классный час гражданин россии
классный час (3 класс)
Предварительный просмотр:
ФИО участника экзамена | |
Тема мероприятия | Я – гражданин России. |
Цель мероприятия | Создание условий для знакомства учащихся с основными символами современной России и формирования гражданских качеств: знания законов и мотивации к их выполнению, знания своих гражданских прав и обязанностей. |
Задачи мероприятия | Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
|
Форма мероприятия | Путешествие по станциям |
Методы и средства воспитания, используемые в мероприятии | Словесный метод(беседа),объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, игровой методы. ТСО |
Ход внеклассного мероприятия
Этап планируемого мероприятия | Деятельность классного руководителя | Деятельность обучающихся |
Подготовительный этап | Приветствие. Мотивация. - Здравствуйте, ребята, я рада вас видеть, меня зовут Анастасия Павловна, и сегодняшнее занятие у вас проведу я. -Мне хотелось бы узнать, с каким настроением вы пришли сегодня на наше занятие. - Я прошу улыбнуться тех, кто пришел на занятие с хорошим настроением; - Я прошу поднять правую руку тех, кому нравиться общаться с одноклассниками; - Хлопните в ладоши, если вы не любите конфликтовать и спорить; - Пожмите друг другу руки, если стараетесь уважительно относиться к людям. - Думаю, что теперь можно начать работу. | Приветствуют учителя. Настраиваются на работу. |
Основной этап | - Сегодня мы поговорим на тему, очень важную для каждого из нас. Мне хочется начать со стихотворения О. Емельянова «Гражданин». Если ты живешь в России, - Ребята, подумайте и скажите, о ком же это стихотворение? - Верно, о гражданине. Формулирование темы и цели занятия: - А в какой стране живем мы с вами, ребята? (В России) - Скажите, могу ли я к вам обратиться как к гражданам Российской Федерации? - Да, конечно. Посмотрите на слайд и самостоятельно сформулируйте тему нашего занятия. (Я – гражданин России) - Молодцы, ребята. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по станциям со знаниями, в котором на каждой из остановок нас ждут увлекательные задания и новые знания. - Давайте сформулируем цель, к которой будем двигаться в течение нашего путешествия. Поработайте в парах у вас на карточках и сформулируйте цель из перепутанных слов. - Чтобы проще было достигнуть цели, составим план, по которому пройдет наше с вами путешествие. Вставьте слова так, чтобы у нас получился полноценный план. 1. Познакомиться с основными символами государства 2. Узнать, кто такой гражданин России, его права и обязанности. - Молодцы, ребята. Начинаем наше путешествие с первой станции. Игра «Камушки». Учитель раздает детям камушки и предлагает рассмотреть их. -Рассмотрите, какие камушки у вас в руках?( Все камушки разные, как люди. И у каждого свои достоинства.) - Правильно, и хотя все люди разные, но нас объединяет одно, то, что живем мы в одной стране, у всех нас одна родина – Россия. - А с чем ассоциируется родина у каждого из вас. Давайте сыграем в игру и узнаем. : Родина - это ... (Учитель бросает мяч, и каждый поймавший заканчивает фразу одним словом) - Вот сколько ассоциаций у нас возникает, когда слышим слово Родина. Это знакомая тропинка, ведущая к речке, вспорхнувшая птица, берёза, распустившая свои листочки под окном школы, шмель, колдующий над бутоном цветка. Родина - это место, где человек родился. Действительно, мы по праву можем сказать, что Родина - это дом, в котором живём. Родина - это наши предки, мамы, папы, дедушки и бабушки, подарившие нам жизнь и имя. Сколько приятных впечатлений мы храним о нерукотворной красоте природы! Это ли не Родина? Наша Родина –Россия. Россия – огромное государство, гражданами которого мы являемся. - А как вы думаете, ребята, должны ли мы знать историю своей страны, ее государственные символы? - Конечно, вы правы, гражданин страны должен знать ее историю, ее государственные символы. -Сегодня мы и поговорим об отличительных знаках нашего государства. Назовите основные символы нашего государства, отгадав загадки. У него названий много: Триколор, трёхцветный стяг - С ветром гонит прочь тревоги Бело-сине-красный ...(ФЛАГ) На свете много песен разных, Он дополняет гимн и флаг, - Молодцы, ребята. К государственным символам любой страны относятся: Государственный Герб, Государственный Флаг и Государственный Гимн. Есть они и у нашей Родины. Отношение к символам - это отношение к самому государству. Оскорбление государственных символов - это оскорбление государства, его народа, его истории и культуры. Об этом и записано в Конституции. - Поднимите руки те, кто видел Государственный Герб и Государственный Флаг России? - А кто может описать их? (Ответы учащихся). - Ребята, а почему мы часто употребляем выражение ''московское время''? И почему к Москве какое-то другое отношение? (Ответы учащихся). Верно, к Москве у нас трепетное отношение потому, что город-герой Москва - столица нашей необъятной Родины. Москва – это Красная площадь. Москва – это башни Кремля. Москва – это сердце России, Которое любит тебя. Наша Родина очень велика, так велика, что над её просторами почти никогда не заходит солнце. Если сесть в самолет и пролететь над территорией нашей страны, то можно увидеть белоснежные толщи льда и знойные жаркие пустыни, вольные степи и холодную тундру, высокие горы и могучие реки, и гордость нашего государства - её зеленый наряд - леса. - А наши предки тоже любили свою Родину и сложили много стихов, пословиц о ней. - А вы знаете пословицы о Родине? (Ответы учащихся.) - Давайте поиграем. Поработаем в группах и узнаем, кто быстрее соберет пословицы и объяснит их.(на столах в файлах на листочках записаны слова, которые нужно собрать в пословицы и объяснить их смысл). Где кто родится, там и пригодится. Если народ един, он непобедим. Кто за Родину горой, тот и герой. - Проверим, как вы справились с заданием. (ПРОВЕРКА) - -Послушайте одну историю: Жил-Был Человек. Были у него семья, работа, друзья, но вдруг у него начались неприятности: поссорился с товарищами, на работе – выговор. В общем, обиделся Человек на всех, а больше всего – на свою страну: даже говорить стал не «моя страна», не «мой народ», а «эта страна», «этот народ». По его понятиям, его страна была бедная, а народ ленивый. «Пусть они живут, как хотят, мне с ними не по пути», решил Человек. Собрал вещи и решил поехать за границу. А там газоны подстрижены, улицы с мылом моют. Работа нашлась – и деньги появились. Но только почему-то не радостно у него на душе, будто что-то важное потерял, без чего все остальное уже не так привлекательно. Не хочет отдыхать на дорогих курортах. Завелась тоска и гложет изнутри. В общем, как говорят в народе, «на душе кошки скребут». Вот бежит он на причал встречать теплоход, не может наговориться на родном языке. Вернувшись домой, открывает семейный альбом, со слезами на глазах рассматривает фотографии. И снова звучат слова: «моя страна», «моя Родина». - Такое состояние называется – «ностальгия». Ностальгия – это тоска по родине. -Кто-нибудь из вас испытывал это чувство? - Как видите, иногда, чтобы полюбить родную страну, нужно оказаться вдали от неё. А любить нашу страну есть за что. Как вы думаете, за что? (ответы учащихся) - Прежде всего, за то, что это наша родная земля, земля наших предков. - Россия - самая большая в мире страна. В России много самого-самого. Среди более чем тысячи городов есть города - миллионники. Какие? ( Москва, Санкт-Петербург, Самара, Нижний Новгород, Екатеринбург.) - Есть реки – большие, многоводные? ( Обь, Енисей, Амур, Лена, Волга.) -Это 5 из 22 главных рек земного шара. Если говорить об озерах. В России растет самый большой лес на Земле – это четверть всех лесных запасов планеты. Богаты российские недра. Всего вдоволь, всего в достатке, ни у кого занимать не надо. Родина-это очень много. Со словом «родина» тесно связано слово «отчизна», «отечество». Это самое святое, что есть в жизни каждого человека. Россия подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев, но всякое дерево имеет что? Корни. Листья - это мы, корни - это наше прошлое, наша история, наши деды, прадеды. Человеку надо знать свои корни, историю своей Родины, государства. И тогда такой человек может сказать о себе: «Я – гражданин своей Родины». - Вот мы с вами и оказались на следующей станции. - Нам встретилось интересное и важное слово ГРАЖДАНИН. -На каком уроке мы с ним уже познакомились? - Интервью «Кто такой гражданин?» (Дают ответы желающие) - Найдите в словаре значение слова «гражданин» ( «Гражданин – это человек, мысли и поступки которого направлены на благо Отечества, на благо своего народа.) «А что такое гражданин? Отечества достойный сын» - Какие понятия включает в себя слово «гражданин»? (ответы записываются на доске)
- Посмотрите, ребята, как называется этот документ? (Слайд свидетельство о рождении.) - Что в нём записано, кто знает? (высказывания детей, учитель помогает.) - Да, это важный документ говорит не только о факте вашего рождения, но и то, что вы являетесь гражданином своей страны, вы являетесь гражданином России, Российской Федерации.) - А как вы думаете, когда человек рождается, он имеет какие-нибудь права? (Да, имеет) Давайте ознакомимся с важнейшими правами и обязанностями гражданина России. - Молодцы. С давних времён люди гордятся своей страной, защищали её в своё время. А как вы думаете, а в настоящее время остались граждане России? - Посмотрите на экран. Вы знаете этого человека? Я хочу вам о нём немного рассказать. Это Леонид Рошаль – известный детский врач. Известный не только в России, но и других странах. Он создал группу врачей, которые помогают детям в России и детям в других странах. - Можно его назвать гражданином России? Почему? - А можно сказать, что его доброе дело прославляет Россию? - А теперь давайте сами будем определять, что должен каждый гражданин. ( работа на карточках). Соедините слова правого столбика со словами левого столбика. ГРАЖДАНИН ДОЛЖЕН - знать (права) - выполнять (обязанности) - любить (свою Родину) - беречь (природу) - защищать (территорию) - приумножать (богатство) - гордиться (культурой, языком) Вы справились с заданием. А, вы, соблюдаете эти правила? - А с 18 лет у вас станет прав ещё больше, вернее вы будете обладать всеми правами, прописанными в Конституции РФ. (Учитель показывает книгу – Конституция РФ) Конституция РФ – это основной закон нашей страны, и знать его должны все люди и маленькие, и большие. - Ребята, а как вы думаете, зачем нужны законы? Законы нужны, чтобы в нашей стране был порядок. Человек живёт в обществе и должен соблюдать все законы, которые прописаны в - Что же такое конституция? Найдите в словаре значение этого слова. Конституция - основной закон государства, определяющий основы общественного и государственного строя, систему государственных органов, права и обязанности граждан. Нынешняя конституция была принята 12 декабря 1993 года. - А теперь попробуем применить Конституцию к сказкам. Игровые ситуации. 1. Все ли герои сказки «Гадкий утенок» относятся друг к другу по-братски? 2. Какое право нарушила ведьма в этой сказке? (Право на жизнь) 3. Чья жизнь в опасности? Кто посягает на жизнь?
4. Почему обитатели двора обижали гадкого утёнка? Поступят ли ребята твоего класса как обитатели двора? 5. Какое право нарушила лиса в сказке «Лиса и заяц»? (неприкосновенность жилища Мини-итог. - У каждого есть свои права и мы должны хорошо знать их и уметь ими пользоваться. Но следует знать не только права, но и обязанности, не нарушать права других ... Только тогда мы сможем стать известными и настоящими гражданами Отечества. Поэтому сейчас я приглашаю вас в гости к известным людям России. - Таких людей у нас очень много, потому что русские - это трудолюбивый и настойчивый народ. Всех их назвать сейчас невозможно. Но это и писатели, и политики, и певцы, и спортсмены, и врачи, и учителя, которые своим трудом прославили нашу Россию, их имена известны в мире. Назовите этих людей. - Что важного сделали они в этой жизни для России? (выступления учеников с сообщениями о известных личностях России) - Молодцы, ребята. Какие бы качества гражданина вы бы взяли от этих людей? Так каким должен быть маленький гражданин России? - Дорогие ребята! Вам строить новую Россию, преумножать ее славу и богатства. Будьте достойны нашей великой страны, ее многовековой истории и подвигов знаменитых предков. Я думаю, что все вы, когда вырастете, станете достойными гражданами своей страны. А гордиться нам с вами есть чем. Берегите Россию- Нет России другой, Берегите ее тишину и покой, Это небо и солнце, Этот хлеб на столе И родное оконце В позабытом селе… Берегите Россию, Без нее нам не жить. Берегите ее, Чтобы вечно ей быть Нашей правдой и силой, Всею нашей судьбой. Берегите Россию- Нет России другой. А как приятно чувствовать себя уверенным человеком, быть гражданином такого государства, как Россия. Встаньте. Расправьте плечи. Поднимите выше подбородок и с чувством гордости произнесите: «Я - гражданин России»! Помните: именно от вас зависит завтрашний день страны, будущее нашего государства. РАБОТА С КРОССВОРДОМ - А теперь давайте закрепим наши знания. Если вы правильно разгадали кроссворд, по вертикали должно получиться слово «родина» 1.Государственный символ в виде двуглавого орла. 2. Основной закон нашей страны. 3. Всенародно избранный глава государства. 4. Государство, в котором мы живём. 5.Государственный символ, сопровождаемый музыкой. 6 Российский триколор. -Молодцы, ребята. | Слушают учителя, отвечают на вопросы. Работают в парах, выполняют задание на карточках. Формулируют тему, цель, план занятия. Рассматривают камушки, отвечают на вопросы учителя. Отгадывают загадки. Работают в группах, собирают пословицы. Слушают учителя, отвечают на вопросы. Работают в группах, составляют рассказы. Работают со словарем. |
Заключительный этап | - Наше занятие подошло к концу, достигли ли мы его цели? - Что нового вы для себя узнали? -Молодцы. -Спасибо за плодотворную работу. Я очень довольна вашей работой, надеюсь, что и вы испытали от нашего общения удовольствие и пользу. Уверена, что в будущем вы проявите себя настоящими творцами и замечательными гражданами своей страны. И в память о нашей встрече я хочу подарить вам бейджики с надписью «Я – гражданин России». До свидания. | Подводят итог вместе с учителем, отвечают на вопросы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Я - маленький гражданин России"
Цель: познакомиться с понятиями: государство, гражданин, конституция; государственные символы страны, герб, флаг, гимн; развивать интерес к истории России; воспитывать чувство ...
Классный час "Я -гражданин России"
Дана разработка кл.часа "Я - гражданин России"...
Классный час в 1 классе "Я - ГРАЖДАНИН РОССИИ"
Знакомство учащихся с некоторыми эпизодами истории России, символами власти, великими людьми....
Классный час "Я - гражданин России"
На классном часе учащиеся узнают о символике нашего государства, о происхождении и особенностях гимна, флага, герба Российской Федерации, у ребят воспитывается чувство патриотизма....
Классный час "Я – гражданин России"
Классный час "Я – гражданин России" Цель: определить отношение каждого ученика к позиции “быть гражданином”; Затронуть сокровенные чувства в сердцах ребят, высветлить в их душев...
Классный час: «Я – гражданин России»
Классный час: «Я – гражданин России»...
Программа развития классного коллектива "Я - гражданин России"
Основные направления развития класса по гражданскому воспитанию, формы и методы работы по этому напавлению, цели и задачи по каждому направлению, основные мероприятия по реализации данной программы....