Проект "Практико-ориетированный подход в формировании экологической культуры младших школьников"
проект (1 класс) по теме
Данный проект заключается в организации экологического образования путем усиления содержательной части программы начальных классов экологическим практикумом, который включает в себя не только аудиторные занятия (уроки окружающего мира; элементы на уроках математики, риторики, литературного чтения…), но и внеурочные мероприятия (экскурсии, акции, КТД, исследовательская и проектная деятельность, встречи с интересными людьми…). Практическая деятельность данного проекта связана с местом расположения школы и местом проживания обучающихся. Данная работа способствует развитию самостоятельного мышления, развитию мыслительных операций, поиску оптимальных решений проблемных ситуаций. Проект представляет собой длительную систематическую работу, включающую обучающихся в практико-ориентированную деятельность экологического направления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 143 КБ |
![]() | 1.79 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №15»
Практико-ориентированный подход
в формировании экологической культуры младших школьников.
Не в количестве знаний
заключается образование,
в полном понимании и искусном
применении того, что знаешь.
А.Дистервенг
Автор проекта:
Лапистова Оксана Валентиновна,
учитель начальных классов
с. Ивановское, 2013г.
Содержание:
Паспорт проекта ……………………………………………………….….3
Актуальность проекта………………………………………………….…5
Новизна проекта……………………………………………………….…..6
Цели проекта……………………………………………………………….7
Задачи проекта……………………………………………………………..7
Ожидаемые результаты……………………………………………………8
Промежуточные результаты…………………………………………..….8
Целевые группы проекта…………………………………………………11
Объем и содержание……………………………………………….……..12
Формы представления результатов……………………………………...21
Список литературы………………………………………………………..22
Приложения………………………………………………………………..24
Паспорт проекта
Наименование проекта «Практико-ориентированный подход
в формировании экологической культуры
младших школьников».
Основные разработчики
проекта Лапистова О.В., учитель начальных
классов
Цель проекта Воспитание экологической культуры
младшего школьника.
Задачи проекта 1. Сформировать позитивный опыт по
взаимодействию с окружающей средой.
- Развивать представления и элементарные знания об экологии города, поселка, социума.
- Адаптировать ребенка к окружающей среде, формировать навыки экологически грамотного поведения.
Сроки и этапы
реализации проекта Проект имеет три возрастных уровня:
1 класс (1 этап)
2 класс (2 этап)
3 класс (3 этап)
4 класс (4 этап)
Перечень основных
мероприятий 1. Уроки окружающего мира, русского языка,
математики с экологической
направленностью.
- Конкурсы, выставки творческих работ.
- Экскурсии, походы.
- Создание и реализация проектов.
- Исследовательская работа.
Исполнители проекта
и основных мероприятий Педагоги.
Ожидаемые конечные
результаты
- Углубление и расширение экологических
знаний, умений и навыков.
- Воспитание чувства бережного отношения к природе родного края.
- Адаптация ребенка к окружающей среде.
- Формирование навыков экологически грамотного поведения.
- Развитие навыков проектной и исследовательской деятельности.
- Развитие познавательной, творческой и общественной активности школьников в ходе экологической деятельности.
- Формирование представлений о влиянии экологии на здоровье человека.
Целевая группа Обучающиеся 1-4 классов,
Родители.
Актуальность проекта
В настоящее время экологические проблемы и катастрофы приняли глобальный характер. Жизнь человека и всей планеты зависит от эффективности разрешения данных проблем.
Одним из путей предотвращения экологической катастрофы является осуществление экологического воспитания подрастающего поколения. Поэтому перед педагогической теорией и практикой выдвинута задача большой экологической и социальной значимости: воспитание молодого поколения в духе бережного ответственного отношения к природе, защиты и воссоздания природных богатств.
Элементы экологического воспитания должны осуществляться уже в дошкольном возрасте, однако наиболее благоприятным для начала осуществления системного экологического воспитания считается младший школьный возраст. Для этого существует ряд объективных причин: в данном возрасте наиболее велик интерес к окружающей флоре и фауне; происходит слияние «Я - реального» и «Я - идеального»; ребенок начинает осознавать свое место в обществе; формируются мотивационно - ценностные ориентиры.
Концепция модернизации российского образования «предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся».
Несмотря на глобальность проблемы экологического воспитания, нами выявлен ряд противоречий в практике разрешения ее в современной школе: между потребительским отношением общества к природе и экологической состоянием окружающей среды, между теоретическим материалом и практикой его применения.
Таким образом, актуальность данной проблемы обусловила выбор темы проекта «Практико-ориентированный подход в формировании экологической культуры младшего школьника».
Новизна проекта
Новизна проекта заключается в организации экологического образования путем усиления содержательной части программы начальных классов экологическим практикумом, который включает в себя не только аудиторные занятия (уроки окружающего мира; элементы на уроках математики, риторики, литературного чтения…), но и внеурочные мероприятия (экскурсии, акции, КТД, исследовательская и проектная деятельность, встречи с интересными людьми…). Практическая деятельность данного проекта связана с местом расположения школы и местом проживания обучающихся. Данная работа способствует развитию самостоятельного мышления, развитию мыслительных операций, поиску оптимальных решений проблемных ситуаций.
Данный проект представляет собой длительную систематическую работу, включающую обучающихся в практико-ориентированную деятельность экологического направления.
Проект имеет четыре возрастных уровня (1,2,3 и 4 классы), соответственно которым меняется содержание и формы работы.
Спецификой проекта является его комплексный, интегративный характер (взаимосвязь экологического воспитания с эстетическим, экономическим, другими направлениями воспитательного, а также - учебным процессом); практическая направленность; включенность ребенка в экологически ориентированную творческую деятельность; организация экологически грамотного взаимодействия ребенка с окружающей средой.
Цели и задачи проекта
Цель проекта: Воспитание экологической культуры младшего школьника.
Задачи проекта:
1. Сформировать позитивный опыт по взаимодействию с окружающей средой.
2. Развить представления и элементарные знания об экологии города, поселка, социума.
3. Адаптировать ребенка к окружающей среде, сформировать навыки экологически грамотного поведения.
Краткое описание проекта по этапам
Проект имеет четыре возрастных уровня:
- 1 класс – ознакомление с простейшими экологическими понятиями, привлечение внимания в объектам живой и не живой природы.
- 2 класс – практическая деятельность направленная на развитие потребности общения ребенка с природой.
- 3 класс – создание модели «Города мечты» в процессе разнообразной проектной , практической и творческой деятельности, на основе собственного опыта взаимодействия с окружающей средой; освоение ребенком различных социальных ролей.
- 4 класс – использование исследовательской работы в рамках реализации проекта «Город моей мечты», формирование опыта экологически грамотного поведения в окружающей среде.
Реализация проекта осуществляется в игровой форме, включением детей в различные виды творческой, исследовательской, проектной и практической экологически значимой деятельности, в непосредственном контакте с различными объектами окружающей среды.
Ожидаемые результаты
1. Углубление и расширение экологических знаний, умений и навыков.
- Воспитание чувства бережного отношения к природе родного края.
- Адаптация ребенка к окружающей среде.
- Формирование навыков экологически грамотного поведения.
- Развитие навыков проектной и исследовательской деятельности.
- Развитие познавательной, творческой и общественной активности школьников в ходе экологической деятельности.
- Формирование представлений о влиянии экологии на здоровье человека.
Промежуточные результаты
На каждом этапе личностного развития общие критерии имеют своё конкретное содержание и формы выражения, обусловленные психологическими особенностями, спецификой возраста.
В процессе развития экологической культуры младшего школьника можно условно выделить четыре этапа, совпадающие с переходом ребенка из класса в класс. В качестве основных приемов развития следует, на мой взгляд, назвать приобретенный ребенком опыт взаимодействия с окружающим миром и следующие проявления нравственно-экологической позиции личности:
- принятие и выполнение норм и правил экологически грамотного взаимодействия с окружающей средой;
- наличие потребности в приобретении новых знаний, ориентация на их практическое применение;
- потребность общения с представителями животного и растительного мира, сопереживания им, проявление доброты, чуткости, бережное отношение ко всему окружающему;
- проявление эстетических чувств, умения и потребности видеть и понимать прекрасное, потребности самовыражения в творческой деятельности;
- проявление инициативы в решении экологических проблем ближайшего микрорайона;
Названные показатели сформированности нравственно-экологической позиции личности характерны для любого возраста, но на каждом возрастном этапе уровень их сформированности различен, различны и содержание каждого из показателей, и формы их проявления.
В ходе реализации проекта будут использованы различные показатели когнитивного, мотивационного и деятельностного критериев для оценки уровня экологической воспитанности младших школьников. Показатели представлены в таблице .
Критерии |
1 класс | 2 класс |
3 класс |
4 класс |
1. Когнитивный | - проявляет интерес к объектам животного мира; - имеет элементарные представления о состоянии окружающей среды. | - проявляет интерес к объектам живой природы; - имеет представление о науке экология; -умеет замечать проблемы экологического характера. | - проявляет интерес к объектам живой и не живой природы; - умеет анализировать состояние окружающей природы с позиции «хорошо-плохо»; - умеет замечать предметно-следственные связи. | - проявляет устойчивый интерес к объектам живой и не живой природы; - умеет анализировать состояние окружающей природы; - знаком с понятием «экологии»; может назвать экологические проблемы города. |
2. Мотивационный | потребность общения с природой носит эпизодический характер (в зависимости от обстоятельств); - мотивом правильного поведения в природе является осознанное желание избежать порицания окружающих людей. | - испытывает потребности общения с живой природой; - мотивом правильного поведения в природе является осознанное желание заслужить одобрение взрослых.. | - испытывает потребность общения с живой и не живой природой; - мотивом правильного поведения в природе является желание применить полученные знания на практике. | - испытывает постоянную потребность общения с живой и не живой природой; - мотивом правильного поведения в природе является осознанное желание сохранить ее. |
3. Деятельностный | не постоянно соблюдает правила поведения в природе из-за незнания некоторых правил; | соблюдает правила поведения в природе, только когда находится под наблюдением взрослых; - не всегда может оказать посильную экологическую помощь объектам окружающей природы. | - соблюдает правила поведения в природе при напоминании некоторых правил; - может оказать посильную экологическую помощь объектам окружающей природы. | - постоянно соблюдает правила поведения в природе; - оказывает посильную экологическую помощь объектам окружающей природы. |
Целевые группы проекта
Целевыми группами проекта являются:
- обучающиеся,
- родители.
Партнеры проекта
- люди различных профессий,
- работники краеведческого музея,
- работники городской и школьной библиотеки,
- педагоги школы и УДО.
Объем и содержание работ
План мероприятий по реализации проекта (сентябрь 2008г. - май 2012г.)
Сроки | Содержание деятельности | Ожидаемый результат | Средства |
1 этап (1 класс) | |||
Сентябрь | Вводный мониторинг (анкетирование) | Первоначальный уровень экологической грамотности | Анкетирование. (Приложение1) |
Сентябрь-май | Уроки изобразительного искусства | Развитие умения видеть красоту природы. | Презентации, произведения искусства. |
Уроки математики | Активизировать познавательный интерес к изучению экологии. | Текстовые задачи, экологического характера. (Приложение 2 ) | |
Уроки русского языка | Развитие экологической грамотности. | Задания экологического характера. Работа со словарными словами. (Приложение 3). | |
Сентябрь | Экскурсия «Охота за семенами» | Развитие навыков поведения в окружающей среде. | Карточки с заданиями. (Приложение 4 ) |
Октябрь | Конкурс осенних букетов (из осенних цветов, сухоцветов, икебаны) | Развитие творческих способностей. | Мастер класс. |
Декабрь | Акция «Птичья столовая» | Привлечение внимания к проблемам зимующих птиц. | Фильм «Записки юного эколога» |
Январь | Спортивное соревнование «Зов джунглей». | Активизировать интерес к приобретению экологических знаний. | Спортивные конкурсы |
Апрель | Фото-выставка «Мои домашние животные» | Активизировать интерес к объектам животного мира. | Мастер класс с проф. фотографом) |
Май | Викторина «Угадай-ка» | Приобретение экологических знаний. | Задания вопросы-загадки. |
Акция «Аллея первоклассников» | Приобретение экологических навыков. | Трудовая экологическая деятельность. | |
Июнь-август. | Творческие задания на лето | Приобретение экологических знаний. | Дневник наблюдений. |
2 этап (2 класс) | |||
сентябрь | Мониторинг (анкетирование) | Определение уровня экологической воспитанности | Анкета. |
Урок окружающего мира «Что такое экология?» | Знакомство с наукой экология ; Активизировать познавательный интерес учащихся. | Презентация | |
октябрь | Урок окружающего мира «Экологические системы» | Приобретение экологических знаний | Фильм «Записки юного натуралиста» |
Однодневный поход в лес с родителями. | Сплочение классного коллектива; Взаимодействие с родителями; Знакомство с экосистемой леса; Развитие навыков поведения на природе. | Экологические игры. (Приложение 5) | |
ноябрь | Урок риторики «Как написать письмо» «Письмо маленькой елочки» | Привлечь внимание к проблеме вырубки хвойных деревьев в новогодние праздники. | Психологический тест. (Приложение 6 ) |
декабрь | Акция «Новогодняя елка» | Выражение собственной позиции к уничтожению елок. | |
Конкурс-выставка «Зимний букет» | Развитие фантазии; Пропагандирование не использования живых елок; Развитие творческих способностей.
| Мастер класс | |
январь | Библиотечный урок. Урок внеклассного чтения. | Знакомство с произведениями о природе; Увеличение читательской активности. | Выставка и обзор литературы. |
февраль | Экскурсия «Поселок – улица – мой дом» | Формирование навыков экологически грамотного поведения; Выявление экологических проблем поселка. | План-задание. |
Кл. час « Чего не будет в городе мечты» | Поиск решений выхода из экологических проблем города; Моделирование «Города мечты». | Экологические задачи. | |
март | Викторина «Экологический светофор» | Развитие способности открыто выражать собственные мысли; Развитие экологической грамотности. | |
апрель | Работа над спектаклем «Кто самый важный в моем лесу?» | Развитие творческих способностей; | |
май | Выступления с экологическим спектаклем перед 1 классом и д/с. | Пропаганда экологических знаний. | |
Мониторинг | Анкеты (Приложение 7) | ||
3 этап (3 класс) | |||
сентябрь | Урок окружающего мира «Водоемы и вода» | Развитие потребности в изучении экологии. | Творческое домашнее задание. |
октябрь | Экскурсия на очистные сооружения. | Знакомство с технологией обработки воды. Знакомство с экологическими профессиями. | Карточки с заданиями. |
ноябрь | Создание и реализация коллективного проекта «Капелька» | Знакомство с методом проектирования; | |
декабрь | Клуб интересных встреч. «Экологическая профессия».
| Узнать о профессиях, которые можно считать экологическими или тесно связанными с природой. Дать волю фантазии обучающихся и потренировать их в оценке разного рода воздействий человека на природу, вызвать интерес к спорным вопросам, потребность в новых знаниях. | Компьютерная презентация. |
Январь-февраль | Конкурс. (Экологический марафон.) «Умники и умницы». | Приобретение научных знаний по экологии; Приобретение навыков работы с дополнительной литературой и Интернет-ресурсами. | |
март | Урок окружающего мира «Прибрежные зоны» | Приобретение дополнительных теоретических знаний по экологии. | Фильм «Записки юного эколога» |
апрель | Экскурсия на берег реки Томь. «Прибрежная зона» | Выявление экологических проблем; Поиск решений . | Экологическая разведка |
май | Участие в школьном проекте «Чистый берег реки» | Формирование опыта экологически грамотного поведения. | Трудовая природоохранная деятельность |
Мониторинг . | Метод неоконченного предложения. | ||
Июнь-август | Творческие задания на лето. | Познание окружающего мира. | Дневник наблюдений. |
4этап (4 класс) | |||
сентябрь | Урок окружающего мира «Экология города» | Приобретение научных знаний по экологии; | Презентация |
Экскурсия в город «Экологическое состояние основных улиц города», «Экологическое состояние районов города в близи котельных» | Формирование навыков экологически грамотного поведения в городе; Выявление экологических проблем города. Подбор тем для исследовательских работ. | Карточки с заданиями. | |
октябрь | Посещение краеведческого музея г. Междуреченска «История моего города» | Повысить интерес к изучению города. | |
Декабрь - январь | Индивидуальная проектная деятельность
| Научиться делать компьютерные презентации; Научиться оформлять проектные работы; | Дополнительная литература, Интернет. |
февраль | КТД «Мы строим Город мечты»
| Демонстрация результатов работы; | |
март | Конкурс. Экологический марафон. | Приобретение научных знаний по экологии; Приобретение навыков работы с дополнительной литературой и Интернет-ресурсами. | Задания и задачи экологического характера. |
Апрель- май | Участие в городской НПК учащихся 2-4 классов. | Демонстрация результатов работы. | |
Участие в городской олимпиаде по природоведению | Демонстрация результатов работы. | ||
Участие в городской игре «Юный горожанин» | Демонстрация результатов работы. | ||
Мониторинг | Определение уровня экологической воспитанности; Определение уровня занятости обучающихся во внеурочное время. | Анкетирование. (Приложение 8) | |
лето | Экологическая практика. | Формирование экологических навыков. | Трудовая природоохранная деятельность. |
Формы представления результатов
- Реализация кратковременных экологических проектов «Чистый берег», «Чистые улицы поселка»…
- Выставки творческих работ.
- Участие в школьной НПК младших школьников.
- Участие в городской НПК учащихся 2-4 классов.
- Сборник методических рекомендаций.
- Фотоальбом.
- Фото-отчет на школьном сайте.
- Озеленение территории школы и поселка.
- Выполнение работ на пришкольном участке.
Перспективы
- Создание дидактического материала.
- Создание странички в Интернете.
- Обмен опытом на МО.
Список литературы
- Барышева Н. А. Из опыта организации эколого- краеведческой работы [Текст]/ Н.А. Барышева // НШ, 1998, ; 16. – Е.92-94.
- Велек И. Что должен знать и уметь юный защитник природы. [Текст]/ И.В.Велек- М.: Прогресс, 1983.
- Виноградова Н. Ф. Экологическое воспитание младших школьников Проблемы и перспективы. [Текст]/ Н.Ф. Виноградова // НШ, 1997, № 4. – е. 36-40.
- Жукова И. В помощь экологическому воспитанию учащихся. [Текст]/ И.В.Жукова // НШ,1998, № 6.-е.125-128.
- Лихачев Б. Педагогика. [Текст]/ Б.Лихочев – М. : Просвещение. 1998.
- Молодцова З.В. Занимательная экология. [Текст]/ З.В.Молодцова – Новосибирск, 1997.
- Никулина Л.И. Нетрадиционные приемы развития устной речи. [Текст]/ Л.И. Никулина // НХШ, 1994, №8. – С. 57 – 58.
- Плешаков А.А. Зеленые страницы. [Текст]/ А.А.Плешаков. – М.: Просвещение, 1995.
- Плешаков А.А. Экология для младших школьников: Факультативный курс для классов. [Текст]/ А.А.Плешаков – М.: Просвещение, 1995.
- Радченко Л.А. Природа – источник творчества [Текст]/ Л.А.Радченко //НШ, 1995, №4.–С.50–55.
- Симонова Л.П. Задания по экологии для младших школьников. [Текст]/ Л.П.Симонова // НШ, 1998, №2. – С. – 42 – 49.
- Суравечина И. Т., Сенкевич В. М., Кучер Т. В. Экологическое образование в школе. [Текст]/ И.Т.Суровечина // Советская педагогика. – 1990, № 12,С. 47-51
- Хафизова Л. М. Как знакомить детей с правилами поведения в природе. [Текст]/ Л.М.Хафизова // Н. Ш., 1988, № 8, С. 40-46.
Интернет-ресурсы по исследовательской деятельности
http://schools.keldyh.ru/labmro -методический сайт лаборатории методики и информационной поддержки развития образования МИОО.
www.researcher.ru – портал исследовательской деятельности учащихся. Публикуются тексты по методологии и методике исследовательской деятельности учащихся ученых и педагогов из Москвы и других городов России, исследовательские работы школьников, организованы сетевые проекты, даются ссылки на другие интернет-ресурсы.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/10/picture-23443-1547128149.jpg)
Влияние дидактических игр на формирование экологической культуры младших школьников
статья экологической направленности содержит игры по формированию экологического мышления младших школьников...
![](/sites/default/files/pictures/2011/10/17/picture-25022.jpg)
Формирование экологической культуры младших школьников во внеурочной деятельности.
Проблема экологического воспитания и образования существовала, и будет существовать на протяжении развития общества. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экол...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/28/picture-540744-1417190800.jpg)
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЛЕКСНОГО ПОДХОДА К ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Данная статья представляет не только методический материал учителя по проблеме формирования экологической культуры младших школьников. К ней прилагаются методические рекомендации, некоторые презентаци...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/02/picture-182586-1570017136.jpg)
Презентация "Деятельностный подход к формированию экологической культуры младших школьников"
Здесь можно ознакомиться с основными формами деятельностного подхода к формированию экологической культуры младших школьников, своеобразный отчёт о работе педагогов в этом направлении...
Формирование экологической культуры младших школьников во внеурочной деятельности при реализации инновационно развивающего курса ОМ 1-4 в рамках школы инженерной культуры
Статья о реализации инновационно развивающего курса по окружающему миру...
Исследовательская деятельность, как метод системно – деятельностного подхода в процессе формирования экологической культуры младших школьников
Выявление влияния системно- деятельностного подхода на формирование экологической культуры младших школьников....
![](/sites/default/files/pictures/2019/12/04/picture-502795-1575454803.jpg)
Тема: Практико-ориентированный подход в формировании экологической культуры младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности.
Цель проекта - воспитание экологической культуры младшего школьника.Задачи проекта.1. Сформировать позитивный опыт по взаимодействию с окружающей средой.2.Развивать представлен...