Мастер класс "Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста"
консультация
Мастер класс "Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass.docx | 24.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер класс «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста»
Цель: повышение уровня педагогической компетенции по вопросу сенсорного развития детей раннего дошкольного возраста.
Задачи:
1.Познакомить педагогов с играми и упражнениями на формирование сенсорных эталонов.
2. Вовлечение педагогов в игровое общение.
План проведения:
Вступительный этап
Основная часть:
Мастер класс: Изготовление антистрес игрушки по сенсорике.
Вступительный этап
Уважаемые коллеги! Рада видеть всех.
Начиная с самого раннего возраста, ребёнок активно познаёт мир, исследуя всё происходящее вокруг.
Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Овладение знаниями и умениями требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов (форме, цвету, величине).
Сенсорное развитие – это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Чтобы оно проходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание.
Сенсорное воспитание - это целенаправленный процесс развития ощущений, восприятия, чувств.
Основой сенсорного воспитания являются анализаторы, органы чувств: глаза, уши, нос, язык, тело (кожа), тактильные анализаторы (руки). Они обладают природными способностями определять: глаза (цвет, форму, величину, пространственные отношения); ухо (звуки); нос (запахи); язык (вкус); тело (внешние качества предмета и температуру, временные отношения).
Главными задачами сенсорного воспитания являются:
1. Научить ребёнка наблюдать, рассматривать, прислушиваться, внимательно изучать окружающий мир. Этому можно научить лишь через интерес, загадочность, тайну, которые можно вызвать через: Чтение познавательной литературы. Через собственный опыт, пример воспитателя и родителей.
2. Научить ребёнка обследовать.
Обследование осуществляется в три этапа:
- Учим ребёнка определять форму предмета в целом. Например: снеговик имеет несколько кругов разных размеров; яблоко-круглое.
- Учим ребёнка выявлять форму, размер главных частей предмета. Например: у курицы есть голова, туловище, хвост.
- Учим ребёнка выявлять второстепенные части предмета. Например: у курицы - клюв, глаза, крылья, ноги.
3. Формировать у детей сенсорные эталоны. Это образцы того или иного качества предмета, выработанные человечеством.
Выделяют эталоны:
- Цвета (красный, зелёный, синий, жёлтый).
- Формы (треугольник, квадрат, прямоугольник, овал и т.д.)
- Величины (большой, маленький, самый маленький и т.д.)
- Вкуса (сладкий, кислый, горький, солёный).
- Обоняния (запах гари, аромат духов и т.д.)
- Эталон звукочастотной чувствительности (громкий, тихий звук; высокий, низкий голос, тон.)
- Времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, день-ночь, зима-лето.)
- Эталоны пространственных представлений (вверх, вниз, право, влево и т.д.)
- Эталоны осязания (гладкий, колючий, пушистый и т.д.)
4. Формировать у детей умения использовать свои сенсорные навыки в разных видах деятельности. Например:
- Математика. Усвоив эталоны величины большой, маленький, ребёнок может посчитать или разбить на две группы большие морковки и маленькие ягодки.
- Изобразительная деятельность. Усвоив тот или иной цвет в дидактической игре, ребёнок использует его в аппликации, рисовании овощей, фруктов и т.д.
- Игра. с/р «День рождения». Ребёнок, зная какие продукты сладкие, кислые, горькие, солёные будет правильно готовить угощение.
Для решения задач сенсорного воспитания используют разнообразные методы.
1. Обследование предметов. Например: яблоко красное, круглое, большое, сладкое, ароматное.
2. Метод сенсорного развития мотивации обследования. Например: «Зачем надо проверять пальчиком землю у растений перед поливом?» Если земля сухая её надо полить; если земля твёрдая её надо подрыхлить, чтобы дышала земля и лучше проходила вода.
3. Метод вербального обозначения всех качеств предмета. Воспитатель вместе с детьми проговаривает все свойства объекта или предмета при обследовании. Например, яблоко: форма- круглое, окраска- жёлтое, на вкус- сладкое, на запах- душистое, на ощупь- гладкое.
4. Метод сравнения. Например: сравниваем квадрат и круг методом наложения. Круг - круглый, катиться, нет углов. Квадрат - есть углы, все стороны равны, углы одинаковые.
5. Метод упражнения, т.е. многократное повторение. Например, найдите все предметы круглой формы, красного цвета и положите их на красный коврик.
Для сенсорного воспитания детей необходимо создавать нужные условия:
1. Разнообразная содержательная детская деятельность.
2. Богатая предметно - развивающая среда (оснащение уголков).
3. Систематическое руководство сенсорным развитием детей, в результате которого дети должны знать все эталоны системы, уметь обследовать.
4. Наличие в группе материала
5. Особая роль в сенсорном воспитании детей принадлежит природе. Например, в лесу, в парке дети учатся различать окраску осенней листвы: у берёзы она лимонного цвета, у дуба – коричневого, у осины – красного или лилового. Картина осеннего леса, порка воспринимается ярче, если воспитатель предлагает послушать голоса птиц, шум ветра, шорох падающих листьев; учит определять запах грибов, прелой зелени.
Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, которое обеспечивает полноценное восприятие окружающего мира, что способствует умственному, физическому, эстетическому развитию детей. Лучший способ развивать и закреплять сенсорные навыки у ребенка – превращать любые занятия и обязанности в игру, т. к. предметная игра является ведущим видом деятельности и основой становления ребенка до 3 лет. Следовательно, главное в этом возрасте – обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – пополнение представлений о свойствах предметов: их цвете, форме, величине окружающих предметов, положении в пространстве. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Сенсорное воспитание на втором и третьем году жизни заключается, прежде всего, в обучении детей предметным действиям, требующим соотнесения предметов по их внешним признакам: величине, форме, положению в пространстве. Овладение знаниями о внешних свойствах предметов достигается путем соотнесения их между собой (так как на этом этапе дети еще не владеют эталонными представлениями)
Познание неизвестного объекта мы проведем с помощью всех анализаторов и одновременно познакомимся с содержанием и приемами сенсорного развития детей младшего возраста:
Зрения –цвета, формы, размера.
Осязание –вес, фактура, температура
Обоняния- запахи,
слух – речь, звуки
Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:
- является основой для интеллектуального развития;
- развивает наблюдательность;
- готовит к реальной жизни;
- позитивно влияет на эстетическое чувство;
- является основой для развития воображения;
- развивает внимание;
- дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;
-обеспечивает освоение навыков учебной деятельности;
- влияет на расширение словарного запаса ребенка;
- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти
Чем больше органов чувств задействовано в познании, тем больше признаков и свойств выделяет ребёнок в объекте, явлении, а следовательно, тем богаче становятся его представления, знания, умения и навыки. Это способствует полноценному развитию ребёнка.
Большую роль в развитии сенсорного воспитания играют дидактические игры. Использование дидактических игр в НОД и в свободное время расширяют представление малыша об окружающем мире, обучают ребёнка наблюдать и выделять характерные признаки предметов (величину, форму, цвет), а также устанавливать простейшие взаимосвязи. Дидактическая игра требует усидчивости, серьезный настрой, использование мыслительного процесса. В процессе игры, дошкольники считают, складывают, вычитают, более того — решают разного рода логические задачи, формирующие определенные логические операции. Это детям интересно потому, что они любят играть. Роль взрослого в этом процессе — поддерживать интерес детей.
Дидактические игры с предметами: пирамидки, вкладыши различного типа, разноцветные счеты, матрешки, мозаика, игры с карандашами, пальчиковые бассейны с различными наполнителями и т.д.:
В своей работе я ставлю и решаю следующие задачи:
-создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.
-формировать умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве).
-воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т.д.).
Направления моей работы:
-формирование представлений о сенсорных эталонах (свойствах предметов)
-обучение способам обследования предметов
-развитие аналитического восприятия ( выделение элементов: цвет, форма, величина).
Вы наверно немного устали, давайте отдохнём поиграем.
Динамическая пауза Я буду давать задание, а вы быстро и точно должны выполнить. Например, я попрошу вас, распределится на группы по цвету волос. И пока я досчитаю до 10, вам необходимо будет найти людей с точно таким же, как у Вас, цветом волос. И если у черноволосого в прическе есть осветленные пряди, то он никак не может оставаться в группе «черных». Не бойтесь остаться в одиночестве. Вы просто другой. И потому мы разные! Надеюсь, что понятно? Тогда начинаем. Распределитесь на группы: по стилю обуви; по наличию часов на руках, по цвету одежды, по длине волос, по цвету глаз; по настроению, которое Вы сейчас испытываете.
Упражнение. Обонятельное восприятие. Ваша задача определить аромат
По кругу предлагаю всем закрыть глаза и понюхать предъявляемые запахи.
• Лимон
• Мята
• Кофе
• Яблоко
• Мед
Слуховое восприятие. Затем я попрошу вас сейчас закрыть глаза послушать.
• Звук режущей бумаги
• Звук мнущейся бумаги
• Переливание воды из сосуда в сосуд
• Катящейся шарик по столу
• Шуршание коробки из-под конфет
Обсуждение в кругу как это было
Упражнение. Вкусовое восприятие.
Предлагаю вам в очередной и последний раз закрыть глаза и понаблюдать за своими ощущениями продукты:
Банан
• Мандарин
• Груша
• Яблоко
• Хлеб белый
• Хлеб черный
Подвижная игра: Отгадай загадку и составь фигуру.
Ни угла, ни стороны,
А родня – одни блины, (круг)
Обведи кирпич мелком Злая рыба хвост-лопата
На асфальте целиком, Откусила полквадрата –
И получится фигура – Целый угол, верь не верь!
Ты, конечно, с ней знаком Кто ж он, бедненький, теперь?
(прямоугольник) (треугольник)
Кубик в краску окуни,
Приложи и подними.
Вася десять раз так сделал –
Отпечатались они. (квадраты)
Продуктивная деятельность: изготовление игрушки сенсорике разноцветный антистрес.
Пальчиковая игра «Пальчики работают»
(Выполнять одновременно двумя руками)
Палец толстый и большой в сад за сливами пошел.
(Поднять большой палец, пошевелить им.)
Указательный с порога указал ему дорогу.
Средний палец самый меткий: он сбивает сливы с ветки.
(Выполнять щелчки большим и средним пальцами)
Безымянный поедает
(Поднести безымянный палец ко рту)
А мизинчик-господинчик в землю косточки сажает
(Постучать мизинцем по столу)
Для изготовления игрушки по сенсорике – антистрес
- Гель для волос;
- Кулечек;
- Перчатки;
- Пищевые краски;
- Блестки;
- Ложечки;
- Скотч;
1.берем пакетик открываем;
2.гель 1-2 ложки;
3.блестки;
4.красители;
5.заклееваем пакетик;
6.перемешиваем;
7.играем.
Благодарю Вас за активное участие и творческую работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Простые и эффективные дидактические игры для развития сенсорных эталонов и мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста".ПРЕЗЕНТАЦИЯ
материал презентации послужит хорошим методическим пособием и для масстер-класса для воспитателей и родителей...
Развитие интеллектуальных способностей у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры с учетом ФГОС
консультация для воспитателей...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию на тему: «Шапочка для снеговика» для детей младшего дошкольного возраста
I. ЦельФормирование умения делать снеговика.II. Задачи. Обучающие задачи: Формирование умения наклеивать круги разного размера в определенной последовательности от самого большого, до маленького.Продо...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию на тему: «Снежные комочки, большие и маленькие» для детей младшего дошкольного возраста (3-4 года).
Цель:Формирование умения рисовать комочки....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию на тему: « Дымковская лошадка» для детей младшего дошкольного возраста (3-4 года)
Цель: декорация дымковской лошадки...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи на тему: «Снег-снежок» для детей младшего дошкольного возраста
I. ЦельЗакрепление знания детей о снеге....
Мастер класс на тему: «Лего - конструирование для детей младшего дошкольного возраста».
1.Дать представление родителям о роли конструкторов «Лего» во всестороннем развитии ребенка.2. Приобщить родителей к Лего - конструированию.3. Познакомить с различными вариантами игровых у...