы он имел возможность хорошо разглядеть собеседника, особенно его лицо. Для этого нужно, чтобы источник естественного или искусственного освещения располагался так, чтобы свет падал на лицо собеседника, при этом сам слабовидящий должен находиться в тени (т.к, если слабовидящий ребёнок находится против источника света и свет падает ему в глаза, то он не может разглядеть собеседника, вместо него он видит только черный контур). Если нет уверенности в том, что слабовидящий узнал собеседника, нужно представиться ему. При общении со слабовидящим ребёнком желательно рассказывать ему об окружающих его людях и происходящих событиях. Не надо скупиться на красочные описания - они помогут ему лучше воссоздать картину в уме. Нужно комментировать и свои последующие действия, чтобы ребёнок представлял себе, что будет происходить дальше. Нельзя подходить к ребёнку с нарушением периферического зрения сбоку и неожиданно, так как он может не заметить подходящего и испугаться. При приеме пищи желательно использовать посуду, салфетки и поднос контрастных цветов для лучшего различения предметов на столе. Так, на темном столе легче разглядеть светлую тарелку. Предметов на столе должно быть как можно меньше, только те, что нужны в данный момент. Это дает возможность слабовидящему ребёнку легче сориентироваться. Посуду с едой, столовый прибор, хлеб и другие предметы желательно размещать на столе ежедневно в одном и том же порядке, чтобы слабовидящий привык к расположению предметов. О горячих блюдах нужно предупреждать заранее. Желательно рассказать ребёнку, чем будут его кормить, что и где в настоящее время находится на столе. Помещения, в которых живет, воспитывается слабовидящий ребёнок, должны быть хорошо освещены. В дневное время - за счет света из окон (шторы должны быть максимально раскрыты), а в вечернее - за счет светильников, которые нужно зажигать до наступления сумерек (освещённость рабочей зоны в 500-1000 лк). Особое внимание нужно уделить коридорам, так как большинство падений бывает именно там. В этих местах в качестве дополнительного профилактического мероприятия нужно установить настенные поручни. Хорошее освещение и поручни должны быть и в парадном подъезда, фойе ДОО. Если лестница в подъезде, в ДОО плохо освещена, края ступенек нужно покрасить яркой контрастной краской. Контрастной краской можно также покрасить выступающие пороги комнат, помещений ДОО (лучше их совсем убрать!), углы дверных проемов, места дверных ручей, электрических розеток, включателей света и т.п. Не делайте перестановку в помещениях, где живет, воспитывается слабовидящий ребёнок, без согласования с ним, так как, двигаясь по комнате "проверенным" путем, он может не заметить возникшей у него на пути новой преграды и удариться, или упасть. Надо стараться ничего без крайней нужды не переставлять в помещении, где находится 31http://revolution.allbest.ru/psychology/00073806_0.html4.1 Система работы по формированию пространственных представлений у детей с нарушением зрения 16 слабовидящего ребёнок. Помогая ребёнку передвигаться, описывайте, куда Вы идёте, и называйте вещи, которые стоят на Вашем пути, например: "Сейчас мы поднимемся на три ступеньки вверх".32 Важно, чтобы мебель соответствовала росту ребёнка; правильно использовались средства коррекции. Основным способом коррекции нарушения остроты зрения являются очки. При пользовании очками необходимо соблюдать следующие правила:33 Детям с миопией и косоглазием пользоваться очками следует преимущественно на улице и в образовательной деятельности при рассматривании удаленных предметов. На время чтения, письма, рисования и игр с мелкими предметами на столе очки можно снимать. ∙ При миопии (близорукости): желательно, чтобы игрушки были крупного размера, спокойных тонов, используйте желтые и зеленые цвета. Учтите, что ребенок с близорукостью быстро устает, зрительная нагрузка должна быть щадящей. Все зависит от возраста. В дошкольном возрасте это может быть 10-15 минут интенсивной зрительной нагрузки, например, нанизывание бисера или чтение мелкого текста. ∙ При гиперметропии (дальнозоркости): игрушки должны быть ярко-желтого, оранжевого цвета (если у малыша нет повышенного внутричерепного давления), рисунки нужно держать подальше от глаз. Расстояние зависит от остроты зрения и может быть рекомендовано окулистом. ∙ При сходящемся косоглазии: нужно следить, чтобы во время занятия ребенок не склонялся над столом. Предлагайте ребенку книги и картинки на подставке. Рисовать лучше на мольберте или на стене. ∙ При расходящемся косоглазии: детям нужно рассматривать книги, картинки на столе. Рисовать также лучше на столе. 34 Чтобы выявить потенциальную проблему на ранней стадии, дети должны проходить обследование у окулиста, начиная с младенчества и дошкольного возраста. Педагогам и родителям следует обратить внимание на следующие симптомы, свидетельствующие о нарушении зрения у ребёнка: - у ребёнка один глаз блуждает и смотрит в другом направлении, нежели второй глаз (нужно наблюдать внимательно, т.к. данный симптом может быть слабовыраженным). Надо насторожиться, даже если это проявляется только в моменты переутомления или стресса; - чтобы рассмотреть какой-либо предмет, ребёнок, себе в помощь, крутит головой; голова склоняется в одну сторону, или одно плечо заметно выше другого; - косоглазие или прикрытие одного глаза, избыточное моргание, прищуривание; - нарушение зрительно-моторной координации; - проблемы, связанные с перемещением в пространстве – ребёнок ударяется о стоящие предметы, роняет их на пол; часто теряется в пространстве и быстро устаёт; не ориентируется в новом помещении; - ребёнок держит книгу или другой предмет слишком близко к глазам; - ребёнок закрывает один глаз или прикрывает его рукой; - ребёнок трёт глаза; жалуется на головные боли и переутомление глаз; двоение в глазах; - тошнота и головокружение при зрительной нагрузке; укачивание.35 Таким образом, даже не имея возможности исцелить ребёнка от «недуга», воспитывающий сможет лучше организовать его жизнь, помочь приспособиться к жизни в существующих условиях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
Здоровьесберегающие технологии – это комплекс средств и мероприятий, направленных на укрепление психофизического и психологического здоровья детей. В современной России проблема сохранения...
Практико-ориентированный семинар "Организация коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения зрения"
Материалы семинары рекомендованы учителям-логопедам, воспитателям, учителям ОУ, ДОУ, работающих с детьми с нарушением зрения....
Конспект круглого стола с педагогами «Психолого – педагогические методы работы с детьми, имеющими аутистические нарушения»
В данном материале представлен конспект круглого стола с педагогами работающими с детьми с РАС...
Cтатья «Особенности психолого-педагогических технологий работы с детьми, оказавшимся в сложной социальной ситуации».
Цель статьи: рассмотреть основные виды психолого-педагогических технологий, необходимых в работе с детьми младшего школьного возраста, оказавшихся в сложных жизненных ситуациях....
Методическая разработка "Методы и приемы коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения зрения"
Методическое пособие, направленное на первичную диагностику и начальную коррекцию нарушений зрения....
Применение игровых педагогических технологий в начальной школе при работе с детьми с нарушением зрения
Игровым технологиям я уделяю больше внимания, т.к. игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на тв...
Применение игровых педагогических технологий в начальной школе при работе с детьми с нарушением зрения
Игровым технологиям я уделяю больше внимания, т.к. игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на тв...