О ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
статья
В статье раскрывается проблема духовно-нравственного воспитания младших школьников и пути ее решения в процессе организации внеурочной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_1.docx | 18.08 КБ |
Предварительный просмотр:
О ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Санжиева М. Ц., учитель начальных классов,
МАОУ СОШ №19, г. Улан-Удэ
Аннотация. В статье раскрывается проблема духовно-нравственного воспитания младших школьников и пути ее решения в процессе организации внеурочной деятельности.
Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, семья, школа, внеурочная деятельность.
Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Сущность и задачи духовно-нравственного воспитания и развития раскрывались в трудах педагогов прошлого. Л.Н. Толстой считал, что из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра. [6; стр.11].
Изменения в социальной жизни нашей страны, перемены в области образования делают особенно актуальными проблемы духовности, морали, этики. Отказ от идеологии прошлого привёл к распаду "связи времён", чувства сопричастности к истории своей родины. Средства массовой информации ведут разрушительную антидуховную пропаганду, становятся причиной снижения критериев нравственности и даже угрожают психологическому здоровью человека. Всё больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием, ведь никакая сумма наук сама по себе не в состоянии заменить любовь, веру, сострадание. Становится иной и современная стратегия развития российской школы: в центре ее — формирование духовно богатой, высоконравственной, образованной и творческой личности. От того, насколько нравственными, добрыми и порядочными будут наши дети, зависит нравственное здоровье нашего общества. [1; стр.15].
Душа каждого человека – зародыш прекрасного цветка, но расцветёт ли она, зависит от духовности воспитания и образования, полученного человеком в семье и школе. Ведущую роль в воспитании духовных качеств играет семья, ведь это — первая и главная среда обитания маленького гражданина. Именно в семье закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность. Во вторую очередь нравственным воспитанием младших школьников занимается школа, где ребенок также проводит много времени. Учителя во все времена оказывали большое влияние на обучение и воспитание школьников. На него возлагается огромная ответственность за воспитание детей, особенно на учителя начальных классов. Ведь в младшем школьном возрасте формируются все качества личности, которые в дальнейшем определят характер взрослого человека. [2; стр.112].
Духовно-нравственное воспитание младшего школьника происходит главным образом и прежде всего в процессе обучения. Самая распространенная форма работы в школе — урок. Уроки таят в себе неограниченные возможности воспитания у ребенка нравственных качеств. Умелое использование этих возможностей приносит свои плоды.
Но, формирование и преумножение нравственных качеств личности младших школьников нереально только в учебном процессе. Именно поэтому существует внеурочная деятельность. Организация внеурочной образовательной деятельности является обязательной частью образовательного процесса в школе, перешедшей на работу по новым образовательным стандартам, и позволяет в полной мере реализовать его требования. Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС принято понимать образовательную деятельность, которая организуется участниками образовательного процесса и отличных от урочной системы обучения. Преимущества внеурочной деятельности заключаются в предоставлении учащимся возможности широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника. [5; стр.26].
В ходе внеурочной образовательной деятельности могут быть осуществлены следующие виды внеурочной деятельности: игровая деятельность; познавательная деятельность; проблемно-ценностное общение; досугово-развлекательная деятельность; художественное творчество; социальное творчество; трудовая деятельность; спортивно-оздоровительная деятельность; туристско-краеведческая деятельность. Вместе с тем во внеурочной образовательной деятельности младших школьников эффективны кружковая деятельность, факультативы и др.
Познавательная деятельность направлена на формирование и приобретение социальных знаний и позитивного отношения к базовым национальным ценностям. В этом направлении актуальными являются детские исследовательские проекты, внешкольные акции (олимпиады, конференции учащихся, интеллектуальные марафоны), направленные на приобретение учащимися социально-значимых знаний гуманитарной, экологической, здоровьесберегающей направленности. Познавательные экскурсии направлены не только на развитие познавательных интересов школьников, но и на приобщение их к культурным ценностям прошлого и настоящего, воспитание ценностного отношения к культуре и истории нашей страны. [3; стр.76].
Цикл этических бесед, регулярно проводимый для учеников младших классов, направлен на воспитание ответственного поведения ребенка в школе; на развитие представлений школьников о добре и зле, на воспитание их ценностного отношения к людям, к жизни вообще, на освоение детьми правил современного этикета; на формирование гражданской и правовой направленности личности, активной жизненной позиции, воспитание любви к Родине, преданности своему Отечеству, стремления служить его интересам и готовности к его защите.
Подвижные игры средней и малой подвижности на переменах, прогулке в группе продленного дня - организуемая игровая деятельность позволяет формировать интерес к истории народных игр, воспитывать культуру совместно выполняемых двигательных упражнений, чувство коллективизма, расширять кругозор учащихся. Большое значение имеют также сюжетно -ролевые игры, в которых на основе жизненных и художественных впечатлений воспроизводятся детьми социальные отношения. В них учащиеся черпают образцы для решения новых жизненных задач, возникающих в познании, в труде, во взаимоотношениях с товарищами и взрослыми. Следовательно, проведение разнообразных игр будет не лишним фактором в работе учителя с младшими школьниками.
Дежурство по школе и классу, индивидуальные и коллективные поручения, организуемые в школе, формируют у воспитанников опыт самостоятельного общественного действия, позитивное отношение к труду как базовой ценности. Общественно-полезная деятельность совместно с родителями и педагогами школы, направленная на преобразование окружающей действительности, сезонные субботники по уборке школьной территории, шефство над братской могилой становятся основой духовно-нравственных качеств личности младшего школьника. [3; стр.96].
Художественное творчество предполагает не только знакомство с азами ручного труда, разработку и реализацию воспитанниками индивидуальных проектов, но и воспитание уважительного отношения к труду, духовно-нравственное развитие и воспитание школьников через организацию социально ориентированных акций, например, "Мы дарим Добро", «Синичкин день», «Живи, ёлочка».
Занятия по программам спортивно-оздоровительной деятельности направлены на воспитание высоконравственных и волевых качеств личности ученика начальной школы, на физическое развитие и оздоровление школьников, воспитание у них силы воли, ответственности, чувства уважения к другим людям.
Также необходимо проводить мероприятия, которые направлены на знакомство младших школьников с русской и бурятскими культурами, народными праздниками, которые посвящены тем или иным событиям. Они благоприятно повлияют не только на развитие духовно-нравственных качеств, но и на формирование других не менее важных черт личности.
В выборе темы и формы занятий педагогу необходимо придерживаться не только заранее составленного плана, но и конкретных ситуаций, которые складываются в классе. Также учителю необходима систематическая работа в данном направлении.
Во время разговора на духовно-нравственную тему, педагогу необходимо быть открытым, тактичным, деликатным. Важную роль в духовно-нравственном воспитании играет личность самого учителя, «его позиция и образ: эмоциональность, ответственность, педагогическая любовь, педагогический оптимизм» (А. С. Макаренко). [7; стр.7].
Учитель и родители своим примером обязаны показывать модель высоконравственного поведения. Если привлекать родителей к участию во внеурочной деятельности, то она станет более продуктивной и интересной как для ребенка, так и для родителей. Существенный вклад окажет помощь родителей в организации поездок, походов, экскурсий, а также участие в мероприятиях и тематических праздниках. Такая деятельность поможет осознать родителям ответственность и важность воспитания духовно-нравственных качеств личности ребенка. К тому же приобретенные моральные принципы и нормы будут закреплены в семье.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод о том, что духовно-нравственное развитие и воспитание школьников обеспечивается во всех видах образовательной деятельности: в урочной, внеурочной, внешкольной, семейной, социальной (общественно-полезной). Внеурочная деятельность выступает как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников. Она расширяет кругозор, повышает уровень знаний и умений, а также обогащает качества личности младших школьников. Во внеурочной работе имеется больше возможностей для проведения этических тренингов, бесед, викторин, сюжетных и ролевых игр. А пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью и сохраняется всю человеческую жизнь.
Ведь младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм. Им свойственны доверчивость, исполнительность и впечатлительность. Это позволяет заложить нравственный фундамент развитию личности. Очень важно воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром.
Это подготовит ребят к вступлению во «взрослую» жизнь, с ее нормами и требованиями, привьёт им оптимистическое восприятие жизни, сделает их коллективистами, стремящимися сделать нашу землю ещё лучше.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система формирования духовно- нравственных качеств личности младшего школьника через воспитание чуткости, доброты, милосердия.
духовно-нравственное воспитание...
Формирование духовно-нравственных качеств личности младшего школьника через организацию внеклассной работы
В этой статье раскрывается, каким образом происходит формирование духовно-нравственных качеств личности ребёнка через внеклассную работу...
«О духовно-нравственном воспитании младших школьников в процессе организации внеурочной деятельности».
Внеурочная деятельность и дополнительное образование: сходство и различия....
Занятие по теме: «Формирование духовно – нравственных ценностей у младших школьников через организацию проектной деятельности в ГПД»
Материал способствует расширению системы знаний детей о дружбе, дружеских отношениях; формированию у детей таких нравственных качеств, как умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе. Способс...
Формирование духовно-нравственных ценностей у младших школьников в процессе совместно-распределенной деятельности
Статья в Сборнике материалов Республиканской НПК...
Духовно-нравственное воспитание младших школьников в процессе организации учебной и внеучебной деятельности через преподавание курса ОРКСЭ
ЦЕЛЬ ОПЫТА – создание социально-педагогических условий для воспитания, развития и становления личности младшего школьника, способного сознательно выстраивать отношение к себе, ...
Формы работы духовно-нравственного воспитания младших школьников в процессе урочной и во внеурочной деятельности через преподавание (курса ОРКСЭ )
Формы работы духовно-нравственного воспитания младших школьников в процессе урочной и во внеурочной деятельности через преподавание (курса ОРКСЭ )...