Проект "Практико-ориетированный подход в формировании экологической культуры младших школьников"
проект (1 класс) по теме

Лапистова Оксана Валентиновна

Данный проект заключается в организации экологического  образования путем усиления содержательной части программы начальных классов экологическим  практикумом, который включает в себя не только аудиторные занятия (уроки окружающего мира; элементы на уроках математики, риторики, литературного чтения…), но и внеурочные мероприятия (экскурсии, акции, КТД, исследовательская и проектная деятельность, встречи с интересными людьми…). Практическая деятельность данного проекта  связана с  местом расположения школы и местом проживания обучающихся.   Данная работа способствует развитию  самостоятельного мышления, развитию мыслительных операций, поиску оптимальных решений проблемных ситуаций. Проект представляет собой длительную систематическую  работу, включающую обучающихся в практико-ориентированную  деятельность экологического направления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc143 КБ
Microsoft Office document icon Приложение к проекту1.79 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная  школа №15»

Практико-ориентированный подход

в формировании экологической культуры младших школьников.

Не в количестве знаний

заключается образование,

 в полном понимании и искусном

применении того, что знаешь.

                               А.Дистервенг

Автор проекта:

Лапистова Оксана Валентиновна,

учитель начальных классов

с. Ивановское, 2013г.

Содержание:

Паспорт проекта ……………………………………………………….….3

 Актуальность проекта………………………………………………….…5

Новизна проекта……………………………………………………….…..6

Цели проекта……………………………………………………………….7

Задачи проекта……………………………………………………………..7

Ожидаемые результаты……………………………………………………8

Промежуточные результаты…………………………………………..….8

Целевые группы проекта…………………………………………………11

Объем и содержание……………………………………………….……..12

Формы представления результатов……………………………………...21

Список литературы………………………………………………………..22

Приложения………………………………………………………………..24

Паспорт проекта

Наименование проекта          «Практико-ориентированный подход

                                                      в формировании экологической культуры      

                                                      младших школьников». 

Основные разработчики

 проекта                                     Лапистова О.В., учитель начальных

                                                     классов

Цель проекта                            Воспитание экологической культуры

                                                     младшего школьника.

Задачи проекта                        1.  Сформировать  позитивный  опыт по            

                                                         взаимодействию с окружающей средой.

  1. Развивать  представления и элементарные знания об экологии города, поселка, социума.
  2. Адаптировать  ребенка к окружающей  среде, формировать навыки экологически грамотного поведения.

Сроки и этапы

реализации проекта                 Проект имеет три возрастных  уровня:

                                                              1 класс  (1 этап)

                                                              2 класс  (2 этап)

                                                              3 класс  (3 этап)

                                                              4 класс  (4 этап)

Перечень основных

мероприятий                            1.  Уроки окружающего мира, русского языка,

                                                          математики с экологической

                                                          направленностью.

  1. Конкурсы, выставки  творческих работ.
  2. Экскурсии, походы.
  3. Создание и реализация проектов.
  4. Исследовательская работа.

Исполнители проекта

и основных мероприятий         Педагоги.

Ожидаемые конечные

 результаты                                

  1. Углубление и расширение экологических

     знаний, умений и навыков.

  1. Воспитание чувства бережного отношения к природе родного края.
  2. Адаптация ребенка к окружающей  среде.
  3. Формирование навыков экологически грамотного поведения.
  4. Развитие навыков проектной и исследовательской деятельности.
  5. Развитие познавательной, творческой и общественной активности школьников в ходе экологической деятельности.
  6. Формирование представлений  о влиянии экологии на здоровье человека.

 

Целевая группа                            Обучающиеся 1-4 классов,

                                                        Родители.

Актуальность проекта

В настоящее время экологические проблемы и катастрофы приняли глобальный характер. Жизнь человека и всей планеты зависит от эффективности разрешения данных проблем.

Одним из путей предотвращения экологической катастрофы является осуществление экологического воспитания подрастающего поколения. Поэтому перед педагогической теорией и практикой выдвинута задача большой экологической и социальной  значимости: воспитание молодого поколения в духе  бережного ответственного отношения к природе, защиты и воссоздания природных богатств.

Элементы экологического воспитания должны осуществляться уже в дошкольном возрасте, однако наиболее благоприятным для начала осуществления системного экологического воспитания считается младший школьный возраст. Для  этого существует ряд объективных причин: в данном возрасте наиболее велик интерес к окружающей флоре и фауне; происходит слияние «Я - реального» и «Я -  идеального»; ребенок начинает осознавать свое место в обществе; формируются мотивационно - ценностные ориентиры.

Концепция модернизации российского образования «предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся».

Несмотря на глобальность проблемы экологического воспитания, нами выявлен ряд противоречий в практике разрешения ее в современной школе:  между потребительским отношением общества к природе и экологической состоянием окружающей среды, между теоретическим материалом и практикой его применения.

Таким образом, актуальность данной проблемы обусловила  выбор темы  проекта «Практико-ориентированный подход в формировании экологической культуры младшего школьника».

Новизна проекта

Новизна проекта заключается в организации экологического  образования путем усиления содержательной части программы начальных классов экологическим  практикумом, который включает в себя не только аудиторные занятия (уроки окружающего мира; элементы на уроках математики, риторики, литературного чтения…), но и внеурочные мероприятия (экскурсии, акции, КТД, исследовательская и проектная деятельность, встречи с интересными людьми…). Практическая деятельность данного проекта  связана с  местом расположения школы и местом проживания обучающихся.   Данная работа способствует развитию  самостоятельного мышления, развитию мыслительных операций, поиску оптимальных решений проблемных ситуаций.  

Данный проект представляет собой длительную систематическую  работу, включающую обучающихся в практико-ориентированную  деятельность экологического направления.

Проект имеет четыре  возрастных уровня (1,2,3 и 4 классы), соответственно которым меняется  содержание и формы  работы.

Спецификой проекта является его комплексный, интегративный характер (взаимосвязь экологического воспитания с эстетическим, экономическим, другими направлениями воспитательного, а также  - учебным процессом); практическая направленность; включенность  ребенка в экологически ориентированную творческую деятельность; организация экологически грамотного  взаимодействия ребенка с окружающей средой.

Цели и задачи проекта

Цель проекта:     Воспитание экологической культуры младшего школьника.

Задачи проекта:     

1.  Сформировать  позитивный   опыт по  взаимодействию с  окружающей средой.

2.  Развить  представления и элементарные знания об экологии города, поселка, социума.

3.  Адаптировать ребенка к окружающей среде, сформировать навыки экологически грамотного поведения.

Краткое описание проекта по этапам

    Проект имеет четыре  возрастных  уровня:

  • 1 класс – ознакомление  с простейшими экологическими понятиями, привлечение внимания в объектам живой и не живой природы.
  • 2 класс – практическая деятельность направленная на развитие потребности общения ребенка  с природой.
  • 3 класс – создание  модели «Города мечты» в процессе разнообразной проектной , практической и творческой деятельности, на основе собственного опыта взаимодействия с окружающей  средой; освоение ребенком различных социальных ролей.
  • 4 класс – использование исследовательской работы в рамках реализации проекта «Город моей мечты», формирование опыта экологически грамотного поведения в окружающей среде.

Реализация проекта осуществляется в игровой форме, включением детей в различные виды творческой, исследовательской, проектной  и практической экологически значимой деятельности, в непосредственном контакте с различными объектами окружающей  среды.

Ожидаемые результаты

1.  Углубление и расширение экологических знаний, умений и навыков.

  1. Воспитание чувства бережного отношения к природе родного края.
  2. Адаптация ребенка к окружающей  среде.
  3.  Формирование навыков экологически грамотного поведения.
  4. Развитие навыков проектной и исследовательской деятельности.
  5. Развитие познавательной, творческой и общественной активности школьников в ходе экологической деятельности.
  6. Формирование представлений  о влиянии экологии на здоровье человека.

Промежуточные результаты

      На каждом этапе личностного развития общие критерии имеют своё конкретное содержание и формы выражения, обусловленные психологическими особенностями, спецификой возраста.

     В процессе развития экологической культуры младшего школьника можно условно выделить четыре  этапа, совпадающие с переходом ребенка из класса в класс.  В качестве основных приемов развития следует, на мой взгляд, назвать приобретенный  ребенком опыт взаимодействия с окружающим миром и следующие проявления нравственно-экологической позиции  личности:

  • принятие и выполнение  норм и правил экологически грамотного  взаимодействия с окружающей средой;
  • наличие потребности в приобретении новых знаний, ориентация на их практическое применение;
  • потребность общения с представителями животного и растительного мира, сопереживания им, проявление доброты, чуткости, бережное отношение ко всему окружающему;
  • проявление эстетических чувств, умения и потребности видеть и понимать прекрасное, потребности самовыражения в творческой деятельности;
  • проявление инициативы в решении экологических проблем ближайшего микрорайона;

Названные показатели сформированности нравственно-экологической позиции личности характерны для любого возраста, но на каждом возрастном этапе уровень их сформированности различен, различны и содержание каждого из показателей, и формы их проявления.

      В ходе реализации проекта будут использованы  различные  показатели когнитивного, мотивационного и деятельностного критериев для оценки уровня экологической воспитанности младших школьников. Показатели представлены в   таблице .

Критерии

 

1 класс

2 класс

 

3 класс

 

4 класс

1. Когнитивный

- проявляет интерес к объектам животного мира;

-  имеет  элементарные представления о состоянии окружающей среды.

- проявляет интерес к объектам живой природы;

- имеет представление о науке экология;

-умеет замечать проблемы экологического характера.

- проявляет интерес к объектам живой и не живой природы;

- умеет анализировать состояние окружающей природы с позиции «хорошо-плохо»;

- умеет замечать предметно-следственные связи.

- проявляет устойчивый интерес к объектам живой  и не живой природы;

- умеет анализировать состояние окружающей природы;

- знаком с понятием «экологии»; может назвать экологические проблемы города.

2. Мотивационный

потребность общения с природой носит эпизодический характер (в зависимости от обстоятельств);

- мотивом правильного поведения в природе является осознанное желание избежать порицания окружающих людей.

-  испытывает потребности общения с живой природой;

- мотивом правильного поведения в природе является  осознанное желание заслужить одобрение взрослых..

- испытывает потребность общения с живой и не живой природой;

- мотивом правильного поведения в природе является желание применить полученные знания на практике.

- испытывает постоянную потребность общения с живой и не живой природой;

- мотивом правильного поведения в природе является осознанное желание сохранить ее.


3. Деятельностный

не постоянно соблюдает правила поведения в природе из-за незнания некоторых правил;

соблюдает правила поведения в природе, только когда находится под наблюдением взрослых;

- не всегда может оказать посильную экологическую помощь объектам окружающей природы.

- соблюдает правила поведения в природе при напоминании некоторых правил;

-  может оказать посильную экологическую помощь объектам окружающей природы.

- постоянно соблюдает правила поведения в природе;

- оказывает  посильную экологическую помощь объектам  окружающей природы.

                                                                                                           

Целевые группы проекта

                              Целевыми группами проекта являются:

  • обучающиеся,
  • родители.

           

  Партнеры проекта

  • люди различных профессий,
  • работники краеведческого музея,
  • работники городской и школьной библиотеки,
  • педагоги школы и УДО.

Объем и содержание работ

План мероприятий по реализации проекта (сентябрь 2008г. - май 2012г.)

Сроки

Содержание деятельности

Ожидаемый результат

Средства

1 этап (1 класс)

Сентябрь

Вводный  мониторинг (анкетирование)

Первоначальный уровень  экологической  грамотности

Анкетирование.

(Приложение1)

Сентябрь-май

Уроки изобразительного искусства

Развитие умения видеть красоту природы.

Презентации, произведения искусства.

Уроки математики

Активизировать познавательный интерес к изучению  экологии.

Текстовые задачи, экологического характера. (Приложение 2 )

Уроки русского языка

Развитие экологической грамотности.

Задания экологического характера.

Работа со словарными словами. (Приложение 3).

Сентябрь

Экскурсия «Охота за семенами»

Развитие навыков поведения в окружающей среде.

Карточки с заданиями. (Приложение 4 )

Октябрь

Конкурс осенних букетов (из осенних цветов, сухоцветов, икебаны)

Развитие творческих способностей.

Мастер класс.

Декабрь

Акция «Птичья столовая»

Привлечение внимания к проблемам зимующих птиц.

Фильм «Записки юного эколога»

Январь

Спортивное соревнование «Зов джунглей».

Активизировать интерес к приобретению экологических знаний.

Спортивные конкурсы

Апрель

Фото-выставка «Мои домашние животные»

Активизировать интерес к объектам животного мира.

Мастер класс с проф. фотографом)

Май

Викторина «Угадай-ка»

Приобретение экологических знаний.

Задания вопросы-загадки.

Акция «Аллея первоклассников»

Приобретение экологических навыков.

Трудовая экологическая деятельность.

Июнь-август.

Творческие задания на лето

Приобретение экологических знаний.

Дневник наблюдений.

2 этап (2 класс)

сентябрь

  Мониторинг (анкетирование)

Определение  уровня экологической воспитанности

Анкета.

Урок окружающего мира

«Что такое экология?»

Знакомство с наукой экология ;

Активизировать познавательный интерес учащихся.

Презентация

октябрь

Урок окружающего мира

«Экологические системы»

Приобретение экологических знаний

Фильм «Записки юного натуралиста»

Однодневный поход в лес с родителями.

Сплочение классного коллектива;

Взаимодействие с родителями;

Знакомство с экосистемой леса;

Развитие навыков поведения на природе.

Экологические игры. (Приложение  5)

ноябрь

Урок риторики

 «Как написать письмо»

«Письмо маленькой елочки»

Привлечь внимание к проблеме вырубки хвойных деревьев в новогодние праздники.

Психологический тест. (Приложение 6 )

декабрь

Акция

 «Новогодняя елка»

Выражение собственной позиции к уничтожению елок.

Конкурс-выставка «Зимний букет»

Развитие фантазии;

Пропагандирование не использования живых елок;

Развитие творческих способностей.

 

Мастер класс

январь

   Библиотечный урок. Урок внеклассного чтения.

Знакомство с произведениями о природе;

Увеличение читательской активности.

Выставка  и обзор литературы.

февраль

Экскурсия

«Поселок – улица – мой дом»

Формирование навыков экологически грамотного поведения;

Выявление экологических проблем поселка.

План-задание.

Кл. час

 « Чего не будет в городе мечты»

Поиск решений выхода из экологических проблем города;

Моделирование «Города мечты».

Экологические задачи.

март

Викторина «Экологический светофор»

Развитие способности открыто выражать собственные мысли;

Развитие экологической грамотности.

апрель

Работа над спектаклем  «Кто самый важный в моем лесу?»

Развитие творческих способностей;

май

Выступления  с экологическим спектаклем перед 1 классом и д/с.

Пропаганда экологических знаний.

Мониторинг

Анкеты (Приложение 7)

3 этап (3 класс)

сентябрь

Урок окружающего мира

«Водоемы и вода»

Развитие потребности в изучении экологии.

Творческое домашнее задание.

октябрь

Экскурсия на очистные сооружения.

Знакомство с технологией обработки воды.

Знакомство с экологическими профессиями.

Карточки с заданиями.

ноябрь

Создание и реализация коллективного проекта  «Капелька»

Знакомство с методом проектирования;

декабрь

Клуб интересных встреч. «Экологическая профессия».

  • встреча с людьми экологических проф.
  • Работа в группах (защита профессий)

Узнать о профессиях, которые можно считать экологическими или тесно связанными с природой.

Дать волю фантазии обучающихся и потренировать их в оценке разного рода воздействий человека на природу, вызвать интерес к спорным вопросам, потребность в новых знаниях.

Компьютерная презентация.

Январь-февраль

Конкурс. (Экологический марафон.)

«Умники и умницы».

Приобретение научных знаний по экологии;

Приобретение навыков работы с дополнительной литературой и Интернет-ресурсами.

март

Урок окружающего мира

«Прибрежные зоны»

Приобретение дополнительных теоретических знаний по экологии.

Фильм «Записки юного эколога»

апрель

Экскурсия на берег реки Томь. «Прибрежная зона»

Выявление экологических проблем;

Поиск решений .

Экологическая разведка

май

Участие в школьном проекте  «Чистый берег реки»

Формирование опыта экологически грамотного поведения.

Трудовая природоохранная деятельность

Мониторинг .

Метод неоконченного предложения.

Июнь-август

Творческие задания на лето.

Познание окружающего мира.

Дневник наблюдений.

4этап (4 класс)

сентябрь

Урок окружающего мира

«Экология города»

Приобретение научных знаний по экологии;

Презентация

Экскурсия в город

«Экологическое состояние основных улиц города»,

«Экологическое состояние районов города в близи котельных»

Формирование навыков экологически грамотного поведения в городе;

Выявление экологических проблем города.

Подбор тем для исследовательских работ.

Карточки с заданиями.

октябрь

Посещение краеведческого музея г. Междуреченска «История моего города»

Повысить интерес к изучению города.

Декабрь - январь

Индивидуальная проектная деятельность

  • Определение тем проектов
  • Работа над проектами.

Научиться делать компьютерные презентации;

Научиться оформлять проектные работы;

Дополнительная литература,

Интернет.

февраль

КТД «Мы строим Город мечты»

  • Защита проектов
  • Конкурс – выставка творческих работ

Демонстрация результатов работы;

март

 Конкурс. Экологический марафон.

Приобретение научных знаний по экологии;

Приобретение навыков работы с дополнительной литературой и Интернет-ресурсами.

Задания и задачи экологического характера.

Апрель- май

Участие в городской НПК учащихся 2-4 классов.

Демонстрация результатов работы.

Участие в городской олимпиаде по природоведению

Демонстрация результатов работы.

Участие в городской игре «Юный горожанин»

Демонстрация результатов работы.

Мониторинг

Определение уровня экологической воспитанности;

Определение уровня занятости обучающихся во внеурочное время.

Анкетирование. (Приложение 8)

лето

Экологическая практика.

Формирование экологических  навыков.

Трудовая природоохранная деятельность.

Формы представления результатов

  • Реализация  кратковременных экологических проектов «Чистый берег», «Чистые улицы поселка»…
  • Выставки творческих работ.
  • Участие в школьной НПК младших школьников.
  • Участие в городской НПК учащихся 2-4 классов.
  • Сборник методических рекомендаций.
  • Фотоальбом.
  • Фото-отчет на школьном сайте.
  • Озеленение территории школы и поселка.
  • Выполнение работ на пришкольном участке.

Перспективы

  1. Создание дидактического материала.
  2. Создание странички в Интернете.
  3. Обмен опытом на МО.

Список литературы

  1. Барышева Н. А. Из опыта организации эколого- краеведческой работы [Текст]/ Н.А. Барышева // НШ, 1998, ; 16. – Е.92-94.
  2. Велек И. Что должен знать и уметь юный защитник природы. [Текст]/ И.В.Велек-  М.: Прогресс, 1983.
  3. Виноградова Н. Ф. Экологическое воспитание младших школьников  Проблемы и перспективы. [Текст]/  Н.Ф. Виноградова // НШ, 1997, № 4. – е. 36-40.
  4. Жукова И. В помощь экологическому воспитанию учащихся. [Текст]/ И.В.Жукова // НШ,1998, № 6.-е.125-128.
  5. Лихачев Б. Педагогика. [Текст]/ Б.Лихочев – М. : Просвещение. 1998.
  6. Молодцова З.В. Занимательная экология. [Текст]/ З.В.Молодцова – Новосибирск, 1997.
  7. Никулина Л.И. Нетрадиционные приемы развития устной речи. [Текст]/ Л.И. Никулина // НХШ, 1994, №8. – С. 57 – 58.
  8. Плешаков А.А. Зеленые страницы. [Текст]/ А.А.Плешаков. – М.: Просвещение, 1995.
  9. Плешаков А.А. Экология для младших школьников: Факультативный курс для классов. [Текст]/ А.А.Плешаков  – М.: Просвещение, 1995.
  10. Радченко Л.А. Природа – источник творчества [Текст]/ Л.А.Радченко //НШ, 1995, №4.–С.50–55.  
  11. Симонова Л.П. Задания по экологии для младших школьников. [Текст]/ Л.П.Симонова  // НШ, 1998, №2. – С. – 42 – 49.
  12. Суравечина И. Т., Сенкевич В. М., Кучер Т. В. Экологическое образование в школе. [Текст]/ И.Т.Суровечина // Советская педагогика. – 1990, № 12,С. 47-51
  13. Хафизова Л. М.  Как знакомить детей с правилами поведения в природе. [Текст]/ Л.М.Хафизова // Н. Ш., 1988, № 8, С. 40-46.

Интернет-ресурсы по исследовательской деятельности

http://schools.keldyh.ru/labmro -методический сайт лаборатории методики и информационной поддержки развития образования МИОО.

www.researcher.ru – портал исследовательской деятельности учащихся. Публикуются тексты по методологии и методике исследовательской деятельности учащихся ученых и педагогов из Москвы и других городов России, исследовательские работы школьников, организованы сетевые проекты, даются ссылки на другие интернет-ресурсы.

 


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние дидактических игр на формирование экологической культуры младших школьников

статья экологической направленности содержит игры по формированию экологического мышления младших школьников...

Формирование экологической культуры младших школьников во внеурочной деятельности.

Проблема экологического воспитания и образования существовала, и будет существовать на протяжении развития общества. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экол...

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЛЕКСНОГО ПОДХОДА К ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Данная статья представляет не только методический материал учителя по проблеме формирования экологической культуры младших школьников. К ней прилагаются методические рекомендации, некоторые презентаци...

Презентация "Деятельностный подход к формированию экологической культуры младших школьников"

Здесь можно ознакомиться с основными формами деятельностного подхода к формированию экологической культуры младших школьников, своеобразный отчёт о работе педагогов в этом направлении...

Исследовательская деятельность, как метод системно – деятельностного подхода в процессе формирования экологической культуры младших школьников

Выявление влияния системно- деятельностного подхода на формирование экологической культуры младших школьников....

Тема: Практико-ориентированный подход в формировании экологической культуры младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности.

Цель проекта - воспитание экологической культуры младшего школьника.Задачи проекта.1.  Сформировать  позитивный  опыт по взаимодействию с окружающей средой.2.Развивать  представлен...