Обобщение опыта работы классного руководителя по программе «Семь важнейших «Я». Направление «Я и МИР ВОКРУГ»
учебно-методический материал (1 класс)
Младшие школьники, стремящиеся к познанию окружающей нас природы, находятся в том возрасте, который благодатен для формирования элементарных экологических понятий. На экскурсиях в природу, в наблюдениях за растениями и животными перед детьми раскрывается красота родной природы, ее неповторимость. Одновременно дети замечают и неразумное, пагубное влияние человека на природу. Чтобы научить ребенка видеть вокруг себя эти контрасты, сопереживать и размышлять, можно использовать на уроках экологические сказки, задачи с природоведческим содержанием, занимательные вопросы, игры и, конечно, экскурсии.
Разработанная мною программа «Семь важнейших «Я» включает направление «Я и МИР ВОКРУГ».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota8.dok_.docx | 24.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщение опыта работы классного руководителя по программе «Семь важнейших «Я». Направление «Я и МИР ВОКРУГ»
Ступникова Марина Сергеевна,
учитель начальных классов МБОУ «ЦО №19» города Тулы
Младшие школьники, стремящиеся к познанию окружающей нас природы, находятся в том возрасте, который благодатен для формирования элементарных экологических понятий. На экскурсиях в природу, в наблюдениях за растениями и животными перед детьми раскрывается красота родной природы, ее неповторимость. Одновременно дети замечают и неразумное, пагубное влияние человека на природу. Чтобы научить ребенка видеть вокруг себя эти контрасты, сопереживать и размышлять, можно использовать на уроках экологические сказки, задачи с природоведческим содержанием, занимательные вопросы, игры и, конечно, экскурсии.
Разработанная мною программа «Семь важнейших «Я» включает направление «Я и МИР ВОКРУГ».
Ведущая идея – непрерывная связь человека и природы.
Цели и содержание раздела:
● мое место в природном и социальном окружении.
(Содержание этого раздела направлено на становление у младших школьников эмоционально- нравственного отношения к окружающей среде)
● формирование представлений о природе и социальном окружении как среде жизнедеятельности человека. Роль и место «Я» в этой среде.
● обучение методам познания природы, восприятия окружающей среды посредством органов чувств.
● воспитание эстетического нравственного отношения к окружающей среде; умение вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами.
● охрана природной среды от загрязнения, разрушения, истощения. Место
«Я» и «МЫ» в реализации этой задачи.
Методы работы: экскурсии, наблюдения, чтение детской литературы, показ фильмов на экологические темы, конкурсы знатоков природы, олимпиады, викторины, тематические праздники, соревнования, беседы на классных часах, музейные интерактивные занятия, индивидуальную деятельность отдельных учащихся и их семей.
Для достижения цели приобщения детей к природе планирую и провожу родительские собрания в 1 – 4 классах.
Вот темы некоторых из них:
1 класс. «Значение эмоций для формирования положительного взаимодействия ребенка с окружающим миром».
2 класс. «Воспитание любви к природе при общении
с домашними питомцами».
3 класс. «Презентация компьютерных игр, энциклопедий по теме: « Мир вокруг нас» при проведении собрания «Компьютер в жизни школьника».
1 КЛАСС.
Беседы | «Не ломайте веточку!», «О братьях наших меньших» «В помощь пернатым друзьям», «Кто такой лесничий?». |
Викторины: | «Родная природа», «В гостях у Кикиморы», «О кошках и собаках», «Кто в лесу живет? |
Конкурсы: | Конкурс рисунков «Мой питомец», Конкурс загадок о временах года, Конкурс загадок «Вопросы деда Всеведа». |
Экскурсии: | Экскурсия в Центральный парк г. Тулы, Экскурсия в Московский театр кошек. |
Операции: | «Наши зеленые друзья» (оснащение кабинета комнатными растениями), «Покормите птиц зимой!» (изготовление и развешивание кормушек) |
Инсценировка: | «В гостях у Осени» (совместно с родителями) |
2 КЛАСС.
Беседы | «Растения – часть природного окружения человека» «Как вести себя в лесу, чтобы не причинить вреда его обитателям?» «Правила ухода за комнатными растениями» |
Викторины | «Путешествие в Микробию», «Кто в лесу поет?», «Необычные домашние животные» |
Конкурсы: | Конкурс поделок из природного материала «Чудеса из ничего», «Вторая жизнь даров осени» Выставка поделок из овощей, фруктов для праздника «Осенние сказки» |
Экскурсии: | Экскурсия в Александровский парк г. Тул Экскурсия в Московский театр зверей им. В. Дурова Экскурсия в Московский зоопарк. |
Операции: | «Наши зеленые друзья» (уход за комнатными растениями), «Покормите птиц зимой» (наблюдение за птицами в кормушке). «Цветик - семицветик (выращивание рассады для пришкольного участка |
Экологические сказки: | «Путешествие зеленого листика», «О воде живой и мертвой». |
Праздники: | « В гостях у Зимушки – Зимы» (Театрализация совместно с родителями), «Осенние сказки (театрализация совместно с родителями). |
3 КЛАСС
Беседы: | «Не нарушайте тишину!» «Мое место в природе» (дискуссия) «Прозрачный невидимка»(об охране воздуха) |
Викторины: | «Вода- эликсир жизни», «Удивительное рядом!» ( о мире вещей) |
Экскурсии: | Экскурсия в музей при ТГПУ им. Л. Н. Толстого, Экскурсия в Тульский экзотариум, Экскурсия в Палеонтологичекий музей г. Москвы. |
Экологические сказки: | «Приключения дождевого червя» ( об охране почвы), «Удивительный мир шестиногих (об охране насекомых) |
Знакомство с профессиями: | дрессировщик, ветеринар, эколог (видеофильмы) |
Праздники: | «Кошкин бал», «Праздник прилета птиц». |
Олимпиада: | «Знатоки природы» |
Операции: | «Наши зеленые друзья», «Покормите птиц зимой!» «Цветик- семицветик». |
4 КЛАСС.
Беседы: | «Костер- лесу враг!», «Связь человека с природным сообществом» (дискуссия), «Человек- друг или враг природе?»( дискуссия) |
Знакомство с профессиями: | коневод, хлебопек (в/ ф) |
Экологические сказки: | «Живые цепочки «День рождения рябинки», «Великан и Голубое озеро». |
Экскурсии: | Экскурсия в Калугу в Музей космонавтики, Экскурсия в Тульский краеведческий музей Экскурсии в музей Дарвина в Москв |
Конкурсы: | Конкурс тематических кроссвордов Конкурс- защита проектов « Сбережем нашу планету!» |
Олимпиада: | «Земля – наш общий дом!» |
Задания, используемые на уроках окружающего мира
и литературного чтения.
«Секреты Лесовичка»
Учитель:
- Ребята, у нас в гостях Лесовичок, наш старый друг, хозяин леса. Он принес вам несколько секретов. Но мы узнаем о них, если верно выполним задания.
1 задание.
- Какое растение поможет в лесу, если ты натер ногу?
( Подорожник. Сорвите лист, разомните его и приложите к ране.)
2 задание.
- Что в лесной аптеке можно взять при укусе пчел?
( При укусе пчел помогает млечный сок одуванчика: и боль проходит, и опухоли не останется.)
3 задание.
- Какое средство от комаров вы знаете?
( От комаров в лесу помогает пижма или дикая рябина: надо натереть руки и лицо, запах отпугивает насекомых.)
В подарок Лесовичок оставляет земляничное варенье и чай из лесных трав.
« Почему плачет синичка?»
Прочитаем рассказ В. А. Сухомлинского «Почем плачет синичка?» и ответим на вопросы.
«В доме на краю села жили муж и жена. Было у них двое детей - Миша и Оля. Мише было десять лет, а Оле - девять.
Около дома рос высокий ветвистый тополь
- Сделаем из тополя качели, - сказал Миша.
- Как хорошо будет качаться! – обрадовалась Оля.
Полез Миша на дерево, привязал к веткам веревку. Встали дети на качели и давай качаться.
Качаются, а около них синичка летает и поет, поет.
Миша говорит:
- Синичке тоже весело от того, что мы качаемся.
Глянула Оля на ствол и увидела дупло, а в нем- гнездышко, а в гнездышке птичка маленькая.
- Синичка не радуется, а плачет, - сказала Оля.
- А почему же она плачет? – удивился Миша.
- Подумай, почему, - ответила сестра.
Миша спрыгнул с качелей, посмотрел на синичкино гнездышко и думает: почему же она плачет?»
Учитель:
- Как бы вы объяснили Мише, почему плачет синичка?
- Какой вывод вы сделали?
- Составьте правила поведения в лесу!
Задачи экологического содержания, используемые на
уроках математики.
1 класс. Тема: « Нахождение неизвестного вычитаемого»
Без помощи человека из 10 синиц до весны доживают только 2.
Сколько синиц из 10 погибнет без помощи человека?
1 класс. Тема: « Составные задачи на разностное сравнение»
За последние два столетия на Земле было истреблено 34 вида птиц,
животных и змей. Птиц- 13 видов, животных- 15 видов. На сколько
больше было истреблено животных и птиц, чем видов змей?
2 класс. Тема: « Повторение пройденного во 2 классе»
Береза, на которой 20 тысяч листьев, может служить домом для 60 тысяч насекомых. Для скольких тысяч насекомых может служить береза, на которой 60 тысяч листьев?
Операция « Покормите птиц зимой!»
Приучите птиц в мороз к своему окну,
Чтоб без песен не пришлось вам встречать весну!
- Что вы положите в кормушку?
- Каких зимующих птиц вы знаете?
На уроках труда дети изготавливают кормушки. После уроков учащиеся вместе с учителем развешивают их на деревьях в школьном дворе.
В операции « Помоги птицам!» ребята принимают участие каждый год. Она является доказательством единения учебного процесса и внеклассной работы.
Операция « Наряжаем елочку».
Учитель обращается к детям со словами:
В лесу родилась елочка,
В лесу должна расти,
Не нужно рубить елочку
И в дом ее нести.
В лесу так елке весело,
Метель поет ей песенки.
Укрыты веточки снежком,
Стоят все елочки рядком.
Не мерзнет елочка зимой,
Не просит брать ее домой.
Идите в лес вы к елке сами,
И праздник встретьте там с друзьями.
Не стоит елочку губить,
А лучше жизнь ей сохранить.
Искусственную елочку купи
И в своем доме наряди!
Проводится беседа «Как сберечь лес?» В классе дети наряжают искусственную елку и готовятся к празднику « В гостях у Зимушки- Зимы» и ставят спектакль «Как Снеговики елочку спасли».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование классного коллектива (из опыта работы классного руководителя 1-4 классов)
«Если каждый человек на кусочке своей земли сделал бы всё, что он может, как прекрасна была бы земля наша!» А.П.Чехов. Перефразируя классика, я скажу так: « Если я, как классный руководитель, сд...
Обобщение опыта работы по программе «Семь важнейших «Я». Направление «Я и МИР ВОКРУГ»
Чтобы организовать жизнь детей моего класса наполнено и интересно, я задалась целью создать программу по воспитательной работе «Семь важнейших « Я».Содержание этого раздела направлено на становл...
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ «Семья – моя главная опора»
Семья должна рассматриваться школой как один из наиболее значимых факторов, активно влияющих на становление личности с первых дней жизни человека....
Обобщение опыта работы классного руководителя
Я - классный руководитель уже 23-ий год. Хотелось бы поделиться опытом. Буду рада, если этот материал будет полезен....
«Организация воспитательной работы по развитию творческих способностей: из опыта работы классного руководителя»
Одарённый ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности....
«Организация воспитательной работы по развитию творческих способностей: из опыта работы классного руководителя»
презентация к докладу...
доклад«Организация воспитательной работы по развитию творческих способностей: из опыта работы классного руководителя»
Выступила с докладом "Организаця воспитательной работы по развитию творческих способностей: из опыта работы классного руководителя" на научно-практической конференции....