Организация сотрудничества классного руководителя с родителями учеников.
материал (2 класс) по теме
Огромное значение в работе с родителями младших школьников имеет заранее продуманная и чётко организованная система сотрудничества. Спонтанные плохо организованные собрания , встречи с семьями учащихся ничего , кроме недоверия и тревоги, не могут вызвать у отцов и матерей.
Педагоги, работающие с младшими школьниками , знают, какие тревожные чувства и какое опасение может вызвать у маленького школьника начало учебы в школе . Не меньше волнений вызывает оно у родителей учащихся. Родителям необходимо помогать становиться хорошими родителями . Роль классного руководителя в этом процессе нельзя недооценить .
Смысл педагогического взаимодействия семьи и школы в создании условий для нормальной жизни ребёнка ( комфортной , радостной, счастливой.), для развития его индивидуальности в общем доме «школа-семья».
Скачать:
Предварительный просмотр:
-1-
Организация сотрудничества классного руководителя с родителями учеников.
В.А.Сухомлинский утверждал: «Без знания ребенка – его умственного развития, мышления, интересов, увлечений, способностей, задатков, наклонностей – нет воспитания». Как никто лучше о ребенке смогут рассказать его родители.
В толковом словаре русского языка дается такое понятие слову «родители».
Родители – это отец и мать (по отношению к своим детям).
Родители и педагоги – две мощнейших силы в процессе становления личности каждого человека, роль которых невозможно преувеличить.
У обеих сторон есть свои преимущества, свои достоинства, своя специфика.
Семья – это сказочная пена морская, из которой рождается красота, и если нет таинственных сил, рождающих эту творческую красоту, функция школы, - по словам В.А. Сущинского, - всегда будет сводиться к перевоспитанию. Чтобы этого не случилось, необходимо направить взаимодействие педагога с родителями учащегося на создание единой воспитательной среды, единой социальной сферы, где наивысшие ценности являются основой жизни, достойной человека.
В настоящее время большинство педагогов отвергают еще не так давно популярный тезис о том, что школа призвана заниматься лишь обучением детей, а их воспитание должно проходить вне школьных стен – в семье, церкви, общественных организациях. Усиление воспитательной функции образовательного учреждения обуславливает необходимость совершенствования форм и способов взаимодействия школы и семьи, педагогов и родителей.
-2-
Так основными задачами работы классного руководителя с родителями являются:
- формирование классного коллектива как воспитывающей среды, обеспечивающей развитие каждого ребенка;
- организация всех видов групповой, коллективной и индивидуальной деятельности классного коллектива;
- обеспечение благоприятного психологического климата в классе.
Огромное значение в работе с родителями младших школьников имеет заранее продуманная и чётко организованная система сотрудничества. Спонтанные плохо организованные собрания , встречи с семьями учащихся ничего , кроме недоверия и тревоги, не могут вызвать у отцов и матерей.
Педагоги, работающие с младшими школьниками , знают, какие тревожные чувства и какое опасение может вызвать у маленького школьника начало учебы в школе . Не меньше волнений вызывает оно у родителей учащихся. Родителям необходимо помогать становиться хорошими родителями . Роль классного руководителя в этом процессе нельзя недооценить .
Смысл педагогического взаимодействия семьи и школы в создании условий для нормальной жизни ребёнка ( комфортной , радостной, счастливой.), для развития его индивидуальности в общем доме «школа-семья». Это взаимодействие осуществляется по следующим направлениям:
1)Просвещение родителей по вопросам психологии и педагогики.
2)Формирование у родителей понимания принадлежности к школьному образовательно - воспитательному пространству.
3)Диагностика.
4) Коррекционная работа.
Главным направлением сотрудничества классного руководителя и родителей является просвещение по вопросам психологии и педагогики .
Безусловно, один классный руководитель с этой проблемой не в состоянии - справиться, да и не нужно это делать одному. Психолого - педагогическое просвещение родителей должно носить ярко выраженный опережающей характер .
Если психолого – педагогическое просвещение родителей в классном коллективе организовано плохо , классному руководителя нельзя рассчитывать на то , что родители будут обращаться к нему за советом и помощью и приходить на родительские собрания в класс, где учится их ребёнок .
Надо отметить , что любой аспект психолого – педагогического просвещения родителей должен заканчиваться различного рода рекомендаций и консультациям по их запросам. Нельзя оставлять без
-3-
внимания ни один вопрос родителей . Если они задают вопрос, значит, либо проблема, заключённая в вопросе , уже назрела , либо она имеет временной фактор .
Примерные темы для совместного обсуждения и просвещения родителей младших классов ..
- Основы построение общение с младшего школьника .
- Особенности адаптации ребёнка в школе .
- Значения режима дня в жизни школьника.
- Как научить ребёнка учиться .
- Средство массовой информации в жизни ребёнка и его семьи .
- Традиции и обычаи семьи в воспитании нравственности .
- Книга в жизни семьи и ребёнка .
- Компьютер – друг или враг моему ребёнку .
- Как воспитать в ребёнке ответственность за свои слова и поступки .
- Права и обязанности ребёнка в семье
- Здоровье ребёнка – основы успешности в учении
- Если ребёнок одинок…
- Связь поколений и её значения в воспитание детей
- Школьный учебник . Как с ним работать дома?
- Как научить ребёнка выполнять домашнее задание самостоятельно?
- Если ребёнок успевает слабо…
- Конфликты в семьи и искусство их преодоления .
- Страхи ребёнка . Что за этим стоит?
Следующем направлением в организации сотрудничества классного руководителя
и родителей являться формирование у родителей понимания принадлежности к школьному образовательно - воспитательному пространству . Ни для кого не секрет , что иногда многие родители достаточно негативно относятся к организации учебного процесса в школе, к организации самого школьного пространства .
Уже в начальной школе классный руководитель должен знакомить в первую очередь родителей класса с традициями школы, её историей, достижениями в обучение и воспитании учащихся; родители должны знать . какими учителями гордится школа .
Создание ситуации эффективного взаимодействие школы и семьи невозможно . если педагог не будет знакомить родителей своих учащих с теми требованиями . которые предъявляет школа к своим ученикам с первых дней прибытие в ней .В первую очередь , это знакомство с Уставом учебного заведения, с правилами поведение в классе , спортивном зале, библиотеке, столовой и т.д. .
Большое внимание учитель младших школьников должен уделить традициям проведения школьных уроков , внеклассных мероприятий в школе .
Родительский коллектив класса необходимо в каждой четверти
знакомить с планом воспитательной работы. Создавать условия для
принятия совместных решений по вопросу организации в классе мероприятий в каникулярное и учебное время .
В планировании воспитательной работы классный руководитель большое внимание уделяет участию самих родителей класса во всех внеклассных мероприятиях . Родители младших школьников должны быть вместе со своими детьми в театрах и музеях , на экскурсиях , в походах и поездках , на семейных праздниках и классных часах , проводимых по инициативе ребят класса и самих родителей .
Огромное значение имеет привлечение родителей к кружковой и творческой работе с детским коллективом , в котором учится их ребёнок .
Тематика встреч с родителями в рамках формирования культуры принадлежности образовательному пространству школы.
- Экскурсия- знакомство со школой и школьными службами
- Праздник рождение класса
- Встреча с администрацией учебного заведения и социально психологической службой .
- Встреча родителей «Традиции класса которым быть»
- Круглый стол «Путешествие по школьному учебнику»
- Родительское собрания «Наши первые книжки»
- Презентация классного журнала «Новости школьных уроков»
- Знакомство родителей учащихся со школьной книгой рекордов и достижений
- Организация и проведение родительских уроков
- Заседания выездного клуба выходного дня .
- Участие в общешкольной родительской конференции «Есть проблема – есть решенье»
- «День открытых дверей в классе2 – демонстрация достижений учащихся , родителей и педагога коллективу педагогов школы.
- Выпуск собственной родительской газеты силами родителей и детей .
Один из очень важных направлений в работе классного руководителя младших школьников является диагностика .
Без использования психолого- педагогической диагностики невозможно конструктивно спланировать воспитательную работу в детском коллективе , наладить работу с коллективом родителей .
Диагностика в работе классного руководителя с классом может быть предварительной, оперативной ,и итоговой в зависимости от тех ситуаций , которые требуют её применения.
Диагностика в работе с классным коллективом помогают выявить проблемные ситуации в отдельных семьях , даёт возможность классному руководителю выбрать правильную линию поведения с родителями тех учеников , положение которых в семье чрезвычайно трудное .
Предварительная диагностика необходима классному руководителю при подготовке:
-родительских собраний
-тематические и индивидуальные консультации
-внеклассных мероприятий
-организаций поездок и экскурсий
Оперативная диагностика необходима в конфликтной ситуации между родителями и детьми . при подготовке к собеседованию , в решении проблемных ситуациях, которые могут возникнуть у учащихся друг с другом . а также у родителей и учеников .
Итоговую диагностику уместно проводить в конце учебного года ; по результатам участия класса в праздниках , классных и школьных конкурсах и фестивалях .
Очень значимым направлением деятельности классного руководителя с семьей учащихся является коррекционная работа.
Главным значением коррекционной работы является оказание родителям психолого- педагогическое помощи и поддержки в решение проблемных ситуаций семейного воспитания.
Коррекционная помощь и поддержка со стороны педагога очень необходима семье, если ребёнок в младшем школьном возрасте выходит из повиновения родителей и попадает в плохую компанию, которая становится для него более значимой ,чем собственная семья.
А к основным функциям классного руководителя относятся:
а) аналитическая:
- изучение индивидуальных особенностей учащихся;
- изучение и анализ развития классного коллектива;
- анализ и оценка семейного воспитания каждого ребенка;
- анализ и оценка уровня воспитанности каждого ребенка;
б) организационно - педагогическая:
- организация и стимулирование разнообразной деятельности учащихся;
- установление связи и семей учащихся;
- организация взаимодействия классного коллектива со специалистами служб сопровождения, внешкольными организациями;
в) коммуникативная:
- регулирование межличностных отношений между учащимися;
- установление оптимальных взаимоотношений «учитель - ученик»;
- создание общего благоприятного психологического климата в коллективе.1
В соответствии со своими функциями классный руководитель отбирает формы работы с обучающимися: индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, выполнение совместного поручения, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.), групповые (советы дел, творческие группы, органы самоуправления и др.) или коллективные (коллективные творческие дела, конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования и др.).
При выборе форм работы с учащимися целесообразно руководствоваться следующим:
учитывать воспитательные задачи, определенные на очередной период работы;
определять содержание и основные виды деятельности на основе воспитательных задач;
учитывать принципы организации воспитательного процесса, возможности, интересы и потребности детей, внешние условия, возможности педагогов и родителей;
осуществлять поиск форм работы на основе коллективного целеполагания;
обеспечивать целостность содержания, форм и методов воспитательной деятельности.
В практике работы с родителями учащихся классный руководитель использует коллективные и индивидуальные формы взаимодействия. И в том, и в другом случае могут реализовываться как традиционные, так и нетрадиционные формы работы.
К традиционным относятся:
- родительские собрания;
- общешкольные и общеклассные конференции;
- индивидуальные консультации педагога;
- посещения на дому.
К нетрадиционным относятся:
- родительские чтения;
- родительские вечера.
- День открытых дверей
- Индивидуальные консультации
- Родительский лекторий
- Групповые консультации
- Тематические консультации
- Ведение тетрадей общения
- Внеклассные мероприятия с участием родителей
- Тренинги
- Родительские собрания с участием детей
- Тематические мероприятия, проводимые родителями.
- Родительские ринги.
Тематические консультации дают рекомендации по проблеме, которая волнует родителей.
Родительские чтения дают возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в её обсуждении.
Родительские вечера направлены на сплочение родительского коллектива. Проводятся два-три раза в год без присутствия детей. Темы родительских вечеров могут быть разно-образными. Главное, они должны учить слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос.
Родительские тренинги — это активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным.
Родительские ринги — одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Родительский ринг готовится в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. Вопросы выбирают сами родители. На один вопрос отвечают две семьи. У них могут быть разные позиции, разные мнения.
И традиционные, и нетрадиционные методы и формы взаимодействия классного руководителя с родителями учеников ставят одну общую цель — счастье подрастающей личности, входящей в современную культурную жизнь.
Эта цель долговременная, поэтому конкретизирую ее в задачах, а в соответствии с задачами определяю содержание взаимодействия с родителями, которое включает в себя различные виды и формы совместной деятельности на протяжении всех лет пребывания ребенка в школе.
Совместная деятельность
Наиболее интересными и эффективными формами совместной деятельности считаю:
- «Круглый стол», на который приглашаются интересно рассказывающие о своей школьной жизни люди;
- совместные открытые уроки, на которых присутствующие родители - участники действия;
- педагогические практикумы, когда родителям предлагаются различные ситуации, необходимо найти выход, дать совет или рекомендацию, объяснить свою позицию;
- дискуссии - активная форма повышения педагогической культуры родителей в процессе обсуждения актуальных проблем;
- коллективно-творческие работы, способствующие созданию атмосферы взаимопонимания и сотрудничества, сплочению коллектива.
Естественно важно учитывать занятость родителей, поэтому привлечение родителей должно быть посильным для семьи.
Для успешной работы по организации взаимодействия с родителями и всего образовательного учреждения в целом необходима самодиагностика, Именно это позволяет строить дальнейшую работу по улучшению эффективности сотрудничества, а также способствует выработке критериев успешности.
Таковыми являются:
- создание внутришкольных органов (Совет школы, родительский комитет);
- повышение уровня компетентности и удовлетворенности характером взаимоотношений и качеством образования;
- повышение активности, ориентации на сотрудничество.
А как следствие - формирование единого пространства взрослых и детей.
Все это одно из важнейших условий завоевания классным руководителем авторитета у детей и родителей.
Памятка эффективного взаимодействия
классного руководителя с семьями учащихся.
- Родителям нужна поддержка , помощь и добрый совет . Если вы ими располагаете , - создайте необходимые условия для общения с вами !
- Не беседуйте с родителями второпях , на бегу ; если вы не располагаете временем , лучше договоритесь о встрече на другое время!
- Разговаривайте с родителями спокойным тоном , не старайтесь назидать и поучать; это вызывает раздражение и негативную реакцию со стороны родителей !
- Умейте терпеливо слушать родителей , дайте возможность высказать по всем наболевшим вопросам !
- Не спишите с выводами ! Обдумайте хорошо то , что вы от родителей услышали !
- То , о чем родители вам поведывали , не должно стать достоянием других родителей , учащихся и педагогов!
- Если есть профессиональная необходимость поделиться той информацией. Которую сообщили родители ещё с кем-то, родителей необходимо поставить об этом в известность! Готовясь к встрече с семьёй ученика , необходимо помнить . что любой родитель хочет услышать не только плохое , но в первую очередь, хорошее, дающее шанс на бедующее!
- Каждая встреча с семьёй ученика должна заканчиваться конструктивными рекомендациями для родителей и самого ученика!
- Если педагог в какой-то проблеме или ситуации некомпетентен , он должен извиниться перед родителями и предложить им обратится за консультацией к специалистам !
- Если родители принимают активное участие в жизни класса и школы , их усилия должны быть отмечены классным руководителем и администрацией школы !
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пожелания родителям ученика 1-го класса
Дорогие родители! Ваш ребёнок впервые пошёл в школу. Как сделать его учёбу интересной, увлекательной, обеспечивающей постоянное умножение знаний и практических навыков? Опыт п...
Родители учеников - мои главные помощники
В статье описаны разнообразные формы и приемы работы учителя с родителями...
Родители учеников - мои главные помощники
Кто главный в воспитании ребенка? Напрашивается ответ – родители. Но смогут ли они одни воспитать ребенка без его желания прислушиваться к мнению родителей, подражать им?Представим родител...
Родительское собрание в первом классе "Знакомство с родителями учеников-первоклассников"
Родительское собрание в первом классе "Знакомство с родителями учеников-первоклассников"...
Пожелания родителям ученика, анкета
Пожелания родителям учеников 1, 2, 4 классов содержат рекомендации по организации помощи младшим школьникам в обучении управления собой . Предлагаемая анкета позволит провести исследование, направленн...
советы родителям учеников начальной школы
советы родителям на каждый день...
Практические рекомендации родителям учеников начальной школы.
Эти рекомендации помогут Вам и Вашему ребенку увериться в том, что учиться интересно, что он много умеет, а всему остальному обязательно научится....