Педагогические подходы к формированию нравственной культуры детей
статья (1 класс)
Духовно-нравственное воспитание предполагает становление отношений ребёнка к Родине, обществу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе, и, соответственно развитие качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskie_podhody.docx | 45.31 КБ |
Предварительный просмотр:
«Педагогические подходы к формированию нравственной культуры детей»
Герасимова Светлана Анатольевна
ГБОУ СОШ №404 учитель начальных классов.
2019г
Добрый пример по кругу возвращается к подавшему его, как дурные примеры обрушиваются на голову зачинителей зла.
Л.А Сенека
В воспитании человека важно добиваться,
чтобы нравственные и моральные истины были не просто
понятны, но и стали бы целью жизни каждого человека,
предметом собственных стремлений и личного счастья.
И. Ф. Свадковский.
Одна из главных проблем современности — это духовный кризис.
Основная цель духовно-нравственного воспитательного процесса в школе — это создание эффективных условий для формирования духовности и нравственности школьников. Сегодня это одна из важнейших проблем нашего общества.
Классный руководитель – человек, на которого ложится одна из ведущих ролей в процессе воспитания нравственной личности учащегося.
Я вижу для себя задачи работы классного руководителя в следующем:
- развитие духовности, патриотизма и трудолюбия учеников;
- развитие коллектива школьников на основе нравственности и духовности;
- проведение внеклассной интеллектуальной и познавательной работы;
- исследование личностных качеств школьников, их интересов и склонностей;
- отношение к здоровью как залогу истинной нравственности;
- взаимодействие школы и родителей с помощью совместных мероприятий, индивидуальной работы, родительских собраний.
Эти задачи я реализую через программу воспитательной работы «Я и мир вокруг меня» и воспитательную программу школы, основанную на приоритетной миссии создания условий для умственного, нравственного и физического развития подрастающего поколения. Основная цель программы – воспитание гражданина на основе общечеловеческих и нравственных ценностей, способного к активной жизни, труду и творчеству. Программа состоит из 11 основных направлений организации воспитания и социализации учащихся:
- Гражданско-патриотическое.
- Нравственное и духовное воспитание.
- Воспитание положительного отношения к труду и творчеству.
- Интеллектуальное воспитание.
- Здоровьесберегающее направление.
- Социокультурное и медиакультурное воспитание.
- Культуротворческое и эстетическое воспитание.
- Правовое воспитание и культура безопасности.
- Воспитание семейных ценностей.
- Формирование коммуникативной культуры.
- Экологическое воспитание.
.
Большое значение в воспитательном процессе имеют дифференцированный и индивидуальный подходы.
Организовывая процесс воспитания духовно-нравственных качеств учеников, использую самые разнообразные формы работы:
- экскурсии;
- спектакли;
- игры;
- выпуск стенгазет;
- создание проектов;
- просветительская работа и т.д.
Как классный руководитель, провожу эту работу в системе внеурочных мероприятий, то есть выступаю как основной организатор духовно-нравственного воспитания учащихся во внеурочное время. Передо мной стоит важнейшая задача по воспитанию у своих питомцев нравственных навыков и привычек, формированию у них единства слова и поведения. В этом плане огромное значение имеет вовлечение каждого школьника в практическую общественно-политическую, трудовую и культурно-массовую деятельность. Весьма важной задачей классного руководителя является подчинение всех сторон внеурочной воспитательной работы моральному развитию школьников.
Я, как классный руководитель, постоянно и всесторонне изучаю учащихся, особенности их характера, поведения и моральной воспитанности в целом.
Школьная пора — хорошее время для формирования духовности и нравственности. Духовно-нравственное воспитание проводится с целью формирования высших моральных ценностей, таких как:
- гуманные (дружелюбные) отношения между детьми;
- чувство долга, ответственности за своё поведение;
- трудолюбие и потребность в труде;
- бережное отношение к природе;
- ориентация на гармоничную и одобряемую в социуме семейную жизнь;
- культура общения, самопознание и самовоспитание.
На какой идеал ориентироваться сегодняшним школьникам?
Концепция духовно-нравственного воспитания, разработанная для школьников России, гласит, что нужно стремиться стать высокоморальным, творческим, профессионально компетентным гражданином России, который воспринимает судьбу страны как собственную, осознаёт ответственность за государство, воспитанный в традициях Российской Федерации.
Классный руководитель – человек, на которого ложится одна из ведущих ролей в процессе воспитания нравственной личности учащегося.
Я вижу для себя задачи работы классного руководителя в следующем:
- развитие духовности, патриотизма и трудолюбия учеников;
- развитие коллектива школьников на основе нравственности и духовности;
- проведение внеклассной интеллектуальной и познавательной работы;
- исследование личностных качеств школьников, их интересов и склонностей;
- отношение к здоровью как залогу истинной нравственности;
- взаимодействие школы и родителей с помощью совместных мероприятий, индивидуальной работы, родительских собраний.
Процесс духовно-нравственного воспитания в школе характеризуется многоплановостью и разнообразием средств педагогического воздействия на учащихся. Наиболее распространённой формой этой организации является классный час, на котором я обычно провожу беседы о дружбе, справедливости, доброте и отзывчивости, непримиримости к равнодушию, скромности. Основное требование к классному часу – это активное участие в нём всех учащихся.
Тематика классных часов в 1 классе:
- С чего начинается Родина?
- Что такое права и обязанности?
- Когда язык мой – друг мой?.
- Вежливость и доброта.
- Расскажи мне обо мне.
- Чуткость и милосердие.
Кроме того, в моей воспитательной деятельности большое место занимают этические беседы. Они имеют целью обогатить моральными представлениями и понятиями, связанными с положительными поступками и действиями, ознакомить с правилами поведения. В процессе бесед вырабатывается оценочное отношение учащихся к своему поведению и поведению других людей.
Тематика эстетических бесед:
- «Память»
- «Благодарность»
- «Душа»
- «Сила духа»
- «Нравственные ценности»
- «Счастье – жить»
- «Мы и культура»
Дети чутки и восприимчивы ко всему. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека , но главное, что эти качества должны закладываться сегодня.
Большую помощь в духовно-нравственном воспитании школьников оказывает участие в общешкольных мероприятиях. Их подготовка и проведение требует большого труда и затраты времени. Участие в различных конкурсах, презентациях делает детей более раскованными и культурными в общении. Многие раскрывают в себе дремавшие таланты как артиста, чтеца, рассказчика
Моя работа, как классного руководителя, в полной мере связана с направлением воспитательной работы всей школы. Реализация проектов, проведение мероприятий различного уровня и направленности помогают воспитывать гармонично развитую личность на всех уровнях духовно-нравственного воспитания
Целью моей работы является обеспечение возможности творческой самореализации и одаренных детей. Конечным продуктом деятельности учащихся являются творческие презентации, выпуск школьной газеты, создание художественных произведений и рисунков, инсценирование, танцевальные выступления.
Работа классного руководителя по нравственному воспитанию учащихся невозможна без взаимодействия с семьей. Учитель и родитель должны понимать, что без соблюдения определенных нравственных норм невозможно воспитать человека, который будет достойным гражданином общества.
Основная цель работы с родителями: взаимодействие семьи и классного руководителя в воспитании нравственной и творчески активной личности;
Многие вопросы нравственного воспитания обсуждаем с родителями на собраниях и родительских лекториях. В своей работе использую следующие формы проведения родительских собраний: обмен мнениями, лекция, беседа, собрание-праздник; совместный концерт с детьми; ярмарки; походы; экскурсии.
Таким образом, заинтересовывая родителей, мы приобретаем в их лице союзников и помощников в учебно-воспитательном процессе. Радует то, что родители не остаются в стороне, всегда принимают активное участие во всех делах класса и школы.
Учитель ХХI века обязан быть творческой личностью, чтобы реализовать себя.
Увлеченность - учителя ведёт ребят к вершинам творчества и самосовершенствования, своей увлеченностью учитель «заражает» детей.
Нравственная культура - педагога является примером для подражания в поступках, делах.
Творческий подход к решению сложных педагогических задач позволяет успешно реализовать новые технологии воспитания, использовать оптимальные методы, средства, формы работы, применять исследовательские приемы.
Основную роль в духовно-нравственном становлении личности, конечно же, играет учитель, классный руководитель, который должен быть горящей свечой, он должен нести свет, теплоту внутреннюю и духовную. Тогда от этой свечи возгорятся сердца наших детей.
В нашу жизнь всё прочнее входят новые технологические процессы конструирования и моделирования. В настоящее время в арсенале воспитательных средств прочно заняла своё место осуществляемая под руководством педагогов проектная деятельность обучающихся, в том числе социально-ориентированное проектирование, главным компонентом которого является целеустремлённое взаимодействие детей и взрослых, при котором важную роль играет самостоятельный труд обучающихся: физический, интеллектуальный, творческий.
Таким образом, педагогический смысл работы по нравственному становлению личности младшего школьника состоит в том, чтобы помогать ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор. Успешность данного вида деятельности в формировании нравственных качеств школьника зависит от грамотности педагога, разнообразии применяемых им методов и эмоциональном отклике детей. Нравственная направленность личности раскрывается не в отдельных поступках, а в её общей деятельности, которая оценивается, прежде всего, через способность личности активно проявлять свою жизненную позицию.
Духовно-нравственное воспитание является одним из основных компонентов образовательного процесса в школе, что помогает вырастить честных, добрых, трудолюбивых людей, поможет найти им своё место в жизни, использовать полученные знания и умения на благо Родины.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль традиционной культуры в формировании нравственного сознания детей.
В статье рассмотрены особенности формирования нравственного сознания детей на основе приобщения к традиционной культуре....
Проект "Практико-ориетированный подход в формировании экологической культуры младших школьников"
Данный проект заключается в организации экологического образования путем усиления содержательной части программы начальных классов экологическим практикумом, который включает в себя не тол...
Методы и приемы педагогической работы по формированию нравственной мотивации у детей младшего школьного возраста
Моральные мотивы руководят нравственными поступками человека, побуждают его размышлять над соответствующим проявлением образа действий. Чтобы добиться от учащихся глубоко осознанного, обоснованного по...
Педагогический такт как основа нравственной культуры учителя
Педагогический такт как основа нравственной культуры учителя...
Педагогический проект: «Совершенствование духовно – нравственной культуры младших школьников в урочной и внеурочной деятельности «Дорога Добра».
Школа – важнейший период в жизни каждого человека, который во многом определяет его дальнейшее развитие. В эти годы он не только приобретает определенные знания и умения, он формирует сист...
Методы и приемы педагогической работы по формированию нравственной мотивации у детей младшего школьного возраста
Моральные мотивы руководят нравственными поступками человека, побуждают его размышлять над соответствующим проявлением образа действий. Чтобы добиться от учащихся глубоко осознанного, обоснованного по...
«Единые педагогические подходы к формированию метапредметных и личностных планируемых результатов при реализации ФГОС НОО»
Российское образование, с учетом намеченных основных направлений Федеральной целевой программы развития образования, находится на этапе перехода к новому Стандарту, в котором пред...