Обобщение опыта работы классного руководителя
материал

Сандова Виктория Владиславовна

Я - классный руководитель уже 23-ий год. Хотелось бы поделиться опытом. Буду рада, если этот материал будет полезен.

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon obobshchenie_opyta.pdf1.9 МБ
Microsoft Office document icon obobshchenie_opyta.doc61 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Моделирование и построение воспитательной системы, направленной на развитие  индивидуальности ребенка, любознательной, творческой, трудолюбивой личности, знающей историю и традиции родного края, ведущей здоровый образ жизни.

Для воспитания детей нужен не великий

                                                                                            ум, а большое сердце - способность к общению, к

                                                                                             признанию равенства душ взрослого и ребенка.

                                                                                                                                           С. Соловейчик.

21 век – век компьютеризации, инноваций, новых технологий. В стране идет образовательный бум, предлагают различные теории воспитания, апробируют новые системы воспитательного процесса. На лицо прогресс. Но проблема воспитания остается одной из самых важных проблем на данном этапе времени.

Общество испытывает духовно-нравственный кризис. Мир не справляется со своими детьми. Наблюдается рост детских домов, жестокое обращение с детьми, увеличивается количество родителей, лишенных родительских прав. Агрессия и безнравственность поглощает молодое поколение.

Родители не успевают приспособиться к постоянно меняющимся обстоятельствам жизни. Некогда лишний раз обнять ребенка, поинтересоваться его делами, почитать с ним книгу или просто обсудить насущные проблемы. Нам просто некогда любить своих детей!

Такие разные, непохожие друг на друга: у одного доверчивый  добродушный взгляд, у другого настороженный и тревожный, третий –  неугомонный непоседа.  Каждый из них со своим внутренним миром, который мне предстоит открыть для себя и понять.  

 Исходя из этого, целью моей работы стало

  • моделирование и построение воспитательной системы, направленной на развитие  индивидуальности ребенка, любознательной, творческой, трудолюбивой личности, знающей историю и традиции родного края, ведущей здоровый образ жизни.

В основу программы положена система работы академика РАО И. П. Иванова «Коллективно-творческая деятельность» (КТД).

  Основа программы: ориентация детей на общечеловеческие ценности – Человек, Семья, Мир, Знания, Земля, Отечество, Культура.

В процессе работы по данной программе я создаю условия для

  • проявления самостоятельности;
  • проявления активной общественной, гражданской позиции;
  • саморазвития и самореализации;
  • социализации личности в современных условиях.

Функции и содержание моей работы как классного руководителя:

  • аналитическая (изучение учащихся, коллектива, анализ семейного воспитания, уровня воспитанности, анализ и оценка диагностики здоровья);
  • организационно-координирующая (организация разнообразной деятельности детей, установление связи школы и семьи);
  • коммуникативная (регулирование межличностных отношений между детьми; установление оптимальных взаимоотношений учитель-ученик; создание благоприятного психологического климата в коллективе, атмосферы сотрудничества, толерантности и поддержки).

Составляя социальный паспорт класса, я поняла, что мне предстоит сложная и непростая работа. Из 15 учеников – десять человек из многодетных семей, один опекаемые, двое из неполных семей.

Мне предстояло изучить психологические и физиологические особенности каждого ребенка, особенности характеров, интересы и склонности.

Шаг за шагом, день за днем я начала открывать для себя каждого ребенка.

Одним из ведущих методов моей работы - наблюдение, фиксация и его обработка, составление индивидуального плана работы с проблемными детьми.

Большинство детей оказались очень подвижными, непоседливыми, требующими к себе повышенного внимания, с нарушениями эмоционально-волевой сферы, психически неуравновешенные.

Здесь мне пришлось проводить большую работу с родителями. Как известно родители плохо идут на контакт со школой. Бытует мнение: «Отдал ребёнка в школу, руки развязал. Пусть их воспитывают специалисты». Но ведь ни какой специалист не заменит родительской любви. Чтобы привлечь родителей в школу я применяла различные формы работы. Усилия не прошли даром, к моей радости родители с удовольствием откликались и откликаются на любую мою просьбу. В свою работу я включила беседы о дружбе, о вежливости, о равнодушии др., тренинги, всевозможные игры, направленные на развитие коммуникативных навыков, произвольности поведения, основных эмоциональных состояний, коррекции поведенческих навыков. Эту работу я проводила и провожу во время динамических пауз, на переменах, по ситуации, на классных часах.

Это принесло положительные плоды.  К концу 1-го класса дети стали более организованы, в процессе общения многие научились управлять своим поведением, контролировать свою речь и поступки. Начался процесс формирования коллектива.

В. А. Сухомлинский писал: «Воспитывает каждая минута жизни, каждый уголок земли, каждый человек, с которым личность соприкасается подчас как бы случайно, мимоходом. Осмысливать многогранные воздействия окружающего мира – в этом как раз и заключается организующая воспитательная роль школы, педагога».

Организуя воспитательную работу в своем классе, я  выработала систему определенных правил, которых придерживаюсь при общении со своими воспитанниками:

  • при контакте с детьми дарю как можно чаще приветливые взгляды и ласковые прикосновения;
  • при общении с детьми чаще использую просьбу и поощрение, чем приказ и наказание;
  • стараюсь быть предусмотрительной и справедливой в оценке поступков учеников;
  • учу детей радоваться своим успехам и успехам своих товарищей;
  • создаю воспитательные ситуации, которые позволяют ребятам чаще проявлять положительные эмоции, чем отрицательные.

Вся моя работа направлена на развитие индивидуальности личности, на раскрытие интеллектуальных и творческих способностей детей.

Вот один пример из моей практики.

Один мальчик , назовём его условно Петя,  поздний ребёнок в семье, детский сад не посещал, старшие братья уже взрослые, опыта общения со сверстниками у мальчика почти не было. В довершение ко всему у ребёнка проблемы со слухом, от этого комплекс. Придя в школу ни с кем не общался, руку не поднимал, на вопросы отвечал редко, односложно, очень тихо и неуверенно. Мама, потеряв старшего сына при несчастном случае, ушла в себя, на контакт не шла. И вот, когда Петя болел, класс собрался на «большой совет». Посовещавшись, мы, под грифом «совершенно секретно», решили взять шефство над Петей. Начали с того, что идущие с ним по пути до дома стали брать его с собой. Даже те, кому не по пути находили предлог присоединиться к ним. Во время ответа Пети на уроке в классе стояла тишина.  С большим трудом я привлекла его к участию в мероприятии, дав ему роль без слов. Радости и гордости за себя у мальчика не было предела. Мы придумали ещё много секретов чтобы Петя стал нашим другом. В конце года в школу пришла мама Пети со слезами на глазах, чем сильно напугала меня. К счастью она пришла со словами благодарности за сына. В конце года на итоговом «большом совете» в ряду наших побед дети с гордостью заметили, что Петя стал нашим другом. И мальчик с улыбкой согласился с ними. Сейчас мальчик совершенно не отличается от других детей в классе. Кроме того у него оказался математический склад ума и прекрасная память. В муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников по математике Петя занял 1 место. Это лишь один пример того, что любовь и огромное желание помощь ближнему может многое.

Из-за дня в день я стремлюсь, чтобы дети в своем «нравственном портфеле»  несли не злобу, не стремление выместить обиды на ком придется, а наклонность к добру и миру. Стараюсь преобразить детскую агрессию в энергию добра. Этому способствуют частые беседы и дискуссии о нравственности  и безнравственности, о разных поступках людей. Стараюсь, чтобы каждый ребенок выносил из этих бесед положительный опыт.

В работе я часто использую притчи. Детям это очень нравится и, на удивление, они прекрасно понимают их, анализируют, приводят примеры из жизни по поводу.

Дети тянутся ко мне, доверяют. Родители, приходя в школу, говорят, иногда с ревностью, что учитель для их ребёнка авторитетнее, чем они. И я говорю им, что секрет прост: « Будь искренен, не криви душой, отдай всё своё тепло и любовь ребёнку и результат не заставит себя ждать.

Как мало надо маленькому ребенку, чтобы душа его засветилась благодатным светом – участие, любовь, и внимание. Душевный контакт с ребенком, богатое общение с ним, духовное единение – первая и последняя проверка, правильно ли идет воспитание. Есть контакт – все идет  хорошо, нет контакта – ничего нельзя предсказать.

В своей работе я опираюсь на простые постулаты:

  • если ребенка подбадривать, он учится верить в себя;
  • если ребенка хвалить, он учится быть благодарным;
  • если ребенка поддерживать, он учится ценить себя;
  • если ребенка окружить дружелюбием, он учится находить любовь в этом мире.

Вот уже четвертый год мы вместе. Могу смело заявить: мы дружная семья, где царит уважение и взаимопонимание. Мы вместе радуемся нашим успехам, решаем сообща возникающие проблемы. В классе царит поддержка и взаимовыручка.

Наша классная комната превратилась в уютный дом, в котором тепло и красиво. Некоторые ребята ходят на кружок «Зелёный сад» и собственноручно выращивают цветы, например,  Штакина Маша, написала  исследовательскую работу «Чудесный мир комнатных растений. Герань». Защитила эту работу на школьной научной конференции и получила благодарность.

Воспитательная работа в моем классе многоплановая и разнообразная, направленная на развитие познавательных интересов, детского таланта, инициативы. По всем направлением деятельности я провожу разнообразные мероприятия – это классные часы, познавательные игры, экскурсии, поездки в театр, в цирк, прогулки в парк, соревнования, конкурсы, викторины, праздники.

Дети постоянно принимают участие в школьных олимпиадах, во всероссийских олимпиадах «ЭМУ», «Слон». В интеллектуальном школьном турнире «Умники и умницы» мы в прошлом году заняли 1-е место по нескольким предметам. В конкурсе чтецов «Строки опалённые войной» участвовали сразу 8 человек из класса, в конкурсе чтецов стихов об осени участвовали 5 человек. В прошлом году наш класс показал в школе литературно музыкальную композицию о Вов, нас пригласили с выступлением в Дом культуры, где мы с успехом выступили.

Во 2-м классе  мы работали над проектом «Кукла. История и современность», выступали с ним на классном родительском собрании.

В 3-м классе сразу пять учащихся класса приняли участие школьной научной конференции со своими проектами: в работе «Как выглядела наша местность миллионы лет тому назад» у Сандова Глеба получилась интересная поляна  с динозаврами, работы «Орудия лова рыбы, применяемые в нашей местности» и «Рыбы, которые живут в нашей реке» Кугина Надя и Хозумов Боря выполняли вместе с папами-рыбаками. Опытную работу о цветах Штакина Маша выполняла вместе с мамой. А Маргарян Леон свою работу «Дома в посёлке, которые построил мой дед» выполнял вместе со своим большим и дружным родом. Все с успехом защитили свои работы.

В этом году дети работают над большим проектом «Я и моя родословная». С успехом защитили уже несколько тем. Радует то, что эта работа сближает их с родителями, ведь известно, что ни что не заменит живое общение с близкими людьми.

Как и в любой дружной семье у нас устоялись свои традиции: во первых «большие советы» по субботам, походы в лес, «День Знаний», «Осенины», «День именинника», «Новогодний огонек», «Праздник мам», «Прощай школа, здравствуй лето!» и конечно же танцы, которых мы знаем уже много и с удовольствием показываем их в школе и в клубе

Большая работа ведется по духовно-нравственному воспитанию. Мы с удовольствием совершаем заочные экскурсии по городам России, по знаменитым музеям и выставкам, используя интернет. Я при помощи родителей учеников перевела словарные слова, изучаемые в начальной школе на мансийский язык, а затем перевела их дословно опять на русский язык. Обобщила этот опыт и познакомила с ним детей. Оказалось в дословном переводе мансийский язык звучит как песня, дети были в восторге.

Также мы частые в поселковом музее под открытым небом. Там мы  с удовольствием узнаём об истории, обычаях, традициях нашего родного края.

Вообще наша жизнь не ограничена стенами школы. Мы принимаем участие почти во всех мероприятиях, проводимых в посёлке. Мы частые гости в клубе, в музее, в сельской библиотеке. С удовольствием участвуем в акциях по благоустройству посёлка. А уж спортивные мероприятия без нас просто не обходятся.

Огромное значение я придаю укреплению здоровья детей. Стараюсь создавать максимальные условия, чтобы дети росли здоровыми и как можно меньше болели. Этому способствуют физминутки, подвижные перемены, прогулки на свежем воздухе, спортивные игры, привлечение детей в секции, танцы.

Большинство детей ходят на лыжную секцию. На соревнованиях занимаем призовые места. Я стараюсь от ребят не отставать.

В прошлом году 3 наших семьи защищали честь класса на школьных соревнованиях «Мама, папа,я – спортивная семья».

Мои ребята очень любят занятия, конкурсы, викторины, соревнования, концерты и т.д.

За 3 года обучения мои ребята  стали публичны, свободно выступают в любой аудитории, отличаются  артистичностью и большой активностью.

К внеклассным мероприятиям относятся с большим интересом, с удовольствием готовят их. Особенно любят театрализованные представления, танцы. Участниками таких празднеств бывают не только дети, но и родители, которые со всей ответственностью подходят к подготовке мероприятий. Они шьют костюмы, делают декорации. Родители оказывают большую помощь в организации работы  класса. Родительский комитет работает очень хорошо.

Любой вопрос, любая просьба не остается без внимания, а тут же находятся пути их решения. Моя любовь, забота о них соединила меня невидимой нитью с их родителями, которые стали более терпимыми, внимательными, заботливыми. И я рада, что мне удалось сплотить не только детский коллектив, но и родительский. За этим стоит большой труд.

За три года мною проведена не только воспитательная, но и  просветительская работа.

В первую очередь я использую вариативные формы  для проведения родительских собраний, которые активизируют внимание родителей, способствуют более легкому запоминанию сути бесед, создают  особый настрой на откровенный и деловой разговор. Это дискуссии, тренинги, встречи за круглым столом, деловые игры, родительские чтения. Провожу для родителей открытые уроки, даю творческие задания, которые они выполняют совместно с детьми.

Мне удалось найти не только общий язык, взаимопонимание со всеми  родителями моих воспитанников, но и раскрыть индивидуальные способности, творческий потенциал детей, заложить основы личности. Значит, я на верном пути, мое педагогическое кредо, моя выстроенная апробированная воспитательная система являются истинными.

 Я два года подряд участвовала  и побеждала в межведомственном конкурсе педагогического мастерства «Таёжный БУМ». В прошлом учебном году я с успехом участвовала в номинации «Сердце отдаю детям». Это победа, конечно же не только моя, но и всех моих детей. Я своей любовью объединила детей и взрослых, их души и сердца. А это ведет к сотрудничеству поколений, рождает в ребенке желание любить и действовать, заботиться о людях, о своей стране.

Районный конкурс на получение премии

Главы администрации Берёзовского района в номинации

«Лучший классный руководитель»

Опыт работы:

«Система работы классного руководителя»

Сандова Викторя Владиславовна

Классный руководитель 4 класса

МБОУ Сосьвинская СОШ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы классного руководителя. КТД.

В статье рассказывается об организации КТД. Расскрываются этапы КТД, педагогические условия реализации, приводится примерный перечень КТД на учебный год. Материал взят из опыта работы классного руково...

"Из опыта работы классного руководителя"

Энергия детства неисчерпаема, нужно лишь уметь направлять её в нужное русло. Вся моя воспитательная работа направлена на то, чтобы ребенок чувствовал с...

Формирование классного коллектива (из опыта работы классного руководителя 1-4 классов)

«Если каждый человек на кусочке своей земли сделал бы всё, что он может, как прекрасна была бы земля наша!» А.П.Чехов. Перефразируя классика, я скажу так: « Если я, как классный руководитель, сд...

Обобщение опыта работы классного руководителя по программе «Семь важнейших «Я». Направление «Я и МИР ВОКРУГ»

Младшие школьники, стремящиеся к познанию окружающей нас природы, находятся в том возрасте, который благодатен  для формирования элементарных экологических понятий. На экскурсиях в природу, в наб...

«Организация воспитательной работы по развитию творческих способностей: из опыта работы классного руководителя»

Одарённый ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности....

доклад«Организация воспитательной работы по развитию творческих способностей: из опыта работы классного руководителя»

Выступила с докладом "Организаця воспитательной работы по развитию творческих способностей: из опыта работы классного руководителя" на научно-практической конференции....