«Единые педагогические подходы к формированию метапредметных и личностных планируемых результатов при реализации ФГОС НОО»
материал

Т.В.Забатурина

      Российское образование, с учетом намеченных основных направлений Федеральной целевой программы развития образования, находится на этапе перехода к новому Стандарту, в котором предусматривается коренное изменение приоритетов.

Становление новой системы образования ориентировано на вхождение России в мировое образовательное пространство. Это сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.

ФГОС — это утвержденный на государственном уровне документ, который устанавливает требования к образовательным программам. Новые стандарты НОО и ООО требуют, чтобы содержание образовательных программ  было вариативным. Это значит, что школы все больше должны ориентироваться на потребности учеников и предлагать им различные варианты программ в рамках одного уровня образования. Школа может обеспечить вариативность тремя способами. Первый – в структуре программ НОО и ООО школа может предусмотреть учебные предметы, учебные курсы и учебные модули. Второй – школа может разрабатывать и реализовывать программы углубленного изучения отдельных предметов. Третий способ – школа может разрабатывать и реализовывать индивидуальные учебные планы в соответствии с образовательными потребностями и интересами учеников.Вариативность дает школе возможность выбирать, как именно формировать программы. Учителя смогут обучать учеников в соответствии с их способностями и запросами. При этом, однако, нужно учитывать и требования к предметным результатам.

Перечислим основные нововведения:

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Единые педагогические подходы к формированию метапредметных и личностных планируемых результатов при реализации  ФГОС НОО»

Российское образование, с учетом намеченных основных направлений Федеральной целевой программы развития образования, находится на этапе перехода к новому Стандарту, в котором предусматривается коренное изменение приоритетов.

Становление новой системы образования ориентировано на вхождение России в мировое образовательное пространство. Это сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.

ФГОС — это утвержденный на государственном уровне документ, который устанавливает требования к образовательным программам. Новые стандарты НОО и ООО требуют, чтобы содержание образовательных программ  было вариативным. Это значит, что школы все больше должны ориентироваться на потребности учеников и предлагать им различные варианты программ в рамках одного уровня образования. Школа может обеспечить вариативность тремя способами. Первый – в структуре программ НОО и ООО школа может предусмотреть учебные предметы, учебные курсы и учебные модули. Второй – школа может разрабатывать и реализовывать программы углубленного изучения отдельных предметов. Третий способ – школа может разрабатывать и реализовывать индивидуальные учебные планы в соответствии с образовательными потребностями и интересами учеников.Вариативность дает школе возможность выбирать, как именно формировать программы. Учителя смогут обучать учеников в соответствии с их способностями и запросами. При этом, однако, нужно учитывать и требования к предметным результатам.

Перечислим основные нововведения:

1. Конкретизировали требования к предметным результатам;
2. Прописали критерии сформированности УУД и достижения личностных результатов;
3. Изменили объем аудиторной нагрузки в НОО и ООО;
4. Ввели новые требования к рабочим программам. Рабочие программы формируются с учетом рабочей программы воспитания;
5. Закрепили вариативность содержания программ;
6. Расширили требования к материально-технической базе.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определяет требования к результатам освоения основной образовательной программы. К числу планируемых результатов относятся:

• личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

• метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

• предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Предметные результаты. Новые ФГОС 2022 года определяют четкие требования к предметным результатам по каждой учебной дисциплине. Появилось конкретное содержание по каждой предметной области. Например, во ФГОС НОО конкретизировали предметные результаты по каждому модулю ОРКСЭ – «Основы православной культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы исламской культуры», «Основы религиозных культур народов России», «Основы светской этики». В предыдущей редакции ФГОС были только общие установки на формирование определенных компетенций. Школы сами решали, что именно и в каком классе изучать. Поэтому образовательные программы в каждой школе были собственные, а результаты обучения не детализированные. Новые ФГОС 2022 года устанавливают строгие требования к предметным результатам по каждой учебной дисциплине на обоих уровнях образования.   Новые ФГОС, как и прежде, требуют системно-деятельностного подхода. Они конкретно определяют требования к личностным и метапредметным образовательным результатам. Если в старых стандартах эти результаты были просто перечислены, то в новых они описаны по группам.

Личностные результаты группируются по направлениям воспитания:
— гражданско-патриотическое; духовно-нравственное; эстетическое; физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия; трудовое;
— экологическое; ценность научного познания.

Самое большое внимание оказывается метапредметным результатам.

 Метапредметные результаты  группируются по видам универсальных учебных действий:
— овладение универсальными учебными познавательными действиями – базовые логические, базовые исследовательские, работа с информацией;
— овладение универсальными учебными коммуникативными действиями – общение, совместная деятельность;
— овладение универсальными учебными регулятивными действиями – самоорганизация, самоконтроль.

Метапредметная   деятельность - деятельность, не относящаяся к конкретному учебному предмету, а, напротив, обеспечивающая процесс обучения в рамках любого учебного предмета.

Метапредметный подход - на основании фундаментальных образовательных объектов (ФОО) выделяют  учебные метапредметы, которые могут входить в обычные учебные курсы в виде метапредметной темы или раздела.

«Метапредмет – это корневая основа (ЯДРО)

 содержания образования

и соответствующих видов учебной деятельности».

Метапредметы: «Знак», «Проблема», «Смысл», «Ситуация».

Формирование метапредметных  компетентностей происходит при использовании в образовательном процессе

определённых технологий обучения:

  • развитие критического мышления через письмо и чтение;
  • ТРИЗ (теория решения изобретательских задач);
  • технологический компонент

личностно-развивающего урока;

  • метод проектов;
  • исследовательская деятельность.

Особенности метапредметного занятия:

  1. Это интегрированное занятие.
  2. Деятельность  учащихся организуется не с целью передачи им знаний, а с целью им передачи способов работы со знанием.
  3. Содержание составляют деятельностные единицы, носящие универсальный характер:  понятия, модели, схемы, задачи, проблемы и т.д.

В действующих ФГОС личностные и метапредметные результаты описаны обобщенно. В обновленных Стандартах каждое универсальное учебное действие содержит критерии сформированности. Например, один из критериев, по которому нужно будет оценивать сформированность регулятивного УУД «Самоорганизация», – это умение ученика выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях.     Предполагается, что с таким подробным и конкретным описанием планируемых результатов педагогам будет проще организовывать на уроках систему формирующего оценивания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личностные планируемые результаты

Оценка личностных результатов...

УУД. Учебное задание по русскому языку, направленного на достижение метапредметного и предметного планируемого результата. Анализ задания.

Учебное задание  по русскому языку, направленного на достижение метапредметного и  предметного планируемого результата. Анализ задания....

Внеурочная деятельность в рамках ФГОС. Статья «Формирование метапредметных и личностных действий во внеурочной деятельности»

Внеурочная деятельность в рамках ФГОС. Статья «Формирование метапредметных и личностных действий во внеурочной деятельности»...

Внеурочная деятельность в рамках ФГОС. Презентация " «Формирование метапредметных и личностных действий во внеурочной деятельности»

Внеурочная деятельность в рамках ФГОС. Презентация " «Формирование метапредметных и личностных действий во внеурочной деятельности»...

Обобщение опыта "Использование первороботов Лего для формирования метапредметных и личностных результатов"

Уникальность ПервоРоботов LEGO состоит в том, что они возвращают детей к эмпирическому познанию мира, но в то же время приучают к систематической обработке и анализу полученных данных с помощью компью...

Планирование результатов обучения. Формирование личностных планируемых результатов при составлении поурочного плана.

Как организовать процесс достижения планируемых результатов? Какие педагогические технологии выступают наиболее эффективными средствами достижения планируемых результатов?...