«Театрально – игровая деятельность в духовно – нравственном развитии младшего школьника» (из опыта работы)
методическая разработка на тему
Выступление на заседании методичсекого объединения учителей начальных классов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Театрально – игровая деятельность в духовно – нравственном развитии младшего школьника» (из опыта работы)
«Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений — одна из серьёзных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста, так как это период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина.»
( Кокуева Л.В.)
Вот уже 15 лет я увлекаюсь театральной деятельностью, а точнее театром кукол. Помимо внеурочной деятельности я применяю и на уроках элементы арт-технологий. Это помогает приобщить детей к духовным и нравственным ценностям, направить развитие творческой личности через театрализованную деятельность.
Считаю, что театрализованная деятельность, представляющая синтез музыки, живописи, танца, риторики, актёрского мастерства, создаёт условия для развития творческой личности, помогает духовно-нравственному воспитанию детей.
Театрализованные действия способствуют формированию личности ребенка. Вырабатывая определенную систему ценностей, дети учатся различать добро и зло, у них воспитывается желание делать выбор в пользу добра; прививается уважение к православным традициям своего народа, воспитывается чувство любви, уважения к своим близким, к своей стране, признательности к её защитникам .
В своей работе я опираюсь на следующие принципы:
-культурологический;
-личностно-ориентированный;
-принцип единства эмоциональных и интеллектуальных процессов;
-принцип гуманизации;
-принцип развития;
- систематичность
Для достижения поставленной цели выбрала следующие направления:
-добро и зло;
-православная культура;
-история народа;
-развитие личности ребенка
С детьми мы подготовили и показали сказки духовно-нравственного содержания, которые помогают увидеть красоту нравственных поступков, такие как: «Дорога к теремку», «Непослушная Даша», «Сказка о попе и работнике его Балде». Различать такие категории как добро и зло помогают народные сказки. Сказка не даёт прямых наставлений типа «слушайся родителей», «уважай старших», но в её содержании заложен урок, нравственность заложена в самих сюжетах. Неоднократно наш детский коллектив выступал и МДОУ «Золотая рыбка». Родители и дети всего детского сада посмотрели такие сказки как: «Репка». «Колобок», «Заюшкина избушка».
Театрализованная постановка требует огромной подготовки. Важнейшим является процесс репетиций, где проходит творческое переживание и воплощение. В процессе работы над образом происходит развитие личности ребенка, развивается символическое мышление, двигательный эмоциональный контроль, развиваются нравственные качества как взаимопомощь, взаимовыручка, сопереживание друг за друга.
Подготовка к показу включает не только репетиции, но и теоретические занятия, где дети знакомятся с предметами старины, а также обучаются изготовлению кукол, например, кукол-оберегов, пеленашек. В классе оборудован театральный уголок, уголок старины, который постоянно пополняется новыми предметами с помощью родителей, с которыми я работаю в тесном сотрудничестве. Часто с детьми посещаем библиотеку, где работники библиотеки проводят беседы, игры, разбирают житейские ситуации, читают литературные произведения на нравственную тему.
Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями школы и семьи. На родительских собраниях, беседах я часто задавала родителям вопросы: «Что вы считаете главным в воспитании своих детей? Каким бы вы хотели видеть своего ребёнка в будущем? Родители отвечали: хотим видеть своих детей добрыми, отзывчивыми, порядочными, честными. Но вопрос: « А как воспитать эти качества в ребенке?», — многие затруднялись ответить. Для того, чтобы родители осознали, что в первую очередь они ответственны за воспитание своих детей, именно в семье должны передаваться нравственные и духовные ценности и обычаи, были продуманы разные формы работы с ними. Я использовала наглядные методы: папки-передвижки, выставки детских работ, выставку детской ,
На вопрос, что вы делаете для того, чтобы поддерживать желание ребенка работаь с куклами отвечали: читаем книги, обсуждаем, делаем кукольный театр с игрушками, покупаем игрушки, вместе рисуем, придумываем роли с игрушками, принимаем участие в игре, смотрим телевизор(познавательные передачи, сказки).
Таким образом я считаю , что театрализованная деятельность дает большие возможности для развития детей , для их духовного и нравственного роста , хочется добавить: также совместными усилиями школы и семьи .
Не только для « артистов», но и для юных зрителей, подготовка и сами выступления оставляют яркий, добрый след в их сердцах.
«История личности начинается с первого желания сопереживать, сочувствовать… десятки тысяч ребят каждодневно выходят из зрительных залов, потрясенные увиденным и маленькие сердца стучат от желания совершать фантастические подвиги, из которых потом родится желание совершать подвиги реальные. Это желание пробуждается искусством». (Л.М.Устинов).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовно-нравственное развитие младших школьников во внеурочной деятельности
Статья для преподавателей из опыта работы...
Духовно-нравственное воспитание младших школьников (из опыта работы).
Выступление на районном семинаре....
Духовно-нравственное развитие младшего школьника во внеурочной деятельности
В данной презентации содержится информация о видах, формах, направлениях организации духовно-нравственного развития младших школьников во внеурочной деятельности...
Развитие личностно-эстетического потенциала обучающихся во внеурочной деятельности как один из путей реализации духовно-нравственного развития младших школьников.
В статье представлены материалы программы внеурочной деятельности....
Статья "Духовно-нравственное воспитание младших школьников" (из опыта работы)
Воздействие на человека, с целью формирования у него духовно-нравственных качеств – тема, которую учёные изучают уже несколько тысяч лет. За это время уже было более-менее сформировано понятие о...
Расширение круга детского чтения как способ духовно- нравственного воспитания младших школьников (из опыта работы)
Одним из эффективных средств формирования духовно-нравственного сознания детей младшего школьного возраста могут служить образное художественное слово, примеры нравственного развития и морального выбо...
Презентация "Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках ОРКСЭ и во внеурочной деятельности". Доклад "Духовно-нравственное воспитание младших школьников".
Духовно-нравственное воспитание школьников направлено на усвоение учащимися нравственных ценностей, обеспечивающих мотивацию поведения и поступков, ориентацию в разнообразных жизненных ситуациях. Пред...