Классный час "Я - гражданин и ученик"
классный час (4 класс)
Предварительный просмотр:
Классный час
Тема: Я – гражданин и ученик
В современной России, вставшей на путь построения правового государства, образование и воспитание в духе соблюдения и уважения прав и свобод особенно актуально.
Стратегической задачей модернизации российской образовательной системы является выращивание самостоятельных, инициативных и ответственных молодых людей, способных ориентироваться в меняющихся социально экономических условиях, благополучных в будущей взрослой жизни и признающих права и свободы человека высшей ценностью.
Данное занятие соответствует основополагающим принципам гуманизации и демократизации современной школы.
В его содержание включено:
1) ознакомление с правовыми документами;
2) изучение основных прав «Конвенции о правах ребёнка»;
3) практические и игровые упражнения;
4) работа над созданием проекта.
Вся работа направлена на самоопределение ребят в школьной жизни: через осознание собственных возможностей, выбор своей позиции, выбор правил, регулирующих школьную жизнь, осознание и выбор правил взаимоотношений с одноклассниками.
Занятие комбинированного типа, с применением ИКТ.
Этапы занятия:
- Оргмомент (мотивирование к активной работе).
- Актуализация опорных знаний. Открытие нового знания.
- Работа в группах.
- Знакомство с правовыми документами.
- Практическая направленность полученных знаний в группах.
- Творческая работа над созданием проекта «Кодекс класса».
- Психотренинг.
- Рефлексия.
На занятии применяются разнообразные методы и прёмы:
- метод диалогического изложения;
- проблемный метод;
- игровой метод;
- метод проектов;
- психотренинг;
- метод релаксации;
- приёмы критического мышления.
Использование данных методов способствует оптимальному переходу от объяснительно-проблемного уровня понимания правовых знаний к обобщающему и оценочному уровню представления материала.
С целью сохранения здоровья и предотвращения переутомления детей периоды интенсивной работы чередовались с расслаблением, использовались различные формы и методы работы. Применение ИКТ позволило выделить основные аспекты учебного содержания и последовательность его изложения.
Отбор содержания материала, форм и методов деятельности осуществлялся с учётом возрастных особенностей младших школьников и был направлен на создание условий для совершенствования их гражданского самосознания.
Цель: создание условий для совершенствования гражданского самосознания обучающихся.
Задачи:
- Познакомить ребят с правовыми документами.
- Способствовать воспитанию правовой культуры школьников, выработке ценностных установок о необходимости уважения и соблюдения прав человека.
- Организовать работу, направленную на самоопределение детей в школьной жизни (через осознание собственных возможностей, выбор своей позиции, выбор правил, регулирующих школьную жизнь, осознание и выбор правил взаимоотношений с одноклассниками).
- Развивать коммуникативные компетенции, творческие способности обучающихся.
Оборудование: правовые документы, раздаточный материал, ИКТ.
Ход занятия
- Оргмомент. СЛАЙДЫ 1-2
- Актуализация опорных знаний. Открытие нового знания.
- Анализ ситуаций
- Мы часто встаём перед выбором: как поступить?
а) Помочь маме или пойти погулять?
б) Делать уроки или смотреть телевизор?
в) Нагрубить товарищу или решить спор по дружески?
г) Сказать правду или промолчать?
- Легко ли принять решение? От чего зависит ваш выбор?
Вывод: принимать решения не просто, но надо поступать по совести.
- Игра: «Да» «Нет»
- Вам необходимо подставить слово «Да» к тому качеству, которое позволяет человеку, на ваш взгляд, поступить по совести, в других случаях – «Нет».
СЛАЙДЫ 3-5
Вспыльчивость
Торопливость
Осмотрительность
Аккуратность
Честность
Лживость
Уважение к людям
Уважение к себе
Безразличие
Справедливость
- Что такое справедливость? А несправедливость?
Из словаря С.И. Ожегова: «Справедливый – действующий беспристрастно, соответствующий истине».
- Приведите примеры справедливости и несправедливости.
Вывод: есть моральные и правовые отношения: в моральных отношениях человек руководствуется моральными правилами поведения, а в правовых – законами, деловым этикетом.
- Что значит быть справедливым, например к одноклассникам? (Это значит проявлять свои достоинства, не мешая (не препятствуя) окружающим проявлять их достоинства.)
После обсуждения дети выводят правило.
Правило: не мешайте другим и не давайте без надобности мешать себе; быть справедливым – значит быть ответственным, готовым отвечать за свои поступки.
- Работа в группах СЛАЙД 6
- Прочитайте стихотворение и обсудите в группе, как вы поняли смысл этих строк:
Мама учит не прятать у сердца обид,
Сердцу трудно и так, зачем ему тяжесть такая?
Если слово ты дал – это слово навеки, гранит,
Если в гору идёшь, поднимайся. Других не толкая.
( С. Островой)
Высказывания ребят по группам.
Вывод: быть справедливым – значит использовать свои права, не нарушая при этом чужих прав.
Знакомство с правовыми документами. СЛАЙД 7
- Посмотрите на фото. Все вы разные, к вас разные вкусы, интересы, черты характера, но все мы вместе – часть общества, в котором живёте, поэтому у вас одинаковые ... (права).
- Как называется документ, в котором записаны права ребёнка? СЛАЙД 8
- «Конвенция о правах ребёнка» - это документ, который провозглашает защиту прав ребёнка в любой стране. В каждой стране эти права закрепляются основным законом. Это правовые документы.
- Почему их так называют?
Выводы: Право – это правило, по которому живут люди. Эти правила охраняются государством. Они определяют отношения людей в обществе.
Законы - это правила, которые устанавливает государство. Их должны выполнять все граждане страны.
V. Ознакомление с основными правами Конвенции СЛАЙД 9
- На основании 54 статьи Конвенции каждый ребёнок имеет:
1. Право на жизнь.
2. Право на имя при рождении.
3. Право на медицинскую помощь.
4. Право на образование.
5. Право на отдых и досуг, культурную и творческую жизнь.
6. Право на заботу и воспитание родителями.
7. Право на защиту от оскорблений, грубого обращения.
- Вы пользуетесь этими правами? ( После обсуждения дети делают вывод.)
Вывод: никто не имеет права обижать другого человека, унижать его, жестоко наказывать, мешать учиться, отдыхать, получать медицинскую помощь.
VI. Работа в группах. Практическая работа. СЛАЙД 10
- Люди на Земле появились давно, а вместе с ними появились и главные вопросы ...
(Каждая группа получает карточку с заданием.)
1 группа: Что люди могут делать и чего не могут?
2 группа: Что они обязаны делать и чего не обязаны?
3 группа: На что они имеют право и на что не имеют?
Отчёт по группам. После обсуждения учащиеся приходят к выводу.
Вывод: К сожалению, в жизни тоже бывают такие ситуации. Человек, нарушая права другого, забывает свои обязанности. Надо быть внимательными и осторожными с окружающими, потому что каждому праву соответствует обязанность, об этом не надо забывать.
Обязанности. СЛАЙД 11
«Обязанность – определённый круг действий, безусловных для выполнения» (Из словаря С.И. Ожегова).
- Обязанности бывают разные, они есть повсюду: в школе, дома, общественных местах. Главное – помнить о них и выполнять.
СЛАЙД 12
- Как называется документ, в котором прописаны права и обязанности школьников? (Устав школы.)
Ученики обязаны:
- соблюдать устав школы;
- добросовестно учиться;
- бережно относиться к школьному имуществу;
- соблюдать правила поведения учащихся;
- уважать права других.
- Говорили об обязанностях, а вернулись к правам.
Вывод: Нет прав без обязанностей, а обязанностей - без прав.
Творческая работа в группах. Работа над созданием проекта «Кодекс класса» в группах. СЛАЙД 13
1 группа: В виде аппликаций, рисунков создает знаки – памятки о правах ребенка.
2 группа: Работает над обязанностями школьника. Из данных предложений выбрать только те, которые относятся к обязанностям школьника:
- добросовестно учиться;
- беречь только свое имущество;
- соблюдать этику поведения;
- соблюдать школьный режим;
- беречь школьное имущество;
- беречь свое здоровье и здоровье окружающих;
- соблюдать правила поведения;
- соблюдать чистоту и порядок;
- соблюдать технику безопасности;
- беречь свое здоровье;
3 группа: Выделить те предложения, которые приемлемы для нашего класса.
- Каждый в классе должен чувствовать себя в безопасности, поэтому никто не должен драться и обижать другого.
- В классе должна существовать дружба только между мальчиками и девочками отдельно.
- Все в классе равны, независимо от национальности, пола, убеждений.
- В классе должен быть «вожак», которому все должны подчиняться и который будет руководить жизнью коллектива.
- Каждый имеет право на имя, обращаться друг к другу следует только по имени.
- В классе у каждого должно быть прозвище, ведь так веселее жить.
- Все должны уважать право собственности и без разрешения не брать чужие вещи, не ломать.
- Наш класс – дружный коллектив, поэтому у нас все общее. Можно брать любую вещь, которая тебе понравилась.
- Никто не должен бояться высказывать свое мнение по любому вопросу.
- Нужно всегда говорить только то, что говорит учитель. Нельзя высказывать свое мнение.
- Будь лично ответственным за свои слова и поступки.
- Веди себя прилично только на уроках, а после уроков можешь шалить, баловаться.
- Содержать в чистоте рабочее место, кабинет, установить график дежурства.
- Следить за порядком и чистотой только своего рабочего места, остальное – уберет дежурный.
VII. Представление проекта «Кодекс класса»
Отчет по группам.
Творческое задание от групп.
1 группа:
В мире есть закон, что знает _______,
Все его Конвенцией _________.
Охраняет жизнь, здоровье ____________,
Их права на отдых и на ________________.
Нам с тобою тот закон ______________,
В жизни нам поможет очень ____________.
( Слова для справок: каждый, он, зовут, знаком, труд, граждан.)
2 группа:
Без устава школе быть ______________,
Это знают даже ________________.
«Надо» и «Могу» в нём ____________,
Только изучить ты ________________.
По «Уставу» будешь жить ___________,
И проблем не будет _______________.
( Слова для справок: едва ли, никогда, малыши, всегда, поспеши, прописали.)
3 группа:
Будет очень дружным ______________,
Всё получится у ________________.
Если будем точно ___________
И, конечно, _________________
Правила, что класс ____________
И «Кодексом» их _____________.
( Слова для справок: у нас, класс, назвал, знать, создал, выполнять.)
X. Психотренинг СЛАЙД 14
Дети берутся за руки, изображая земной шар. Глядя соседу в глаза, надо сказать: «Я уважаю твоё право на безопасность и не стану тебя обижать» и т.п. Собеседник кивает головой, благодарит и говорит своему соседу: «Я уважаю твоё право на образование и не стану отвлекать тебя на уроке» и т. п. Игра идёт по кругу.
XI. Рефлексия СЛАЙД 15
- Что для себя нового открыли сегодня? (Дети называют правовые документы, основные права ребёнка, записанные в Конвенции, их значимость, обязанности гражданина и ученика.)
СЛАЙД 16
- Какой вывод можем сделать?
Вывод: Несоблюдение законов приводит к беспорядку, трагедии, угрозе жизни, здоровью. Важно помнить, что законы есть не только в документах разных уровней, но и в любом из нас.
- Главный закон жизни – поступать по совести. Жить по законам правды, добра, чести нужно учиться с детства. Права и свободы человека возможны только при осуществлении каждым своих обязанностей.
СЛАЙДЫ 17-18
Я – человек. Живу среди людей,
Тех, у которых множество идей,
И все должны мы понимать друг друга,
Ведь в этом состоит общественного жития наука.
Я – человек. И ты. И он ведь человек.
Давайте в мире пониманья жить вовек.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие классного руководителя и семьи ученика
1. Принципы взаимодействия классного руководителя и семьи ученика2. Родительское собрание - основная форма работы с родителями3. Индивидуальная работа с родителями4. Коллективные и групповые формы раб...
Сотрудничество классного руководителя , родителя и ученика как средство формирования личности ребёнка.
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года подчёркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания. И это неслучайно, потому что проблема воспитания новых поколени...
Организация сотрудничества классного руководителя с родителями учеников.
Огромное значение в работе с родителями младших школьников имеет заранее продуманная и чётко организованная система сотрудничества. Спонтанные плохо организованные собрания , встречи...
Конспект внеурочного занятия «Я – гражданин. Я - ученик»
Внеурочное занятие позволяет · познакомить ребят с правовыми документами,сформировать положительное отношение к законам и обязательность их выполнения;способствует формированию правово...
классный час "Гражданином быть обязан"
Данный материал предназначен для проведения классного часа, посвященного Конституции Российской Федерации....
Внеклассное мероприятие "Я – Гражданин и Ученик"
Цели:• формирование у детей понятия “Гражданин России”, как своей принадлежности к россиянам, воспитания чувства гордости за свою страну; • формирование понятий “Права...
классный час гражданин россии
КЛассный час...