Развитие духовно-нравственных качеств младших школьников в учебно-воспитательном процессе
статья на тему
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_razvitie_dukhovno-nravstvennykh_kachestv_ml.docx | 14.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие духовно-нравственных качеств младших школьников в учебно-воспитательном процессе
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.
Об актуальности духовно- нравственного воспитания в школе свидетельствуют многие кризисные явления современной жизни: наркомания, криминализация детской среды, низкий уровень общественной морали, утрата семейных ценностей, упадок патриотического воспитания.
Процесс формирования духовно- нравственных основ личности младшего школьника происходит через знание и понимание учащимися истоков отечественной, материальной и духовной культуры, осознание духовных основ русской культуры, способность к творчеству в пространстве русской культуры, умение жить по законам гармонии и красоты; высокий уровень самосознания, самодисциплины; гуманность, уважение прав, свобод и достоинства других людей; убежденность в том, что настоящий гражданин любит свою Родину, гордится ее славной историей, изучает историко-культурное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества; ведение здорового образа жизни, отсутствие вредных привычек; взаимодействие семьи и школы в процессе духовно-нравственного воспитания; воспитание экологической культуры.
Хорошо известно, что ведущей для младших школьников является учебная деятельность – отсюда большая роль познавательной деятельности в развитии детей. Младшие школьники любопытны и любознательны. Они открыты, эмоциональны и непосредственны, деятельны и активны по природе . Именно это помогает созданию необходимых условий для проявления творческой индивидуальности каждого ученика; интеграции духовно-нравственного воспитания ребёнка через культуру, литературу, историю, музыку, живопись; координирования деятельности школы, семьи, общественности в духовно-нравственном воспитании детей.
Основными формами работы с детьми являются факультативные занятия, беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания, проведение совместных праздников; просмотр видеофильмов, использование аудиозаписей нравственного содержания; экскурсии, поездки, детская благотворительность, организация совместных мероприятий взрослыми и детьми.
Из методов воспитание большое внимание уделяется игре, игровым приёмам, приданию эмоциональной окраски каждому мероприятию. Также немаловажное значение имеют и следующие методы: наглядный, словесный, практический, коммуникативный, проблемный, поисковый (экскурсии, дидактические игры, чтение литературных произведений , проведение викторин, конкурсов, бесед, аргументирование своего утверждения, создание взаимоотношений в классе, в школе, в семье, в обществе)
Духовно-нравственное воспитание младших школьников требует взаимопонимания и сотрудничества с их родителями. Каждая семья имеет свои особенности, поэтому с учетом конкретных условий используются наиболее действенные меры нравственного воспитания ребенка. Родители учащихся школы вовлечены в проведение совместных учебных и внеучебных мероприятий, родительских лекториев на духовно-нравственные темы, принимают участие в анкетировании и тестировании с целью выявления ошибок и коррекции духовно-нравственного воспитания в семье.
Такая организация работы позволяет младшим школьникам активно включиться в процесс формирования духовно-нравственных основ, что соответствует их активной и деятельной натуре.
Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Очень хочется, чтобы детство наших детей было счастливым, поэтому большая роль в формировании основ духовно-нравственного воспитания учащихся принадлежит начальной школе. Именно в младшем школьном возрасте происходит социализация ребенка, расширение круга его общения, когда требуется проявление личностной позиции, определяющейся принятыми нравственными ценностями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие внимания у младших школьников в учебно-воспитательном процессе
В работе со школьниками, особенно младшего школьного возраста, проблема развития внимания является наиболее актуальной. На протяжении школьного возраста в формировании внимания происходят существенные...
Презентация к научно-исследовательской работе по теме: "Развитие внимания младших школьников в учебно-воспитательном процессе".
Презентация поясняет исследовательскую работу ....
Развитие волевых качеств младших школьников в учебно-воспитательной деятельности
Волевые качества – это относительно постоянные, не зависящие от данной ситуации, устойчивые психические образования личности. Воля личности и есть не что иное, как сложившаяся в процессе жизни определ...
Развитие внимания младших школьников в учебно-воспитательном процессе.
Развитие внимания младших школьников в учебно-воспитательном процессе....
Исследовательская работа по теме: "Формирование нравственных качеств младших школьников в учебно-воспитательном процессе" (Часть 1)
Исследовательская работа....
Исследовательская работа по теме: "Формирование нравственных качеств младших школьников в учебно-воспитательном процессе" ( часть 2)
Исследовательская работа по теме: "Формирование нравственных качеств младших школьников в учебно-воспитательном процессе"...
Исследовательская работа по теме: "Формирование нравственных качеств младших школьников в учебно-воспитательном процессе" (часть 3)
Исследовательская работа по теме: "Формирование нравственных качеств младших школьников в учебно-воспитательном процессе"...